Содержание
«Военная Литература»
Военная история
Вторая мировая война

Вашингтон. Нападение японцев на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 г., ввергшее Соединенные Штаты во вторую мировую войну, привело в конечном итоге к созданию Соединенными Штатами самых крупных военно-воздушных сил в мире.

К моменту нападения японцев в военно-воздушных силах армии США насчитывалось около 275 000 сержантов и рядовых, 23000 офицеров и 16000 курсантов авиационных училищ. В строю было 12 000 самолетов, из которых только 600 были пригодны для ведения боевых действий. За последующие четыре года боевой и численный состав ВВС армии вырос до 2411294 человек и 80000 самолетов.

В данный момент, когда самолеты противника приближаются к границам Соединенных Штатов, руководители вооруженных сил США говорят, что третья мировая война продлится, учитывая наличие ядерного оружия, только несколько дней или самое большее несколько недель. Войну будут вести те военно-воздушные силы, которые имеются в наличии сейчас. В отличие от предыдущих войн США не будут иметь времени для развертывания вооруженных сил. Поэтому взоры всего свободного мира обращены на военно-воздушные силы США, самый молодой и наиболее важный вид вооруженных сил страны. Пока американские реактивные истребители взмывают навстречу противнику, а самолеты стратегического авиационного командования прокладывают путь в сердце вражеской страны, вспомним, какую важную роль сыграли ВВС армии США в победе союзников во второй мировой войне. [69] Ко времени нападения японцев на Пёрл-Харбор ВВС армии США состояли из восьми воздушных армий: четыре армии находились в Соединенных. Штатах и по одной армии находилось на Филиппинских и Гавайских островах, на Аляске и в зоне Карибского моря. Японцы уничтожили на Гавайских островах половину воздушной армии, в которой насчитывалось около 200 боевых самолетов. Когда японцы нанесли внезапный сокрушительный удар по Гавайским островам, четырнадцати американским летчикам удалось подняться в воздух с авиабазы Уилер-Филд и сбить 10 атакующих самолетов.

В первые месяцы войны военно-воздушные силы США вели оборонительные бои. Части ВВС и военно-морские силы Соединенных Штатов, расположенные в зоне Тихого океана, понесли тяжелые потери. Несмотря на первоначальный успех японцев в этом районе, Соединенные Штаты и Англия решили, что в первую очередь необходимо разгромить Германию. Однако для того чтобы сконцентрировать усилия против Германии, необходимо было сначала остановить наступление японцев и стабилизировать положение в зоне Тихого океана. Поэтому на вооруженные силы Тихоокеанского театра военных действий была возложена задача остановить наступление японских войск, пока не будет разгромлена гитлеровская Германия или пока Соединенные Штаты не отмобилизуют достаточного количества людских ресурсов и материальных средств для проведения крупных наступательных операций против Японии.

Это не означало, что Соединенные Штаты не использовали выгодных моментов и не наносили ударов по собственно Японии. Уже через шесть месяцев после нападения на Пёрл-Харбор военно-воздушные силы армии США наносили бомбовые удары по Японии, доказав тем самым, что ни одна часть японской империи не гарантирована от разрушений. 18 апреля 1942 г. подполковник Джеймс Дулиттл осуществил дерзкую операцию, которая взволновала всех американцев. Он возглавил группу из 16 бомбардировщиков В-25, взлетевших с авианосцев и нанесших удар по собственно Японии. Восемь самолетов совершили налет на Токио. Остальные самолеты бомбили города Иокогама, Йокосука, Нагойя и Кобе.

Весной 1942 г. 10-я воздушная армия, базировавшаяся в Индии, начала операции по сдерживанию наступления японских войск. Некоторые уцелевшие части филиппинских военно-воздушных сил перебазировались на о. Ява, а затем в Индию. [70] Большая часть филиппинских ВВС, однако, перебазировалась в Австралию. В июле 1942 г. американская добровольческая авиагруппа, известная под названием «Летающие тигры», была преобразована в Китайскую оперативную авиационную группу и в составе 10-й воздушной армии вела боевые действия против японцев с авиабаз, расположенных на территории Китая.

