Содержание
«Военная Литература»
Военная история
Авиационный университет

Монтгомери (штат Алабама). Детальные планы защиты страны от нападения противника и планы нанесения массированного ответного удара были разработаны старшим командным составом ВВС, который прошел курс обучения в Авиационном университете.

Авиационный университет готовит офицеров ВВС, назначаемых на командные и штабные должности. Авиационный университет является самостоятельной организацией, не связанной с новой военно-воздушной академией в городе Колорадо-Спрингс (штат Колорадо). Военно-воздушная академия, так же как и военная академия в Уэст-Пойнте и военно-морская академия в Аннаполисе, выпускает младших офицеров.

Авиационный университет, штаб которого находится в городе Монтгомери (штат Алабама) обеспечивает проведение единой учебной программы для офицерского состава, проходящего подготовку в различных отделениях Авиационного университета. В Авиационный университет входят: авиационный военный колледж, командно-штабной колледж ВВС, школа авиационной медицины, авиационный технологический институт, корпус подготовки офицеров резерва ВВС, заочный институт ВВС, научно-исследовательский институт, библиотека Авиационного университета, 3894-я учебная авиагруппа и 3800-е крыло аэродромного обслуживания, которое несет ответственность за административно-хозяйственное обеспечение авиабазы Максвелл.

На авиабазе Максвелл, кроме штаба Авиационного университета, находятся авиационный военный колледж, командно-штабной колледж, штаб научно-исследовательского института, корпус подготовки офицеров резерва ВВС и библиотека Авиационного университета. [195] Заочный институт ВВС США находится на авиабазе Гантер, близ города Монтгомери. Школа авиационной медицины находится на авиабазе Рандолф около Сан-Антонио (штат Техас); одно отделение этой школы находится на авиабазе Гантер. Авиационный технологический институт находится на авиабазе Райт-Паттерсон (Дейтон, штат Огайо). Авиационный университет является учебным и исследовательским центром ВВС, а также центром по разработке доктрин ВВС. Университет располагает большим количеством гражданских и военных специалистов — консультантов по вопросам организации и управления, разработке учебных программ, методике обучения и оценке знаний офицеров.

Кроме того, имеется консультативный совет из опытных гражданских специалистов. Эта группа специалистов один раз в год посещает штаб и учебные заведения Авиационного университета, изучает ход подготовки и рекомендует проведение различных мероприятий по улучшению подготовки.

При Авиационном университете имеются консультативные группы армии и военно-морского флота США и ВВС Англии, которые дают консультации по вопросам использования своих видов вооруженных сил. Эти консультативные группы поддерживают связь со своими видами вооруженных сил по вопросам планирования, управления, тактики и общих принципов применения войск.

С образованием 3 сентября 1946 г. Авиационного университета в США впервые появилась единая организация, несущая ответственность за подготовку офицеров.

Офицеры военно-воздушных сил в настоящее время должны решать сложные проблемы тактики, стратегии и управления боевыми действиями. Все эти проблемы настолько сложны, что нельзя заранее предсказать их решение. От правильности решения той или иной важной проблемы старшими офицерами ВВС может зависеть исход войны. [195] Поэтому в Авиационном университете офицеров учат принимать правильные решения путем тщательного анализа обстановки с использованием испытанных способов действий. Такой метод обучения отличается от методов, применяемых в командовании по подготовке кадров ВВС, где курсы подготовки специализированы и имеют целью подготовить офицерский, сержантский и рядовой состав различных технических, специальностей. Командование по подготовке кадров ВВС готовит технических специалистов. В Авиационном университете офицеры совершенствуют свои командные навыки и готовятся к руководству воздушными операциями в будущем.

Авиационный университет готовит старших, а не младших офицеров; их учат правильно, логически мыслить при решении сложных военных проблем. В Авиационном университете поощряется инициатива офицеров и оригинальное решение поставленных задач, к чему неодобрительно относятся в других колледжах и университетах страны, где слушателей учат принимать шаблонные решения и где они должны лишь доказать правильность того или иного решения. Девиз авиационного университета — «Мы учимся не по шаблону» — заключает в себе глубокую мысль.

Оригинальный подход к решению сложных проблем поощряется журналом «Эр Юниверсити Куотерли Ревью», в котором освещаются проблемы стратегии и тактики военно-воздушных сил. Это влиятельный и очень распространенный среди личного состава военно-воздушных сил журнал.

Авиационный военный колледж был организован 15 марта 1946 г., он является важнейшим учебным заведением Авиационного университета. С 1946 г. авиационный военный колледж окончили более 1200 офицеров; многие из них сейчас стали генералами.

Первый набор состоял из 74 офицеров, а в постоянном составе колледжа числилось только 25 офицеров и 7 рядовых и сержантов. Срок обучения в колледже 10 месяцев. В 1950 г. в связи с войной в Корее сроки обучения были изменены. По ускоренной программе занимался только один выпуск, а затем срок подготовки опять стал прежним. В настоящее время на каждом курсе насчитывается в среднем около 160 человек: примерно 130 человек от ВВС, 5 человек от ВМФ, 12 — от армии, 1 или 2 — от ВВС Канады, 4 — от ВВС Англии и 1 или 2 человека — от центрального разведывательного управления.

