Содержание
«Военная Литература»
Военная история

В этой книге описывается воздушное нападение на Соединенные Штаты. Само собой разумеется, что сам факт нападения является вымыслом и используется для того, чтобы показать современную организацию военно-воздушных сил США. Все остальное, по моему мнению, излагается точно и правдиво. Отказавшись от обычного деления на главы, я составил книгу из разделов, написанных в форме подробных газетных отчетов о боевых действиях ВВС, якобы имевших место в действительности. В этих корреспонденциях, переданных в день нападения на США из разных уголков земного шара по каналам вымышленного телеграфного агентства, читатель найдет различные сведения о частях и соединениях, входящих в состав военно-воздушных сил США, сведения по истории американской авиации, а также данные о взаимосвязи военно-воздушных сил и авиационной промышленности США. Другими словами, читателю предлагается исчерпывающее описание ВВС — самого молодого вида наших вооруженных сил.

А. Б.

...Остров Нунивак у западного побережья Аляски... На унылой и мрачной, покрытой снегом равнине стоял эскимос, одетый в тяжелую парку. Вдруг он поднял к глазам бинокль и стал пристально рассматривать едва заметные белые полоски, появившиеся высоко в небе.

Затем он подбежал к своему домику и широко распахнул дверь; в спешке он даже забыл закрыть ее. Вслед за ним в домик ворвался поток морозного воздуха с мелкими снежинками. Ничего не замечая, эскимос устремился к коротковолновому радиопередатчику и щелкнул переключателем.

— Элмендорф... говорит остров Нунивак. Авиационная база Элмендорф... говорит остров Нунивак!

Начались долгие секунды ожидания. Вдруг в комнате раздался громкий голос:

— Остров Нунивак, я — Элмендорф. Перехожу на прием.

Эскимос прильнул вплотную к микрофону:

— Вижу четыре самолета. Принадлежность неизвестна. Курс — на восток. Идут на очень большой высоте. Определить тип не могу.

Ответ последовал немедленно:

— Нунивак, я — Элмендорф. Донесение принял.

Эскимос выключил передатчик и только теперь заметил снег, влетавший в комнату. Выругавшись, он вышел из домика и тщательно прикрыл за собой дверь. Эскимос посмотрел вверх и нахмурился. «Может быть, это учения?» — подумал он. Но это были не учения. Начиналось сражение за Северную Америку.

Командование ПВО континентальной части США

Колорадо-Спрингс (штат Колорадо).


Ниже приводится рассказ очевидца о том, как командование ПВО континентальной части США встретило вторгшегося противника.

Первый сигнал воздушной тревоги был передан в штаб командования ПВО континентальной части США на авиационной базе Энт по телетайпу в 10.17. Самолеты противника были обнаружены постом наблюдения на острове Нунивак у побережья Аляски. С острова Нунивак сообщение было передано на авиационную базу Элмендорф (Аляска). Центр управления ПВО на базе Элмендорф привел в боевую готовность 25-ю авиационную дивизию на авиационной базе Маккорд в Такоме (штат Вашингтон). Через несколько секунд сообщение было передано далее, в штаб Западного округа ПВО в Гамильтоне (штат Калифорния), который передал сообщение в штаб командования ПВО континентальной части США.

В Колорадо радиограмма была принята одним из многочисленных телетайпов, расположенных за огромной перегородкой из плексигласа в здании центра управления командования ПВО.

Никто, кроме офицеров штаба ПВО, и не подозревал о надвигающихся событиях. Колорадо-Спрингс — курортный городок у подножья Скалистых гор. Отели города были переполнены пожилыми людьми, приехавшими сюда поправить свое здоровье. По улицам беспрерывно сновали виллисы и фермерские фургоны. Отгороженный высокими скалами из красного песчаника с одной стороны и охваченный бескрайними прериями с другой, Колорадо-Спрингс казался тихим убежищем, которого не коснется никакая буря. [18]

Но всего в километре от центра города, в трехэтажном здании без окон, обнесенном несколькими рядами колючей проволоки, уже кипела работа. В этом здании располагался центр управления командования ПВО — крупнейший в мире узел связи, нервный центр системы воздушного, наблюдения, призванной охранять границы северо-американского континента.

Здесь, на своем командном пункте, генерал Эрл И. Партридж приступил к выполнению задачи, которая была сформулирована Объединенным комитетом начальников штабов всего в семи словах: «Обеспечить оборону Соединенных Штатов от воздушного нападения».

Центр управления боевыми действиями командования ПВО континентальной части США, построенный подобно амфитеатру медицинской школы в несколько ярусов, действует и охраняется круглосуточно. Все сиденья обращены в сторону щита из плексигласа размером 6X9 м, на котором выгравирована контурная карта США, Канады и части арктического района. Это главная карта-планшет обстановки. Стоящие с противоположной стороны щита бригады из состава женского вспомогательного корпуса ВВС, обученные искусству «письма наоборот», наносят на карту местонахождение и курс каждого неизвестного самолета, обнаруженного сетью радиолокационных станций. Сеть эта проходит по северной границе США, через Канаду, Аляску и район командования ВВС в Северо-восточной зоне, захватывает морские подходы к побережьям Атлантического и Тихого океанов, а также территорию США. Разметка на карте-планшете ведется в основном женщинами, так как женщины обычно имеют более четкий почерк. Над большой картой обстановки, представляющей собой самый крупный в мире щит из плексигласа, установлено шестеро часов, которые показывают время в различных городах мира. Около карты-планшета размещены карты погоды и другие вспомогательные карты и планы. Вход в эту комнату охраняется вооруженными часовыми, а офицеры, работающие в ней, имеют личное оружие.

