Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Нортроп


Хоторн (штат Калифорния). Фирма Нортроп Эркрафт начала свою деятельность в 1939 г., имея всего 50 рабочих и служащих. В настоящее время эта фирма считается одной из наиболее крупных самолетостроительных компаний, на ее предприятиях занято 24000 человек.

Фирма Нортроп специализировалась на производстве военных самолетов. Уже в 1939 г., когда еще не было закончено строительство первого завода фирмы, она получила заказ от норвежского правительства на производство 24 патрульных бомбардировщиков N3PB. С началом второй мировой войны фирма Нортроп получила крупные заказы от правительства США. Первое место в продукции фирмы в годы второй мировой войны занимал ночной истребитель F-61 «Блэк Уидоу».

Всего за время войны фирма Нортроп выпустила 707 истребителей «Блэк Уидоу», 24 бомбардировщика N3PB, 400 пикирующих бомбардировщиков «Вендженс», 1309 комплектов хвостового оперения и 2582 комплекта гондол и капотов для летающей лодки Каталина РВУ-5, 44832 капота и 25068 гондол для бомбардировщика В-17 «Летающая крепость». По предложению ВВС США, фирма Нортроп модифицировала F-61 и превратила его в самолет-фоторазведчик F-15. 15 самолетов F-15 было выпущено уже после окончания войны.

Фирма Нортроп была пионером в области создания самолета типа «летающее крыло». В 1940 г. фирма закончила строительство первого самолета этого типа N1M, В том же году он успешно совершил первый полет. За этим самолетом с двумя двигателями последовал целый ряд вариантов самолета типа «летающее крыло», в том числе самолеты ХР-56, МХ-324 и N9M. В начале лета 1946 г. был построен самолет-гигант ХВ-35. Фирма Нор-троп интенсивно строила реактивные самолеты типа «летающее крыло» УВ-49 и YRB-49A для ВВС США. [290]

Среди высокоскоростных экспериментальных самолетов, созданных фирмой Нортроп, следует отметить два небольших самолета Х-4. Эти самолеты с размахом крыла всего лишь 7,5 м были сконструированы специально для изучения звукового барьера. ВВС США и национальный авиационный консультативный комитет использовали их для выполнения обширной программы испытаний.

В настоящее время фирма Нортроп в основном занята производством для ВВС США истребителя-перехватчика дальнего действия F-89 «Скорпион». F-89 — это единственный самолет ВВС США, задуманный и построенный специально как всепогодный истребитель-перехватчик. На нем установлены сложные поисковые радиолокационные станции, которые могут обнаружить самолет противника ночью и в облаках на высотах свыше 13500 м. Основная боевая задача самолетов F-89 состоит в отражении налетов воздушного противника на территорию США.

Поступил в производство вариант самолета «Скорпион» истребитель F-89D, вооруженный авиационными реактивными снарядами калибра 70 мм. Стрельба этими снарядами ведется с направляющих, установленных на консолях крыла. Среди всех истребителей ВВС США F-89D имеет самое тяжелое вооружение — 104 реактивных снаряда; каждым снарядом можно сбить самый тяжелый бомбардировщик. Самолетами F-89 вооружены истребительные части командования ПВО и командования ВВС в зоне Аляски. Экипаж самолета состоит из двух человек: летчика и оператора радиолокационной станции. F-89 развивает скорость 960 км/час и имеет дальность действия около 3200 км.

Кроме пилотируемых военных самолетов, фирма Нортроп последние семь лет занималась производством управляемых снарядов. Одним из достижений фирмы в этой области является беспилотный бомбардировщик ХВ-62 — «Снарк», предназначенный для ВВС США. Компания Нортроп имеет свою экспериментальную базу для управляемых реактивных снарядов на испытательном центре управляемых реактивных снарядов ВВС США, около авиационной базы Патрик во Флориде. [291]

В 1952 г. фирма Нортроп при содействии ВВС США значительно расширила свое производство. Производственные программы фирмы предусматривают строительство новых предприятий на дополнительной площади около 42 000 кв. м. Общая производственная площадь действующих и строящихся предприятий фирмы Нортроп составляет около 288 000 кв. м.

