Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Предисловие

Этим сборником редакция «Военно-исторической библиотеки» планирует начать выпуск серии книг, посвященных истории Гражданской войны. Тема эта в нашей стране до настоящего времени освещалась хотя и весьма широко, но все же недостаточно полно и объективно. К тому же многие издания, выходившие в двадцатых тридцатых годах XX века, давно стали библиографической редкостью, а некоторые книги оказались в так называемых «спецхранах» и по существу были недоступны для широкого читателя. Эмигрантская же военная и морская литература вообще находилась под запретом, с ней могли знакомиться лишь некоторые историки.

За последние несколько лет у нас в стране было издано (или переиздано) немало книг, посвященных Гражданской войне «с белой стороны», однако практически все они представляют собой мемуары, а не исторические исследования. Кроме того, подавляющее большинство этих работ посвящено военным действиям на суше. В то же время боевые действия на реках и морях осталась практически вне поля зрения издателей.

А ведь в 1920-х годах работавшая при Морской академии Морская историческая комиссия начала подготовку 4-томного труда [6] «Гражданская война: Боевые действия на морях, речных и озерных системах». В первом томе предполагалось осветить действия главного морского командования, моряков на сухопутных фронтах и дать общий обзор действий речных флотилий; второй том посвящался действиям Балтийского флота, Северо-Двинской, Онежской и Чудской флотилий, а также Морских сил советской Латвии; в третьем томе рассматривались действия Черноморского флота, Азовской, Днепровской, Западно-Двинской и Донской флотилий, а также Донского речного дивизиона; четвертый том планировалось посвятить действиям Волжско-Каспийской, Аральской, Амударьинской, Куринской и Сибирской флотилий, Морских сил Дальневосточной Республики и Красного флота советского Азербайджана.

Увы, удалось выпустить только второй и третий тома, да и те спустя десятилетие были переведены в «спецхрапы», поскольку большинство авторов оказалось «врагами народа», то есть было репрессировано. Тем не менее ценность вышедших двух томов заключается в том, что их писали активные участники Гражданской войны. Поскольку многие документы сохранить не удалось, пришлось писать по памяти. Например, описание военных действий Днепровской флотилии поручили военному моряку П. И. Смирнову, ее бывшему командующему; Западно-Двинской флотилии — также бывшему командующему, военному моряку Г. М. Тырышкину; Азовской военной флотилии — бывшему начальнику оперативного отдела этой флотилии военному моряку А. А. Соболеву. Сотрудниками Морской исторической комиссии впервые в научный оборот был введен морской архив генерал-лейтенанта А. И. Деникина, захваченный советскими войсками в Крыму.

В 1930-х годах в Военно-морской академии имени тов. К. Е. Ворошилова под редакцией флагмана 2 ранга Н. А. Бологова были подготовлены материалы, документы (в 10 частях) и альбом схем по действиям флотов и флотилий в ходе Гражданской войны, но выпустить типографским способом их не удалось. Эти уникальные документы в ограниченном количестве [7] хранятся в библиотеке Военно-морской академии и в нескольких частных собраниях. Хотя в этих материалах незаслуженно возвеличивается роль И. В. Сталина в Гражданской войне, ценность их огромна прежде всего из-за обилия собранного составителями фактологического материала.

Несмотря на то что в ходе Гражданской войны не было крупных морских сражений и боев, флоты и флотилии (речные и озерные) играли большую роль как для красной, так и для белой сторон. Многие кампании проходили либо на приморских направлениях, либо на театрах, изрезанных реками и озерами. Кроме того, боевые действия Гражданской войны очень часто носили маневренный характер, а в начале XX века водный транспорт (наряду с железнодорожным) служил одним из самых эффективных способов быстрой переброски военной силы и тяжелого вооружения. При низкой плотности боевых порядков и отсутствии сплошного фронта войскам часто приходилось не только преодолевать водные преграды (как при наступлении, так и при отходе), но и использовать водные коммуникации как единственное транспортное средство. Командующие (командиры) морских, озерных и речных формирований находились в подчинении общевойсковых начальников, которые ставили им задачи на операции и боевые действия.

