Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

К главе 1

{1} Kimball, Churchill and Roosevelt, R-116, 16 March 1942, 1:406 (Кимбэлд. Черчилль и Рузвельт, R- 119 от 16 марта 1942 года, 1:406).
{2} Текст этого и последующих абзацев написан на основе личного участия автора в описываемых событиях.
{3} Chief of the Bureau of Navigation to Ensign Kenneth M. Beyer, SC-M, USNR, USS North Carolina, via commanding officer, orders 19666,2 February 1942, «Change of duty» (Or Начальника Бюро Навигации мичману Кеннету М. Бийру, корабль «Северная Каролина» через командира, приказ 19666 от 2 февраля 1942 гола — «изменение места службы»).
{4} Naval Historical Center, Operational Archives, Navy Department, Washington, D. G, hereafter cited as NHC-OA, Miscellaneous Fib, Chief of Naval Operations to various addresses, Op-23N-l/31/42, Serial 018023, 31 January 1942, SS Evelyn and Carolyn — preliminary conversion to AK (Морской Исторический Архив, Оперативные Архивы, Морское Министерство, Вашингтон, округ Колумбия, далее цитируется как NHC-OA; документ «Разное», высланный Командующим Морскими Операциями в различные адреса — Op-23N-l/31/42, номер 018023, 31 января 1942 года: пароходы «Эвелин» и «Кэролин» — предварительное преобразование в АК).

К главе 2

{5} Дайер. На «Тредмилл» до Перл-Харбора — с. 373. Мак-Кри (МсСrea) был старшим офицером флагманского линкора «Пенсильвания» (ВВ55) при Морском Министре Чарлзе Эдсоне. Находились на нем также вице-адмирал Эдолфас Эндрюс, командующий Быстроходным флотом и контр-адмирал Е, Дж. Кинг, из Совета Морского Министерства Мак-Кри впоследствии стал флагманским специалистом и получил чин капитана. Он был командиром корабля «Айова».

Sherwood, Robert E Roosevelt and Hopkins: An Intimate History. [271] P. 767. Шервуд пишет об озабоченности Рузвельта и беспокойстве Черчилля атаками подводных лодок и указывает, что 6 февраля послал премьер-министру каблограмму, в которой сообщил — вопрос срочно обсуждался Старком, Кингам и им. Шервуд также пишет, что в ноябре 1943 года Рузвельт поднялся на борт «Айовы» для плавания в Оран, Алжир. Командиром «Айовы» был капитан Мак-Кри, друг Рузвельта и бывший адъютант Морского Министра.

{6} Sherwood, Robert Е. Roosevelt and Hopkins: An Intimate History. P. 365.
{7} Ibid, c. 498–99.
{8} Howarth, Men of War, P. 77 (Ховарт. Военные корабли); глава, посвященная адмиралу Кингу написана У. Лав-младшим (W. Love, Jr.)

Черчилль и Рузвельт, 1:397.

{9} Rohwer und Hummelchen. Chronology of the War at Sea С 113 (Рохвер и Хуммельхен. Хронология войны на море).
{10} Howarth, Men of War, P. 82–83, 158–160.
{11} Morison. Battle of the Atlantic. P. 281–282.

Farago. The Tenth Fleet Фараго указывает на 19 января 1942 года, как на дату встречи Рузвельта и Кинга, на которой обсуждалась идея судов-ловушек.

{12} Van Der Vat Stealth at Sea P. 212–214.
{13} Terrain. U-Boat Wars. P. 325.
{14} Lewin. Ultra goes to War. P. 119.
{15} Roskill. The Secret Capture.
{16} Terrain. U-Boat Wars, P. 318–327.
{17} Van Der Vat Stealth at Sea P. 214.
{18} Terrain. U-Boat Wars. P. 424–425, 456–459.
{19} Вице-адмирал У. У. Хонекер. Беседа с автором, в Сан-Диего, Калифорния, в октябре 1955 года Это краткое выступление адмирала Кинга адмирал Спир повторил капитан-лейтенанту У. У. Хонекеру (впоследствии контр-адмирал), одному из руководителей Управления материально-технического снабжения.
{20} NHC-OA. Документы судов-ловушек личное и конфиденциальное письмо от контр-адмирала в отставке Т. Дж. Гайана-младшего вице-адмиралу У. С Фарберу, Морское Министерство, Вашингтон, округ Колумбия 12 февраля 1946 года (рассекречено)

