Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава XI.

Северное море: 16 августа -17 сентября

Мы проследили за дислокацией флота, произведенной по всему свету, насколько позволяли наличные морские силы.

Всем станциям не хватало легких крейсеров, так как в первую очередь удовлетворялось требование Гранд-Флита, но станции получили в качестве поддержки устаревшие линейные корабли и, кроме того, вспомогательные крейсеры, которых к началу сентября находилось в кампании семнадцать.

Ко времени, когда развертывание флота было закончено, война на море внешне выглядела малодеятельной — ситуация, столь знакомая нашим предкам, но поначалу трудно понимаемая общественным мнением и не соответствующая его ожиданиям.

Время организовать нападение на наши торговые пути силами вспомогательных крейсеров неприятель не использовал; не было произведено никаких попыток непосредственно помешать перевозкам экспедиционных сил и атаковать в эти дни берега Англии.

Инертность Флота открытого моря явилась полным сюрпризом для наших морских сил.

Хорошо зная, каким духом активности проникнута немецкая военная доктрина, и учитывая, что сделали бы при [175] подобных обстоятельствах наши офицеры, мы не находили объяснений бездеятельности противника.

Однако все это явилось повторением ситуации в старых войнах с французами, имевшими слабейший флот.

План Адмиралтейства предусматривал массовое сосредоточение флота в южном пункте, гарантирующее нам неоспоримое господство в «тесных водах» (проливы и Северное море), — это было основой, но, конечно, Адмиралтейство предусматривало также и «день сокрушительного удара». Однако в связи с обстоятельствами этот день откладывался на неопределенное время.

Весь прошлый опыт показывал, что неприятель рискнет вступить в решительный бой, лишь будучи уверенным в получении таких результатов, достижение которых иным путем для него было бы невозможно.

Для немцев приостановка перевозки войск во Францию таким результатом не являлась. Разделяя мнение своего высшего командования, они считали удобнее для себя покончить с нашими малочисленными дивизиями на обнаженном фланге фронта союзников, чем иметь против себя эти дивизии в Англии в резерве, куда до них нельзя добраться. Во всяком случае, немцам легче было иметь дело с нашими экспедиционными силами на берегу, чем на море.

Оказывать противодействие перевозкам не являлось для Германии разумной операцией, ради которой стоило рисковать хотя бы частью флота.

Не следует забывать и того, что германское высшее командование строило свои расчеты на войну непродолжительную, столь непродолжительную, что нашу блокаду они даже и не почувствуют, а также и то обстоятельство, что они считали самым грозным противником Россию. Последнее в тот момент заставляло их больше думать о господстве в Балтийском море, чем в Северном.

Во второй половине августа события в Балтийском море развернулись особенно активно.

Вопреки ожиданиям Россия смогла вторжением в Восточную Пруссию ранее, чем рассчитывали, оказать самоотверженную помощь Франции, на которую так стремительно обрушились почти все силы Германии. [176]

Операция была предпринята двумя армиями, генерала Самсонова и Ренненкампфа, двигавшимися: первая — от Немана, а вторая — через область Мазурских озер от Нарева. Начало ознаменовалось полным успехом.

Между 16 и 20 августа слабые германские силы были разбиты у Гумбинена, на железнодорожной линии Петроград — Берлин, и у Франкенау, на юго-востоке от Кенигсберга; немецкая армия оказалась разделенной надвое, одна ее часть спешно отступала на запад, а другая — к Кенигсбергу.

Русские продолжали быстро наступать и дошли до Алленштейна, а разъезды Самсонова — до берегов Вислы, но тут судьба повернулась к ним спиной.

Восточная Пруссия, «святая святых» земельной германской аристократии, была «осквернена»; беспорядочный поток беженцев, хлынувший в Берлин, принес панику в столицу.

Немцы с быстротой и энергией, достойной не меньшего удивления, чем натиск русских, собрали армию и поручили командование ею Гинденбургу, на которого возлагалась обязанность смыть «осквернение».

К 26 августа близ классического боевого поля Эйлау он вошел в соприкосновение с армией Самсонова у Танненберга, между Алленштейном и Сольдау.

