Содержание
«Военная Литература»
Военная история
Тактическое авиационное командование

Авиационная база Лангли (Хэмптон, штат Виргиния). Тактическое авиационное командование (ТАК), являющееся третьим мощным компонентом ВВС, немедленно встало на защиту Соединенных Штатов.

Командующий ТАК генерал О. П. Вейланд заявил, что вверенные ему части и соединения оказывают содействие командованию ПВО в соответствии с заранее разработанными планами.

В распоряжение Вейланда были переданы 19 авиационных крыльев резерва ВВС и Национальной Гвардии ВВС, личный состав которых был немедленно мобилизован и включен в состав ТАК. Вейланд использовал эти части наряду со своими тремя воздушными армиями.

В ближайшие дни в распоряжение Вейланда дополнительно передадут авиационные крылья истребителей-бомбардировщиков, которые будут использованы в интересах ПВО, а также в качестве самолетов — носителей тактических атомных бомб.

Вместе со стратегическим авиационным командованием тактическое авиационное командование составляет наступательную авиацию ВВС. Противовоздушная оборона не является основной задачей тактического авиационного командования. Его основная задача — быть готовым к ведению тактических воздушных операций в любом районе земного шара. Начальник штаба ВВС США генерал Натан Ф. Туайнинг сформулировал задачи тактического авиационного командования следующим образом:

«Быть в состоянии готовности передислоцироваться в любой район и обеспечить выполнение различных задач, начиная от проведения операций на театрах военных действий и кончая авиационной поддержкой крупных наступательных операций». [123]

Части тактического авиационного командования базируются в различных районах мира, и его боевой состав достигает одной трети общего боевого состава ВВС. Тактическое авиационное командование — основа тактической авиации, которая включает части тактической авиации на театрах военных действий, а также личный состав и самолеты тактического авиационного командования. Стратегическая авиация имеет задачу уничтожить промышленный потенциал противника и лишить его возможности вести войну, уничтожить его стратегическую авиацию и промышленные ресурсы, лишить противника возможности производить военные материалы. Тактическая же авиация более тесно связана с наземными операциями на театре военных действий, она наносит удары по таким целям, как крупные сосредоточения войск и запасов снабжения, которые могут быть переброшены в район боевых действий в течение 24 часов.

Тактические воздушные операции начали проводиться со времени применения в войне первых самолетов. Эти операции показали, что самолеты могут оказывать большую помощь сухопутным войскам. Во время первой мировой войны самолеты, используемые для разведки, превратились в бомбардировщики: летчики этих самолетов сбрасывали на противника ручные гранаты. Но только во время второй мировой войны тактическая авиация стала играть важную роль при проведении всех крупных операций. В начале второй мировой войны управление всей авиацией на театре военных действий стало поручаться одному командиру — командующему ВВС театра. При таком управлении тактическую авиацию можно было использовать в интересах выполнения общей задачи вооруженных сил театра. Тактическая авиация сыграла важную роль в достижении победы над противником. Однако сразу же после окончания второй мировой войны в связи с общим сокращением численности военно-воздушных сил тактическая авиация была значительно сокращена. От тактической авиации осталась лишь 3-я воздушная армия, которая дислоцировалась в Тампе (штат Флорида). 21 марта 1946 г. 3-я воздушная армия была передислоцирована из Флориды на авиационную базу Лангли и преобразована в тактическое авиационное командование. [124]

В то время тактическое авиационное командование насчитывало в своем составе только 60 офицеров, сержантов и рядовых. В командовании не было боевых частей, и оно, по сути дела, было только штабом планирования. Штаб тактического авиационного командования был переведен на авиационную базу Лангли, расположенную недалеко от Форт-Монро, где размещался штаб континентального армейского командования (так тогда назывался штаб сухопутной армии), и от Норфолка, где находился штаб Атлантического флота. Это было сделано с целью обеспечения лучшего взаимодействия при планировании и проведении совместных операций авиации с сухопутными войсками.