В ходе Гражданской войны обе стороны создали десятки флотских формирований различного масштаба, в которые входили как боевые корабли, так и гражданские суда, наспех вооруженные полевой артиллерией. Последние, как правило, имели низкие тактико-технические характеристики и донельзя примитивные средства связи и навигации. Часто команды вооруженных судов набирались из людей, которые не то что никогда не служили на флоте, но и не плавали на судах вообще. Например, на юге России белогвардейский флот состоял из Черноморского флота, Отряда судов Кубанского края, Днепровской, Волжской, Донской и Каспийской флотилий. Приведем один из приказов, подписанных главнокомандующим [8] Вооруженными силами Юга России генерал-лейтенантом А. И. Деникиным, предписывавший формирование морских сил Белого флота.

«ПРИКАЗ

главнокомандующего Вооруженными силами Юга России № 1317 от 27 июня 1919 года

г. Екатеринодар

1. Ввиду окончания морских операций на Азовском море и в Керченском проливе, отряд обороны Азовского моря расформирован распоряжением начальника Морского управления, употребив судовой состав по его усмотрению.

2. Во исполнение данной мною директивы приказываю:

1) сформировать отряд вооруженных судов на Волге;

2) сформировать отряд вооруженных судов на Среднем Днепре;

3) сформировать на Черном море отряд судов особого назначения.

Означенные формирования произвести распоряжением начальника Морского управления, определив состав судов, в зависимости от требований боевой обстановки.

3. Ввиду очищения области Войска Донского от противника и выхода наших войск на реки Волга и Днепр, приказываю:

Донскую военную флотилию и морскую тяжелую артиллерию перебросить на Волгу, Днепр и Черное море, где они должны войти в состав формируемых отрядов.

Переброске подлежит личный состав и материальная часть нижеследующих частей:

а) на Волгу 2-й и 4-й дивизионы речных канонерских лодок, 6-й и 7-й дивизионы речных катеров, 4-й, 6-й и 8-й дивизионы морской тяжелой артиллерии;

б) на Средний Днепр (Екатеринослав) 1-й дивизион речных канонерских лодок, 5-й и 7-й дивизионы морской тяжелой артиллерии;

в) в отряд судов особого назначения — отряд судов Азовского моря в составе 3-го и 5-го дивизионов канонерских лодок. [9]

4. Организацию, изложенную в п. 3, под непосредственным руководством начальника Морского управления, возложить на контр-адмирала Кононова, которого назначаю начальником речных сил, с непосредственным подчинением во всех отношениях начальнику Морского управления.

Генерал-лейтенант Деникин».

В составе Красного флота на юге России были сформированы Морские силы Черного моря, Дунайская, Каспийская, Волжская, Военно-Волжская, Днепровская, Донская, Азовская, Доно-Азовская флотилии, Красный флот Советского Азербайджана и Военный флот Астраханского края.

Главными задачами морских (озерных и речных) сил являлось содействие приморским или приречным флангам сухопутных войск в наступлении и обороне. В ходе совместных действий силы флотов и флотилий оказывали войскам огневое содействие, высаживали и отражали десанты, осуществляли свои перевозки и нарушали перевозки противника. Значительное место занимали минно-заградительные действия. Например, на Черном море только Красным флотом было выставлено 1865 мин, на Азовском — 2210 и на Каспийском — 509.

На характер боевой деятельности флотов, речных и озерных флотилий огромное влияние оказывала дислокация сухопутных сил противоборствующих сторон. В самом начале Гражданской войны, когда побережьем Черного и Азовского морей и большей частью территорий юга России владели белогвардейцы, их морские и речные силы господствовали на море и на реках и, естественно, почти беспрепятственно решали задачи.

Поскольку этот том посвящен боевой деятельности морских сил на юге России, стоит вкратце напомнить общий ход событий на Черном и Азовском морях (действиям на Каспийском море и в бассейне Волги мы предполагаем посвятить отдельный том).

На Черном и Азовском морях, берегами которых владели белогвардейские войска, до начала 1920 года господствовал Белый флот. В первых числах января 1920 года, [10] сломив упорное сопротивление противника, Первая конная армия прорвала фронт и вышла к побережью Азовского моря в районе Мариуполя. Весной 1920 года командование фронтом начало формировать флот Азовского моря. Но особой активности в этом не проявляло, поскольку недооценивало значение флота. Первыми формированиями были Мариупольская (база в Мариуполе) и Доно-Азовская (база в Ростове-на-Дону) флотилии, а также Отряд особого назначения (база в Темрюке). Мариупольский отряд подчинялся командующему морскими силами Юго-Западного фронта, Доно-Азовская (Донская) флотилия — командующему Кавказским фронтом, а отряд Особого назначения (Темрюкский отряд) — командующему 9-й армией. При этом штабы находились в разных местах, удаленных друг от друга на сотни километров. Командующий морскими силами Юго-Западного фронта находился в Николаеве, командующий Кавказским фронтом — в Ростове-на-Дону, а командующий 9-й армией — в Екатеринодаре. Это, конечно, не способствовало оперативному управлению морскими силами и тем более организации их взаимодействия.

