В порту Дюнкерка
Тишина и покой царили в порту Дюнкерка до вечера 18 мая.
Моряк, который подходит к Дюнкерку со стороны открытого моря, лавируя между грядами отмелей, подступающих к низкому песчаному берегу, наблюдает одну и ту же картину, ничуть не изменившуюся на протяжении многих десятилетий. За молами возвышается все та же круглая башня маяка, а чуть поодаль серое квадратное здание зернохранилища с прямоугольной башенкой и элеватором. Над городом, ощерившимся заводскими трубами, высится остроконечный шпиль ратуши с крутой, покатой кровлей. Подле ратуши громоздится квадратная часовая башня. Ну и венчает весь этот ансамбль из труб, шпилей и башен высоченная трехопорная телевизионная мачта.
Из аванпорта, миновав два шлюза, попадаешь в док-бассейн Фрейсине широкую портовую акваторию, поделенную на пять внутренних гаваней. Там, на подернутой мазутными разводами водной глади, стоят самые разные корабли. Новоприбывшее судно, следуя к свободному причалу, проходит мимо выстроившихся в длинный ряд своих собратьев, узнавая их по именам: «Версаль», «Святой Октавиан», «Эйн-Эль-Тюрк», «Дуэзец», «Аден», «Моника Скьяффино»... Над ними зависли стрелы портовых кранов, за которыми вдоль причалов тянутся вереницы товарных вагонов и грузовиков. Так, в общих чертах, выглядит порт Дюнкерка.
А теперь давайте заглянем в судовой журнал «Святого Октавиана». Итак:
«18 мая. День прошел без происшествий. Следуя предписанию Адмиралтейства, стояли и ждали буксир, который должен был отвести нас к другому причалу. Тем временем чистили котел, чтобы в случае крайней необходимости идти своим ходом.К вечеру ситуация резко изменилась. В небе появились многочисленные неприятельские самолеты и начали бомбить порт и город... На территории порта загорелись нефтяные цистерны, пакгаузы с шерстью и сахаром и другие складские постройки. В городе взрывами бомб порушены и охвачены пожаром многие дома».
Занавес поднят спектакль начинается! [223]
Впрочем, сперва был разыгран громкий пролог под аккомпанемент бомбежки, длившейся четыре с половиной часа без перерыва, с девяти вечера до половины второго ночи. «Серебряный берег», только что прибывший из Фолкстона и собиравшийся сняться в Остенде, тут же оказался в кольце взрывов, вспенивших мутную портовую гладь портового бассейна частоколом серо-зеленых водяных столбов. Огромные бомбы рвались и вокруг Версаля», а несколько зажигательных снарядов упали прямо на его верхнюю палубу... К утру свинцовый ливень прекратился и снова воцарилась тишина.
Бомбардировка возобновилась на другой день 19 мая пополудни. Еще не остыли городские пепелища, как над Дюнкерком опять завыли сирены воздушная тревога! Недогруженные суда получили приказ спешно догружаться любыми средствами, какими угодно способами.
Тревога отбой!.. Тревога отбой!.. И так без конца. Что происходит, понять невозможно. 22 часа очередной сигнал воздушной тревоги, долгий и протяжный. В это время на рейд прибыл «Лазурный берег». Не успел он бросить якорь, как на него один за другим устремились немецкие бомбардировщики, они атаковали его в два захода с получасовым перерывом. Стоя на мостике, капитан без тени тревоги в голосе командовал: «Комендорам, пулеметчикам и номерам орудийных расчетов по боевым местам стоять! Радиотелеграфисту срочно прибыть в радиорубку! Затемнить судно! Машине десятиминутная готовность!..»
В 22 часа 50 минут бомба упала в каких-нибудь двух-трех метрах от форштевня «Лазурного берега» мощнейшей взрывной волной судно сотрясло от носа до кормы. Между тем открылось ужасающее по своим масштабам зрелище, к которому, впрочем, они очень скоро привыкли: над Дюнкерком от края до края полыхало гигантское зарево пожара.