В середине 1954 г. фирма Нортроп закончила строительство своей новой экспериментальной базы на территории гигантского испытательного центра реактивной авиации ВВС США в аэропорту Палмдейл (штат Калифорния). Здесь проводятся летные испытания всепогодных истребителей F-89D «Скорпион»; здесь же представители ВВС США принимают самолеты, успешно прошедшие испытания. Эту базу обслуживает свыше 1000 человек. Фирма Нортроп имеет филиал в Анахайме (штат Калифорния), занимающий площадь 13,36 га. Этот филиал выпускает оптико-механические устройства для службы артиллерийско-технического снабжения США, а также отдельные компоненты самолетов и управляемых снарядов для ВВС США. На предприятии занято свыше 1000 человек.

Центральный склад фирмы Нортроп находится в Эль-Сегун до (штат Калифорния). Он занимает площадь 18 400 кв. м. На этом складе хранится продукция фирмы, отсюда она поступает заказчикам.

В июле 1952 г. фирма Нортроп приобрела весь пакет акиий компании Рейдиоплейн Компани оф Ван-Нуйс (штат Калифорния), которая была в США главным производителем управляемых по радио воздушных мишеней, применяющихся при боевой подготовке. В настоящее время компания Рейдиоплейн продолжает производство управляемых воздушных мишеней уже как филиал фирмы Нортроп. Основным предметом производства является самолет-мишень с поршневым двигателем мощностью 72 л. с. Этот управляемый по радио самолет обладает хорошей маневренностью и способен развивать большую скорость. Самолеты-мишени применяются для тренировки экипажей самолетов и расчетов зенитной артиллерии. Они снабжены парашютами, которые обеспечивают приземление подбитой мишени без особых повреждений.

В настоящее время фирма, выполняя правительственный заказ, работает над созданием реактивных воздушных мишеней с более высокими летно-техническими данными. [292]

Мак-Доннелл


Сан-Луис (штат Миссури). Фирма Мак-Доннелл Корпорейшн ведет научно-исследовательскую работу в области военной авиации и производит авиационную технику для ВВС США. В октябре 1945 г. фирма Мак-Доннелл получила заказ на разработку конструкции бортового реактивного истребителя XF-85, который мог бы действовать с тяжелого бомбардировщика.

XF-85 предназначен для прикрытия соединения бомбардировщиков дальнего действия. В случае атаки истребителей противника XF-85 отцепляются от своей «матки» и отбивают атаку, после чего возвращаются к бомбардировщикам и снова прицепляются под фюзеляжем.

Фирма успешно решила ряд конструкторских проблем и 23 августа 1948 г. XF-85 совершил первый полет с модифицированного бомбардировщика В-29, поднявшегося в воздух с авиабазы Эдварде (штат Калифорния). На самолете XF-85 был осуществлен ряд испытательных полетов.

Создание XF-85 позволило развить теорию стратегического использования бомбардировщиков дальнего действия, а также дало ценный опыт по производству заправки в воздухе. Однако в серийное производство XF-85 не поступил, так как было решено, что боевое применение этого самолета потребует от летчика слишком высокого уровня мастерства. [293]

В июне 1946 г. фирма Мак-Доннелл получила заказ на конструирование, производство и проведение летных испытаний самолета XF-88A «Вуду». Силовая установка этого самолета состояла из сдвоенного двигателя Вестин-гауз J-34 с короткими форсажными камерами Мак-Доннелл. «Вуду» имел прекрасные летно-тактические данные. Свой первый полет этот самолет совершил с авиабазы Эдварде в октябре 1948 г. XF-88 был первым самолетом этого типа, успешно прошедшим проверочные летные испытания, которые проводились летчиками ВВС.