Задачами авиационного военного колледжа являются подготовка старших офицеров для работы на руководящих командных и штабных должностях в крупных соединениях ВВС и разработка методов эффективного применения военно-воздушных сил. [197]

Для выполнения своих задач авиационный военный колледж обязан:

1) Проводить подготовку офицеров на основном курсе (срок обучения 10 месяцев).
2) Разрабатывать принципы применения военно-воздушных сил.
3} Формулировать, пересматривать, обобщать и представлять рекомендации по авиационной доктрине, включая задачи ВВС США по обеспечению национальной безопасности и повышению своей мощи, включая усовершенствование вооружения, а также проведение специальных исследований по всем этим вопросам по указанию штаба ВВС США.
4) Разрабатывать программы заочной подготовки.

Задачи основного курса: расширить кругозор слушателей и научить их правильно анализировать и оценивать обстановку и принимать правильные решения; дать слушателям понятие о природе международных конфликтов, важных элементах стратегии, боевых возможностях вооружения и научить их правильно применять положения авиационной доктрины; выработать у слушателей навыки решения проблем, касающихся использования военно-воздушных сил в целом; научить слушателей обосновывать свои идеи и решения.

В преподавательский состав колледжа входят старшие офицеры ВВС и консультанты от других видов вооруженных сил и государственного департамента. Около одной трети учебного времени отводится на семинары, на которых обсуждаются вопросы, возникающие в ходе изучения различных тем. Для подготовки к семинарам необходимы посещение лекций и самостоятельная работа над книгами. Каждый слушатель должен готовить к семинару доклад.

Ввиду того что слушатели являются опытными офицерами, в процессе обучения мало используются уставы и наставления, и все вопросы обсуждаются с преподавателями на семинарах. Лекции в колледже в большинстве случаев читаются внештатными преподавателями. Лекции по военным, научным, дипломатическим и другим вопросам читают крупнейшие специалисты, причем слушателям не навязывается точка зрения лектора. Слушатели могут вступать в дискуссию с лектором по тому или иному вопросу. Содержание лекции без разрешения лектора нельзя распространять за пределами колледжа, и это позволяет лекторам высказывать свое личное мнение и официальную точку зрения по данному вопросу. [198]

Каждому слушателю отводится 115 час. на научно-исследовательскую работу и дается тема, являющаяся частью вопроса, разрабатываемого преподавателем. В колледже ведется плановая научно-исследовательская работа, в которой слушатели принимают активное участие. Программа научно-исследовательских работ направлена на разработку принципов использования военно-воздушных сил, решение важных проблем ВВС, разработку официальных документов и наставлений, совершенстование программы колледжа и превращение его в высокоспециализированный орган по вопросам использования авиации.

В марте 1946 г. на авиабазе Максвелл была организована командно-штабная школа ВВС и школа младших офицеров, которая была ранее известна как тактическая школа ВВС и размещалась на авиационной базе Тиндалл у города Панама-Сити (штат Флорида). Когда началась война в Корее, все курсы по командно-штабной подготовке были объединены на авиационной базе Максвелл. Бывшая тактическая школа ВВС стала называться курсами младших офицеров, а командно-штабная школа — курсами старших офицеров. В 1954 г. был организован новый командно-штабной колледж.

Командно-штабной колледж является самым крупным учебным заведением по повышенной подготовке офицеров военно-воздушных сил. Школа младших офицеров и командно-штабная школа являются соответственно первой и второй ступенями общего военного образования офицеров ВВС. Программа школы младших офицеров рассчитана на 14 недель и обеспечивает подготовку офицеров на командные и штабные должности в эскадрилье; эти должности обычно занимают младшие офицеры. Программа командно-штабной школы рассчитана на 9 месяцев; школа выпускает офицеров, занимающих командные и штабные должности в частях ВВС до авиационного крыла; эти должности обычно занимают майоры и подполковники. В колледже читаются специальные курсы; курс инструкторской подготовки, курс авиационного вооружения, курс языковой подготовки и самостоятельной работы над книгой. [199]

Одной из немногих организаций ВВС, непрерывно функционирующих со времени первой мировой войны, является школа авиационной медицины, которая была открыта в январе 1918 г. на аэродроме Хейзелхерст-Филд (штат Нью-Йорк). Со времени своей организации школа готовит специалистов в области авиационной медицины.

В 1946 г. школа авиационной медицины влилась в авиационный университет. В настоящее время штаб школы авиационной медицины находится на авиационной базе Рандолф (штат Техас); одно отделение этой школы находится на авиационной базе Гантер. Школа готовит личный состав медицинской службы ВВС: авиационных врачей, начальников медицинской службы эскадрильи, авиационных медицинских сестер, специалистов по эвакуации раненых по воздуху и других медицинских работников. Школа одновременно является одной из главных лабораторий для проведения научно-исследовательских работ в области авиационной медицины. Кроме того, здесь проводятся консультации для авиационных врачей.

