В Техасе, Калифорнии, Аризоне, Мэне, Массачусетсе, Канзасе и других штатах самолеты САК поднялись в воздух почти немедленно после получения сигнала. С заморских баз бомбардировщики САК также взлетели сразу же после получения приказа.
Командующий САК генерал Кэртис Лемей, находившийся на своем секретном командном пункте, поддерживал прямую телефонную связь со штабом командования ПВО континентальной части США в Колорадо-Спрингс и с Пентагоном.
Бомбардировщики САК направились к важнейшим объектам противника, оставляя в бескрайнем небе быстро тающие белые следы. Высокая боевая готовность стратегического авиационного командования ВВС США (или, как его сокращенно называют, САК) стала возможной благодаря использованию в боевой подготовке всех имеющихся сведений о потенциальном противнике. На территории США были подобраны географические районы, сходные с районами расположения важнейших объектов вероятного противника; и в то время, когда большинство американцев безмятежно спало, цвет военно-воздушных сил нации стратегическое авиационное командование начиная с 1948 года каждый день и каждую ночь проводило учебные боевые полеты. [43] Экипажам стратегических бомбардировщиков не придется лететь вслепую в незнакомые районы, чтобы сбросить свой смертоносный груз.
В основе организации САК лежит концепция силы. Один современный стратегический бомбардировщик в состоянии нанести бомбовый удар большей разрушительной силы, чем весь бомбовый груз, сброшенный авиацией союзников на Германию и Японию во время второй мировой войны, когда самолеты союзников за 44 месяца войны сбросили 2 858 000 т бомб, включая и две атомные бомбы, примененные в последние дни военных действий.
Начало военных действий не застигло врасплох руководителей САК. Они хорошо помнили, что к моменту нападения Японии на Пёрл-Харбор США располагали всего 600 боевыми самолетами. Они отлично помнили, каких усилий стоило США развернуть вооруженные силы, прежде чем они смогли нанести ответный удар, и были полны решимости никогда не допустить повторения ужасов Пёрл-Харбора. Руководители САК знали, что войну придется вести теми самолетами, которые будут в наличии в момент нападения противника. Во второй мировой войне для развертывания боеспособных военно-воздушных сил нам потребовалось три года; сейчас мы не будем иметь для этого и трех дней.
Вот почему стратегическое авиационное командование находится в постоянной боевой готовности. На протяжении ряда лет САК является сдерживающим фактором, делающим невыгодным для потенциального противника развязывание новой мировой войны. С началом войны на САК возлагаются три основные задачи: ведение стратегического авиационного наступления с использованием всех имеющихся видов оружия, включая атомные бомбы, с целью уничтожить авиацию противника и предотвратить атомные и термоядерные удары противника по территории Соединенных Штатов и их союзников; замедление продвижения наземных войск противника с целью не допустить разгрома наших союзников; и, наконец, проведение систематических бомбардировок военно-промышленных объектов противника с целью уничтожить в сжатые сроки его военную промышленность. В конечном итоге, воздушная мощь, как об этом свидетельствует стратегическое авиационное командование, это способность нанести противнику наибольший ущерб посредством воздушных бомбардировок и одновременно лишить противника такой же возможности. САК является краеугольным камнем военной стратегии Соединенных Штатов. [44]
Генерал Лемей со своего командного пункта руководит тремя воздушными армиями и двумя авиационными дивизиями; дивизии дислоцируются вне континентальной части США. Стратегическое авиационное командование было создано 21 марта 1946 г. на авиабазе Боллинг (округ Колумбия) после реорганизации континентальных ВВС. Штаб САК вскоре передислоцировался на авиабазу Андрус (штат Мэриленд), а затем 8 ноября 1948 г. был переброшен на авиабазу Оффут (штат Небраска). Стратегическое авиационное командование в отличие от других авиационных командований и от нации в целом находится в состоянии войны на протяжении ряда лет. Вторая воздушная армия из своего штаба в Шривпорт (штат Луизиана) контролирует базы в юго-восточной части США и на Пуэрто-Рико; восьмой воздушной армии, штаб которой находится в Уэстовер (штат Массачусетс), подчинены базы в центральной и северо-восточной частях страны; 15-я воздушная армия со штабом в Риверсайд (штат Калифорния) имеет базы в западной части Соединенных Штатов. 7-я авиадивизия САК базируется в Англии; 5-я авиадивизия контролирует важные базы во Французском Марокко (Северная Африка). Одна авиачасть САК базируется на о. Гуам в Тихом океане. Все эти авиасоединения и авиачасти организованы по штатам военного времени. Секретные линии связи соединяют между собой тридцать одну авиабазу САК на территории США и заморские базы.
