Авиационная база Пепперелл (Сент-Джонс, Ньюфаундленд). Летчики-истребители командования ВВС США в Северо-восточной зоне первыми опознали вторгшиеся самолеты противника и сообщили об этом в штаб командования. Полученная информация была немедленно направлена в штаб командования ПВО континентальной части ОПТА в Колорадо-Спрингс.
Весь район командования, включающий авиационные базы США в Гренландии, на Ньюфаундленде, Лабрадоре и в восточной части Канадского архипелага, был приведен в боевую готовность.
Представитель командования ВВС заявил, что сводки о ходе боевых действий будут опубликованы во второй половине дня. Он ничего не сказал о действиях американских истребителей. Однако, как сообщают из Колорадо-Спрингс, американские истребители обстреляли бомбардировщики противника.
Командование ВВС США в Северо-восточной зоне является основной составной частью командования вооруженных сил США в Северо-восточной зоне, которое организовано по образцу командования вооруженных сил США в зоне Аляски. Командование ВВС США в Северо-восточной зоне было организовано 1 октября 1950 г. из частей армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил; однако его задачи сводились в основном к планированию. Командование ВВС США в Северо-восточной зоне, являющееся основным авиационным командованием, осуществляет руководство всеми авиационными частями, входящими в состав командования вооруженных сил США в Северо-восточной зоне. [172]
Командование ВВС США в Северо-восточной зоне было создано в силу необходимости. До появления самолетов дальнего действия северо-восточный район не имел большого военного значения. Но появление тяжелых бомбардировщиков и успехи немцев в начале второй мировой войны вызвали необходимость быстрого освоения северовосточных районов. Нужно было быстро освоить маршруты полетов и организовать противовоздушную оборону, чтобы усилить Великобританию как первую линию обороны союзников. Чтобы построить аэродромы на Ньюфаундленде, Лабрадоре, в южной части Гренландии и в Исландии, потребовалось два года 1940 и 1941. Эти аэродромы обеспечивали выполнение трех задач: они являлись промежуточными аэродромами для перегоняемых самолетов; служили базами для авиационных частей, ведущих боевые действия против подводных лодок; на них размещались силы и средства противовоздушной обороны. В течение короткого срока северо-восточный район, расположенный южнее Полярного круга, превратился в важный в военном отношении район. Однако одной военной важности было недостаточно для организации в этом районе основного командования. Организация этого командования была вызвана напряженной международной обстановкой в послевоенный период. Главной причиной создания этого командования послужило появление межконтинентальных бомбардировщиков. Наикратчайшие маршруты между крупными промышленными и торговыми центрами мира проходят через Северный полюс, и органы стратегического планирования предусматривают возможность использования этих маршрутов. Район проведения военных операций переместился ближе к полюсу. Полярный круг больше не является границей для проведения военных операций.
Строительство авиабазы Туле, находящейся всего лишь в 1440 км от полюса, подтверждает вышесказанное. Северовосточный район превратился в район базирования авиации, необходимой для осуществления стратегических планов. Этот район стал передовой линией, районом базирования самолетов стратегической авиации, расположенным между промышленными центрами противостоящих мировых держав. [173]
Большое влияние на деятельность командования оказывают географическое расположение занимаемого им района и климатические условия. Значительное влияние на деятельность командования также оказывают политические соображения. Командование полностью расположено на территориях стран, дружественных США; это единственное командование США, которое организовано таким образом. В отличие от частей, находящихся в различных районах Европы и Дальнего Востока, части этого командования никогда не являлись оккупационными частями. Вопросы, связанные с размещением частей США, разрешались в правительственных инстанциях. Для этого было необходимо вести длительные дипломатические переговоры, несмотря на то, что отношения с этими странами были дружественными. Большая часть района, занимаемого командованием, представляет собой изолированную, малоразвитую и малонаселенную территорию. В Гренландии насчитывается менее 25.000 населения, а занимает она площадь в 2 175 600 кв. км. Северо-западные районы Канады также являются малонаселенными, а в южной части Ньюфаундленда имеется всего лишь один крупный населенный пункт. Недостаточное количество транспортных средств и средств связи во многом затрудняет деятельность ВВС. На весь этот район есть одна небольшая узкоколейная железнодорожная ветка, пересекающая Ньюфаундленд с запада на восток. Эта железная дорога находится на расстоянии более 3 200 км от Туле. Отсутствие надежных средств связи создает трудности в работе военных и гражданских организаций. Телефонная связь имеется только в самой южной части Ньюфаундленда. Телефонная линия проходит по линии железной дороги и связывает авиабазы Пепперелл, Макандрю и Хармон. Все другие пункты поддерживают связь по радио. Вне пределов острова Ньюфаундленд имеются только морские линии коммуникаций. Но возможности использования этих коммуникаций также ограничены, поскольку многие порты покрыты льдом от пяти до десяти месяцев в году. Поэтому основным видом перевозок командования являются воздушные перевозки. Большая часть района, занимаемого командованием, находится севернее Полярного круга, зимние месяцы здесь характеризуются продолжительной полярной ночью и суровыми климатическими условиями. Самолетовождение в этих районах усложняется вследствие близости Северного магнитного полюса. Частые северные сияния нарушают нормальную радиосвязь. Метеорологические условия в этом районе усложняют деятельность ВВС. Скорость ветра достигает 200 км/час (а ветер со скоростью 120 км/час уже считается ураганом); температура воздуха падает до минус 50° на самой холодной авиабазе командования Сёнрестрём, расположенной в Сёнре-Стрём-фьорд, в южной части Гренландии. На этой авиабазе порой замерзает даже зубная паста, а двигатели самолетов перед полетом приходится прогревать в течение нескольких часов. В летнее время не легче, но по другой причине невозможно ходить без москитных сеток. Все экипажи командования постоянно тренируются по специальной программе, обучаясь способам действий при вынужденных посадках; на каждом самолете имеется специальный комплект спасательного имущества, куда входят продукты питания, обогревательные печки и палатки.
