Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава пятая.

Минная война. Нампхо

Необходимость захвата Нампхо

В то время как морская пехота без боя высаживалась в Воньсане, южнокорейцы, не встречая, по существу, никакого сопротивления, быстро продвигались к реке Ялуцзян. 18 октября был занят Хамхын и соседний с ним портовый город Хымнам. К 24 ноября южнокорейская дивизия «Кэпитл», поддерживаемая артиллерийским огнем 95.2 оперативной группы, подошла к Сончжиню (160 км к северо-востоку от Воньсаня). Одновременно в западной части Кореи 8-я американская армия, преодолевая возросшее сопротивление противника, 19 октября овладела столицей Северной Кореи Пхеньяном. Войска генерала Уокера стали энергично готовиться к броску в направлении северокорейской границы, проходящей по рекам Ялуцзян и Туманган.

20 октября в 50 км к северу от Пхеньяна на дороге Сукчхонь — Суньчхонь со 110 транспортных самолетов военно-воздушных сил США в Дальневосточной зоне был выброшен 187-й авиадесантный полк в составе 2800 парашютистов.

Успешное продвижение на западе настойчиво требовало захвата связанного с Пхеньяном порта Нампхо, через который можно было снабжать 8-ю армию. Однако было известно, что воды Нампхо, как и Воньсаня, сильно минированы. Генерал Уокер настойчиво требовал помощи для очистки подходов к Нампхо от мин. Он говорил, что приближается зима и вся его 8-я армия — и люди и машины — должна хорошо подготовиться к ней. А между тем в армии уже ощущалась нехватка горючего.

Приближение зимы, нехватка горючего, плохое состояние грунтовых и железных дорог, сильно пострадавших от бомбардировок, — все эти факторы обусловили первостепенное военное значение работ по открытию для наших кораблей порта Нампхо.

Командование военно-морских сил отлично понимало актуальность этой задачи. Многочисленные жалобы генерала Уокера на то, что машины стоят без горючего, а войска переведены на двухразовое питание, свидетельствовали о бедственном положении [137] со снабжением в 8-й армии. Поэтому 21 октября адмирал Джой направил Уокеру успокоительную телеграмму, обещая ускорить очистку вод Нампхо.

Проблема ликвидации минных заграждений в Нампхо отличалась от встретившейся в Воньсане прежде всего совершенно новыми гидрографическими условиями. Непосредственные подступы к Нампхо с моря (эстуарий Дайдоко), в отличие от глубоководных фарватеров Воньсаня, были закрыты островами и мощными, многолетними наносами ила, приносимого быстрым течением реки Тэдонган.

Далее, в противоположность прозрачной, почти не знающей приливов и течений бухте Йонхынмань, в мутных водах Нампхо высота прилива составляет до 3,5 м, а скорость течения — 5 узлов. На подходах к порту есть два фарватера: южный — очень мелкий (4,5 м при высоком приливе) и северный — почти вдвое глубже. Проблема траления осложнялась еще и тем, что карты, имевшиеся в распоряжении войск Объединенных Наций, были датированы 1922–1924 гг., а за 26 лет многое могло измениться. Траление предстояло начать в 69 милях от Нампхо, продолжая его через дельту, удаленную от причалов порта почти на 33 мили.

Еще одной проблемой было отсутствие достаточного количества тральщиков. Поэтому адмирал Смит поручил капитану 3 ранга Арчеру, ответственному за траление вод Нампхо, подобрать по своему усмотрению в Японии корабли и суда, которые можно было использовать для решения этой задачи{69}.

Очистка вод Нампхо

Ключом к успеху операции в Нампхо была быстрая и достоверная разведка. Задолго до начала операции адмирал Смит выслал капитана 3 ранга Клея в Пхеньян для сбора предварительных разведывательных данных. Одновременно Смит просил командование 8-й армии задержать всех капитанов судов из Нампхо, речных лоцманов и минеров из числа военнопленных, а также сохранить захваченные планы минных заграждений, судовые журналы и гидрографические справочники и описания. [139]

К моменту фактического начала работ по тралению фарватера разведывательная деятельность Клея в Пхеньяне дала богатые плоды. Клей разыскал северокорейских моряков из состава экипажей минных заградителей. Он узнал, что северокорейцы установили в Нампхо как якорные, так и донные магнитные мины. Хотя быстрое течение и исключительно мощные приливы и отливы могли сместить часть мин, Клей примерно определил расположение каждой линии заграждений. Соответственно общую площадь, подлежащую тралению, разбили на участки, которые были точно нанесены на карту.

