Содержание
«Военная Литература»
Военная история

На фронте под Ельцом

15 ноября 1941 года на сто сорок седьмой день войны, командование вермахта начало второе генеральное наступление на советскую столицу. В бой было брошено 50 отборных дивизий, из них 20 танковых и моторизованных. На фронте от Калинина до Каширы развернулись ожесточенные сражения.

Части 2-й немецкой армии в полосе Юго-Западного фронта, имея пятикратное превосходство в живой силе и технике, заняли Ефремов. 26 ноября они захватили Верховье и Ливны.

Шесть дивизий 13-й армии вели подвижную оборону западнее Ельца на рубеже 160-го километра. Елецкий железнодорожный узел, обеспечивая движение поездов в пяти направлениях, оставался важнейшим пунктом снабжения войск Юго-Западного фронта.

Бронепоезд № 2 под командованием младшего лейтенанта В. М. Морозова срочно был переброшен к Ельцу. Поздним вечером 26 ноября на разъезде Пажень (в 20 километрах западнее Ельца) курский бронепоезд № 2 встретил командующий 13-й армией генерал-майор А. М. Городнянский. Он определил экипажу боевую задачу: отбыть в Шатилово в распоряжение командира 148-й стрелковой дивизии полковника Ф. М. Черокманова.

С начальником штаба дивизии полковником П. И. Касаткиным В. М. Морозов обсудил все детали предстоящего боя. Дивизионная разведка установила, что, захватив село Ребриково юго-западнее Шатилово, фашисты сосредоточили здесь ударные силы. Бронепоезд должен был нанести по ним внезапный мощный удар. Пехотинцам следовало подпустить фашистов к железной дороге. В этот момент стальная крепость должна прорваться на два-три километра вперед и врезаться в боевые порядки наступающих гитлеровцев. Командиры стрелковых батальонов справедливо рассчитывали, что на открытой местности фашисты не успеют подтянуть артиллерию к железной дороге. В начале боя бронепоезд не должен был обнаружить себя паровозным дымом. Для обеспечения маскировки паровоз растапливали только сухими дровами, поддерживая низкий уровень воды в паровозном котле. От бригады требовалось высочайшее мастерство.

После встречи с командованием 148-й дивизии младший лейтенант В. М. Морозов послал старшего дорожного мастера В. П. Ховалкина с бригадой осмотреть путь западнее Шатилово. Через четыре часа вернулись железнодорожники — братья Василий и Иван Ховалкины, главные кондукторы В. А. Сергеев, А. Е. Еськов, путевой мастер М. В. Сергеев. Они осмотрели пять километров пути, под носом у фашистов устранили [95] повреждения. Теперь бронепоезд смело мог двигаться на перегоне.

Ранним утром 28 ноября 1941 года фашисты перешли в наступление. В. М. Морозов и связист младший сержант П. С. Цветков находились на наблюдательном пункте в боевых порядках пехоты. На заснеженном поле, простирающемся до восточной окраины села, показались гитлеровцы. Они спустились с косогора, преодолели переправу через замерзший ручей, протекавший западнее станции. Группа разведчиков, выдвинувшихся к железной дороге, прикрывалась интенсивным минометным огнем.

Выбор наиболее удобного момента для налета бронепоезда, безусловно, был связан со значительным риском. Подставить боевую машину под ураганный огонь на перегоне означало бы сорвать тщательно спланированную операцию. Но допустить фашистов, обладающих значительным численным и огневым перевесом, на территорию станции тоже нельзя. Они могли укрыться от пулеметного огня за деревьями, кустарниками, станционными постройками. В этом случае бронепоезд мало чем мог помочь пехоте. А дивизия полковника Ф. М. Черокманова в предыдущих боях на Орловщине потеряла две трети личного состава. На переднем крае обороны не было ни одного орудия, лишь пять станковых пулеметов огнем могли поддерживать пехоту.

Фашисты наступали во весь рост, как на параде.

С наблюдательного пункта младший лейтенант В. М. Морозов перешел на переднюю бронеплощадку. Бронепоезд медленно выдвинулся к центру станции из засады. На левом борту были сосредоточены 16 пулеметов. Даже на контрольных платформах из шпал, скрепленных железными скобами, соорудили надежные укрытия. Железнодорожники-пулеметчики А. П. Грицаев, В. А. Сергеев, И. П. Ховалкин расположились здесь, как за бруствером окопа. Вся команда застыла в ожидании приказа «Огонь!».

Несколько мин разорвалось впереди. Черной землей засыпало рельсы. Без предварительной разведки двигаться было невозможно. С платформы спрыгнул боец и решительно пошел по шпалам вперед. Это был отважный командир орудия старший сержант А. И. Глушенков. Рядом рвались мины, а он шел, даже не пригибаясь. Для командира, наблюдавшего с бронеплощадки за «прогулкой» Глушенкова, минуты казались вечностью. Андрей прошел вперед метров триста, проверяя каждый рельсовый стык. Миновав зону сплошного огня, он подал сигнал: можно двигаться, путь без повреждений.

Бронепоезд стремительно вырвался вперед. Фашисты, подошедшие к станции, попали под кинжальный пулеметный огонь. Серо-зеленые фигуры падали, как подкошенные.

Наступление фашистов захлебнулось. Но, преследуя противника, бронепоезд сам попал в зону интенсивного обстрела. [96]

Вдруг послышался глухой удар под паровозом. Будку машиниста заволокло удушливым дымом. Машинист К. И. Воробьев приоткрыл дверцу и увидел, как из тендера струями полилась вода. Бронепоезд резко остановился — осколками перебило воздушную тормозную магистраль. Иван Ховалкин, спрыгнув с площадки, пополз вдоль состава, отпуская рычаги тормозов. По снегу тянулся за ним кровавый след — Иван был ранен в обе ноги. Но вскоре бронепоезд приобрел возможность маневра.

Фашисты вели бешеный огонь, стремясь поймать бронепоезд в «вилку». Машинист Воробьев маневрировал, рывками двигая бронепоезд на перегоне. Осколками повредило левую паровую машину. Одна правая не могла обеспечить нормального хода. Поврежденный паровоз только по инерции продолжал движение. Послышался гулкий, зловещий удар колес передней платформы. Ее подбросило, резко закачались обе бронеплощадки. Но машинист смог благополучно провести состав по опасному участку. Под прикрытием леса бронепоезд остановился за входным семафором. Вражеский обстрел не прекращался. Мины одна за другой рвались вблизи бронированного состава.

Неожиданно из-под низко спускавшейся брони вылезла обледеневшая помощник машиниста Мария Козьменкова. Две пары мужских рук быстро подняли Марию в паровозную будку. Едва Иван Гладилин успел захлопнуть дверцу, как рядом с паровозом разорвалась мина.

— Что с тобой? Где тебя так вымочило? — взволнованно спросил Кузьма Воробьев.

— Под машиной душ принимала, — улыбнулась Мария. [97]

Отогревшись у топки, Мария рассказала, что во время остановки она заметила повреждение одного из инжекторов. Закрыла в будке тендерный клапан. Зацепившись ногами за подножку паровоза, быстро навернула водоприемный рукав, сорванный с гайки разрывом мины. Благодаря ее отваге вода в тендере была сохранена.