Такое размещение штабов существовало до начала войны в Корее. Во время войны в Корее по политическим соображениям проводились только тактические воздушные операции; эта война показала, что тактическая авиация является решающим средством срыва агрессивных действий противника. ВВС США завоевали превосходство в воздухе, что обеспечило свободу действий сухопутным войскам. Тактическая авиация призвана выполнять три основные задачи, и в Корее все эти задачи были выполнены. Завоевав превосходство в воздухе, части тактической авиации получили возможность сосредоточить свои усилия на выполнении двух других задач — изоляции района боевых действий и оказании непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам.

Как показал опыт, изоляция района боевых действий может значительно облегчить действия сухопутных войск. Войска противника, вооружение и предметы снабжения могут быть уничтожены на путях подвоза к району боевых действий. Третьей задачей тактической авиации является оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам в целях выполнения общей задачи вооруженных сил театра военных действий. Все эти три задачи выполняются одновременно. Командующий ВВС театра, действующий по указаниям командующего вооруженными силами театра, принимает решение об использовании определенного количества самолетов, например, при прорыве переднего края обороны противника. Некоторые неудачные операции в начале второй мировой войны показали, что при использовании тактической авиации необходимо учитывать основную задачу театра военных действий. [125] Господство в воздухе на театре военных действий должно быть прочным; изолировать район боевых действий можно в том случае, если на противника постоянно оказывается сильное воздействие. Важной задачей тактической авиации является создание наиболее выгодных условий для действий сухопутных войск.

Из всех трех задач тактической авиации наиболее сложной является оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам. Огневая мощь авиации дополняет армейскую артиллерию. Тактическое авиационное командование разработало систему оказания непосредственной авиационной поддержки, по которой авиация в нужный момент наносит мощный дополнительный удар по противнику. Эта система непосредственной авиационной поддержки, разработанная во время второй мировой войны, была усовершенствована на учениях, проводившихся в послевоенный период; она была значительно усовершенствована во время войны в Корее. Эта система предусматривает использование большого количества вооружения и оборудования и большого количества высококвалифицированных специалистов. Но это хорошая система — она успешно прошла испытания в ходе боевых действий.

Тактическое авиационное командование будет играть решающую роль в боевых действиях сухопутных войск. Например, в ходе боя батальон может подвергнуться внезапному нападению тяжелых танков противника. Авиационная поддержка будет осуществляться следующим образом: командир батальона передает заявку по сети связи полевой армии в штаб дивизии; штаб полка контролирует передачу заявки. Командир батальона сообщает, какие танки имеет противник и чем угрожает применение их на участке его батальона. Из штаба дивизии заявка немедленно передается в центр совместных действий, причем передача заявки контролируется штабом корпуса. Центр совместных действий является органом военно-воздушных сил и размещается недалеко от линии фронта; в нем работают офицеры ВВС и сухопутных войск. Здесь заявка командира батальона может быть отклонена, если известно, что дивизионная артиллерия может оказать помощь командиру батальона своими резервами, или если штаб корпуса сообщит, что авиация необходима для уничтожения более важных целей в том же районе. [126]

Если штаб корпуса не отклонил заявку, то ее срочно рассматривают в центре совместных действии и выясняют количество имеющейся авиации. После этого центр совместных действий передает распоряжение на аэродром, где находится в боевой готовности звено самолетов. Звено вылетает по боевой тревоге, и центр оповещения и управления устанавливает с самолетами связь по радио. Самолетам сообщаются сведения, необходимые для выполнения боевого задания, в том числе сведения о местонахождении цели. При помощи наземных радиолокационных станций самолеты выводятся в район цели, где управление самолетами берет на себя передовая группа поста управления тактической авиацией, которая состоит из контролера ВВС (летчика) и сержантов и рядовых, находящихся на автомашине или на каком-либо другом транспортном средстве со специальным оборудованием. Так как контролер ВВС является летчиком, он сообщает по радио самолетам о способах атаки цели и наводит их на цель. Самолеты уничтожают танки, и заявка командира батальона, таким образом, выполняется.

