Приложение
Основные тактико-технические характеристики военных кораблей и вспомогательных судов российской 1-й Тихоокеанской эскадры
Класс корабля (количество). Название (место постройки, год спуска на воду и модернизации) |
Водоизмещение (тонн/брутто) | Максимальная мощность машин (л.с.) |
Экипаж, человек |
Вооружение — количество орудий и торпедных аппаратов, калибр (мм) |
Примечание |
Тонн | Максимальная скорость (в узлах) | Толщина брони (мм) | |||
Боевая эскадра (Порт-Артур) | |||||
Броненосцы (7) |
|||||
"Цесаревич" (Франция, 1901) | 12915/13380 |
16 300/16 500 |
779 | 4x305: 12x152: 20x75: 20x47: 8x37: 4 п: 4 тах380 бб - 160-250; бп - 37-63; кр - 254; бга - 152-250 | Интернирован в Циндао 15 августа |
"Ретвизан" (США, 1900) |
12448/12902 |
16000/16121 |
750 |
4x305; 12x152; 20x75; 24x47; 6x37; 6 тах380: 45 мин |
Потоплен 6 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией |
бб - 127-229; бп - 51+76; кр - 254; бга - 203-229 | |||||
"Пересвет" (Россия, 1898) | 12674/13500 |
14500/13775 |
781 | 4x254; 11x152; 20x75; 20x47; 8x37 ("Победа" - 4 п); 5 тах380 | Оба потоплены 7 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией |
"Победа" (Россия, 1900) | 12674/13500 |
14500/15442 |
771 | 66-178-229; бп - 51-63; кр - 152; бга - 229 | |
"Севастополь" (Россия, 1895) |
10960/11842 |
10 600/9368 |
652 |
4x350; 12x152; 12x47; 28x37; 4 тах380 и 2 тах457; 50 мин; Г "Петропавловск" - 10x47) |
Затоплен 2 января 1905 года в бухте Белый Волк |
66-254-368; бп - 51-63; кр - 229; бга - 254 | |||||
"Петропавловск" (Россия, 1894) | 10960/11354 |
10600/11213 |
750 | ("Петропавловск" бб - 305-406) | Подорвался на мине и затонул 13 апреля под Порт-Артуром |
"Полтава" (Россия, 1894) | 10960/11500 |
10600/11255 |
632 | Потоплен 6 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией | |
Броненосный крейсер |
|||||
"Баян" (Франция 1900) | 7726/7802 |
16500/17400 |
573 | 2x203: 8x152: 20x75: 8x47: 2x37: 2 тах380 бб - 100-200; бп - 50; кр - 160; бга - 150 | Потоплен 9 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией |
Легкие крейсеры (6) |
|||||
"Аскольд" (Германия, 1900) | 5900/6000 |
19 000/23 500 |
580 | 12x152: 12x75: 8x47: 2x37: 2 п: 6 тах380: 35 мин 66-40-76; кр - 152; бга - 25 | Интернирован в Шанхае 24 августа |
"Варяг" (США, 1899) | 6500/7022 |
20000/15925 |
580 | 12x152: 12x75: 8x47: 2x37: 6 тах380: 22 мин бб - 38-76; кр - 152 | Затоплен 9 февраля в Чемульпо |
"Паллада" (Россия, 1899) | 6731/6823 |
11610/13100 |
570 | 8x152: 24x75: 8x37: 3 тах380 бб - 38-63; кр - 152 | Потоплен 7 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией |
"Диана" (Россия, 1899) | 6731/6932 |
11610/12200 |
570 | 8x152: 24x75: 8x37: 3 тах380 бб - 38-63; кр - 152 | Интернирован 9 сентября в Сайгоне |
"Боярин" (Дания, 1901) | 3200 |
11500 |
331 | 6x120: 8x47: 1x37: 2 п: 5 тах380 66-30+51; кр - 76; бга - 25 | Затонул (после того как сошла команда) 14 февраля, подорвавшись на мине в районе островов Санынандао |
"Новик" (Германия, 1900) | 3000/3080 |
17 000/19 000 |
328 | 6x120: 6x47: 2x37: 2 п: 5 тах380 66-30-5 1 ;кр - 30; бга - 25 | Затоплен 20 августа у Корсакова |
