Висбаден (Германия). Командование военно-воздушных сил США в Европе со штабом в г. Висбаден (Германия) является одним из пяти основных авиационных командований ВВС США в Европе.
Другими основными авиационными командованиями ВВС США в Европе являются стратегическое авиационное командование, тактическое авиационное командование, командование материально-технического обеспечения и военная авиационная транспортная служба; эти командования имеют части, базирующиеся во всех уголках земного шара, и их деятельность в Европе является лишь элементом их общей деятельности. Тактической авиации ВВС США в Европе придаются истребительно-бомбардировочные и транспортно-десантные авиационные эскадрильи тактического авиационного командования, которые через каждые шесть месяцев сменяются.
С другой стороны, ВВС США в Европе как составная часть европейского командования вооруженных сил США, входящих в состав вооруженных сил Североатлантическрго союза, играют важную стратегическую и психологическую роль.
Задача военно-воздушных сил США в Европе заключается главным образом в поддержании постоянной боевой готовности, обеспечении поддержки других частей ВВС, армии и ВМФ США, находящихся в Европе, и военных командований Североатлантического союза боевыми авиационными частями. [179]
Командование ВВС США в Европе выполняет также следующие задачи: подготовка, вооружение и снабжение своих собственных частей; планирование и обеспечение деятельности новых авиабаз, обеспечение действий частей стратегического авиационного командования, периодически проходящих подготовку в Европе, и частей военной авиационной транспортной службы, выполняющих задачи по перевозкам личного состава и грузов; обеспечение деятельности верховного штаба объединенных вооруженных сил в Европе, частей армии и военно-морского флота, находящихся в Европе, и групп военных советников в различных частях Европы. Кроме этого, ВВС США в Европе проводят подготовку летчиков и технических специалистов других стран по программе обеспечения взаимной безопасности. Командование ВВС США в Европе находится в подчинении командования вооруженных сил США в Европе, которое было создано в целях объединения планирования и решения различных вопросов, касающихся деятельности военно-воздушных сил, армии и военно-морского флота в мирное время.
Как и все другие командования США, находящиеся в Европе, командование ВВС действует под руководством верховного штаба объединенных вооруженных сил в Европе, который руководит деятельностью всех вооруженных сил стран участниц Североатлантического союза в военное время.
Верховный штаб объединенных вооруженных сил является высшим штабом вооруженных сил Североатлантического союза в Европе. Верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами в Европе является генерал Альфред Грюнтер{8}. Грюнтер сменил на этом посту в 1953 г. генерала Мэтью Риджуэя. Риджуэй занял этот пост после ухода в отставку генерала Эйзенхауэра, который был избран президентом США. 2 апреля 1951 г. в Марли-ле-Руа, в нескольких километрах от Парижа, был организован верховный штаб объединенных вооруженных сил в Европе. Этот штаб был организован при генерале Эйзенхауэре первом верховном главнокомандующем объединенными вооруженными силами в Европе. [180]
Верховному штабу объединенных вооруженных сил в Европе подчинены четыре основных командования: командование объединенных вооруженных сил в Северной Европе, командование объединенных вооруженных сил в Центральной Европе, командование объединенных вооруженных сил в Южной Европе и командование объединенных вооруженных сил в районе Средиземного моря. Части военно-воздушных сил США входят в состав всех командований объединенных вооруженных сил, за исключением командования объединенных вооруженных сил в районе Средиземного моря. Командование ВВС США в Европе взаимодействует с командованием объединенных вооруженных сил в Центральной Европе.
Командование объединенных вооруженных сил в Центральной Европе имеет три подчиненных командования: командование сухопутных войск, командование военно-морских сил и командование военно-воздушных сил. Командование военно-воздушных сил в Центральной Европе имеет в своем составе два основных авиационных командования: 2-е объединенное тактическое авиационное командование, в которое входят авиационные части ВВС Бельгии, Англии и Голландии, и 4-е объединенное тактическое авиационное командование, состоящее из авиационных частей ВВС США, Канады и Франции.
Военно-воздушные силы США в Европе являются важной ударной силой Североатлантического союза, но организационно они не являются составной частью Североатлантического союза или объединенных командований вооруженных сил. ВВС США в Европе как составная часть командования вооруженных сил США в Европе не входят в объединенные вооруженные силы Североатлантического союза. Однако большинство боевых частей ВВС США в Европе оперативно подчиняется штабу вооруженных сил Североатлантического союза в целях облегчения планирования военных операций и проведения объединенных маневров.
Боевые авиационные крылья 12-й воздушной армии в мирное .время подчинены ВВС США в Европе, но для выполнения задач Североатлантического союза они оперативно подчинены командующему 4?го объединенного тактического авиационного командования. 3-я воздушная армия ВВС США в Европе во время войны также переподчиняется заместителю по ВВС верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами Североатлантического союза генералу Лорису Норстэду. ВВС США в Европе несут ответственность перед Североатлантическим союзом за обеспечение 4-го объединенного авиационного командования и других командований Североатлантического союза личным составом, самолетами, различным оборудованием и предметами снабжения. Командование вооруженных сил США в Европе подчиняется генералу Грюнтеру. Заместителем Грюнтера является генерал Орвал Кук (ВВС США). [181]
Командующий ВВС США в Европе генерал-лейтенант Уильям Таннер подчиняется также Объединенному комитету начальников штабов США и штабу ВВС США.
