Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Война с Англией 1807–1812 гг.

Согласно Тильзитскому договору, заключенному 8 июля 1807 г. между Наполеоном и Александром I, Россия присоединилась к континентальной блокаде.

24 октября русское правительство порвало дипломатические отношения с Англией, а три дня спустя объявило последней войну{920}.

Английский флот действовал в Балтийском море на русских коммуникациях, захватывая русские суда. Это наносило огромный материальный ущерб экономическим связям России. Дворянство и купечество открыто выражали свое недовольство Тильзитским миром.

Действия в Атлантическом океане

1807

30 октября. Пройдя с эскадрой (9 линейных кораблей и 1 фрегат) 5 октября Гибралтарский пролив и намереваясь из-за натянутых отношений с Англией обогнуть ее с севера, чтобы в случае невозможности пройти в Балтийское море зимовать в одном из норвежских портов, Сенявин встретил в Атлантическом океане настолько неблагоприятную погоду и противные ветры, что по прошествии трехнедельной борьбы со штормами вынужден был отказаться от надежды пройти на север и спустился в Лиссабон для ремонта сильно пострадавших от непогоды кораблей. В Лиссабоне эскадру застало объявление войны с Англией {921}.

20 ноября. Фрегат «Спешный» (капитан-лейтенант Хотрин) и транспорт «Вильгелъмина» (капитан-лейтенант Пельгард) были отправлены из Кронштадта в Средиземное море к эскадре вице-адмирала Сенявина с грузом золотой и серебряной монеты. Они были задержаны англичанами во время стоянки в Портсмуте немедленно же по получении известия о разрыве отношений между Англией и Россией. Захватив деньги, англичане объявили экипажи обоих судов военнопленными, а корабли призами{922}.

1808

23 августа. Блокируемая английской эскадрой адмирала Коттона в продолжение 10 месяцев в Лиссабоне эскадра вице-адм. Сенявина после занятия Лиссабона с суши сухопутными английскими войсками оказалась в исключительно тяжелом положении. Решив в случае нападения англичан защищаться до последней возможности, Сенявин наряду с этим использовал представлявшиеся [184] возможности войти в переговоры с англичанами. В результате переговоров между Сенявиным и Коттоном был заключен договор, по которому эскадра в составе 9 линейных кораблей и 1 фрегата передавалась на сохранение Англии на все время войны с тем, чтобы все суда по истечении 6 месяцев после заключения мира были возвращены России в исправном состоянии. Что касается экипажей русских кораблей, то они должны были быть возвращены в Россию за счет английского правительства без каких-либо ограничений их свободы. Для передачи кораблей эскадра должна была притти в один из портов Англии и здесь в определенный Сенявиным момент кончить кампанию и передать суда и их имущество английским властям {923}.

24 августа. Подписание дополнительных статей договора между вице-адмиралом Сенявиным и английским адмиралом Коттоном, по которым было установлено, что флаги на флагманском и на других кораблях не спускаются до тех пор, пока не оставят первого — адмирал, а другие корабли — командиры, «с должными им почестями»; было также условлено, что по заключении мира корабли будут возвращены Англией в том же самом состоянии, в каком они были сданы. Из всех кораблей вернулись в 1813 г. в Россию только 2 корабля: «Мощный» и «Сильный», которые привезли с собой все орудия и снаряды. За остальные 7 линейных кораблей и 1 фрегат, пришедшие в ветхость, Англия заплатила, как за новые {924}.

31 августа. Эскадра вице-адмирала Сенявина в составе 7 линейных кораблей и 1 фрегата, подлежавшая передаче Англии по договору, заключенному Сенявиным и Коттоном, вышла из Лиссабона в Англию в сопровождении английской эскадры из 7 кораблей, 2 фрегатов и 1 брига. 2 корабля эскадры вице-адмирала Сенявина, «Рафаил» и «Ярослав», признанные по ветхости неспособными к выходу в море, были оставлены в Лиссабоне и разоружены {925}.

26 сентября. Эскадра вице-адмирала Сенявина в составе 7 линейных кораблей и 1 фрегата с поднятыми флагами вошла на Портсмутский рейд. Английское правительство потребовало немедленного съезда с корабля адмирала, командиров и команд и спуска военных флагов. Благодаря твердости, проявленной вице-адмиралом Сенявиным, флаги были спущены только через три дня, как обычно, по пробитии зори, а адмиральский флаг и вымпела ночью, как при окончании кампании {926}.

1809

5 августа. Согласно Лиссабонскому договору экипажи кораблей эскадры вице-адмирала Сенявина, посаженные на 21 транспорт, вышли из Портсмута и 9 сентября прибыли в Ригу. Для Сенявина и его штаба был предоставлен фрегат «Champion» {927}.