Командование ВВС США в Северо-восточной зоне выполняет следующие задачи: прикрытие США и Канады с северо-востока и обеспечение воздушных операций союзников в Северо-восточной зоне. Для выполнения этих задач в районе командования созданы авиационные базы и другие авиационные сооружения. Кроме авиационных баз Пепперелл, Туле и Сёнрестрём, в командовании имеются следующие авиабазы: Эрнст Хармон (Ньюфаундленд), Гус-Бей (Лабрадор), Нарсарсуак и Туле (Гренландия). В оперативном подчинении штаба командования ВВС США в Северо-восточной зоне находятся части военной авиационной транспортной службы, метеорологической службы, инженерные части, части связи и спасательной службы.
Авиабаза Пепперелл находится около города Сент-Джонс. Порт Сент-Джонс не замерзает круглый год, а сам город, являющийся резиденцией правительства провинции, представляет собой торговый, политический и административный центр Ньюфаундленда. На другом конце острова, на западном побережье, находится авиационная база Эрнст Хармон, которая широко используется для транспортных перевозок. Авиационная база Хармон имеет железнодорожное сообщение с базами Пепперелл и Макандрю. На Лабрадоре находится канадская авиационная база Гус-Бей, которую американцы используют по соглашению с Канадой, заключенному сроком на 20 лет. Авиационная база Гус-Бей находится примерно в 1300 км северо-восточнее Монреаля и в 720 км северо-западнее города Сент-Джонс. [175] На авиационной базе Гус-Бей среднегодовое количество осадков составляет: снега 3556 мм и дождя 483 мм. Снега здесь выпадает больше, чем на любой другой авиационной базе, командования ВВС США в Северо-восточной зоне. Скорость ветра здесь достигает 100 км/час. В летний период времени основную проблему представляет борьба с пылью, которой здесь много, так как почва песчаная. На самую южную авиационную базу в Гренландии Нарсарсуак, так же как и на Гус-Бей, зимой можно попасть только на самолете. Она имеет важное значение как пункт дозаправки самолетов и как запасный аэродром для самолетов, совершающих трансатлантические перелеты. Туле самый северный пункт, где американцы имеют постоянную авиационную базу, оборудованную радиолокационными средствами дальнего обнаружения, необходимыми для противовоздушной обороны США и Канады. Истребители и транспортные самолеты могут подняться с этих баз через несколько минут после сигнала тревоги.
Личный состав командования ВВС США в Северовосточной зоне был готов к действиям в суровых арктических условиях.
Денвер (штат Колорадо). Не каждая часть в военно-воздушных силах США предназначена для выполнения боевых задач. В городе Денвер (штат Колорадо) находится часть, не имеющая на вооружении ни пушек, ни самолетов, однако она обеспечивает деятельность всех военно-воздушных сил.
Известный во всей стране как финансовая столица военно-воздушных сил финансовый центр ВВС в Денвере несет ответственность за руководство всей финансовой деятельностью военно-воздушных сил, за финансовое обеспечение личного состава ВВС и их семей.
Финансовый центр ВВС был создан 1 января 1951 г. как самостоятельная организация, непосредственно контролируемая начальником штаба ВВС. Наиболее важными функциями финансового центра являются следующие: отчетность за все ассигнования, выделенные для военно-воздушных сил; выплата денежных средств членам семей военнослужащих по аттестатам и перечисление денежных средств соответствующим финансовым организациям; проверка всех ведомостей на выдачу денежного содержания личному составу; ведение финансовых дел на каждого члена ВВС; выплата страховых премий по государственному страхованию жизни; распространение сберегательных облигаций среди определенной категории военнослужащих и гражданских служащих; обеспечение денежными фондами всех офицеров финансовой службы военно-воздушных сил; разрешение финансовых претензий, предъявляемых к ВВС, а также претензий ВВС к другим организациям; выплата пенсий личному составу ВВС, находящемуся в отставке, и других
денежных пособий, руководство деятельностью финансовых органов частей ВВС. [177]
Финансовый центр военно-воздушных сил подчиняется директивным указаниям финансового управления при заместителе начальника штаба ВВС по финансово-контрольным вопросам, который подчиняется непосредственно начальнику штаба ВВС. По сути дела финансовый центр является как бы отделением финансово-контрольного управления, но официально он выделен в самостоятельный орган и выполняет задачи как самостоятельное авиационное командование.