Авиационный технологический институт находится на авиационной базе Райт-Паттерсон (Дейтон, штат Огайо). Институт имеет большое количество специального оборудования, которое нельзя предоставить слушателям ни в каком другом месте без больших дополнительных расходов. Авиационная база Райт-Паттерсон является центром научно-исследовательских работ командования материально-технического обеспечения и командования научно-исследо-вательных работ ВВС. На этой авиационной базе слушатели имеют возможность ознакомиться с методами научно-исследовательской работы. Технологический институт обеспечивает подготовку научных работников, технических и других специалистов в своей инженерной школе и в гражданских институтах. Преподавательский состав включает гражданских специалистов и офицеров, которые имеют большой опыт научной и практической работы в ВВС. Для чтения лекций привлекаются также внештатные специалисты.

В Авиационном университете проводится подготовка офицеров Резерва ВВС. По программе подготовки офицеров Резерва ВВС занимаются 100 000 кадетов, которые сведены в 188 отрядов и 18 отделений при колледжах и университетах на континенте США, на Пуэрто-Рико и на Гавайских островах; по этой программе проходят подготовку также около 2800 офицеров, сержантов и рядовых. [200] Ответственность за подготовку офицеров Резерва ВВС была возложена на Авиационный университет в августе 1952 г. До этого подготовкой офицеров Резерва ВВС занималось континентальное авиационное командование. Основная задача корпуса подготовки офицеров Резерва ВВС заключается в том, чтобы подготовить специально отобранных кадетов к присвоению офицерских званий. Другой важной задачей является подготовка летчиков в гражданских колледжах и университетах. Общая программа подготовки обеспечивает всестороннюю военную подготовку будущих младших офицеров. В ходе занятий по четырехгодичной программе и во время четырехнедельных лагерных сборов особое внимание обращается на современное развитие авиации. Чтобы больше заинтересовать слушателей, проводятся ознакомительные полеты на самолетах ВВС США и организуются посещения авиационных баз. Летная подготовка проводится в объеме, необходимом для поступления на курсы повышенной подготовки офицеров Резерва ВВС, что возможно лишь при хорошем состоянии здоровья и желании совершенствовать летную подготовку после окончания курсов и получения офицерского звания. Слушателю постоянно напоминают, что летное дело — это только составная часть его карьеры: в первую очередь он должен быть способным командиром.

Научно-исследовательский институт на авиационной базе Максвелл обеспечивает проведение научно-исследовательских работ и тем самым оказывает помощь штабу ВВС США, слушателям и профессорско-преподавательскому составу школ Авиационного университета. В научно-исследовательском институте насчитывается более 50 сотрудников — специалистов в области геологии, антропологии, биологии, экономики, математики, политических наук, истории, лингвистики и литературы. Руководит институтом генерал авиации. В институте имеется три отдела, которые «возглавляются гражданскими лицами. Исторический отдел руководит работой по составлению истории ВВС. Отдел (центр) по сбору и рассылке информации о действиях в арктических условиях, в пустыне и тропиках собирает, изучает и рассылает данные о климатических условиях в различных районах — особенно в арктических. Отдел по изучению документов выполняет две задачи: ведет научную работу в интересах Авиационного университета и штаба ВВС США и оказывает помощь Авиационному университету, прикомандировывая различных специалистов: экономистов, историков, литературоведов и специалистов по политическим наукам. [201]

Заочный институт ВВС США находится на авиационной базе Гантер; он составляет программы заочных курсов на основе программ стационарных учебных заведений ВВС. В заочном институте занимается более 100000 слушателей. В институте могут заниматься все военнослужащие вооруженных сил США, члены гражданского воа-душного патруля и отдельные гражданские лица. Рядовой и сержантский состав имеет право поступать на курсы кандидатов в офицеры, а также на различные технические курсы.

3894-я учебная авиационная группа является штабом личного состава ВВС, который проходит службу в учебных заведениях, не принадлежащих ВВС. В этой учебной группе ведется учет назначений и перемещений личного состава. Учебная группа представляет свои предложения о назначениях и перемещениях личного состава ВВС в этих учебных заведениях и в случае необходимости оказывает помощь путем проведения инструктажей. Кроме того, группа является органом взаимодействия и постоянно информирует ВВС об изменениях в школах других видов вооруженных сил и ведет учет информационного материала об этих школах.

Библиотека Авиационного университета, которая носит название Фэрчайлд-Холл в честь основателя университета генерала Муира Фэрчайлда, составляет библиографические списки, ведет исследовательскую работу и подбирает литературу для университета и для других организаций ВВС. В библиотеке имеется более 190 000 томов книг и подшивок журналов и свыше 525 000 секретных военных документов. Библиотека располагает полным комплектом всех инструкций, наставлений, уставов и директив ВВС США. Библиотека оказывает большую помощь тысячам офицеров ВВС в совершенствовании их знаний.

С 1946 г. учебные заведения Авиационного университета окончило около 116000 человек.

