Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Приложение

Основные тактико-технические характеристики военных кораблей и вспомогательных судов российской 1-й Тихоокеанской эскадры

Класс корабля (количество). Название (место постройки, год спуска на воду и модернизации)

Водоизмещение (тонн/брутто) Максимальная мощность машин (л.с.)

Экипаж, человек

Вооружение — количество орудий и торпедных аппаратов, калибр (мм)

Примечание

Тонн Максимальная скорость (в узлах) Толщина брони (мм)
Боевая эскадра (Порт-Артур)

Броненосцы (7)

"Цесаревич" (Франция, 1901) 12915/13380

16 300/16 500
18/18,78

779

4x305: 12x152: 20x75: 20x47: 8x37: 4 п: 4 тах380 бб - 160-250; бп - 37-63; кр - 254; бга - 152-250 Интернирован в Циндао 15 августа

"Ретвизан" (США, 1900)

12448/12902

16000/16121
18/18,8

750

4x305; 12x152; 20x75; 24x47; 6x37; 6 тах380: 45 мин

Потоплен 6 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией

бб - 127-229; бп - 51+76; кр - 254; бга - 203-229
"Пересвет" (Россия, 1898) 12674/13500

14500/13775
18/18,6

781 4x254; 11x152; 20x75; 20x47; 8x37 ("Победа" - 4 п); 5 тах380 Оба потоплены 7 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией
"Победа" (Россия, 1900) 12674/13500

14500/15442
18/18,5

771 66-178-229; бп - 51-63; кр - 152; бга - 229  

"Севастополь" (Россия, 1895)

10960/11842

10 600/9368
17/15,3

652

4x350; 12x152; 12x47; 28x37; 4 тах380 и 2 тах457; 50 мин; Г "Петропавловск" - 10x47)

Затоплен 2 января 1905 года в бухте Белый Волк

66-254-368; бп - 51-63; кр - 229; бга - 254
"Петропавловск" (Россия, 1894) 10960/11354

10600/11213
17/16,86

750 ("Петропавловск" бб - 305-406) Подорвался на мине и затонул 13 апреля под Порт-Артуром
"Полтава" (Россия, 1894) 10960/11500

10600/11255
17/16,29

632 Потоплен 6 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией  

Броненосный крейсер

"Баян" (Франция 1900) 7726/7802

16500/17400
21/21,9

573 2x203: 8x152: 20x75: 8x47: 2x37: 2 тах380 бб - 100-200; бп - 50; кр - 160; бга - 150 Потоплен 9 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией

Легкие крейсеры (6)

"Аскольд" (Германия, 1900) 5900/6000

19 000/23 500
23/23,83

580 12x152: 12x75: 8x47: 2x37: 2 п: 6 тах380: 35 мин 66-40-76; кр - 152; бга - 25 Интернирован в Шанхае 24 августа
"Варяг" (США, 1899) 6500/7022

20000/15925
23/23,25

580 12x152: 12x75: 8x47: 2x37: 6 тах380: 22 мин бб - 38-76; кр - 152 Затоплен 9 февраля в Чемульпо
"Паллада" (Россия, 1899) 6731/6823

11610/13100
20/19,2

570 8x152: 24x75: 8x37: 3 тах380 бб - 38-63; кр - 152 Потоплен 7 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией
"Диана" (Россия, 1899) 6731/6932

11610/12200
20/19

570 8x152: 24x75: 8x37: 3 тах380 бб - 38-63; кр - 152 Интернирован 9 сентября в Сайгоне
"Боярин" (Дания, 1901) 3200

11500
22-22,5

331 6x120: 8x47: 1x37: 2 п: 5 тах380 66-30+51; кр - 76; бга - 25 Затонул (после того как сошла команда) 14 февраля, подорвавшись на мине в районе островов Санынандао
"Новик" (Германия, 1900) 3000/3080

17 000/19 000
25/25,6

328 6x120: 6x47: 2x37: 2 п: 5 тах380 66-30-5 1 ;кр - 30; бга - 25 Затоплен 20 августа у Корсакова

Учебные крейсеры (парусно-паровые клипера) (3)

"Забияка" (США, 1878) 1236

1426
14,2

155 6x1 52; 6x47

До августа использовались как брандвахты. С июля "Забияка" использовался в качестве килектора; потоплен 25 октября в Порт - Артуре японской артиллерией. Два других затоплены 2 января 1905 года в Порт-Артуре