К главе 3

{21} Donitz Memoires, P. 198, 202.
{22} Ibid, P. 195–198. [272]
{23} National Archives and Records Administration, National Archives, Washington, D. С hereafter cited as NARA (Национальная Администрация Архивов и Записей, Национальные Архивы, Вашингтон, округ Колумбия, далее цитируемая как NARA): Германские радиосообшения ВМС /подводного флота. Переводы и заключения. RC 457, Бокс №7 (NSA)SRGN 5514–6196, 9 января 1942 года;

NHC-OA, Дело «Подводные лодки»: Военные дневники командования подводного флота 9 января 1942 года.

{24} Reche. Die «Quadratur der Meere». S. 120–122.
{25} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 73, 74.
{26} Van Der Vat Stealth at Sea P. 158–173, 202;

Hadley. Count Not the Dead. P. 80–82.

{27} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 74.

Рохвер определил цель как пароход «Сан-Хосе». Грузовое судно в 4000 тонн, потопленное Хардегеном, так и не было идентифицирована В документе «Дело потерянных кораблей» Береговой Охраны США указывается, что судно «Сан-Хосе» затонуло после столкновения с пароходом «Санта-Элиза».

{28} NARA: Германские радиосообщения ВМС/Подводных лодок, 17 января 1942 г.
{29} Donitz Memoires, P. 203, 207.
{30} Ibid, P. 203, 204.
{31} NHC-OA. Документы судов-ловушек «Разное». Меморандум адмирала Г. Р. Старка в различные адреса — Дело Op-23-RSM, 23 января 1942 года
{32} NHC-OA. Bureau of Naval Personnel, Enlisted Detail Office, письмо в адрес Начальника Морского Персонала по вопросу: Противолодочные суда — информация о них, от 22 июня 1942 года
{33} NHC-OA. Меморандум о соглашении между Морским Министерством и Морской Комиссией, относящемся к аренде пароходов «Эвелин» и «Каролин»;

Морское Министерство США. Словарь американских боевых кораблей. 1:435. С 446–447.

{34} Личный состав кораблей «Этик» и «Эстерион»: форма 331-А, утвержденный 31 января 1942 года — копия в собственности автора
{35} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Послание COMINCH Командующему Охраны Восточной Морской Границы, группа «Дата-время» 201345JAN42.
{36} Морское Министерство США. Словарь американских боевых кораблей. 2:33. [273]
{37} Ф. Дж. Лафтон директору Бюро Бюджета, Вашингтон, округ Колумбия, внутриофисный меморандум от 17 февраля 1942 года — копия в собственности автора.
{38} Описанные подробности основаны на беседе автора с контр- адмиралом У. У. Хонекером в ноябре 1955 года.

NHC-OA. Дело судов-ловушек. Письмо адмирала Старка мистеру Роберту В. Флемингу от 19 февраля 1942 года, Вашингтон, округ Колумбия

Публичное Поручительство Правительства США от 19 февраля 1942 года о переводе 500 000 долларов из Чрезвычайного Фонда Президента Морскому Министерству — копия в собственности автора

{39} NHC-OA. Личные дела офицеров ВМС США.
{40} Рассказ о встрече Райана с Легуеном и Хиксом основан на воспоминаниях Легуена, сообщенных автору при встрече с капитаном в Норфолке, Вирджиния, в 1951 году и на беседах автора с Легуеном и Хиксом в период выполнения переоборудования судов в феврале и марте 1942 года, в Портсмуте.
{41} Из разговора при общении автора с Легуеном и Хиксом в период работ по переоборудованию судов в феврале и марте 1942 года в Портсмуте.
{42} NHC-OA. Дело Охраны Восточной Морской Границы. Командующий Северо-Атлантической Военно-Морской Береговой Границей, Штаб; Командующий Охраной Восточной Морской Границы — Главнокомандующему флотом США, Суда-ловушки, 29 января 1942 года.
{43} NARA. Документ SRMN-038 «Функции Секретной Комнаты (F-21) в Военной Разведке COMINCH, Атлантический Отдел Противолодочной Войны, Вторая мировая война (без даты)». Послание Адмиралтейства, группа «Дата-время» 121716 от 12 января 1942 года в COMINCH.
{44} NHC-OA, Личные дела офицеров ВМС США. Гленн Уолкер Легуен-младший и Гарри Линвуд Хикс.

