Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава XXIV.

Новые выступления «Карлсруэ», «Эмдена» и «Кенигсберга»

В день ухода адмирала Краддока с Фолклендских островов обстановка в южноамериканских водах осложнилась новым появлением «Карлсруэ». Считали, что он присоединился к эскадре Шпее в Тихом океане, но в действительности это было не так.

Со времени известий о захвате парохода Bowes Castle никаких определенных сведений о «Карлсруэ» не имелось, но так как многие пароходы, зафрахтованные южноамериканскими фирмами, не прибывали по назначению, Адмиралтейство делало все возможное, чтобы обнаружить крейсер. Всякий слух о «Карлсруэ» проверялся самым тщательным образом, но все старания нашей разведки до сих пор ни к чему не приводили. Только теперь выяснилось, что до потопления Bowes Castle он, встретившись на острове [356] Пуэрто-Рико с пароходом Гамбург-Американской компании «Патагония», приказал ему доставить уголь с острова Фомы на условленное рандеву у острова Барбадос. С Барбадоса они совместно пошли вдоль берегов Бразилии к устью Амазонки, где «Карлсруэ» принял с «Патагонии» уголь, а затем оба направились к острову Sao-Joao. В Кюрасао их ожидал небольшой угольщик «Штадт Шлезвиг». Приняв с последнего уголь, командир «Карлсруэ» капитан 2-го ранга Келер пересадил на него экипаж потопленного парохода Bowes Castle и отправил «Шлезвиг» в Maranham. Наметив себе для действий район у Фернандо-ди-Норонья как наиболее оживленный, «Карлсруэ» 30 августа снова принял уголь в укромной якорной стоянке между Клара и мысом Сан-Роке, а 31 августа вошел в связь с германскими почтово-пассажирскими пароходами «Асунсьон», «Рио-Негро» и «Крефельда», высланными из Бразилии ему навстречу. Пароходам было назначено рандеву у Rocas Reef, куда и направился «Карлсруэ» вместе со своим постоянным угольщиком Патагония.

В этом пункте ему очень посчастливилось: лишь два дня назад сюда заходили в поисках «Дрездена» Glasgow, Monmouth и Otranto, но, не обнаружив ничего подозрительного, ушли на юг, тем более что сильнейший сулой в бухте говорил о том, что неприятель вряд ли изберет это место в качестве базы.

Подходя к Rocas Reef, «Карлсруэ» захватил ценный для себя приз — английский пароход Strathroy с 5000 тонн угля, предназначенного для бразильского правительства. По-видимому, командир «Карлсруэ» (как и предполагал капитан 1-го ранга Люс) нашел якорное место неудобным, так как 1 сентября отправил Strathroy под конвоем «Патагонии» в свою другую секретную базу на запад от мыса Сан-Роке. Оттуда «Патагония» должна была доставить почту в Пернамбуко, но дальнейшее движение парохода так и осталось неизвестным.

«Карлсруэ» с пароходом «Крефельда» в роли разведчика пошел на север к Фернандо-ди-Норонья. Его шансы на успех увеличивались еще благодаря тому обстоятельству, что поблизости находился вспомогательный крейсер «Кронпринц Вильгельм», [357] который уже с 6 августа крейсировал самостоятельно. 27 августа последний остановил для осмотра русский парусный барк на линии Азорские острова — Rocas Reef в 1000 милях от Азорских островов и, видимо, слышал «Карлсруэ». Несмотря на его вызовы, которые слышал «Карлсруэ», последний не отвечал, опасаясь привлечь внимание наших крейсеров, переговоры которых принимались его радиостанцией.

Опасения эти были вполне уместны, так как если бы адмирал Стоддарт имел свободный крейсер, район этот охранялся бы лучше.

Тем не менее в разное время перед ними здесь побывали Glasgow с Monmouth, затем Macedonia проходила на его пути к новому своему назначению, а 1 сентября Стоддарт направил сюда для осмотра района Cornwall. Была здесь также эскадра Краддока на пути в Южную Америку. 4 сентября Стоддарт получил приказание отправить Canopus и Cornwall на южноамериканскую станцию. Таким образом, все эти суда перебывали в водах, где оперировал «Карлсруэ».

Вначале «Карлсруэ» пароходов не встречал, но уже 3 сентября он захватил пароход Maple Branch с 4000 тонн самого разнообразного груза, весьма полезного для «Карлсруэ». После перегрузки всего, что требовалось, пароход потопили.

«Кронпринц Вильгельм» действовал в это время не менее удачно: не получая ответа на вызовы, он пошел на юг и 4 сентября в 200 милях к западу от Пернамбуко, вне обычного пути следования торговых судов, захватил и потопил пароход Indian Prince, шедший с грузом кофе, резины и других товаров из Бразилии в Нью-Йорк. После этого он бесследно исчез на долгий промежуток времени.