Рассказывая на страницах «Красной Звезды» о мужественных бойцах бронепоезда, поэт Александр Безыменский писал: «Машинист Кузьма Воробьев — бронепоездный богатырь. Сколько раз он чинил тендер под огнем врага, затыкая отверстия металлическими бородками... Мария Стефановна Козьменкова — помощник машиниста, героическая женщина, вызывающая восхищение всего экипажа. В самых трудных боях дежурила она и завоевала славу замечательного бойца...»{11}.

Под покровом ночи израненный бронепоезд № 2 «черным» паровозом доставили в Елец на ремонт. Его место в боевых операциях временно занял бронепоезд № 4 старшего лейтенанта Н. Д. Левитова.

В журнале боевых действий, хранящемся в Центральном архиве Министерства обороны СССР, есть запись: «29 ноября 1941 года разведка сообщила, что к станции Казаки движется колонна танков и пехота численностью до батальона. Бронепоезд, находясь в засаде, подпустил гитлеровцев на 500 метров и открыл огонь из всех огневых средств. Была рассеяна вражеская колонна, уничтожено 2 минометных батареи...»{12}. [98]

Угроза глубокого прорыва частей 34-го и 35-го армейских корпусов противника ускорила подготовку нашей наступательной операции под Ельцом. В связи с дальнейшим продвижением немецких дивизий на Задонск их фронт растянулся, и образовались слабообеспеченные участки.

Мощный удар в тыл наступавшей группировки должна была наносить оперативная группа Юго-Западного фронта под руководством генерал-лейтенанта Ф. Я. Костенко. Утром 6 декабря войска правого крыла Юго-Западного фронта стремительно двинулись в наступление. А 7 декабря части 143-й и 148-й стрелковых дивизий уже вели бои на подступах к Ельцу.

На станции Дон младший лейтенант В. М. Морозов получил срочный приказ выехать к Ельцу. Для выяснения обстановки командир послал группу разведчиков. Они вскоре возвратились и доложили, что к 203-му километру подходила ускоренным маршем колонна гитлеровцев с орудиями, минометами и большим обозом в хвосте. Это был один из полков второго эшелона, спешивший на помощь главным силам в район Ельца.

Под прикрытием леса, в выемке, решили устроить засаду. Растянувшись по дороге, враг подходил все ближе и ближе. Уже и без бинокля четко были видны серо-зеленые фигуры вражеских солдат в овраге. Головная часть колонны вышла на железнодорожное полотно, направляясь к элеватору. Вырвавшись из-за поворота, на полном ходу, бронепоезд открыл огонь. Встреченные ливнем свинца, фашисты сразу отхлынули назад, но разобравшись, что их атаковал только один бронепоезд, спешно развернувшись, начали наступать со всех сторон, развернув и несколько пушек.

Завязалась ожесточенная артиллерийская дуэль. С передней площадки Морозову были хорошо видны жерла вражеских орудий. Вылетали всполохи огня. Снаряды рвались рядом. Бронепоезд маневрировал. Расчет старшего сержанта Андрея Глушенкова стрелял с большим напряжением. Связист Николай Ганенко едва успевал передавать команды. Артиллеристы Степан Козленко, Петр Третьяк, Федор Ляховец отлично выдержали экзамен на оперативность, выдержку и расчет. После точных залпов вражеский обстрел бронепоезда прекратился.

Слева, из оврага, показалось странное шествие. Без единого выстрела двигалась шеренга как-то непонятно одетых людей. Фашисты? Но почему тогда не стреляют и идут в сумерках привидениями? Расстояние между идущими и бронепоездом сокращалось. Сто пятьдесят метров. Сто двадцать... Сто... Пулеметчики застыли в недоуменном ожидании. И вдруг из шеренги раздался истошный крик: «Это фашисты! Стреляйте быстрей! Только выше...»

Пулеметы бронепоезда застрекотали разом. И мигом передние ряды приникли к земле, остальные бросились назад под [99] свинцовым ливнем. Убитые десятками падали с крутого обрыва в овраг. А к бронепоезду ползли люди. Измученные, исхудавшие, в грязных лохмотьях. Оказывается, гитлеровцы для прикрытия в первой цепи выставили 40 пленных красноармейцев.

После боя были захвачены большие трофеи: минометы, мины, множество повозок с провиантом и награбленным имуществом.

Метельным утром 8 декабря бойцы 496-го стрелкового полка, стремительно переправившись через замерзшую Сосну, внезапно атаковали фашистов на улицах города. Со стороны железнодорожной станции безостановочно наступали подразделения 654-го стрелкового полка. Полковник Ф. М. Черокманов находился в первых рядах наступавших бойцов. Фашисты, укрепившись в подвалах домов, каменных сараях, на колокольнях церквей, вели бешеный огонь. Атаки красноармейцев то и дело захлебывались.

На пегой лошади полковник Ф. М. Черокманов выехал на железнодорожное полотно. Четверо путейцев, окутанных клубами пара, сосредоточенно укладывали рельсы.

— Что, братцы, жизнью не дорожите? — обратился он к работавшим.

— С минуты на минуту должен бронепоезд прийти, — распрямил спину морщинистый путеец с густыми заиндевевшими усами. — Нельзя нам подводить, пусть бьют фрицев. [100]

Услышав хрипловатый голос пожилого железнодорожника, Черокманов повеселел: «А верно, молодцы эти ребята с бронепоезда. Всегда выручат в трудную минуту. С их помощью смело можно выбить захватчиков из города».

Вскоре послышался стук колес. Из-за поворота показалась громада в клубах дыма и пара. Полковник поднялся на переднюю площадку. Каково же было его удивление, когда он встретил командира Морозова.

— Ну, младший лейтенант, еще раз выручайте нас. Пусть твои артиллеристы покажут мастерство! — И Черокманов указал в сторону церквушки, откуда фашисты вели огонь.

Морозов посмотрел в сторону вражеской цитадели и отрицательно покачал головой:

— Отсюда не возьмем, товарищ полковник, не позволит сектор обстрела орудия. Надо бы еще метров 150–200 продвинуться вперед. Там кривая, вот откуда их и достанем...

Первый снаряд взорвался неподалеку от церкви.

Новый залп.

Колокольня окуталась клубами дыма и пыли. Когда дым рассеялся, Морозову хорошо стало видно, как накренилась звонница колокольни. Прямой наводкой бронепоезд сделал еще несколько выстрелов. Через час картина прояснилась: 12 огневых точек уничтожил бронепоезд на окраине Ельца.

Пехотинцы, поддержанные артиллерийским огнем, успешно продвигались вперед. Ворвавшись на станцию, бронепоезд открыл огонь по тюрьме, которую гитлеровцы превратили в главный узел сопротивления.

На главных путях станции крепость на колесах салютовала в честь освобождения Ельца.

10 декабря в Елец прибыл командующий 13-й армией А. М. Городнянский. Генерал остановил рапорт В. М. Морозова, растерявшегося от внезапного посещения высокого начальства:

— Знаю все о ваших делах. — И круто повернувшись к члену Военного Совета армии М. А. Козлову, с явным удовольствием произнес: — Молодцы у нас бронированные ребята! Честное слово — молодцы!

На другой день нарочный штаба армии привез Морозову пакет с приказом. Вот строчки, напечатанные на старой, побитой машинке: «Присвоить звание старшего лейтенанта командиру бронепоезда Морозову Владимиру Михайловичу...» В конце стояла уверенная, размашистая подпись генерала А. М. Городнянского.

— Не забыл своего обещания генерал, — впервые за много дней боев улыбнулся командир бронепоезда.