Несомненно, что эти сведения в большей мере, чем какой-либо другой, взятый отдельно фактор, обусловили сокращение сроков операции по очистке вод Нампхо и позволили избежать потерь. Этот факт лишний раз подчеркивает огромное значение военно-морской разведки и объясняет, почему морская разведка всегда должна тесно взаимодействовать с другими разведывательными органами. Иногда отрывочные сведения, кажущиеся незначительными для одного рода войск или разведывательного органа, могут стать жизненно важными для другого.

Силы, участвовавшие в операции по очистке вод Нампхо, хотя и сохранили до последнего момента свой разношерстный состав, включали фактически все виды оружия, имеющиеся в военно-морском арсенале: боевые корабли, тральщики, самолеты и вертолеты.

Военно-морскую авиацию привлекли к операции по расчистке минных заграждений 28 октября. В этот день дальние разведчики-бомбардировщики типа «Мартин» из состава 6-го авиакрыла ВМС, базирующиеся на американскую плавучую базу «Гардинерс Бей», стоявшую на якоре в Иньчхоне, начали систематические разведывательные полеты по розыску мин в районе Нампхо. Самолеты РВМ 42-й и 47-й разведывательных эскадрилий и летающие лодки «Сандерленд» 88-й и 209-й эскадрилий английской авиации начиная с 29 сентября и по 15 ноября также были непрерывно заняты в противоминных операциях. За это время самолеты обнаружили в непосредственно прилегающих к Нампхо районах Желтого моря 340 мин; 44 мины были подорваны и 9 — расстреляны пулеметным огнем.

В конце ноября разведывательные самолеты использовались для сбрасывания глубинных бомб на магнитные мины в районе Нампхо. 28 ноября было сброшено тридцать две 50-кг глубинные бомбы. При этом удалось взорвать только одну мину. На следующий день самолеты P2V «Нептун» сбросили шестнадцать бомб и уничтожили три мины. Разведывательные самолеты обладали одним явным преимуществом перед малыми тральщиками: они могли действовать при любом волнении.

Чтобы обеспечить максимальную безопасность и предупредить потери и без того малочисленных тральщиков, необходимо было использовать до конца все данные разведки, а также знания [141] и опыт личного состава. Арчер и его штаб еще раз пересмотрели свои предположения относительно вероятных участков минных заграждений. Затем они выработали план, предусматривавший либо обход, либо траление заграждений, блокирующих вход в порт. Учитывая недостаточное количество кораблей, Арчер преследовал цель, где только возможно, обойти заграждения. «Сквозное траление рассматривалось в качестве крайней меры при окончательной очистке фарватера, — писал позднее Арчер. — Нельзя было допускать никаких потерь».

Как оказалось, последующие сведения, подтвержденные на месте наблюдением с вертолета, показали, что предположения о расстановке минных заграждений были в основном правильными. Для расчистки первого прохода к причалам необходимо было протралить насквозь лишь одно заграждение.

Траление вод Нампхо началось от произвольно выбранной точки в Желтом море, в 39 милях к западу от линии предполагаемого расположения мин. По существу, любая точка, выбранная в Желтом море вне предполагаемых минных заграждений, могла быть начальной, так как все море было мелким и удобным для постановки мин.

Утром 29 октября два быстроходных тральщика «Кармик» и «Томпсон» приступили к тралению подходного фарватера. Тральщики этого типа вообще используются только для выполнения ограниченных задач. Их нельзя причислить, по сути дела, ни к эскадренным миноносцам, ни к собственно тральщикам. Для тральщиков они слишком велики, слишком дорогостоящи и обладают чересчур низкой маневренностью; как эскадренные миноносцы они также не выдерживают критики из-за весьма ограниченной огневой мощи.