Не встретив в последующие трое суток никого более, «Карлсруэ» ушел в свою базу грузиться углем со стоящего там парохода Strathroy.

Удача по-прежнему сопутствовала «Карлсруэ»: в тот момент, когда он заполнял себя грузом с парохода Maple Branch, Краддок на Good Hope проходил всего в 50 милях от него на пути из St. Paul Rocks в Пернамбуко с заходом в Фернандо-ди-Норонья. Также и Cornwall, осмотрев [358] St. Paul Rocks и продолжая свой поиск дальше, оказался на таком же расстоянии от «Карлсруэ» в момент потопления Maple Branch, к сожалению, повернув затем, чтобы идти грузиться углем в Сьерра-Леоне. Далее, получив инструкцию присоединиться к южноамериканской эскадре и идя на Пернамбуко, этот крейсер еще раз разошелся с «Карлсруэ», который в это время направлялся в свою базу на побережье Бразилии. Так же удачно разошелся он и со вспомогательным крейсером Carmania, возвращаясь на свою позицию после погрузки угля с Strathroy.

10 сентября «Карлсруэ» был снова в прежнем районе, имея с собой на этот раз пароходы «Рио-Негро» и «Крефельд» в качестве разведчиков.

Четыре дня его крейсерства оказались безуспешны, но на пятый в 6 часов утра он захватил пустой пароход — рефрижератор Highland Hope в 5000 тонн; пароход шел без огней, но курсом, слишком близким к общепринятому в этом районе.

В это время небольшой испанский пароход, заметивший группу судов, запросил их по радио об их флаге и назначении, на что получил ответ — «английский конвой». Приближавшийся к данному району Canopus, принявший этот ответ, просил испанский пароход показать своё место. Почувствовав, что облюбованный им район становится опасным, «Карлсруэ», не теряя ни минуты, потопил пароход и скрылся. Новым районом операций командир «Карлсруэ» избрал путь торговых судов между Нью-Йорком и Южной Америкой в 300 милях от своей прежней позиции. Здесь ему вначале не посчастливилось, и он уже собирался уходить для погрузки угля, когда увидел английский пароход Indrani с 7000 тонн угля, шедший из Виргинии в Рио-де-Жанейро, держась далеко от «большой дороги». Застрахованный на 62 000 фунтов стерлингов, не считая груза, он представлял собой весьма ценный приз. Однако из радиосообщения своего консула в Пернамбуко крейсер узнал, что этот уголь закуплен консулом как раз для него. Пересадив на Indrani, переименованного в «Хофнунг», призовую команду и оставив на нем часть экипажа, состоявшего из китайцев, [359] «Карлсруэ» со своим разведчиком «Асунсьон» пошел в базу, оставив с призом двух других разведчиков — «Крефельд» и «Рио-Негро». Этот период крейсерства не был для «Карлсруэ» особенно продуктивным: ускользнув от Краддока на второй день войны и прокрейсировав 4 недели, он захватил лишь 5 пароходов.

20 сентября, соединившись с «Крефельдом» и «Рио-Негро», он снова вернулся на первоначальную позицию у Фернандо-ди-Норонья и 21 и 22 сентября захватил голландский пароход Maria, а также два английских — Cornish City и Rio-Iguassi. Все три были потоплены, в том числе и нейтральный Maria.

В это же время немецкий крейсер остановил итальянский пароход Ascaro, но отпустил; от него по приходе в Сан-Висенти и узнали о том, где именно оперирует «Карлсруэ». Остановленный крейсером на пути в Буэнос-Айрес шведский пароход никому об этом инциденте не сообщил. Краддок в это время шел к югу, ожидая Шпее. Cornwall, Bristol и Macedonia оставались на севере, но район их был ограничен мысом Сан-Роке, и «Карлсруэ» мог оперировать спокойно.

С 22 по 28 сентября он не обнаружил никого и снова пошел грузиться углем, но в пути встретился с «Асунсьоном» и принял с него уголь в море. «Асунсьон» вез последний уголь с Strathroy, который был затем потоплен.

Окончив погрузку, «Карлсруэ» снова отправился на прежнюю позицию, послав своего разведчика к побережью за новостями. 2 октября «Асунсьон» вернулся с известием, что Краддок ушел на юг и что Carmania потопила «Капитан Трафальгар».

Чувствуя себя сравнительно в безопасности, «Карлсруэ» перешел на новую позицию — к западу от «большой дороги» в 100 милях от St. Paul Rocks. He встречая никаких пароходов и сообразив, что они уклоняются от обычного пути, командир «Карлсруэ» отправил «Крефельд» на 40 миль в сторону на линию Лас-Пальмас — Пернамбуко. 5 октября, заметив на горизонте дым, он настиг пароход Farn с 6000 тонн английского угля.