Удачным фланговым маневром он в течение двух последующих дней поставил русских в безвыходное положение. 31 августа русская армия оказалась разделенной на две части, причем одной все-таки удалось выскочить из западни, другая же была разбита наголову, потеряв девяносто тысяч человек пленными.

Покончив с Самсоновым, Гинденбург направил свой удар на Ренненкампфа, но успеха в этой операции не имел. Ренненкампф, хотя с большими потерями, но отступил, оставив неприятелю часть своей артиллерии и тридцать тысяч пленных.

Результат кратковременного успеха русских все-таки имел некоторое действие{45} — немцы несколько потеряли самоуверенность [177] и увидели, что переоценивали свою наступательную силу. В умах немцев Балтийское море с его важными портами Кенигсбергом и Данцигом предъявляло свои исторические права на подобающее место в создавшейся обстановке.

Не подлежит сомнению, что морская стратегия немцев, совершенно разумная для них, была весьма тревожна для нас.

Она вполне соответствовала возможностям германского флота и была родственна той стратегии французского флота, при помощи которой французы когда-то так удачно изнуряли английский флот, стараясь уравнять силы.

В то время как Флот открытого моря находился лишь в состоянии «fleet in being», английские эскадры изнуряли себя боевой службой, а английское морское командование должно было тщательно предусматривать всевозможные удары, которым теоретически немцы могли нас подвергнуть при помощи так называемой «малой войны».

Современная техника предоставляла очень много средств для такой войны в отличие от времен французских войн. Тогда эти средства сводились к одному только каперству, опасному лишь для нашей торговли.

Французы старались компенсировать неравенство сил удачной для них погодой и усталостью блокирующих их эскадр, Германия же в качестве этих средств имела минные заградители и подводные лодки.

Мы с вполне законной гордостью вспоминаем, с какой отвагой и самоотверженностью старые моряки Нельсона из года в год несли свою тяжелую, полную лишений службу на блокирующих эскадрах, но никто не вправе сказать, что современные наши моряки, находясь все время перед лицом гораздо больших опасностей, сделали меньше.

Немецкое остроумие изощрялось лишь в карикатурах на Гранд-Флит, рисуя его запертым в неприступных гаванях. Действительность далеко не соответствовала карикатурам. [178]

В конце августа после боя у Гельголанда Адмиралтейство имело случай убедиться, как неприятель использовал средства «малой войны», средства, осужденные им самим на Гаагской конференции 1907 года во имя человеколюбия.

У устьев рек Тайн и Хамбер были обнаружены минные поля, которые поначалу Адмиралтейство считало поставленными с траулеров под нейтральным флагом. Такое предположение, хотя и подтвержденное независимыми источниками, казалось маловероятным, так как траулеры слишком малы для подобной работы. Действительно, это предположение очень скоро опровергли сами же немцы, объявив, что мины поставлены судами их флота.

В настоящее время не подлежит сомнению правдивость этого сообщения. Поступок немецкого флота явно нарушал законы и обычаи войны и противоречил существующим соглашениям между державами, но было ясно, что он представлял собой попытку спровоцировать Гранд-Флит к столь желательным для немцев необдуманным и поспешным действиям.

По полученным из различных источников сведениям, все это произошло следующим образом.

21 августа отряд легких крейсеров и эскадренных миноносцев, производя разведку, пересек Северное море и, дойдя до банки Outer Well, находящейся в 80 милях от Фламборо-Хед, встретился с партией английских рыбаков (восемь траулеров). Сняв команду с траулеров, он потопил их бомбами и с пленными вернулся в Вильгельмсхафен.

Два дня спустя, обнадеженные безнаказанностью первого набега, немцы отправили второй подобный отряд, в состав которого на этот раз входили легкие крейсеры «Майнц» и «Штутгардт» с минами заграждения и заградитель «Альбатрос».

На пути к тому же пункту, т. е. к Фламборо-Хед, отряд в 70 милях к востоку от Хамбера опять встретил партию рыбаков в количестве шестнадцати траулеров. Миноносцы занялись потоплением траулеров, а крейсеры прошли далее на запад. В 30 милях от Хамбера (в Хамбер только что пришли Invincible и New Zealand) «Майнц» поставил заграждение, а «Штутгардт» и «Альбатрос» сделали то же самое в 30 милях от [179] реки Тайн, после чего весь отряд, не обнаруженный нашей охраной побережья, ушел обратно. По-видимому, минирование было произведено рано утром 26 августа.