В состав этих формирований вошли малопригодные для ведения боевых действий землеотвозные шаланды, буксиры и болиндеры, на которые устанавливали 3-дюймовые полевые орудия. Например, в состав Доно-Азовской флотилии входили канонерские лодки «Буденный» и «Красная Звезда», переоборудованные из землеотвозных шаланд. На них первоначально установили по два 3-дюймовых полевых орудия. Скорость этих судов не превышала 5–6 узлов. Средств радиосвязи не было, а штурманское вооружение состояло из одного магнитного компаса. Команды этих судов набирали из местных жителей, знакомых с морским делом.

Белая Азовская флотилия значительно превосходила морские силы красных. В ее состав входили два эсминца типа «Жаркий», два эсминца типа «Дерзкий», бывшие крейсеры пограничной стражи «Страж» и «Грозный», вооруженные 6-дюймовыми пушками паровые шхуны «Урал», «Салгир» и «Алтай», вооруженные ледоколы [11] «Джигит», «Гайдамак» и «Всадник». Командовал флотилией контр-адмирал Н. П. Машуков.

В апреле 1920 года, пользуясь отвлечением главных сил Красной армии на борьбу с польской интервенцией, войска генерала П. Н. Врангеля перешли в наступление. 1 мая канонерские лодки белых «Страж», «Грозный» и сторожевое судно «Никола Пашич» совершили набег на Мариуполь и пленили сторожевое судно красной Мариупольской флотилии «Республиканец». Этот набег показал неподготовленность красных к ведению боевых действий даже у своего побережья и низкую готовность сил к бою. После этого на берегу к западу от Мариупольского порта установили 6-дюймовую батарею, а к середине мая в строй ввели канонерскую лодку «Свобода» (с одним 6-дюймовым орудием) и две плавучие батареи. В конце мая в районе Белосарайской косы канонерская лодка «Свобода», буксировавшая плавучую батарею, вступила в бой с канонерской лодкой противника «Страж» и вынудила ее отступить.

В первые дни военных действий в бассейне Азовского моря были вскрыты недостатки в организации сил и командования и особенно в организации управления ими. В середине мая учредили должность начальника (командующего) Морскими силами Черного и Азовского морей, подчинявшегося непосредственно командующему Морскими силами Республики. В оперативном же отношении он подчинялся командующим Юго-Западного и Кавказского фронтов. На эту должность назначили военного моряка А. В. Домбровского. Ему подчинили командующего Азовской флотилией (военного моряка Е. С. Гернета), начальника действующего отряда и укрепленного района северо-западной части Черного моря (военного моряка Н. А. Пини) и начальника укрепленного района Кавказского побережья (военного моряка А. А. Кондратьева). Такая реорганизация способствовала более успешным действиям Красного флота. При этом штаб командующего Морскими силами Черного и Азовского морей разместили в Мариуполе (там же находился штаб командующего Азовской флотилией). Разрозненные формирования [12] объединили в Азовскую флотилию, усилили ее катерами, переброшенными с Каспийского моря. Ядро флотилии составили канонерские лодки, сведенные первоначально в три дивизиона. С Балтики прибыл командный состав и матросы бывшего Балтийского флота. В Мариуполе оборудовали главную базу флотилии. Создали даже Мариупольскую морскую экспедиционную дивизию, которая должна была защищать главную базу флотилии с сухопутного направления.

Первые боевые столкновения противников произошли в Таганрогском заливе. Физико-географические условия позволяли у входа в этот залив создать мощную минно-артиллерийскую позицию, установив в проливе мины, а на Белосарайской и Долгой косах — артиллерийские батареи. В первых числах июня у входа в Таганрогский залив были выставлены мины. Всего же до сентября 1920 года в этом районе было выставлено более тысячи мин (в пять линий). Вход в пролив (у Белосайской косы) прикрывали батареи из 8– и 6-дюймовых орудий и постоянно дежурившая на фарватере плавучая батарея. Однако 9 июля белогвардейскому отряду удалось войти в Таганрогский залив и высадить войска полковника Назарова у Кривой косы.