Его палубы были завалены углем, и «Карлсруэ» послал Farn нетронутым на рандеву, где стоял «Асунсьон», намереваясь [360] затем отправить уголь для Шпее, как только его местонахождение станет ему известным. Услыхав сравнительно близкие переговоры наших крейсеров, «Карлсруэ» перешел со своим отрядом несколько к востоку — весьма своевременно, так как в то время Bristol осматривал побережье Бразилии, a Macedonia и Cornwall крейсировали совсем близко. 6 октября они посетили Rocas Reef, затем Cornwall заходил в Фернандо-ди-Норонья и, выйдя оттуда в St. Paul Rocks, 7 октября утром прошел то самое место, где был захвачен Farn.

Потревожившие «Карлсруэ» радиопереговоры сыграли ему на руку, так как, склонившись к востоку, он как раз попал в «струю» торговых судов: 6 и 7 октября потопил пароходы Niceto de Larrinaga и Lynrowan, шедшие с зерном из Буэнос-Айреса в Лондон и Ливерпуль, а 8 и 9 октября — Cervantes и Pruth опять же с зерном для портов западного побережья. После этого он повернул на запад на соединение с «Асунсьон» и Farn.

Подходя к рандеву, он нашел здесь не два, а три судка, причем один из пароходов при его появлении быстро начал уходить. Недоразумение скоро выяснилось: уходивший пароход был «Асунсьон», принявший «Карлсруэ» за неприятеля, а третьим оказался захваченный английский — Condor, введенный в заблуждение тем, что Farn поднял английский флаг. Condor попался на уловку, приблизился и был захвачен с богатым грузом провизии, динамита и смазочных материалов, так необходимых врагу.

Произведя 12 и 13 октября разгрузку Condor, «Карлсруэ» его потопил.

Прежде всего требовалось решить вопрос с экипажами захваченных призов, которых набралось на «Крефельде» свыше 400 человек 22 различных национальностей, тем более что начинались уже проблемы с продовольствием. Невзирая на опасность обнаружить свое местопребывание, капитан Келер решил 13 октября отправить «Крефельд» на Тенерифе с приказанием войти туда не ранее 22 октября. Командир «Карлсруэ» считал, что эти десять дней он сможет спокойно оставаться на своем месте, но на самом деле его район был уже известен. 28 сентября [361] Ascaro, итальянский пароход, остановленный им у Фернандо-ди-Норонья, прибыл в Сан-Висенти (на островах Зеленого Мыса) и сообщил о происшедшем. Район, где оперировал «Карлсруэ», находился в ведении Стоддарта, но он не мог послать сюда суда, и потому там действовали только три крейсера Краддока. Как только Стоддарт узнал о походе последнего в Тихий океан навстречу Шпее, он доложил Адмиралтейству о своем намерении осмотреть этот район с Carnarvon, Albion, Marmora и Empress of Britania.

Сообщение Стоддарта почти совпало с телеграммой Краддока о необходимости формирования второй эскадры, и еще до своего ухода Стоддарт получил приказание идти в Пернамбуко, чтобы вступить там в должность «старшего морского начальника района севернее Монтевидео». Прибыв с Carnarvon в Монтевидео, ему надлежало с Carnarvon, Bristol и Orama занять позицию для охраны торгового пути в этот порт. Из Средиземного моря в его распоряжение посылался крейсер Defence  — «для подкрепления на случай надобности сосредоточить силы против германской эскадры Тихого океана, если последней удастся пройти не замеченной Краддоком».

Тем временем «Карлсруэ» продолжал оперировать к северу от Фернандо-ди-Норонья и 18 октября потопил пароход Glanton с углем, оставаясь после этого в том же районе еще 6 дней. Таким образом, если бы адмирал Стоддарт получил разрешение произвести поиск по намеченному им первоначальному маршруту, он неминуемо бы встретился с «Карлсруэ» и его отрядом.

Выйдя на Carnarvon из Сан-Висенти 15 октября, адмирал 22 октября в 15.30 прошел в 10 милях от места потопления Glanton.

Немцы находились поблизости, но остались не обнаруженными, так как курс Carnarvon был проложен на Пернамбуко.

К 22 октября «Карлсруэ» с отрядом ушел, рассчитывая, что к этому времени с приходом на Тенерифе «Крефельда» его местопребывание станет известным; к тому же его беспокоили радиопереговоры наших крейсеров, [362] присутствие которых он считал очень близким, хотя фактически наши суда находились от него дальше, чем когда-либо.