Разумеется, это не стандартный порядок оказания непосредственной авиационной поддержки. Бывают случаи, когда к выполнению задачи по оказанию непосредственной авиационной поддержки привлекаются самолеты, выполняющие другие задачи над полем боя, но это бывает в случае обнаружения очень важных целей. Для быстрого уничтожения важных целей могут использоваться самолеты, выполняющие задачи по боевой воздушной разведке. В некоторых случаях, когда управление тактической авиацией с земли невозможно из-за условий местности, контролер ВВС вылетает в район цели на легком самолете и указывает цели атакующим самолетам с помощью ракет. Несмотря на то что техника организации непосредственной авиационной поддержки может на первый взгляд показаться сложной, она осуществляется в течение всего лишь нескольких минут.

Тактическое авиационное командование является основным средством проведения тактических воздушных операций. Костяк командования составляют три воздушные армии: 9-я, 18-я и 19-я. Авиационные базы тактического авиационного командования расположены по всей территории континентальной части США; авиационные крылья тактического авиационного командования находятся также на Дальнем Востоке и на Европейском театре. [127]

9-я воздушная армия — типовая тактическая воздушная армия — состоит из разведывательных авиационных крыльев, авиационных крыльев легких ночных бомбардировщиков, авиационных крыльев дневных истребителей, истребительно-бомбардировочных авиационных крыльев, эскадрилий тактических самолетов-снарядов и групп управления тактической авиацией. Тактическая воздушная армия является боевым элементом командования и состоит из частей, которые будут использоваться при проведении тактических воздушных операций. На вооружении частей 9-й воздушной армии состоят самолеты следующих типов: дневной реактивный истребитель Норт-Америкен F-100 «Супер Сейбр», реактивные истребители-бомбардировщики Рипаб-лик F-84F «Тандерстрик», Норт-Америкен F-86F и F-86H «Сейбр», реактивные самолеты-разведчики Рипаблик RF-86F «Тандерфлеш» и Мартин RB-57, тактические самолеты-снаряды ТМ-61 «Матадор», тактические реактивные бомбардировщики В-57 и самолеты-заправщики Боинг КВ-29. Планируется вооружение частей 9-й воздушной армии бомбардировщиками Дуглас В-66 и бомбардировщиками-разведчиками Дуглас RB-66. Штаб 9-й воздушной армии находится на авиационной базе Шоу (штат Южная Каролина).

Части 18-й воздушной армии, штаб которой находится на авиационной базе Доналдсон (штат Южная Каролина), имеют задачу обеспечивать воздушные перевозки, которые в боевой обстановке, когда фактор времени имеет важнейшее значение, являются основным средством перевозки войск и предметов снабжения. Транспортно-десантные авиационные части выполняют много различных задач, в том числе задачи по обеспечению воздушных десантных операций (доставка войск, предметов снабжения и вооружения парашютно-десантным или посадочным способом) и задачи по снабжению сухопутных войск и эвакуации раненых и больных по воздуху. Требования, предъявляемые к транспортно-десантным частям тактического авиационного командования, очень велики — все должно быть мобильным.

Мобильность и гибкость действий частей 18-й воздушной армии была продемонстрирована летом 1955 года, когда транспортно-десантная авиация обеспечивала первую круговую переброску по воздуху двух усиленных пехотных полков через Тихий океан на расстояние 19 300 км. Самолеты С-124 «Глоубмастер» перебросили из США в Японию усиленный полк, а на обратном маршруте — другой. Эта операция показала, что транспортно-десантная авиация может производить тактические переброски крупных частей армии на большие расстояния. [128]

Кроме самолетов Дуглас — С-124 «Глоубмастер», в 18-й воздушной армии имеются средние транспортно-десантные самолеты Фэрчайлд С-119 «Флаинг Бокскар», вертолеты Сикорский Н-19, штурмовые транспортные самолеты Фэрчайлд С-123, транспортно-десантные вертолеты Пясецкий Н-21 и средние транспортно-десантные самолеты Локхид С-130 «Геркулес».