В середине августа 1920 г. красная Азовская флотилия перешла к активным наступательным действиям. Красные спланировали высадку десанта в районе Геническа, а белые — в районе Ахтари. Причем обе стороны начали реализацию своих планов одновременно. Первым этапом плана красных было минирование Керченского пролива с целью воспрещения входа в Азовское море главных сил Белого флота. Руководил минными постановками командующий Морскими силами Республики А. В. Немитц. Лишь по случайности противники не встретили друг друга на этапе развертывания сил. Но поскольку в районе Ахтари практически без противодействия с 14 по 17 августа высадились белые войска генерал-лейтенанта С. Г. Улагая, красные вынуждены были отложить высадку десанта в Геническ и перенацелить свои силы против высадившегося противника, ограничившись лишь набегом сторожевых катеров на порт Геническ. [13]

19–20 августа красная флотилия совершила набег на порт Ахтари, обстреляв его и выставив мины. На этих минах впоследствии подорвались миноносец «Жаркий» и транспорт «Волга». 23 августа красные высадили десант в районе северо-восточнее Ахтари, руководил высадкой командующий Морскими силами А. В. Немитц. В составе десанта было три морских полка, кавалерийский полк и одна батарея. Этот десант, так же как и высадка белых войск, прошел без противодействия противника. Красным десантом войска Улагая были поставлены в исключительно сложное положение, поскольку он не ожидал удара с тыла. В ходе высадки силы флотилии прикрывали район с моря, оказывали артиллерийскую поддержку и выставляли дополнительные минные заграждения. Врангель вынужден был отдать приказание на эвакуацию войск Улагая. При этом в связи с заминированном порта Ахтари погрузка белогвардейских войск осуществлялась в районе Ачуевской косы. Разведка красных с большим запозданием выявила начало эмбаркации противника. В район были направлены катера с задачей постановки мин на пути отхода транспортных судов противника, но корабли прикрытия не позволили им приблизиться к берегу. Десант Улагая был принят на транспорты и без потерь доставлен в Керчь.

С сентября развернулась борьба за господство на Азовском море. С учетом полученного опыта на судах Красного флота была организована боевая подготовка. Продолжалось усиление Морских сил вводом в строй новых кораблей. Численность Морской дивизии была доведена до 3400 человек. Азовскую флотилию переформировали в Действующий отряд Азовского моря, назначив его командиром С. А. Хвицкого. Отряд оставался в подчинении командующего Морскими силами Черного и Азовского морей.

15 сентября 1920 года произошел бой у Обиточной косы, в ходе которого победа, а следовательно и господство на Азовском море, была за Красным флотом. После этого боя контр-адмирал Н. Н. Машуков был отстранен от командования, вместо него назначили капитана 1 ранга М. А. Беренса. [14]

С 21 по 26 сентября суда Красного флота обеспечили переброску через море из Ейска в Мариуполь 2-ю Донскую стрелковую дивизию общей численностью свыше 8000 человек. Однако общие неудачи советских войск на сухопутном фронте привели к сдаче главной базы Действующего отряда Азовского моря Мариуполя. При отходе были взорваны береговые батареи. С потерей своей главной базы Красный флот утратил с большим трудом завоеванное ранее господство на Азовском море и был вынужден отойти к Таганрогу, укрывшись за линией минных заграждений в устье Таганрогского залива. Впрочем, победа в борьбе за владение морем пришла к белым слишком поздно — на исход сухопутных сражений в Северной Таврии она повлиять уже не могла. К середине октября военные действия на Азовском море по существу завершились.

В бассейне Черного моря основные события проходили в его северо-западной части. Весной 1920 года Красная армия вышла на северо-западное побережье Черного моря от Одессы до Херсона. Сразу же красные начали создавать систему обороны побережья и приступили к воссозданию морских сил. В первую очередь был сформирован Черноморский флотский экипаж. Затем была создана служба связи и наблюдения, а спустя некоторое время — действующий отряд судов с дивизией траления и заграждения. Начальником отряда был назначен военный моряк Н. А. Пиня. Первоначально в отряд входило два небольших вооруженных парохода, две плавучие батареи и четыре колесных тральщика, которых было явно недостаточно для обороны побережья. Суда белогвардейского флота беспрепятственно высаживали десанты, обстреливали побережье и решали другие задачи, полностью господствуя на Черном море. Командование Красной армии ожидало высадки десантов противника в районах Одессы и Очакова, затем занятие Николаева и Херсона и овладение Очаковским и Днепро-Бугским лиманами. Все эти пункты занимали ключевые позиции, а Николаев являлся оплотом советской власти на Юге России. [15]