XF-88 не поступил в серийное производство, но тем не менее он послужил экспериментальным прототипом для целой серии самолетов F-101 «Вуду». Вторая модель, XF-88B, подверглась модификации; на ней, кроме сдвоенного двигателя, был установлен дополнительный турбореактивный двигатель. Затем модель была передана национальному авиационному консультативному комитету для проведения испытаний воздушных винтов в условиях высоких скоростей.

Другой конструкцией фирмы Мак-Доннелл был первый в мире реактивный вертолет ХН-20, с прямоточным двигателем, известный также под названием «Маленький Генри». Этот вертолет весит 117 кг и представляет собой скорее летающий испытательный стенд, чем летательный аппарат. На концах несущего винта установлены два прямоточных реактивных двигателя фирмы Мак-Доннелл. Непосредственное присоединение двигателей к винту обеспечивает максимальный коэффициент полезного действия и позволяет обойтись без громоздкого хвостового несущего винта и сложной системы зубчатых передач, применяемой в обычных вертолетах.

Все эти испытания и исследования позволили фирме Мак-Доннелл накопить ценный опыт, который был использован фирмой в ее последующих конструкциях, например при создании конвертоплана XV-1, предназначенного для армии и для ВВС. Конвертоплан XV-1 — первый летательный аппарат, в котором конструкторы добились успешного сочетания качеств вертолета и самолета.

В настоящее время в производстве находятся три варианта F-101 «Вуду»:

1) Истребитель F-101A, предназначенный для стратегического авиационного командования (совершил первый полет 28 сентября 1954 г.). По мощности двигателей F-101A превосходит все другие истребители, находящиеся в производстве в настоящее время, его силовая установка состоит из сдвоенного двигателя J-57. F-101A обладает сверхзвуковой скоростью и может быть вооружен атомной бомбой. [294]

2) Фоторазведчик RF-101A, разведывательный вариант «Буду».

3) Фирма получила заказ на производство истреои-теля-перехватчика F-101B «Буду», который поступит на вооружение частей командования ПВО. Эти заказы на производство самолетов F-101 «Буду» являются первыми заказами на серийное производство авиационной техники, полученными фирмой Мак-Доннелл от ВВС США.

Пясецкий


Мортон (штат Пенсильвания). На вооружении ВВС США находится спасательный вертолет УН-21, пользующийся широкой известностью. Вертолеты УН-21 выпускаются фирмой Пясецкий Геликоптер Корпорейшн.

УН-21 предназначен для действий в арктических условиях, он может взять на борт 14 солдат или 12 носилочных больных или раненых вместе с санитаром. Экипаж вертолета состоит из двух человек: летчика и второго летчика. Этот транспортный вертолет с двумя несущими винтами, расположенными тандемом, по грузоподъемности превосходит все другие вертолеты вооруженных сил США.

Для погрузки УН-21 не обязательно должен приземляться, он может висеть в воздухе. Гидравлический подъемник доставляет с земли в вертолет, неподвижно висящий в воздухе, солдат или раненых. Подъемник может поднять одного человека или груз весом до 180 кг. Наличие подъемника позволяет использовать вертолет УН-21 в самых различных условиях местности: в горах, в болотистых районах, в Арктике. Практический потолок вертолета превышает 4800 м. На вертолете установлен двигатель Райт R-1820–103. Для действий в условиях низких температур вертолет имеет обогреваемую кабину длиной 6 м.

Фирма Пясецкий производит для ВВС США самый большой в мире вертолет, УН-16 «Турбо-Транспортер». Этот вертолет был сконструирован и построен фирмой Пясецкий под техническим руководством научно-исследовательского центра ВВС на базе Райт, входящего в состав командования научно-исследовательских работ ВВС. [296]

Длина фюзеляжа вертолета УН-16А равна примерно 23,5 м. Высота хвостовой секции достигает 7,5 м. На вертолете установлены два двигателя Аллисон УТ-38, имеющие суммарную мощность 3300 л. с. Эти двигатели приводят в движение два несущих винта, каждый винт имеет три металлические лопасти. Диаметр винта 24,6 м. При выходе из строя одного двигателя вертолет может лететь на другом двигателе, который будет приводить в движение оба винта.