Горели склады Торговой палаты. Огнем были охвачены морской вокзал и набережная Сило; из воспламенившихся нефтеналивных цистерн со страшным грохотом и пронзительным свистом вздымались в небо закрученные спиралью огненные столбы. Озаренный пожаром Дюнкерк представлял собой идеальную цель для следующей волны неприятельских бомбардировщиков.
20 мая, в 2 часа 30 минут очередной воздушной тревоги был дан отбой. В 5 часов 15 минут сирены взревели снова. И опять бомбардировщики нацелились на «Лазурный берег» и атаковали его в течение двух часов кряду. Потом наступило затишье но ненадолго. В 8 часов 30 минут, когда судно по приказу Адмиралтейства снялось с якоря и двинулось ко входу в порт, последовал новый воздушный налет. В 9 часов 30 минут капитан «Лазурного берега» получил контрприказ, запрещавший ему заходить в порт. Тем временем на причалах и ошвартованных [224] возле них судах суетились моряки: одни обвязывали тюки с шерстью концами, сброшенными с борта, другие спешно поднимали их на борт и сбрасывали в трюмы.
В 15 часов 30 минут бомбардировка прекратилась порт открыли на вход и выход. Наконец «Лазурный берег» смог подойти к причалу. Рядом с ним, к соседней причальной стенке, стал «Руан» он только-только прибыл из Дувра.
Вскоре наступили сумерки, озаренные отблесками пламени пожарищ, полыхавших по всему городу и его окрестностям. В 22 часа бомбардировка возобновилась. Помимо пожаров в нефтехранилище, на складах Торговой палаты, морвокзале, набережной Сило и в пакгаузе Фрейсине-IV загорелись склады Жокельсона, также располагавшиеся на территории порта. О течении времени теперь судили по возникновению все новых и новых очагов пожара. Так, на другой день загорелись мол № 2 и склады, примыкавшие к Суэцкой набережной. А еще через день пакгауз Фрейсине-Х... Однако все это было позже пока же для нас с вами наступил вечер 20 мая.
Бомба упала на палубу парохода «Аден» экипаж тут же кинулся тушить пожар. Пожарными поневоле пришлось стать всем, за исключением разве что капитана тот, впрочем, тоже не сидел без дела: он руководил спасательными работами и продолжал вести подробно судовой журнал.
Кстати сказать, судовые журналы теперь больше напоминали распорядок дня в вагонах-ресторанах. Например:
«21 мая. Воздушная тревога до 2 часов. Затем с 5 до 7 часов; с 8 до 10 часов; с 11 до 13 часов; с 14 часов 30 минут до 17 часов; с 10 часов 30 минут до 21 часа; с 22 часов... доследующего утра».
А работы в порту меж тем шли своим чередом. Четыре бомбы взорвались на причале в двух десятках метров от «Дуэзца» тот уже вторые сутки загружался тюками с шерстью. Осколками бомбы пробило швартовочный борт судна и ранило одного матроса. «Версаль», принимавший тем временем на борт бельгийских новобранцев шестьсот человек, атаковали сразу шесть бомбардировщиков. В результате трое убитых и несколько раненых. Последовала команда приостановить посадку, а следом за нею приказ начать высадку тех солдат, что уже взошли на борт судна. Вскоре шестерка бомбардировщиков скрылась из виду в юго-западном направлении очевидно, отправилась бомбить в глубь и вдоль побережья, где лежали города Травлен, Кале, Булонь, а также мыс Гри-Не.
В это время в Булонь-Маритим, у причальной стенки № 3, производилась посадка воинских подразделений на борт небольшого парохода. Это был наш старый знакомый «Серебряный берег» мы видели его во Флиссингене и Остенде. Капитан парохода с неизменным тщанием, невзирая ни на что, продолжал заполнять судовой журнал: [225]
«19 часов 00 минут. Началась интенсивная бомбардировка рейда, порта и города. Несмотря на непрекращающуюся бомбежку, продолжаем принимать на борт английских солдат, а также отдельные бельгийские военные и жандармские подразделения. Приняли на борт шестьсот английских солдат. Снялись из Булонь-Маритим...»В это же время на рейде пошел ко дну французский танкер «Офелия». Не совсем подходящее название для танкера! Незавидная участь для судна со столь поэтическим названием!..
