На книжном рынке Соединенных Штатов можно найти немало литературы, посвященной вопросам военной авиации. Это свидетельствует о том большом внимании, которое уделяют американские военные и промышленные круги развитию своих военно-воздушных сил. По вопросам о строительстве ВВС и их роли в будущей войне ведутся ожесточенные споры, однако совершенно ясно, что в настоящее время авиация является господствующим видом вооруженных сил в Соединенных Штатах. С начала интервенции в Корее доля военно-воздушных сил в военном бюджете США резко увеличилась. Как заявил бывший председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал Рэдфорд, в ближайшие годы США будут расходовать на самолеты и управляемые снаряды больше половины своего военного бюджета.
В мае нынешнего года министерство обороны Соединенных Штатов опубликовало свой полугодовой доклад, подробно освещающий деятельность всех трех видов вооруженных сил. Из этого доклада явствует, что США содержат многочисленные военно-воздушные силы. В течение 1956 бюджетного года американские ВВС ввели в строй 10 новых авиационных крыльев, доведя таким образом их число до 131, плюс большое число обслуживающих частей. Из этого количества 118 авиационных крыльев боевые, а 13 транспортно-десантные. Как указывается в докладе, на 1 июня 1957 года американская авиация должна насчитывать 24 398 самолетов, численный состав ВВС США планируется в 1957 году довести до 925 тысяч человек.
Неотъемлемым элементом так называемой «глобальной стратегии» Пентагона является разветвленная система военно-воздушных баз, расположенных на территории других стран, включающая и базы для атомных бомбардировщиков. Содержание этой системы также недешево обходится американскому налогоплательщику. [6]
Реакционная пропаганда в Соединенных Штатах лезет из кожи вон, пытаясь доказать необходимость усиленных военных приготовлений и раздутого военного бюджета. Отсюда и стремление всячески популяризировать свои вооруженные силы, в особенности авиацию, на которую Пентагон делает основную ставку.
Работая над своей книгой, Арнольд Брофи, вне всякого сомнения, выполнял заказ Пентагона и военно-промышленных кругов. Однако его книга выгодно отличается от многих других, прославляющих американскую авиацию и окружающих ее романтическим ореолом. Брофи стремился в максимальной степени использовать всю ту информацию, которую сочли нужным предоставить ему его хозяева. В книге дается подробный обзор деятельности различных командований и служб военно-воздушных сил Соединенных Штатов в условиях вымышленного воздушного налета «со стороны Аляски». Здесь же приводятся сведения по истории американской авиации, информация о крупнейших авиационных фирмах и некоторые другие сведения. Излагая материал на фоне вымышленного воздушного налета на американскую территорию, Арнольд Брофи внес свою лепту в дело разжигания военного психоза, на котором специализировалась американская реакционная пресса. Бульварные журналисты всех мастей усердно стараются держать американский народ в состоянии постоянной тревоги и сеют семена военной истерии. Как мы видим, не остался от этого в стороне и Брофи, несмотря на нарочито деловой и объективный тон его книги.
Естественно, что к моменту выхода книги на русском языке часть информации уже устареет и будет иметь лишь некоторый исторический интерес. Читатель не найдет здесь данных о некоторых новых самолетах, принятых за последнее время на вооружение ВВС США таких, как, например, бомбардировщик В-58 или истребители последних типов. Это, тем не менее, не снижает значения книги Брофи, которая может служить в известной мере справочником по современной американской авиации.
Имя Арнольда Брофи не значится в ряду американских военных теоретиков. Он профессиональный журналист, специализировавшийся на авиационных вопросах. Книга «Военно-воздушные силы США», которую мы предлагаем нашему военному читателю, результат длительного изучения Арнольдом Брофи этого вида вооруженных сил.
Наиболее слабая часть книги та, где Брофи пытается анализировать боевые возможности американской авиации и существующие взгляды на ее боевое применение с учетом опыта второй мировой войны и американской интервенции в Корее. Здесь ему не хватает ни военных знаний, ни чувства меры. Зачастую его рассуждения это неприкрытое хвастовство, сдобренное изрядной долей фантазии.
В главах, посвященных второй мировой войне, Брофи в ряде случаев отступает от исторической правды и становится на путь тенденциозного освещения событий. Если ему верить, то выходит, что войну против Японии выиграла американская авиация, которая сумела «поставить противника на колени, хотя его армия оставалась боеспособной, а страна неоккупированной».
Особенно много сомнительных положений в главе о войне в Корее. Брофи пытается убедить рядового американца в том, что правящие круги США стояли на позициях ограничения войны в Корее и что в связи с этим американским летчикам «не разрешалось проводить стратегические бомбардировки баз и важных объектов противника за пределами Северной Кореи». В действительности же, как подтверждают официальные документы, американские самолеты неоднократно нарушали воздушные границы Китая и подвергали обстрелам и бомбардировкам мирные объекты на китайской территории. Как признал в январе 1956 года государственный секретарь США Даллес, Соединенные Штаты проводили в Корее политику «на грани войны», делая попытки шантажировать миролюбивые страны применением атомного оружия. Большая война на Дальнем Востоке не разгорелась не потому, что США якобы стояли за «ограничение войны», а потому, что этого не допустили миролюбивые силы мира во главе с Советским Союзом и Китайской Народной Республикой.