Все работавшие в этом центре сознавали возможность диверсии. В связи с этим в совершенно другом пункте, место расположения которого хранилось в строгой тайне, идентичную информацию получали другие офицеры, которые должны были взять на себя руководство организацией ПВО, если противник выведет из строя основной центр управления командования ПВО в Колорадо. [19]

Сквозь щит из плексигласа можно было видеть похожие на привидения безмолвные фигуры женщин, отмечающих на нем курс самолетов, о которых докладывали тысячи добровольцев корпуса наземного наблюдения, охотники, служащие конной полиции Канады и эскимосы с Аляски.

Справа от основной карты-планшета находился так называемый «указатель данных о неизвестных самолетах». Типичная запись на этом указателе выглядела примерно так: PD 12D 2045 1 35 40 2 О TR 1B47 IDFR.

Эта запись означала, что проводку 12-го неизвестного самолета, обнаруженного кораблем радиолокационного дозора, осуществляла радиолокационная станция под кодовым наименованием «D». Самолет был обнаружен в 20.45 по меридиану «Зебра» (Гринвичскому), и было установлено, что он идет на высоте 35 000 футов со скоростью 400 узлов{2}. Для его опознавания в воздух были подняты 2 истребителя-перехватчика; зенитные батареи и дневные истребители не использовались. Обнаруженный самолет оказался сбившимся с курса американским реактивным бомбардировщиком В-47. Самолет был опознан как свой истребителями-перехватчиками.

Если бы бомбардировщик оказался чужим, то немедленно были бы приняты более решительные меры. Задачи командования ПВО не ограничиваются лишь обнаружением и опознаванием самолетов. Оно должно быть готово к перехвату и, при необходимости, к уничтожению любого «летящего объекта».

Опознавание самолетов — сложное дело. В США ежедневно производится в среднем около 30 000 полетов. Чтобы быть уверенным, что ни один вражеский самолет не проскочит незамеченным через сеть радиолокационных станций и постов корпуса наземного наблюдения, необходимо точно опознавать каждый неизвестный самолет. [20]

Для решения проблемы опознавания самолетов командование ПВО континентальной части США, руководимое Партриджем, разработало систему контроля за воздушным движением в ряде районов по границам США и над основными атомными заводами в Ок-Ридже (штат Теннесси), Лос-Аламосе и Сандни (штат Нью-Мексико). Эти районы называются зонами опознавания ПВО. Экипажи всех самолетов, которые должны пролетать через эти зоны, обязаны заранее сообщать свои планы полета. Эти планы затем сверяются с курсами самолетов, обнаруженных радиолокационными станциями или постами корпуса наземного наблюдения, что позволяет быстро и безошибочно опознавать самолеты. Если самолет сбивается с курса или появляется там, где ему не положено быть по плану полета, то в воздух немедленно поднимаются истребители-перехватчики командования ПВО ВВС. Пассажирским самолетам, направляющимся в Нью-Йорк или Лос-Анжелос из Европы и Азии, еще до вылета отводится строго определенная зона полета. Пилоты обязаны придерживаться указанного им порядка подхода к зоне и входить в нее в пределах десяти минут от установленного им времени. Если самолеты входят в зону раньше или позже установленного срока или не придерживаются заданного курса, для их опознавания немедленно поднимаются в воздух истребители-перехватчики.

Для бесперебойной деятельности центра управления командования ПВО организация связи имеет такое же большое значение, как люди и оружие. По объему использования средств связи командования ПВО ВВС уступает лишь почтово-телеграфной компании «Уэстерн юнион». Центр управления связан со штабом противовоздушной обороны Канады в Сент-Хуберте, около Монреаля (провинция Квебек), с командованием ВВС в зоне Аляски, командованием ВВС в Северо-восточной зоне, с Пентагоном, со штабом стратегического авиационного командования и с каждой из своих трех армий ПВО и шестнадцати авиационных дивизий на территории страны. В настоящее время существуют три объединенные армии ПВО: восточная армия ПВО со штабом на авиабазе Стюарт (Ньюберг, штат Нью-Йорк); центральная армия ПВО, штаб которой расположен на авиабазе Грандвью, около г. Канзас-Сити (штат Миссури), и западная армия ПВО со штабом на авиабазе Гамильтон (Гамильтон, штат Калифорния), недалеко от Сан-Франциско. [21] Командующие воздушными армиями ПВО осуществляют оперативное управление всеми частями ПВО ВВС, армии, ВМФ и корпуса морской пехоты, находящимися в районах этих воздушных армий. Партриджу как главнокомандующему ПВО континентальной части США подчиняются все части ВВС, сухопутных войск, военно-морского флота и корпуса морской пехоты, которые могут быть использованы для организации противовоздушной обороны страны. Партридж, кроме того, возглавляет командование ПВО ВВС США, на которое возложена вся ответственность за организацию противовоздушной обороны в системе военно-воздушных сил. Командование ПВО континентальной части США является первым в истории страны в полном смысле объединенным командованием на территории США. Так же, как и стратегическое авиационное командование, оно, через начальника штаба ВВС генерала Натана Ф. Туайнинга, подчиняется непосредственно Объединенному комитету начальников штабов.

На верхнем ярусе в помещении центра управления в штате Колорадо находится импровизированный кабинет генерала Партриджа. Стеклянная перегородка отделяет его стол, находящийся напротив карты-планшета, от остальной части центра управления. Однако со своего места он может видеть и слышать все происходящее в комнате. Рядом с его креслом установлены три телефонных аппарата — черный, красный и белый. По обычному аппарату, окрашенному в черный цвет, не разрешается вести никаких секретных разговоров. Провода, ведущие к белому аппарату, заключены в толстый свинцовый кабель; при разговоре по этому телефону можно обсуждать секретные вопросы. Красный телефонный аппарат, провода которого еще надежнее защищены от подслушивания, является самым секретным телефоном; по нему ведутся разговоры со стратегическим авиационным командованием, с Пентагоном и другими учреждениями.

