Накануне
В мире разгорался пожар войны. Германский вермахт совершал победные марши по странам Европы, не встречая сколько-нибудь серьезного сопротивления армий этих стран. Советский Союз, верный политике мира и сохранения независимости всех государств, больших и малых, задолго до этих трагических событий неоднократно предупреждал о приближающейся опасности, разоблачал поджигателей войны, предлагал эффективные меры по предотвращению войны. Однако таких действий не последовало со стороны правительств Англии, Франции и США.
Предвидя опасность нападения на СССР, Коммунистическая партия неустанно призывала народ к бдительности, готовила страну к защите, принимала необходимые меры к укреплению ее обороноспособности. Усилия трудящихся в годы предвоенных пятилеток были сосредоточены на индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, на развитии тяжелой промышленности и создании необходимой экономической основы для развертывания военного производства и [8] снабжения армии в случае нападения империалистических государств.
Партия исходила при этом из указаний В. И. Ленина об опасности нового вражеского нападения на социалистическое государство. «Мы кончили одну полосу войн, говорил Ленин, мы должны готовиться ко второй; но когда она придет, мы не знаем, и нужно сделать так, чтобы тогда, когда она придет, мы могли быть на высоте»{1}.
Мудрая политика Коммунистической партии, направленная на социалистическое преобразование страны, приносила свои плоды во всех областях экономики и культуры, обеспечивала укрепление военного могущества СССР, его всестороннюю подготовку к отпору врагу. Непрерывно развивались и укреплялись Вооруженные Силы, они получали от промышленности новейшее вооружение и первоклассную технику. В армию приходили люди, воспитанные на заводах и фабриках, в колхозах и МТС, с высоким уровнем технической квалификации, культурные, беспредельно преданные социалистической Родине представители рабочего класса, трудового крестьянства и советской интеллигенции.
Учитывая нарастающую опасность, Советское правительство увеличило численность Вооруженных Сил с 1 миллиона 433 тысяч человек в 1937 году до 4 миллионов 207 тысяч человек к 1941 году. Возросла сеть военно-учебных заведений, готовящих офицерские кадры. Были проведены и другие важные мероприятия.
В осенние дни начинала свою жизнь новая авиационная часть.
Штаб полка разместился в одной из комнат небольшого дома на окраине Смоленского аэродрома.
Вокруг чернели оголенные стволы деревьев. Кустарники кое-где были прикрыты опавшими листьями. Выцвел зеленый ковер. Пелена дождя и тумана висела в воздухе.
Печальная картина поздней осени хоть на кого могла нагнать грусть и тоску, но только не на теперешних обитателей [9] штабной комнаты полкового комиссара Павла Алексеевича Силантьева и батальонного комиссара Александра Андреевича Трубачева. Иные мысли волновали их. Оба прибыли сюда формировать новый авиационный полк: один командиром, другой заместителем по политчасти.
Ежедневно в Смоленск прибывали военнослужащие с предписаниями, согласно которым им надлежало служить в 215-м бомбардировочном полку. Это были преимущественно выпускники авиационных и авиатехнических училищ. Но среди прибывавших были и ветераны, прослужившие не один год в армии и даже успевшие понюхать пороху.
Иван Петрович Орленко, в крепко сбитой фигуре которого угадывался хорошо натренированный тяжелоатлет, летал в начале года над Карельским перешейком, и лучшей его аттестацией была полученная там правительственная награда медаль «За отвагу».
Связист капитан Николай Дмитриевич Клюкин, прослуживший уже более десятка лет в Советской Армии, воевал на Халхин-Голе.
Капитан Василий Сергеевич Пахнин, чьей энергии и опыту мог позавидовать любой летчик, еще до советско-финляндской войны, в которой он участвовал, налетал более тысячи часов.