Действия в Средиземном и Адриатическом морях

1807

26 декабря. В связи с началом военных действий между Россией и Англией стоявший на Палермском рейде (Сицилия) с отрядом из 5 линейных кораблей и 2 фрегатов английский вице-адмирал [185] Торнброу потребовал, несмотря на нахождение в нейтральном порту, сдачи чинившегося в гавани русского фрегата «Венус» (капитан-лейтенант Андриянов). Получив это наглое требование, экипаж корабля единогласно решил в случае нападения англичан защищать корабль до последнего заряда, а при невозможности отстоять его от захвата сжечь. По соглашению с сицилийским правительством фрегат был передан ему на сохранение до конца войны с Англией с тем, чтобы после заключения мира он был возвращен русскому правительству {928}.

1809

17 мая. Ввиду угрозы нападения со стороны английского отряда (3 линейных корабля, 4 фрегата и 1 бриг) на стоявший в Триесте русский отряд под командой капитана 1 ранга Быченского (4 линейных корабля, 1 фрегат, 2 корвета){929} последний приготовился к отражению противника, выстроившись в боевую линию. Оценив выгодность занятой русскими позиции, командующий английским отрядом не решился вступить в бой и, повернув обратно, стал на якорь вне пушечных выстрелов. Неприятель оставался в виду Триеста более месяца {930}.

Действия в Финском заливе

1807

С целью усиления обороны С.-Петербурга в связи с началом войны между Россией и Англией в городе были сооружены батареи для отражения возможного вражеского десанта. Батареи были сооружены в устье Большой Невы (на Канонерском и Гутуевском островах, в Гребном порту), в устье Большой и Среднем Невок и Малой Невы, на Крестовском острове и других местах. Всего было сооружено 15 батарей, вооруженных более чем 120 пушками, часть из которых была отпущена из армии, так как морских пушек нехватало.

Для усиления обороны Кронштадта фарватер к северу от острова Котлин был загражден ряжевой преградой из вбитых в дно свай {931}.

1808

11 июня. 19-пушечный тендер «Опыт» (50 чел. команды) под командой лейт. Гавриила Невельского, находясь в разведке в Финском заливе, был настигнут у острова Нарген английский 44-пуш. фрегатом «Solset» (400 чел. команды). После 4-часового упорного боя, когда на «Опыте» вышла из строя большая часть артиллерии, а из команды было 11 чел. ранено и 2 убито, тендер был взят в плен {932}.

14 августа. Эскадра адмирала Ханыкова в составе 9 линейных кораблей, 7 фрегатов и 13 мелких судов, находясь вблизи Балтийского порта, на рассвете заметила на W от себя приближавшийся шведский флот{933}, состоявший из 7 линейных кораблей (в том числе 2 английских), 6 фрегатов, 2 бригов и 1 коттера. Шедшие значительно впереди эскадры оба английские корабля «Centaur» и «Implacable», [186] увидев, что задний корабль русской линии «Всеволод» (капитан 2 ранга Руднев), сильно увалявшийся под ветер, отстал на 5 миль, атаковали его, вступив в бой около 5 часов.

Увидя тяжелое положение «Всеволода», адмирал Ханыков приказал трем концевым кораблям итти ему на помощь, но дважды повторенный сигнал остался без исполнения. В течение получасового боя «Всеволод» получил ряд серьезных повреждений в рангоуте и такелаже, и адмирал Ханыков сам на линейном корабле «Благодать» поспешил к месту боя. При его приближении английские корабли прекратили бой и повернули на присоединение к шведскому флоту.

Ввиду того, что «Всеволод» из-за повреждений не мог следовать за эскадрой, он был взят на буксир одним из фрегатов для проводки в Балтийский порт, куда направился с эскадрой Ханыков, не обеспечив прикрытия поврежденного корабля от находившегося поблизости неприятеля.

В 6 милях от входа в порт буксир лопнул, «Всеволод» упал под ветер и, не будучи в состоянии под своими парусами обогнуть мыс острова Малый Рогге, вынужден был стать под берегом на якорь. Узнав об опасном положении корабля, Ханыков сделал распоряжение о посылке с эскадры для буксировки его в порт всех шлюпок и вооруженных барказов. Спуск шлюпок и их подход к месту стоянки «Всеволода» заняли около 3 часов, и, когда в 16 часов было приступлено к буксировке, оба вновь появившихся английских корабля стали быстро спускаться с наветра к «Всеволоду». Передний корабль «Centaur», разогнав шлюпки картечью, атаковал «Всеволода», которого стало прижимать к береговым отмелям. Решив защищаться до последней крайности, командир его поставил корабль на мель. «Centaur», обойдя его с носу и свалившись вплотную, сам приткнулся к мели. Разгоревшийся бой длился около часа, причем несколько попыток англичан взять корабль на абордаж были отбиты экипажем «Всеволода» врукопашную. В наиболее напряженную минуту к месту боя подошел второй английский корабль «Implacable», который, зайдя с кормы, своими продольными залпами всего борта решил судьбу столкновения.