Рядом с креслом Партриджа находятся кресла командующего ПВО армии США и командующего частями ВМФ, участвующими в противовоздушной обороне страны.

Внизу, на первом ярусе, располагались офицеры, проверявшие правильность поступающей информации, указываемой на карте-планшете; на втором ярусе — офицеры, анализировавшие поступающие данные; там же находился офицер управления авиацией ПВО, ответственный за работу всей смены. [22]

Так выглядел центр управления за несколько секунд до получения первого сигнала тревоги. Внезапно над картой обстановки загорелась желтая лампочка, и в ту же секунду раздался гулкий тревожный удар колокола — сигнал обнаружения неизвестного самолета.

Затем последовал второй сигнал желтой лампочки, потом третий и четвертый. Каждый сигнал сопровождался ударом колокола.

Данные, переданные по радио эскимосом с далекого острова Нунивак (Открытие), уже через несколько минут были нанесены на основную карту-планшет.

Ответственным дежурным в этот момент был майор Фасе, офицер управления авиацией ПВО, который оказался старшим по званию из работавших в это время в центре. Начальник центра полковник Гарри Шуп в это время был на заседании в штабе, находящемся в нескольких шагах от здания центра. Фасе уже давно привык к огромному нервному напряжению, которого .требовала его работа. Он прекрасно понимал, что каждый неизвестный самолет, отмеченный на карте-планшете, может оказаться самолетом противника, готовым нанести атомный удар по США. Но он хорошо знал и то, что 30–40 неизвестных самолетов, обнаруживаемых каждый день, впоследствии оказывались своими самолетами, сбившимися с курса; отметки, которые он видел теперь на карте-планшете, тоже могли означать свои самолеты, выполняющие учебно-боевые полеты, или мирно следующие по своим маршрутам гражданские самолеты.

Фасе продолжал внимательно следить за картой-планшетом, думая в то же время о тех самолетах, которые в любую минуту готовы подняться в воздух, чтобы встретить противника.

На карте-планшете появлялись все новые и новые отметки. Беспрестанно звонил колокол, отмечая обнаружение неизвестных самолетов. Аляска сообщает о четырех неизвестных самолетах. Радиолокационные станции, расположенные на северной границе Ньюфаундленда, обнаружили несколько неизвестных самолетов, идущих на большой высоте и с большой скоростью. [23]

Фасе поднял трубку красного телефонного аппарата. «Соедините меня со стратегическим авиационным командованием», — сказал он, глядя на секундную стрелку своих часов. Через 9 секунд — это было немногим дольше, чем обычно, — он услышал ответ. — «Говорит Прайор Пэррот», — сказал Фасе и попросил выяснить, нет ли в воздухе самолетов стратегического авиационного командования в районах, где были отмечены неизвестные самолеты.

Дежурный офицер на авиабазе стратегического авиационного командования Оффут (Омаха, штат Небраска) ответил отрицательно.

Затем Фасе позвонил в командование ВВС в Северовосточной зоне, командование ВВС в зоне Аляски и в военную авиационную транспортную службу. Несмотря на то что каждый разговор занял всего лишь несколько секунд, за этот короткий промежуток времени Фасе отчетливо вспомнил все события, происшедшие несколько лет назад, в 1952 г., когда, как казалось, с минуты на минуту может начаться третья мировая война. Эти события помогли Фассу принять правильное решение в тот момент, когда от него зависела жизнь нации.

...В 0.25 утра на дежурстве в центре управления боевыми действиями находился молодой офицер капитан Хиссен, переведенный сюда с Аляски. Шли первые минуты 17 апреля 1952 г. Выступая в этот же день на пресс-конференции, президент Трумэн, отвечая на вопросы Американского общества издателей газет, указал, что должность президента США выборная и что его решение не баллотироваться вновь на этот пост связано с его убеждением, что незаменимых людей нет. Президенту также был задан вопрос о его указании, данном на прошлой неделе министру торговли Чарльзу Сойеру взять под свой контроль заводы сталелитейных компаний США для предотвращения забастовки 600 000 членов профсоюза рабочих сталелитейной промышленности, входящего в Конгресс производственных профсоюзов. Трумэн защищал принятое им решение и заявил, что он действовал в интересах страны. Президент, однако, не упомянул, что этой ночью он был поднят с постели, так как командование ВВС решило, что начинается война. Когда зажегся желтый сигнал и раздался удар колокола, Хиссен посмотрел на карту-планшет. Над островом Нунивак были замечены четыре инверсионных следа от самолетов, которые шли в направлении юго-юго-восток. [24] Со времени их появления прошло уже час двадцать семь минут. Сведения об этих самолетах поступили из центра управления ПВО в Элмендорфе в 25-ю авиационную дивизию на авиабазе Маккорд (Такома, штат Вашингтон), а оттуда в штаб западной воздушной армии ПВО в г. Гамильтон. Капитан Хиссен немедленно позвонил по телефону дежурному офицеру разведки капитану Джозефу Буду. В этот вечер капитан как раз изучал разведывательный документ, который, руководствуясь необходимостью соблюдения тайны, мы будем называть «документ X»; документ был чрезвычайно важным. «Документ X» имел непосредственное отношение к задачам командования ПВО ВВС, но получение какого-либо подтверждения содержавшихся в нем данных в то время было исключено. Хиссену о «документе X» ничего не было известно. Но капитан Вуд знал о нем и поэтому немедленно позвонил заместителю начальника штаба командования ПВО ВВС по разведке полковнику Вудбери Бэрджессу (впоследствии получившему звание бригадного генерала). Бэрджесс в этот вечер до 22.30 также работал с «документом X» и докладывал о нем заместителю начальника штаба по оперативным вопросам генерал-майору Кеннету Бергквисту.

