Эдварду Флуд Бийру-младшему его сыну и моему брату, вдохновителю.
Капитану ВМС США в отставке Кирку Кросеру Миллеру-младшему Человеку эсминцев - истинная синь и золото.
Офицерам и матросам корабля США «Этик»/парохода «Каролин». Всем погибшим в бою
Моим товарищам по кораблю США «Эстерион»/пароходу «Эвелин».
Фенриху цур Зее Рудольфу Хольцеру, Кригсмарине, U-123. Погиб в бою
Предисловие
В книге «Суда-ловушки против подлодок» описана отчаянная попытка ВМС США противостоять «блицкригу» германских подлодок у восточного побережья Америки во Второй мировой войне. Одним из видов ответа на эту угрозу было решение американских военно-морских руководителей в январе 1942 года оборудовать и пустить в действие суда, известные под названием судов-ловушек. Более двух десятилетий назад Британские Королевские ВМС создали подобные «таинственные суда», как часть усилий в борьбе против нападений германских подлодок на грузовые суда во время Первой мировой войны.
Суда-ловушки были небольшими, но хорошо вооруженными боевыми кораблями, замаскированными под торговые суда. По мысли руководителей ВМС, ничтожные на вид суда должны были вызывать у подлодок желание всплыть и приблизиться к жертве почти вплотную и тут команда судна-ловушки должна была показать свое вооружение и, если все пойдет хорошо, уничтожить заставшуюся врасплох подлодку.
Американские суда-ловушки, о которых идет речь в книге это корабль ВМС «Этик», бывшее коммерческое судно «Каролин», и «Эстерион», бывшее судно «Эвелин». Автор, Кеннет Бийр, был офицером-интендантом на последнем. Поскольку оба судна одновременно проходили переоборудование на морской верфи в Портсмуте, Нью-Гепмшир, то члены команды каждого из судов смогли познакомиться друг с другом. «Этик» и «Эстерион» вышли из Портсмута в один и тот же зимний день в марте 1942 года. Выполняя опасную задачу привлечения к себе германских подлодок, они не могли действовать в пределах видимости друг друга. Тем не менее, рассказ капитана Бийра об [7] операциях и «Этика», и «Эстериона» кажется вполне достоверным, базирующемся на личном опыте плавания на борту одного из этих судов. Живость авторского повествования подкрепляется его глубоким пониманием моря и ВМС США, что было усвоено им, как членом семьи с морскими традициями и еще как сделавшим карьеру морским офицером.
Книга Кеннета Бийра основывается не только на личном опыте автора, но и на результатах кропотливого исследования записей, книг и других источников, относящихся к предмету описания. Несмотря на завесу секретности, вокруг проекта судов-ловушек, автор смог обнаружить многие документы, относящиеся к нему, в официальных документах ВМС. Эти источники дополнялись личными беседами и перепиской с участниками или с членами их семей, в результате чего были найдены многие индивидуальные игроки этой драмы. Более того, капитан Бийр широко использовал германские источники, именно бортовые журналы отдельных подлодок. Автор особенно подробно рассказывает о подводной лодке U-123 и ее командире Рейнгарде Хардегене, с которым автор беседовал в Германии спустя много лет. Взаимное уважение, возникшее между Бийром и Хардегеном, несмотря на смертельную игру, в которой они участвовали в 1942 году, является примером чувства братства, которое бывшие враги могут питать по отношению друг к другу.
Главной темой книги является разговор о трагической судьбе «Этика», затонувшего со всем личным составом буквально через несколько дней после выхода в свой первый поход. Поскольку уцелевших не было, мы никогда не узнаем, что произошло на борту «Этика». Но у капитана Бийра в этом отношении прекрасная позиция для размышлений о событиях, происходивших с людьми в то время, когда их корабль тонул. Для того, чтобы дать историческую картину событий в том виде, как это видела вражеская сторона, автор искусно использовал германские источники. Аргументы автора в отношении того, что в потоплении «Этика» участвовали две лодки U-123 и U-105 являются новым и захватывающим вкладом в наши познания о возможной судьбе этого судна. [8]
Американцы иногда переоценивают силу своих противников. Эта тенденция очевидно прослеживается в литературе, описывающей германскую подводную войну у восточного побережья за первую половину 1942 года. Капитан Бийр подтверждает, что германские подлодки причинили большие разрушения, но одновременно отмечает, что торпеды попадались неисправные, что личный состав подлодок допускал навигационные ошибки, что способности командиров отдельных подлодок значительно отличались. Капитан Бийр отмечает, что особняком от других командиров по эффективности своих действий стоит осторожный Рейнгард Хардеген. Его подлодка U-123 была в числе немногих, у которых тоннаж потопленных судов оправдывал надежды Германии на то, что ей удастся одержать победу благодаря подрыву жизненно важных морских путей снабжения.