Военно-воздушная академия

Денвер (штат Колорадо). В настоящее время военно-воздушная академия временно размещается на авиационной базе Лоури. Она приравнивается к военной академии в Уэст-Пойнте и военно-морской академии в Аннаполисе. Учебное заведение повышенной командной подготовки офицеров ВВС было организовано в США позже, чем в любой другой великой державе.

Привитие командных навыков является одной из основных задач новой военно-воздушной академии. Начальник академии генерал-лейтенант Хуберт Хармон так определил задачу академии: «Конечная цель академии — подготавливать генералов, а не лейтенантов».

Ввиду того что военная доктрина постоянно изменяется в связи с развитием управляемых снарядов, реактивных самолетов и ракет, при составлении учебной программы академии возникает много проблем. Ведение войны в современных условиях становится делом специалистов — в будущей войне руководить боевыми действиями будут небольшие группы подготовленных технических специалистов и ученых, хорошо знающих сложные машины разрушения и уничтожения. «Мы будем ориентировать выпускников академии, — заявил Хармон, — на научную работу в области авиации. Я полагаю, что некоторые выпускники будут продолжать учебу и станут настоящими учеными».

Программа академии разбивается на два основных этапа: программа летной подготовки и программа академической подготовки. Программа летной подготовки включает и физическую подготовку. В процессе учебы слушатели получают квалификацию штурмана и общие сведения о подготовке летчиков. [203] Квалификацию летчика слушатели получают только после окончания академии. В программе академической подготовки большое место отводится отработке командирских навыков. Читаемые курсы смешанные. Химия изучается в процессе изучения газотурбинных и турбореактивных двигателей и видов топлива, которые используются в экспериментальных целях; математика изучается в ходе штурманской подготовки. Ввиду недостатка времени программой не предусматривается изучение естественных наук, таких как биология, но чтобы дать некоторый отдых после сложных технических дисциплин, проводятся занятия по литературе, философии, международным отношениям и классической литературе.

В академии проводится усиленная физическая подготовка, и все офицеры ВВС США являются членами атлетической ассоциации военно-воздушной академии. Заместитель начальника штаба ВВС США по личному составу генерал-лейтенант Эммет О'Доннелл-младший заявил, что военно-воздушная академия

«имеет целью подготовить офицеров с хорошими привычками и способностью контролировать себя, любознательных и энергичных — таких, за которых вы охотно отдали бы замуж своих дочерей».

Военно-воздушная академия бережно хранит авиационные традиции.

Такие люди, как полковник Уильям (Билли) Митчелл, генерал армии Генри Арнольд, генерал Натан Ф. Туай-нинг, генерал Кертис Лемей и генерал в отставке Карл Спаатс, внесли большой вклад в создание совершенных военно-воздушных сил. Идея создания военно-воздушной академии относится к 20-м годам нашего столетия и принадлежит полковнику Митчеллу.

Сейчас такая академия уже создана. В недалеком будущем она будет постоянно размещаться вблизи города Колорадо-Спрингс (штат Колорадо). Академии отведен участок местности площадью 7000 га. В 1954 г. конгресс утвердил законопроект об организации военно-воздушной академии и ассигновал средства на ее строительство. Необходимость организации такой академии была определена еще в 1948 г., и в том же году первый министр обороны Джеймс Форрестол организовал комитет по организации военно-воздушной академии. В течение четырех лет комитет президентов колледжей, включая генерала армии Дуайта Эйзенхауэра, который в то время был президентом Колумбийского университета, работал над определением целей и задач академии и ее программой. [204] Затем была создана комиссия по выбору места для размещения академии. В комиссию входили генерал-лейтенант Хармон, бригадный генерал Чарльз Линдберг, Спаатс, президент университета штата Айова Виргил Ханчер и представитель прессы Меррил Мейгс. Эта комиссия рекомендовала Гарольду Тэлботу, бывшему в то время министром ВВС, три места для размещения академии. Тэлбот выбрал Колорадо-Спрингс — небольшой чистый город, в котором находится штаб командования ПВО континентальной части США.

Командование научно-исследовательских работ

Балтимор (штат Мэриленд). Командование научно-исследовательских работ — одно из самых молодых командований ВВС. Задача этого командования — обеспечение технического совершенства военно-воздушных сил страны.

Из штаба, который находится в городе Балтимор (штат Мэриленд), командование руководит работой десяти центров, расположенных на континентальной части США, и учреждений в заокеанских зонах. Командование научно-исследовательских работ руководит также работой научно-исследовательских групп военной промышленности.

Командование научно-исследовательских работ выполняет следующие задачи: обеспечивает разработку современной авиационной техники, проводит исследования с целью решения сложных научных проблем, разрабатывает и совершенствует новое оборудование, способы и методы его производства и эксплуатации.