Капитаны обычно долго раздумывают, прежде чем позвонить своему начальнику среди ночи, и у Вуда были для этого все основания. Кто же на самом деле прислал это сообщение? Какой-то эскимос. Достоверно ли это известие? Ведь, в конце концов, были отмечены лишь следы самолетов в воздухе, а не сами самолеты. Вуд не мог бы ответить на все эти вопросы, но он не колебался. Он позвонил Бэрджессу, а затем поставил в известность штаб командования ПВО военно-воздушных сил Канады в Сент-Хуберте.

Бэрджесс немедленно приехал в штаб и внимательно изучил обстановку вместе с капитанами Хиссеном и Вудом, а затем разбудил Бергквиста и сообщил ему о замеченных над о. Нунивак следах неизвестных самолетов. Генерал Бергквист, не теряя времени, прибыл в штаб. После дальнейшего тщательного изучения обстановки было решено уточнить сведения, полученные с о. Нунивак, связавшись через западную воздушную армию ПВО с авиабазой Эл-мендорф. Ответ, полученный командованием, гласил: «У нас никаких данных нет». Дальнейшая связь с Аляской после этого неожиданно прекратилась. [25]

К этому времени деятельность органов ПВО развертывалась со все возрастающей быстротой. Телефонные линии, связывающие штаб командования с воздушными армиями ПВО, работали с полной нагрузкой. По секретным телефонам проводились совещания руководства ПВО.

О создавшемся положении было доложено дежурному генералу командного пункта ВВС США в Пентагоне.

В 02.20 Бергквист позвонил заместителю командующего командованием ПВО ВВС генерал-майору Фредерику Смиту-младшему. «Мы получили весьма важные сведения. По-моему, вам лучше приехать», — сказал он спокойно, но вместе с тем настойчиво. Этой фразы для Смита, который также был информирован о «документе X», было вполне достаточно, и в рекордно короткое время он прибыл в штаб командования.

Смит ознакомился с теми мерами, которые были приняты ранее. Затем было определено расчетное время прибытия неизвестных самолетов. При скорости 740 км/час они должны были быть обнаружены радиолокационной сетью Сиэтла в 04.30 утра по колорадскому времени. Часы показывали 03.00; оставалось всего полтора часа. Смит тщательно оценил те действия, которые можно было бы теперь предпринять. Во-первых, можно было известить западную армию ПВО, чтобы она привела в боевую готовность свои радиолокационные станции управления истребителями и службы ВНОС. Можно было, во-вторых, объявить в западной воздушной армии ПВО 5-минутную боевую готовность. Однако Бэрджесс и Бергквист вполне резонно указывали на то, что Чикаго, так же как и Сиэтл, находится под угрозой нападения; не исключена возможность и одновременной бомбардировки обоих районов.

Смотря издали на генералов Бергквиста и Смита, спокойно курящих и негромко разговаривающих между собой, можно было подумать, что они говорят о политике, бейсболе или о своих семьях. В 03.10 утра к ним подошел капитан Буд и доложил, что восточная армия ПВО только что сообщила об обнаружении пяти неизвестных самолетов над островом Преск-Иль, находящимся в штате Мэн.

Генерал Смит быстро принял решение. «Больше раздумывать нельзя. Немедленно объявите о приведении всего командования ПВО ВВС в состояние полной боевой готовности», — сказал он.

Это произошло в 03.11 утра 17 апреля 1952 г. Был поставлен в известность штаб ВВС в Вашингтоне, предупреждены члены Объединенного комитета начальников штабов, разбудили и президента Трумэна.

По сигналу боевой готовности летные экипажи заняли свои места в самолетах. По тревоге были подняты все части ПВО, а также поставлены в известность руководители гражданских министерств и ведомств. Ничего не было известно лишь населению.

По телефону для совершенно секретных разговоров штаб командования ПВО связался с тремя воздушными армиями ПВО и стратегическим авиационным командованием. Одной из главных задач командования ПВО является своевременное предупреждение стратегического авиационного командования, чтобы этот самый мощный наступательный элемент вооруженных сил нации не был захвачен врасплох на своих авиационных базах.

По телефону были также предупреждены тактическое авиационное командование, командование научно-исследовательских работ, командования по испытанию авиационной техники и по подготовке кадров ВВС, а также другие командования и службы ВВС. Генералу Бенджамину Чидлоу, являвшемуся тогда главнокомандующим ПВО континентальной части страны, было немедленно доложено о принятых мерах. Генерал Чидлоу, ушедший в отставку в июле 1955 г. и сдавший командование генералу Партриджу, командующему ВВС США в Дальневосточной зоне, сделал много в деле Организации ПВО страны.

Основным командованиям ВВС, которые при чрезвычайный обстоятельствах предоставляют командованию ПВО свои истребители, были переданы указания доставить летные экипажи на авиабазы, в кратчайший срок подготовить к боевым вылетам наибольшее количество самолетов и привести в действие систему материально-технического обслуживания.

Комплектование дополнительных обслуживающих бригад в штабе заняло десять — пятнадцать минут. Местные телефонные коммутаторы работали с полной нагрузкой. Трудности вызова оператора для следующего разговора приводили к некоторым задержкам, которые, однако, не были сколько-нибудь серьезными.

В течение 47 минут была введена в действие система связи для управления истребителями и службой ВНОС, обслуживаемая личным составом командования. Этот срок нужно признать чудом оперативности, так как система вводилась в действие в ночных условиях, а три участка к тому времени еще не вступили полностью в строй. [27]

В течение всего этого времени предпринимались попытки обнаружить неизвестные самолеты, приближающиеся к побережью страны. Связь с Аляской все еще не была налажена. Западная воздушная армия была приведена в полную боевую готовность с учетом расчетного времени прибытия самолетов противника в 04.30. Были поставлены в известность командующие прибрежных районов; дежурные офицеры этих районов были готовы дать необходимые указания в соответствии с заранее разработанным планом действий.