Служить в САК нелегко и рядовому и офицеру. Перед этим командованием стоят сложные, требующие точного выполнения задачи, возглавляет его волевой командующий, который требует от своих подчиненных совершенства в выполнении задач и добивается этого. Экипажи стратегических бомбардировщиков умеют поражать цели: они тренировались в этом много раз, их мастерство постоянно проверяется и оценивается. Каждая сброшенная учебная бомба точно регистрируется при помощи электронных приборов подразделениями учета результатов бомбометания. Сложные метеорологические условия не страшны летным экипажам. Они обучаются бомбометанию в дождь, туман, снегопад и при сильном ветре. [45] К тому же совсем не обязательно видеть цель, чтобы точно поразить ее.
Генерал Лемей требует, чтобы в жизни и деятельности САК постоянно чувствовалась определенная «боевая напряженность». Боевая подготовка САК строится с максимально возможным приближением к боевым условиям. Ежегодно с целью выявления лучших экипажей САК проводит так называемые «всемирные состязания по бомбометанию». Победители награждаются не только почетными призами, но и кое-чем другим: деньгами и званиями. Экипажи стратегических бомбардировщиков должны добиться высоких показателей, чтобы сохранить свои звания и летный класс, которые в САК, как правило, более высоки, чем у личного состава других авиационных командований, исполняющего аналогичные служебные функции. По два экипажа из каждого бомбардировочного авиакрыла САК выполняют учебные заходы на бомбометание во время полетов по маршруту. Посредники на борту каждого самолета оценивают действия летных экипажей. Ежегодные состязания по навигации и бомбометанию способствуют развитию в САК духа соревнования и облегчают определение уровня боевого мастерства летных экипажей. Генерал Лемей выразил эту мысль следующим образом: «Это не только состязание между летными экипажами с целью определения лучших в штурманском деле и в бомбометании. С самого начала необходимо признать, что победитель нуждается в поддержке со стороны других специалистов. Например, невозможно себе представить, чтобы какой-нибудь боевой экипаж, каким бы хорошим он ни был, мог добиться победы без хорошо поставленного технического обслуживания».
В настоящее время на вооружении САК, кроме стратегических бомбардировщиков, состоят и самолеты других типов, которые не привлекают такого внимания, какое в свое время привлекали бомбардировщики. Но так и должно быть, поскольку большая часть деятельности САК окутана пеленой официальной секретности. Об экипажах стратегических разведывательных самолетов мало что известно широкой общественности, потому что даже самый характер их задач хранится в глубокой тайне. Но именно эти самолеты зачастую должны первыми появляться над вражеским объектом и последними покидать этот район. Их экипажи должны быть столь же тщательно обучены, как и экипажи бомбардировщиков. [46] На разведывательные авиакрылья возложено ведение непрерывного наблюдения за объектами противника и информирование обо всех его мероприятиях по восстановлению районов, подвергнутых бомбардировкам. Экипажи самолетов-разведчиков состоят из опытных, бесстрашных профессионалов; они обязаны проложить дорогу бомбардировщикам и возвратиться позже их с результатами бомбометания. Они ведут разведку противовоздушной обороны противника трудным путем неожиданно оказываясь в центре его зенитного огня, и определяют силу истребительной авиации противника, вступая с ней в бой.
Каждая воздушная армия САК имеет самолеты всех типов, необходимых для тактически самостоятельной боевой единицы. Несмотря на все планирование в штабах и на все речи политических деятелей, САК боеспособно лишь постольку, поскольку боеспособны его личный состав и техника. Основной организационной единицей САК в настоящее время является боевое авиакрыло средних или тяжелых бомбардировщиков, усиленное необходимым количеством разведывательной, транспортной, заправочной и истребительно-бомбардировочной авиации.
Новейший бомбардировщик САК Боинг В-52; в настоящее время он поступает на вооружение и в конечном итоге заменит бомбардировщик В-36. В-52 имеет стреловидное крыло, снабжен восемью турбореактивными двигателями «Пратт-Уитни» и может развивать скорость свыше 1050 км/час. Экипаж 6 человек. Размах крыла 56,4 м, длина самолета 46,7 м. Каждый бомбардировщик В-52 стоит около 5 млн. американских долларов.