Для создания морских сил красным пришлось отмобилизовать все исправные плавсредства, находившиеся в Одессе, Николаеве и Херсоне. Вскоре действующий отряд состоял из восьми канонерских лодок (вооруженных буксиров), трех дивизионов сторожевых катеров (по восемь катеров в каждом), одного дивизиона (из шести единиц) посыльных судов и трех плавучих батарей с морской артиллерией крупного калибра. Кроме того; на верфях в Николаеве достраивались четыре подводные лодки, четыре тральщика типа «Эльпидифор», крейсер «Адмирал Нахимов» и три миноносца. Из них к концу кампании в строй вступила только подводная лодка «Троцкий» (АГ-23) и один тральщик.

Главными задачами этих сил были: артиллерийская поддержка сухопутных войск, высадки армейских и судовых десантов, несение дозорной службы и ведение разведки, перевозка войск и грузов, постановка и траление мин. Основные события происходили в Очаковском районе. Но эти действия не выходили за рамки тактического масштаба и особой роли не сыграли.

Чтобы лучше представить характер боевой деятельности на северо-западе Черного моря приведу основные характеристики выполнявшихся задач Красным флотом в Очаковском районе за всю кампанию 1920 года:

— обстрел судами и батареями кораблей, самолетов и береговых объектов противника — 45 раз;

— обстрел кораблей противника при попытке прорыва в лиман — 2 раза;

— выходов для несения дозоров в море и в лимане — 18;

— выполнение разведки гидроавиацией — 16 вылетов;

— выполнение разведки с привязного аэростата — 14 раз;

— число воздушных атак кораблей и судов противника — 6;

— выходов для траления мин — 6;

— выходов для ведения разведки у побережья, занятого противником, — 6; [16]

— высадок десантов на побережье, занятое противником, — 3.

Из-за отсутствия кораблей, способных вести боевые действия в открытом море, Красный флот не пытался блокировать врангелевские войска в Крыму и сорвать их эвакуацию в зарубежные порты Средиземного моря (за исключением безрезультатного выхода подводной лодки «Троцкий»).

Кроме исторических работ в настоящий сборник включен ряд малоизвестных мемуарных публикаций о событиях 1918–1920 годов на Черном море. Среди них — две работы бывшего командира эскадренного миноносца «Керчь» В. А. Кукеля, рассказывающая о потоплении кораблей Черноморского флота в 1918 году. Первая из них представляет записку, сохранившуюся в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота, в которой автор по личным воспоминаниям попытался восстановить ход событий, происходивших при его непосредственном участии в 1918 году. Вторая — опубликованная в 1928 году Редакционно-издательским отделом Морского ведомства брошюра «Правда о гибели Черноморского флота 18 июня 1918 года». Эта работа была напечатана тиражом в тысячу экземпляров и совершенно неизвестна отечественному читателю. Это связано с тем, что в период сталинских репрессий Кукель тоже оказался в числе «врагов народа» и сгинул в лагерях, а его брошюру изъяли из библиотек и уничтожили установленным порядком. Кстати, появилась она как ответ на книгу русского моряка-эмигранта капитана 2 ранга Г. К. Графа «На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию», изданную в Мюнхене в 1922 году.

К концу апреля 1918 года обстановка на Черноморском театре военных действий была очень сложной: германские войска приближались к Севастополю, готовились занять его и захватить боевые корабли и вспомогательные суда Черноморского флота. Не менее сложной была обстановка на кораблях и в штабах: агитаторы меньшевиков, эсеров, анархистов действовали очень активно, [17] всеми силами стараясь изолировать команды от влияния большевиков, которые были в это время пока в меньшинстве.

Среди морских офицеров царил разброд. Некоторая их часть приняла Октябрьский переворот 1917 года, но немало было офицеров, главным образом старших, которые революцию не приняли, думали об эмиграции, а заодно и перебазировании боеспособных кораблей Черноморского флота в зарубежные базы. В этот период среди офицеров и среди команд кипели острые споры и шли бурные дебаты о том, что надо делать — оставаться ли в Севастополе или уходить в Новороссийск, чтобы спасти флот от постыдного плена и сдачи его немцам. Совет Народных Комиссаров РСФСР категорически требовал увода флота в Новороссийск.

