Содержание
«Военная Литература»
Военная история
Послевоенный период

Вашингтон. В первые годы после второй мировой войны численность личного состава военно-воздушных сил армии сократилась с 2 млн. с лишним приблизительно до 300 000 человек.

Мало что делалось для сохранения сбалансированных военно-воздушных сил. Были уничтожены тысячи самолетов, авиабазы заброшены, контракты на поставки самолетов ликвидированы. Некоторые руководители ВВС армии активно выступали против этого, но их борьба напоминала борьбу детей с морскими волнами. В 1953 г. начальник штаба военно-воздушных сил США Хойт Ванденберг назвал этот период в истории ВВС США послевоенными «каникулами». В 1946 г. секрет производства атомной бомбы был известен только Соединенным Штатам, и многие думали, что это и есть та военная мощь, в которой нуждается страна.

Затем наступила эпоха реактивной авиации, и Соединенные Штаты стали нуждаться в военно-воздушных силах, вооруженных современными реактивными самолетами. Однако на строительство ВВС ассигновались минимальные средства.

Тогда было принято решение о сохранении ударной мощи стратегического авиационного командования, чтобы Соединенные Штаты смогли доставить атомные бомбы в любую точку земного шара. Это решение подверглось серьезной критике. Однако страх иностранных держав перед немедленным атомным возмездием был самым сильным сдерживающим фактором в период, когда вооруженные силы США были очень слабы во всех других отношениях. [83] Командующий САК генерал Кэртис Лемей делал настоящие чудеса. Нелегко было в мирное время держать такое крупное командование в состоянии боевой готовности. Однако Лемей добился этого, и его командование стало образцом для других основных авиационных командований. Некоторые идеи Лемея были использованы в других областях ВВС, но все же большинство американцев еще не осознало полностью значения вклада Лемея в дело национальной безопасности. Готовность его людей и самолетов к ведению войны в любой момент несомненно сыграла важную роль и удержала противника от нападения на Соединенные Штаты в тот период.

Пока продолжалась работа по созданию межконтинентального бомбардировщика для стратегического авиационного командования, появились два новых реактивных истребителя. 26 января 1946 г. истребитель Локхид F-80, испытывавшийся впервые еще в 1945 г., пересек Соединенные Штаты за 4 часа 13 мин. 28 февраля было объявлено о создании истребителя Рипаблик F-84 «Тандерджет», а 17 мая совершил полет первый экспериментальный реакг тивный бомбардировщик Дуглас ХВ-43. [84]

Вместо ушедшего в отставку 1 марта 1946 г. генерала Арнольда на пост командующего военно-воздушными силами армии был назначен генерал Карл Спаатс, ветеран раннего периода развития военной авиации.

8 августа 1946 г. с секретного листа был снят «сверхбомбардировщик» стратегического авиационного командования В-36. Бомбардировщик Консолидейтед-Валти В-36 мог нанести удар по любой цели, расположенной в любой точке земного шара. Этот гигантский бомбардировщик мог нести бомбовый груз в 4500 кг на расстояние 16 000 км. На самолете было установлено шесть двигателей мощностью 3000 л. с. каждый, размах крыла равнялся 70 м, длина фюзеляжа — 49,7 м, а скорость полета превышала 480 км/час. [85]

4 октября 1946 г. был совершен один из самых выдающихся перелетов — беспосадочный перелет с Гавайских островов в Каир через Северный полюс. Имея в баках 49 140 л горючего, самолет В-29, пилотируемый полковником Кларенсом Ирвином, взлетел с полетным весом 66 600 кг, что на 12 200 кг превышало максимально допустимый полетный вес самолета. Бомбардировщик летел примерно по дуге большого круга по следующему маршруту: Гавайские острова — Аляска — Исландия и затем через Лондон, Париж и Фоджу (Италия) в Каир. Расстояние в 15 110 км было покрыто за 39 час. 36 мин.

Однако самым сенсационным достижением в области авиации в 1946 г. был полет самолета Белл XS-1 8 декабря над пустынями, простирающимися вокруг авиабазы Мурок (штат Калифорния). Тогда этот первый самолет с ракетным двигателем продержался в воздухе почти 20 мин. Белл XS-1 не был боевым самолетом. Он был создан как летающая научно-исследовательская лаборатория для изучения сверхзвуковых скоростей в пределах 2700 км/час и предназначался для полетов на высоте до 25 000 м.

Большое внимание в этот период уделялось также проведению других научно-исследовательских работ.

В последний год существования военно-воздушных сил армии в них насчитывалось по состоянию на 1 августа 1947 г. более 300 000 человек и 25 000 самолетов.

26 июля 1947 г. президент Гарри Трумэн утвердил закон о национальной безопасности, и 18 сентября 1947 г. военно-воздушные силы армии стали третьим видом вооруженных сил Америки — военно-воздушными силами США.