Бомбардировщик Конвэр В-36 имеет шесть поршневых двигателей «Пратт-Уитни» и четыре турбореактивных двигателя J-47 фирмы Дженерал Электрик, скорость его превышает 700 км/час. Стоимость бомбардировщика В-36 около 3,5 млн. американских долларов. Экипаж 16 человек. В-36 самый большой самолет в мире: его длина 49,4 м, размах крыла 70,2 м.
На вооружении САК состоят самолеты и других типов: Боинг В-47 «Стратоджет» средний бомбардировщик с шестью двигателями. Экипаж 3 человека. Он имеет скорость свыше 960 км/час и, благодаря современным методам заправки горючим в воздухе, обладает большим радиусом действия. [47]
Боинг КС-97 «Стратотанкер» является летающей заправочной станцией. Самолеты-заправщики получили большое распространение; в настоящее время они производят в среднем через каждые три минуты одну заправку самолетов САК, находящихся в воздухе. Экипажи истребителей и бомбардировщиков и личный состав обеспечивающих их наземных служб не смогли бы выполнять свои задачи без этого важного самолета САК. На будущее запланировано производство самолета Боинг КС-135 с четырьмя реактивными двигателями военного варианта нового реактивного транспортного самолета Боинг «707». Со временем самолет КС-135 заменит КС-97 и станет основным воздушным танкером стратегического авиационного командования.
Истребитель Рипаблик F-84 «Тандерстрик» предназначен для прикрытия бомбардировщиков и авиабаз. Этот истребитель с одним турбореактивным двигателем может быть использован также как носитель атомных бомб. Его можно транспортировать на борту бомбардировщика В-36, который может выпускать его и брать на борт в полете. «Тандерстрик» можно заправлять в воздухе при помощи самолетов-заправщиков КС-97. Скорость этого истребителя превышает 960 км/час.
Дуглас С-124 «Глоубмастер II» применяется для транспортировки грузов и войск, а также для эвакуации раненых. Экипаж этого четырехмоторного самолета состоит из 8 человек.
Стратегическое авиационное командование, заменяя поршневые бомбардировщики реактивными, одновременно расширялось в соответствии с программой строительства ВВС. Но даже в процессе этого количественного роста боевая готовность САК неизменно находилась на самом высоком уровне, что в прошлом имело место только в период войны. И его современная потенциальная мощь выше мощи любого рода войск во всей мировой истории. САК не имеет себе равных в мире в том отношении, что весь земной шар для него всего лишь «маленький дворик» и что оно всегда должно быть готово «немедленно вести воздушные операции в глобальном масштабе и быть в состоянии нанести ответный удар противнику в любом месте и в любой момент». Помимо высоких тактико-технических характеристик самолетов и боевого мастерства личного состава САК, первостепенное значение имеют еще два фактора: мобильность частей САК и наличие у личного состава практического опыта в ведении боевых действий с баз, расположенных во многих частях земного шара. [48]
Самолеты и оборудование САК поддерживаются в постоянной боевой готовности. Важнейшее оборудование авиачасти включает так называемый «аварийно-ремонтный комплект» («fly-away kit») минимальное количество оборудования, необходимого для ведения боевых действий с передовой базы. Это оборудование находится в специальной упаковке и не может быть использовано для других целей. Аварийно-ремонтный комплект это комплект самолетных запасных частей, упакованных в алюминиевые контейнеры, снабженные роликами; контейнеры можно быстро погрузить в бомбовые отсеки и доставить по воздуху в передовые районы{5}. Такой аварийно-ремонтный комплект имеется на всех боевых самолетах САК; он может обеспечить потребности авиакрыла в запасных частях во время боевых действий в течение 30 дней, т. е. примерно на 15 дней больше, чем, по мнению руководителей САК, будет длиться третья мировая война.
Летно-подъемный состав САК также находится в постоянной боевой готовности. Местонахождение любого члена летного экипажа даже в свободные от службы дни всегда известно командованию авиакрыла. Все их личные дела, в том числе и медицинское обслуживание, так скоординированы, что они не могут помешать им выполнять боевую задачу. Специалисты, имеющие дело со сложным оборудованием (техники по радиолокационному оборудованию и электротехники), имеют свой личный «аварийно-ремонтный комплект». По боевой тревоге все авиакрыло со всем летно-подъемным составом, необходимым количеством запасных частей, со своей документацией, а также с поддерживающими самолетами и обслуживающим персоналом должно быть готово подняться в воздух для перебазирования в передовой район.