В 03.41 утра о создавшейся обстановке было сообщено командованию ПВО армии США, которое немедленно разослало заранее подготовленные указания о приведении в состояние боевой готовности всех стационарных объектов командования и о подготовке других зенитных частей к передвижению по сигналу тревоги.

На западном побережье для перехвата неизвестных самолетов поднялись в воздух реактивные истребители.

Генерал Чидлоу прибыл в штаб и, попивая кофе и покуривая сигареты, ознакомился с обстановкой, прослушав запись на магнитофоне. Интересно заметить, между прочим, что, как было подсчитано позднее, в эту ночь в штабе было выпито 38 литров кофе.

Генерал Чидлоу лично поговорил с командующими подчиненных ему западной, восточной и центральной воздушных армий. Все командующие доложили о самом серьезном подходе их штабов к решению поставленных задач в кратчайшие сроки, а также о почти идентичных мерах, предпринимаемых в подчиненных им частях и соединениях.

Реактивные истребители быстро обнаружили неизвестные самолеты над штатом Мэн — один самолет «Констеллейшн» французской авиалинии, один транспортный самолет английской авиалинии и «Стратоклиппер» авиалинии Пан-Америкен. Пилоты этих самолетов, заметив реактивные истребители в непосредственной близости, немедленно «замигали» посадочными огнями, чтобы летчики-истребители могли убедиться, с кем они имеют дело... [28]

Все эти самолеты получили соответствующие разрешения в Гандере (Ньюфаундленд) на вылет и сообщили планы полета в соответствии с правилами командования ПВО ВВС. Однако метеорологические условия, в особенности ветер, потребовали изменения этих планов уже во время полета, а нарушение связи с двумя канадскими радиостанциями Маунт-Жоли и Севен-Айленд не дали возможности сообщить об изменении курса в Преск-Иль (штат Мэн). Чтобы гарантировать себя от каких-либо случайностей, командование ВВС приказало истребителям следовать за самолетами и полностью убедиться в правильности представленной ими информации.

Все эти данные были сообщены в штаб, и напряжение несколько спало. Однако наблюдение велось по-прежнему. К 04.00 связь с Аляской еще не была налажена. В этот ранний час воздушное движение было незначительным. Восточная воздушная армия ПВО сообщила о двух опознанных самолетах, центральная — о трех и западная — об одном самолете. Каждый раз, когда зажигался желтый сигнал и звонил колокол, все с нетерпением ожидали дальнейших сообщений; но на указателе появлялись буквы, показывающие, что самолеты были своими, и отметки этих самолетов стирались с карты-планшета.

Напряженное ожидание продолжалось до 05.42 утра, когда генерал Чидлоу, убедившись, что угроза миновала, приказал отменить положение боевой готовности.

Инверсионные следы самолетов, замеченные над о. Нунивак, больше нигде отмечены не были. Как было установлено позднее, на авиабазе Элмендорф сообщение о замеченных следах самолетов было получено через 52 минуты после их обнаружения; немедленно было передано указание радиолокационной станции в Галина начать поиск на максимальное расстояние. Именно в это время самолеты, пролетевшие над островом Нунивак, при продолжении полета прежним курсом должны были пройти через зону действия радиолокационной станции в Галина и на одну или две минуты появиться на экране. Но радиолокационная станция ничего не обнаружила.

В докладе ныне покойному генералу Хойту С. Ванден-бергу, бывшему в то время начальником штаба ВВС США, генерал Чидлоу указывал: «Я получил убедительные доказательства того, что не только мой штаб, но и различные штабные органы и части ПВО полностью Осознают всю ответственность, связанную с организацией противовоздушной обороны, и что руководители не боятся этой ответственности...» [29]

...Военно-воздушные силы не предали огласке события, имевшие место ранним утром 17 апреля 1952 г. Но майор Фасе, сидевший теперь в том же кресле, в котором в то утро сидел капитан Хиссен, прекрасно знал об этих событиях, как и все офицеры командования ПВО континентальной части США. Он знал также, что во время происшествия в 1952 г. были приняты все необходимые меры. «Документ X», следы самолетов над островом Нунивак и неизвестные самолеты над штатом Мэн — все это могло быть связано с угрозой для безопасности США. Кроме того, он знал, что в следующий раз эта угроза может оказаться вполне реальной. Сегодня он звонил своим начальникам, не испытывая опасений. Сколько раз ему внушали мысль: если в чем-либо сомневаешься, немедленно звони. Он прекрасно усвоил то, о чем ему неоднократно говорили, — неожиданное нападение противника может привести к гибели американской нации, и он дал себе слово, что во время его дежурства не произойдет событий, подобных нападению на Пёрл-Харбор.

Несколько секунд спустя . прибыл начальник центра полковник Шуп, а вслед за ним генералы Смит и Партридж. Партридж позвонил в Пентагон, а затем отдал приказ привести командование ПВО ВВС в состояние полной боевой готовности. На специальном указателе в центре управления одна за другой зажглись лампочки: все районы докладывали о том, что они полностью готовы к отражению нападения противника.

Когда генерал Партридж взглянул сегодня утром на карту обстановки, он, благодаря своему большому жизненному опыту, сразу же понял состояние людей, которыми он командовал; он сам имеет квалификации пилота и штурмана. В момент нападения противника немногие были так хорошо подготовлены к выполнению своих служебных обязанностей, как Партридж. [30]

Офицеры разведки сообщили генералу Партриджу последние данные о военно-воздушных силах противника. Генералу доложили, что истребители командования ВВС в Северо-восточной зоне поднялись в воздух. Быстро был осуществлен перехват нескольких самолетов, и все сомнения рассеялись: было установлено, что это самолеты противника.