К главе 4

{45} От Начальника Бюро Навигации мичману Кеннету М. Бийру, корабль «Северная Каролина» через командира, приказ 19666 от 2 февраля 1942 года — «изменение места службы»: оригинал в собственности автора.

Большая часть рассказанного в этой главе основана на воспоминаниях автора о деятельности, дискуссиях и ассоциаций. Воспоминания [274] стимулировались посещениями авторам верфи во время подготовки рукописи.

{46} NHC-OA Дело судов-ловушек. От Помощника Командующего Морскими Операциями. Ор-10 Ни, Вашингтон, Командующему Охраной Восточной Морской Границы, о кораблях ВМС США «Эстерион» (АК100), «Этик» (АК101) и «Игл» (AMI 32), 30 марта 1942 года, Приложение (A): Характеристики трех кораблей.
{47} Морское Министерство США. Словарь американских боевых кораблей. 6:233.

Потеря «Сквалуса» кратко описывается в статье о подлодке «Сэйлфиш».

{48} Автор и лейтенант Эд Джойс часто встречались для обсуждения как служебных дел, так и личных вопросов. Впечатления автора об офицерах «Этика» большей частью сложились в результате высказанных Джойсом мнений и комментариев. Одной из тем личных бесед были различия в стиле руководства Нэвилла и Даффи. Позднее собеседники обменялись мнениями и в оценке Хикса и Легуена, Шванера и Деккелмэна, но во всех случаях приходили к заключению об удачном выборе, сделанном Райаном и Мак-Коллом.
{49} Цитата из «Счастливого Мешка», изданного в Морской академии США (Рочестер, Н-Й, Дюбуа-Пресс, 1929 г.) С 167.
{50} Морское Министерство США Словарь американских боевых кораблей. 6:233.
{51} NHC-OA Дело судов-ловушек. Послание Коменданта верфи в Портсмуте, Н.-Г. в OPNAV вице-адмиралу Фарберу, Мэйлгрэм 061310, 6 марта 1942 года. «Ввод кораблей в строй».
{52} NHC-OA Дело судов-ловушек. Письмо Заместителя Командующего Морскими Операциями в Охрану Восточной Морской Границы., 30 марта 1942 года по вопросу кораблей ВМС «Эстерион», «Этик» и «Игл».

К главе 5

{53} NHC-OA Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы, глава 2. Суда-ловушки, октябрь 1943 года, 6. Приводится краткое изложение оперативного приказа.
{54} То же.
{55} NHC-OA Штаб германских подводных сил. Военный дневник, перевод ГС/30305а, 1–15 марта 1942 года.

Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 82. [275]

{56} NHC-OA, Штаб германских подводных сил. Военный дневник, перевод РО/30305а, 1–15 марта 1942 года, с 123.
{57} Для обсуждения вопросов тактики Легуен своих офицеров собирал периодически, обычно по вечерам. Подобные занятия имели целью тренировку и оценку его вахтенных офицеров. Описание событий этой главы большей частью основано на результатах личного участия автора в занятиях. Где было возможно, приводились источники.

NHC-OA. Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы. Суда-ловушки, 6.

{58} Все отчетные документы, включая счета поставщиков и погашенные чеки «Риггс Нэшнл Бэнк» по судам-ловушкам, в настоящее время находятся в собственности автора Они вполне могли быть уничтожены офицером безопасности, если бы с автором не связались для идентификации их содержания, считавшегося секретным. Документы были рассекречены. В подходящий момент эти оригинальные бумаги будут подарены соответствующему архиву или музею.