Первое боевое крещение стратегического авиационного командования произошло в июне 1950 г. Когда началась война в Корее, бомбардировщики В-29 стратегического авиационного командования были разбросаны по авиабазам на территории США. Но уже через неделю они сбрасывали бомбы на объекты в Северной Корее. [49] Одно авиакрыло САК совершило бомбардировочный налет на Северную Корею уже через 4 суток и 23 часа после перебазирования с западного побережья США. За четыре месяца, с 24 июня до конца октября 1950 г., бомбардировщики стратегического авиационного командования произвели 6500 боевых вылетов и сбросили 42 000 т авиабомб. Половина гидроэлектростанций в Северной Корее была разрушена. Промышленность была фактически выведена из строя. Пропускная способность железных дорог Северной Кореи составляла лишь 25% от довоенной. И все это было совершено при помощи устаревших фугасных авиабомб периода второй мировой войны.
Однако окончание военных действий в Корее не означало прекращения боевой подготовки личного состава САК за пределами США. Каждое авиакрыло ежегодно проводит учения в условиях, приближенных к боевым, действуя с передовых авиабаз как самостоятельное авиационное соединение. Боевая подготовка крыла вне пределов США обычно продолжается три месяца. За время службы в стратегическом авиационном командовании личный состав получает возможность практически ознакомиться с географическими и метеорологическими условиями, базовым оборудованием и с особенностями ведения боевых действий в различных частях земного шара.
В отличие от других авиационных командований САК является, по существу, детищем одного человека генерала Лемея, который стал во главе САК в 1948 г., когда ВВС вели в Вашингтоне отчаянную борьбу с другими видами вооруженных сил. Стратегическое авиационное командование, как и ВВС в целом, было тогда очень слабым. Лемей принял САК, несколько почистил его, поставил перед ним, казалось, невозможные задачи, а затем методично, спокойно и упорно стал добиваться их выполнения. О том, насколько это ему удалось, можно судить по людям в его командовании, которые способны работать упорнее и дольше, чем личный состав любого другого авиационного командования. Их преданность своему командованию безгранична.
Аемей чуток к нуждам личного состава стратегического авиационного командования, но его чуткость основана на эгоистических соображениях: из человека, который всем доволен, он может выжать больше, чем из человека, имеющего основания жаловаться. [50] Он вел борьбу с чиновниками Вашингтона за обеспечение своих людей современными казармами. Эту борьбу он проиграл, но его люди знают о ней, а некоторым из них даже удалось получить комфортабельные жилища. «Когда летчик начинает службу в ВВС, нет никаких оснований отказывать ему в домашнем уюте и элементарном комфорте», заявил Лемей, приказав построить несколько казарм нового типа, чтобы показать, что можно сделать в этом отношении. Эти казармы были не похожи на те, которые когда-либо приходилось видеть сержантам и рядовым. Три человека размещаются в одной комнате, к которой примыкает ванная. В соседней комнате находятся два человека, они пользуются той же ванной. Таким образом, одной ванной комнатой пользуются только пять человек, а не 50, 70 или 100 человек, как в казармах старого типа. Военнослужащие ВВС спят на кроватях с удобными матрацами, их личные вещи хранятся в бельевом шкафу. На окнах комнат жалюзи, в комнатах имеются хорошие лампы, удобные стулья и письменные столы. Некоторые рядовые и сержанты установили в них собственные радиоприемники и телевизоры. В казармах оборудованы комнаты отдыха с телевизорами, столами для игр, кушетками и креслами. Лемей с удовлетворением отметил, что строительство и содержание казарм нового типа обходилось дешевле старых казарм. Так как летно-подъемный состав САК занят на службе в любое время суток, то важно, чтобы он мог хорошо отдохнуть, когда представляется возможность. Трехэтажные здания из стальных конструкций были возведены на авиабазах САК Барксдейл, Элсуэрт и Оффут. Кроме того, на авиабазе Оффут были построены подобные же казармы для личного состава женского вспомогательного корпуса ВВС. Офицеры из штаба САК утверждают, что новая казарма цельнометаллической конструкции соответствует требованиям высокой мобильности, на что постоянно делается упор в этом авиационном командовании. Хотя новая казарма и является зданием постоянного типа (а не сборным в любом смысле этого слова), тем не менее она может быть в случае необходимости разобрана, перевезена и собрана на новом месте при минимальной затрате времени и материала. [51]
Представьте себе на мгновение, что одиночный бомбардировщик совершает полет на расстояние 763 млн. км. Это почти невозможно представить себе. Но в 1955 году летчики стратегического авиационного командования налетали свыше одного миллиона часов. Они совершали полеты над всеми частями земного шара, и их суммарный налет составил более 763 млн. км. «Эффективность создаваемой нами стратегической авиации, заявил Лемей, не может быть обеспечена людьми, изучающими военное дело только в субботние вечера и воскресные дни. Под эффективностью я понимаю способность сделать войну невыгодной для того, кто пожелает ее начать. Мы должны создать сильную стратегическую авиацию, а для этого нам необходимы талантливые кадровые офицеры. Нам нужно как можно больше одаренной молодежи, а для этого надо ее чем-то привлечь. Молодежь понимает, что на военной службе разбогатеть нельзя, и она не ждет от нее богатства. Но она должна получить компенсацию за тот ценный вклад, который она вносит. Почет и уважение общества играют важную роль. А так называемые дополнительные, особые льготы и преимущества военнослужащих (в области медицинского обслуживания, жилищных условий) это то, что может показать честным мужчинам и женщинам, находящимся на военной службе, что страна думает о них и что они не тратят впустую свои способности».