Перед началом траления фарватера Арчер созвал всех командиров кораблей, сообщил им последние разведывательные данные и планы и дал соответствующие указания. По плану в первый день, 2 ноября, в работе должны были участвовать все корабли, кроме двух быстроходных тральщиков. Трем базовым тральщикам — «Пеликан», «Суоллоу» и «Галл» — следовало начать траление через два часа после их прибытия в воды Нампхо. Впереди них действовали вертолет и водолазы. Южнокорейские корабли совместно со спасательным судном «Болстер» следовали позади с задачей расстреливать обнаруженные мины и ставить буйки для обозначения прохода.

4 ноября разыгрался сильный шторм, который длился почти сутки и утих так же внезапно, как налетел. При всем своем неистовстве и ярости шторм принес известную пользу. Четыре вражеские контактные мины сорвались с якорей, всплыли на поверхность и впоследствии были уничтожены огнем авиации и надводных кораблей. В самый разгар шторма в Нампхо прибыл «Кэтамаунт» — первый десантный корабль-док, принимавший участие в минно-тральных операциях. По сравнению с маленькими, [142] дрыгающими, как мячики, на волнах базовыми тральщиками «Кэтамаунт» со 147-м корпусом при ширине 22 м и водоизмещении 4960 т плавно шел по бурному морю. Его тупой, словно обрубленный, нос и высокий фальшборт резко отличали его от других кораблей. У него был массивный мостик и квадратная корма, открывающаяся в море, когда его утроба заполнялась водой, чтобы принять на борт или выпустить в море крошечные тральщики. «Кэтамаунт» привез с собой 12 десантных барж LCVP и все запасное минно-тральное оборудование, какое можно было найти в Йокосука и Сасэбо.

Действия десантного корабля-дока, служащего плавучей базой малых десантных средств, в некотором роде аналогичны действиям авианосца в воздушных операциях. Спуск на воду и прием на борт небольших судов, равно как и выпуск и прием самолетов, требуют тщательного расчета времени и контроля. Подобно тому как авианосец разворачивается по ветру, чтобы обеспечить взлет и посадку самолетов, десантный корабль-док должен встать против волны, прежде чем приступить к затоплению колодезной палубы для приема или спуска на воду малых десантных средств. Обязанности офицера, управляющего спуском и приемом малых судов, можно сравнить с обязанностями дежурного офицера, руководящего посадкой самолета на авианосец.

Прибытие дока «Кэтамаунт» с его десантными средствами в роли тральщиков усилило минно-тральный отряд Арчера. Крошечные суденышки были способны тралить как якорные, так и магнитные мины; они могли вести траление в очень мелких водах, недоступных для более крупных тральщиков, а в глубоких водах они выполняли задачи разведки пути для идущих позади кораблей.

По словам Арчера, разведывательная миссия капитана 3 ранга Клея, имевшая целью установить расположение минных заграждений в водах Нампхо, значительно облегчила задачу тральщиков и обеспечила большую безопасность ее выполнения. Кроме того, донесения Клея подтвердили предположения штаба о вероятных районах минирования. «К 6 ноября, — рассказывает Арчер, — большинство наших догадок подтвердилось. Капитан 3 ранга Клей с подобранными им лоцманами прошел на корейском буксире весь путь от причалов Нампхо до открытого моря, отмечая расположение каждой линии мин». Поскольку буксиру удалось благополучно выйти в открытое море, было решено сделать обратный рейс, чтобы уточнить расположение минных заграждений по карте. Первым кораблем, благополучно вошедшим в Нампхо, был корейский тральщик YMS-503.

Всего в порту было поставлено 212 вражеских мин. Главный входной фарватер был тщательно блокирован пятью рядами якорных и одним рядом магнитных мин. Кроме того, по словам Арчера, подступы к Нампхо с севера были блокированы тремя [143] линиями якорных мин. Но южный фарватер, где противник обязательно должен был бы поставить мины, оказался совершенно свободным. Вероятно, противник пытался его заминировать, но самолеты с английского авианосца «Тизиес», потопив баржу, груженную минами, нарушили его планы. Затонувшая баржа противника была обнаружена впоследствии на южных подходах к Нампхо. На борту ее оставалось еще 15 мин.