Миновав злополучный рейд, «Серебряный берег» в сопровождении эсминца двинулся к берегам Англии. Ну а мы с вами давайте снова вернемся в Дюнкерк.
Обстановка в порту псе та же. Вот как запечатлели в судовых журналах капитаны стоявших там судов. «Руан»: «22 мая, среда. Ждем дальнейших указаний. Сильная бомбежка. Бомбы рвутся рядом с судном, и оно сотрясается всем корпусом...»
«Лазурный берег»:
«22 мая. Положение по-прежнему тяжелое. Получили команду часовой готовности. Ждем приказа с якоря сниматься...»
«Аден»:
«...На причале ни одного докера. Погрузку продолжаем вести силами экипажа...»
«Дуэзец»:
«22 мая. Запросили в помощь взвод солдат, чтобы подтащить тюки с шерстью поближе к борту судна.22 часа 00 минут. Воздушная тревога! Снова повсюду огонь. Тушить пожары нечем пресной воды нет ни в порту, ни в городе.
23 мая. Во время воздушных тревог погрузочные работы пришлось приостанавливать несколько раз. Сирены теперь работают только на отбой воздушной тревоги...»
Что можно прибавить к этим коротким фразам: «снова повсюду огонь...», «воды нет...»? Может то, что на причалах не осталось ни одного портового рабочего? Впрочем, мы это уже знаем. А что, интересно, сталось с гражданским населением Дюнкерка? Многих горожан, увы, постигла та же трагическая участь, что и моряков, оказавшихся запертыми в порту: улицы города были усеяны трупами не успевших укрыться в бомбоубежищах людей. Больничные палаты были переполнены ранеными, изнывавшими от нестерпимой боли и жажды...
Однако, несмотря на царившие кругом хаос и панику, «резервисты» сумели организоваться и наладить жизнь в условиях, которые иначе как кошмарными не назовешь. Во время воздушных налетов свободные от вахт моряки во избежание лишних жертв укрывались в складских подвалах там же они и питались согласно нововведенному распорядку. Потом возвращались на борт стоять вахты, тушить пожары, грузить, ухаживать за ранеными товарищами... [226]
23 мая воздушная тревога продолжалась от полудня до полуночи. В тот день капитаны всех судов получили новый приказ: в случае крайней необходимости объединить свои силы и встать с имеющимся в их распоряжении оружием на защиту города. Дюнкерк ожидала целая неделя тяжких испытаний.
24 мая капитан «Святого Октавиана» получил приказ принять на борт конвой военнопленных общим числом двести пятьдесят человек и немедленно приступил к его выполнению. Что и говорить, моряки действовали слаженно и быстро, в отличие от военных: к примеру, солдаты, выделенные на подмогу экипажу «Дуэзиа», трудились спустя рукава, перетаскивая тюки с шерстью с крайней неохотой и то и дело спрашивая, когда же им дадут поесть. А на другой день 25 мая их и след простыл. И это в то самое время, когда в небе над портом появились сто тридцать немецких бомбардировщиков. Сто тридцать!
Но работы с порту не были приостановлены ни на минуту. «Аден» с «Дуэзцем» продолжали загружаться под раскатистый аккомпанемент ревущих авиамоторов. В «Дуэзец» попали две зажигательные бомбы. «Очаги пожара ликвидировали в перерыве между двумя заходами бомбардировщиков», записал в судовом журнале капитан «Дуэзца». Еще одна зажигательная бомба взорвалась на борту «Версаля». Судно дало течь, огонь перекинулся на ящики с патронами и снарядами. На причалах полыхали вовсю товарные вагоны. К ночи пожарами была охвачена вся центральная часть города.
Между тем в эпицентре гигантского пожарища и по всей его периферии наблюдалось движение, подобное быстрому течению ручьев и речушек, несущих свои воды к морю. Корабли вбирали в себя, дабы уберечь от уничтожения, богатства Дюнкерка: тюки с сыпучими грузами, трубы, машины, продовольствие. А кроме того толпы перепуганных беженцев. Они уносили их к разным берегам: одних в Англию, других в Шербур. Потом дошел черед и до военных бельгийцев и англичан. Их эвакуировали партиями. Когда же на подступах к Дюнкерку объявились французские солдаты, стало ясно, что начался великий исход, вернее, наступление национальной армии.