18 января 1942 года приказом командующего Брянским фронтом генерал-полковника Я. Т. Черевиченко командир бронепоезда № 2 младший лейтенант В. М. Морозов и комиссар бронепоезда [101] политрук С. Я. Бродкин были награждены орденами Красной Звезды. Вскоре их вызвали в штаб фронта в Елец для вручения наград. Они стали первыми в экипаже бронепоезда, кто был удостоен боевых наград.

Значителен вклад военных железнодорожников в разгром фашистских армий под Москвой. Рабочие железнодорожных восстановительных бригад, работники специальных формирований НКПС обеспечивали передвижение эшелонов с войсками, боевой техникой и вооружением, под артиллерийским огнем противника восстанавливали разрушенные участки пути.

Из истории битвы за Москву нельзя вычеркнуть вклада коллективов московских паровозных депо: имени Ильича, Москва-Пассажирская-Курская, Москва-Октябрьская и других. Московские железнодорожники в дни битвы за столицу построили 16 и отремонтировали 38 бронепоездов, ушедших на передовую из деповских цехов. Инициативу железнодорожников поддержали рабочие Московского вагоноремонтного завода имени Войтовича, Мытищинского вагоностроительного завода, завода «Компрессор». Они строили бронеплощадки, оборудовали зенитные бронепоезда.

В одном строю защитников столицы стояли воины и труженики тыла.

В боях за Мармыжи

В течение первого месяца наступления Советских войск под Москвой были освобождены Клин, Калинин, Рогачев, Можайск, Малоярославец, Яхрома, Волоколамск.

Под Тимом на Курщине отборные немецкие дивизии — 9-я танковая и 16-я моторизованная — потеряли более полутора тысяч убитыми и ранеными, 35 танков и бронемашин. И это в схватке только за один населенный пункт на среднерусской равнине. Истекая кровью, захватчики вынуждены были отползать под ударами бойцов 87-й стрелковой дивизии полковника А. И. Родимцева.

8 декабря 1941 года, уже в ходе советского контрнаступления, гитлеровцы вновь пытались зайти в тыл группе Юго-Западного фронта, сжимавшей вражеский «котел» под Ельцом. В этих сложных условиях командующий 40-й армией генерал-майор К. П. Подлас поставил перед 87-й стрелковой дивизией труднейшую задачу: за двое суток совершить сорокакилометровый [102] марш-бросок и во встречном бою остановить продвижение противника.

Утром 11 декабря 16-й и 96-й стрелковые полки завязали бои за села Перевалочное и Мармыжи. Эти населенные пункты в течение дня несколько раз переходили из рук в руки. Но бойцы дивизии продвинуться вперед не смогли. Гитлеровцы прочно закрепились на этом участке.

А неподалеку, под Кшенью, шестой день шли восстановительные работы. Бойцы 79-го путевого батальона налаживали взорванный мост. Работы подобного рода всегда были самыми трудными на транспорте, а зимой особенно. Бойцы ломами, кирками вгрызались в мерзлую твердь.

12 декабря машинист Г. М. Гладилин с черепашьей скоростью первым провел бронепоезд № 15 «Бесстрашный» через мост, под прикрытием морозной дымки подошел к переднему краю противника. Трое суток бронепоезд вел «безответный разговор» с противником. Наконец, гитлеровцы поняли, откуда по ним ведется огонь. И стали посылать на бронепоезд град мин.

Между тем бои под Мармыжами приняли затяжной характер. Тогда по просьбе командиров 87-й и 160-й стрелковых дивизий полковников А. И. Родимцева и М. Б. Анашкина командованием 40-й армии к Кшени были подтянуты семь бронепоездов. После ремонта в Грязях сюда прибыл курский бронепоезд № 14 под командованием старшего лейтенанта В. М. Морозова. Подошел и бронепоезд № 9 «Дзержинец» старшего лейтенанта П. И. Исаченко.

18 декабря со станции Лиски в это место были переброшены отдельный бронепоезд № 1 старшего лейтенанта Внучко, бронепоезда № 4 и 5 1-го отдельного дивизиона, зенитный бронепоезд № 3 «Смерть фашизму!» младшего лейтенанта И. П. Гуреева из 377-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона и другие. Всем им предстояло в ночных налетах наносить удары по переднему краю вражеской обороны.

Вспоминает заместитель командира бронепоезда № 1 капитан в отставке Д. И. Плахотниченко:

— Однажды ночью, в сильнейшую вьюгу и мороз, я с двумя бойцами — разведчиком и связистом — был вызван к командиру дивизиона и предупрежден, что придется корректировать огонь поезда по станции Мармыжи. Поезд № 1 отправился от станции Кшень в направлении Мармыжей, дошел до разрушенной железнодорожной будки и остановился. Я с бойцами сошел с поезда, и мы пошли к станции Мармыжи по железной дороге. Связист одновременно прокладывал телефонную линию. Конкретной цели у нас не было, целью была обширная станция Мармыжи, занятая и обжитая немцами. После того как поезд выпустил 20–25 снарядов, немцы ответили массированным артиллерийским огнем по предполагаемому месту нашей стоянки. Бронепоезд отошел, а мы [103] остались в блиндаже боевого охранения. Спустя минут тридцать поезд возвратился на прежнее место, и стрельба продолжалась. На станции Мармыжи раздалось несколько взрывов, возникли очаги пожаров. Снаряды попали в хранилище боеприпасов.

В журнале боевых действий дивизиона есть такие строки: «18.12.41–1.1.42 г. дивизион действовал на участке Кшень — Мармыжи, поддерживал наступление 160-й стрелковой дивизии и 13-й гвардейской стрелковой дивизии. В боях за овладение станцией Мармыжи уничтожено 4 танка и до двух рот солдат противника»{13}.

Утром 19 декабря была поставлена новая боевая задача — овладеть станцией Мармыжи. Растянувшись цепью по перегону, бронепоезда открыли огонь. В атаку двинулись бойцы 96-го стрелкового полка 87-й дивизии.

Но гитлеровцы бросили в бой танки. Бронепоезда потеряли главное качество — маневренность. У головного бронепоезда фашистские танки разбили переднюю платформу, повредили паровоз. Пришлось отойти в Кшень.

Вечером полковник А. И. Родимцев собрал командиров бронепоездов. Невысокого роста, коренастый, он был словно влит в белый полушубок, туго перетянутый портупеей. Окинув быстрым взглядом собравшихся, полковник приступил к делу: «Завтра любой ценой необходимо взять Мармыжи. Нужно помочь пехоте метким огнем».

Рассвет 20 декабря выдался морозным и туманным. Подхваченный жгучим ветром, снег беспорядочно кружился в воздухе. В суровой настороженной мгле притихли семь бронепоездов. Но вот серую темень прочертила бледно-зеленая ракета. И тотчас впереди застучали пулеметы. Один за другим послышались разрывы неприятельских мин. «Огонь!» — передалась по бронепоездам команда. Раздался оглушительный залп из тридцати орудий. Пехотинцы, поддержанные артиллерией, пошли в атаку на врага.

Передний бронепоезд, стоявший у разрушенного мостика, окутался клубами пара. Вражеский снаряд угодил в сухопарник. Через минуту послышались снова сильный взрыв и скрежет брони. На этот раз была разбита башня на другом бронепоезде. Воронежская «девятка» и курские поезда выдвинулись вперед. К полудню фашисты, понеся большие потери, начали отступать. Они откатывались все дальше на запад.

