Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Послесловие

Когда утихли революционные бури 1905 года, в 1907-м, 10 декабря, в Петербурге начался судебный процесс над виновниками падения Порт-Артура. Перед судом предстали генералы Анатолий Стессель, Александр Фок, Владимир Смирнов и полковник Виктор Рейс. Стессель обвинялся в совершении следующих военных преступлений: преждевременная сдача крепости, не вызванная необходимостью; предоставление царю ложных донесений о состоянии крепости, где умышленно ее положение рисовалось как безнадежное; распространение писем генерала Фока, подрывавших авторитет некоторых командиров и ослаблявших волю к победе; самовольное пребывание в Порт-Артуре вопреки приказу о переводе в армию Куропаткина, а также самовольное оставление капитулирующего гарнизона, попавшего в японский плен, и выезд в Россию. Остальные подсудимые, как подчиненные Стесселя, были освобождены от обвинений в служебных преступлениях; их судили только за неисполнение прямых обязанностей и некомпетентность.

Суд длился почти два месяца, было опрошено 125 свидетелей. Сам Стессель стал посмешищем, так как упорно твердил, что он сражался не только с японцами, но и с комендантом крепости, комендантом порта, командующим эскадрой и даже с газетой «Новый край». Приговор был оглашен 20 февраля 1908 года. Генерал-лейтенант в отставке Анатолий Стессель был признан виновным в преждевременной капитуляции Порт-Артура «без использования всех возможностей для продления его обороны» и приговорен к расстрелу. Однако, поскольку [332] под его командованием крепость «выдержала неслыханную в истории войн 11-месячную осаду, восхитив весь мир героизмом своих защитников», суд просил царя заменить смертную казнь 10 годами тюремного заключения. Царь, который «судил милостиво», дал согласие, и после полугодичного пребывания в Петропавловской крепости узник был освобожден «в связи с ухудшением состояния здоровья»{346}. Другие обвиняемые были всего лишь отправлены в отставку с сохранением права на пенсию.

Согласно постановлениям Портсмутского мирного договора (5 сентября 1905 года) Япония получила ранее арендуемый Россией Квантунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним (Дайреном), а также южный отрезок Восточно-Китайской железной дороги (КВЖД), получившую название Южно-Китайской (ЮКЖД), соединяющей Порт-Артур с Чанчунем. На территории Кванту-на было создано японское военное губернаторство, которому подчинялись как дислоцировавшиеся тут войска, так и войска, охранявшие ЮКЖД; эти силы стали называться Квантунской армией. В навязанном Китаю 25 мая 1915 года политико-экономическом трактате («21 требование») Япония требовала продления аренды Порт-Артура, Дайрена и ЮКЖД еще на 99 лет и повторила эти требования в подписанном 6 февраля 1922 года договоре девяти государств (Вашингтон), явно не собираясь уходить с этих территорий. В начатом Квантунской армией в 1931 году наступлении на Китай Порт-Артур и Дайрен стали морскими базами для 3-го флота (4 крейсера, 9 эскадренных миноносцев, 10 морских и речных канонерок), флагманским кораблем которого был старый [333] броненосный крейсер «Izumo», участник войны 1904–1905 годов{347}.

Поражение в этой войне, по выражению Сталина, «легло на Россию черным пятном», народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита, а пятно исчезнет. Поэтому, подписывая в Ялте тайное, состоявшее из трех пунктов соглашение с США и Великобританией, Сталин взял обязательство вступить в войну с Японией через 2–3 месяца после капитуляции Германии. Взамен СССР получал в аренду Порт-Артур в качестве военной базы, Дайрен становился международным портом, причем гарантировалось, что интересы СССР здесь будут стоять на первом месте; Южный Сахалин и соседние острова возвращались СССР. Кроме того, возвращались Курильские острова, а КВЖД и ЮКЖД должны были эксплуатироваться СССР совместно с Китаем. Таким образом, СССР возвращались все дальневосточные территории, утраченные в войне 1904–1905 гг.

В день, когда на Нагасаки была сброшена вторая американская атомная бомба, 9 августа 1945 года, войска трех советских фронтов (1 500 000 солдат, 26 137 орудий и минометов, 5556 танков и около 3500 самолетов) при поддержке Тихоокеанского флота (2 крейсера, 13 эсминцев, 78 подлодок, 19 дозорных кораблей, 19 десантных кораблей, 62 минных заградителя и тральщика, 204 торпедных катера, 49 катеров-охотников за подводными лодками и 1549 самолетов и гидросамолетов) и Амурской речной флотилии (8 мониторов, 13 канонерок, 7 минных заградителей и 48 тральщиков, 52 бронированных катера, 5 плавучих батарей ПВО, 70 гидросамолетов) нанесли удар по Маньчжурии, Корее, Южному Сахалину и Курилам. Эти территории обороняла японская Квантунская армия с подчиненными ей войсками [334] корейского фронта (в общей сложности 443 000 солдат, 5350 орудий и минометов, 1155 танков и противотанковых орудий, около 1800 самолетов), марионеточные маньчжурские, монгольские войска и отряды одной из провинций (около 438 000 человек). Сухопутные силы поддерживала Маньчжурская флотилия (4 монитора, 3 канонерки, 40 вооруженных катеров, 110 десантных судов). Превосходство советских войск, а также начатые союзниками 14 августа переговоры с Японией о капитуляции послужили причиной того, что оба порта были уже после прекращения боевых действий заняты (22–23 августа) воздушными десантами (в Порт-Артуре — 10 транспортных самолетов с 204 парашютистами на борту) и передовыми отрядами 6-й танковой армии, которые и приняли капитуляцию японских гарнизонов. Воздушный десант Тихоокеанского флота высадился только 25 августа и занял портовые сооружения в Дайрене (90 моряков на 10 летающих лодках типа «Каталина») и Порт-Артуре (90 моряков на 10 таких лодках). Официально Порт-Артур снова стал русским портом 1 октября 1945 года, после того как туда перебазировалась часть кораблей Тихоокеанского флота.

После подписания 14 февраля 1950 года договора о взаимопомощи, дружбе и сотрудничестве Порт-Артур стал советско-китайским военным портом, а 31 мая 1955 года он, уже как Люйшунь, перешел в собственность своего теперешнего владельца — КНР. Китайской Народной Республике был возвращен также весь Квантунский полуостров с Дальним (теперь уже Далянем).

Так через 61 год завершило свой ход колесо бурной истории Порт-Артура.

Дальше