В юго-западной части Тихого океана из авиационных частей, принимавших участие в боях на Филиппинах и Зондских островах, была сформирована 5-я воздушная армия. В 1942 г. 5-я воздушная армия, действуя с австралийских авиабаз, помогла остановить наступление японских войск на острове Новая Гвинея. В дальнейшем части 5-й воздушной армии, перейдя к активным наступательным действиям, наносили удары, которые привели в конечном итоге к захвату острова. Высадка десанта на о. Гуадалканал в августе 1942 г. ознаменовала переход инициативы к союзным войскам. В январе 1943 г. отдельные части 7-й воздушной армии, оказывавшие авиационную поддержку сухопутным войскам на Соломоновых островах в течение 1942 г., были сведены в 13-ю воздушную армию. Части 7-й воздушной армии во взаимодействии со значительными силами авианосной авиации способствовали поражению японцев у острова Мидуэй, бои за который велись с 3 по 6 июня 1942 г. После окончания боев за о. Гуадалканал в январе 1943 г. самолеты 7-й воздушной армии наносили удары по удерживаемым японцами островам в центральной части Тихого океана.

В самой северной части Тихого океана 11-я воздушная армия действовала против японских войск, стремившихся овладеть Алеутскими островами и Аляской. Японцы были не в состоянии полностью использовать высадку десантов на острова Атту и Кыска в июне 1942 г., так как самолеты 11-й воздушной армии наносили непрерывные удары по этим островам и японским транспортам. В августе 1943 г., когда противник был вынужден оставить Алеутские острова, 11-я воздушная армия оказывала наземным войскам авиационную поддержку. [71]

Летом 1942 г. наступление японских войск в зоне Тихого океана захлебнулось, и военно-воздушные силы армии начали боевые действия против Германии. 8-я воздушная армия, действовавшая с авиабаз в Англии, 17 августа 1942 г. начала стратегические бомбардировки занятых немцами районов. В этот день бомбардировщики В-17 нанесли сильный удар по французскому городу Руан. Военно-воздушные силы армии впервые применили метод дневного прицельного бомбометания. Однако доукомплектование 8-й воздушной армии до запланированного численного и боевого состава пришлось отложить, поскольку необходимо было усилить 12-ю воздушную армию, созданную в августе 1942 г. для оказания тактической авиационной поддержки американским войскам, высадившимся в Северной Африке. В кампании, проведенной в Северной Африке, 12-я воздушная армия помогла одержать победу в Тунисе. 9-я воздушная армия, созданная в ноябре 1942 г. из авиационных частей, действовавших на Среднем Востоке с лета 1942 г., также принимала активное участие в боевых действиях в Африке. В период между октябрем 1942 г. и маем 1943 г. 9-я воздушная армия, оказывавшая поддержку 8-й английской армии, проделала путь от Эль-Аламейна до Туниса. В октябре 1943 г., после боев за Сицилию и первых бомбардировок Италии, 9-я воздушная армия перебазировалась в Англию.

Тем временем 8-я американская воздушная армия совершала смелые дневные налеты и наносила мощные удары по противнику в Западной Европе; самолеты английских ВВС продолжали действовать ночью. 8-я воздушная армия начала вновь доукомплектовываться весной 1943 г., когда англо-американский объединенный штаб в мае того же года приказал командованию английской и американской авиации усилить стратегические бомбардировки. 15-я воздушная армия была сформирована в Италии 1 ноября 1943 г., и, так как она предназначалась для действий против Германии, в ее состав включили группы тяжелых бомбардировщиков из 12-й воздушной армии. После окончательного укомплектования 8-й и 15-й воздушных армий в их состав в общей сложности входили шестьдесят две тяжелобомбардировочные и двадцать две истребительные авиационные группы, причем большинство истребительных авиагрупп входило в состав 8-й воздушной армии. Авиация наносила удары по всем объектам военного значения в удерживаемых немцами районах Западной Европы и в самой Германии. Американские самолеты бомбардировали Берлин, Кельн, Магдебург, Дрезден, Мангейм, Ганновер и Гамбург. [72] В результате этих налетов производство горючего и важных смазочных материалов почти прекратилось, а нацистские военно-воздушные силы были фактически уничтожены. Немцы понесли настолько тяжелые потери в транспортных средствах, что в последние недели войны армия противника была вынуждена передвигаться на лошадях и пешим порядком. Немецкий фельдмаршал Вильгельм Кейтель заявил впоследствии, что в победе союзных войск на Западе главную роль сыграла авиация.

Тем временем 12-я воздушная армия, действовавшая в районе Средиземного моря, оказывала авиационную поддержку войскам, высадившимся в Сицилии летом 1943 г. и в Южной Италии в сентябре того же года. 12-я воздушная армия, перебазировавшаяся осенью 1943 г. из Северной Африки в Италию, помогла 5-й американской полевой армии развивать наступление на Апеннинском полуострове, увенчавшееся захватом Рима в июне 1944 г. Активно участвуя в продолжительных боях за Центральную и Северную Италию, 12-я воздушная армия сыграла важную роль в достижении окончательной победы над немецкими войсками в Италии весной 1945 г.