Одним из первых на сторону советской власти перешел эскадренный миноносец «Керчь», командиром которого был старший лейтенант Владимир Андреевич Кукель-Краевский. Он действовал в полном согласии со своей командой, на которую решающее влияние оказала большевистская организация. Сам В. А. Кукель пользовался большим авторитетом не только среди молодых офицеров и матросов, но и среди многих старших офицеров. Это обстоятельство сыграло значительную роль в формировании общего решения о переходе большей части флота в Новороссийск.

Таким образом, в первых числах мая 1918 года в Новороссийск ушли 18 боевых кораблей: два линейных корабля «Свободная Россия» и «Воля», десять эскадренных миноносцев типа «Новик», шесть миноносцев-угольщиков устаревших типов. К этим восемнадцати вымпелам должны были присоединиться еще несколько подводных лодок, но они не смогли выйти из Севастополя по техническим причинам и были выведены из строя своими командами. После благополучного перехода к Новороссийску отряд расположился частью на рейде и частью в порту, где к нему присоединились еще семь военных транспортов, приписанных к Черноморскому флоту. Численность отряда увеличилась до 25 вымпелов. [18]

Буквально с самого первого дня прибытия на Новороссийский рейд на всех кораблях начались новые дебаты, митинги, референдумы: теперь уже обсуждался вопрос, что делать дальше — оставаться ли у Новороссийска или уходить назад в Севастополь. Время шло неумолимо, агитаторы меньшевиков, эсеров, анархистов продолжали свою работу, требуя возвращения в Севастополь. Немалый вред принесли и посланцы Исполкома Совета Народных Комиссаров Кубано-Черноморской Республики, которые агитировали за то, чтобы флот, собравшийся у Новороссийска, ни в коем случае в Севастополь не уходил, оставался здесь и не был бы потоплен, а оставался на плаву для того, чтобы своей боевой силой не допустить германцев или белогвардейцев на территорию этой республики с моря. Между тем германское командование предъявило ультиматум советскому правительству: не позднее 19 июня 1918 года вернуть корабли из Новороссийска в Севастополь, угрожая захватить их или уничтожить силой, если это требование не будет выполнено. Тогда, чтобы выиграть время, советское правительство дало открытым текстом телеграмму в Новороссийск, предписывающую флот вернуть в Севастополь и сдать германскому командованию, за что последнее обязуется «сохранять мирный договор и не переступать демаркационной линии в каком бы то ни было направлении». Одновременно (13 июня 1918 года) была дана шифровка № 49 в адрес исполняющего обязанности командующего Черноморским флотом капитану 1 ранга А. И. Тихменеву о немедленном уничтожении кораблей в Новороссийске:

«Вести свою особую политику против воли Центрального Исполнительного Комитета флот не имеет права. Флот в Новороссийске отстоять себя не может. Следовательно, из положения есть только два выхода, либо уничтожить флот, либо перевести его в Севастополь. Агитаторы, которые при этих условиях говорят о боевых действиях флота, — либо безумцы, либо провокаторы. Германские военные власти хотят вызвать флот на какую-то авантюру, чтобы занять Новороссийск, как [19] они заняли Севастополь. Тогда они овладеют флотом по праву войны и будут употреблять его против нас и против союзников. Ответственность за это падет на головы безумцев и преступников, не считающихся с общим положением страны и ее военных сил. Подтверждаем приказ: немедленно уничтожить суда. В противном случае Флот будет объявлен вне закона. Требуем своевременного уничтожения всех секретных телеграмм и инструкций матросам, дабы не достались немцам. Открытое радио за № 48 не выполнять.

Председатель ЦИК Свердлов

Председатель СП К Ленин

Пометы: «повторить 14 июня, 14 часов 30 минут».

И далее:

«Открытая радиограмма № 48 была дана 12 июня 1918 года из дипломатических соображений. В ней флоту было предписано возвратиться в Севастополь, так как невыполнение этого требования Советской Республикой дало бы повод Германии нарушить Брестский мирный договор и возобновить наступление».

В результате всех этих событий 17 и 18 июня в Севастополь ушли линейный корабль «Воля», шесть эскадренных миноносцев типа «Новик» (один из них, «Пронзительный», по пути в Севастополь был затоплен своей командой), два миноносца водоизмещением по 350 тонн, вошедшие в строй в 1905 году. Таким образом, в Севастополь вернулись семь вымпелов из двадцати пяти там собравшихся.