Вспоминая о боях за Мармыжи, комиссар воронежского бронепоезда № 9 И. С. Арчаков рассказывал:

— Бронепоезд прибыл на огневую позицию в район станции Мармыжи. Метким огнем было уничтожено восемь фашистских пулеметных точек. После артиллерийского огня бронепоезда в атаку пошли пехотинцы 537-го стрелкового полка 160-й дивизии. [104] Командование полка дало высокую оценку действиям «Дзержинца».

После взятия Мармыжей бронепоезда распределили по станциям для охраны разгружавшихся эшелонов. «Бесстрашный» остался в Кшени, а 14-й направили в Грайворонку.

Поезда одеваются в броню

Зимние месяцы 1941–1942 годов ознаменовались массовым сооружением бронепоездов в тыловых депо, на ремонтных заводах НКПС, находившихся даже за сотни километров от линии фронта.

«Цех — фронт, станок — оружие», — под таким девизом трудились сотни рабочих Ташкентского паровозоремонтного завода. В ноябре 1941 года в котельном цехе бригада мастера К. Н. Матвеева начала работы по оборудованию бронепоездов. Строителей тогда называли гвардейцами трудового фронта. Пожелтевшие страницы заводской многотиражки «Гудок красновосточника» сохранили имена стахановцев военной поры, вложивших труд в создание грозных крепостей. Это братья Брыкины, котельщик Караташкин, газорезчики Уразов и Лазоренко.

Не хватало бронелистов нужной толщины. По совету уполномоченного НКПС Н. П. Конанюка было решено устанавливать сдвоенные листы. К 30 декабря 1941 года боевые машины были покрыты броней. 12 января 1942 г. бронепоезд «Узбекистан» был доставлен на артиллерийский полигон для испытания брони на прочность. После обкатки с представителями отдела бронепоездов НКПС боевые поезда «Узбекистан» и «Комсомол Узбекистана» были направлены в Оренбург. Здесь под командованием капитана К. Д. Магилевцева формировался 28-й отдельный дивизион.

22 марта 1942 года пополненные зенитным вооружением и укомплектованные личным составом бронепоезда «Узбекистан» № 677 под командованием лейтенанта С. К. Иванова и «Комсомол Узбекистана» № 708 под командованием старшего лейтенанта Н. А. Грешнева отбыли в Москву в распоряжение Главного автобронетанкового управления Красной Армии.

В паровозном депо Москва-Пассажирская Ленинской железной дороги в короткий срок было построено два бронепоезда. Первый бронепоезд начал сооружаться в ноябре 1941 года, когда фашисты стояли у рубежей Московской обороны. Большую организаторскую работу вели начальник паровозного отделения Г. П. Тютиков, начальник паровозного депо Б. А. Ильин, его заместитель инженер А. Г. Буровцев. Более двух недель не выходили [105] из деповских цехов мастера С. И. Васильев, М. М. Заваленов, котельщики Ф. О. Кротов, А. И. Медведев, Ф. А. Старостин, сварщики П. А. Гамов, И. А. Зайцев, П. И. Киселев, слесарь И. С. Илюхин и другие рабочие депо.

«Народный комиссариат путей сообщения с удовлетворением отмечает Вашу патриотическую инициативу, — указывалось в телеграмме, направленной коллективу депо Москва-Пассажирская-Ленинская. — На строительстве бронепоездов Вами проявлено большое упорство, настойчивость, сметка.

Под командованием капитана Ананьева и лейтенанта Голованца они наносят сокрушительные удары по немецко-фашистским ордам на подступах к Москве. НКПС надеется, что и третий бронепоезд — «Железнодорожник Ленинской» — будет выпущен в установленный срок»{14}.

18 октября 1941 года, когда немецкие танковые соединения из группы армий «Центр» прорвались к Можайской линии обороны под Москвой, бюро Горьковского обкома ВКП(б) приняло специальное постановление, одобрившее инициативу железнодорожников Горьковского узла о строительстве бронепоезда. Всем партийным, советским и хозяйственным организациям области было предложено принять активное участие в сооружении бронепоезда. При обкоме партии был создан совет содействия строительству во главе с секретарем обкома И. А. Слеповым. В совет вошли работники обкома партии А. Л. Кошелев, В. Ф. Янкавцев, начальник Горьковской железной дороги В. А. Ухтомский, руководители ведущих предприятий области.

Начальник Горьковской железной дороги В. А. Ухтомский возложил руководство сооружением бронепоезда на заместителя начальника паровозной службы дороги Л. Д. Рыбенкова.

К работе были привлечены квалифицированные военные и гражданские специалисты. Оборудование бронепаровоза Ок-139 шло в цехах паровозного депо Горький-Пассажирский (начальник С. Н. Черняев). Строительство броневых площадок находилось под контролем начальников вагонного депо Горький-Пассажирский Н. С. Иванова и вагонного участка Д. В. Гладких, мастеров В. А. Мясникова, И. В. Зайцева, П. А. Колбасина.

— Областной комитет партии поддерживал любую полезную инициативу, смелую инженерную мысль, предложения по поводу прогрессивных конструкций, материалов, технологии. В боях мы не раз с благодарностью вспоминали эту огромную работу, — отмечал секретарь узлового парткома станции Горький-Пассажирский А. С. Потехин. — По сравнению с бронепоездами, выпускаемыми в Сормово специалистами Брянской базы, наш бронепоезд получался приземистее, с наклонной броней, литыми танковыми [106] башнями. По своей мощи он намного превосходил старые образцы броневых машин...

24 октября 1941 года почин горьковчан поддержал коллектив Муромского вагонного участка, начав сооружение бронепоезда. Вспоминает руководитель строительства, бывший начальник Муромского вагонного участка В. А. Бритин:

— Строительство бронепоезда было новым делом для муромских железнодорожников. Но взялись за него очень горячо, и каждый трудился за двоих-троих. Мы приобрели новейшую техническую документацию, по которой еще не было построено ни одного бронепоезда. Молодые специалисты А. И. Чахрадзе, И. Д. Яшанов, В. А. Кумин, техник М. П. Харитоненко быстро совершенствовали чертежи отдельных узлов и деталей.

Строительство началось 7 ноября 1941 года в двадцативосьмиградусный мороз. Оно превратилось во всенародное дело рабочих и инженерно-технических работников Муромского узла. Кулебакские металлурги своевременно обеспечивали поставку проката и броневой стали. Рабочие завода имени Ф. Э. Дзержинского производили закалку брони во внеурочное время. Работники пункта технического осмотра станции Муром в полном составе после ночных дежурств приходили в цеха вагонного депо и, не зная усталости, активно брались за трудную работу.

Немало труда в создание бронепоезда вложили мастера Клюшин, Демин, Семушкин, поездные вагонные мастера Дементьев, Ерохин, Марьяхин, Зайцев, старшие осмотрщики Кустодов, [107] Комолов, слесари В. В. Тетерин, Борисов, П. Н. Логинов, Л. А. Федосеев и другие.

Особенно хочется сказать о В. В. Тетерине. Опытный слесарь-разметчик, он изучил чертежи до мелочей, знал, что все нужно взвесить, прикинуть, чтобы меньше металла шло в отход. Так весь бронепоезд прошел через руки Тетерина. Он помогал устанавливать орудийные башни на платформы. Ездил Тетерин и на испытание своего стального детища в Горький...

Оборудование бронепаровоза производили в паровозном депо Муром под руководством мастера Б. А. Соина. В короткий срок комсомольцы-строители С. Е. Мажоров, В. А. Смирнов, А. В. Бирюков произвели замену рессор (теперь они выдерживали нагрузку до 21 тонны вместо 17), оборудовали бронебудку, покрыв ее листами 45-миллиметровой брони.

