Предисловие
В годы Великой Отечественной войны неотъемлемой частью Советских Военно-воздушных сил была штурмовая авиация.
Создать самолет, способный не только рассеивать, но и уничтожать живую силу и технику противника непосредственно на поле боя и в ближайшем тылу, самолет, который обладал бы для этого большим диапазоном скоростей, надежной броней, хорошей маневренностью, современным наступательным оружием, мысль об этом долго занимала умы советских конструкторов. И такой самолет незадолго до войны был построен.
В 1938 году коллектив конструкторов, руководимый Сергеем Владимировичем Ильюшиным, блестяще решил поставленную задачу. Созданный им самолет-штурмовик Ил-2 обладал замечательными качествами. В нем удачно сочетались правильно подобранное мощное вооружение, необычная компоновка, высокая боевая живучесть. Одетые в броню мотор, кабина летчика, радиатор и другие наиболее важные агрегаты были неуязвимы для ружейного и пулеметного огня.
Для того времени штурмовик Ильюшина являлся последним словом авиационной техники, непревзойденным образцом самолета для действий на поле боя.
Его могучая ударная сила проявилась во многих оборонительных и наступательных сражениях Великой Отечественной войны. Штурмовики были грозой для немецко-фашистской армии. Специальными приказами гитлеровское командование предписывало войскам при появлении «илов» открывать огонь из всех видов оружия. Для борьбы с ними формировались специальные части из наиболее опытных фашистских летчиков. [4]
Коммунистическая партия и Советское правительство придавали самолетам-штурмовикам большое значение как эффективному средству борьбы с вражескими танками и принимали все меры для увеличения производства этих самолетов.
В труднейших условиях войны самолетостроители наладили массовый выпуск «илов» и непрерывно совершенствовали их. Во второй половине 1942 года появились двухместные «ильюшины». В битве под Курском участвовали штурмовики, на которых были установлены крупнокалиберные пушки, пробивавшие своими снарядами верхнюю броню немецких «тигров» и «пантер».
Подобного самолета не было ни в немецко-фашистской армии, ни в армиях США и Англии, вынужденных применять для штурмовых действий истребители.
Гитлеровское командование предпринимало попытки противопоставить «илам» свои самолеты: усовершенствованный Ю-87, многоцелевой Ме-110, модифицированный Ю-88. Но эти попытки терпели неудачу. Не оправдал также надежд и построенный специально для штурмовых действий самолет Hs-129В. Его тактико-технические качества были гораздо ниже качеств самолета Ил-2. Об этом достаточно красноречиво говорит такое сравнение (данные относятся к 1942 году):
Мощность, л. с. | Полетный вес, кг | Скорость у земли, км/час | Посадочная скорость, км/час | Вес бомб, кг | |
Ил-2 | 1200 | 5340 | 430 | 131 | 400–500 |
Hs-129В | 1300 | 5150 | 343 | 145 | 100–300 |
Ил-2 превосходил двухмоторный штурмовик Hs-129В во всех скоростных характеристиках, в маневренности, в огневой мощи и в боевой живучести. Мало что дало использование в качестве штурмовика истребителя Фокке-Вульф-190 с дополнительной броней он стал только более тяжелым и менее маневренным.
В руках наших летчиков «илы» являлись сильным оружием. Используя эти «летающие танки», советские [5] авиаторы обрушивали на врага бомбовый груз, обстреливали его из реактивных установок, пушек и пулеметов, успешно вели воздушные бои с истребителями и бомбардировщиками противника, производили разведку.
215-й авиационный полк, переименованный впоследствии в 6-й гвардейский, славный путь которого описан в этой книге, начинал войну на самолетах И-15бис. Оснащенный в августе 1941 года «илами», полк вместе с другими штурмовыми частями в боях под Москвой успешно вел борьбу с моторизованными и танковыми войсками противника, с честью выдержав выпавшие на его долю тяжелые испытания. Гвардейцы вписали немало ярких страниц в историю советской авиации. Отмечая в день пятой годовщины создания полка его боевые заслуги, Московский областной и городской комитеты партии писали:
«Москвичи знают и помнят, что в суровые и тяжелые для нашей Родины дни, когда немецкие захватчики приближались к нашей любимой столице, личный состав полка принимал самое активное участие в разгроме фашистов под Москвой.Советское правительство достойно оценило ваши заслуги перед Родиной, преобразовав полк в гвардейский и присвоив ему наименование «Московский».
Трудящиеся Москвы гордятся тем, что вы вместе с другими частями и соединениями нашей доблестной Красной Армии одержали историческую победу и в боях с врагом свято выполнили свой долг перед Родиной».
6-й Московский гвардейский штурмовой ордена Ленина и ордена Суворова II степени Краснознаменный авиационный полк такое гордое имя носил боевой коллектив, скрепленный духом воинского товарищества, сцементированный коммунистами. Его путь отмечен тяжелым ратным трудом и славными делами. Этот путь от Москвы до Невеля, от Полоцка до Шауляя, от Риги до Кенигсберга.
В книге рассказывается о боевой деятельности полка, его буднях, волнующих событиях минувших дней. В основу книги положены многочисленные документы, письма и воспоминания ветеранов. Они отображают мужество летчиков, их мастерство, выдержку, инициативу и сметливость, проявленные в многочисленных боях. [6]
Доблесть, отвага и бесстрашие героев полка являются ярким примером беззаветного служения Родине. Они не могут не вызвать у молодежи стремления самоотверженно выполнять свой воинский долг, добиваться успехов в боевом совершенствовании, быть достойными преемниками боевой славы старших товарищей, братьев и отцов.
Генерал-майор авиации П. Баринов [7]