9-я воздушная армия, которая начала действовать в октябре 1943 г. с аэродромов, расположенных в Англии, приняла участие в бомбардировке французского побережья и нанесении ударов по немецкой авиации в период, предшествовавший вторжению.

Когда 6 июня началось вторжение в Западную Европу, англо-американская авиация, действуя с английских аэродромов, завоевала превосходство в воздухе над большей частью Западной Европы. В день начала операции самолеты военно-воздушных сил армии США совершили более 8000 самолето-вылетов. 8 и 9-я воздушные армии наносили удары по побережью, а 12 и 15-я армии совершали отвлекающие налеты на города Южной Франции. 2500 тяжелых бомбардировщиков из состава 8-й воздушной армии наносили удары по батареям береговой артиллерии, коммуникациям и путям подвоза в Нормандии и примыкающих к ней районах. 9-я воздушная армия совершила более 4000 самолето-вылетов, а ее транспортно-десантные авиационные части выбросили на Котантентский полуостров две воздушно-десантные дивизии. [73]

После высадки союзных войск в Нормандии 9-я воздушная армия, крупнейшая по численности личного состава из числа воздушных .армии, действовавших на территории иностранных государств, была переброшена во Францию, где она оказывала тактическую авиационную поддержку сухопутным войскам, продвигавшимся к границе Германии. 9-я воздушная армия помогла также сорвать контрнаступление немцев в Арденнах и нанести завершающие удары по Германии. С целью оказания тактической авиационной поддержки американским войскам в октябре 1944 г. к 9-й воздушной армии присоединилась 1-я тактическая воздушная армия (временная). Ядро этой временной воздушной армии составляли части 12-й воздушной армии, которые прибыли во Францию в августе 1944 г. вместе с 7-й армией; в нее вошли также части 9-й воздушной армии ц французских военно-воздушных сил.

16 апреля 1945 г. стратегическая воздушная война окончилась, ибо части 8 и 15-й воздушных армий, находившиеся в подчинении штаба стратегических ВВС США в Европе, не имели больше целей для бомбардировок. Военно-воздушные силы армии США были перенацелены на снабжение быстро продвигающихся вперед сухопутных войск. 7 мая 1945 г. Германия капитулировала.

Статистические данные — голые цифры, однако итоги боевых действий военно-воздушных сил армии США в период второй мировой войны помогают воспроизвести события, участники которых (люди, подвешивавшие бомбы, механики, часами трудившиеся над моторами, молодые летчики, молча молившиеся при приближении к цели) сыграли в целом решающую роль в создании современных военно-воздушных сил США. В войне против Германии участвовало более 13000 боевых самолетов и 619000 человек из состава военно-воздушных сил армии США. Бомбардировщики совершили более 750000, а истребители — более одного миллиона самолето-вылетов. Военно-воздушные силы армии США сбросили 1 500 000 т авиабомб и уничтожили более 35 000 самолетов противника, потеряв при этом около 18 000 самолетов. Как ни внушительны эти цифры, они не отражают всего вклада военно-воздушных сил армии в дело уничтожения военного потенциала и ресурсов противника и срыва его воли к продолжению войны, которую он сам начал.

После окончания войны в Европе военно-воздушные силы армии сосредоточили свои усилия против японских войск, действовавших в зоне Тихого океана и Юго-Восточной Азии, где союзные силы с 1943 г. вели наступательные бои. [74]

В 1944 г. 10-я воздушная армия высадила в джунглях Бирмы войска и обеспечивала их прикрытие с воздуха вплоть до изгнания японцев из этой страны в 1945 г.

13-я воздушная армия после захвата Соломоновых островов весной 1944 г. присоединилась к 5-й воздушной армии и вошла в состав американских ВВС на Дальнем Востоке. 5 и 13-я воздушные армии оказывали поддержку американским войскам в целом ряде операций по захвату островов в Тихом океане (в том числе Новой Гвинеи, Новой Британии и Лейте), которые увенчались захватом о. Лусон в 1945 г.

Активные действия в центральной части Тихого океана вела 7-я воздушная армия, которая приняла участие в операциях по захвату Маршалловых островов и островов Гилберта, а затем в июле 1944 г. — Марианских островов. Базируясь на Марианские острова, 7-я воздушная армия оказывала авиационную поддержку войскам, высадившимся в феврале 1945 г. на о. Иводзима.