8 февраля 1942 года на многолюдном митинге состоялась передача бронепоезда военному командованию. Командиру стальной крепости капитану Н. Я. Клочко и комиссару И. А. Меньшову секретарем Муромского горкома партии Москвиным было вручено шефское Красное знамя. 9 февраля 1942 года бронепоезд прибыл в Горький. В первый поход его вели машинисты-муромчане А. В. Солдатов, В. А. Смирнов, А. Г. Шмелев, А. В. Бирюков, И. Е. Сераков, А. В. Журухин, А. С. Снопок.

21 февраля 1942 года было завершено формирование 31-го отдельного Горьковского дивизиона бронепоездов. Его возглавили подполковник А. И. Зайченко и комиссар А. Т. Удовиченко. Приказом [108] народного комиссара обороны бронепоездам дивизиона присваивались имена великого патриота земли русской, нижегородца Козьмы Минина и былинного богатыря Ильи Муромца. Экипаж «Козьмы Минина» возглавил старший лейтенант Т. П. Белов, а комиссаром стал организатор его строительства А. С. Потехин.

4 марта 1942 года 31-й отдельный Горьковский дивизион отбыл в Москву в резерв Ставки Верховного Главнокомандования.

В боевом наказе трудящихся Горьковской области бойцам и командирам 31-го отдельного дивизиона говорилось:

«Усилиями трудящихся нашей области — железнодорожников, металлургов, оружейников — построены мощные бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец». Обе эти подвижные бронированные крепости переданы в ваши руки, доверены вам, товарищи бойцы, командиры, политработники. Вручив вам мощную военную технику, любовно созданную нами, мы от имени жен и матерей ваших, от имени всех трудящихся области наказываем вам... Будьте героями Отечественной войны... Будьте бесстрашными, дерзкими, смелыми, находчивыми в бою... Мы уверены, что, помня слова воинской присяги, вы будете являть собой пример высокой дисциплины и под водительством своих начальников по-чапаевски, по-суворовски будете громить врага...»{15}.

В ноябре 1941 года на заседании бюро Раменского горкома ВКП(б) Московской области было принято решение: на базе завода «Стальконструкция» развернуть строительство бронированного поезда. Работу возглавил Н. И. Шибаев — директор предприятия. Создание бронепоезда приняло общерайонный характер. В дело включились коллективы многих предприятий: комбината «Красное Знамя», Раменского целлулоидного завода, строительного треста № 18 и других.

Рабочие из бригады С. И. Караваева приступили к оборудованию бронеплощадок. К вагонному настилу привертывали специальные детали, к которым крепили каркасы всей бронеплощадки. Изнутри и снаружи каркас одевали броневыми листами. Часто случалось, что от сильных морозов лопались сварные швы. Сварщики предложили одновременно варить и подогревать броневые листы изнутри. Это значительно ускорило работу. В полу каждой бронеплощадки оборудовали специальные люки, закрывали бронированными «фартуками» колеса и буксы.

Значительный вклад в оборудование боевых машин внесли электрики Раменского отделения Мособлэнерго, выполнив сложные работы по монтажу энергохозяйства. [109]

В марте 1942 года, когда сооружение бронепоезда близилось к завершению, монтажники предложили назвать его именем первого секретаря Московского горкома партии А. С. Щербакова. Но Александр Сергеевич, поблагодарив строителей при встрече, посоветовал именовать бронепоезд «Москвич». 5 апреля 1942 года на митинге в поселке Стаханове (ныне город Жуковский) бронепоезд «Москвич» был придан представителям Красной Армии и вскоре приписан к 32-му отдельному дивизиону.

— 11 ноября 1941 года вместе с командиром бронепоезда старшим лейтенантом А. Р. Горбачевым мы прибыли в Ярославль, — вспоминает бывший начальник штаба 54-го ОДБП, почетный железнодорожник П. И. Волковой. — В Ярославле по инициативе комсомольцев-железнодорожников уже развернулось строительство броневого поезда. Ремонтники локомотивного депо Всполье (ныне Ярославль-Главный) производили бронирование паровоза Оп-7593, а в вагонном участке оборудовали четыре бронеплощадки на основе двухосных платформ.

Трудное это было время. Фашисты стояли у стен Москвы. Ежедневно звучали сводки Совинформбюро, одна тревожнее другой. Железнодорожники трудились в промерзших цехах по 12–14 часов в сутки. Порой нам казалось, что многие из ремонтников вообще не покидали деповских цехов. Несмотря на физическую усталость, недоедание, строители были охвачены необычайным патриотизмом. Заказ для фронта считался боевой задачей. Организаторами строительства стали Г. М. Воеводский, К. П. Евстигнеев, Н. И. Сибриков и другие. Железнодорожники трудились под девизом «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт».

В эти нелегкие зимние дни энтузиазм молодых строителей был потрясающим. В январе 1942 года комсомол Ярославщины собрал в фонд строительства бронепоезда 1 219945 рублей.

А как только закончилось оборудование бронепоезда, добровольцами в состав экипажа влились машинисты депо Всполье Н. Н. Морозов, К. А. Носов, И. П. Миронов, В. П. Вахлеев, помощниками машинистов стали Г. Варенцов, А. Бельцев, П. И. Колобухов. Паровозным техником бронепоезда стал З. А. Воронов, а старшим паровозным техником 54-го дивизиона был утвержден С. К. Плешаков.

Остается уточнить, что бронепоезда 54-го ОДБП в мае 1942 года на станции Елец вошли в подчинение 48-й армии Брянского фронта. Командиром этого дивизиона был назначен майор П. И. Иванов.

Еще надо отметить дела соседей ярославских железнодорожников из Владимирской области. В партийном архиве Владимирского обкома КПСС хранится постановление Ковровского городского комитета обороны, датированное 18 декабря 1941 года. В нем отмечалось, что бронепоезд «Ковровский большевик», [110] построенный и вооруженный на средства трудящихся коллективами Ковровского механического завода, железнодорожного узла и других предприятий города, сегодня, 18 декабря, отправляется в Москву в распоряжение Народного Комиссариата Обороны.

— На станции Владимир I Горьковской железной дороги в конце ноября 1941 года стал организовываться 45-й ОДБП. Первым в дивизион поступил бронепоезд, построенный рабочими депо Подмосковная, которым командовал старший лейтенант Ф. А. Николаенко. После перебазирования дивизиона из Владимира на Московско-Окружную дорогу мы получили и второй бронепоезд, сооруженный в цехах Люблинского литейно-механического завода НКПС, — вспоминает бывший помощник командира 45-го дивизиона, капитан интендантской службы Н. Н. Коновалов. — Командование дивизионом принял капитан Г. Д. Зырянов, а комиссаром стал батальонный комиссар Гордиенко. 18 апреля 1942 года, попрощавшись с Москвой, 45-й дивизион отбыл в распоряжение командующего 13-й армией генерала Н. П. Пухова на участок Верховье — Ливны железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского.