Понеся громадные потери в личном составе, беспомощный «Всеволод» был захвачен англичанами, которые после тщетных попыток снять корабль с мели разграбили его и подожгли. Попытки некоторых кораблей притти на помощь «Всеволоду» были парализованы маловетрием. На утро горевший корабль взлетел на воздух.

Адмирал Ханыков за потерю корабля был по суду приговорен к разжалованию на месяц в матросы, но затем был помилован. Из трех командиров, не исполнивших сигнала итти на помощь «Всеволоду», один был оправдан, а двое приговорены «к лишению живота», что было заменено исключением из службы{934}.

1809

8 июня. Два 74-пуш. английских корабля «Bellerophon» и «Minotaur», подойдя перед наступлением ночи к Гангуту, спустили 10 вооруженных барказов с десантом, которые подошли к берегу. Однако неприятельские корабли не были замечены ни с береговых батарей, ни с кораблей флотилии. Высаженный десант быстро [187] захватил одну из батарей и успел заклепать две пушки, но прибывшей ротой пехоты был выбит. Русские гребные суда преследовали англичан и потопили у них 1 барказ{935}.

18 июня. 74-пуш. английский корабль «Implacable» и 44-пуш. английский фрегат «Melpomene» атаковали в Финском заливе 44-пуш. фрегат «Быстрый» (капитан 2 ранга Терновский), который после непродолжительной перестрелки успел укрыться в Аспенских шхерах {936}.

23 июня. Бой четырех английских вооруженных барказов с русскими иолами и 1 канонерской лодкой у Поркалауда; во время бая два неприятельских барказа, получившие значительные повреждения, затонули {937}.

27 июня. Нападение 20 вооруженных барказов и катеров с английской эскадры на отряд русской гребной флотилии из 6 иолов и 2 канонерских лодок, охранявший шхерный район у Поркалауда. С наступлением ночи английские гребные суда, пройдя незаметно шхерами к месту стоянки русского отряда, атаковали 4 иола и 2 канонерские лодки и, свалившись на абордаж, после упорного боя овладели ими. Попытка захватить 2 остальных иола ввиду их отхода к Свеаборгу не удалась. Потери русских: 41 чел. убитых, 106 взятых в плен. Потери англичан: 19 убито, 37 ранено. Захваченные суда были англичанами сожжены {938}.

10 июля. Отряд из 25 канонерских лодок и транспортов под командой капитана 2 ранга Фондезина, следуя в Або шхерами, подвергся преследованию английского корабля и 2 фрегатов. Вследствие засвежевшего ветра русские суда разделились: 5 канонерских лодок и 3 транспортных судна под командой капитан-лейтенанта Капельцова стали на якорь у острова Пигля-Лядо, а остальные скрылись в Питкопасский залив. В полдень к месту стоянки отряда Капельцова стали лавировать 5 больших английских судов, одно из них приблизилось к транспортам, скрывшимся у острова Геро. Капитан-лейтенант Капельцовоткрыл из пушек 5 канонерских лодок по кораблю огонь. Капитан 2 ранга Фондезин послал 10 канонерских лодок в помощь Капельцову и 8 канонерским лодкам приказал зайти в тыл через проход между островами Эсар и Ильмира. Одновременная атака 10 канонерских лодок с фронта и 8 канонерских лодок с тыла заставила противника отступить, причем у английского корабля были сбиты фор — и крюйс-брамстеньги. Отступавший корабль подвергся преследованию, но засвежевший к вечеру ветер помог ему скрыться {939}.

Действия на Севере

1807-1808

В целях отражения возможного нападения английского флота в Архангельском порту было сооружено 9 береговых батарей, вооруженных 109 орудиями. Фарватеры были заграждены бонами и затопленными якорями. Для защиты порта была создана флотилия [188] из 5 отрядов, в состав которой вошли 1 фрегат, 1 шлюп, 1 катер, 4 пловучих батареи, 29 иолов и 10 плашкоутов{940}.

1810

Август. Подвиг морехода Матвея Герасимова. На пути из Архангельска в Норвегию, куда Герасимов шел на транспорте с грузом пшеницы, он встретился 19 августа у Нордкапа с английскими военным кораблем и фрегатом. Завладев транспортом и оставив на нем Герасимова и троих его спутников, англичане прислали офицера и 7 матросов, которые взяли управление кораблем в свои руки. 23 августа поднялась буря, и английские корабли скрылись из виду. Воспользовавшись благоприятной обстановкой, Герасимов и его товарищи сбросили английского часового в воду, а остальных 6 матросов и офицера обезоружили и заперли в трюме. Прибыв 6 сентября в норвежский порт Вардегуз, Герасимов довел до сведения коменданта о случившемся и, сдав пленных англичан под расписку, возвратился в Колу. За свой подвиг Герасимов был награжден георгиевским крестом {941}.

1812

16 июля. Заключение в Эребро мирного договора и союза между Россией и Англией{942}.

Дальше