"Джигит" (Россия, 1876) 1350

1500/1383
12

188 3x152; 4x107; 4x47; 6x37; 1 тах380
"Разбойник" (Россия, 1878) 1334

1786
13,3

113 2x152; 4x107; 4x47; 6x37; 1 тах380

Канонерки (7)

"Гремящий" (Россия, 1890)

1492/1700

2000/2050
15/14,5

170

1x229: 1x152: 4x75: 6x47: 4x37: 5 тах380: 20 мин

Подорвался на мине и затонул 1 8 августа под Порт - Артуром

66-82-127; бп - 19-38; кр - 25
"Отважный" (Россия, 1890) 1492/1717

2000/2500
15/14,2

170 1x229: 1x152: 4x75: 6x47: 5x37: 5 тах380; 20 мин

66-82-127; бп - 19-38; кр - 25

Затоплен 1 января 1905 года в бухте Белый Волк
"Гиляк" (Россия, 1897) 963/1251

1000
12

170 1x120: 5x75: 4x47: 2x37: 1 тах380: 20 мин

бп - 12,7

Потоплен 8 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией
"Кореец" (S?, 1886) 1213/1334

1500/1564
13,5

179 2x203: 1x152: 4x107: 2x47: 4x37: 1 тах380 бп - 10 Затоплен 9 февраля в Чемульпо
"Маньчжур" (Дания, 1886) 1224/1418

1724
13

179 2x203: 1x152: 4x107: 2x47: 4x37: 1 тах380 бп - 10 Интернирован 30 марта в Шанхае
"Бобр" (Финляндия, 1885) 950/1187

1000/1130
11,2

188 1x229:1x152:6x107:4x37 бп - 12,7 Потоплен 26 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией
"Сивуч" (S?, 1884) 950/1134

1000/1125
11,7

188 1x229:1x152:6x107:4x37 бп - 12,7 Затоплен 2 августа на реке Лаохэ

Торпедные крейсеры (2)

"Всадник" (Финляндия, 1893) 400/432

3300/3500
21/22,5

64 6х47;3х37;2тах380 Потоплен 15 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией
"Гайдамак" (Финляндия, 1893) 400/405

3300/3500
21/22,5

64 6x47; 3x37; 2 тах380 Затоплен 2 января 1905 года в Порт-Аотуое

Эскадренные миноносцы (25)

"Боевой" (Великобритания, 1899) 350/412

6000
26,7-27,5

62 1х75;5х47;2тах380 Торпедирован 24 июля, затоплен 2 января 1905 года в Порт-Артуре
"Бдительный" "Бесстрашный" "Беспощадный" "Бесшумный" (Германия, 1899) 350

6000
27-27,4

62 1x75; 5x47; Зтах380 "Бдительный" получил повреждения, подорвавшись на мине 1 1 ноября. Затоплен 2 января 1905 года в Порт - Артуре; три других корабля интернированы в Циндао 15 августа
"Внимательный" "Выносливый" "Внушительный" "Властный" "Грозовой" (Франция, 1900-1902) 312

5700
26-28,4

57 1х75;5х47;2тах380 "Внимательный" уничтожен на скалах острова Мурчисон 25 мая; "Выносливый" подорвался на мине 24 августа под Порт-Артуром; "Внушительный" уничтожен японскими крейсерами 25 февраля в Голубиной бухте; "Грозовой" интернирован 24 августа в Шанхае, а "Властный" - 2 января 1905 года в Чифу
"Бойкий" "Бурный" (Россия, 1905) 350

5700/6000
26-26,92

64-66 1x75; 5x47; 3 тах380; 200 мин "Бурный" налетел на скалы у мыса Шаньдуна и был уничтожен 11 августа. "Бойкий" интернирован 4 января 1905 года в Циндао
"Лейтенант Бураков" (бывший "Hai-Hoa") (Германия, 1899) 280

6000
33,6-36,6

57 6x47; 2 тах356, затем 1 тах380 Получил повреждение в результате попадания торпеды 24 июля в бухте Тахэ, уничтожен 30 июля
"Решительный", "Сердитый", "Смелый", "Сторожевой", "Стерегущий", "Скорый", "Страшный", "Стройный", "Статный", "Разящий", "Расторопный", "Сильный", (Россия, 1902-1903) 240/258