Первой жертвой оказалось датское рыбачье судно, взорвавшееся на заграждениях у Тайна. В тот же день было обнаружено минное поле и у Хамбера — траулером City of Bristol, у которого мина взорвалась в сетях.

Заграждение у Хамбера обнаружилось как раз вовремя: линейные крейсеры уже получили приказание выходить для участия в Гельголандской операции. Их провели к месту рандеву в обход к югу от опасного района и немедленно начали тральные работы. Ввиду того что границы заграждения не могли быть быстро установлены, вход в оба порта считался опасным, и крейсеры после Гельголандского боя пошли в Ферт-оф-Форт.

Свою заградительную операцию, не имевшую аналогов в прошлом, немцы объяснили «военной необходимостью»; однако взрыв еще двух нейтральных судов на этих заграждениях не подтвердил правильность их точки зрения.

Ценой же военного успеха операции минирования стали канонерка-тральщик и еще один маленький тральщик, взорвавшиеся при проведении тральных работ. Адмиралтейство решило минные поля оставить, а протралить лишь канал вдоль берега. В скором времени поля эти признали весьма полезными. Главная причина, по которой немцев не обнаружили, заключалась в том, что местные сторожевые и охранные отряды, согласно боевым инструкциям, должны были держаться вместе на случай попытки атаки наших берегов. После того как немцы сами закрыли районы рек Хамбер и Тайн, стало возможным расположить сторожевые отряды по непрерывной линии вдоль берега, подобно тому как это было организовано в районе восточного побережья после случая с «Кенигин Луизе».

Немецкие заграждения не только не вытраливались, но еще были усилены нашими минами.

Если бы «малая война» неприятеля ограничилась только подобными действиями, состязаться с ним не составило бы труда, но она дополнялась все усиливающейся активностью подводных лодок. [180]

Как мины заграждения, так и подводные лодки представляли собой оружие, с которыми мы не имели опыта борьбы, и непосредственно с ним сам флот бороться не мог. Этому оружию приходилось противопоставлять малые суда специального типа.

Уже с 1 сентября, помимо штатных отрядов тральщиков и сторожевых флотилий, в кампании находились двести пятьдесят рыбацких траулеров, дрифтеров{46}, специально предназначенных для защиты от атак подводных лодок. Однако такое количество являлось недостаточным и систематически увеличивалось. Но требовалось немалое время, чтобы организовать все эти суда и обучить их личный состав порученному делу. В их обязанности входили тральные работы, наблюдение за протраленными фарватерами, слежка за подводными лодками, осмотр судов, которые могли оказаться заградителями или матками подводных лодок.

Северное море кишело нейтральными судами всевозможных типов, сторожевых судов не хватало даже для осмотра только тех, которые появлялись в пределах их видимости, и, невзирая на всю их работу, о случаях появления подводных лодок сообщалось все чаще и чаще. В Скапа-Флоу Гранд-Флит не мог отдохнуть.

В былые времена, когда штормы заставляли наш флот укрываться в надежных портах, там он мог отдохнуть. Флот адмирала Джеллико такого отдыха иметь не мог.

В отношении обороны флоту проходилось рассчитывать только на собственные средства. Якорная стоянка в Скапа-Флоу оставалась совершенно незащищенной и имела четыре прохода, по которым могли проникнуть подводные лодки. Ни входить, ни выходить флот каждый раз не мог без предварительного траления.

24 августа особая комиссия, образованная со специальной целью выяснения мер, необходимых для охраны флота, рекомендовала приступить к осуществлению плана, разработанного год назад. По этому плану, надлежало возвести соответствующие укрепления, часть проходов заблокировать, а часть заминировать. Флот протестовал против минирования, [181] считая его опасным ввиду сильного приливного течения, которое могло сорвать мины, и находил необходимым все проходы заблокировать.