Defence только что вышел из Сан-Висенти, а Стоддарт прибыл в Пернамбуко, где и узнал из заслуживающего доверия источника, что «Карлсруэ» 20 октября принимал провизию на побережье к востоку от Масаи в 70 милях на запад от мыса Сан-Роке.

Для осмотра этого пункта был отправлен Bristol, грузившийся углем в Abrolhos Rocks; в помощь ему дали вспомогательный крейсер Edinburgh Castle, находившийся на пути в Пернамбуко.

В Abrolhos Rocks стоял также и Cornwall, охраняя базу, пока Macedonia грузилась углем и перебирала механизмы.

Капитан Келер не мог, конечно, знать все эти обстоятельства, и потому, считая опасным оставаться в прежнем районе и намереваясь подавить панику, охватившую судоходство (за последнее время он встречал лишь нейтральные пароходы, английские же шли, сильно уклоняясь в сторону), он решил перенести свою деятельность в воды Вест-Индии.

В германском плане войны водам этим, по-видимому, придавалось большое значение, так как здесь имелись две угольные станции: одна в Plana Cays на острове Bahanas, другая — в 250 милях к востоку от Тринидада.

Обе обнаружил 12 сентября крейсер Berwick, причем в последней он захватил три немецких парохода. Известно ли было об этом капитану Келеру, осталось невыясненным.

Решив, уходить в Вест-Индию, Келер задержался еще немного на прежнем месте и был вознагражден: 23 октября он потопил пароход Hurstdale с 5000 тонн кукурузы.

Не встретив никого на следующий день, он 25 октября пошел по новому назначению вместе с пароходом Farn, отправив остальных («Рио-Негро», «Асунсьон», «Индрани») на условленное рандеву. На станции Канарские острова — острова Зеленого Мыса с уходом 15 сентября Стоддарта оставался лишь крейсер Highflyer (капитан 1-го ранга Буллер). [363]

Но и он вскоре потребовался на смену Astraea для конвоирования транспортов, следовавших от мыса Доброй Надежды, так как Astraea уходила для операций в Германской Юго-Западной Африке.

На весь район оставались лишь три вспомогательных крейсера, когда пришло сообщение, что в Лас-Пальмасе стоит немецкий угольщик в ожидании, по-видимому, «Карлсруэ».

После получения этого сообщения крейсеру Kent приказали не идти на соединение с Краддоком, а поступить в распоряжение капитана 1-го ранга Буллера и принять конвой от Astraea, чтобы, дойдя до района, охранявшегося эскадрой адмирала Де Робека, сдать конвой крейсеру Vindictive и, вернувшись, осмотреть Канарские острова. Вспомогательный крейсер Victorian, прибывший 21 октября в Лас-Пальмас после ремонта в Гибралтаре узнал, что угольщик ушел и что ночью в море были видны сигналы, вероятно, с «Карлсруэ».

Victorian поспешил навстречу к приходившему в это время с транспортами Kent и в темноте разошелся с другим немецким угольщиком — пароходом «Валхалла», который благополучно прибыл на Тенерифе, так же как и первый угольщик, оказавшийся пароходом «Крефельд».

О том, что на последнем находились экипажи не менее чем 13 пароходов, потопленных «Карлсруэ» с 31 августа по 1 октября, стало известно не сразу — испанские власти почему-то скрывали это в течение 14 часов.

Приход «Крефельда» указывал на необходимость немедленно принять самые энергичные меры, но решить сразу, какие именно необходимы, было нелегко.

Казалось вполне вероятным, что «Карлсруэ» перенес свою деятельность в район станции Канарских и островов Зеленого Мыса, опасаясь быть обнаруженным на прежнем месте.

Пришлось обратиться за помощью к адмиралу Де Робеку, охранявшему район побережья Испании. Невзирая на всю трудность охраны побережья силами, находившимися в его распоряжении, адмирал все-таки сумел произвести поиск на Азорских островах, где захватил пароход Гамбург-Американской Компании Graecia, в течение месяца поджидавшего [364] кого-либо из своих крейсеров и постоянно посылавшего вызовы по радиотелеграфу.

Значительную помощь в этом Де Робеку оказало назначение специально для конвойной службы между Англией и Гибралтаром крейсеров Bacchante и Euryalus, без которых он оказался бы связанным конвоированием транспортов не только с мыса Доброй Надежды, но также и из портов Средиземного моря. Осмотрев Азорские острова, Де Робек на своем флагманском крейсере Amphitrite отправился на Канарские острова и там остался.