3800
26,5/25,75-27

53-55 1x75; 3x47; 2 тах380 "Стерегущий" (10 марта) и "Страшный" (13 апреля) затонули во время боев под Порт-Артуром; "Разящий", "Сильный" и "Сторожевой" затоплены 2 января 1905 года в Порт-Артуре (были получены повреждения от попадания мин и торпед); "Решительный" уведен японцами из Чифу 12 августа; "Расторопный" затоплен 16 ноября на рейде Чифу; "Стройный" затонул 13 ноября, подорвавшись на мине у входа в Порт-Артур; три других интернированы 2 января 1905 года в Чифу, а "Смелый" - 4 января 1905 года в Циндао

Подводные лодки (4)

"Портартурец" (Россия, 1904) 25     2 тах380 или 4 мины Не достроена
"Петр Кошка" (Россия, 1903) 20

144(эл. дв.)
6

2 2тах380 Затоплена в Порт-Артуре в декабре
"Губе" (Франция, 1903?) 10

-
5

3 2 тах450 (?) Затоплен в Порт-Артуре в декабре
"Джевецкий III" (Россия, 1881; 1903) 6  

-
3

4 1 тах380 Затоплен в Порт-Артуре в декабре

Минные заградители (2)

"Амур" (Россия, 1898) 2590/2800

4700/490
17,5/18

322 5x75; 7x47; 300 мин (макс. 450) Затоплен 2 января 1905 года в Порт-Артуре после повреждений, полученных 18 декабря
"Енисей" (Россия, 1899) 2590/2800

4700/490
17,5/18

322 5x75; 7x47; 300 мин (макс. 450) Затонул 11 февраля у Дальнего, подорвавшись на собственной мине

Транспортные суда (4)

"Ангара" (бывшая "Москва") (Великобритания , 1898) 12050/7267 16800/20   6x1 20; 6 или 8x75 Первоначально - вспомогательный крейсер, затем госпитальное судно (200 раненых); затоплено 2 января 1905 года в Порт-Артуре после повреждений, полученных 16 октября
"Монголия" (Италия, 1901) 2981

5000
16,4

  Без вооружения Госпитальное судно
"Казань" С, 1900) 6076


12,5

  Без вооружения Переоборудована в госпитальное судно, затоплена 2 января 1905 года в Порт-Артуре
"Богатырь" + 12,5   Без вооружения Вспомогательный минный заградитель, затоплен 2 января 1905 года в Порт-Артуре (?)

Владивостокский отряд крейсеров (с 25 мая 1904 года - отдельный отряд крейсеров 1-й эскадры Тихоокеанского флота)

Броненосные крейсеры (3)

"Громобой" (Россия, 1899) 12360/12455

14500/15500
19/20,1

874 4x203: 16x152; 24x75: 12x47; 18x37: 2 п:4 тах380 66-152; бп - 37-76; кр - 305 Осенью 1904 года установлено 6x152 мм вместо 6х?5мм
"Россия" (Россия, 1896) 12130/12195

14500/15680
19/19,74

839 4x203: 16x152: 12x75; 20x47: 18x37: 5тах380 бб - - 152*203; бп - 51*76; кр - 305 Осенью 1904 года установлено 6x152 мм вместо 6x75 мм
"Рюрик" (Россия, 1892) 10933/11060

13250/13588
18/18,84

719 4x203: 16x152: 6x120: 6x47: 10x37: 6 тах380 бб - 203*254; бп - 51*76; кр - 152 Потоплен 14 августа в бою в Корейском проливе

Легкий крейсер

"Богатырь" (Германия, 1901) 6410/6750

19500/20161
23/23,45

580 12x152; 12x75: 8x47: 2x37; 2 п; 6 тах380 бп - 35*70; кр - 140; бга - 90*125  

Вспомогательный крейсер

"Лена" (бывший "Херсон") (Великобритания, 1896) 10675

13100
19,5

  6x120; 6x75 Интернирован в Сан-Франциско 1 1 сентября

Миноносцы (10)

"208", "209" (Финляндия, 1897)

"210", "211" (Финляндия, 1898)

120

1460
18,46-18,5

20 2x37; 3 тах380 "208" подорвался на мине и затонул у острова Скриплева 23 июля
"203" (Финляндия, 1889) 140,4/174,9

1800/1956
20,38

21 3x37; 3 тах380  
"204" (Финляндия, 1889) 140,4/174,9

1800/2039
19,53

21 3x37; 3 тах380  
"205" (Финляндия, 1886) 102,6/96

800/737
19,2

21 2х37;2тах380 Затоплен после аварии 30 июня в Гензане
"206" (Финляндия, 1886) 102,6/107,5