Брофи предпочитает говорить только об успехах американской авиации в войне в Корее. Вопрос о действительном ходе воздушной войны над Кореей еще ждет своего разрешения. Широко известно, однако, что авиация интервентов не раз терпела жестокие поражения. Напомним хотя бы о крупном поражении американской авиации в известном воздушном бою над Северной Кореей в день, названный самими интервентами «черной пятницей» (октябрь 1951 г.).
Само собой разумеется, Брофи умалчивает о варварских налетах американской авиации на города и деревни Северной Кореи, о преднамеренном разрушении памятников старинной корейской культуры, об уничтожении с воздуха женщин, детей и стариков. Для него американские военно-воздушные силы, в особенности стратегическая авиация, это страж «безопасности» Соединенных Штатов, сила, «сдерживающая агрессию», а никак не орудие самой агрессии, чем ВВС США в действительности являются.
Более трети своей книги Брофи посвятил описанию структуры и деятельности американской авиационной промышленности. Это своего рода гимн крупнейшим американским авиационным корпорациям. Боинг, Дуглас, Локхид, Кертисс-Райт и другие фирмы рекламируются Брофи на все лады.
Последние годы все эти компании процветают. Гонка вооружений для них неиссякаемый источник прибыльных военных заказов. По тем данным, которые приводит сам же Брофи, до 95 процентов всей продукции авиационной промышленности идет на военные нужды.
Характерно, что такое же положение можно наблюдать и в ряде других отраслей американской промышленности. По данным Пентагона, общее число компаний, занятых в значительной степени производством военной продукции, достигает 40 тысяч. Брофи умалчивает о прибылях, которые получают на военных заказах авиационные фирмы, а между тем, по свидетельству американской печати, львиную долю всех доходов как раз получают корпорации, занимающиеся выпуском новейших управляемых снарядов и самолетов. Можно здесь привести пример с компанией Дженерал дайнэмикс, которая, благодаря военным заказам, увеличила сбыт своей продукции с 336 миллионов долларов в 1950 году до более чем одного миллиарда долларов в прошлом году. Она стала ведущей фирмой в области строительства атомных подводных лодок и занимает видное место в производстве самолетов и управляемых снарядов.
В книге Брофи слишком мало говорится об управляемых снарядах, которые приобретают все большее и большее значение в системе американских вооруженных сил. Согласно данным хорошо информированного американского журнала «Бизнес уик», в долларовом выражении в настоящее время управляемые снаряды составляют приблизительно 35 процентов всей продукции, предназначаемой для военно-воздушных сил. Ожидается, сообщает журнал «Бизнес уик», что к 1961 году эта доля увеличится до 50 процентов. [9] Американская пресса уже давно подняла большой шум вокруг управляемых баллистических снарядов, предрекая наступление в ближайшем будущем эры «кнопочной войны». В то же время, руководители американских военно-воздушных сил считают, что пилотируемый бомбардировщик еще не потерял своей ведущей роли и не потеряет ее, по крайней мере, еще в течение десятилетия.
Книга Брофи подчинена единой цели всячески популяризировать американские военно-воздушные силы. Автор сам не скрывает, что к ней приложили руку и представители министерства обороны США и сотрудники крупнейших авиационных фирм. Слабые стороны американской авиации в книге тщательно замалчиваются, а имеющиеся достижения преувеличиваются, хотя и выглядят, часто весьма правдоподобными. Обо всем этом необходимо помнить, читая книгу Арнольда Брофи.
В то же время подготовленный военный читатель, внимательно ознакомившись с книгой и отбросив всю пропагандистскую шелуху, сможет составить себе общее представление об истории и организации ВВС США, об их техническом оснащении, о крупных американских авиационных компаниях.
События показывают, насколько своевременным и правильным явилось предупреждение, сделанное XX съездом нашей Партии, который подчеркнул, что «...Пока на земном шаре остается капитализм, реакционные силы, представляющие интересы капиталистических монополий, будут и впредь стремиться к военным авантюрам и агрессии, могут пытаться развязать войну». Американские агрессивные круги делают на военно-воздушные силы главный упор и стремятся держать их в состоянии максимальной боевой готовности. Мы не должны забывать о том, что агрессоры не задумаются над тем, чтобы зажечь пожар новой войны и выбросить свой главный козырь авиацию. В связи с этим известную ценность приобретают фактические сведения об американской авиации ударной силе агрессора. [10]
Книга Арнольда Брофи Дает некоторый материал об этом виде вооруженных сил Соединенных Штатов,.
В русском издании книга «Военно-воздушные силы США» выходит с некоторыми сокращениями за счет мест, не представляющих интереса для советского читателя.
Генерал-майор авиации запаса Я. Березин