Содержание
«Военная Литература»
Военная история
Военная авиационная транспортная служба (ВАТС)

Авиационная база Андрус (Кэмп-Спрингс, штат Мэриленд). Сегодня в войну вступила военная авиационая транспортная служба, части которой находятся во всех уголках мира, где летают самолеты ВВС США.

Военная авиационная транспортная служба обеспечивает воздушные перевозки грузов и пассажиров по различным маршрутам. С 1948 г. самолеты ВАТС ежедневно перевозили в среднем около 1200 человек и 200 т грузов. ВАТС руководит деятельностью некоторых других частей ВВС.

Основная задача ВАТС — выполнение воздушных перевозок для обеспечения действий стратегического авиационного командования.

В случае войны ВАТС будет также использовать около 300 гражданских четырехмоторных транспортных самолетов, которые поступят в оперативное подчинение ВАТС в течение 48 часов после объявления мобилизации.

В состав ВАТС входят:

Служба связи и авиалиний со штабом на авиационной базе Андрус — недалеко от столицы США Вашингтона;
Метеорологическая служба ВВС, штаб которой также находится на авиационной базе Андрус;
Авиационная спасательная служба, со штабом на авиационной базе Орландо (штат Флорида);
Авиационная картографическая служба и служба обеспечения полетов, штабы которых также находятся на авиационной базе Орландо. [117]

ВАТС имеет определенные задачи, которые она должна выполнять в военное время. Начиная с 1948 г. самолеты ВАТС совершили более 70 000 трансокеанских перелетов; один трансокеанский перелет совершался в среднем каждую 51 минуту. С 1948 г. самолетами ВАТС по различным авиалиниям, общей протяженностью свыше 177000 км, было перевезено более 3 000 000 человек личного состава вооруженных сил и служащих правительственных органов, что примерно равно населению штата Кентукки. Во время этих полетов экипажи самолетов ВАТС получили хорошую подготовку для выполнения задач в военное время.

Военная авиационная транспортная служба была организована как основное авиационное командование ВВС 1 июня 1948 г. в соответствии с законом 1947 г. В состав ВАТС были включены транспортное авиационное командование (существовавшее во время второй мировой войны) и некоторые транспортные части морской авиационной транспортной службы. Объединение отдельных частей различных видов вооруженных сил в единую организацию — военную авиационную транспортную службу — было произведено в США впервые.

Основной задачей ВАТС было обеспечение плановых и стратегических воздушных перевозок во всех частях мира в интересах министерства обороны. ВАТС состоит из трех транспортных авиационных дивизий: Континентальной авиационной дивизии со штабом на авиационной базе Келли-Филд (штат Техас); Тихоокеанской авиационной дивизии со штабом на авиационной базе Хикам на Гавайских островах и Атлантической авиационной дивизии со штабом на авиационной базе Мак-Гайр (штат Нью-Джерси).

В составе ВАТС имеется пять технических служб, обеспечивающих деятельность всех военно-воздушных сил. Они обслуживают также самолеты других авиационных командований и гражданские самолеты.

ВАТС постоянно расширяется: на вооружение поступает новое оборудование, формируются новые части; в то же время количество летных происшествий снижается. Большое внимание в частях ВАТС обращается на безопасность полетов. Самолеты устаревших типов, использовавшиеся в годы второй мировой войны, заменяются современными самолетами, которые имеют большую скорость, дальность и грузоподъемность. [118]

Служба связи и авиалиний обеспечивает ВВС связью, навигационными средствами и осуществляет управление полетами в интересах всех организаций министерства обороны. Служба связи и авиалиний обеспечивает полеты самолетов в глобальном масштабе — Независимо от того, в каком районе производится полет, летчик знает, какие аэронавигационные средства имеются в данном районе и как их можно использовать. Служба связи и авиалиний выполняет девятнадцать различных задач для обеспечения действий ВВС; эта служба имеет свои средства более чем в 250 различных пунктах Северного полушария. Численность личного состава службы связи и авиалиний превышает 27 000 человек, причем больше половины из них несут службу за пределами континентальной части США и обслуживают радиостанции, расположенные на территориях от острова Бартер на Аляске до зоны Панамского канала, от Туле в Гренландии до Тринидада в Вест-Индии, от Берлина до Кореи и зоны Тихого океана. Служба связи и авиалиний является органом глобальной системы связи ВВС и ежедневно передает в среднем 138 000 донесений по двусторонним каналам связи. Кроме того, служба связи и авиалиний обслуживает сеть связи, специально предназначенную для передачи метеоданных для обеспечения действий частей ВВС, находящихся как на континентальной части США, так и в заокеанских зонах. В этой сети связи для передачи метеоданных используются телетайпы и фототелеграф, обеспечивающий передачу более миллиона изображений карт погоды в год. Задачи службы связи и авиалиний заключаются в обслуживании стационарных двусторонних средств радиосвязи в звене «земля-самолет», контрольно-диспетчерских пунктов аэропортов, электронных средств обеспечения самолетовождения — приводных радиостанций, радиопеленгаторных станций, радиолокационных маяков, систем посадки по приборам, станций радионавигационной системы дальнего действия «Лоран»; средств проводной и буквопечатающей связи, средств связи для приема и передачи метеорологической информации, необходимых шифровальных отделов и центров сбора и отправки донесений.