В январе 1950 г. в командовании насчитывалось только 20 офицеров, 5 сержантов и рядовых и 20 гражданских служащих. В настоящее время в командовании насчитывается более 40 000 человек. Большинство важнейших работ командования не опубликовывается в целях сохранения военной тайны. Однако можно сказать, что эти работы являются важным вкладом в исследования полетов на сверхзвуковых скоростях, системы противовоздушной обороны, ракетных двигателей, систем управления стрел-ково-пушечным и бомбардировочным вооружением, методов работы с новой техникой, а также в области электроники и проведения спасательных операций экипажей самолетов, потерпевших аварии. [206]

Попытки усовершенствовать и улучшить качество авиационного вооружения предпринимались задолго до организации 23 января 1950 г. командования научно-исследовательских работ. В 1915 г. конгресс ассигновал 5000 долларов на создание национального авиационного консультативного комитета, который стал важной организацией по проведению научно-исследовательских работ в области авиации. С 1918 г., когда была построена первая аэродинамическая труба, национальный авиационный консультативный комитет превратился в мощный орган, который имеет свои отделения в различных частях страны и располагает большим количеством оборудования. В период после первой мировой войны национальный авиационный консультативный комитет поддерживал контакт с другими организациями, занимающимися научными исследованиями в области авиации.

В мае 1917 г. армия организовала на аэродроме Маккук-Филд около города Дейтон (штат Огайо) учреждение по проведению экспериментальных исследований в области авиации, которое занималось инженерными разработками. В период с 1917 г. по июнь 1919 г. было израсходовано 11 302 266 долларов — в основном на лабораторное оборудование и имущество. В 1927 г. на проведение научно-исследовательских работ было ассигновано 2 200 000 долларов; примерно такие же ассигнования выделялись из бюджетов в последующие годы, вплоть до появления угрозы второй мировой войны. В 1927 г. все оборудование с аэродрома Маккук-Филд было перевезено на аэродром Райт-Филд. К 1939 г. научно-исследовательские части на аэродроме Райт-Филд превратились в крупные организации. В 1935–1937 гг. бюджетные ассигнования на научно-исследовательские работы увеличились, и именно в этот период было сконструировано большинство основных самолетов, которые применялись во время второй мировой войны. В 1937–1941 гг. бюджетные ассигнования на научно-исследовательские работы были значительно снижены, однако, когда стало ясно, что умиротворительная политика не может предотвратить мировой войны, бюджетные ассигнования резко увеличились. Военно-воздушные силы США были подготовлены ко второй мировой войне не лучше, чем к первой мировой войне. Самолеты, которые производились в США в 1939 г., были хуже немецких и английских самолетов. Развитие реактивной авиации шло во всех крупных странах, кроме США. [207]

В США, кроме военных научно-исследовательских организаций, в проведении лабораторных научно-исследовательских работ были заинтересованы и другие организации. Одной из таких организаций был национальный авиационный консультативный комитет, который частично являлся правительственной организацией, независимой от вооруженных сил, и подчинялся президенту и конгрессу; им руководила группа независимых гражданских специалистов, которые назначались президентом и не получали денежного содержания. Членами комитета были представители вооруженных сил и различных правительственных организаций. Группу гражданских специалистов возглавлял Ванневар Буш, которого в июне 1940 г. президент Франклин Рузвельт назначил начальником научно-исследовательского комитета национальной обороны, реорганизованного позже в научно-исследовательский отдел. Буш отмечал, что научно-исследовательская деятельность национального авиационного консультативного комитета «заложила основы для развития авиации в стране». В своей книге «Современное вооружение и свободные люди», опубликованной в 1949 г. в Нью-Йорке, Буш писал: «Если бы не существовало национального авиационного консультативного комитета, то не была бы создана научная база для развития авиации». За пять бюджетных лет (1940–1944) расходы национального авиационного консультативного комитета в шесть раз превысили расходы за период с 1919 по 1939 г. За этот период промышленность также израсходовала огромные средства на проведение научно-исследовательских работ.

Во второй мировой войне применялись самолеты, сконструированные в середине 30-х годов. Воздушные бои над Англией и Францией показали, что необходимо немедленно принять меры по усовершенствованию существующих типов самолетов и срочно модернизировать самолеты, находящиеся в серийном производстве. Командующий корпусом ВВС армии генерал Арнольд потребовал пересмотра всей программы научно-исследовательской работы в области авиации в целях ее улучшения. Но международная обстановка стала более напряженной, поэтому возникла необходимость иметь как можно больше самолетов, и после Дюнкерка Арнольд, изменив свои взгляды, отдал распоряжение о массовом производстве «существующих типов самолетов». [208] Необходимость массового производства самолетов привела в начале 1940 г. к сокращению программы научно-исследовательских работ. Однако к концу 1940 г. выполнение этой программы было возобновлено в прежнем объеме, а в 1941 г. эта программа была даже расширена. Так же, как и ассигнования на работу национального авиационного консультативного комитета, ассигнования ВВС армии на проведение научно-исследовательских работ стали увеличиваться. Ассигнования на проведение научно-исследовательских работ ВВС армии в 1944 г. были в десять раз больше, чем в 1940 г.; к апрелю 1944 г. количество оборудования для проведения научно-исследовательских работ на аэродроме Райт-Филд увеличилось почти в шесть раз по сравнению с началом войны. Во время войны на проведение исследовательских работ обращалось особое внимание. Германия начала проводить исследовательские работы в области реактивных двигателей еще перед второй мировой войной, и в области управляемых снарядов она .перегнала США. Эти достижения немцев, как было установлено позже, объяснялись не превосходством немцев в технике, а тем, что немецкие ученые уже имели в своем распоряжении совершенное оборудование для проведения научно-исследовательских работ, в то время как в США начали только планировать создание такого оборудования.