Событие, типичное для той ненадежной обстановки, в которой находился флот, произошло 1 сентября. Три эскадры дредноутов с легкими крейсерами и другими мелкими судами стояли на якоре в Скапа-Флоу в трехчасовой готовности. Погода была обычной для этого места — густой, мокрый туман, весьма удобный для неожиданной атаки. Около 18 часов при ухудшившейся видимости неожиданно заблистали выстрелы крейсера Falmouth, стоявшего у северо-восточного прохода. Огонь вскоре прекратился, и Falmouth доложил, что он «стрелял по перископу подводной лодки, замеченной на рейде. Лодка, по-видимому, утоплена». Главнокомандующий, хотя и не особенно поверил этому сообщению, тем не менее решил выйти в море, так как оставаться на рейде было слишком рискованно. Пока поднимали пары, крейсер Drake тоже сообщил о подводной лодке; два-три корабля открыли огонь, миноносцы рыскали по всему рейду. В сумерках весь флот вышел в море и вернулся только с восходом солнца. Впоследствии выяснилось, что никаких подводных лодок не было, и тревога оказалась ложной. Часто случалось, что суда открывали огонь по дельфинам, принимая их бурун при плохом освещении за двигающийся перископ.

Тревоги, настоящие или ложные, одинаково тяжело отражались на флоте. Внимание требовалось поддерживать непрерывно. Стало очевидно, что напряженное состояние не прекратится, пока стоянка в Скапа-Флоу не будет оборудована должным образом.

В то время, когда произошел инцидент 1 сентября, адмирал Джеллико готовил операцию похода в Северное море совместно с Южными силами, рассчитанную на возможность перехватить неприятельские заградители и подводные лодки на их пути домой.

Адмиралтейство, имея в виду другую операцию, предложило отменить эту, тем более что, по полученным сведениям, немцы собирались произвести на Скапа-Флоу набег крейсеров и подводных лодок из Балтийского моря. [182]

Адмирал Джеллико вышел в море и, отправив к Скагерраку крейсеры и миноносцы, сам с линейными кораблями оставался в резерве поблизости, но, ничего не обнаружив, 5 сентября пришел в Лох-Эв для очередной погрузки угля.

В этот день флот понес первую потерю от подводной войны. Жертвой лодки стал лидер дивизиона миноносцев Pathfinder, флагманское судно начальника 4-го отряда сторожевых миноносцев. Pathfinder погиб за 4 минуты, почти со всем экипажем у St. Abb's Head. Сначала причиной гибели корабля считали мину заграждения, но спасенный раненый командир подтвердил, что в его судно попала торпеда подводной лодки, вызвавшая детонацию погребов{47}.

Средства для борьбы с минной опасностью, как уже было сказано выше, являлись недостаточными.

Море кишело торговыми судами; неприятель, прикрываясь чужими флагами, имел массу возможностей совершенно безнаказанно разбрасывать минные банки, и, казалось, что единственной радикальной мерой против подобных действий являлось закрытие всех портов восточного побережья для торгового судоходства и рыболовства. Такая мера была признана, однако, не менее вредной, чем то зло, против которого она направлялась, поэтому было решено ограничиться усилением и улучшением организации уже принятой системы.

Отвага, дерзость и умение, с которыми действовали немецкие лодки, требовали от сторожевых судов величайшего внимания и напряжения. Особенно энергично действовали лодки в районе реки Форт, откуда адмирал Лори докладывал, что все его наличные силы совершенно измотаны непрерывной сторожевой службой. В течение сентября эти суда были атакованы свыше 10 раз, но сами уничтожили лишь одну лодку.

Борьба с подводными лодками при помощи лодок же оказалась неудовлетворительной, и становилось ясно, что единственным радикальным средством являются надводные суда с большим ходом, хорошо вооруженные и в гораздо большем количестве. [183]

Одновременно с получением известия о гибели Pathfinder адмирал Джеллико получил директивы относительно задуманной Адмиралтейством операции.

Желание Адмиралтейства вызвать Флот открытого моря на открытое столкновение отнюдь не уменьшилось, а, наоборот, усилилось после показаний пленных, что немцы в бою у Гельголанда намеревались ввести в дело линейные крейсеры и просто не успели сделать это вовремя. Поэтому предполагалось, что повторение недавно проведенной операции с одновременным выходом Гранд-Флита на поддержку выманит немецкий флот в море, тем более что все эти действия нашего флота приурочивались ко времени перевозки VI дивизии в Сен-Назер.