Во всех других отношениях минно-тральная операция в Нампхо была совершенно аналогична Воньсаньской операции. Каждый вечер перед объявлением плана работ на следующий день проводилось совещание, на котором все командиры кораблей докладывали о проделанном.

После того как опасность значительно уменьшилась, траление превратилось в скучную и монотонную процедуру.

Еще до окончания работ к минно-тральным силам Арчера присоединились 13 законтрактованных японских тральщиков, включая одну плавучую базу и телеуправляемое судно специального назначения с герметизированными палубами.

7 ноября, после десятидневного траления, мелкосидящие суда начали входить в порт Нампхо. Весть о том, что первое судно благополучно вошло в Нампхо, заставила другие транспортные корабли и суда, груженные крайне необходимым 8-й армии имуществом, последовать его примеру. Как только первый танкодесантный корабль пришвартовался в доке Нампхо, Арчер открытым текстом радировал адмиралу Смиту: «Задание выполнено».

Единственным средством обеспечения малых судов в минно-тральной операции в Нампхо был десантный корабль-док «Кэтамаунт». Он прекрасно справлялся с погодой и служил одновременно транспортным судном и танкером. В случае сопротивления противника обойтись без этого корабля в данном районе было бы просто невозможно. Кроме того, «Кэтамаунт» использовался как учебный корабль для личного состава южнокорейского флота — офицеров и матросов, которые проходили здесь минно-тральную подготовку и на практике видели, как ведется эта работа. Первыми южнокорейскими курсантами были моряки с шести кораблей YMS, переоборудованных в тральщики в Сасэбо. Здесь они изучали американские наставления по минно-тральному делу, а по возвращении в Сасэбо из них комплектовались команды для южнокорейских кораблей.

К концу ноября в водах Нампхо было протралено 200 миль проходов и уничтожено около 80 мин{70}. После этого корабли Арчера приступили к тралению в северном направлении, до устья реки Чхончхоньган. [144]

«Траление проходило в 3 милях от занятого противником берега, — рассказывает Арчер, — и продолжалось далеко за линию фронта. Выполнив задачу, тральщики вернулись в Нампхо и стали ожидать дальнейших событий. Когда началось наступление китайцев, мы не знали, удастся ли войскам Объединенных Наций благополучно отойти за реку Чхончхоньган и достигнуть Нампхо или же им будет устроен в районе Йонмидоня второй Дюнкерк. Как только в Нампхо начали прибывать десантные транспорты АРА и АКА, мы получили здесь свое последнее задание — обеспечить эвакуацию Нампхо в противоминном отношении.

Транспорты и прикрывающие их эскадренные миноносцы должны были войти в порт ночью. Я поставил тральщик AM, корейский фрегат и свой флагманский корабль у самого опасного поворота фарватера в качестве радиолокационных маяков. И все же ночью один транспорт сел на мель, а один из эскадренных миноносцев зацепил винтом за буй. Но с наступлением прилива транспорт снялся с мели, а наутро освободил свой винт и эскадренный миноносец».

Эвакуация Нампхо прошла вполне успешно: весь личный состав порта, а также многие гражданские лица были благополучно эвакуированы. Протраленный глубокий фарватер вполне оправдал себя, и все обошлось без потерь{71}.

После пяти лет пребывания минных сил в тени их действия в Корее в октябре — ноябре 1950 г. лишний раз подчеркнули тот факт, что проведение минно-тральных операций связано с огромными расходами на их материальное обеспечение. Они требуют тщательной координации, упорной боевой подготовки, а также наличия самых различных средств: плавучих баз, флагманских кораблей, судов для обозначения проходов{72}, оборудования для мелких судов, баз для вертолетов, кораблей для уничтожения мин, команд легководолазов-подрывников и т. п. В Корее, кроме того, требовались и корабли артиллерийской поддержки. [145]

К концу ноября 1950 г. борьба с минами стала проблемой первостепенного значения для военно-морских сил США.

Контр-адмирал Смит резюмировал это следующими словами: «В области минной техники коммунисты, очевидно, располагают воем, что имеется у нас и что было у немцев... Соединенные Штаты должны уделять минно-тральным силам такое же внимание, как противолодочным средствам и авианосцам». [146]

Дальше