Командование ВВС в Северо-восточной зоне было приведено в состояние боевой готовности по «желтому сигналу» противовоздушной обороны, означающему, что возможно нападение самолетов противника. Доклад этого командования Партридж принял спокойно. Ничем не показывая своего волнения, он приказал ввести положение «желтого сигнала» на всей территории США. Самолеты командования ПВО ВВС были приведены в 5-минутную боевую готовность. «Желтый сигнал» был послан во все военные и основные гражданские учреждения; по этому сигналу был приведен в действие план контроля электромагнитного излучения — «КОНЭЛРАД». Планы контроля электромагнитного излучения, которое может быть использовано самолетами противника в целях аэронавигации, были разработаны министерством обороны при содействии Федеральной комиссии связи.

План «КОНЭЛРАД» предусматривал контроль за работой коммерческих радиовещательных станций; прекращать полностью работу этих станций было признано нецелесообразным, так как во время налета необходимо передавать по радио указания для населения о мероприятиях гражданской обороны. В соответствии с этим планом радиопередачи велись обычным порядком, однако в каждом городе или небольшом районе три или большее количество радиостанций вели передачи на одной волне в определенной последовательности, чтобы не дать самолетам противника возможности использовать свои самолетные радиопеленга-ционные средства.

Партридж приказал также ввести в действие план «СКАТ», который определяет порядок контроля за полетами гражданских и вспомогательных военных самолетов в период чрезвычайного положения. Этот план обеспечивает максимальное использование самолетов и воздушного пространства военными и гражданскими органами, выполняющими оперативные задания. [31] Было дано указание немедленно прекратить полеты всех гражданских самолетов, чтобы в воздухе находились лишь военные самолеты. Без проведения подобных мероприятий было бы крайне трудно или вообще невозможно опознавать самолеты в воздухе, так как, кроме проводки самолетов противника, нужно было бы осуществлять и проводку своих собственных неопознанных самолетов.

Проведение жесткого контроля за воздушным движением в значительной степени обусловливается применением автоматических и управляемых по радио средств противовоздушной обороны. Современные всепогодные истребители-перехватчики, управляемые снаряды и зенитная артиллерия управляются и направляются на цель при помощи радиотехнической аппаратуры. Для того чтобы использовать средства противовоздушной обороны, человеку совсем не нужно непосредственно наблюдать самолеты противника.

Командование ПВО континентальной части США привело в состояние боевой готовности свою 4602-ю эскадрилью разведывательной службы ВВС. Ее подразделения разбросаны по всей территории страны и имеют весьма важную задачу: быстро изучить и использовать захваченную авиационную технику противника и сведения, полученные от захваченных в плен на территории континентальной части США военнослужащих противника. Сбитые вражеские самолеты, захваченные в плен члены экипажей, а также найденные документы являются важными источниками разведывательной информации, могущей иметь громадное значение для организации противовоздушной обороны. Но эта информация имеет ценность только в том случае, если она поступает немедленно и может быть использована в ходе отражения воздушного нападения противника. Целью создания этой эскадрильи было обеспечение командования ПВО континентальной части практической возможностью оперативного ознакомления со сбитой авиационной техникой и быстрым допросом взятых в плен летчиков непосредственно на местах. Разведывательные группы были готовы в любую минуту по суше, по морю или по воздуху направиться к месту падения сбитого самолета противника. [32]

На командный пункт продолжали поступать донесения. На специальных самолетах и кораблях радиолокационного дозора, на «Техасских вышках»{3} (цепи выносных радиолокационных станций, расположенных непосредственно в океане у обоих океанских побережий США) все внимание было сосредоточено на экранах радиолокационных станций. По нескольку раз проверялись сводки погоды.

Внезапно положение на западном побережье стало угрожающим — контакт с противником был потерян. Неожиданно исчез с экранов радиолокационных установок на Аляске след неизвестного самолета. Штабные офицеры центра управления истребителями наносили на карты возможные направления нападения и вычисляли расчетное время и место пересечения границ США самолетами противника. Партридж просмотрел эти сводки и заказал ряд вызовов по своему самому секретному телефону.

Главнокомандующий ПВО континентальной части США дал «красный сигнал»; разговаривая по телефону с командующими западной, восточной и центральной воздушных армий ПВО, он предупредил их, что нападение противника может произойти с минуты на минуту.

Были оповещены все военные учреждения на территории США. Было предупреждено также федеральное управление гражданской обороны, несколько сотрудников которого постоянно находятся при командовании ПВО континентальной части страны.

Подтверждения о получении сигнала поступали в штаб командования со всех сторон. По мере того как эти подтверждения отмечались на специальном указателе, все яснее становились масштабы опасности, угрожавшей стране. Военно-воздушные силы готовили свои части к началу военных действий. По приказу штаба ВВС в Вашингтоне вступил в действие разработанный ранее план мобилизации авиационных частей.

Самолеты, вооружение и личный состав из различных авиационных командований ВВС, расположенных по всей стране, были мобилизованы для оказания помощи в противовоздушной обороне страны. Из состава командования по подготовке кадров ВВС, тактического авиационного командования, Национальной гвардии ВВС и Резерва ВВС были укомплектованы дополнительные части истребительной авиации. [33]

План контроля электромагнитного излучения «КОНЭЛРАД» был введен в действие на всей территории США; все радиовещание велось на частотах 640 и 1240 кгц,. Весь личный состав корпуса наземного наблюдения был приведен в состояние боевой готовности и круглосуточно вел наблюдение.