Учебные крейсеры (парусно-паровые клипера) (3) |
|||||
"Забияка" (США, 1878) | 1236 |
1426 |
155 | 6x1 52; 6x47 |
До августа использовались как брандвахты. С июля "Забияка" использовался в качестве килектора; потоплен 25 октября в Порт - Артуре японской артиллерией. Два других затоплены 2 января 1905 года в Порт-Артуре |
"Джигит" (Россия, 1876) | 1350 |
1500/1383 |
188 | 3x152; 4x107; 4x47; 6x37; 1 тах380 | |
"Разбойник" (Россия, 1878) | 1334 |
1786 |
113 | 2x152; 4x107; 4x47; 6x37; 1 тах380 | |
Канонерки (7) |
|||||
"Гремящий" (Россия, 1890) |
1492/1700 |
2000/2050 |
170 |
1x229: 1x152: 4x75: 6x47: 4x37: 5 тах380: 20 мин |
Подорвался на мине и затонул 1 8 августа под Порт - Артуром |
66-82-127; бп - 19-38; кр - 25 | |||||
"Отважный" (Россия, 1890) | 1492/1717 |
2000/2500 |
170 | 1x229: 1x152: 4x75: 6x47: 5x37: 5 тах380; 20 мин
66-82-127; бп - 19-38; кр - 25 |
Затоплен 1 января 1905 года в бухте Белый Волк |
"Гиляк" (Россия, 1897) | 963/1251 |
1000 |
170 | 1x120: 5x75: 4x47: 2x37: 1 тах380: 20 мин
бп - 12,7 |
Потоплен 8 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией |
"Кореец" (S?, 1886) | 1213/1334 |
1500/1564 |
179 | 2x203: 1x152: 4x107: 2x47: 4x37: 1 тах380 бп - 10 | Затоплен 9 февраля в Чемульпо |
"Маньчжур" (Дания, 1886) | 1224/1418 |
1724 |
179 | 2x203: 1x152: 4x107: 2x47: 4x37: 1 тах380 бп - 10 | Интернирован 30 марта в Шанхае |
"Бобр" (Финляндия, 1885) | 950/1187 |
1000/1130 |
188 | 1x229:1x152:6x107:4x37 бп - 12,7 | Потоплен 26 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией |
"Сивуч" (S?, 1884) | 950/1134 |
1000/1125 |
188 | 1x229:1x152:6x107:4x37 бп - 12,7 | Затоплен 2 августа на реке Лаохэ |
Торпедные крейсеры (2) |
|||||
"Всадник" (Финляндия, 1893) | 400/432 |
3300/3500 |
64 | 6х47;3х37;2тах380 | Потоплен 15 декабря в Порт-Артуре японской артиллерией |
"Гайдамак" (Финляндия, 1893) | 400/405 |
3300/3500 |
64 | 6x47; 3x37; 2 тах380 | Затоплен 2 января 1905 года в Порт-Аотуое |
Эскадренные миноносцы (25) |
|||||
"Боевой" (Великобритания, 1899) | 350/412 |
6000 |
62 | 1х75;5х47;2тах380 | Торпедирован 24 июля, затоплен 2 января 1905 года в Порт-Артуре |
"Бдительный" "Бесстрашный" "Беспощадный" "Бесшумный" (Германия, 1899) | 350 |
6000 |
62 | 1x75; 5x47; Зтах380 | "Бдительный" получил повреждения, подорвавшись на мине 1 1 ноября. Затоплен 2 января 1905 года в Порт - Артуре; три других корабля интернированы в Циндао 15 августа |
"Внимательный" "Выносливый" "Внушительный" "Властный" "Грозовой" (Франция, 1900-1902) | 312 |
5700 |
57 | 1х75;5х47;2тах380 | "Внимательный" уничтожен на скалах острова Мурчисон 25 мая; "Выносливый" подорвался на мине 24 августа под Порт-Артуром; "Внушительный" уничтожен японскими крейсерами 25 февраля в Голубиной бухте; "Грозовой" интернирован 24 августа в Шанхае, а "Властный" - 2 января 1905 года в Чифу |
"Бойкий" "Бурный" (Россия, 1905) | 350 |
5700/6000 |
64-66 | 1x75; 5x47; 3 тах380; 200 мин | "Бурный" налетел на скалы у мыса Шаньдуна и был уничтожен 11 августа. "Бойкий" интернирован 4 января 1905 года в Циндао |
