Вашингтон. В помещаемой ниже краткой исторической справке мы обратимся к тем дням, когда зарождались американские ВВС. История американской авиации послужит фоном для картины воздушного нападения на США в наши дни.
17 декабря 1903 г. братья Уилбур и Орвилл Райт совершили четыре полета на летательном аппарате тяжелее воздуха в районе г. Китти-Хок (штат Северная Каролина). Самый длительный из них продолжался всего 59 секунд, причем снабженный мотором летательный аппарат пролетел 260 м. Эти полеты, однако, открыли новую эру, ознаменовав собой осуществление вековой мечты человека летать по воздуху. В течение жизни одного поколения авиация изменила понятия людей о расстоянии. Расстояния между различными точками земного шара измеряются теперь не в километрах, а в часах и минутах. А именно время, а не расстояние является важнейшим фактором как в период войны, так и в мирное время.
Предшественником современных военно-воздушных сил США был авиационный отдел, созданный 1 августа 1907 г. при управлении начальника связи армии США; отдел состоял всего лишь из одного офицера и двух рядовых. В феврале следующего года армия подписала контракт с братьями Райт на строительство военного самолета, стоившего 25 000 долларов. Самолет был построен, но 17 сентября 1908 г. во время испытательного полета он разбился. На нем погиб летчик-наблюдатель лейтенант Томас Е. Селфридж. Он был первым американцем, погибшим при авиационной катастрофе на американской земле. Армия приняла этот самолет, за который братьям Райт было выдано дополнительное вознаграждение в сумме 5000 долларов, так как 2 августа 1909 г. он показал среднюю скорость 68 км/час. [61] Первыми военными летчиками были лейтенанты Ф. Е. Хамфриз, Б. Д. Фулуа и Ф. П. Лам. Одним из первых офицеров, обучившихся управлению самолетом, был лейтенант Генри Арнольд.
В 1911 г. конгресс США ассигновал 125000 долларов на приобретение новой авиационной техники, использовавшейся для летной подготовки и воздушной разведки. В Колледж-Парке (штат Мэриленд) авиационный отдел создал авиационную школу, в которой проводились опыты по аэрофотосъемке и воздушной стрельбе из пулемета. В феврале
1913 г. школа была переведена в г. Техас-Сити (штат Техас). 12 марта 1912 г. была открыта авиационная школа на Филиппинских островах, которая действовала вплоть до конца 1914 г. На Гавайских островах в 1913 г. была создана еще одна школа, которая в августе 1914 г. была закрыта. В Норт-Айленде около Сан-Диего (штат Калифорния) 8 декабря 1912 г. была открыта авиационная школа корпуса связи, которая год спустя вошла в систему военно-учебных заведений армии США. На 14 августа 1913 г. авиационный отдел располагал во всех трех школах 16 пилотами, 8 пилотами-курсантами и 17 самолетами. В июле 1914 г. конгресс создал в корпусе связи авиационную секцию и ассигновал 250 000 долларов на развитие авиации. 1-я авиаэскадрилья первое в США боевое авиационное подразделение была создана 5 мая 1913 г. в Техас-Сити (штат Техас). Эта эскадрилья в течение пяти месяцев использовалась в мексиканской экспедиции генерала Першинга в 1916 г.
Соединенные Штаты вступили в первую мировую войну в апреле 1917 г. К этому времени авиационная секция насчитывала 7 летных эскадрилий 131 офицера (из них 112 пилотов) и 1087 рядовых. Ни один из 103 самолетов, которыми располагала армия, не был приспособлен для ведения воздушного боя; ни на одном из них не был установлен пулемет в качестве стандартного вооружения. Пилоты плохо разбирались в бомбометании, самолетовождении, радиосвязи с землей и других авиационных специальностях, необходимых для выполнения боевых задач. [62]
Для развития строительства самолетов в стране 24 июля 1917 г. конгресс США ассигновал 640000000 долларов. В ходе войны общая сумма средств, затраченных на авиацию, составила 868100671 доллар, а армия США в Европе получила 6472 самолета (из них 1440 были построены в США). К моменту окончания войны, 11 ноября 1918 г., армия располагала 45 авиационными эскадрильями, личный состав которых насчитывал 767 пилотов, 481 наблюдателя и 23 воздушных стрелка. На вооружении эскадрилий состояло 740 самолетов.