Когда появилось атомное оружие и кончилась вторая мировая война, перед ВВС США встали новые проблемы. Появление атомного оружия и развитие управляемых снарядов еще раз подчеркнули, что ВВС США должны быть подготовленными в техническом отношении лучше любого потенциального противника. В связи с появлением новых средств борьбы возникла необходимость в создании военно-воздушных сил нового типа. Они должны были отвечать следующим требованиям: обеспечивать быстрое нанесение мощных ударов по удаленным целям; обеспечить завоевание превосходства в воздухе над любой территорией; производить десантирование войск, вооружения и оборудования в любой части земного шара; обеспечивать оборону территории США и их союзников.

Создание таких военно-воздушных сил потребовало использования научных достижений многих стран. Это означало, что военно-воздушные силы должны были работать в тесном сотрудничестве с учеными, промышленностью и правительственными организациями. [209] Генерал Кэртис Лемей, в настоящее время командующий стратегическим авиационным командованием, в конце второй мировой войны был назначен генералом Арнольдом на вновь созданную должность заместителя начальника штаба ВВС по научно-исследовательской работе. Находясь на этом посту, Лемей внес важный вклад в дело развития ВВС, но вскоре выяснилось, что одному отделу штаба невозможно руководить научно-исследовательскими работами, проводящимися различными организациями ВВС. В 1945 и 1946 гг. научно-исследовательские работы стали постепенно свертываться.

Однако «холодная война» вызвала необходимость усиления стратегического авиационного командования. После окончания войны военно-воздушные силы, как и другие виды вооруженных сил, были сокращены и стали очень слабыми. Органы планирования военно-воздушных сил, принимая решение о создании сильного стратегического авиационного командования, согласились с тем, что ВВС нуждаются в командовании научно-исследовательских работ, чтобы можно было координировать конструирование самолетов-носителей атомного оружия с развитием атомного оружия. Но создание нового командования задержалось в связи с отделением ВВС от армии в 1947 г.

В 1948 г. комиссия по определению политики военно-воздушных сил, возглавляемая Томасом Финлеттером, который впоследствии стал министром ВВС, представила президенту Трумэну доклад о политике государства по вопросам развития авиации и смежным проблемам. В этом документе, который был назван его авторами «Спасение в век авиации», указывалось, что в будущем не будет времени подготовиться к войне, как это было в прошлом. В докладе предлагалось создать по крайней мере 70 боевых авиационных групп, 22 специальные эскадрильи, 27 авиационных групп Национальной гвардии и 34 авиационные группы Резерва ВВС. В докладе также подчеркивалась необходимость усиления научно-исследовательской работы в области авиации.

В военно-воздушных силах этот вопрос рассматривался неоднократно, причем выдвигалось много предложений по реорганизации в целях усиления научно-исследовательской работы в ВВС. 15 октября 1948 г. было внесено предложение о введении должности помощника начальника штаба ВВС по научно-исследовательской работе и создании отдельного командования ВВС, ответственного за развитие и совершенствование нового авиационного вооружения. [210]

При обсуждении этого предложения мнения разделились. Одни поддерживали предложение о создании нового командования. Другие придерживались мнения, что научно-исследовательская работа является составной частью промышленного производства и что ее нельзя отделять от вопросов материального обеспечения, ответственность за которые несет командование материально-технического обеспечения ВВС. Решение вопроса заняло несколько лет. После многочисленных совещаний был предложен план реорганизации, который дважды отвергался. На третий раз подход к разрешению данного вопроса изменился. Научный консультативный комитет получил от начальника штаба ВВС генерала Хойта С. Ванденберга послание, которое следовало доложить на сессии комитета в апреле 1949 г. Сам Ванденберг не смог присутствовать на сессии, но первый заместитель начальника штаба ВВС генерал Муир Фэрчайлд просил комитет рассмотреть программу научно-исследовательских работ ВВС и внести свои предложения. Комитет назначил комиссию во главе с деканом одного из факультетов университета штата Иллинойс доктором Луисом Райденуром, которой было поручено тщательно изучить данный вопрос. В состав комиссии входили генерал-лейтенант авиации в отставке доктор Джеймс Дулиттл и другие ведущие ученые. 21 сентября 1949 г. Дулиттл и Райденур представили отчет генералу Ванденбергу. В отчете рекомендовалось образовать командование ВВС для руководства научно-исследовательскими работами. Что касается усиления руководства научно-исследовательской работой со стороны штаба ВВС, то в отчете предлагалось «как одно из возможных средств» введение должности заместителя начальника штаба ВВС по научно-исследовательским вопросам.