В сравнении с этими офицерами совсем юнцами выглядели младшие лейтенанты, только что закончившие авиационные училища. В строй нового полка рядом с многоопытными летчиками Василием Пахниным, Александром Новиковым, Афанасием Тарасовым, инженерами Петром Куракуловым и Борисом Левочкиным, работниками штаба Николаем Бурдаевым и Алексеем Силиным становилась энергичная молодежь двадцатилетние офицеры: Иван Волошин, Шалико Сараули, Павел Грачев, Петр Марков, Максим Деркульский, Павел Панов, Михаил Чурбанов, Федор Абрамов, Михаил Легеев, Иван Сорокин. Разные люди, разные биографии, но судьба их теперь надолго свела вместе.
Сведущий в своем деле командир полка, его заместитель по политчасти, начальник штаба майор Бурдаев со своими помощниками шаг за шагом налаживали новый сложный механизм. Много трудов пришлось им затратить, прежде чем полк сумел приступить к выполнению [10] разработанного до мельчайших деталей плана боевой подготовки.
Менее загружены были в первые дни молодые офицеры. Занятия еще не начинались, и у молодежи оставалось немало свободного времени. Каждый старался получше использовать его. Прибывших в Смоленск офицеров особенно привлекали исторические места.
Внимательно слушали рассказы экскурсоводов о прошлом древнего русского города, который, как былинный богатырь, защищал западные рубежи страны, о героических подвигах народных ополченцев и русских солдат, насмерть стоявших за родную землю.
Рассматривали сохранившиеся крепостные стены, увенчанные башнями, величественные соборы, скромные памятники и мысленно переносились в далекие времена, когда город подвергался нападениям литовских феодалов, польских и шведских интервентов, был захвачен наполеоновской армией.
Посещение исторических мест старого русского города оставляло у офицеров неизгладимое впечатление. Им были близки и понятны ушедшие в далекое прошлое события, поступки и дела тех, кто умел постоять за правое дело.
Но летчикам не приходила, да и не могла тогда прийти в голову мысль, что недалек час, когда им самим придется защищать этот город и всю нашу Родину в войне, которой доселе еще не знал мир.
Закончилось формирование полка. С наступлением первых зимних дней в части началась напряженная работа. Окна штаба светились до полночи. Днем начальники служб находились в эскадрильях или занимались в классах, и для кропотливой штабной работы оставались лишь вечерние часы.
На аэродроме среди летчиков и техников проводили большую часть дня, а то и весь день командир полка Силантьев и его заместитель по политической части Трубачев. Разные по характеру люди, они, тем не менее, сразу сумели найти общий язык и прекрасно сработались.
Немногословный и спокойный Силантьев расположил к себе всех умением организовать работу, вдумчивым подходом к решению различных вопросов, убедительностью высказываний, а главное, чутким, душевным отношением [11] к людям. У Трубачева был веселый нрав и удивительная способность увлекать за собой людей.
Зимой нелегко на аэродроме, особенно в часы, когда свирепый леденящий ветер несет по полю тучи снега. Но весь личный состав находился здесь. Метеослужба обещала на полдень хорошую погоду, и нужно обязательно очистить летное поле от снега.
Занимались этой работой все; часы полетов для каждой части, расположенной на аэродроме, были строго распределены, и график являлся железным законом: не полетали в свое время упустили один день. Самолетов же СБ в новом полку было пока только пять. Сорвать план боевой подготовки очень легко, а наверстать упущенное почти невозможно. И все трудились с таким рвением, что стихия уступала.
Четкая организация учебы, когда использование небольшого количества машин планировалось с точностью до минуты, приносила свои результаты.
На первой странице исторического формуляра части имеется короткая запись: «В течение зимы полк держал первое место в соединении по количеству полетов и налета».
К 1941 году советские самолетостроители добились больших успехов начавшие поступать на вооружение ВВС самолеты отличались высокими тактико-техническими данными.