В ходе войны появился целый ряд важных технических новинок, среди которых были авиационный двигатель типа «Либерти», кислородная маска с вмонтированным в нее телефоном, специальные хлопчатобумажные ткани для производства самолетов и воздушных шаров, костюмы с электрообогревом, радиоаппаратура для связи самолета с землей и с другими самолетами, автоматический аэрофотоаппарат и др.
Армия США прибегла к более решительному использованию авиации лишь тогда, когда война была почти выиграна. Наибольшее сосредоточение авиационных средств в ходе войны было создано в сентябре 1918 г. для оказания помощи 1-й армии в ликвидации немецкого выступа под Сен-Мийелем. Целый воздушный флот из 1500 американских, английских и французских самолетов под командованием полковника Вильяма Митчелла произвел ряд налетов на немецкие железнодорожные узлы, линии коммуникаций и скопления войск. Во время операций на реке Маас и в районе Аргоннской возвышенности 353 самолета союзников 9 и 10 октября в течение 24 часов сбросили на противника 69 т бомб. Это была самая крупная бомбардировочная операция первой мировой войны.
В ходе войны армейские летчики совершили в общей сложности 13000 боевых вылетов на воздушный бой, 6600 разведывательных и 215 бомбардировочных вылетов, во время которых было сброшено 125 000 кг взрывчатых веществ. Боевые потери союзников составили 289 самолетов и 48 аэростатов, в то время как противник потерял 781 самолет и 73 аэростата. О 1-й истребительной группе, действовавшей во Франции, рассказывали, да и сейчас рассказывают, целые легенды. Лучшим американским асом был капитан Эдуард (Эдди) Рикенбэкер, который участвовал и во второй мировой войне; он сбил 21 самолет и 4 аэростата противника. [63]
В мае 1918 г. авиация была изъята из подчинения корпуса связи армии США. Ответственность за подготовку личного состава и деятельность авиационных частей была возложена на директора военной авиации, а функции по их снабжению и материальному обеспечению были переданы Бюро авиационного производства. Два года спустя конгресс создал авиационную службу как один из родов войск армии. Численный состав новой авиационной службы был определен в следующих размерах: 1516 офицеров, 2500 курсантов летных школ и 16 000 рядовых, в число которых входило 2500 курсантов.
Бригадный генерал Митчелл, заместитель командующего авиационной службой, поднял в 1919 г. вопрос, который вызвал ожесточенные дебаты, приковавшие к себе внимание всей страны. Митчелл вновь поднял вопрос о создании самостоятельных военно-воздушных сил и объединенного министерства обороны, обеспечивающего равноправное положение армии, флота и ВВС. Митчелл утверждал, что самолеты могут потопить линейный корабль. Споры продолжались в течение двух лет, причем Митчелл весьма упорно отстаивал свои взгляды. В 1921 г. военное и военно-морское министерства разрешили ему предпринять попытку потопить с помощью армейских бомбардировщиков бывшие немецкие корабли линейный корабль «Остфрисланд» и крейсер «Франкфурт». 21 июля Митчелл успешно закончил эти испытания, проводившиеся у берегов штата Виргиния: «незатопляемые» линейный корабль и крейсер скрылись под волнами через несколько минут после атаки бомбардировщиков Митчелла.