На причалах один за другим взлетали на воздух брошенные англичанами грузовики с боеприпасами. На палубы кораблей обрушивались осколки рвущихся бомб. Рейд и порт накрыло градом магнитных мин. У борта «Святой Камиллы», которая отчаянно маневрировала, пытаясь войти в порт, взметнулся громадный столб воды судно опрокинулось и затонуло. В царящем хаосе трудно было понять, что потопило судно бомба или торпеда. Бомба взорвалась и рядом с бортом «Версаля» в корпусе судна образовалась сорокасантиметровая пробоина. Однако в 23 часа «Версаль» все же вышел в море на пару с «Руаном», направлявшимся в Шербур со ста пятьюдесятью [227] офицерами в том числе тремя генералами и солдатами на борту. Некоторое время спустя на траверзе Кале «Руан» попал под артобстрел немецких береговых батарей: ведь Дюнкерк уже был взят в кольцо.
Почти вся территория порта была охвачена пожаром. 26 мая капитан «Дуэзца» впервые записал в судовом журнале: «Работы стали. Непрерывные бомбардировки. Город во вражеском кольце». Вот вам образчик полной величайшего трагизма краткости.
27 мая. К этому времени и за несколько последующих дней ряды бесстрашных «резервистов», исполненных, как никто другой, чувства долга и решимости и готовых сколь угодно ждать «соответствующих приказов, распоряжений и предписаний», заметно поредели. В 19 часов бомба угодила точно в зазор между причальной стенкой и бортом «Лазурного берега». Судно дало течь и осело на швартовочный борт. К счастью, все члены экипажа остались живы только одного человека ранило. Его тотчас же положили на носилки и отправили в расположенные в припортовой зоне Ронаркские казармы, от которых остались практически одни развалины.
«За неимением врача помощь раненому им был котельный машинист Бено пришлось оказывать своими силами. Мы перенесли его в укрытие на берегу вместе с судовой аптечкой. Туда же я распорядился переправить карты и всю судовую секретную документацию, подлежащую уничтожению в случае крайней необходимости, а также запасы провизии и пресной воды, поскольку в порту ее катастрофически не хватало. Затем я составил график ночных вахт, в удостоверение чего и произвел настоящую запись...»
Таков был отчет по поводу случившегося, который капитан «Лазурного берега», неизменно следуя четкому корабельному расписанию, составил в краткой и сжатой форме под рев атакующих бомбардировщиков и грохот рвущихся бомб.
Наступил вечер налет продолжался. Одна из бомб рухнула на портальный кран возле «Адена» осколками перебило пожарный трубопровод на борту судна. В 22 часа посреди акватории порта взлетела на воздух «Моника Скьяффино». Находившийся на ее борту мазут вытек, вспыхнул, и пламя мало-помалу охватило весь портовый бассейн Фрейсине-7. Огонь перекинулся на корму «Адена». И поскольку тушить пожар было нечем, экипажу судна пришлось перебраться на борт «Дуэзца».
28 мая, в 12 часов 30 минут капитана «Дуэзца» в срочном порядке вызвали в Адмиралтейство. Он получил приказ принять на борт тысячу двести солдат, несколько беженцев и членов экипажей выведенных из строя и затонувших судов и ровно в 22 часа 00 минут сниматься в Шербур. [228]
В этот же день к реву самолетов, гулу пламени и грохоту взрывов прибавился еще один характерный для войны звук свист рассекающих воздух дальнобойных пушечных снарядов. Это начался артобстрел Дюнкерка. Одним из первых же снарядов пробило корпус «Святого Октавиана». На судне только чудом никто не пострадал.
В 22 часа 30 минут, с получасовым опозданием, «Дуэзец» наконец отвалил от причала, унося на своем борту военных, беженцев и моряков (с «Адена» и «Святой Камиллы»), а также сто пятьдесят тюков шерсти и триста тонн железа. В 23 часа «Дуэзец» миновал внешние воды. А в 00 часов 10 минут он подорвался на мине...