В стратегическом авиационном командовании насчитывается 197000 человек, из них 15000 человек летный состав, являющийся цветом командования. Но за поддержание высокого уровня подготовки летного состава подчас приходится вести упорную борьбу. Личный состав летных экипажей САК пользуется большим авторитетом в вооруженных силах. На авиабазах САК нет «летунов», как в некоторых других авиационных командованиях. Но сохранение хорошо обученных, слетанных экипажей все еще остается насущной задачей. Нельзя упускать из вида постоянную текучесть рядового и сержантского состава, подготавливаемого за счет государства и покидающего военную службу ради значительно более высоких окладов на гражданской службе. Зачастую, однако, причиной этого является не денежная сторона, а разные «мелочи». Оставшиеся служить в САК проделали большую работу, которая, по заявлению начальника штаба ВВС генерала Натана Ф. Туайнинга, превратила САК «в наиболее обученную и лучше всех оснащенную ударную силу дальнего действия в мире, которая способна в кратчайшее время, действуя днем и ночью, обрушить мощный груз ядерного оружия на объекты, расположенные в любой части земного шара». [52] Во внешнем облике тех, кто посвятил себя службе в САК, и летчиков, и обслуживающего состава, без которого САК не может нормально функционировать, чувствуется особая уверенность и зрелость. Возможно, такой отпечаток накладывает интенсивная боевая подготовка. Может быть, это связано с сознанием своей ответственности или чувством гордости за свое командование. Но какова бы ни была причина, в САК общепринятыми ныне являются некоторые вещи, которые в недалеком прошлом шокировали бы старших военных начальников.
Типичного командира самолета САК характеризуют следующие средние цифры: ему 31,5 г., на действительной военной службе он уже состоит девять лет. Он женат, имеет двоих детей. Полтора года обучался в колледже, налетал 4 252 часа и участвовал в 39 боевых вылетах. Таких командиров нельзя призвать на службу уже подготовленными: их нужно воспитывать постепенно и упорно. И САК заботится о том, чтобы их богатый опыт не пропал для нации. Вдоль дорог на авиабазах командования расставлены щиты, красноречиво говорящие о том, что мертвый летчик или летчик-калека не нужен ни себе, ни ВВС. Это знаки службы безопасности полетов и наземной безопасности.