Поведение испанских властей, сквозь пальцы смотревших на дело интернирования германских вспомогательных судов, побудили адмирала не уходить оттуда, пока он не добьется урегулирования этого вопроса. Принимая во внимание весьма сильное немецкое влияние, надо отдать должное адмиралу, который чрезвычайно быстро справился с этой задачей.

Здесь, как и повсюду, успешность охраны торговли на море в значительной степени зависела от недопущения передачи радиотелеграмм неприятельским крейсерам, и в этом направлении адмиралу пришлось выдержать большую борьбу. Де Робек выяснил, что чины германского и австрийского консульства пользуются частной радиостанцией, отправляя информационные сообщения. Подобной привилегией консулы обычно не пользовались, и в ней не было никакой необходимости, так как телеграфные кабели являлись полностью исправными.

Одно из таких радиосообщений, посланное для «Карлсруэ», было перехвачено Victorian, и наше министерство иностранных дел протестовало в Мадриде.

Испанское правительство оправдывалось тем, что привилегия посылать шифрованные радиосообщения распространяется на всех консулов вообще, а не только на германских и австрийских, но мы не могли согласиться с такой точкой зрения, полезной только одной стороне. После дальнейших переговоров испанское правительство уступило, и радиотелеграфные переговоры были запрещены. [365]

Район Канарские — острова Зеленого Мыса удалось обезопасить от возможного нападения, но в районе мыса Доброй Надежды положение значительно ухудшилось.

Восстание, поднятое полковником Маритцем, распространялось с угрожающей быстротой. К Маритцу присоединились генерал Бейерс, оставивший с объявлением войны должность командующего войсками Союза, и Девет. Девет поднимал буров с намерением восстановить старую республику.

Генерал Бота лично вступил в командование вверенными войсками, но положение оказалось столь серьезным, что его нельзя было предоставить собственным силам. Помощь могла прийти только из Новой Зеландии. Новозеландские транспорты только что прибыли в Австралию под конвоем Minotaur, Ibuki, Philomel и Pyramus и сосредоточивались в Олбани, где два последних крейсера сменяли Melbourn и Sydney.

25 октября наше правительство решило использовать эту силу для восстановления положения в Южной Африке, для чего всему отряду надлежало следовать не через Суэцкий канал, а вокруг мыса Доброй Надежды.

28 октября были сделаны окончательные распоряжения в связи с новым направлением. Транспорты распределили на три группы соответственно их ходу и запасам угля. Изменение маршрута нарушало план общеимперского сосредоточения войск, но другого выхода не было. Однако тревога продолжалась недолго — генерал Бота разбил восставших у Растенберга; Маритц и Бейерс бежали к немцам, и восстание было ликвидировано. 30 октября транспорты получили приказание следовать через Коломбо.

Возвращение к первоначальному плану не улучшило дело охраны района мыса Доброй Надежды, продолжавшей оставаться далеко не удовлетворительной, однако ослаблять конвой было нельзя, хотя поблизости могли находиться только «Кенигсберг» или «Эмден». Последний только что дал о себе знать настолько громко, что совершенно подорвал авторитет местных морских сил.

Впечатление от этого выступления «Эмдена» усугублялось тем, что после его последних успехов у Миникоя в [366] конце сентября наши операции по поиску неуловимого крейсера оказались безуспешны.

9 октября адмирал Джеррам получил сведения о греческом пароходе, укрывающемся на острове Pulo Tapak на западном берегу Суматры, и немедленно приказал капитану 1-го ранга Гранту произвести разведку. Отправленный с этой целью Yarmouth, прибыв в Pulo Tapak 12 октября, нашел там двух угольщиков «Эмдена»  — Pontoporos и «Маркоманию».

Первый капитан фон Мюллер отправил сюда после набега на Мадрас, а «Маркомания» пришла после того, как «Эмден», приняв с нее уголь, ушел с Миникоя в архипелаг Чагос на Мальдивских островах в сопровождении приза — парохода Buresk.

В момент прихода Yarmouth «Маркомания» принимала уголь с греческого парохода.

Pontoporos увели в Пенанг, а «Маркоманию» потопили. Одновременно с этими событиями капитан 1-го ранга Грант с Hampshir и Empress of Asia, осмотрев Лаккадивские и Мальдивские острова, спустился на юг до Male и прошел к югу от Цейлона.

Последние слухи об «Эмдене» сообщали, что между 28 сентября и 1 октября он грузился углем у Felidu Atoll.

После отыскания нами германских угольщиков капитан Грант считал наиболее вероятным местонахождением «Эмдена» район к югу от островов Чагос и решил идти в Диего-Гарсия. Здесь находилась угольная станция, которой прежде обычно пользовались все пароходы, занятые перевозкой мороженого мяса из Австралии в Англию. 13 октября Грант пошел по избранному им направлению совместно с Empress of Asia.