К этому моменту воздушная обстановка складывалась следующим образом: в пределах континентальной части США 16 дивизий противовоздушной обороны объединили в единую сеть более ста радиолокационных постов, которые непрерывно передавали в центр управления боевыми действиями сведения о самолетах противника. На морских границах страны самолеты и корабли радиолокационного дозора и выносные радиолокационные станции («Техасские вышки») бдительно наблюдали за воздухом, ожидая появления самолетов противника. В полной боевой готовности находилось более 50 эскадрилий всепогодных истребителей-перехватчиков командования ПВО ВВС, вооруженных ракетным оружием. Другие самолеты ВВС и военно-морской авиации следовали к назначенным им аэродромам. Одновременно велось комплектование дополнительных подразделений дневных истребителей из состава других основных авиационных командований и военно-морской авиации. Принимались меры к использованию в противовоздушной обороне боевых самолетов, базирующихся на авианосцы, находившиеся в континентальных водах и в портах США. Корпус наземного наблюдения, насчитывающий около 400 000 гражданских наблюдателей, был готов к выполнению своих задач.

На световом указателе вновь замигали лампочки. Девушка из вспомогательного женского корпуса ВВС подошла к одному из квадратов на карте-планшете и начала писать. Каждый квадрат представлял собой район в 155 кв. км. Сделанные ею отметки показывали курс самолета, обнаруженного канадской системой наземного наблюдения.

Через несколько секунд на карту-планшет был нанесен самолет, обнаруженный немного южнее канадской провинции Новая Шотландия.

Партридж поднял трубку своего красного телефона и сообщил на командный пункт Пентагона, что самолеты агрессора движутся по направлению к восточному поберёжью США. Самолеты противника приближаются также с запада и севера через Канаду, имея своей основной целью промышленные районы Среднего Запада. [34]

Генерал Партридж утомленно откинулся на спинку кресла: все шло своим чередом. Противнику не удастся без боя проникнуть в воздушное пространство USA. Уже в этот момент истребители, поднявшиеся с аэродромов Канады, Аляски и командования ВВС в Северо-восточной зоне, атаковали самолеты противника.

Манитоба (Канада).


Сегодня здесь, в затерявшемся далеко на севере городке в 150 км от Виннипега, началась битва за Северную Америку.

Первый этап сражения начался в комнате, где постоянно царила атмосфера напряженности. Однако сидящие здесь люди умели владеть собой и скрывали напряженность за непринужденным разговором.

Манитоба представляет собой небольшой поселок, в котором проживает всего около двухсот человек. Поселок расположен в красивой местности, здесь имеется электростанция, паровое отопление, канализация, водопровод, хорошие дороги — почти все удобства современного крупного города. Тайна Манитобы кроется под черными сферическими сооружениями, которые высятся над окрестными равнинами подобно гигантским шарам на зеленом поле бил-лиардного стола. Это — одно из звеньев радиолокационной цепи «Пайнтри»{4}, охраняющей Северную Америку от воздушного нападения.

В затемненной комнате сидели операторы. Каждый день, сменяясь через три часа, они наблюдали за арктическим небом и ожидали появления самолетов противника.

Самолеты, появлявшиеся в радиусе действия радиолокационной станции, немедленно засекались. В это утро внезапное появление трех неизвестных самолетов было зафиксировано несколькими радиолокационными станциями, расположенными к югу от границы.

— Кажется, это они, — сказал начальник станции майор Джон Ли, лично убедившись в правильности показаний радиолокатора.

Данные радиолокатора были тщательно проверены, зафиксированы и срочно переданы в центр управления участка ПВО. [36]

Сказались годы тренировки: станция справилась со своей задачей; и хотя операторы, сидящие в затемненной комнате, не были вооружены, именно они первыми вступили в начавшееся сражение. Передав донесение, майор Ли и его подчиненные продолжали сидеть у экранов, готовые обнаружить новые бомбардировщики противника.

Они вносили свой вклад в дело обороны страны, и их роль в борьбе с противником была не менее важной, чем роль солдат, ведущих огонь из орудий и пулеметов.

Осеола (штат Висконсин).


Первый выстрел в сражении за Соединенные Штаты был произведен сегодня лейтенантом Джоном Паскоски, пилотировавшим один из истребителей F-89D «Скорпион» 337-й эскадрильи истребителей-перехватчиков.

Паскоски было приказано уничтожить стратегический бомбардировщик противника, приближавшийся к Миннеаполису.

Так появилась первая сводка о боевых действиях. Паскоски был одним из сорока пилотов и операторов бортовых радиолокационных станций 337-й эскадрильи.

Первое сообщение о появлении противника получила радиолокационная станция в Осеоле. Станция засекла самолеты, обнаруженные ранее в Канаде радиолокационной станцией в Манитобе.

Стало очевидно, что часть сил противника направляется к густонаселенному промышленному району Чикаго.

Судя по времени, прошедшему с момента обнаружения противника, бомбардировщики должны были появиться над «двойным» городом Миннеаполис — Сент-Пол через 25 минут. Дежурные операторы в Осеоле срочно просмотрели все расписания пассажирских авиалиний и планы полетов военных и частных самолетов. Обычно расписания и планы используются для установления принадлежности самолета, летящего на определенной высоте с определенным курсом. Но в это утро было по-другому.

Обнаруженные самолеты не значились ни в каких расписаниях.

Дежурный по командному пункту нажал красную кнопку на пульте управления. В ангаре, расположенном в 200 метрах от командного пункта, завыла сирена. Ангар находится на дальнем краю гражданского аэродрома компании Уолд-Чемберлен в Миннеаполисе. [38]

При первых звуках сирены все в ангаре пришло в движение. Точности и быстроте действий летчиков позавидовала бы образцовая пожарная команда. Летчики из дежурной комнаты на втором этаже устремились к своим самолетам.