На летных испытаниях 1 декабря 1955 г. вертолет с 40 пассажирами на борту (с полетным весом 16 т) показал скорость 266 км/час. Это на 16 км/час ^ превышает официальный рекорд скорости, установленный в 1954 г. в Дейтоне (штат Огайо) на вертолете Сикорский SH-39.

Бендикс


Детройт (штат Мичиган). Фирма Бендикс Авиейшн Корпорейшн занимает одно из ведущих мест среди американских авиационных фирм как по масштабу своих производственных операций, так и по участию в деле строительства ВВС США. Фирма Бендикс не занимается производством двигателей или планеров самолетов, она производит бесконечное количество предметов самолетного оборудования, навигационных систем, радиолокационных станций и всевозможных средств связи.

Фирма Бендикс выпускает многие основные части самолета: стартеры, генераторы, фильтры, системы зажигания, навигационные приборы и приборы управления, кислородное оборудование, шасси, тормозные системы, различные системы управления гидравлического и электрического действия, системы радиосвязи.

По мере того как реактивные самолеты достигали все новых и новых скоростей и высот, а развитие управляемых снарядов шло все более ускоренными темпами, повышались и требования, предъявляемые к системам автоматического управления полетом самолетов и управляемых снарядов и электронным системам управления огнем. Стремясь удовлетворить новые требования, фирма Бендикс разработала специальные технические методы, объединенные в единую систему. Такая тенденция вызвала непрерывное расширение производственных предприятий и экспериментально-исследовательских центров фирмы. Одна из исследовательских лабораторий фирмы может воспроизвести весь диапазон скоростей, температур и атмосферных условий, с которыми встретится реактивный самолет при полете на всех высотах до 24 000 м. [298]

Система регулирования реактивного двигателя состоит из целого ряда самых различных агрегатов: оборудования для дозировки топлива в основной камере, управления форсажной камерой, регулятора перегрева, управления реактивным соплом, разбрызгивающего сопла и различных насосов; все эти агрегаты входят в единую автоматическую систему регулирования.

Испытательное устройство, необходимое для проверки всех этих агрегатов, имеет мощность, равную мощности дизельного локомотива. Оно воспроизводит все процессы, все колебания температуры, происходящие внутри реактивного самолета при полете на большой высоте.

Типичными образцами технических достижений фирмы Бендикс могут служить насос для подачи топлива в форсажную камеру, насос для подачи водно-спиртовой смеси, генератор переменного тока с турбинным приводом, нагнетатель воздуха в кабину, оборудование по охлаждению самолета, пневматический стартер и различные другие виды вспомогательного оборудования.

Фирма Бендикс имеет достижения в области создания оригинальных конструкций самолетных приборов и оборудования для современных сверхзвуковых высотных реактивных самолетов. К этим достижениям можно отнести, например, вычислитель полетных данных — прибор, который определяет давление и температуру воздуха и вычисляет такие важнейшие полетные данные, как число М, истинную воздушную скорость, высоту и связанные с ними величины; индикатор коэффициента давления ,и тяги, показывающий выходную мощность (или тягу) реактивного двигателя в каждый данный момент; приборы со светящимся циферблатом, который не ухудшает ночное зрение летчика; дистанционный высотомер, представляющий4 собой специально сконструированную гиросистему, предназначенную для установки на наклонной приборной доске. Этот прибор позволяет установить циферблат под углом в отличие от других гиросистем, работающих только в вертикальном положении. Кроме того, фирма выпускает стартеры, приводимые в действие воздушной турбиной, генераторы, топливные насосы, преобразователи жидкого кислорода и другое оборудование.

К приборам, выпускаемым фирмой Бендикс, принадлежит модель «Класс С», высокотемпературный самолетный генератор, который может работать при температуре 120° С. [299]

К жаростойким приборам относится электронная лампа из твердого стекла, рассчитанная на эксплуатацию в течение срока 1000 часов при температуре 300° С. Эти лампы выдерживают огромную нагрузку и безотказно работают на больших высотах. Фирма Бендикс выпускает также электрические переключатели всех типов, системы зажигания, рассчитанные на низкое и высокое напряжение, для поршневых, реактивных и турбореактивных двигателей, включая новую «миниатюрную реактивную» систему зажигания, предназначенную для учебных реактивных самолетов, и патронные стартеры.