Летный состав полка знал о новых самолетах, хотя больше по рассказам. Но те, кому привелось видеть скоростные бомбардировщики Пе-2, истребители Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3, штурмовики Ил-2, говорили об этих самолетах с восхищением. Особенно привлекал всех скоростной штурмовик Ильюшина.
Весной 1941 года стало известно, что полк будет штурмовым. Каждый летчик почитал за большую честь пересесть на такой самолет. Но это было делом будущего, массовое производство штурмовиков только налаживалось, на скорое получение их рассчитывать нельзя было. Учеба поэтому проводилась на самолетах И-15бис. Это был истребитель-биплан, построенный еще в 1934 году бригадой Н. Н. Поликарпова. На его вооружении [12] имелось четыре синхронных пулемета, максимальная скорость самолета составляла 370 километров в час.
В марте полк возглавил новый командир Леонид Давыдович Рейно.
Майор Рейно был прирожденным летчиком. Его полюбили сразу. Что больше всего привлекало в этом стройном, подтянутом человеке с черной как смоль шевелюрой, в которой искрились отдельные нити седых волос? Его неистощимая энергия или твердость и решительность характера, а может, глубокое знание авиационного дела? Скорее всего все эти качества, вместе взятые.
При первом знакомстве со своим новым командиром личный состав узнал, что майору около 34 лет, из которых половину он провел в армии: сначала был курсантом, затем офицером-артиллеристом. В 1929 году переквалифицировался на летнаба, впоследствии стал летчиком, долгое время был инспектором по технике пилотирования.
Командир полка хорошо понимал, что самолет И-15бис, несмотря на ряд положительных качеств, не имеет ничего общего с уже виденным им «ильюшиным». В то же время Рейно было ясно, что маневренность и скорость истребителя могут сослужить хорошую службу при обучении летного состава: будущим штурмовикам нужно уметь наносить удары внезапно, с сокрушающей силой.
В беседе с летчиками майор убедительно доказал пользу и необходимость быстрого освоения истребителя И-15бис. И снова, как полгода назад, они засели в классах за описания и пособия, тщательно изучали материальную часть и вооружение непосредственно на самолете. А вскоре один за другим стали занимать места в задней [13] кабине учебных машин, которые пилотировали Рейно, Пахнин, Новиков. Одновременно летный состав изучал тактику штурмовой авиации.
Незаметно пролетели полтора месяца, и вот по приказу командования полк погрузился в эшелоны и направился в лагерь близ города Лепель в Белоруссии.
В майские дни прибыли на новое место. Голубело безоблачное небо, беспечно распевали птицы. Но полны забот были люди, расположившиеся в белых палатках в лесу неподалеку от прямоугольной поляны. Где-то там, на западе, нависли тучи, гремели громы войны. Война стояла у порога нашей страны.
День летчиков и механиков был загружен до отказа. С утра до вечера с летного поля взлетали самолеты и уходили в синюю даль. Выполнив учебные задания, летчики докладывали командиру, внимательно выслушивали его замечания. Механики готовили самолеты к повторным вылетам.
Молодежи было с кого брать пример, на кого равняться. Отлично летал командир полка майор Рейно. Всех восхищали точность и тонкое мастерство, с которыми он пилотировал самолет. Под стать командиру полка были командиры эскадрилий.
5 июня последняя группа молодых летчиков совершила самостоятельные полеты на самолете И-15бис. Но до настоящего мастерства было еще далеко. Маршрут теперь пролегал к полигону. Там слышались разрывы бомб и пулеметные очереди. Вскоре стали обучаться групповой слетанности. Однако доучиваться пришлось уже в других условиях.
Вечером 21 июня после полетов молодежь пришла на стадион, чтобы завершить последние приготовления к открытию летнего спортивного сезона. Оживленно спорили о том, чья эскадрилья завоюет первенство, чья команда забьет больше мячей, кто первым разорвет ленточку финиша, выше и дальше прыгнет. Приятный отдых сулило предстоящее воскресенье.