Командование ВВС США в Европе занимает географический район площадью более 45 млн. кв. км, который простирается от Норвегии и Англии через Западную Европу до Французского Марокко, проходит вдоль побережья Средиземного моря и через Средний Восток до Цейлона. Для выполнения поставленных задач командование ВВС США в Европе использует самолеты и вертолеты различных типов, вплоть до реактивных истребителей со сверхзвуковой скоростью. Командование имеет на вооружении самолеты следующих типов: истребители-перехватчики Норт-Америкен F-86D «Сейбр» и F-100 «Супер Сейбр», истребители-бомбардировщики F-86F «Сейбр», истребители-бомбардировщики Рипаблик F-84F «Тандерстрик», транспортно-десантные самолеты Фэрчайлд С-119 «Флаинг Бокскар», спасательные самолеты Грумман SA-16 «Альбатрос» и реактивные бомбардировщики Мартин В-57 «Канберра». Кроме того, в Германии базируются 2 эскадрильи тактических управляемых самолетов-снарядов ТМ-61 «Матадор».
Для обеспечения деятельности командования в пределах всего занимаемого географического района, который в три с половиной раза больше территории США, весь этот район разделен на 3 отдельных географических зоны: Северная зона включает в себя Великобританию, Норвегию и Данию; Центральная зона охватывает Францию, Германию и страны Бенилюкса; Южная зона включает районы Средиземного моря и Среднего Востока.
Штаб ВВС США в Европе находится в городе Висбаден; его деятельность обеспечивает 7100-е крыло обслуживания. Это крыло обслуживает также части и подразделения ВВС США, базирующиеся на аэродроме Орли близ Парижа, на авиабазе Темпельгоф в Западном Берлине, а также другие авиабазы в Европе, на которых не базируются боевые части. [182]
Штаб 3-й воздушной армии находится в пригороде Лондона Саут-Руислип. 3-я воздушная армия, отвечающая за Северную зону, представляет командование ВВС США на переговорах с английским министерством авиации, обеспечивает взаимодействие с различными военными и гражданскими организациями США, находящимися в данном районе, обеспечивает административное обслуживание и материально-техническое обеспечение частей армии и военно-морского флота, а также поддержку авиационных крыльев стратегического авиационного командования, которые периодически проходят подготовку в Англии.
В 12-й воздушной армии, единственной номерной воздушной армии на континенте Европы, сосредоточена основная тактическая авиация ВВС США, находящаяся в Германии и во Франции. 12-я воздушная армия со штабом на авиабазе Рамштейн в Германии занимает Центральную зону.
17-я воздушная армия находится в Южной зоне со штабом в Рабате (Французское Марокко); она имеет больший район ответственности, чем 3-я и 12-я воздушные армии. Границы района ответственности 17-й воздушной армии начинаются от Французского Марокко, проходят через Северную Африку до Триполи, Италии, Греции, Турции и других территорий Средиземноморского бассейна. 17-я воздушная армия, так же как и другие части ВВС США в Европе, выполняет задачи по противовоздушной обороне; она выполняет также задачи по материально-техническому обеспечению ВВС США в Европе, которые ранее выполнялись 5-й авиационной дивизией стратегического авиационного командования. 17-я воздушная армия, так же как и 3-я воздушная армия, обеспечивает части стратегического авиационного командования, периодически проходящие подготовку в районе Средиземного моря, и контролирует программу строительства авиабаз. Как 3-я, так и 12-я воздушные армии посылают свои боевые части в Северную Африку для прохождения боевой подготовки, 17-я воздушная армия обеспечивает подготовку этих частей.
Командование материально-технического обеспечения ВВС с 1 января 1956 г. руководит деятельностью всех депо снабжения, находящихся в трех географических зонах ответственности ВВС США в Европе, а также депо снабжения, находящихся в Германии и в Триполи. [183]
322-я транспортная авиационная дивизия обеспечивает воздушные перевозки по снабжению частей ВВС США в Европе и руководит деятельностью всех транспортно-десантных авиационных крыльев ВВС США в Европе.
7-я инженерно-строительная бригада ВВС со штабом нг авиабазе Рейн-Майн имеет части во Франции, Германии и Англии. Личный состав 7-й инженерно-строительной бригады относится к специальной категории личного состава армии, временно приданной военно-воздушным силам, и используется для строительства аэродромов.
2-я авиационная дивизия базируется на аэродроме Дахран в Саудовской Аравии, который является единственным сооружением министерства обороны США на Среднем Востоке.