"Лейтенант Бураков" (бывший "Hai-Hoa") (Германия, 1899) | 280 |
6000 |
57 | 6x47; 2 тах356, затем 1 тах380 | Получил повреждение в результате попадания торпеды 24 июля в бухте Тахэ, уничтожен 30 июля |
"Решительный", "Сердитый", "Смелый", "Сторожевой", "Стерегущий", "Скорый", "Страшный", "Стройный", "Статный", "Разящий", "Расторопный", "Сильный", (Россия, 1902-1903) | 240/258 |
3800 |
53-55 | 1x75; 3x47; 2 тах380 | "Стерегущий" (10 марта) и "Страшный" (13 апреля) затонули во время боев под Порт-Артуром; "Разящий", "Сильный" и "Сторожевой" затоплены 2 января 1905 года в Порт-Артуре (были получены повреждения от попадания мин и торпед); "Решительный" уведен японцами из Чифу 12 августа; "Расторопный" затоплен 16 ноября на рейде Чифу; "Стройный" затонул 13 ноября, подорвавшись на мине у входа в Порт-Артур; три других интернированы 2 января 1905 года в Чифу, а "Смелый" - 4 января 1905 года в Циндао |
Подводные лодки (4) |
|||||
"Портартурец" (Россия, 1904) | 25 | 2 тах380 или 4 мины | Не достроена | ||
"Петр Кошка" (Россия, 1903) | 20 |
144(эл. дв.) |
2 | 2тах380 | Затоплена в Порт-Артуре в декабре |
"Губе" (Франция, 1903?) | 10 |
- |
3 | 2 тах450 (?) | Затоплен в Порт-Артуре в декабре |
"Джевецкий III" (Россия, 1881; 1903) | 6 |
- |
4 | 1 тах380 | Затоплен в Порт-Артуре в декабре |
Минные заградители (2) |
|||||
"Амур" (Россия, 1898) | 2590/2800 |
4700/490 |
322 | 5x75; 7x47; 300 мин (макс. 450) | Затоплен 2 января 1905 года в Порт-Артуре после повреждений, полученных 18 декабря |
"Енисей" (Россия, 1899) | 2590/2800 |
4700/490 |
322 | 5x75; 7x47; 300 мин (макс. 450) | Затонул 11 февраля у Дальнего, подорвавшись на собственной мине |
Транспортные суда (4) |
|||||
"Ангара" (бывшая "Москва") (Великобритания , 1898) | 12050/7267 | 16800/20 | 6x1 20; 6 или 8x75 | Первоначально - вспомогательный крейсер, затем госпитальное судно (200 раненых); затоплено 2 января 1905 года в Порт-Артуре после повреждений, полученных 16 октября | |
"Монголия" (Италия, 1901) | 2981 |
5000 |
Без вооружения | Госпитальное судно | |
"Казань" С, 1900) | 6076 |
|
Без вооружения | Переоборудована в госпитальное судно, затоплена 2 января 1905 года в Порт-Артуре | |
"Богатырь" | + | 12,5 | Без вооружения | Вспомогательный минный заградитель, затоплен 2 января 1905 года в Порт-Артуре (?) | |
Владивостокский отряд крейсеров (с 25 мая 1904 года - отдельный отряд крейсеров 1-й эскадры Тихоокеанского флота) |
|||||
Броненосные крейсеры (3) |
|||||
"Громобой" (Россия, 1899) | 12360/12455 |
14500/15500 |
874 | 4x203: 16x152; 24x75: 12x47; 18x37: 2 п:4 тах380 66-152; бп - 37-76; кр - 305 | Осенью 1904 года установлено 6x152 мм вместо 6х?5мм |
"Россия" (Россия, 1896) | 12130/12195 |
14500/15680 |
839 | 4x203: 16x152: 12x75; 20x47: 18x37: 5тах380 бб - - 152*203; бп - 51*76; кр - 305 | Осенью 1904 года установлено 6x152 мм вместо 6x75 мм |
"Рюрик" (Россия, 1892) | 10933/11060 |
13250/13588 |
719 | 4x203: 16x152: 6x120: 6x47: 10x37: 6 тах380 бб - 203*254; бп - 51*76; кр - 152 | Потоплен 14 августа в бою в Корейском проливе |
Легкий крейсер |
|||||
"Богатырь" (Германия, 1901) | 6410/6750 |
19500/20161 |