Принимая во внимание, что обычные автомобильные катастрофы могут дорого стоить нации, планирующие органы САК разработали программу наземной безопасности, рассчитанную на то, чтобы каждый военнослужащий САК, до последнего рядового включительно, постоянно заботился о своей личной безопасности. Каждая авиабаза командования имеет секцию службы наземной безопасности, которая занимается расследованием и изучением несчастных случаев, а также подготовкой личного состава по вопросам наземной безопасности и принимает необходимые меры для предотвращения повторения ошибок, вызывающих несчастные случаи. В каждой эскадрилье имеется представитель службы наземной безопасности из числа офицеров или опытных сержантов, который непосредственно занимается этими вопросами. На осуществление программы наземной безопасности САК ежегодно расходует 500000 долларов, но эти расходы себя вполне оправдывают. Мероприятия по обеспечению наземной безопасности позволили сэкономить по меньшей мере 1 500 000 долларов, которые пришлось бы затратить на лечение пострадавших от несчастных случаев, компенсацию за причиненный ущерб, ремонт самолетов и содержание обученного личного состава во время его вынужденного бездействия. [53]
Летная безопасность также постоянно находится в центре внимания. «Организация, в которой много несчастных случаев, говорит Лемей, никогда не сможет стать мощной боевой силой». Энергичная борьба за обеспечение безопасности полетов, проводившаяся в командовании в течение последних шести лет, привела к постепенному уменьшению процента летных происшествий, несмотря на резкое увеличение количества часов налета и возросшую глобальную ответственность командования, связанные с увеличением заморских перебросок и сменой частей, с постоянно увеличивающимся поступлением в САК необученного личного состава и новой техники, с увеличением трудностей технического характера, встретившихся при переходе с поршневых самолетов на реактивные. По скромным подсчетам, экономия за счет сокращения летных происшествий составила более 60 000 000 долларов. Сюда не включена экономия за счет предотвращения мелких происшествий. Каждый доллар, израсходованный в 1955 году на мероприятия по обеспечению летной безопасности, принес САК 49 долларов экономии. В настоящее время каждое авиакрыло имеет освобожденного от других обязанностей офицера, который отвечает перед командиром за безопасность полетов. Каждый начальник авиабазы и каждый командир авиакрыла несут персональную ответственность перед генералом Лемеем за безопасность полетов на вверенной ему авиабазе или в авиакрыле. Когда случается крупная авиационная катастрофа, Лемей неизменно требует личного доклада от командира авиакрыла, в котором произошла катастрофа. Это дает ему возможность получить из первых рук подробные сведения о каждой такой катастрофе о ее причинах, виновниках, принятых мерах. Личный доклад строгому генералу Лемею способствует лучшему пониманию командирами авиакрыльев того значения, которое придается сохранению летных экипажей, самолетов и долларов налогоплательщиков. Личному составу постоянно напоминают правила летной безопасности. Плакаты и транспаранты вывешены на видных местах на авиабазах САК, в сержантских и офицерских клубах, в военных магазинах, в оперативных комнатах и в комнатах предполетной подготовки летных экипажей. САК выпускает собственный журнал «Комгбат крю» (Боевой экипаж), в котором публикуются ценные сведения об опыте летных экипажей, освещаются проблемы безопасности полетов и популяризируются новые методы предотвращения летных происшествий. [54] Авиабазе, имеющей лучшие показатели по безопасности полетов, ежемесячно присуждается особый приз; специальный приз за безопасность полетов присуждается лучшей авиабазе также и в конце года. Ежемесячно каждое бомбардировочное авиакрыло определяет свой лучший летный экипаж, а каждое истребительное авиакрыло своего лучшего летчика-истребителя. Из их числа отдел службы безопасности полетов САК выбирает лучший летный экипаж и лучшего летчика-истребителя всего командования на данный месяц, которые получают специальные поощрения и награды. Так как для безопасности полетов большое значение имеет высококачественный ремонт и уход за самолетами, то ежемесячно определяется также и лучший специалист службы технического обслуживания в командовании. В целях привлечения внимания к проводимой кампании за повышение безопасности полетов, на каждой авиабазе сооружен специальный столб в стиле индейских священных столбов; на этом столбе ежемесячно отмечаются названия авиабаз, занявших первые пять мест. Надпись у основания столба гласит: «Достигни вершины путем безопасности полетов!» Отдел службы безопасности полетов организовал специальный почетный летный клуб, в который принимаются пилоты и другие члены летных экипажей, предотвратившие аварии самолетов благодаря своим умелым действиям в сложных условиях. Члены этого клуба награждаются миниатюрной моделью самолета, который они «спасли», в знак признания их вклада в дело обеспечения безопасности полетов. Лемей заявил:
«Нас может удовлетворить только полное изжитие летных происшествий, являющихся результатом ошибочной оценки обстановки, небрежности или недостаточного профессионального мастерства. Мы стремимся к тому, чтобы летные экипажи и личный состав наземных обслуживающих служб никогда не забывали о значении безопасности полетов. Сохранение человеческих жизней и экономия денежных средств благодаря эффективному внедрению безопасных методов пилотирования во много раз окупят нынешние расходы на мероприятия по сокращению летных происшествий. Кроме того, безопасность полетов повышает наши боевые возможности. Самолеты и экипажи, которые могли потерпеть катастрофу, остаются в строю и укрепляют мощь нашего командования». [55]Летчики стратегического авиационного командования знают, что США не намереваются воевать с помощью «смертников». Они знают также, что с боевого задания не возвратится лишь очень незначительная часть бомбардировщиков. Каждый летчик уверен в том, что он и все члены его экипажа успешно возвратятся на свою базу. Америка уверена, что САК и его личный состав выполнят свой долг. На подготовку каждого члена летного экипажа требуется много времени и усилий. Но его задача не исчерпывается проведением только одного боевого вылета. Летные экипажи САК отнюдь не «смертники». Если летчик стратегического авиационного командования будет вынужден приземлиться на болото, в лесу, на воду или в тундре, не имея при себе ничего, кроме парашюта, он знает, что нужно сделать, чтобы остаться в живых. САК обучает его этому. Специальные школы начального типа имеются почти на всех авиабазах, а на авиабазе Стэд близ Рено (штат Невада) расположена школа повышенного типа. В этих школах личный состав САК обучается самостоятельным действиям в самых сложных условиях. Там летчиков обучают также методам побега из тюрем, концентрационных лагерей и других мест заключения. ВВС рассматривают попытку к бегству в случае пленения как составную часть воинского долга летчика. По окончании классных занятий, продолжающихся в течение нескольких дней, летчики сдают особый экзамен «на выживание». В зимнее или летнее время их доставляют в отдаленные районы и оставляют там одних. Обычно им требуется около девяти дней, чтобы вернуться на свою авиабазу; по пути к авиабазе они должны сами находить пищу и ночлег. Охота, рыбная ловля, расстановка капканов и сетей могут показаться занятиями весьма далекими от искусства вождения атомного бомбардировщика. Однако хорошо поставленная подготовка «на выживание» придает летчикам САК особую уверенность, отличающую их от других военнослужащих. Эта уверенность объясняется также убежденностью летчика САК в том, что он способен одержать верх над любым противником как в воздушном, так и в рукопашном бою. Летчику САК, возможно, придется выброситься с парашютом над вражеской территорией и встретить при приземлении противника, стремящегося убить его. [56] Вооруженный знанием
лучших приемов рукопашного боя, летчик САК имеет много шансов выйти из этого поединка победителем. Он, возможно, и не обладает ловкостью профессионала, но он знает приемы сохранения равновесия и нанесения ударов по системе дзюдо{6}. Он знает захваты и броски, применяемые в вольной борьбе, и приемы использования ножа и дубинки, применяемые полицейскими.Он должен знать все эти вещи, если он хочет служить в САК. Обучение этим приемам производится по 15-часовой программе. Его учат, как надо драться и причинять максимальные повреждения противнику, а также выбирать наиболее эффективный прием в данной конкретной ситуации. Такая тренировка закаляет летчика духовно и физически. У него воспитывается воля к победе, а это имеет очень важное значение. Однако летчику САК надо знать все эти приемы не только из соображений самозащиты. 15-часовая программа позволяет развить у летчика каждый мускул и подготовить среднего члена летного экипажа физически и морально к дальним боевым полетам на межконтинентальном бомбардировщике.
Однако в жизни летчика есть такие стороны, которые не могут быть предусмотрены программой боевой подготовки, например, внезапное оставление летчиком близких ему людей в тяжелое для них время. Внезапные и непредвиденные переброски людей и самолетов на заокеанские базы это вещи, с которыми должны мириться семьи личного состава САК. Родные и близкие летчиков САК хорошо понимают древнее предание о тех, кто стоит на дороге и ждет возвращения с войны своих близких. Такого рода проблемы не нашли своего решения в САК. И они никогда не будут решены. Но командование сделало много, чтобы облегчить жизнь семей летчиков, признав, что забота об их благополучии входит в круг его официальных обязанностей. Например, при каждой авиабазе САК имеется «центр помощи членам семей летчиков», состоящий из офицера и двух сержантов или рядовых. Добровольные комитеты жен офицеров, сержантов и рядовых помогают этим центрам в их работе. Практически центры в состоянии удовлетворить просьбу о помощи любого характера, включая медицинскую или финансовую помощь, личные или домашние услуги, получение денежного аттестата, помощь по случаю потери кормильца; они поддерживают связь с местными организациями, например с Красным Крестом и другими благотворительными обществами. [57]
Каждая авиабаза занимает значительную территорию и напоминает большой современный город; перед ней стоят те же проблемы, что и перед городами. Вместо мэра здесь начальник авиабазы. За порядком следит военная полиция ВВС, действующая такими же методами, как и гражданские полицейские органы. Строительные функции здесь выполняют эскадрильи аэродромных сооружений, а медицинские группы, эскадрильи продовольственного снабжения, автотранспортные эскадрильи и офицеры финансовой службы делают то же, что в городах ежедневно делают врачи, повара, торговцы, транспортные компании, банки и газеты. Боевым авиачастям САК приданы группы аэродромного обслуживания, назначение которых состоит в административном и хозяйственном обеспечении. Снабжая всем необходимым тысячи людей, поддерживая в надлежащем порядке сооружения стоимостью в миллионы долларов и отвечая за содержание в отличном состоянии дорог, взлетно-посадочных полос и жилых кварталов, эти группы дают летным экипажам возможность посвятить все свое служебное время исключительно вопросам боевой учебы, служащей залогом их боевой готовности.