Затем для изучения этого же вопроса ВВС создали при авиационном университете военную комиссию. 19 ноября 1949 г. отчет комиссии авиационного университета был направлен генералу Ванденбергу. В отчете излагались те же взгляды, что и в отчете комиссии Райденура, но требования о создании командования были более настойчивыми. Комиссия авиационного университета потребовала «немедленной» организации командования научно-исследовательских работ и введения должности заместителя начальника штаба ВВС по научно-исследовательским вопросам. [211] Но после этого еще неоднократно созывались совещания, и некоторые руководители ВВС не согласились с планом реорганизации. Эта проблема изучалась министром ВВС Саймингтоном, который одобрил содержание обоих отчетов. 3 января 1950 г. Фэрчайлд, выступая на совещании генерального штаба, заявил, что принято решение организовать командование научно-исследовательских работ и учредить должность заместителя начальника штаба ВВС по научно-исследовательским работам.

23 января 1950 г. решение было утверждено: генерал Гордон Савилле был назначен заместителем начальника штаба по научно-исследовательским вопросам, а генерал-майор Давид Шлеттер должен был возглавить новое командование. Штатная численность личного состава нового командования была: 20 офицеров, 5 сержантов и рядовых и 20 гражданских служащих.

Однако создание нового командования научно-исследовательских работ не разрешило противоречий, и к середине апреля 1950 г. в новой организации было еще множество неполадок. Попытки начать серьезную научно-исследовательскую работу не имели большого успеха. Положения о деятельности командования все еще не было. Руководители командования решили, что единственный путь получить действительный опыт, необходимый для проведения работы, — это взять на себя руководство всеми научно-исследовательскими работами ВВС. Но командование материально-технического обеспечения ВВС, проводившее большую часть научно-исследовательских работ, не согласилось с этим. Шлеттер предложил передать функции командования материально-технического обеспечения ВВС по научно-исследовательским работам командованию научно-исследовательских работ 1 августа или 1 сентября 1950 г. Командование материально-технического обеспечения предложило провести передачу функций 1 июля 1952 г. Ванденберг решил вопрос о сроке передачи функций в меморандуме от 12 октября 1950 г.; датой начала деятельности командования научно-исследовательских работ было предложено 15 мая 1951 г.

Для облегчения передачи научно-исследовательских функций командования материально-технического обеспечения командованию научно-исследовательских работ по решению генерала Ванденберга штаб нового командования был переведен на авиабазу Райт-Паттерсон, где находился штаб командования материально-технического обеспечения ВВС. [212] Но размещение штабов двух командований на одной авиабазе не разрешило проблемы, а лишь усилило разногласия. Основным спорным вопросом был вопрос о том, где кончается научно-исследовательская работа и начинается производство. Для разрешения этого вопроса Ванденберг назначил своим личным помощником Дулиттла. На основании отчета Дулиттла 28 марта 1951 г. был отдан приказ, согласно которому командование научно-исследовательских работ приступило к самостоятельной работе со 2 апреля 1951 г.

В письменном отчете от 20 апреля 1951 г. Дулиттл определил области исследований, разработки и производства. Этот отчет, где изложены задачи командования, стал для него важным руководящим документом. Дулиттл писал: «Задачи по усовершенствованию возникают вместе с зарождением идеи нового типа самолета и сохраняются после его производства. Часто большая часть усовершенствований проводится уже после того, как самолет поступил на вооружение».

Дулиттл также заявил: «Задачи научно-исследовательских работ по улучшению качества вооружения и оборудования лучше всего могут быть выполнены в обстановке, которая значительно отличается от обстановки, в которой решаются задачи по обеспечению снабжения, перевозок, поставок и технического обслуживания. Научно-исследовательские работы, которые проводятся с целью получения результатов в будущем, требуют постоянства цели; это значит, что нельзя загружать научно-исследовательские органы решением временных задач, которые возникают в связи с совершенствованием вооружения и оборудования. В то же самое время научные работы нельзя проводить изолированно от работ по совершенствованию; необходимо добиться того, чтобы результаты исследований приводили к конструированию нового оборудования и вооружения и чтобы программа исследовательских работ удовлетворяла требованиям конструкторских работ».

На основании директивы от 28 марта 1951 г. все сооружения, которые находились в ведении управления исследовательских работ командования материально-технического обеспечения, были переданы командованию научно-исследовательских работ. В 1951 г. штаб командования научно-
исследовательских работ был передислоцирован в город Балтимор (штат Мэриленд). В течение последующих нескольких лет численность личного состава командования увеличилась, увеличились его административные возможности и усилилась его деятельность. [213]

В настоящее время в командовании научно-исследовательских работ насчитывается около 40 000 человек личного состава; в командовании имеется западный отдел управления научных исследований. В августе 1952 г. такое же управление было организовано в Брюсселе (Бельгия), чтобы объединить научно-исследовательские работы в Европе. В июле 1954 г. командование расширилось: было организовано новое отделение на западном побережье США — Западное научно-исследовательское отделение.