Фирма Бендикс первой создала полностью автономный самолетный патронный стартер для мощных реактивных двигателей. Этот стартер по размерам не более пишущей машинки, он весит только 34 кг, но за три с половиной секунды развивает мощность 340 л. с.

Фирма Бендикс разработала автоматический пилот РВ-20, собранный на транзисторах{13}. Характерными особенностями этого автопилота является транзисторный усилитель, гидравлические серворули и механическое счетно-решающее устройство. Вся система основана на так называемой «модулированной конструкции».

Фирма также объявила, что ей удалось заменить электронные лампы в системе управления полетом и посадкой транзисторами. Самолет с такой системой уже совершил первый полет. Это достижение открывает путь к дальнейшему прогрессу в области применения транзисторов, к созданию собранных на транзисторах автоматических систем управления заходом на посадку и полетом по маршруту, оборудованному радиосредствами.

Инженеры фирмы Бендикс предсказывают транзистору большое будущее в системах управления и различных приборах, как например, дистанционный компас, указатель уровня горючего и др. [300]

Фирма Бендикс начала исследовательскую работу в области конструирования автоматических регуляторов подачи кислорода и систем питания жидким кислородом. Фирмой была создана система питания жидким кислородом, нашедшая применение на большинстве боевых самолетов. В систему питания жидким кислородом входят преобразователь жидкого кислорода, регулятор подачи кислорода, индикаторы и регулятор давления. Необходимость усовершенствования систем питания жидким кислородом вызывается непрерывным повышением потолка военных самолетов. Самолеты достигают новых и новых высот, на которых люди должны заново приучаться жить и дышать. Чем больше высота, тем сложнее технические проблемы, создаваемые физическими факторами, действующими в стратосфере.

К другим точным механизмам, выпускаемым фирмой, относятся гироскопы и новый расходомер, устанавливаемый на реактивных самолетах. Последний прибор является измерителем расхода топлива и непрерывно показывает скорость поступления топлива во все шесть двигателей, а также уровень топлива в баках.

Стремясь удовлетворить потребности авиации в особо точных приборах, фирма Бендикс разработала целый ряд ультразвуковых очистительных установок, предназначенных, в частности, для очистки самолетного оборудования, особенно приборов, смонтированных в труднодоступных местах. Вначале для гирокомпасов и самолетных кислородных систем были сконструированы ультразвуковые агрегаты, действующие по принципу кавитации; ультразвуковая энергия, вырабатываемая этими агрегатами, буквально «сдувает» мельчайшие частицы пыли с внутренних частей точных приборов. Ультразвуковые очистительные установки позволяют обойтись без разборки сложных механизмов, что более чем на 60% сокращает время, потребное на техническое обслуживание. Чистка насосов карбюраторов и других компонентов системы подачи топлива, включая клапаны и инжекторные сопла осуществляется без разборки, с большей эффективностью и гораздо быстрее, чем прежде.

Фирма Бендикс не отстает от последних достижений в области самолето- и двигателестроения. Примером может служить хотя бы инжекционный самолетный карбюратор Штромберга, который автоматически отмеряет количество топлива, необходимое для смеси с поступающим воздухом, и впрыскивает смесь под давлением непосредственно в приемник. Эта система обеспечивает производство скоростных самолетов с высокими летно-техническими данными, которые могут полностью использовать всю мощность двигателя при любой скорости, на любой высоте и в любом положении. Новый . карбюратор стал стандартным предметом оборудования почти для всех военных самолетов. Он является хорошей базой для дальнейшего развития. [301]

Когда началась вторая мировая война, система подачи распыленного твердого топлива была уже разработана, был сконструирован и контрольный прибор для измерения плотности и температуры смеси. Были также сконструированы и инжекторные насосы, впрыскивающие определенное количество твердого топлива непосредственно в цилиндры двигателя. Эти насосы заменили обычную систему подачи топлива. Во время войны новая система впрыскивания топлива применялась на бомбардировщике В-29 «Суперфортресс». К изобретениям последних лет относится система измерения расхода топлива и автоматического запуска для турбореактивного двигателя.