Военно-воздушные силы США в Европе, имеющие задачу обеспечивать противовоздушную оборону Европы и оказывать поддержку сухопутным войскам во время войны, постоянно находятся в боевой готовности. Командование ВВС США в Европе координирует свою деятельность с другими видами вооруженных сил США и с вооруженными силами Североатлантического союза. ВВС США в Европе обращают особое внимание на установление хороших взаимоотношений между своим офицерским, сержантским и рядовым составом и гражданским населением иностранных государств. Программа подготовки командования ВВС США в Европе предусматривает изучение всеми военнослужащими и гражданскими служащими ВВС языка той страны, на территории которой они размещаются. Командование ВВС США в Европе является единственным командованием военно-воздушных сил, где существует такая необходимость.
Поскольку повышение морального духа и улучшение условий жизни личного состава командования ВВС США в Европе являются важными задачами, на каждой авиабазе ВВС США в Европе имеются спортивные площадки и все необходимое для культурного отдыха личного состава.
Но как и другие основные авиационные командования, командование ВВС США в Европе сталкивается с различными проблемами от обеспечения личного состава и их семей жилплощадью до жалоб лиц, проживающих вблизи аэродромов, на которых производятся ночные полеты. ВВС США в Европе и другие командования ВВС, находящиеся в заокеанских зонах и на континенте США, избегают, где это возможно, производства полетов над населенными пунктами и разъясняют населению, что реактивные самолеты необходимы для противовоздушной обороны. [184]
Со времени своей организации 16 августа 1945 г. в качестве оккупационных военно-воздушных сил американских зон в Германии и Австрии ВВС США в Европе прошли большой путь. Они превратились в мощное боевое средство. В течение более чем десяти лет, прошедших со времени организации ВВС США в Европе, они претерпели несколько важных организационных изменений; ответственность ВВС США возрастала по мере обострения отношений между Востоком и Западом.
ВВС США в Европе несли ответственность за проведение политики и всех мероприятий военно-воздушных сил в американских оккупационных зонах. В послевоенный период ВВС США в Европе выполняли следующие задачи: с 31 августа 1945 г. по 28 февраля 1946 г. обеспечивали передислокацию 180 000 войск из Европы в США; до весны 1946 г. проводили разоружение ВВС Германии и распределяли огромное количество имущества ВВС США, находившегося в различных частях Европы; последняя задача была выполнена в 1947 г.
В 1945–1948 гг. ввиду сокращения численности личного состава и уменьшения количества самолетов ВВС США в Европе имели в своем составе несколько истребительных и транспортно-десантных частей с подразделениями обеспечения. Но, несмотря на небольшой боевой состав, командование ВВС США в Европе продолжало выполнять свои задачи: обеспечивать деятельность крупных авиационных баз в Рейн-Майне, Ландсберге, Оберпфаффенхофене и Эрдинге (все в Германии), а также в Тульне, расположенном примерно в 30 км от Вены (Австрия). Дальнейшее сокращение численности командования было приостановлено 26 июня 1948 г., когда возникла необходимость быстро организовать воздушные операции по снабжению Берлина. Блокада была вызвана денежной реформой, проведенной союзниками 20 июня; ВВС США в Европе начали перевозить по воздуху в Берлин предметы снабжения с авиабаз Рейн-Майн и Висбаден, а позднее с авиационных станций ВВС Англии Фассберг и Целле, находящихся в английской оккупационной зоне Германии. 12 мая 1949 г. советские власти сняли блокаду, но ВВС США в Европе продолжали воздушные перевозки до 1 октября, чтобы создать в Западном Берлине запасы предметов снабжения. [185] За 15 месяцев ВВС США в Европе и ВВС Англии совершили 277 264 самолето-вылета и перевезли в Берлин по воздуху 2325714,6 т различных предметов снабжения. ВВС США в Европе перевезли 1 783572,7 т, или примерно 77% всех грузов.
В связи с этими событиями боевой готовности ВВС США в Европе стало уделяться больше внимания, и с августа 1948 г. началась интенсивная боевая подготовка.
25 июня 1950 г., с началом войны в Корее, задача ВВС США в Европе как оккупационных войск начала постепенно изменяться. 21 января 1951 г. ВВС США в Европе стали основным командованием Объединенного комитета начальников штабов. Одновременно с этим была вновь сформирована 12-я воздушная армия, которая была передана в подчинение этого командования. Задачи ВВС США в Европе как оккупационных военно-воздушных сил были возложены на 12-ю воздушную армию. 3-я авиационная дивизия, базирующаяся в Англии, также была подчинена ВВС США в Европе. В мае 1951 г. 3-я авиационная дивизия была переименована в 3-ю воздушную армию.
В последующие годы строительство ВВС продолжалось. В Европу были передислоцированы новые авиационные крылья. Началось сооружение новых авиабаз. Было определено взаимоотношение ВВС США в Европе с вновь создаваемыми военно-воздушными силами Североатлантического союза; развитие ВВС Североатлантического союза шло быстро, так как необходимо было усилить оборону Западной Европы.
Сила Североатлантического союза заключается во взаимодействии таком взаимодействии, которое обеспечивает нанесение ответного удара и позволяет противостоять агрессии. ВВС США в Европе вносят значительный вклад в оборону Западной Европы путем поддержания боевой готовности, подготовки личного состава ВВС дружественных стран, обеспечения материально-технического снабжения и боевой подготовки летчиков. [186]