800/837
19,7

21 2x37; 2 тах380  
"201" (Россия, 1887) 76,3

970
17,2

21 2x37; 2 тах380 Возможно, затонул после столкновения с "203" 3 октября у острова Попова*
"202" (Россия, 1887) 76,3

970
16,8

21 2x37; тах380  

Торпедные катера (7)

"91", "92" (Россия, 1887) 24,3

220
13

9 1 тах380 В Николаевске-на-Амуре
"93", "94", "95", "97", "98" (Россия, 1878) 23,0

220
13

9 1 тах380 В Николаевске-на-Амуре

Подводные лодки (7)

"Форель" (Германия, 1903) 17/18

60 (эл. дв.)
и 8/6 п

  2 тах450  
"Касатка", "Скат", "Налим", "Фельдмаршал граф Шереметев" (Россия, 1904) 142/177 1x160 и 1x100(эл.дв.)
7,5/6,5 п
24 ("Налим" 1x47); 1 п; 4 тах380 Прибыли во Владивосток в октябре - декабре
"Сом" (бывшая "Fulton") (США, 1904) 105/124 1x160 и 1x70(эл.дв)
8,7/7,6 п
22 1x37; 1 п; 1 тах450  
"Дельфин" (Россия, 1902) 113/123 1x300 и 1x64(эл.дв)
и 9/4,5 п
22 1 п; 4 тах380 (Еще 7 прибыли уже после падения Порт-Артура)

Минный заградитель

"Алеут" (Норвегия, 1886) 892

730
12

  4x37; 130 мин  

Транспортные суда (3)

"Якут" (Великобритания , 1888) 723/701

867
12

115 2x47; 2x37 Посыльное судно
"Камчадал" (бывший "Труженик") (Великобритания , 1892) 900

750
11,5

42 2x37  
"Тунгус"(++++)         Посыльное судно

Ледокол

"Надежный" (Дания, 1896) 1525 2500/2920 11,5/13,8 80 Без вооружения  
* Об этом говорит только Мак-Кинли.
ВНИМАНИЕ: Не указаны суда российских судоходных компаний, не реквизированные для эскадры, хотя иногда использовавшиеся для военных целей. Кроме того, не указаны портовые суда.

Основные тактико-технические характеристики японских военных кораблей и вспомогательных судов, потопленных в водах Квантуна и Желтого моря в период осады Порт-Артура

Класс корабля (количество). Название (место постройки, год спуска на воду и модернизации) Водоизмещение

Максимальная мощность машин (л.с.)

Экипаж (количество человек)

Вооружение - количество орудий и торпедных аппаратов, “калибр (мм)

Дата и место затопления

(тонн/брутто-тонн)

Максимальная скорость (в узлах)

Толщина брони (мм)

Броненосцы (2)

“Hatsuse” (Великобритания, 1899) 14850

14500 18

741

4x305; 14x152: 20x75: 8x47: 4x42: 4 тах457 66-1024-229; бп - 63-103; кр - 356; бга - 152-356

15 мая; мины; в 10 милях к юго-востоку от Порт-Артура
“Yashima” (Великобритания, 1896) 12320

14000 18

637

4x305: 10x152: 20x47: 4x42: 5 тах457 бб - 156-^457; бп - 63; кр - 356; бга - 152-356

15 мая; мины; возле Энко унтер-Рок

Легкие крейсеры (2)

“Yoshino” (Великобритания, 1892)

4150

15000 23

360

4x152: 8x120: 22x47: 5 тах356

15 мая; район островов Эллиота; после столкновения с броненосным крейсером “Kasuga”

бп - 44-Н 14; бга - 114

“Takasago” (Великобритания, 1897) 4160

15500 23,5

425

2x203: 10x120: 12x75: 6x42: 5 тах457 бп - 63-114;бга - 114

13 декабря; мина; в 37 милях к югу от Порт-Артура

Канонерки (6)

“Heitn” (бывшая “Ping Yuan”) (Китай, 1890)

2150

2400 10 250

1x260; 2x152: 8x47: 4 тах457 66-203; бп - 50; кр - 127; бга - 127

Броненосная канонерка. 18 сентября; мина; к западу от острова Айрон
“Saien” (бывшая “Chi Yuan”) (Германия, 1883;1898)