Откликнувшись на призыв тружеников прифронтовых магистралей, коллектив паровозного депо Тайга Кемеровской железной дороги сформировал специальную бригаду по оборудованию бронепоезда. Слесари А. С. Аширов, Г. И. Бернацкий, И. С. Власенко, Д. З. Кухта, А. М. Усачев, И. М. Харитонов под руководством техника А. В. Кончухидзе были командированы в Новокузнецк. С Кузнецкого металлургического комбината в местное депо были доставлены листы броневой стали. И вскоре первые броневые площадки были готовы. Но учитывая большой объем работ по бронированию паровоза, бригаду А. В. Кончухидзе возвратили в депо Тайга. Два месяца напряженно трудились ремонтники, не выходя сутками из цехов. По воспоминаниям тайгинских старожилов, женщины и дети приносили обеды и ужины прямо к станкам.

Одновременно шло и формирование боевого экипажа. На учебные сборы были призваны тайгинские машинисты И. А. Токарев, П. А. Хурсик, М. Ф. Щипачев, Н. Анищенко, Н. Климов, помощники А. Михайлов, Н. Лосин, А. Корнев, С. Матвеев. Они составили костяк железнодорожных бригад бронепоезда.

В начале мая 1942 года железнодорожники Тайгинского узла перевели бронепоезд в Новосибирск. Здесь перед проводами на фронт с экипажем встретился прославленный машинист Н. А. Лунин. Его именем и был назван бронепоезд. Под командованием старшего лейтенанта И. И. Даниловича «Лунинец» вошел в Коломне в состав 49-го Отдельного дивизиона бронепоездов.

На Урале тоже организовывали строительство бронепоездов. [111]

18 ноября 1941 года в кабинете начальника паровозного депо Челябинск В. И. Трегубенко проводилось необычное совещание. Заместитель начальника паровозной службы Южно-Уральской железной дороги А. А. Шелягин познакомил челябинских паровозников с заданием Государственного Комитета Обороны: трудящимся Южно-Уральской магистрали предстояло построить пять бронепоездов, из них два в цехах депо Челябинск.

По предложению секретаря парткома депо М. Б. Селиванова было принято решение выделить для работ по оборудованию стальных крепостей большую группу ремонтников, возглавляемых мастерами К. П. Кондаковым, Н. А. Молодцовым, Н. И. Новиковым. Техническим руководителем строительства был назначен старший инженер техбюро В. И. Мороз. В помощь ему управление дороги командировало конструкторов Сахачевского, Воронина, Проценко. В кратчайший срок они должны были разработать рабочие чертежи основных узлов бронепоезда и передать их исполнителям. Комиссаром строительства стал секретарь узлового парткома А. П. Рождественский.

— Мы работали днем и ночью. Восемнадцатичасовой рабочий день считался нормой. Все понимали: бронепоезда очень были нужны фронту, — вспоминает один из строителей бронепоезда, почетный железнодорожник В. В. Вишневский. [112]

Многочисленные трудности возникали у строителей. Вначале предполагалось, что опорные кольца поворотных механизмов орудийных башен будут производиться на челябинских заводах. Но необходимых станков не оказалось. Тогда за дело взялись ремонтники депо Челябинск. Было решено использовать бандажи паровозных колес. Для этого с каждого стального бандажа надо было снять по 45–70 миллиметров металла. Даже опытному токарю при расточке требовалось не менее 20 часов на эту операцию. Токарь-бандажник К. С. Чипышев предложил образец нового резца. В кратчайший срок уральский умелец М. И. Красников изготовил по чертежу необходимый резец. Время на обработку бандажей под кольца сократилось почти в четыре раза.

Бывший мастер депо Н. А. Молодцов рассказывает:

— Начальник депо В. И. Трегубенко вызвал меня и говорит: «За четыре дня на бронепоезде необходимо установить пулеметы». А на каждой бронеплощадке должно быть по четыре станковых пулемета. К работе была привлечена вся бригада по ремонту станков, руководимая А. М. Першаниным. Работали, не зная усталости, но выполнили задание за трое суток.

Работы по строительству первого бронепоезда «Челябинский железнодорожник» были закончены к 24 декабря 1941 года. А 27 декабря на обкатку выехал и второй бронепоезд, названный «Южноуральский железнодорожник».

Технические испытания обеих машин прошли успешно. Командир 4-й бронеплощадки «Южноуральского железнодорожника» В. Я. Куплевахский из Харькова так характеризовал боевые возможности челябинских бронепоездов: «Бронеплощадки были оснащены своеобразно. Каждая имела одну широкую башню, поворачиваемую вручную. Были установлены французские пушки выпуска 1918 года, сохранившиеся с гражданской войны. Перед отправкой орудий для армий Колчака их стволы расточили под калибр 76,2 миллиметра. При стрельбе с невысоким углом возвышения ствола такие орудия оправдывали свое назначение.

На каждом борту бронеплощадки имелись скорострельные «браунинги» и ручные пулеметы Дегтярева. Личное оружие многих красноармейцев составляли трофейные японские винтовки образца 1916 года. С широкими тесаками, примкнутыми к стволу, винтовки торчали выше бойцов, владевших ими. «Интернациональный» характер вооружения и обмундирования бойцов свидетельствовал о крайне трудном времени, переживаемом Красной Армией зимой 1941–1942 годов».

16 февраля 1942 года железнодорожники Южно-Уральской магистрали провожали стальные крепости на фронт. Старшим паровозным бригадиром стал участник гражданской войны И. З. Васильев. В апреле 1942 года в первых боях на Мценском направлении благодарность командования получили машинисты [113] С. Д. Перминов, В. Ф. Югов, Г. Чуяшенко, помощники машинистов А. Ф. Потапенко, М. П. Бакин, Е. А. Бруско.

В боях под Курском погиб В. Ф. Югов, смертельно был ранен и умер в госпитале Г. Чуяшенко.

Заменил Владимира Югова помощник машиниста А. Ф. Потапенко. Не раз он водил бронепоезд в бой, но однажды взрывом авиабомбы его выбросило из будки паровоза, ранило семью осколками. Был он почти на грани смерти. И все же молодой машинист выжил. Последний бой Потапенко провел под городом Плоешти в Румынии.

В Бузулуке началось формирование 35-го ОДБП. В декабре 1941 года для оборудования бронепаровоза была создана бригада из 30 человек. Всеми работами руководил начальник паровозного депо Бузулук Южно-Уральской железной дороги С. К. Грищенко.

Как свидетельствует один из активных участников этого строительства слесарь К. М. Быков, огромный объем работ выполнили мастера Н. И. Вершинин, Н. В. Щенников, рабочие депо М. А. Бурмистров, М. А. Цыбин, Н. И. Шеин, П. С. Хохлов, И. Ф. Филиппов. Под руководством Н. В. Щенникова оборудовались броневые башни, поворотные механизмы орудий.

К. М. Быков с бригадой работал на оборудовании бронеплощадок. Из-за жестоких морозов в цехах вагонного депо строительные работы вынужденно прерывались. Тогда их возобновляли в цехах теплой промывки паровозного депо.

Машинисты-стахановцы депо Бузулук И. Е. Букреев, А. М. Марков, П. П. Литвинов, В. Корчагин составили железнодорожные бригады. После проведения испытательных стрельб бронепоезд под командованием капитана В. Мальцева вошел в состав 35-го ОДБП. В марте 1942 года дивизион был переброшен в район Старой Руссы, где войска Северо-Западного фронта вели бои по окружению группировки генерала фон Буша в районе станции Лычково.

В ноябре 1941 года трудящиеся Красноуфимского железнодорожного узла под руководством инженера паровозного депо И. П. Шлычкова приступили в свободное от работы время к оборудованию бронепоезда. Вскоре «Красноуфимский железнодорожник» вместе с бронепоездом «Смерть фашизму!», построенным в депо Абдулино Куйбышевской железной дороги, вошли в состав 34-го отдельного дивизиона, сформированного в декабре 1941 года в Куйбышеве. Его командиром стал майор В. П. Чурсин.