Митчелл продолжал публично отстаивать свои взгляды на военную политику государства и, несмотря на то, что он был снижен в звании до полковника, по-прежнему резко критиковал высшее командование. В 1925 г. после катастрофы дирижабля военно-морского флота «Шенандоа» под г. Ава (штат Огайо), при которой погибло 14 человек, Митчелл обвинил военное и военно-морское министерства в «некомпетентности, преступной небрежности и граничащем с изменой отношении к делу укрепления обороноспособности США». Он был отдан под суд военного трибунала по обвинению в опубликовании заявлений, подрывающих военную дисциплину и нарушающих общественное спокойствие. 17 декабря 1925 г. Митчелл был признан виновным и приговорен к лишению военного звания и денежного довольствия сроком на пять лет. [64] Он оставил службу в армии и в качестве гражданского лица продолжал свою кампанию за усиление роли авиации. Через несколько лет, рассматривая дело Митчелла, комитет по военным вопросам палаты представителей конгресса США отказался восстановить его имя в списке отставных офицеров армии США, а вскоре после этого, 19 февраля 1936 г., Митчелл скончался в возрасте 56 лет. После второй мировой войны, в которой военно-воздушные силы сыграли такую важную роль, конгресс посмертно наградил Митчелла специальной медалью; в полдень 27 марта 1948 г. начальник штаба военно-воздушных сил США генерал Карл Спаатс вручил медаль сыну Митчелла Вильяму-младшему.
Между тем год спустя после суда военного трибунала над Митчеллом в 1925 г. конгресс одобрил создание корпуса ВВС армии США и Управления командующего корпусом ВВС. Первым командующим был назначен генерал-майор Мейсон M. Патрик. Была также учреждена новая должность заместителя военного министра по авиации.
В 1927 г. интерес к авиации резко повысился в связи с перелетами офицера резерва Чарльза Линдберга. Линдберг, ставший пилотом в возрасте 20 лет, поистине открыл новую эру в истории авиации. От общего безразличного отношения к авиации не осталось и следа после беспрецедентной шумихи вокруг первого беспосадочного перелета Линдберга через Атлантический океан. Много летчиков погибло, желая получить приз в 25 000 долларов, объявленный Реймондом Ортейгом в награду за первый перелет через океан. В мае 1927 г. к перелету через Атлантику активно готовились два известных авиатора: капитан 3 ранга Ричард Бэрд, прославившийся своими полетами в полярных районах, готовил свой «Фоккер», а Клэренс Чемберлен, известный своими полетами на длительность нахождения в воздухе, одномоторный самолет «Белланка». И вдруг, неожиданно для всех, Линдберг объявил всему миру, что он также будет бороться за приз.
О Линдберге было известно очень немногое: ему было двадцать пять лет, он кочевал по Америке, демонстрируя высший пилотаж, был он и пилотом в армии, где летал на почтовом самолете. Спасая свою жизнь, он четыре раза оставлял самолет; было известно также, что он заказал в Сан-Диего одномоторный моноплан фирмы Райян. Затем Линдберг совершил перелет на этом самолете от одного побережья до другого, сделав лишь одну посадку. [65]
Опустившись на аэродроме. Кертисс в Валли-Стрим (штат Нью-Йорк), Линдберг заправил самолет горючим, опробовал мотор, но затем решил, что взлетная дорожка этого аэродрома слишком коротка. Самолет перевезли на расположенный поблизости аэродром Рузвельт в г. Минеола. В 7 часов 52 минуты утра 20 мая самолет «Дух Сент-Луиса», с которого было снято радио и другое вспомогательное оборудование, медленно начал свой разбег по залитой дождем взлетной дорожке аэродрома; в самом конце поля, там, где теперь проводятся скачки на ипподроме Рузвельт, самолет едва не зацепился за телефонную линию. Самолет, весивший 2270 кг, с трудом пробиваясь сквозь туман, мокрый снег и дождь, шел по своему маршруту. Через 33 часа, покрыв расстояние в 5760 км, самолет приземлился на аэродроме Ле-Бурже в Париже. Замечательное достижение Линдберга привлекло всеобщее внимание в различных странах мира. Линдберг, казавшийся смущенным восторженным приемом, завоевывал симпатию окружающих одним своим видом. Перелет Линдберга имел большое значение для развития авиации. В течение 1928 года компании авиационных линий увеличили в два раза протяженность своих маршрутов, в три раза количество перевезенной почты и перевезли в четыре раза больше пассажиров, чем в 1927 г. В 1927 г. лицам, обучающимся летному делу, было выдано 1500 лицензий, а в следующем году 11 000. Было создано несколько новых самолетостроительных концернов, а количество аэродромов через год после полета Линдберга выросло с нескольких сотен до нескольких тысяч.