В эти дни «Эмден», погрузившись в последний раз с «Маркомании» углем в Felidu Atoll, направился в Диего-Гарсия. Не встретив никого на этом пути (в его распоряжении находилась старая карта, которая ввела его в заблуждение относительно путей торговых судов), германский крейсер 9 октября вошел в Диего-Гарсия для погрузки угля с Buresk.

Здесь капитан фон Мюллер встретил прием, какого не мог ожидать: жители этой пустынной английской колонии, [367] не имея понятия о начале военных действий, оказали неприятельскому крейсеру самое радушное гостеприимство и полное содействие.

10 октября утром «Эмден» снялся с якоря и пошел в поисках призов на север, проложив курс навстречу нашим двум крейсерам. К несчастью, в то время, когда «Эмден» проходил острова, Грант держался к западу на прямом курсе Коломбо — Чагос, и противники разошлись на расстоянии около 300 миль.

15 октября капитан Грант узнал печальные новости и немедленно повернул обратно в Коломбо.

20 октября, когда он закончил погрузку и перешел на свою прежнюю позицию к югу от Цейлона, в Cochin на Малабарском берегу прибыл пароход Egbert с экипажами шести английских пароходов, захваченных «Эмденом» между Миникоем и Цейлоном. Капитан фон Мюллер отважился вернуться в свой прежний район действий и, пока капитан Грант производил поиски к югу, т. е. с 16 по 19 октября, имел возможность оперировать в нем совершенно спокойно. Здесь надо отметить попытку вызвать сюда «Аскольд», конвоировавший совместно с Dupleix войска в Суэц, но приказание дошло до него слишком поздно — русскому крейсеру было необходимо грузиться углем, и он пошел в Аден.

Общий тоннаж захваченных шести пароходов составлял около 33 000 тонн, застрахованных на 373 265 фунтов стерлингов. Среди них находился пароход Exford с 6000 тонн угля, столь необходимого «Эмдену» в тот момент, когда запасы его совершенно истощились.

Следует указать, что инструкции Адмиралтейства, адресованные капитанам пароходов относительно следования в опасных районах определенными курсами, принесли большую пользу. За четыре дня, пока район оставался беззащитным, девятнадцать пароходов прошли не замеченными неприятелем. Нельзя также забывать и тот факт, что все распоряжения и указания, отданные нашими крейсерам, вполне отвечали положению, и капитан фон Мюллер был очень близок к тому, чтобы попасться.

Узнав последние новости, капитан Грант, не теряя времени, пошел с обоими своими судами в Felidu Atoll для осмотра [368] Мальдивских островов. На этот раз он мог уйти спокойно, оставляя вместо себя Yarmouth, который, приняв у Пенанга конвой от «Жемчуга», привел французские транспорты в Коломбо. «Жемчуг» же пошел на осмотр Никобарских островов в поисках немецких угольщиков.

Судьба снова хранила «Эмдена». Потопив свой последний приз и отправив Egbert с пленными экипажами, капитан фон Мюллер оставался на юге до 20 октября с пароходами Buresk и Exford. Придя на меридиан Коломбо, он повернул на юго-восток с расчетом пройти подальше от Дондра-Хед (на Цейлоне).

В это время Hampshire с Empress of Asia начали поиск на WSW по направлению Felidu Atoll курсом, неминуемо пересекающимся с курсом «Эмдена». Идя с обычной скоростью, неприятель непременно встретился бы с нашими крейсерами в дневное время, но счастье не покидало капитана Мюллера. Его угольщики не могли развить более 9 1/2узлов, и это обстоятельство его и спасло. Имей он лишний узел хода или измени курс на 1–2 румба в сторону, встреча была бы неминуема, но, увы, этого не случилось. Капитан Грант прошел в 10–20 милях от дозора. Противники друг друга не видели. Утро было очень пасмурное, небо покрыто свинцовыми тучами, дождевые шквалы налетали один за другим.

21 октября днем Мюллер решил перенести свою деятельность в восточную часть Индийского океана и отправил Exford в условленное рандеву у Кокосовых островов, куда должны были идти и оба угольщика, уже попавшие в наши руки. Об их участи командир «Эмдена» не знал. Весьма распространенное мнение о прекрасной разведке и об удивительно искусной радиотелеграфной связи германцев не соответствовало действительности. На крейсере не было радиопеленгатора, и пользовался он самыми простыми способами: устроенное на фок-мачте так называемое «воронье гнездо» увеличивало дальность видимого горизонта до 35 миль. Заметив дым, «Эмден» начинал «охоту».