2440

2800 15 230

2x210: 1x150: 4x57: 6x40: 4 тах380 бп - 75; бга - 50

Броненосная канонерка. 30 ноября; мина; Голубиная бухта
“Miyako” (Япония, 1898)

1772

6130 20 200

2x120; 8x47; 2 тах457

Посыльное судно. 14 мая; мина; бухта Керр
“Kaimon” (Япония, 1882)

1358

1267 12 210

1x170; 6x120; 1x75; 1x4 кп 1 1,5

Вооруженное транспортное судно. 5 июля; мина; район острова Южный Саныпандао
“Oshima” (Япония, 1891)

630

1200 16 130

4x120; 5x47

17 мая; бухта Цзиньчжоу, после столкновения с “Atagi”
“Atago” (Япония, 1887; 1894)

612

960 12 104

4x120; 6x47

6 ноября; скалы, район островов Маодао

Эскадренные миноносцы (2)

“Akatsuki” (Великобритания , 1901) 363

6500 31

59

2х76;4х57;2тах457

17 мая; мина; в 8 милях от Лаотешаня

“Hayatori” (Япония, 1902) 375

6000 29

55

2x76; 4x57; 2 тах457

3 сентября; мина; в 2 милях от бухты Лунвантан

Миноносцы (4)

“42” (Великобритания, 1902) 102

1920 26

20

2x47; 3 тах380

15 декабря; торпеда “Сердитого”, к востоку от Лаотешаня
<б1”, “53” (Япония, 1900-1901) 54

660 20

16

1x42; 2 тах380

 

“51” - 28 июня; скала; район острова Южный Саньшандао. “53” - 14 декабря; мина; к востоку от Лаотешаня
“48” (Япония, 1900) 89

1200 24

20

2x42; 3 тах380

12 мая; мина; бухта Лунвантан

Вспомогательная канонерка

“Otagawa Maru” (Япония, 1893) 498       8 августа; мина; бухта Лунвантан

Кроме того, с 24 февраля по 3 мая в районе входа в Порт-Артур затонули 17 брандеров: “Aikoku Maru” (1773 брутто-тонны), “Asagao Maru” (2464 брутто-тонны), “Bushu Maru” (1240 брутто-тонн), “Buyo Maru” (1162 брутто-тонны), “ChiyoMaru” (2708брутто-тонн), “Edo Maru” (1734 брутто-тонны), “Fukui Maru” (2944 брутто-тонны), “Hokoku Maru” (2698 брутто-тонн), “Jinsen Maru” (2312 брутто-тонн), “Mikawa Maru” (1968 брутто-тонн), “Otaru Maru” (2547 брутто-тонн), “Sagami Maru” (1927 брутто-тонн), “Sakura Maru” (2979 брутто-тонн), “Tenshin Maru” (2942брутто-тонны), “Totomi Maru” (1953 брутто-тонны), “Yahiko Maru” (2692 брутто-тонны), “ Yoneyariia Maru” (2693 брутто-тонны). В Желтом море с 26 марта по 22 сентября были уничтожены 4 транспортных судна: “Tonegawa Maru” (656 брутто-тонн), “Kaga Maru” (6301 брутто-тонна), “Chusa Maru” (2846 брутто-тонн) и “Senhu Maru” (1570 брутто-тонн).

ВНИМАНИЕ: Не указаны японские суда, потопленные вне акватории Желтого моря дивизионом владивостокских крейсеров и затонувшие от стихийных бедствий.
Обозначения
бб — бронирование борта

бп — бронирование палубы
бга — бронирование главной артиллерии
кп — крупнокалиберный пулемет
кр — командная рубка
п — пулемет
та — торпедный аппарат
н — надводная скорость
п — подводная скорость
эл. дв. — электрический двигатель
Таблицы составлены на основе следующих материалов:
Conway's. All the world's Fighting Ships 1860–1905. London, 1979.
JentschuraH., Jung D., Mickel P. Warships of the Imperial Japanese Navy 1869–1945. London, 1977. Watts J., Gordon B.G. The imperial Japanese Navy. London, 1971.
С. П. Моисеев. Список кораблей русского парового и броненосного флота с 1861 по 1917 год. Москва, 1948. С. В. Сулига. Корабли русско-японской войны. Москва, 1993.
С. В. Сулига. Корабли Первой Тихоокеанской эскадры. “Морской исторический сборник”, 1991, №2. С. В. Сулига. Миноносцы Первой Тихоокеанской эскадры. “Морской исторический сборник”, 1990, №1.
Дальше