Первым министром ВВС был назначен У. С. Саймингтон, а генерал Спаатс стал первым начальником штаба ВВС.

В 1947 г. конгрессу рекомендовали утвердить состав военно-воздушных сил в количестве 70 авиационных групп, то есть на 15 авиагрупп больше, чем их было в то время. Штаб ВВС просил также увеличить ассигнования на развитие авиации и как можно раньше приступить к выполнению пятилетнего плана закупок самолетов с целью приобретения дополнительного количества современных самолетов. В 1947 г. появился новый современный реактивный самолет — бомбардировщик Боинг В-47 «Стратоджет». В 1948 г. проходили испытания другие новые самолеты, в том числе Фэрчайлд ХС-120 с отделяемой грузовой кабиной, Локхид XF-80 и Дуглас С-124 (самый крупный из транспортных самолетов). [86]

15 июня 1948 г. штаб военно-воздушных сил объявил, что самолет Х-1 во «многих случаях» начиная с 14 октября 1947 г. превышал скорость звука. Опытный самолет с ракетным двигателем, пилотируемый капитаном Нигером, запускался с самолета В-29 в полете. Нигер — первый летчик, преодолевший звуковой барьер, — получил премии Маккей и Кольер{7}. 26 августа 1950 г. самолет был передан национальному авиационному музею Смитсонианского института. [87]

30 июня 1948 г. Спаатс ушел в отставку, и на должность начальника штаба ВВС был назначен первый заместитель начальника штаба ВВС генерал Ванденберг. Во время второй мировой войны Ванденберг командовал 9-й воздушной армией.

Военная авиационная транспортная служба была создана 1 июля 1948 г. в результате слияния военных транспортных служб армии и флота и их полного подчинения военно-воздушным силам. Первым командующим военной авиационной транспортной службой был генерал-майор Кутер, назначенный позже командующим военно-воздушными силами США в Дальневосточной зоне.

В соответствии с законом от 3 июня 1948 г. о статуте женского корпуса вооруженных сил был создан регулярный женский корпус военно-воздушных сил. В этот корпус вошли военнослужащие женского корпуса вооруженных сил, служившие ранее в ВВС, и вновь завербованные. Первым директором женского корпуса ВВС была назначена полковник Геральдика Мэй.

В течение 1948 г. боевой состав военно-воздушных сил возрос с 55 до 60 боевых авиационных — групп. Из них 37 находились в континентальной части США и 23 — на заморских территориях. В число этих авиагрупп входили 2 тяжелобомбардировочные авиагруппы, 13 среднебомбардировочных, 3 легкобомбардировочных, 22 авиагруппы дневных истребителей, 3 авиагруппы всепогодных истребителей, 4 авиагруппы тактической разведки, 4 авиагруппы стратегической разведки и 9 транспортно-десантных авиагрупп. Численность личного состава возросла более чем на 20 процентов — с 339 246 человек в начале года до более чем 410000 человек в конце года.

21 июня 1948 г. Советский Союз блокировал все железные дороги, ведущие в Берлин. На военно-воздушные силы США была возложена задача снабжения продовольствием и промышленными товарами более 2 500 000 жителей бывшей германской столицы.

В первый день блокады самолеты военно-воздушных сил действовали в ограниченных масштабах. Крупные операции по снабжению Берлина начались через пять дней, когда транспортные самолеты С-47 с авиабазы Рейн-Майн, расположенной около Франкфурта-на-Майне, перебросили в Берлин 80 т продовольствия. Объем воздушных перевозок неуклонно возрастал, и, таким образом, было доказано, что транспортная авиация может выполнять крупные операции по воздушным перевозкам. [88]

18 сентября, в день первой годовщины военно-воздушных сил, ежедневный объем воздушных перевозок возрос до рекордной цифры — 5572 т. В дальнейшем этот объем достиг 6000 т. Вплоть до 12 мая 1949 г., когда русское правительство сняло блокаду, в Берлин перебрасывалось по воздуху все, начиная от каменного угля и кончая супом. К этому времени американские самолеты перевезли в город в общей сложности 1 783 826 т грузов. Снабжение Берлина по воздуху имело важное значение. В частности, эта операция явилась примером использования авиации в качестве оружия национальной политики. Блокада наземных коммуникаций не дала желаемого результата. Она была сорвана частями военно-воздушных сил без единого выстрела.