{59} Долорес М. Куелетт. Письмо автору от 14 января 1991 года.
{60} Delston, Ethel D. Of Love RememeberecL — Вдова лейтенанта Дэниэла Деккелмэна выразила в этой книге всю печаль и отчаяние. Сведения о миссис Деккелмэн, впоследствии вторично вышедшей замуж, основаны на материале этой книги и нескольких бесед с сыном Деккелмэна, врачом, живущим в Нью-Йорке.
{61} Anthony. Dawn to the Sea in Ships
{62} NHC-OA Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы. Суда-ловушки, 8.

К главе 6

{63} NARA. Военный дневник подлодки U-123 (Вахтенный журнал) 1 марта 1942 г. Микрофильм Т 1022 2973 (Далее ссылки на военные дневники подводных лодок приводятся сокращенно как Вахтенный журнал и далее номер подлодки.) Переводы дневников с немецкого на английский выполнены Фредом Н. Гейлом и автором). Порядок заполнения Вахтенного журнала предусматривал запись в дневник каждые четыре часа с указанием местоположения лодки (квадрат) и через каждые двенадцать часов — указывать направление и силу ветра, состояние моря, облачность, дальность видимости, полное число морских миль, пройденных за последние сутки и от базы, а кроме того, расстояние, пройденное за день в погруженном состоянии. Каждую запись подписывает командир лодки. [276]

{64} NHC-OA. Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы. Суда-ловушки, 8.

{65} Инструкция по оружию Морского Министерства №747 (1-я редакция). Глубинные бомбы Mk 6, Mk 6 mod 1, Mk 7, Mk 7 mod 1. Инструкция по пользованию и содержанию. Переиздана 22 декабря 1943 г.

Порядок соблюдения мер безопасности при обращении с глубинными бомбами приведен в соответствии с указанной инструкцией.

{66} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Доклад командира корабля «Эстерион» Командующему Охраны Восточной Морской Границы. «Сообщение о первом походе корабля «Эстерион» (пароход «Эвелин»)» 3 мая 1942 года, далее цитируется как «первый поход «Эстерион».

{67} NHC-OA Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы.

Суда-ловушки, 7–8. Приводится краткое изложение второго оперативного приказа.

{68} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона». 24 марта 1942 года
{69} То же.
{70} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 87.
{71} Вахтенный журнал U-123

К главе 7

{72} Вахтенный журнал U-123. 25–26 марта 1942 г.
{73} Здесь автор хотел бы особо отметить, что, за исключением двух радиограмм, переданных «Кэролин», о событиях, происходивших на этом судне-ловушке, никаких документов, по которым можно было нарисовать картину событий, нет. Автор реконструировал ее так, как он себе ее представлял, основываясь на своих сведениях о корабле и личном составе и на своем анализе задокументированных торпедных атак, и со всей серьезностью старался изложить эту картину так, чтобы читатель смог себе представить, как произошла гибель «Кэролин»/»Этик». Описанные события совместимы с данными Вахтенных журналов U-123 и U-105. Фамилии членов команды — подлинные (Приложение 1), и распределение их соотвествует рангу и организации корабля.

{74} Вахтенный журнал U-123. 27 марта 1942 г. Bibliothek für Zeitgeschichte — далее цитируется как «BZ». [277]

Schussmeldung U-123 (Отчет об израсходованных торпедах U-123). № 5556 от 27 марта 1942 г.

{75} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Радиотелеграмма корабля «Кэролин» 00:55 (GMT — Greenwich Mean Time) 27 марта 1942 г.
{76} То же. Радиотелеграмма корабля «Кэролин» 0055 ГМТ 27 марта 1942 г.
{77} Вахтенный журнал U-123. 27 марта 1942 г. BZ. — Schussmeldung U-105 (Отчет об израсходованных торпедах U-105). № 5596 от 27 марта 1942 г.
{78} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 87: «Ha U-123 слышали один взрыв и наблюдали небольшой бортовой крен цели. Возможно, торпеда в цель попала, но не взорвалась».
{79} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона». 26 марта 1942 г.

NHC-OA. Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы.

Суда-ловушки, 9.

{80} BZ. Schussmeldung U-123 (Отчет об израсходованных торпедах U-123) № 5556 от 27 марта 1942 г. в 04:30 среднеевропейского времени.
{81} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона». 26 марта 1942 г.
{82} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 87.
{83} Hardegen. Auf Gefechtstationen! S. 204
{84} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона».