В частном предпринимательстве легко определить, имеет ли фирма успех: она или получает прибыль или прекращает деловые операции. А для стратегического авиационного командования единственной «прибылью» служат его боевые возможности, определить которые намного труднее, чем сосчитать доллары и центы. Командование разработало уникальный метод определения своей способности вести боевые действия, который так же важен для САК, как отчет о прибылях и убытках для частных компаний. Генералу Лемею достаточно беглого взгляда на лист бумаги, лежащий перед ним на его командном пункте, чтобы получить полное представление о состоянии летных экипажей и самолетов, результатах учебного бомбометания, планах боевой подготовки и о других важных вопросах, которые в совокупности дают полную картину боевой готовности командования. Этот лист носит название контрольно-оперативной сводки (Management Control Statement) и содержит показатели каждой авиачасти САК по определенным областям деятельности, перечисленные в порядке их важности для командования в целом. [58] Генерал Лемей охарактеризовал значение этого документа следующим образом. «Эта система оценок является инструментом оперативного контроля, причем итоговый показатель не так уж важен. Иногда лучше иметь низкий балл, так как он указывает на недостатки, которые, возможно, удастся исправить путем принятия надлежащих мер». Сводка составляется штабом САК на основе данных, полученных из авиачастей, расположенных во всех уголках земного шара. Лемей проверяет сводку ежемесячно. Он получает и другие отчеты, ибо САК во многом напоминает крупную деловую организацию. Эти отчеты охватывают вопросы планирования, прохождения службы личным составом, ремонта и восстановления техники, заключение контрактов, заявки на предметы довольствия и снабжения и многие другие вопросы, связанные с управлением крупной боевой организацией. Основное различие между управлением деловой корпорацией и управлением САК заключается в следующем: конечный продукт САК не доллары, а летные часы. Если деловая корпорация беспокоится о рынках сбыта, то командующий САК должен использовать каждый летный час для повышения боевого мастерства летных экипажей.
Большое внимание в стратегическом авиационном командовании уделяется повышению бдительности офицеров, сержантов и рядовых. При исполнении служебных обязанностей летчики САК имеют при себе пистолеты, а рядовые, охраняющие стоянки самолетов, вооружены карабинами. САК несет ответственность за безопасность нации. Полиция военно-воздушных сил, не имеющая себе равных во всем мире, бдительно несет свою службу. Каждому военнослужащему САК постоянно напоминают о возможности диверсии. Генерал Лемей очень серьезно относится к этим вопросам, понимая, что каждая авиабаза САК может явиться объектом диверсии или внезапного нападения. Его служба безопасности проверяет бдительность офицеров и рядовых САК, устраивая всевозможные ловушки. Не так давно в штабе САК один генерал вежливо встал из-за своего рабочего стола, чтобы позволить трем телефонистам исправить телефонную линию в кабинете. Но когда «телефонисты» принялись за работу, генерал заметил, что они одеты в рабочее обмундирование военнослужащих. Он выхватил пистолет, приказал им поднять руки и позвал на помощь. [59] «Телефонисты» оказались агентами службы безопасности. Уже когда они кончали свою работу, генерал вспомнил, что телефонные линии обычно исправляли представители телефонной компании, а не военнослужащие. «Телефонисты» оставили под столом записку для генерала о том, что он будет «взорван». В другой раз воррент-офицер задержал капитана САК, угрожая ему пистолетом, так как ему показалось, что капитан только выдает себя за офицера САК. Проверка показала, что воррент-офицер ошибся, но он не был наказан.
...Сегодня экипажи самолетов САК чувствовали себя уверенно, они знали, что долгие и трудные годы боевой подготовки позволят им выполнить свой долг.