Из всех видов боеприпасов, обладающих мощной разрушительной силой, самым страшным считается магнитная мина. Наскочив на ее, судно зачастую раскалывается пополам, причем в мгновение ока. Так, к примеру, пошел ко дну «Вокеец»: он подорвался на магнитной мине в Фурском канале это случилось в июне, из находящихся на его борту пассажиров уцелели только двое. В случае же с «Дуэз-цем», благодаря совершенно непостижимому стечению обстоятельств, жертв было куда меньше: трое убитых и полсотни раненых солдат в результате действия сильнейшей взрывной волны, сметающей на своем пути буквально все. Трюмы судна тут же затопило, и оно стало медленно тонуть. Успевших пересесть в шлюпки людей подобрали небольшие рыболовные траулеры, к счастью, оказавшиеся совсем неподалеку. «Я должен особо отметить поведение вверенного моему командованию штурманского состава и капитана «Адена», писал потом в отчете капитан «Дуэзца». Благодаря их исключительной выдержке и самоотверженности, эвакуация людей с судна прошла организованно, четко и быстро». Утром, когда траулеры вернулись на рейд Дюнкерка и стали у Восточного мола, спасенные наблюдали, как «Серебряный берег», отстреливаясь из пулеметов от атаковавших его бомбардировщиков, начал принимать на борт английских солдат их было восемьсот пятьдесят человек, довольных тем, что наконец покидают злополучный континент. Когда капитан «Дуэзца» сошел на берег и явился с докладом в Адмиралтейство, располагавшееся в Бастионе-32, встретивший его горячими поздравлениями офицер-штабист сказал:
Теперь главное для вас выбраться из Дюнкерка.
Что верно, то верно: эта задача была практически невыполнима. Тем же утром среди моряков с затонувших, сгоревших или выброшенных на берег судов «Лазурного берега», «Адена», «Святой Камиллы», «Кап-Тафельнеха», «Портрие» прошел обнадеживающий слух: если и есть шанс выбраться из этого адского пекла, так только на «Марсе». Речь шла о том самом «Марсе», который в то утро прибыл в Дюнкерк с грузом боеприпасов. Однако, к несчастью, около полудня стало известно, что в «Марс» попала бомба и он затонул. Таким образом [229] к спасенным ранее морякам, ждавшим любой возможности покинуть окруженный немцами Дюнкерк, прибавились новички в лице команды с только что затонувшего «Марса». Все это уже походило на зловещий замкнутый круг.
К тому времени не было ни единого свободного места ни на одном «почтовике», ни на одном военном корабле: все они и без того были перегружёны солдатами. Так что офицер-штабист из Адмиралтейства ничуть не кривил душой, когда дал понять капитану «Дуэзца», чтобы тот сам искал путь к спасению. И капитан «Дуэзца» тут же его нашел: он предложил штабисту использовать для эвакуации моряков крохотные деревянные рыболовные суденышки, что стояли, сбившись в кучу, точно от страха, в самой глубине рыбной гавани.
Неплохая мысль, подумав, согласился штабист. Приходите завтра. Там посмотрим.
Ну а пока суд да дело, капитан «Дуэзца» с присущей ему аккуратностью записал в судовом журнале следующее:
«Около 22 часов загорелся пакгауз во Фрейсине-III, где стояли несколько судов из недавно прибывшего каравана. Если огонь разгорится вовсю, он осветит корабли и на них тут же налетят бомбардировщики. Надо срочно браться за работу, чтобы успеть потушить огонь, пока он не разгорелся...»
Пожар тушили вручную: в ход, по цепочке, пустили ведра с морской водой ее черпали прямо из гавани, поскольку пресной воды в порту не было. Во время этой операции серьезно пострадал командир радиорубки «Лазурного берега»: он отравился угарным газом и чуть было не погиб, но ему вовремя сделали искусственное дыхание и все, слава Богу, обошлось.
На другое утро капитан «Дуэзца» снова был в Бастионе-32.
Ах, ну да, деревянные траулеры. Так что там с ними?..