Большое отступление союзников остановилось на Марне, где Жоффр поставил немцев в выгодное для него положение и рассчитывал перейти от обороны к наступлению; приходило время вводить в бой последнего человека.

Первые транспорты отходили 8 сентября, а 7-го с рассветом эскадры линейных кораблей снялись с якоря в Лох-Эв. Путь транспортов прикрывали французские крейсера. Эскадра Канала оставалась свободной для главной своей цели, т. е. для поддержки Южных сил.

Утром 16 августа все боевые соединения заняли свои места, и Гарвичская флотилия пошла в набег на Гельголандскую бухту. Для немцев обстановка для принятия боя являлась идеальной: база близка, возможность целиком использовать минные силы полная. День выдался жаркий, очень тихий, состояние атмосферы давало плохую видимость и лишало главнокомандующего возможности непосредственного контроля над всей операцией.

Если немцам когда-либо представлялся случай для удачной атаки, при этом случай довольно верный, то это именно сейчас.

Но нигде не было германских судов, не показалось даже ни одного миноносца, и лишь в 150 милях от Гельголанда виднелись какие-то нейтральные пароходы, которые, по-видимому, и предупредили немцев о присутствии нашего линейного флота. [184]

Придя на расстояние 100 миль от Гельголанда, адмирал Джеллико решил прекратить операцию и повел свой флот на север.

В ответ на это немцы, очевидно, отправили подводные лодки на пути отхода адмирала Джеллико, ибо одну из них протаранил линейный корабль Zealandia в 10.30 в день начала отхода.

Тем временем VI дивизия была благополучно доставлена в Сен-Назер без всяких помех и 11 августа закончила высадку.

Тот факт, что морские силы Германии не проявили желания вступить в бой, не должен вызывать удивления.

Как раз в момент, когда адмирал Джеллико проводил описанную выше операцию, на немцев обрушились удары, разрушившие весь их план войны.

3 сентября русские заняли Львов, а вслед за тем на Марне германцы на своем правом фланге, позади английского корпуса, обнаружили новую французскую армию.

9 сентября, когда Джеллико подходил к Гельголанду, генерал Жоффр уже произвел свой блестящий прорыв центра германского фронта, и на следующий день германская армия находилась в полном отступлении к реке Эна.

Попытка Джеллико потерпела неудачу в своей главной цели, но зато нам повезло в другом отношении. Подводная лодка Е-9 (командир капитан-лейтенант Хортон), находясь в разведке в Гельголандской бухте, в полночь 12 сентября легла на грунт на глубине 120 футов (36 м) в 6 милях к юго-западу от Гельголанда. С восходом солнца лодка поднялась и, всплыв, увидела в 2 милях от себя легкий крейсер. Погода прояснилась, и E-9 пошла в атаку; выпустив две торпеды с расстояния приблизительно около 600 ярдов и затем опускаясь на дно, она слышала взрыв, а когда вновь поднялась, то увидела, что крейсер стоит с большим креном на правый борт. Лодка подверглась сильнейшему обстрелу с какого-то судна, ей невидимого, и была вынуждена вновь погрузиться.

Всплыв через час, чтобы убедиться в результатах своей атаки, капитан-лейтенант Хортон увидел на месте крейсера только пять тральщиков. Всю последующую часть дня миноносцы [185] не давали ему возможности всплыть, и только ночью ему удалось подняться и зарядить батареи.

Всплыв на следующий день утром, лодка опять никого, кроме тральщиков, не обнаружила.

Из-за разыгравшегося в скором времени шторма лежать на дне и ходить в надводном состоянии стало невозможно, а потому Хортон вернулся домой. Предположение, что взорванное судно — крейсер «Хела»{48}, подтвердилось официальным сообщением немецкого министерства. Гибель Pathfinder была отомщена.

Военные неудачи немцев на суше имели свое неизбежное влияние и на море. Внимание их приковывалось к Балтике. Здесь только что произошел случай, свидетельствующий о том, что ошибочно считать Балтийское море «немецким озером».