Тесное взаимодействие между командованием научно-исследовательских работ и другими авиационными командованиями обеспечивает проведение работ в области совершенствования самолетов, вооружения и оборудования ВВС. Командование научно-исследовательских работ постоянно поддерживает связь с командованием материально-технического обеспечения, что способствует быстрой передаче опытного вооружения и оборудования в серийное производство. Ввиду того что командование научно-исследовательских работ проводит приемочные испытания нового вооружения и оборудования, оно поддерживает связь с командованием по испытанию авиационной техники. О работах командования научно-исследовательских работ постоянно информируются армия, военно-морской флот, национальный авиационный консультативный комитет, бюро стандартов и другие организации.

В командовании научно-исследовательских работ имеются следующие центры:

1. Научно-исследовательский центр Райт на авиационной базе Райт-Паттерсон (штат Огайо); центр является одним из самых крупных, он оборудован всем необходимым для проведения работ в области авиации. Программа научно-исследовательских работ включает исследования, совершенствование и испытание самолетов, управляемых снарядов, двигателей, воздушных винтов, вооружения, авиационных материалов и другого оборудования. [214]
2. Авиационный инженерный центр Арнольд в городе Туллахома (штат Теннесси); центр выполняет задачи по разработке современного инженерного оборудования для промышленности, научных институтов и федеральных организаций, которое используется при испытаниях самолетов со сверхзвуковой скоростью, управляемых снарядов и авиационных двигателей всех типов в лабораторных условиях.
3. Кембриджский научно-исследовательский центр ВВС в городе Кембридж (штат Массачусетс); центр выполняет обширную программу научных и исследовательских работ и проводит испытания в области электроники, геофизики, радиобиологии{9}, радиохимии и термоядерной физики. Центр также обеспечивает участие ВВС в проведении специальных исследований армии, ВМС и ВВС, связанных с изучением различных проблем противовоздушной обороны страны.
4. Научно-исследовательский центр ВВС Ром на авиабазе Гриффис (Ром, штат Нью-Йорк); центр проводит научно-исследовательские работы и испытания наземных и самолетных электронных навигационных систем и систем связи. В центре также ведутся научно-исследовательские работы над системами, которые необходимы ВВС для ведения воздушной разведки.
5. Летно-испытательный центр ВВС на авиабазе Эдвардс (Эдвардс, штат Калифорния); центр проводит летные испытания самолетов, авиационных двигателей и другого авиационного оборудования. В центре проводятся практические испытания силовых установок управляемых снарядов, а также научно-исследовательские работы в области методики проведения испытаний. На авиабазе Эдварде находятся станции по испытанию экспериментальных ракетных двигателей и школа летчиков-испытателей экспериментальных самолетов. Кроме того, центр обеспечивает деятельность группы по испытанию парашютов в городе Эль-Сентро (штат Калифорния).
6. Центр по испытанию управляемых снарядов ВВС на авиабазе Патрик (Коко, штат Флорида); центр проводит испытания управляемых cнapядOfB дальнего действия и управляемых мишеней. Центр имеет испытательный полигон, простирающийся более чем на 1600 км от мыса Канаверал (штат Флорида) до пункта, находящегося у побережья Пуэрто-Рико. В центре также ведется исследовательская работа по методике проведения испытаний. [215]
7. Научно-исследовательский центр Холломен на авиационной базе Холломен (Аламогордо, штат Нью-Мексико); центр проводит испытания управляемых снарядов, управляемых мишеней и другого вооружения и оборудования. Кроме того, центр проводит научно-исследовательские работы в области биологии, геофизики, физиологии, биофизики и психологии, а также испытывает управляемые снаряды и электронное оборудование.
8. Центр ВВС по вооружению на авиационной базе Эглин (Валпарейзо, штат Флорида); центр проводит испытания самолетного вооружения — пушек, боеприпасов, авиационных бомб и авиационных реактивных снарядов. Центр находится на крупной авиационной базе командования по испытанию авиационной техники; здесь проводятся также научно-исследовательские работы по методике проведения испытаний.
9. Центр специальных видов оружия ВВС на авиационной базе Киртлеид (Альбукерке, штат Нью-Мексико); центр проводит испытания атомного и другого специального оружия. Здесь также испытывается вспомогательное оборудование и изучаются методы защиты от радиоактивного излучения личного состава, который связан с конструированием, испытанием и применением атомного оружия. Центр оказывает помощь комиссии по атомной энергии и другим правительственным организациям в проведении испытаний атомного оружия в США и в заморских зонах.
10. Центр по проведению научно-исследовательских работ в области учебно-боевой подготовки личного состава ВВС находится на авиационной базе Лакленд (Сан-Антонио, штат Техас); центр ведет научно-исследовательскую работу по отбору, классификации, назначениям и методике подготовки личного состава. В этом центре также проводятся научно-исследовательские работы в области общественных наук в интересах разведывательной службы. Научные лаборатории центра размещаются на 8 авиационных базах континентальной части США.

Дальше