В течение 1948 г. военно-воздушные силы выполняли и другие важные задачи. 15 сентября в районе авиабазы Mуpoк (штат Калифорния) истребитель Норт-Америкен F-86 «Сейбр», имея на борту нормальный боекомплект, установил мировой рекорд скорости. Самолет, пилотируемый майором Джонсоном, развил скорость 1079 км/час. 18 сентября 49 бомбардировщиков В-29 совершили беспосадочные учебно-тренировочные перелеты с авиабаз, расположенных в различных уголках мира, в 25 американских городов. Самым дальним был перелет из Японии в Миннеаполис — на расстояние в 9066 км. Отмечая день создания военно-воздушных сил США, пять бомбардировщиков В-36 из состава стратегического авиационного командования пролетели на малой высоте над сотнями городов, и миллионы американцев впервые увидели эти гигантские бомбардировщики собственными глазами. В начале декабря самолет В-36 за 35 часов пролетел более 12800 км из Форт-Уэрта (штат Техас) до Гонолулу и обратно. Примерно в это же время самолет В-50 совершил беспосадочный перелет из Форт-Уэрта на Гавайские острова. Его трижды дозаправляли в воздухе самолеты В-29, переоборудованные из бомбардировщиков в самолеты-заправщики. Расстояние 15 000 км было покрыто за 40 летных часов. Этот перелет показал, как далеко продвинулась вперед техника дозаправки самолетов в воздухе.

К июню 1949 г. самолетами В-36 была перевооружена еще одна авиагруппа стратегического авиационного командования. На каждом самолете В-36 были установлены в дополнение к шести моторам «Уосп-Мейджор» общей мощностью 21 000 л. с. четыре реактивных двигателя J-47 с общей тягой более 9000 кг. [89]

В период с 26 февраля по 2 марта самолет В-50 совершил кругосветный перелет, покрыв расстояние более 37 500 км за 94 часа 01 мин. Во время этого перелета самолеты-заправщики В-29 дозаправляли его в воздухе четыре раза.

8 февраля 1949 г. средний реактивный бомбардировщик В-47 с шестью двигателями установил новый рекорд скорости для бомбардировщиков, покрыв расстояние 3680 км от Мосес-Лейк (штат Вашингтон) до авиабазы Андрус (штат Мэриленд) за 3 часа 46 мин. Этот бомбардировщик, весящий около 56 600 кг, был принят на вооружение военно-воздушных сил в конце 1948 г.

Известные успехи были достигнуты также в области транспортной авиации. 28 ноября самолет Дуглас С-124 «Глоубмастер II» успешно совершил на авиабазе Лонг-Бич (штат Калифорния) свой первый полет. Этот самолет, сконструированный специально для перевозки грузов и тяжелого оборудования, пробыл в воздухе 55 мин. Среди самоХетов, испытывавшихся в 1949 г., было четыре новых реактивных истребителя: XF-92A с дельтовидным крылом, перехватчик XF-91, истребители Локхид XF-90 и XF-94 — усовершенствованная модель самолета Локхид TF-80, оснащенная радиолокационной станцией. В сентябре испытывались два новых учебно-тренировочных самолета: одномоторный самолет Норт-Америкен Т-28 — моноплан с низко расположенным крылом и трехколесным шасси, который предназначался для замены широко известного учебного самолета периода второй мировой войны Т-6 «Тексан», и Т-29, созданный на базе пассажирского самолета Конвэр «Модель 240» и предназначенный для обучения самолетовождению курсантов-штурманов.

За 1949 г. численность личного состава военно-воздушных сил США возросла с 412000 до 416000 человек. Впервые получили назначения в ВВС выпускники военной академии в Уэст-Пойнте и военно-морской академии в Аннаполисе. По особому соглашению до 40 процентов выпускников военной академии и до 7 процентов выпускников военно-морской академии могут получать назначения в ВВС.

Когда в августе 1949 г. министерство обороны объявило о новой программе сокращения вооруженных сил, слово «экономия» приобрело важный смысл. Военно-воздушные силы сократили количество авиагрупп с 54 до 48 и закрыли девять авиабаз. Четыре воздушные армии (1, 10, 14 и 15-я) и несколько частей тактической авиации были передислоцированы. [90]

В 1949 г. личный состав военно-воздушных сил сменил армейскую форму на новую синюю форму ВВС. Последствия бюджетных ограничений ощущались и в первые шесть месяцев 1950 г. 24 апреля Томас Финлеттер сменил Саймингтона на посту министра ВВС. Финлеттер был председателем назначенной президентом США комиссии по определению политики в области авиации, которая в январе 1948 г. в докладе «Спасение в век авиации» высказалась за увеличение числа авиационных групп к 1 января 1950 г. до семидесяти единиц, за создание авиационного резерва из 8100 современных самолетов и за доведение численности личного состава до 401 000 человек. Однако вследствие бюджетных затруднений эти задачи не были выполнены. В результате незначительных ассигнований на развитие ВВС численность личного состава и количество самолетов в первые месяцы 1950 г. начали уменьшаться. Однако военно-воздушные силы продолжали вести усиленную боевую подготовку. [91]

Дальше