В самом конце августа один из лучших немецких легких крейсеров «Магдебург» (однотипный с «Бреслау»), производя совместно с миноносцами операцию при входе в Финский залив, выскочил на остров Оденсхольм. Подошедшие русские крейсеры «Богатырь» и «Паллада» уничтожили его. Военное значение Балтийского моря для Германии в качестве «большой дороги» было столь велико, что немцы не могли не встревожиться. Вскоре стало известно, что Флот открытого моря или, быть может, часть его, занят операцией по прикрытию движения в Восточную Пруссию вдоль берега транспортов с войсками и снаряжением.

Момент был самый подходящий, чтобы дать Гранд-Флиту отдохнуть, произвести мелкий ремонт и переборку механизмов после почти непрерывных походов.

Соответствующие распоряжения были сделаны, и флот вышел в Лох-Эв. Первый лорд Адмиралтейства использовал этот кратковременный отдых Гранд-Флита, для того чтобы 17 сентября собрать там совещание с участием представителей Генерального штаба и всех старших морских начальников по вопросу о плане дальнейших действий. [186]

Среди прочих вопросов обсуждалось также и оказание помощи русским на Балтике силами наших подводных лодок. Необходимость такой меры казалась настолько очевидной, что распоряжения до выяснения возможности отправки были сделаны тотчас же.

На этом совещании разбирался также вопрос о выработке скрытых мер противодействия немецким способам «малой войны». Главнокомандующий, считая неприемлемым прекращение торгового судоходства и рыболовства по восточному побережью, предложил систему «активных минных заграждений в открытом море». Однако такая мера настолько противоречила элементарному человеколюбию, что Адмиралтейство все еще считало ее неприемлемой. Кроме того, Адмиралтейство настолько сроднилось с идеей свободного маневрирования в открытом море, что всякое поползновение оттеснить эту традиционную систему не встречало сочувствия. Пока не были испробованы другие возможности, эта мера не могла быть принята.

Несмотря на все окружавшие Гранд-Флит опасности, ему не оставалось ничего другого, как продолжать терпеливо удерживать господство в Северном море.

Обязанность по осмотру судов лежала на 10-й крейсерской эскадре под флагом адмирала Де Чера, которая образовывала так называемый Северный патруль между Шетландскими островами и берегом Норвегии.

Крейсерские эскадры Гранд-Флита, базировавшиеся на Кромарти и Розайт, образовали кордон южнее этих баз, как бы прикрывая линейный флот и создавая вторую линию блокады.

Здесь время от времени использовались и устаревшие броненосцы, главным образом типа Duncan.

Административная работа, связанная со всей этой блокадой, была непосильной для командира порта в Скапа-Флоу (Base Admiral) и ложилась тяжелым бременем на главнокомандующего, а потому было решено в первых числах сентября учредить должность главного командира Оркнейских и Шетландских островов, подчиненного главнокомандующему флотом, и подчинить ему командира порта в Скапа-Флоу. [187]

Главный командир побережья Шотландии делался самостоятельным, и острова из его ведения выходили.

На новую должность назначили вице-адмирала сэра Стэнли Колвилла, который вступил в нее немедленно по окончании совещания в Лох-Эв.

Необходимость учреждения новой должности начала особенно сильно ощущаться по мере того, как Скапа-Флоу из якорного места превращался в порт-базу.

Желание усилить ремонтную способность базы привело к решению отправить туда старые блокшивы типа Fisgards, стоявшие в Портсмуте в качестве учебных мастерских для машинных юнг. После внимательного осмотра и оснащения специальными приспособлениями они были признаны в состоянии совершить переход. 16 сентября каждый из них повели два буксира. Наступила свежая погода, и они оказались вынуждены укрываться: Fisgard I зашел в Плимут, Fisgard II не удалось добраться до Портленда, и он утонул, не дойдя до этого порта, потеряв при этом 23 человека из числа 64 человек портовых мастеровых и других вольнонаемных, составлявших его экипаж.

Оборудование Скапа-Флоу для удовлетворения нужд флота опять откладывалось. В это же время Скапа-Флоу понес еще одну потерю — вспомогательный крейсер Oceanic из состава 10-й крейсерской эскадры 8 сентября наскочил на камни у Шетландских островов и погиб.

Дальше