19-я воздушная армия была сформирована 8 июля 1955 г. Штаб 19-й воздушной армии находится на авиационной базе Фостер (штат Техас). Задача 19-й воздушной армии — находиться в постоянной готовности к переброске в любой район в случае угрозы агрессии.

Штаб 19-й воздушной армии организован таким образом, что в случае войны он может взять на себя управление подвижной тактической атомоносной авиационной группой. Организовывать эту группу будет штаб тактического авиационного командования. В состав этой группы войдут тактические авиационные части, необходимые для проведения тактических воздушных операций в любом районе земного шара; группа может действовать самостоятельно или во взаимодействии с сухопутными, морскими или авиационными частями. В мирное время штаб 19-й воздушной армии управляет специальными частями, которые придаются ей на время проведения маневров и учений. В настоящее время 19-я воздушная армия так же, как и все другие соединения и части тактического авиационного командования, находится в боевой готовности к переброске в любой район для проведения боевых действий. Переброска авиационных частей тактического авиационного командования в любой район обеспечивается современной техникой дозаправки самолетов топливом в воздухе.

В составе тактического авиационного командования имеется школа взаимодействия авиации с сухопутными войсками, которая находится в городе Саутерн-Пайнс (штат Северная Каролина). С помощью армейских специалистов в школе изучаются вопросы боевого применения тактической авиации. С июня 1950 г. в школе прошли обучение более 15 000 офицеров и генералов в звании от лейтенанта до генерал-лейтенанта. [129]

На авиационной базе Лангли базируется одна из специальных частей тактического авиационного командования — 405-е истребительно-бомбардировочное авиационное крыло. На вооружении этого авиационного крыла состоят самолеты Рипаблик F-84F, которые могут нести атомное оружие.

Офицеры штаба тактического авиационного командования называют стратегическое авиационное командование «большой дубинкой», а тактическое авиационное командование «маленькой дубинкой». Стратегическое авиационное командование может быть немедленно использовано для ведения боевых действий в мировом масштабе. Задача тактического авиационого командования — обеспечить действия частей стратегического авиационного командования, а также быть готовым к ведению «войн новых видов» — так называемых «малых» или «локальных» войн, подобных тем, какие имели место в Корее, на Тайване и в Индокитае. Такие войны обычно не охватывают целые континенты, а ведутся в ограниченных географических районах. В таких «малых войнах» и может быть использована «маленькая дубинка» — тактическое авиационное командование.

В настоящее время тактическое авиационное командование оказывает помощь в обеспечении противовоздушной обороны страны и находится в готовности к ведению боевых действий в любом районе земного шара. Оно первым из авиационных командований начало использовать управляемые снаряды. В частях тактического авиационного командования используются тактические самолеты-снаряды ТМ-61 «Матадор», которые могут быть запущены почти из любого района. Самолет-снаряд «Матадор» управляется с земли одним человеком; особая система управления и наведения позволяет точно вывести самолет-снаряд на заданную наземную цель. Большая скорость полета и маневренность позволяют причислить самолет-снаряд «Матадор» к мощным современным средствам ведения войны.

Управляемые снаряды являются важной составной частью ВВС и тактического авиационного командования. [130] Однако министр ВВС Дональд Куорлс, который ранее, будучи помощником министра обороны, руководил выполнением обширной программы научно-исследовательских работ вооруженных сил, заявил, что бомбардировщики тактического и стратегического авиационных командований в течение некоторого времени «останутся, по-видимому, наиболее эффективными средствами борьбы». «Управляемые снаряды, — заявил он, — будут скорее дополнительным средством, а не заменой пилотируемых средств».

Дальше