Еще в 1926 г. фирма Бендикс приступила к производству шасси, колес и тормозов, в настоящее время она занимает ведущее место по конструированию и производству этих компонентов самолета. Фирма производит шасси, стойки, тормоза и колеса как для реактивных истребителей, так и для тяжелых бомбардировщиков.

Экспериментальная и научно-исследовательская работа продолжает играть ведущую роль в деятельности фирмы Бендикс, направленной на усиление ВВС. В целях дальнейшего развития экспериментально-исследовательской работы отделение экспериментально-исследовательских лабораторий фирмы построило в окрестностях Детройта новую лабораторию, которая обошлась в миллион долларов. Отделение ведет работу в области управляемых снарядов, технологии атомного производства и прикладной физики.

Лайкоминг


Стратфорд (штат Коннектикут). Фирма Лайкоминг — филиал АВКО Мэныофэкчуринг Компани — начала свою деятельность в 1908 г. и в настоящее время является крупнейшим поставщиком автомобильных, авиационных, судовых и промышленных двигателей, а также точных и крупных деталей машин и чугунного и алюминиевого литья. Двигатели, сконструированные и построенные фирмой Лайкоминг, установлены на самолетах и вертолетах более чем 73 типов.

В 1908 г. в Вильямспорте (штат Пенсильвания) была основана маленькая фирма; спустя два года она уже выпускала двигатели для автомобилей «Вели», «Этфилд», «Эппл» и др. Опыт, накопленный фирмой в области производства автомобильных двигателей, позволил ей перейти к строительству поршневых и газотурбинных силовых установок для ВВС, а также и основных компонентов реактивных двигателей.

В 1915 г. для автомобиля «Дорт» был построен первый двигатель, сконструированный фирмой Лайкоминг. Тысячи автомобилей с этими четырехцилиндровыми двух-подшипниковыми двигателями применялись в войсках во время первой мировой войны. Фирма Лайкоминг сильно расширила производство для армии. Кроме двигателей, фирма производила в большом количестве осколочные бомбы и химические снаряды.

Фирмой Лайкоминг был сконструирован один из первых американских восьмицилиндровых однорядных двигателей, построенный в 1924 г. Всего фирмой Лайкоминг было создано 57 различных типов двигателей для автомобилей двадцатых годов. Моторные лодки, оснащенные двигателями фирмы Лайкоминг, выигрывали приз за призом на состязаниях 20-х и 30-х гг. [303]

В 1927 г. фирма Лайкоминг создала свой первый авиационный двигатель R-680. Этот двигатель был установлен на самолетах «Трэвел Эр», сконструированных фирмой Бич, а также на трехмоторных самолетах фирмы Стинсон, обслуживавших первую из американских регулярных воздушных линий «Людингтон Эрлайнс». Двигатель R-680 был также установлен на военных учебно-тренировочных самолетах и самолетах связи Стирман «Трейнер», Чессна АТ-8, Кёртисс АТ-9, Бич AT-10 и L-1. Даже в конце второй мировой войны двигатель R-680 все еще выпускали для вооруженных сил.

Затем были созданы четырех-, шести — и восьмицилиндровые двигатели мощностью до 400 л. с. для фирм Пайпер, Тэйлоркрафт, Бич, Райан и др. Фирма Лайкоминг строила двигатели для всех ведущих самолетостроительных фирм. В настоящее время ее двигатели устанавливаются на различных самолетах, начиная с одномоторных частных самолетов до двухмоторных правительственных, включая самолет «Аэро-Коммандер», купленный ВВС для президента Эйзенхауэра.

