Примечания
{1} Артиллерийский корабль береговой обороны, имевший круглый корпус. Было построено только 2 таких корабля (в 1873-1875 гг.), поскольку из-за низких мореходных качеств она не получили распространения. Названы так по фамилии их конструктора вице-адмирала А. А. Попова.
{2} С. О. Макаров - будущий известный ученый, мореплаватель, адмирал.
{3} Автор "летописи", видимо, или не был знаком с донесением С. О. Макарова об этом эпизоде, или ознакомился с документом не совсем внимательно. В донесении определенно сказано, что "взрыва не произошло из-за неисправности проводников".
{4} Здесь В. Чубинский несколько неточен. Вопреки его утверждению со ссылкой на лейтенанта Макарова, что "люди... немного смешались и замедлили с пуском мины", этого не могло быть, поскольку "пуска", как такового, не было. В то время применялись довольно примитивные мины, так называемые "летучки". В отлично от "самодвижущихся мин" (торпед) они не имели собственною двигателя и буксировались паровым катером.
{5} Зиновий Петрович Рожественский, будущий вице-адмирал.
{6} Николай Матвеевич Чихачев, будущий начальник Главного морского штаба, управляющий Морским министерством. Известен участием (в 1851-1853 гг.) в Амурской экспедиции Г. И. Невельского. Его именем назван залив на Дальнем Востоке. В описываемый период являлся начальником морской обороны Одессы.
{7} По объяснению служившего у турок экс-лейтенанта английского флота Слимена, турецкая эскадра состояла из 3 броненосцев "Фехти-Буленд", "Мукадем-Хаир" и "Иджалие", стоявших в шахматном порядке в одной миле от входа в Сулинскую гавань, а впереди их в полумиле стоял брандвахтою буксирный пароход. Атакован был "Иджалие". -
Прим. автора.
{8} Кроме шрапнелевой в обыкновенной картечи турки стреляли еще какими-то снарядами, начиненными английским № 11 дроби. До 30 дробин бекасинника вынуто из раны лейтенанта Кроткова. -
Прим. автора.
{9} Это был турецкий броненосец "Фехти-Буленд", значительно превосходивший "Весту" в водоизмещении и вооружении. -
Прим. автора.
{10} По рапорту лейтенанта Зацаренного это был броненосец "Ассари-Шевкет", стоявший не на рейде, как утверждает автор "летописи", а под самым берегом на швартовых. После взрыва он, из-за мелководья, не затонул, а сел на дно.