Вместе с ними в ангаре появились техники и авиамеханики.

Плавно поднялись массивные ворота ангара. Механики уже суетились у боевых машин.

Паскоски и его оператор забрались в кабину самолета. Вот заработали два реактивных двигателя. Тонкий свистящий звук постепенно нарастал, превращаясь в мощный рев.

Оружейники сняли заглушки с сигарообразных контейнеров на консолях самолета.

Каждый контейнер вмещал 104 реактивных снаряда. Одного такого снаряда было достаточно, чтобы уничтожить самый крупный бомбардировщик.

Обслуживающий персонал укрылся от газовой струи за щитом; «Скорпион» вырулил из ангара и, покачиваясь, покатил к взлетно-посадочной полосе. Самолет дрожал от работы двигателей, развивавших мощность до 14000 л. с. Паскоски отпустил тормоза.

Истребитель пронесся по взлетной полосе, оторвался от земли и вскоре превратился в маленькую черную точку. Заданной высоты он достиг через две минуты и три секунды.

На экране радиолокационной станции в Осеоле появилось два импульса. Один обозначал неопознанный самолет, а другой — истребитель «Скорпион», который шел на сближение.

Операторы станции Осеола начали наводить истребитель Паскоски на цель, и вскоре оба импульса на экране локатора слились.

Внезапно бортовой оператор, сидевший за Паскоски, крикнул ему по переговорному устройству: «Цель обнаружена!»

Получив на экране отчетливый импульс, оператор включил электронный прибор, автоматически наводящий истребитель на бомбардировщик противника.

Паскоски и оператор превратились в пассажиров; электронный мозг самолета вел его прямо на цель. [39]

Бомбардировщик противника открыл огонь, но истребитель продолжал стремительно приближаться. Точно в нужный момент сработал электронный прибор, и истребитель дал реактивный залп по бомбардировщику.

Самолет противника взорвался в воздухе, и «Скорпион» отвалил в сторону.

— «Бомбардировщик сбит», — радировал Паскоски на базу.

Такова была награда молодому летчику за долгие ночи, проведенные в напряженном ожидании, в постоянной готовности вступить в бой. И его час настал.

Такома (штат Вашингтон).


Сегодня летчик ВВС США на всепогодном истребителе F-86D «Сейбр» таранил бомбардировщик противника.

Летчик майор Чарльз Гарино — командир 318-й эскадрильи истребителей-перехватчиков, дислоцирующейся на авиационной базе Маккорд, — благополучно выбросился с парашютом за несколько секунд до того, как его самолет врезался в бомбардировщик.

Гарино доставлен в госпиталь, где с его слов было составлено описание боя.

Командование ВВС не сообщило ничего о судьбе экипажа уничтоженного бомбардировщика.

Обломки самолетов были разбросаны на площади в несколько квадратных километров. Остатки бомбардировщика противника взяты полицией под охрану согласно приказанию штаба командования ПВО континентальной части США в Колорадо-Спрингс.

Вот что рассказал Гарино. На экране радиолокатора в 635-й эскадрилье наведения истребителей и оповещения, также расположенной в Маккорде, появился импульс, указывающий на приближение неопознанного самолета. Дежурный офицер второй лейтенант Дэн Вудмэн сообщил местонахождение и курс самолета на командный пункт 318-й эскадрильи.

Капитан Ричард Бугэй нажал кнопку, и в расположенной в трех километрах от пункта дежурной комнате эскадрильи раздался сигнал тревоги. Гарино и первый лейтенант Рэй К. Минтон, дежурившие на аэродроме, выскочили из комнаты и побежали к своим истребителям.

«Сейбры» подрулили к взлетно-посадочной полосе. Транспортный самолет С-119, готовившийся к взлету, уступил свою очередь истребителям. Через две минуты после сигнала тревоги истребители уже находились в воздухе. [41]

Взяв курс 350°, летчики связались с радиолокационной станцией для получения указаний. Дежурный офицер в затемненной комнате наводил самолет Гарино на неопознанный самолет. Минтон шел за ним. Самолет противника летел на высоте 15 000 м со скоростью около 800 км/час. Оба истребителя обнаружили бомбардировщик и открыли огонь почти одновременно. Громадный бомбардировщик открыл смертоносный ответный огонь. Истребители сделали несколько заходов, но их реактивные снаряды не смогли поразить цель.

Гарино рассказывает, что в эти мгновения ему вспомнились бесчисленные споры с товарищами о возможности таранить самолет противника, когда все остальные средства уже исчерпаны.

Он приказал по радио Минтону уйти в сторону. «Иду на таран», — сообщил он. Когда расстояние между самолетами стало быстро сокращаться, Гарино подумал: «Сколько найдется летчиков, которые пойдут на это? Не сверну ли я в сторону в последний момент? Победа или смерть?» Шансы были равные.

Гарино направил истребитель прямо на бомбардировщик. Он выждал столько, сколько было возможно, и нажал на кнопку катапультируемого сиденья.

Летчик рассказывал, что он не слышал, как столкнулись самолеты. И лишь приземлившись, он узнал, что бомбардировщик уничтожен.

Минтон видел, как истребитель столкнулся с бомбардировщиком и как Гарино покидал самолет. Однако и он ничего не мог сказать о судьбе экипажа бомбардировщика.

Позже Гарино рассказал, что, пока он опускался на землю, в памяти его пронеслись все 14 лет службы в ВВС: он вспомнил годы, проведенные в авиационном училище и в частях командования по подготовке кадров ВВС, ему вспомнилась вторая мировая война, бои в Корее и «Миги».

— Эти минуты стоят целой жизни, — сказал он, откидываясь на спинку госпитальной койки.

Дальше