На этот раз от всякого замеченного дыма он уходил, повернув на Никобарские острова, где собирался грузить уголь, лишь пройдя 200 миль к югу от Дондра-Хед. [369]

В это время русский легкий крейсер «Жемчуг» обходил Никобарские острова в поисках германских угольщиков, а японский Chikuma находился поблизости в составе дозора у Acheh Head. В Сингапуре стоял легкий крейсер Jahagi, только что прибывший с французскими транспортами из Сайгона и имевший приказание идти на Кокосовые острова на смену крейсеру Nisshin, наскочившему на не обозначенный на карте риф при входе в Сандакан.

В Пенанге, базе Малаккского дозора, стояла канонерская лодка D'lberville с тремя миноносцами Fronde, Pistolet и Mousquet. 26 октября к ним присоединился «Жемчуг», закончивший осмотр Никобарских и Андаманских островов и получивший разрешение в течение недели перебрать механизмы.

Накануне этого дня вечером «Эмден» с пароходом Buresk стал на якорь в Nankowry Harbour на Никобарских островах.

Здесь у храброго командира немецкого крейсера и родился дерзкий план нападении на Пенанг, где он рассчитывал застать Dupleix. О том, что французский крейсер находится в Адене, он не знал. Приняв с Buresk уголь и отправив его в назначенное в море рандеву, командир «Эмдена» начал свое смелое предприятие. Пенанг не защищался ничем, кроме миноносцев, и наши суда, памятуя печальный случай с Pegasus в Занзибаре, входя в бухту, всегда клали якоря так, чтобы в любой момент иметь возможность быстро открыть огонь бортовой артиллерией по входу.

Заведующий гаванью Мак-Интр и английский лейтенант Моунд, плавающий для связи на «Жемчуге», указывали на эту и другие меры предосторожности командиру русского крейсера. Лейтенант Моунд каждую ночь лично отправлялся на сигнальную станцию в штабе гарнизона. Никаких других мер по охране, кроме высылки в море в дозор одного миноносца (Mousquet) и сторожевого катера в проход, по-видимому, не существовало. Два других французских миноносца стояли, ошвартовившись, у стенки. D'lberville также перебирала машины. Таково было положение дел в Пенанге, когда около 5 часов утра 28 октября [370] у входа в гавань появился четырехтрубный крейсер (четвертая труба была фальшивой), выкрашенный, как и наши крейсеры, в темно-серый цвет. Поднятый на гафеле флаг был принят за английский, и сторожевой катер, даже не опросив его и не предупредив «Жемчуг», дал ему свободно пройти.

«Жемчуг» оставался стоять на месте. Не доходя приблизительно 8 кабельтов, «английский крейсер» поднял германский флаг и выпустил торпеду, которая попала «Жемчугу» в кормовую часть и взорвалась под машинным отделением; последнее быстро оказалось затопленным. Пройдя еще немного, «Эмден» с 2 ½ кабельтов открыл артиллерийский огонь. Из-за полнейшей внезапности нападения о сопротивлении не было и речи. Орудия оказались не заряжены, вахтенная служба ничем не отличалась от обычной якорной. «Эмден» прошел мимо французских миноносцев нетронутым, так как они стояли совершенно в такой же готовности, как и «Жемчуг».

Придя на траверз канонерской лодке D'Iberville, стоявшей в бухте дальше всех, капитан Мюллер развернулся и, не сделав ни одного выстрела по канонерке, стал огибать пылающий «Жемчуг».

Почти в упор немецкий крейсер снова открыл огонь и выпустил вторую торпеду. В громадном столбе пламени «Жемчуг» пошел на дно, затонув через четверть часа после первого произведенного по нему выстрела. Так бесславно закончил он свое существование — судьба Балтийской эскадры периода японской войны преследовала несчастный корабль.

Закончив столь успешно свой блестящий набег, «Эмден» вышел и у северного прохода встретил пароход Glenturret, шедший с боевыми припасами из Иокогамы и Гонконга в Сингапур. Не считаясь с тем, что в тылу у него остались два миноносца, он, спустив шлюпки, уже намеревался захватить пароход, но неожиданно в утреннем тумане показалось судно.

«Эмден» отозвал шлюпки и приготовился к бою. Судно оказалось миноносцем Mousquet, храбро бросившимся в атаку. Выпущенная торпеда не попала, артиллерийский огонь [371] миноносца был безрезультатен, и через 7 минут боя доблестный Mousquet пошел ко дну.

Возвращаться к пароходу не было времени, французские миноносцы в гавани готовились выходить, и «Эмден», повернув на север, скрылся во мгле.

Однако он все-таки задержался для спасения плавающей в воде команды Mousquet, от которой узнал о судьбе Pontoporos и «Маркомании».