580 | 12x152; 12x75: 8x47: 2x37; 2 п; 6 тах380 бп - 35*70; кр - 140; бга - 90*125 | |
Вспомогательный крейсер |
|||||
"Лена" (бывший "Херсон") (Великобритания, 1896) | 10675 |
13100 |
6x120; 6x75 | Интернирован в Сан-Франциско 1 1 сентября | |
Миноносцы (10) |
|||||
"208", "209" (Финляндия, 1897)
"210", "211" (Финляндия, 1898) |
120 |
1460 |
20 | 2x37; 3 тах380 | "208" подорвался на мине и затонул у острова Скриплева 23 июля |
"203" (Финляндия, 1889) | 140,4/174,9 |
1800/1956 |
21 | 3x37; 3 тах380 | |
"204" (Финляндия, 1889) | 140,4/174,9 |
1800/2039 |
21 | 3x37; 3 тах380 | |
"205" (Финляндия, 1886) | 102,6/96 |
800/737 |
21 | 2х37;2тах380 | Затоплен после аварии 30 июня в Гензане |
"206" (Финляндия, 1886) | 102,6/107,5 |
800/837 |
21 | 2x37; 2 тах380 | |
"201" (Россия, 1887) | 76,3 |
970 |
21 | 2x37; 2 тах380 | Возможно, затонул после столкновения с "203" 3 октября у острова Попова* |
"202" (Россия, 1887) | 76,3 |
970 |
21 | 2x37; тах380 | |
Торпедные катера (7) |
|||||
"91", "92" (Россия, 1887) | 24,3 |
220 |
9 | 1 тах380 | В Николаевске-на-Амуре |
"93", "94", "95", "97", "98" (Россия, 1878) | 23,0 |
220 |
9 | 1 тах380 | В Николаевске-на-Амуре |
Подводные лодки (7) |
|||||
"Форель" (Германия, 1903) | 17/18 |
60 (эл. дв.) |
2 тах450 | ||
"Касатка", "Скат", "Налим", "Фельдмаршал граф Шереметев" (Россия, 1904) | 142/177 | 1x160 и 1x100(эл.дв.) 7,5/6,5 п |
24 | ("Налим" 1x47); 1 п; 4 тах380 | Прибыли во Владивосток в октябре - декабре |
"Сом" (бывшая "Fulton") (США, 1904) | 105/124 | 1x160 и 1x70(эл.дв) 8,7/7,6 п |
22 | 1x37; 1 п; 1 тах450 | |
"Дельфин" (Россия, 1902) | 113/123 | 1x300 и 1x64(эл.дв) и 9/4,5 п |
22 | 1 п; 4 тах380 | (Еще 7 прибыли уже после падения Порт-Артура) |
Минный заградитель |
|||||
"Алеут" (Норвегия, 1886) | 892 |
730 |
4x37; 130 мин | ||
Транспортные суда (3) |
|||||
"Якут" (Великобритания , 1888) | 723/701 |
867 |
115 | 2x47; 2x37 | Посыльное судно |
"Камчадал" (бывший "Труженик") (Великобритания , 1892) | 900 |
750 |
42 | 2x37 | |
"Тунгус"(++++) | Посыльное судно | ||||
Ледокол |
|||||
"Надежный" (Дания, 1896) | 1525 | 2500/2920 11,5/13,8 | 80 | Без вооружения |
Основные тактико-технические характеристики японских военных кораблей и вспомогательных судов, потопленных в водах Квантуна и Желтого моря в период осады Порт-Артура
Класс корабля (количество). Название (место постройки, год спуска на воду и модернизации) | Водоизмещение |
Максимальная мощность машин (л.с.) |
Экипаж (количество человек) |
Вооружение - количество орудий и торпедных аппаратов, “калибр (мм) |
Дата и место затопления |
|||
(тонн/брутто-тонн) |
Максимальная скорость (в узлах) |
Толщина брони (мм) |
||||||
Броненосцы (2) |
||||||||
“Hatsuse” (Великобритания, 1899) | 14850 |
14500 18 |
741 |
4x305; 14x152: 20x75: 8x47: 4x42: 4 тах457 66-1024-229; бп - 63-103; кр - 356; бга - 152-356 |
15 мая; мины; в 10 милях к юго-востоку от Порт-Артура | |||
“Yashima” (Великобритания, 1896) | 12320 |
14000 18 |
637 |
4x305: 10x152: 20x47: 4x42: 5 тах457 бб - 156-^457; бп - 63; кр - 356; бга - 152-356 |
15 мая; мины; возле Энко унтер-Рок | |||