С захватом Марианских островов начался заключительный этап войны. С ноября 1944 г. бомбардировщики В-29 «Суперфортресс» из состава 20-й воздушной армии, созданной непосредственно под руководством объединенного комитета начальников штабов в качестве «глобальной» воздушной армии, стали совершать налеты на Японию с авиабаз, расположенных на островах Гуам, Сайпан и Тиниан. Самолеты В-29 из состава 20-го бомбардировочного авиационного командования наносили удары по вражеским целям еще в июне того же года, однако, вследствие того, что авиабазы на Марианских островах представляли много преимуществ, в конечном итоге все авиационные части, вооруженные самолетами В-29, были сконцентрированы на них.

В марте 1945 г. самолеты 20-го бомбардировочного авиационного командования начали наносить бомбовые удары по японским городам с малых высот с применением зажигательных бомб, причиняя разрушения большинству крупных городов и промышленных предприятий. Сильным бомбардировочным ударам было подвергнуто в общей сложности 60 городов. До этого бомбардировщики концентрировали свои усилия против предприятий авиационной промышленности и нефтехранилищ. 1 августа более 800 бомбардировщиков В-29 сбросили 6000 т зажигательных и фугасных бомб на основные промышленные предприятия противника. [75]

Утром 6 августа, когда Япония еще не пришла в себя после этой атаки, над морским портом Хиросима, ранее не подвергавшимся сильным налетам, появились три самолета В-29. Органы местной противовоздушной обороны, обнаружив самолеты, не объявили тревогу, так как полагали, что они летят в условленное место для встречи с другими бомбардировщиками и нанесения удара в другом месте. В тот день в городе уже объявлялась воздушная тревога, но бомбардировки не последовало и был объявлен отбой. Городские власти решили, что эти три бомбардировщика не представляют угрозы для Хиросимы.

Первую атомную бомбу, примененную в ходе боевых действий, сбросил на Хиросиму в 8 час. 15 мин. утра полковник Пол Тиббетс, пилотировавший ведущий самолет.

Город фактически был уничтожен: в результате бомбардировки и вспыхнувших пожаров, продолжавшихся неделю, погибло более 150 000 человек.

Через два дня другой самолет В-29 из состава 20-го бомбардировочного авиационного командования, пилотируемый майором Чарльзом Суини, сбросил атомную бомбу на г. Нагасаки.

У противника не было больше ни воли, ни средств, чтобы продолжать сопротивление, и 14 августа 1945 г. величайшая война в истории окончилась безоговорочной капитуляцией Японии.

Военно-воздушные силы армии в войне против Японии произвели более 669 000 самолето-вылетов. Только на долю одного 20-го бомбардировочного авиационного командования пришлось около 40 000 самолето-вылетов. На собственно Японию и принадлежащие ей острова было сброшено более полумиллиона тонн бомб, в том числе самолетами 20-го авиационного командования — около 170000 т. В войне на Тихом океане военно-воздушные силы армии потеряли около 4500 самолетов, а противник — 10000 самолетов.

Части военно-воздушных сил армии, базировавшиеся в США, оказывали существенную помощь боевым авиационным частям, действовавшим против Германии и Японии. 1, 2, 3 и 4-я воздушные армии, находившиеся в США, а также авиационное командование по подготовке кадров обучили сотни тысяч человек летно-подъемного и наземного и технического состава, которые летали и обслуживали самолеты на заморских территориях. [76] Командование технического обслуживания ВВС конструировало, покупало, модифицировало и распределяло самолеты и авиационное оборудование. Транспортное авиационное командование перевозило людей и срочные грузы во все уголки земного шара. Всеми действиями частей военно-воздушных сил армии успешно руководил штаб ВВС армии.

Вторая мировая армия была выиграна в результате совместных усилий военно-морских сил, сухопутных войск и военно-воздушных сил. Однако авиация спасла свободу Запада в тот период, когда небольшое количество истребителей было тем единственным препятствием, которое помешало немецким вооруженным силам разгромить Англию. Военно-воздушные силы явились тем фактором, который склонил чашу весов в пользу союзных войск. Авиация поддерживала каждую наступательную операцию американских войск. В войне против Японии она, используя самое мощное современное оружие, сумела поставить противника на колени, хотя его армия оставалась боеспособной, а страна неоккупированной.

Дальше