Следует отметить, что линейный корабль «Свободная Россия», тоже подготовившийся к возвращению в Севастополь, не пошел туда благодаря тому, что Ф. Ф. Раскольников, прибывший в Новороссийск ранним утром 18 июня, тут же отправился на «Свободную Россию», собрал там экипаж и своей пламенной речью уговорил его не возвращаться в Севастополь. [20]

В. А. Кукель оказался основным организатором исполнения приказа В. И. Ленина, что он и описывает подробно в своих записях, целиком публикуемых впервые. Естественно, такая публикация не может быть подвергнута какому бы то ни было редактированию, даже орфографическому, поэтому она приводится в подлинном виде.

Необходимо подробнее рассказать об авторе «Записок» В. А. Кукеле-Краевском. Происходил он из небогатой семьи вильнюсских дворян, но приходится родным внуком знаменитому русскому адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому, так много сделавшему в свое время для освоения Дальнего Востока. Дело в том, что единственный сын адмирала умер бездетным, а одна из его дочерей, Мария Геннадьевна, вышла замуж за сына Забайкальского генерал-губернатора, молодого дипломата Андрея Болеславовича Кукеля и от этого брака 12 июня 1885 года родился Владимир Андреевич Кукель.

30 августа 1890 года, когда Владимиру исполнилось 15 лет, его отдали в Морской кадетский корпус. Проучившись в нем законных шесть лет, он в 1905 году получил первый офицерский чин мичмана и назначение во 2-й Флотский экипаж. В 1905–1906 годах на крейсере «Герцог Эдинбургский» он находился в заграничном плавании. 29 марта 1909 года Кукель получил чин лейтенанта, продолжая службу на кораблях Балтийского флота. К этому времени он имел орден Св. Станислава 3-й степени. В 1915 году В. А. Кукеля за отличия производят в старшие лейтенанты. В 1916–1917 годах на эскадренном миноносце «Амурец» принимал активное участие в Первой Мировой войне. В июне 1917 года В. А. Кукеля переводят на Черноморский флот, где осенью того же года назначают командиром эскадренного миноносца «Керчь» — одного из самых, лучших кораблей этого класса. Сразу после Октябрьского переворота он со своей командой перешел на сторону советской власти. В январе 1918 года на «Керчи» участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Ялте, в апреле того же года был одним из организаторов перехода [21] флота в Новороссийск, а затем сыграл важную роль при выполнении приказа о потоплении флота. После потопления эсминца «Керчь» В. А. Кукель добрался до Астрахани, был зачислен в Красную флотилию Астраханского края и принял активное участие в боевых действиях. В начале февраля 1919 года переведен на Балтийский флот и назначен командиром крейсера «Богатырь», а в июне этого же года был направлен в Астрахань и вскоре назначен начальником штаба Морских сил Каспийского моря и Азербайджанского флота. В 1919–1920 годах участвовал в боевых операциях флотилии. За умелое руководство силами в операции по освобождению форта Александровского награжден орденом Красного Знамени. В июле 1920 года назначен начальником штаба Морских сил Балтийского моря. В 1920–1923 годах занимал различные командные должности в Морских силах Балтийского моря, в том числе временно исполнял обязанности начальника Морских сил. В 1923 году уволен от военно-морской службы, впоследствии работал по ведомству Наркоминдела.

Здесь, видимо, необходимо остановиться на личной жизни Владимира Андреевича. 15 января 1910 года лейтенант флота В. А. Кукель, неполных 25 лет отроду, вступает в законный брак с Ядвигой Людвиговной фон Морр. Был ли этот брак счастливым? Были ли в молодой семье дети, когда эта семья распалась и по какой причине — сведений нет. В 1918 или 1919 году Кукель женится вторично и, когда он, по приглашению Ф. Ф. Раскольникова, хорошо знавшего и высоко ценившего его деловые качества, отправляется на дипломатическую работу в Кабул, у него там рождается второй ребенок — сын Николай (1921 г.). Первым ребенком была дочь Елена.