В холодный январский день 1942 года бронепоезд «Василий Чапаев», построенный железнодорожниками Агрызского узла на средства трудящихся Удмуртии, был включен в состав 46-го отдельного дивизиона. Вместе с бронепоездом «Кзыл Татарстан», [114] сооруженным на Юдинском железнодорожном узле, они были направлены для обороны Сталинграда...

В декабре 1941 года коллектив паровозного депо Нижний Тагил получил задание из управления Свердловской дороги начать строительство бронепоезда «Сталинский Урал». Оборудование бронепаровоза было поручено мастерам, почетному железнодорожнику А. П. Францеву и П. Е. Кошкареву. Котельщик В. Ф. Климов, токари Г. Л. Храмцов, Н. Е. Головко, Г. В. Ильин, слесари Н. А. Брагин, В. X. Заякин, А. Г. Городилов, А. С. Мурашов соединяли броневые листы, надежно укрывая котел машины, будку машиниста и тендер. Руководитель строительства бронепоезда, почетный железнодорожник Н.Е. Вершинин ежедневно докладывал управлению дороги о ходе строительства бронированной крепости.

27 января 1942 года машинист В. И. Вахрушев и его помощник Д. А. Варкулевич доставили бронированный паровоз в Свердловск. Здесь в депо Свердловск-Пассажирский с начала января 1942 года шло строительство бронепоезда.

Стахановцы-котельщики А. В. Гребенщиков, М. И. Голышев, слесари В. И. Черненко, П. Малинников, В. В. Южаков трудились на пределе сил. Они взяли обязательство закончить строительство боевой машины с паровозом Ов-5910 к 24-й годовщине Красной Армии. 12 февраля 1942 года газета «Комсомольская правда» писала: «В строительстве бронепоезда принимают участие лучшие рабочие паровозного депо Свердловск-Пассажирский. По 20 часов не выходят из цехов инженеры-комсомольцы Н. П. Волхонский, З. С. Ваксман. По пять — восемь норм за смену дает молодежная бригада знатного стахановца Ивана Ланского. Н. В. Логинов предложил прорезать отверстия автогеном, что в два раза ускорило работу...»

В музее истории локомотивного депо Свердловск-Пассажирский сохранились пожелтевшие экземпляры многотиражной газеты «Путевка». На ее страницах публиковались имена героев трудовой вахты. 23 февраля 1942 года у ворот паровозного депо состоялся митинг, посвященный завершению оборудования бронепоезда. В тот день в газете «Путевка» поэт К. Муридзиди писал:

Вложили мы силу в работу свою,
Всю мощь воедино собрали.
Чтоб наш бронепоезд в жестоком бою
Напомнил врагам об Урале.

27 февраля бронепоезда «Сталинский Урал» и «Свердловский железнодорожник» отбыли в Москву. Старший машинист бронепоезда «Свердловский железнодорожник» И. С. Петренко вспоминал, что из ворот депо первыми повели бронепоезд бригады машинистов Л. Закусина и Д. Копенкина. Вместе с помощниками А. Вычегжаниным, С. Рыловым, П. Нятиным, Л. Ткачевым им предстояло вести Ов-5910 на фронт. [115]

5 марта 1942 года уральские бронепоезда прибыли в столицу. Москва встретила их суровым военным обликом. Чувствовалось, что фронт неподалеку. Из Москвы боевые дороги уральских бронепоездов разошлись: «Сталинский Урал» в составе 37-го дивизиона направился под Елец, а «Свердловский железнодорожник», получивший номер 751 (командир — старший лейтенант Поддубный, комиссар — политрук Ф. Д. Бондарев), отправился на Южный фронт.

Как отмечал один из строителей, а в дальнейшем пулеметчик И. С. Фефелев, бронепоезд «Свердловский железнодорожник» вместе с бронепоездом № 53, защищавшим Москву в 1941–1942 годах, вошел в состав 16-го ОДБП.

Паровозные бригады уральцев были подчинены старшему паровозному технику дивизиона Б. Л. Амаглобели. Старший машинист Д. Н. Копейкин возглавил паровозную службу бронепоезда № 53.

16 ноября 1941 года газета «Красная Чувашия» опубликовала обращение коллектива промартели «Большевик» к комсомольцам и молодежи республики развернуть сбор средств на строительство бронепоезда. За короткий срок от населения поступил 1 миллион 294 тысячи рублей.

В Канаше, в цехах вагоноремонтного завода, комсомольско-молодежная бригада А. Е. Монакова приступила к оборудованию броневых площадок.

— В Канаш прибыли офицеры 53-го отдельного дивизиона во главе с майором Е. М. Михелевым, — вспоминает ветеран 53-го дивизиона, капитан в отставке И. С. Ходос. — Мы активно [116] участвовали в строительных работах в цехах завода. 29 марта 1942 года на станции Чебоксары на многолюдном митинге военному командованию был передан первый бронепоезд «Комсомол Чувашии». А в один из майских дней 1942 года ремонтниками Канашского вагоноремонтного завода в состав 39-го отдельного дивизиона передавался уже другой бронепоезд «За Родину!»...

В начале декабря 1941 года по заданию Государственного Комитета Обороны на Томской железной дороге началось формирование трех дивизионов бронепоездов. Для руководства строительством броневых машин управление дороги выделило заместителя начальника паровозной службы М. Г. Козловского. С 9 по 11 декабря 1941 года начальник базового паровозного депо Новокузнецк А. И. Будыгин встречал прибывающие бригады строителей из депо Тайга, Новосибирск, Инская, Белов, Топки.

Оборудование бронепоездов «Советская Сибирь» и «Железнодорожник Кузбасса» вели строители паровозных депо Новосибирск и Тайга, возглавляемые Л. Н. Зиновьевым и А. В. Кончухидзе.

В начале февраля 1942 года был создан 41-й ОДБП под командованием капитана Я. И. Измесьева. Командиром бронепоезда № 688 «Советская Сибирь» стал старший лейтенант П. Ф. Феоктистов, а бронепоездом № 716 «Железнодорожник Кузбасса» стал командовать старший лейтенант В. И. Москальчук. Дивизион направили для охраны Черноморского побережья Кавказа.

Для зачисления в состав экипажа бронепоезда «Советская Сибирь» были поданы десятки заявлений от добровольцев. Из новосибирских железнодорожников были сформированы бригады, которые возглавили машинисты Н. Л. Зиновьев, И. И. Котов, А. П. Козлов.

В марте 1942 года из Новокузнецка на фронт ушли бронепоезда № 679 «Сибиряк» и № 721 «Металлург Кузбасса». В составе 42-го ОДБП под командованием майора М. М. Аракуши они направились в распоряжение командующего Закавказского фронта генерала И. В. Тюленева.

В декабре 1942 года начальник политотдела Омской железной дороги докладывал обкому ВКП(б), что на Омской дороге в 1942 году силами железнодорожников для Красной Армии построены пять бронепоездов: в депо Омск — «Омский железнодорожник» и «Киров», в депо Петропавловск — «Североказахстанец», в депо Барабинск — «Сибиряк-барабинец», в депо Ишим — «Патриот».