29 марта 1942 г.

{85} То же
{86} Перед выходом в море Нэвилл сообщил офицерам об атаках подводных лодок, о которых его информировал Фэрли.

К главе 8

{87} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 88. Нэвилл имел в виду атаку подлодки U-754 под командованием Иоханнеса Естерманна на буксир «Меноминея» и три баржи, которые он тянул, 31 марта 1942 г.
{88} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона». 4 апреля 1942 г.
{89} То же
{90} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 87.
{91} Donitz Memoires. P. 193.
{92} Sherwood, Robert E. Roosevelt and Hopkins: An Intimate History. P. 374, 382–383. [278]
{93} Ibid, с. 370.
{94} Ibid, с. 380–381.
{95} Ibid, с 437
{96} NHC-OA Штаб германских подводных сил. Военным дневник, перевод PG/30306a-30308b, 1 апреля — 30 июня 1942 года, с 5.
{97} NARA. — Вахтенный журнал U-552 (капитан-лейтенант Эрих Топп). Микрофильм Т 1022 Ролик 2981–2982, 1–15 апреля 1942 г. События с участием U-552, изложенные в конце этой главы, заимствованы из вахтенного журнала U-552, исключая особо отмеченные
{98} NHC-OA. Дело судов-ловушек Первый поход «Эстериона». 4 апреля 1942 г.

NHC-OA. Штаб германских подводных сил. Военный дневник, перевод PG/30306a-30308b, 10 апреля 1942 года.

{99} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 85–86.
{100} NHC-OA. Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы, апрель 1942 г.
{101} Вахтенный журнал U-552. 7, 10 апреля 1942 г.

Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 89.

{102} Вахтенный журнал U-552. 11 апреля 1942 г.
{103} То же, 11–12 апреля 1942 г.
{104} Morison. Battle of the Atlantic. P. 154–155.

К главе 9

{105} Этот инцидент с Береговой Охраной у устья реки Сент-Джонс стоит у меня перед взором в то время, как я описываю его, так же отчетливо, как в день, когда он произошел. Для этого удивительно безрассудного для Легуена поступка я не могу найти другого объяснения, как только следствие отчаяния от сорвавшихся планов. И на некоторое время мое мнение об этом прекрасном офицере несколько поблекло. Главное, что беспокоило меня тогда — высокая вероятность признания нашего корабля вражеским и последующая бомбежка с воздуха с гибельными последствиями. Интересно отметить, что в отчете командира о первом походе об этом не упоминается. Охрана Восточной Морской Границы в своем военном дневнике отметила инцидент туманными выражениями: «контакт с дружественным надводным судном ...создал неловкую ситуацию».
{106} NHC-OA. Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы, глава 2. С 10–11.
{107} NHC-OA. Дело «Морских Операций» (OPNAV). Штаб Командующего Морскими Операциями. Меморандум в Дело, далее цитируемый [279] как OPNAV, от 21 апреля 1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на американском танкере «Оклахома», Стандард Ойл Компани. Автор — мичман А. Дж. Пауэрс.
{108} NHC-OA. Дело «Морских Операций» (OPNAV), от 21 апреля 1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на американском танкере Эссо Батон Руж», Стандард Ойл Компани. Автор — мичман А Дж. Пауэрс.
{109} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 151.
{110} Вахтенный журнал U-123. 9 апреля 1942 г.

NHC-OA Дело «Морских Операций» (OPNAV), от 25 апреля 1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на пароходе «Эспарта», Стандард Ойл Компани. Автор — мичман А. Дж. Пауэрс.

{111} Вахтенный журнал U-123. 9 апреля 1942 г.
{112} То же. 10 апреля 1942 г.
{113} То же.
{114} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона». 10 апреля 1942 г.
{115} При просмотре черновика рукописи знающим морским историком, последний заметил, что этот анекдот ходит в кругах моряков уже много лет. Источник его неизвестен. В то время, когда Нэвилл рассказывал об этом инциденте, причин сомневаться в подлинности событий не было. С надеждой позабавить читателя мы оставили этот анекдот в книге, извиняясь перед неизвестным автором его.
{116} NARA, Вахтенный журнал корабля ВМС «Дальгрен». 9 марта 1942 г
{117} Вахтенный журнал U-123. 10 апреля 1942 г
{118} То же.
{119} NHC-OA. Дело «Морских Операций» (OPNAV), от 27 апреля 1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на «Галф Америка».