В армии также было установлено несколько рекордов. Лейтенанты Лестер Мейтленд и Альберт Хегенбергер в 1927 г. совершили первый беспосадочный перелет из Соединенных Штатов на Гавайские острова, а два года спустя Спаатс, бывший тогда майором, и капитан Аира Икер продержались в воздухе почти 151 час, используя дозаправку самолета горючим в воздухе.
В начале тридцатых годов корпус ВВС армии США начал широкую подготовку летных кадров. Было открыто несколько авиационных школ, в том числе на аэродромах Рандолф, Келли, Скотт и Чанут. Многие из них были использованы позднее, перед второй мировой войной, когда началось увеличение личного состава авиационного корпуса. [66]
В тридцатых годах большое внимание уделялось конструированию новых образцов самолетов. Важную роль сыграли два фактора: создание моноплана и внедрение цельнометаллических конструкций. Первый цельнометаллический бомбардировщик Боинг В-9 был принят в 1933 г. В-9 был предшественником бомбардировщиков периода второй мировой войны.
1 марта 1935 г. на авиабазе Лангли в штате Виргиния была создана авиация главного командования, которая должна была служить маневренным родом войск армии США; она пользовалась равными правами с управлением командующего корпусом ВВС, по-прежнему отвечавшим за снабжение и подготовку кадров, и непосредственно подчинялась начальнику штаба армии.
Ценные научные данные о верхних слоях атмосферы были получены капитанами Орвилом Андерсоном и Альбертом Стивенсом, которые из г. Рапид-Сити (штат Южная Дакота) на воздушном шаре поднялись 11 ноября 1935 г. на высоту около 22000 м и находились в воздухе более восьми часов.
В 1937 г. штаб авиации главного командования в Лангли получил первый образец самолета Боинг В-17, замечательного бомбардировщика, использовавшегося позднее для бомбардировки территории фашистской Германии. В Лангли была создана 2-я бомбардировочная группа для подготовки пилотов и экипажей бомбардировщиков. К моменту начала войны в Европе на вооружении американской армии состояло всего лишь 13 четырехмоторных бомбардировщиков В-17 «Летающая крепость». Работы над созданием самолета В-17 начались в 1933 г. по настоянию генерал-майора Б. Д. Фулуа командующего корпусом ВВС армии СУПА. 17 февраля 1938 г. шесть бомбардировщиков В-17 вылетели из Майами с миссией доброй воли в Аргентину, чтобы доказать возможность дальних перелетов. Расстояние от Майами до Буэнос-Айреса в 8360 км самолеты пролетели за 33 часа 30 мин., совершив одну посадку в Лиме (Перу). 27 февраля самолеты возвратились в Лангли, покрыв в общей сложности расстояние более 17600 км.
Военно-воздушные силы армии США были созданы 20 июня 1941 г. под командованием генерал-майора Арнольда, бывшего до этого командующим корпусом ВВС армии США. Несколько ранее, 1 марта 1939 г., штаб авиации главного командования был передан в подчинение командующего корпусом ВВС. 19 марта 1940 г., однако, было решено снова восстановить их в равных правах. Создание военно-воздушных сил армии было обусловлено необходимостью объединить командование авиацией. [67]
В 1941 г. в связи с возросшей угрозой войны военно-воздушные силы были значительно расширены. Количество ежегодно подготавливаемых пилотов выросло до 33 000. В связи с увеличением потребности в специалистах по авиационной технике расширялась сеть учебных центров; правительство использовало для этой цели также гражданские технические школы. [68]