По возвращению из Кабула Владимир Андреевич служит начальником штаба Морской пограничной охраны Приморского края на Дальнем Востоке, живет в Хабаровске. В 1932 году его командируют в Геную на верфь фирмы «Ансальдо» для наблюдения за постройкой двух первых пограничных сторожевых кораблей «Киров» и «Дзержинский». В 1934 году он возглавляет переход этих [22] кораблей из Генуи во Владивосток, за что награждается орденом Красной Звезды, получает воинское звание капитана 1 ранга (приказ НКВД № 5 от 5 января 1936 г.) и назначается начальником Морпогранохраны Дальневосточного округа.

Кажется, что все в жизни складывается прекрасно и открываются блестящие служебные перспективы, но вокруг творятся страшные дела — идет уничтожение военных и гражданских кадров, в первую очередь старых коммунистов, участников Октябрьского переворота и Гражданской войны. В. А. Кукель чувствует, что атмосфера «обострения классовой борьбы» становится все более напряженной, и, наконец, 18 сентября 1937 года его арестовывают. В соответствии со справкой НКВД, полученной спустя три года, он умер в 1940 году, но это вовсе не означает, что так оно и было, известно, что таких сообщений НКВД было много, а в действительности людей часто расстреливали вскоре после ареста. В семье В. А. Кукеля считали, что он умер в лагере близ Хабаровска, но был ли расстрелян или умер от болезни, а также место, где покоится его прах, неизвестно.

В одном только «повезло» Владимиру Андреевичу — уже 15 марта 1957 года его реабилитировали посмертно решением Военной Коллегии Верховного Суда СССР — относительно раньше многих других реабилитированных. Это играло большую роль прежде всего для семьи репрессированных, которые подвергались преследованиям как ЧСВНы (члены семей врагов народа). Семья В. А. Кукеля в этом отношении исключения не составила. Разумеется, они были выброшены из квартиры, его шестнадцатилетнего сына — Николая Владимировича — немедленно исключили из комсомола и отправили в колонию для малолетних преступников. Это закрыло ему доступ в Военно-морское училище, о котором он мечтал с детства. После освобождения из колонии он сумел все-таки добиться должности рулевого рейдового катера на Тихоокеанском флоте и стал настойчиво просить в своих рапортах об отправке на фронт. Успеха он добился, когда германские войска уже дошли до Волги. Дальше [23] военная судьба привела его в войска Сталинградского, Южного, 3-го и 4-го Украинских фронтов, он был ранен, затем тяжело контужен. После войны работал в партийных органах Омска. Там же жили его старшая сестра — Елена Владимировна, преподававшая в Омском университете.

Значительный интерес представляют материалы к воспоминаниям вице-адмирала А. В. Немитца, многие годы своей флотской службы посвятившего Черноморскому флоту. Эти материалы совершенно случайно обнаружил контр-адмирал В. Г. Лебедько, возглавлявший общественный комитет по увековечению памяти А. В. Немитца. Копию рукописи В. Г. Лебедько направил в адрес начальника Военно-морской академии адмирала В. Н. Поникаровского с просьбой издать их массовым тиражом — поскольку А. В. Немитц преподавал в академии и в ней написал свои главные военно-теоретические труды.

В академии А. В. Немитц читал курс истории военно-морского искусства, причем специализировался на разборе русско-японской войны 1904– 1905 гг. Работая в Историческом отделении Морского Генерального штаба, он изучил архивные документы по истории этой войны и написал несколько оригинальных работ, три из которых были изданы в Николаевской Морской академии.

Контр-адмирал В. Г. Лебедько написал предисловие к воспоминаниями А. В. Немитца, которое с незначительными сокращениями вошло в этот труд.

Несмотря на то, что воспоминания А. В. Немитца являются всего лишь тезисами будущей книги, которую он так и не успел написать, они представляют значительный интерес. Прежде всего он вызван тем, что А. В. Немитц, в августе 1917 года назначенный командующим Черноморским флотом вместо смещенного А. В. Колчака, был очевидцем многих исторических событий и встречался с известными морскими деятелями. Записки адмирала Немитца интересны еще и тем, что в те годы не принято было писать воспоминания. Чудом сохранившиеся записки явились исключением, позволившие хоть как-то восполнить этот пробел. [24]

Значительный интерес представляют и работы эмигрантского исследователя П. А. Варнека, в которых представитель Белого флота излагает свою версию событий, происходивших на Черном море в период Гражданской войны. Работая над очерками, их автор собрал огромный архив, среди которого были воспоминания участников описываемых событий. Эти материалы и легли в основу публикуемых статей Варнека о Гражданской войне.

Профессор, капитан 1 ранга В. Д. Доценко [25]

Дальше