Автор — лейтенант Г. Э. Бирч.

{120} То же.
{121} Вахтенный журнал U-123. 11 апреля 1942 г.
{122} Тоже.
{123} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона». 11 апреля 1942 г.
{124} Описание этого эпизода автор приводит по памяти, пересказывая не буквально, а лишь суть высказываний Легуена и последовавших за ними событий. В 1951 году автор посетил Легуена в Норфолке, Вирджиния, когда он был командиром корабля «Калверт» (АРА32). Обсуждались многие вопросы, относящиеся к «Эстериону», но особо Легуен остановился на упущенном шансе боя с подлодкой у берегов Флориды. Эта беседа восстановила [280] события того дня в апреле 1942 года. Некоторые данные по времени суток взяты из Вахтенного журнала U-123 и вахтенного журнала эсминца «Далгрен».
{125} Вахтенный журнал U-123. 11 апреля 1942 г.
{126} Тоже.
{127} Тоже.
{128} Тоже.
{129} NARA. Вахтенный журнал корабля ВМС «Дальгрен». 11 апреля 1942 г.

{130} NHC-OA. Военный Дневник Охраны Морской Границы Залива, 11 апреля 1942 года.

{131} Вахтенный журнал U-123. 11 апреля 1942 г.
{132} По представлениям автора, основанным на беседе с Нэвиллом, Легуен предпочел устно доложить Охране Восточной Морской Границы об инциденте с подлодкой вместо письменного донесения. Что именно было доложено, неизвестно. Письменного отчета в документах Морского Исторического Центра не обнаружено, равно как не обнаружен в Национальном Архиве официальный вахтенный журнал корабля «Эстерион» (АК100/АК63).

К главе 10

{133} Вахтенный журнал U-123. 11 апреля 1942 г.
{134} Тоже

{135} То же, 12 апреля 1942 г.

{136} NHC-OA. Дело «Морских Операций» (OPNAV), от 27 апреля 1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на судне «Лесли». Автор — лейтенант Г. Э. Бирч.

{137} Вахтенный журнал U-123. 13 апреля 1942 г.
{138} То же.
{139} NHC-OA. Дело «Морских Операций» (OPNAV), от 5 мая 1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на судне «Корсхольм». Автор — мичман Э. Г. Пауэрс.
{140} Вахтенный журнал U-123. 13 апреля 1942 г.
{141} То же.
{142} То же, 14 апреля 1942 г.
{143} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона».

14 апреля 1942 г.

{144} NHC-OA. Дело «Морских Операций» (OPNAV), от 23 апреля

1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на судне «Эмпайр Траш». Автор — мичман Э. Г. Пауэрс.

Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 90. [281]

{145} Вахтенный журнал U-123. 16 апреля 1942 г.
{146} То же, 17 апреля 1942 г.

NHC-OA Дело «Морских Операций» (OPNAV), от 23 апреля 1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на судне «Элкоэ Гайд». Автор — мичман Э. Г. Пауэре.