Но прежде всего эта книга дань уважения смельчакам, отдавшим свои жизни на «Этике». Капитан Бийр также отдает должное всем людям, связанным с проектом судов-ловушек. Примечательная верность автора жертвам и уцелевшим в этой кампании демонстрируется годами усилий, потраченных им на исследование вопроса и написание книги «Суда-ловушки против подводных лодок». Теперь семьи тех, кто был связан с судами-ловушками, сможет присоединиться к ветеранам-морякам, историкам и всем тем, кто интересуется историей великой морской войны 1939–1945 гг. в благодарности к Кеннету М. Бийру за его выдающийся вклад.
Введение
Уолт Уитмен. «Реальная война»
Эта история рассказывает о кораблях таинственных кораблях ВМС США «Этик» и «Эстерион», секретных судах-ловушках ВМС США; о прорвавшихся подлодках, смертоносных подводных кораблях гитлеровского флота; об атаках, имевших место вдоль атлантического побережья Америки в первые месяцы после вступления во Вторую мировую войну и о людях, которые, выполняя служебный долг, жили и умирали на борту этих кораблей.
Эту историю необходимо рассказать. Для чего? Потому, что это было, и потому, что 140 храбрых людей отдали свои жизни в ходе этой исторической драмы. Но это не рассказ о том, что произошло на самом деле, потому что это неизвестно и никогда известно не будет. Это рассказ о том, что могло, по всей вероятности, произойти. Однако это и не фантастика. Рассказ базируется на реальных событиях Разумные предположения плюс мое непосредственное знакомство с «Этик»/»Кэролин» и людьми, служившими на этом корабле, стали основой для моих умозаключений.
Это рассказ о Проекте LQ, осуществленном в Штабе Командующего Морскими Операциями, Вашингтон, округ Колумбия, и речь идет о двух таинственных кораблях судах-ловушках (Q-Ships) «Эстерион» и «Этик» использовавшихся в качестве приманок в борьбе против германских подлодок в первые месяцы 1942 года. Проект выполнялся в соответствии с директивой президента Франклина Д. Рузвельта и был секретным. Команды кораблей были набраны из добровольцев ВМС и Резерва ВМС США.
Пойдет рассказ и о противнике о командирах подлодок и самих подлодках, в особенности о U-123, U-105 и [10] U-552, угрожавших судоходству союзников у восточного побережья США вскоре после того, как гитлеровская Германия объявила войну. Тщательный перевод судовых журналов и многочисленные беседы с бывшими командирами подлодок предоставили подробности для этой части повествования.
Проект LQ был реальностью, как реальностью был и противник. Героизм участников этой драмы был также реальным, в особенности доблесть тех американцев и немцев, которые выполняя свой служебный долг, отдали свои жизни. Моей главной целью при написании этой книги было признание мужества добровольцев, ушедших в море, когда этого потребовал долг. Многие из них не вернулись.
Благодарность
Для меня было удивительным то количество людей, которые внесли свой вклад в создание этой книги. В то время, как я брал в руки перо или прикасался к клавиатуре, многие откликались на мои нужды. Я должен выразить им горячее признание, потому что без их помощи эта работа не была бы закончена.
В течение нескольких лет меня побуждал к написанию первых черновиков LQ мой брат, Эдвард Ф. Бийр, и я сожалею, что он не дожил до выхода книги.