К концу второй мировой войны фирма Лайкоминг сконструировала и построила для ВВС армии в виде эксперимента самый мощный в мире авиационный поршневой двигатель. Он развивал мощность 5000 л. с.

В 1939 г. фирма Лайкоминг стала филиалом АВКО Мэньюфэкчуринг Компани. Фирме Лайкоминг был передан бывший завод фирмы Чанс-Воут в Стратфорде, производственная площадь завода была увеличена на 138000 кв. м. В настоящее время три завода Лайкоминг в Вильямспорте (штат Пенсильвания) и Стратфорде (штат Коннектикут) занимают 230 000 кв. м производственной площади, на которой размещено более 6000 точнейших станков.

В августе 1951 г., ровно через 5 месяцев после того, как фирма Лайкоминг заняла завод в Стратфорде, принадлежавший ВВС, началось производство двигателей R-1820, которые фирма Лайкоминг выпускала по лицензии для компании Кёртисс-Райт. Первый двигатель R-1820 сошел со сборочного конвейера через 7 месяцев, в марте 1952 г., т, е. всего через 13 месяцев со дня передачи завода фирме и 12 месяцев с момента окончания полной перестройки завода. Двигатели R-1820 установлены на самолетах Грумман «Альбатрос» и Грумман S2F-1 «Саб-Киллер», а также на противолодочном вертолете Сикорского и на учебно-тренировочном самолете фирмы Норт-Америкен.

Одновременно фирма Лайкоминг начала работу по производству на заводе в Стратфорде основных агрегатов для реактивных двигателей J-47. Первый полный комплект из пяти отдельных основных агрегатов двигателя J-47, включая роторы компрессора, направляющие аппараты компрессора, передние рамы, турбинные колеса и входные направляющие лопатки, был отправлен заказчику в мае 1952 г., т. е. 10 месяцев спустя после заключения контракта. Поставка запасных частей началась в следующем месяце. Фирма продолжала производство компонентов для реактивных двигателей, а вскоре начала производить и коробки передач, вспомогательные приводы и шестеренчатые передачи для откачивающих насосов этих же двигателей.

В 1951 г. компания АВКО пригласила на службу д-ра Ансельма Франца, одного из крупнейших специалистов по реактивным двигателям. Ему была поручена разработка газотурбинных двигателей. Прежде всего д-ру Францу пришлось заняться подбором группы специалистов по газовым турбинам. Будучи начальником отдела по разработке двигателей фирмы Юнкерс в Германии в 1940 г., Франц сконструировал и построил знаменитый реактивный двигатель «Юмо-004», применявшийся на самолетах Мессершмитт Ме-262. Свыше 5000 этих реактивных двигателей сошло со сборочного конвейера. Двигатель «Юмо-004» был в то время единственным реактивным двигателем в серийном производстве. Франц и его сотрудники ревностно принялись за предложенную им работу и в 1952 г. ВВС заключили с фирмой Лайкоминг контракт на разработку турбовинтового авиационного двигателя, который имел бы небольшой расход топлива, минимальные размеры, требовал небольшого количества дефицитных материалов и обладал бы широким полем применения и длительным сроком службы.

Первый газотурбинный двигатель имел обнадеживающие характеристики, и в декабре 1954 г. ВВС заключили с фирмой Лайкомянг новый контракт на строительство газотурбинной силовой установки с еще большей мощностью.

Фирма Белл Эркрафт Корпорейшн получила заказ на разработку вертолета вспомогательного назначения для армии. На этом вертолете будет установлен газотурбинный двигатель Лайкоминг ХТ-53.

Выдающееся место, занимаемое фирмой Лайкоминг в области производства двигателей для вертолетов, еще более утвердилось завершением модификации двигателя R-1820 для применения на противолодочном вертолете Сикорского и принятием двигателя Лайкоминг VO-435 для вертолета фирмы Белл. В настоящее время двигатели Лайкоминг установлены на большем количестве типов вертолетов, чем двигатели какой-либо другой фирмы.

Дальше