Таковы были потрясающие новости, дошедшие до сведения австралийского правительства в момент, когда заканчивалось сосредоточение транспортов с войсками, отправляющимися в Европу. Тяжелое впечатление несколько смягчалось новыми успехами генерала Бота, который 29 октября одержал крупный успех у Freurfontein и окончательно подавил восстание в Трансваале. Кроме того, в момент, когда снова было решено отправить транспорты через Аден, а не вокруг мыса Доброй Надежды, стало известно, что «Кенигсберг» уже не представляет опасности. После потопления Pegasus в Занзибаре он исчез. Являясь угрозой движению транспортов, он доставил немало работы нашим крейсерам, которые, начиная с последних чисел сентября, энергично разыскивали его повсюду по побережью и на прилегающих островах. Отряд из Chatham, Darmouth и Weymouth по нескольку раз осматривал все подозрительные пункты, но безуспешно; единственным результатом явилось то, что присутствие их парализовало активность противника, успехи которого до сих пор свелись лишь к захвату парохода City of Winchester.

9 октября Darmouth, осматривая острова Casuarina в Мозамбикском проливе, захватил германский буксир из Beira, а десять дней спустя Chatham в устье реки Lindi захватил пароход «Президент». Последнего обнаружил катер, посланный на разведку вверх по реке. Пароход имел флаг Красного Креста, но не был окрашен в соответствующие цвета и не числился в списках госпитальных судов. Из найденных на нем бумаг выяснилось, что 15 сентября «Кенигсбергу» посылался в лихтерах уголь из Lindi в Sarari — пункта, расположенного в шести милях вверх по реке [372] Руфиджи. Кроме того, на пароходе нашли германские карты, указывающие, что река доступна судам с осадкой «Кенигсберга».

Полученные одновременно другие сведения о противнике, оказавшиеся ложными, отвлекли командира Chatham по неверному пути, но ненадолго.

30 октября он вошел в устье реки Руфиджи и обнаружил «Кенигсберг», стоящий в Sarari совместно с угольщиком и тремя небольшими катерами.

Укрывшись в излучине реки, «Кенигсберг» был недосягаем. Подход к нему, по показаниям туземцев, защищался минным заграждением, находившимся под обстрелом из окопов и установленных на берегу орудий.

Установив блокаду до выяснения плана возможной атаки на «Кенигсберг», капитан Друри-Леен 31 октября послал донесение о случившимся.

Весть об обнаружении неприятельского крейсера не оказала влияния на распоряжения относительно конвоя австралийских транспортов. Транспортам предстояло далекое океанское плавание, почему считалось рискованным ослаблять конвой, тем более что поджидавший их на Кокосовых островах японский крейсер Jahagi, по настоянию адмирала Джеррама, был присоединен к Chikuma для совместных операций против «Эмдена».

1 ноября все транспорты под конвоем Minotaur, Ibuki и Melbourne тронулись в путь.

Адмирал Патей с Australia, Montcalm и Encounter оставался в Сува, занимая указанную ему позицию и ежечасно ожидая предписания следовать в южноамериканские воды на поиски эскадры Шпее. Адмирал указывал на необходимость своего ухода не позже середины месяца, но приказа не последовало, и он остался в районе островов Фиджи — Самоа.

Японцы с главными силами своей эскадры все еще оставались у Циндао, а два южных отряда их оперировали соединенно с эскадрой адмирала Патея по обеим сторонам 140-го меридиана, проходящего между Полинезией и Малайским архипелагом, наблюдая за не занятыми на востоке германскими островами и многочисленными [373] неприятельскими пароходами, укрывшимися в нейтральных портах на западе, включая Гонолулу.

В Гонолулу только что появился давным-давно пропавший «Гейер»{65} и занялся там ремонтными работами.

Американские власти настолько легко смотрели на вопрос интернирования, что японцы сочли необходимым стеречь канонерку, и отрядили для наблюдения за ней не только крейсер Asama, но также и старый линейный корабль Hizen, который предназначался для усиления англо-японской эскадры в Esquimalt.

Кроме того, японцы взяли на себя наблюдение за восточной частью Индийского океана, в которую входили Никобарские и Андаманские острова, сформировав для этой цели эскадру под флагом адмирала Точинаи в составе крейсеров Tokiwa, Yakumo, Nisshin, Chikuma и Yahagi.

Для станции мыса Доброй Надежды не оставалось никаких сил, кроме Goliath, который в день обнаружения «Кенигсберга» прибыл с главными силами экспедиционного отряда, предназначенного для действий против Германской Восточной Африки в Момбаса. Механизмы Goliath требовали серьезного ремонта, и выход его задерживался. Но еще раньше, чем он смог двинуться дальше, произошла катастрофа, вызвавшая необходимость новых срочных мер. [374]

Дальше