Доктор Майкл Гэннон, профессор истории в университете Флориды и автор «Операции «Паукеншлаг»{*1}, снабдил меня материалами из своих собраний и познакомил меня с Рейнгардом Хардегеном, который в 1942 году в чине капитан-лейтенанта был командиром подводной лодки U-123 и в этом повествовании играет значительную роль. Его дружба, переписка с ним и беседы позволили мне признать высокий характер и цельность нашего бывшего противника. [11]
Хорст фон Шрётер, вице-адмирал Бундесмарине в отставке, в переписке сообщил много информации об атаке лодкой U-123 корабля «Этик».
Мистер Фред Н. Джейл, ныне покойный, бывший подводник, терпеливо сидел со мною рядом и переводил бесчисленные страницы германских документов.
Доктор Ханс-Георг Гесс, бывший командир U-995, а ныне выдающийся адвокат, устроил мне экскурсию на свою лодку, которая ныне находится на выставке в Лабоэ, неподалеку от Киля, Германия. Его жена Хейлвиг, оказала нам гостеприимство во время моего посещения Ганновера и Иденсена, Германия.
Отставной капитан 3 ранга Роджер Мец, ныне покойный, поделился со мной своими воспоминаниями о жизни на «Эвелин»/»Эстерион».
Миссис Кэтлин Ллойд и мистер Бернард Кавальканте из Военно-морского исторического центра, Вашингтон, округ Колумбия, проявили ко мне внимание и помогали мне.
Доктор Юрген Ровер из Библиотеки современной истории в Штуттгарте, передал мне ряд сведений, за что я должен высказать благодарность в его адрес.
Капитан ВМС в отставке Роберт У. Ландфэр и его жена Патрисия были чтецами в продолжение всей работы.
Хорст Бредов из Архива подводного флота в Куксхавене-Альтенбрухе, Германия, оказал большую помощь фотографиями и информацией.
Мисс Ивонна Паркер из «Алумни-Ассошиэшн» Морской академии помогла мне фотографиями выпускников академии.
Доктор Стефен Е. Эмброз, профессор истории и писатель, воодушевлял меня в моей деятельности и подготовил ряд комментариев.
Доктор Дэймон Б. Делстон, сын лейтенанта Дэниэла Деккелмэна, поделился своими воспоминаниями о том, как он вырос, почти ничего не зная об отце.
Миссис Долорес М. Куелетт, племяннница Армана Куелетта, передала мне копии писем, относящихся к ее дяде.
Полковник в отставке Армии США, Гэри Л. Космидер 1958 года, сын старшего писаря Дэниэла Космидера, любезно [12] предложил мне личные документы, касающиеся его отца.
Доктор Р. М. Браунинг-младший, историк Береговой Охраны США, предоставил мне единственное фото «Эстериона» в его камуфляже под «Эвелин». Кроме того, он отыскал и снабдил меня данными по пароходам «Сан-Хосе», «Бразос» и «Семпер Паратус».
Миссис Бетси Майлс в Центре Оружия Надводных Сил в Дальгрене помогла мне отыскать технические данные глубинных бомб.
К тем, кто сыграл значительную роль в создании этого труда, я отношу также доктора Дина С. Алларда, бывшего директора Института военно-морской истории ВМС в Морском Министерстве США, чья мягкая настойчивость воодушевила меня написать о подробностях Проекта LQ; Мисс Энн Хэпп, объяснявшую мне тонкости компьютерной документации; мистера Пола Уилдерсона, редактора издательства «Нэвэл Инститыот Пресс», терпеливо проводившего меня сквозь фазы подготовки и издания книги.
И, наконец, я должен обратиться к моей семье.
Сын Кевин, жадный до чтения энтузиаст, оказал мне большую пользу своими обзорами и комментариями.
Дочь Лайза, склонная к психологии, сделала оценку моего анализа основных личностей моего повествования.
Жена Бобби (Барбара), которая когда-то проявила подозрительность в отношении моего назначения во время наших периодических любовных встреч в 1942 году, разделяла мое сильное желание рассказать эту историю. Она была коллегой в моих серьезных размышлениях, всегда разумно воспринимала мою уединенность в периоды интенсивного труда и терпеливо переносила мою идиосинкразию. Я вечно благодарен всем им. [13]