Коллектив паровозного депо Омск под руководством инженера А. П. Белякова приступил к оборудованию первого бронепоезда «Киров» в декабре 1941 года. Вместе с ремонтниками в строительстве бронированной крепости участвовали и локомотивные бригады. Прибыв из трудных рейсов, они часами не уходили из депо, оказывали посильную помощь строителям. Омские локомотивщики [117] сформировали бригады из машинистов Соколова, Козловского, Федорова, помощников Борисенко, Носова, Котлярова для вождения бронепоезда в боевых условиях.

В марте 1942 года в пункт формирования воинских резервов прибыл бронепоезд «Североказахстанец», построенный в Петропавловске. Вместе с «Кировым» они вошли в состав 40-го ОДБП под командованием майора А. Лобанова. Поначалу они защищали важнейшие мосты через Волгу в районе Саратова от налетов вражеских самолетов. Потом участвовали в тяжелых боях на Южном фронте, а в августе 1945 года, — в разгроме японских милитаристов.

«Омский железнодорожник» и «Сибиряк-барабинец» дооборудовались в Коломне, боевые действия вели в Карелии, где встречались во время отдельных операций с бронепоездами-земляками «Победа» и «За Родину!». А строились бронепоезда № 638 «Победа» и № 651 «За Родину!» на Омском паровозоремонтном заводе. Бронепоезд «Победа» капитана Амельчука обслуживали бригады машинистов-омичей М. Осипова, В. Федулова, Г. Высоцкого.

В составе 27-го дивизиона, которым командовал заместитель заведующего кафедрой Фрунзенского бронетанкового училища подполковник Ф. Г. Кочемасов, в июне 1942 года бронепоезда «Победа» и «За Родину!» вошли в подчинение командующего Карельским фронтом генерал-лейтенанта В. А. Фролова.

В ноябре 1941 года в Омской области началось формирование 47-го ОДБП. Руководству паровозного депо Барабинск Омской железной дороги было дано конкретное указание отдела бронепоездов НКПС: одеть в броню паровоз, оборудовать четыре платформы для орудий и пулеметов и одну для зенитной установки.

По приказу начальника паровозного депо Барабинск К. Н. Голикова для бронирования выделили местный паровоз Ов-5744. Ремонтники депо под руководством мастера С. Ф. Бабкина произвели средний ремонт локомотива. Наладка котельного оборудования выполнялась под руководством мастера цеха С. Н. Рогулева, а замена тормозов была осуществлена мастерами А. А. Бабенковым и И. Д. Митрохиным.

Огромную работу по сборке броневых листов, созданию каркаса, закрывавшего весь паровоз, креплению к нему болтами и заклепками бронированных щитов провели котельщики братья Матвей Николаевич и Михаил Николаевич Рогулевы, Илья Иванович Баянов, Панкрат Васильевич Крылов, Емельян Николаевич Синицын.

На монтаже броневых башен трудилась бригада А. М. Бирюкова. Слесари-инструментальщики И. К. Ивохин, В. С. Акимкин, Е. А. Некрасов, А. Г. Моков, электросварщик И. В. Железовский, [118] газосварщик Ф. А. Ващенко сдержали свое слово — досрочно закончили оборудование поворотных механизмов. Ювелирную точность пришлось соблюдать при обточке поворотных механизмов. Слесарь-рационализатор Ф. Ф. Чубаров изобрел специальное приспособление. Токарь Н. Н. Таюров на фрезерном станке изготовил почти пятьсот шариков, на которых вращались башни.

Рационализаторские предложения Ф. Ф. Чубарова и Н. Н. Таюрова впоследствии были использованы в паровозном депо Омск при сооружении бронепоезда «Омский железнодорожник». Токарь Н. Н. Таюров был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а фрезеровщики П. В. Ермаков и И. Е. Шундин удостоены звания «Гвардеец тыла».

Бригада инструментальщиков занималась установкой крупнокалиберных пулеметов, изготовлением снарядных шкафов. Для ускорения работ сюда были посланы слесари вагонного депо В. Гулюкин, В. Леонов. Когда оборудование бронепоезда подходило к концу, для его экипажа были подобраны бригады машинистов — В. Ф. Литвинова, А. И. Воложанина, Н. С. Чернова. Старшим машинистом бронепоезда партком депо рекомендовал машиниста-инструктора П. К. Мялицына.

23 февраля 1942 года бронепоезд № 639 «Сибиряк-барабинец» был принят с оценкой «отлично» командиром 47-го дивизиона майором Пуховым. Под командованием старшего лейтенанта А. Цымбаревича бронепоезд № 639 прибыл в Омск.

Здесь же состоялась передача военному командованию второго бронепоезда «Омский железнодорожник», построенного в паровозном депо под руководством мастера В. Г. Шамова. На фронт его повели бригады машинистов И. Т. Волобуева и А. А. Симакова.

Почти в это же время, 16 февраля 1942 года, из Красноярска на фронт уходили два бронепоезда — «Енисей» и «Красноярец», построенные работниками Красноярского паровозовагоноремонтного завода. Они участвовали в разгроме вражеских войск в районе Демянска.

— Трудное было время, — вспоминает бывший комсорг кузнечного цеха завода В. А. Власов. — В нашей бригаде было четверо комсомольцев — Борис Копылов, Петр Осадчий, Иван Войчук и я. Под руководством мастера Прокопия Агеевича Чехлова мы ковали для бронепоездов кулисные тяги и другие детали. Отработаешь 12 часов и идешь на погрузку или разгрузку вагонов. Не успевали отдохнуть, как гудок снова звал в цех. И так каждый день, без выходных...

Строительство бронепоездов было делом сложным. На платформах монтировали каркасы башен, площадок для размещения орудий и пулеметов, специальные отсеки для боеприпасов и средств управления боем. Когда дело дошло до «одевания» в броню [119] паровозов и платформ, выяснилось, что полученные с Урала броневые плиты оказались незакаленными. При испытаниях их пробивал снаряд легкого орудия. Тогда молодые рабочие Н. Чистяков и И. Кузьмин предложили построить печь и самим произвести закалку плит. Опытный мастер завода В. С. Тесля взялся построить печь в котельном цехе. Но не оказалось огнеупорного кирпича. Железнодорожники обратились к специалистам кирпичного завода, нашли качественную глину и в короткий срок изготовили необходимое количество кирпича.

Печь построили. Но пробная закалка дала неважные результаты. Тотчас несколько инженеров командировали на Урал со срочным заданием изучить технологию закалки бронеплит. Наконец, броня пошла добротная.

Вскоре был получен приказ о формировании из построенных сибиряками крепостей на колесах 29-го ОДБП. Командиром его был назначен майор И. В. Федоров — кадровый артиллерист, с первых дней войны сражавшийся с фашистами. После ранения и лечения в госпитале он был направлен на эту должность.

— Вопрос о формировании боевого экипажа обсуждался на партийном активе железнодорожников Красноярска, — вспоминает бывший машинист бронепоезда, Герой Социалистического Труда Г. В. Антипин. — Начальник депо Н. П. Никольский, отметив, что рабочие завода добровольно построили бронепоезда, предложил комплектовать расчеты тоже добровольцами. Вместе со мною записались машинисты А. Антропов, И. Квашнин, И. Траханов, В. Фотальчук, С. Пащенко... Те из железнодорожников, кто имел армейскую специальность артиллериста или пулеметчика, были включены в боевые расчеты.

...В утренней морозной дымке 16 февраля 1942 года бронепоезда отправлялись со станции Красноярск. После короткого митинга стальные крепости двинулись на запад, к Москве.

Дальше