В центре управления боевыми действиями в городе Колорадо-Спрингс имеется большая карта метеорологической обстановки, расположенная справа от карты-планшета территории США. [119] На командных пунктах стратегического авиационного командования, тактического авиационного командования и штаба ВВС США карты метеорологической обстановки также находятся на видных местах. Эти карты метеорологической обстановки и обслуживающий их личный состав являются важной составной частью органов управления боевыми действиями. Метеорологическая служба ВВС имеет свои славные традиции. Сводки погоды, необходимые для планирования боевых действий, должны быть точными. Эти сводки передаются на командные посты более чем с 40 метеорологических станций, расположенных на территориях более чем 30 стран. Метеорологическая служба ВВС, координирующая свою деятельность с органами метеорологической службы военно-морского флота и гражданскими метеорологическими станциями, имеет в своем распоряжении несколько эскадрилий разведки погоды и подвижных метеорологических отрядов. Метеорологическая служба занимается сбором, анализом и передачей метеорологических данных и составлением прогнозов погоды. Она несет также ответственность за своевременное предупреждение о штормовых явлениях и тайфунах. Многие военнослужащие метеорологической службы ВВС участвовали во второй мировой войне и вели наблюдение в различных районах мира — от покрытой льдом Гренландии до джунглей на островах Тихого океана. В некоторых отдаленных районах военнослужащие-метеорологи являлись единственными представителями вооруженных сил; они были связаны с внешним миром только по радио. Метеорологическая служба развертывала свои станции на передовых аэродромах. Военнослужащие метеорологической службы с оружием и специальным оборудованием были в первом эшелоне при проведении любой морской десантной операции. Они готовили важнейшие прогнозы погоды, которые помогли генералу Эйзенхауэру принять решение о вторжении в Европу в июне 1944 т — Военнослужащие-метеорологи выбрасывались с парашютами за линией фронта в Нормандии. Во время боевых действий на о. Сицилия и в Италии метеорологические станции перевозились к линии фронта на автомашинах. И в настоящее время метеорологическая служба играет важную роль, превращая погоду из врага в союзника.

В состав ВАТС входит также авиационная спасательная служба. Задача авиационной спасательной службы заключается в спасении экипажей самолетов, потерпевших аварию над сушей и над морем. [120] Авиационная спасательная служба спасла жизнь тысячам человек из состава экипажей военных и гражданских самолетов; она также производила спасательные работы во время наводнений в США и во Франции. Авиационная спасательная служба имеет личный состав высшей квалификации. Во время войны в Корее 3-я авиационная спасательная группа эвакуировала из зоны боевых действий около 10 000 военнослужащих войск Объединенных Наций. Из них более 1000 человек было эвакуировано из-за линии фронта. Спасательные команды, прошедшие подготовку по спасению в сложных условиях, доставляются на место аварии на вертолетах или самолетах-амфибиях.

В состав ВАТС входят также аэрокартографическая служба и служба обеспечения полетов. Обычно служба обеспечения полетов передает по запросам полетную информацию самолетам, находящимся в воздухе в пределах континентальной части США. Служба обеспечения полетов следит также за безопасностью полетов, заблаговременно передавая полетную информацию экипажам и анализируя отчеты о нарушении правил полетов летчиками военных и гражданских самолетов. Органы службы обеспечения полетов могут использоваться для эвакуации небоевых военных и гражданских самолетов из районов, которым угрожает нападение противника. Подобные задачи выполнялись службой обеспечения полетов во время штормовых явлений.

Аэрокартографическая служба производит аэрофотосъемку и картографические работы в целях обеспечения глобальных воздушных операций. Аэрокартографическая служба была организована из службы аэронавигационных карт и информации, которая в свою очередь была создана на базе военной кинематографической службы. Аэрокартографическая служба является единственной организацией в стране, которая имеет в своем распоряжении аэронавигационные карты на все районы мира. Эти аэронавигационные карты имеют огромное значение для военно-воздушных сил.

В настоящее время в военной авиационной транспортной службе насчитывается приблизительно 105 000 военнослужащих и гражданских служащих, которые несут службу на территориях 38 стран. Военная авиационная транспортная служба — крупнейшая в мире организация по воздушным перевозкам; самолеты ВАТС совершают полеты по маршрутам общей протяженностью 177 000 км. [121]

В настоящий момент части ВАТС производят воздушные перевозки личного состава стратегического авиационного командования, снабжение частей этого командования и перевозки вооружения и оборудования на временные авиационные базы стратегического авиационного командования. Кроме того, ВАТС обеспечивает воздушные перевозки личного состава определенных категорий и грузов для армии и военно-морского флота.

Для ВАТС стало уже обычным то, что было новшеством всего лишь несколько лет назад: выполнение воздушных перевозок в стратегических целях.

Когда настал час испытаний, личный состав ВАТС был готов выполнить свой долг.

Дальше