Легкие крейсеры (2) |
||||||||
“Yoshino” (Великобритания, 1892) |
4150 |
15000 23 |
360 |
4x152: 8x120: 22x47: 5 тах356 |
15 мая; район островов Эллиота; после столкновения с броненосным крейсером “Kasuga” |
|||
бп - 44-Н 14; бга - 114 |
||||||||
“Takasago” (Великобритания, 1897) | 4160 |
15500 23,5 |
425 |
2x203: 10x120: 12x75: 6x42: 5 тах457 бп - 63-114;бга - 114 |
13 декабря; мина; в 37 милях к югу от Порт-Артура | |||
Канонерки (6) |
||||||||
“Heitn” (бывшая “Ping Yuan”) (Китай, 1890) |
2150 |
2400 10 | 250 |
1x260; 2x152: 8x47: 4 тах457 66-203; бп - 50; кр - 127; бга - 127 |
Броненосная канонерка. 18 сентября; мина; к западу от острова Айрон | |||
“Saien” (бывшая “Chi Yuan”) (Германия, 1883;1898) |
2440 |
2800 15 | 230 |
2x210: 1x150: 4x57: 6x40: 4 тах380 бп - 75; бга - 50 |
Броненосная канонерка. 30 ноября; мина; Голубиная бухта | |||
“Miyako” (Япония, 1898) |
1772 |
6130 20 | 200 |
2x120; 8x47; 2 тах457 |
Посыльное судно. 14 мая; мина; бухта Керр | |||
“Kaimon” (Япония, 1882) |
1358 |
1267 12 | 210 |
1x170; 6x120; 1x75; 1x4 кп 1 1,5 |
Вооруженное транспортное судно. 5 июля; мина; район острова Южный Саныпандао | |||
“Oshima” (Япония, 1891) |
630 |
1200 16 | 130 |
4x120; 5x47 |
17 мая; бухта Цзиньчжоу, после столкновения с “Atagi” | |||
“Atago” (Япония, 1887; 1894) |
612 |
960 12 | 104 |
4x120; 6x47 |
6 ноября; скалы, район островов Маодао | |||
Эскадренные миноносцы (2) |
||||||||
“Akatsuki” (Великобритания , 1901) | 363 |
6500 31 |
59 |
2х76;4х57;2тах457 |
17 мая; мина; в 8 милях от Лаотешаня |
|||
“Hayatori” (Япония, 1902) | 375 |
6000 29 |
55 |
2x76; 4x57; 2 тах457 |
3 сентября; мина; в 2 милях от бухты Лунвантан |
|||
Миноносцы (4) |
||||||||
“42” (Великобритания, 1902) | 102 |
1920 26 |
20 |
2x47; 3 тах380 |
15 декабря; торпеда “Сердитого”, к востоку от Лаотешаня | |||
<б1”, “53” (Япония, 1900-1901) | 54 |
660 20 |
16 |
1x42; 2 тах380
|
“51” - 28 июня; скала; район острова Южный Саньшандао. “53” - 14 декабря; мина; к востоку от Лаотешаня | |||
“48” (Япония, 1900) | 89 |
1200 24 |
20 |
2x42; 3 тах380 |
12 мая; мина; бухта Лунвантан | |||
Вспомогательная канонерка |
||||||||
“Otagawa Maru” (Япония, 1893) | 498 | 8 августа; мина; бухта Лунвантан |
Кроме того, с 24 февраля по 3 мая в районе входа в Порт-Артур затонули 17 брандеров: “Aikoku Maru” (1773 брутто-тонны), “Asagao Maru” (2464 брутто-тонны), “Bushu Maru” (1240 брутто-тонн), “Buyo Maru” (1162 брутто-тонны), “ChiyoMaru” (2708брутто-тонн), “Edo Maru” (1734 брутто-тонны), “Fukui Maru” (2944 брутто-тонны), “Hokoku Maru” (2698 брутто-тонн), “Jinsen Maru” (2312 брутто-тонн), “Mikawa Maru” (1968 брутто-тонн), “Otaru Maru” (2547 брутто-тонн), “Sagami Maru” (1927 брутто-тонн), “Sakura Maru” (2979 брутто-тонн), “Tenshin Maru” (2942брутто-тонны), “Totomi Maru” (1953 брутто-тонны), “Yahiko Maru” (2692 брутто-тонны), “ Yoneyariia Maru” (2693 брутто-тонны). В Желтом море с 26 марта по 22 сентября были уничтожены 4 транспортных судна: “Tonegawa Maru” (656 брутто-тонн), “Kaga Maru” (6301 брутто-тонна), “Chusa Maru” (2846 брутто-тонн) и “Senhu Maru” (1570 брутто-тонн).