А с ними было вот что. Во время вчерашней бомбардировки несколько траулеров повредило осколками бомб. Другие глубоко осели под тяжестью грузовиков, которые ударной волной перебросило с причалов к ним на палубы... В общем, с траулерами надо было что-то решать, и как можно скорее.
Придется их реквизировать, заявил окружной администратор по учету и призыву моряков рыболовного и торгового флотов. Другого выхода не вижу.
Что ж, вполне разумное решение и, главное, законное, во всяком случае применительно к условиям военного времени. Дело оставалось за малым поставить в известность владельцев траулеров. Но где их теперь искать? Скорее всего, в Бре-Дюн, предположил кто-то.
Офицер из штаба Адмиралтейства поручил командование траулерами капитану «Дуэзца», ему же, помимо того, надлежало сформировать [230] ремонтные бригады, которые должны были как можно скорее привести суденышки в исправное состояние. Осмотр поврежденных траулеров был произведен под руководством коменданта Ронаркских казарм.
«После тщательного осмотра, длившегося около двух часов, и обсуждения его результатов, писал потом капитан «Дуэзца», стало очевидно, что ремонт траулеров потребует немало времени и сил. Машины вышли из строя, баллоны сжатого воздуха были пусты. Я высказал свое мнение коменданту Р. сказал, что без наших и военных механиков, а также рыбаков из Бре-Дюн тут не обойтись. Комендант ответил, что надо подождать доклада капитана Л., тогда, мол, и примем окончательное решение».
Вечером решили отрядить за рыбаками в Бре-Дюн грузовик.
Между тем положение в Дюнкерке становилось час от часу все хуже. Артобстрел усилился погрузку британских войск пришлось ускорить. Моряки с выведенных из строя судов все те, кому посоветовали самим искать путь к спасению, от нечего делать слонялись группами по припортовым кварталам города, наполовину обращенного в руины, и возвращались в укрытия, лишь когда возобновлялся артобстрел. Одни в этом обезлюдевшем мире, они с пугающим спокойствием сидели и ждали «соответствующих распоряжений».
«30 мая, 17 часов. Все члены экипажа собрались на борту. Готовились к обеду... записал в судовом журнале капитан «Эйн-Эль-Тюр-ка». Ну а конец этой фразы был трагическим: ... как вдруг нас накрыло снарядом. Он взорвался в насосном отделении. Осколком снаряда пробило голову котельному машинисту Бано Конату, и он скончался на месте. А боцман, смазчик и два комендора были тяжело ранены...» Спустя два часа в судно угодил еще один снаряд взрывной волной сорвало крышки с наружных люков и перебило привод рулевого устройства.
Снарядом накрыло и «Святой Октавиан», временно переоборудованный в плавучую тюрьму для военнопленных. Снаряд разорвался на нижней палубе в результате пятнадцать убитых и шестьдесят раненых. На другой день в «Святой Октавиан» угодил второй снаряд шесть убитых и дюжина раненых.
Тем временем моряки с «Дуэзца» и других кораблей ждали, когда же в конце концов привезут рыбаков хозяев траулеров. Так их и не дождавшись, они сами взялись за работу... И уже в 16 часов капитан «Дуэзца», прибыв в Бастион-32, коротко доложил:
Четыре траулера готовы выйти в море.
Отлично! Пусть пока стоят наготове. Мы используем их для другой цели, услышал он в ответ.
Капитан безропотно промолчал. [231]
Ну а вас мы постараемся эвакуировать на каком-нибудь другом судне. Ровно в девять вечера вы, все как один, должны прибыть в Ронаркские казармы.
И вот наконец свершилось то, на что моряки уже перестали надеяться. Всех их приняла на борт «Моника Камилла», которая вскоре благополучно покинула порт и взяла курс на Дувр.
Нам с вами тоже пора оставить скорбное пепелище, каковое теперь являл собой Дюнкерк.
Единственное, что напоследок стоит отметить, так это то, что «Эйн-Эль-Тюрк», не успевший отвалить от причала, был обстрелян с воздуха пулеметными очередями и тут же вспыхнул, как факел.
Остался стоять в порту «Святой Октавиан».