Содержание
«Военная Литература»
Военная история
Война в Корее

Токио (Япония). В войне в Корее военно-воздушные силы США впервые действовали как самостоятельный вид вооруженных сил. Корейский конфликт доказал эффективность военной авиации.

Как только Вашингтон получил утром 25 июня 1950 г. сообщение о начале боевых действий в Корее, на Дальний Восток полетели приказы. 374-му транспортно-десантному авиационному крылу из состава ВВС США в Дальневосточной зоне было приказано эвакуировать членов военных и дипломатических миссий и их семьи из Сеула, столицы Южной Кореи. Истребители F-80 и F-82, базировавшиеся на аэродромах Японии, сопровождали транспортные самолеты и патрулировали в районе эвакуации.

Через два дня президент США Трумэн принял решение об использовании американской авиации и флота против северокорейских войск.

ВВС США в Дальневосточной зоне в тот же день начали боевые действия и уничтожили 6 самолетов противника. Американские самолеты оказывали поддержку южнокорейским войскам, пытавшимся сдержать наступление армий противника. Реактивные истребители F-80 и другие самолеты ВВС США в Дальневосточной зоне несколько задержали продвижение северокорейских войск. [92]

В момент начала войны задача ВВС США в Дальневосточной зоне как составной части оккупационных войск в Японии заключалась главным образом в обеспечении внутренней безопасности страны и противовоздушной обороны. В состав ВВС США в Дальневосточной зоне входило 8 боевых авиакрыльев (5 истребительных, 2 бомбардировочных и одно транспортное) и различные обслуживающие части. Всего в начале войны в ВВС США в Дальневосточной зоне насчитывалось около 1170 самолетов. Пять боевых авиакрыльев базировалось в Японии и по одному авиакрылу — на островах Окинава, Гуам и на Филиппинских островах. Как только президент США принял решение о вступлении в войну, ВВС стали быстро перебрасывать на Дальний Восток самолеты и личный состав. Через несколько дней из Соединенных Штатов прибыли и приняли участие в боевых действиях две среднебомбардировочные авиагруппы. Менее чем через 30 дней прибыл авианосец с 145 самолетами F-51, которые стали взаимодействовать с истребителями ВВС в Дальневосточной зоне.

Бомбардировщики В-26 и В-29 наносили удары по северокорейским заводам, нефтеперерабатывающим предприятиям, линиям коммуникаций и складам. Истребители продолжали оказывать авиационную поддержку наземным войскам. Вскоре самолеты ВВС США завоевали превосходство в воздухе и сосредоточили усилия на тактической поддержке частей сухопутных войск и военно-морских сил и на бомбардировке промышленных предприятий противника.

В сентябре 1950 г. вооруженные силы Объединенных Наций предприняли после продолжительного отступления наступление. Войска продвигались к р. Ялуцзян с такой быстротой, что обычные наземные транспортные средства не могли обеспечить снабжение войск. Эту задачу выполняли самолеты С-119, С-47 и С-54.

С июля по октябрь 1950 г. американские самолеты уничтожили около 39 000 солдат и офицеров противника, то есть примерно одну треть личного состава 10 дивизий противника, участвовавших в боях в первый день войны.

26 ноября 1950 года в войну вступили китайские войска, которые начали решительное наступление и отбросили сухопутные войска Объединенных Наций за 38-ю параллель. [93] Авиация Объединенных Наций во взаимодействии с сухопутными войсками замедлила продвижение противника и тем самым позволила 8-й армии осуществить организованный отход и избежать разгрома. В течение двух последующих месяцев самолеты Объединенных Наций оказывали авиационную поддержку отступающим армиям точно таким же образом, как и в первые дни войны.

С ноября 1950 г. по июнь 1951 г. главную угрозу представляли китайские войска, по которым авиация Объединенных Наций в этот период нанесла ряд ударов, уничтожив около 117000 человек, 1315 орудий, 296 танков и более 80 000 зданий, которые использовались для размещения войск и под склады. Противник потерял также более 13 000 автомашин, 2600 товарных железнодорожных вагонов и 250 паровозов.

Авиация Объединенных Наций завоевала превосходство в воздухе, и противник вынужден был перебрасывать свои войска и предметы снабжения ночью. По этой же причине он не смог сосредоточить достаточного количества войск, чтобы вынудить 8-ю армию эвакуироваться из Кореи.

В апреле 1951 г. в боевых действиях впервые приняли участие реактивные самолеты RB-45, которые использовались для ведения воздушной разведки. В ноябре 1950 г. в Корее появились реактивные истребители МиГ-15 русского производства. По мере развертывания китайских военно-воздушных сил количество этих истребителей все увеличивалось.

В конце 1951 г. противник приступил к созданию обширной системы аэродромов в районах, расположенных недалеко от 38-й параллели. Когда строительство аэродромов близилось к концу, самолеты Объединенных Наций нанесли по ним удар. Тогда противник создал сильное истребительное прикрытие для обороны аэродромов и стал встречать атакующие бомбардировщики и истребители мощным огнем зенитной артиллерии. Однако, как только противник восстановил поврежденные аэродромы, самолеты Объединенных Наций вновь нанесли по ним внезапный удар и вывели их из строя. Так продолжалось вплоть до заключения перемирия в июле 1953 г. [94]

Переговоры о перемирии начались в июле 1951 г., и каждая сторона стремилась добиться выгодных условий перемирия как с военной, так и с политической точек зрения. Поэтому на авиацию Объединенных Наций была возложена задача — не дать сухопутным войскам противника возможности перейти в наступление. Сухопутные войска ООН создали мощную линию обороны, и основным наступательным элементом всей военной стратегии стало нанесение ударов с воздуха. Действия авиации были успешными. Кроме того, авиация Объединенных Наций в период ведения переговоров наносила сильные удары по аэродромам, железным дорогам, автотранспорту, складам, центрам снабжения и другим объектам, обеспечивавшим действия крупных сухопутных армий.

Военные действия в Корее официально были прекращены 27 июля 1953 г. Действия авиации в Корее были настоящей войной в воздухе. Авиация часто действовала в интересах наземных частей. Однако главные усилия были направлены на обеспечение лучших условий перемирия для Объединенных Наций. Командующим военно-воздушными силами в Дальневосточной зоне был генерал О. П. Вейланд.

Войска Объединенных Наций вели войну в Корее в необычных условиях. Соединеные Штаты и Объединенные Нации стояли на позициях ограничения войны с тем, чтобы она не вышла за пределы Корейского полуострова и не явилась причиной возникновения третьей мировой войны. Поэтому летчикам военно-воздушных сил США не разрешалось проводить стратегические бомбардировки баз и важных объектов противника за пределами Северной Кореи.

Самолеты ВВС США не бомбили Китай и Маньчжурию, хотя на территории Маньчжурии базировались «миги» и находились важные тыловые органы и склады.

Генерал-лейтенант Джордж Стратемейер сказал в 1950 году:

«Ничто в корейской войне не изменило того основного положения, что для того, чтобы наземные и морские силы могли успешно действовать в современной войне, необходимо завоевать превосходство в воздухе».

Это заявление бывшего командующего ВВС США в Дальневосточной зоне не утратило своего значения и в настоящее время. [95]

Дальше