{147} Вахтенный журнал U-123. 23 апреля 1942 г.
{148} Gannon, Michael. Operation Drumbeat. New York P. 406–407. По этому же вопросу беседа с Рейнгардом Хардегеном в Куксхавене (Альтенбрух) в Германии в июле 1992 г. Мистер и миссис Хардеген были гостями миссис Бийр и автора на обеде в отеле «Дойчес Хаус» в Альтенбрухе Рейнгард Хардеген получил от меня список вопросов об атаке «Кэролин»/»Этик». Ответы на эти вопросы обсуждались во время обеда и после
{149} Вахтенный журнал U-123. 10 февраля — 2 мая 1942 г. «Особый опыт (Besondere Erfahrungen). С. 36–37
{150} Count Not the Dead; The Popular Image of German Submarine. P. 97–101, 180–181.
{151} Gannon, Michael. Operation Drumbeat. New York. P. 406–407. Беседа с Рейгардом Хардегеном.
{152} Donitz Memoires, P. 219.
{153} Tarrant, V. E. The U-boat Offensive, 1914–1945. P. 107.
{154} United Kingdom Ministry of Defense German Naval History: The U-Boat War in the Atlantic, 1939–1945. London: Her Majesty's Stationary Office, 1989. P. 1–6, 10–11, 15. Этот труд был написан после войны фрегаттен-капитаном Гюнтером Гесслером по заказу британского Адмиралтейства.
{155} NHC-OA. Дело Командующего Морскими Операциями. Морское Министерство. Вашингтон. Рассекреченный меморандум (ранее сверхсекретный) по вопросу резюме о противолодочных операциях против германских подлодок во Второй мировой войне (не датирован).
{156} United Kingdom Ministry of Defense German Naval History: The U-Boat War in the Atlantic, 1939–1945. London: Her Majesty's Stationary Office, 1989. P. 20.
{157} Morison. Battle of the Atlantic P. 126, 128.
{158} Farago, Ladislas. The Tenth Fleet P. 89. По официальным данным, погибло 139 человек при потоплении «Этика». [282]

Подстрочные примечания

{*1} »Паукеншлаг» (Paukenschlag) переводится с немецкого как «Удар в литавры», мы решили оставить эту транслитерацию в качестве очередного примера фашистской напыщенной мерзости. — Прим. ред.
{*2} Соответствие чинов и званий английских и американских ВМС российским см. с 282.
{*3} Заметим, что в английском языке все неодушевленные предметы имеют средний род, но для англичанина и американца «корабль», «судно», традиционно имеет женский род и обозначается местоимением She — т. е. «она», хотя «военный корабль» — как общее понятие — по-английски называется «The Man-of-War» — «Человек/мужчина войны». — Прим. перев.
{*4} Намек на то, что одно время Черчилль был первым лордом Адмиралтейства. — Прим. перев. Свои письма и телеграммы Рузвельту во время войны Черчилль часто подписывал именно так. — Прим. ред.
{*5} Имеется в виду Мексиканский залив, — Прим. ред.
{*6} Coney Island — остров, на котором сосредоточены развлекательные заведения и аттракционы. — Прим. перев.
{*7} Адъютант Гитлера от ВМС. — Прим, ред.
{*8} Высшая государственная награда США, примерно соответствует герою России. — Прим, ред.
{*9} АТ — Ocean Tug — океанский буксир. — Прим. ред.
{*10}  — футы, '' — дюймы. — Прим. ред.
{*11} В США калибр пулеметов измеряется в дюймах, соответственно 0,3 это 7,62 мм, а 0,5 пулемет калибра 12,7 мм, калибр пистолета Кольт — 11,4 мм. — Прим, ред.
{*12} »голландец» — Прим. перев.
{*13} Фенрих в Германском флоте промежуточное звание между унтер-офицерским составом и офицерами, звание соответствует чину фельдфебеля, но присваивается кандидатам на офицерский чин. Примерно соответствует званию мичмана в Российском флоте. — Прим, ред.
{*14} Точного определения места судна по известным объектам, например маякам и буям, — Прим. перев.
{*15} ? — наверное в 22:20 — ошибка! — Прим. перев.
{*16} Ошибка — танкер был норвежским — см. выше. — Прим. перев.
{*17} «По местам стоять!». — Прим. ред.
{*18} Конвой, отправлявшийся из Галифакса (Канада) в Англию. — Прим. ред.
{*19} Вероятно, винта. — Прим, перев.
{*20} 1 Цельсия — Прим. перев.
{*21} »Прачка» по английски «Washerwoman», то есть «женщина, которая моет»: «woman» — «женщина», «washer» — «мойщик». — Прим. перев.
{*22} «Шайбу» — другое значение английского слова Washer. — Прим. перев.
{*23} УЗО — UZO «U-boot-Zieloptik» — «Оптический прицел подводной лодки», выполненный в виде бинокля и установленный на мостике. — Прим, перев.
{*24} «Senior Officer Present At» — «На борту офицер более высокого ранга» — стандартное сообщение, принятое в ВМС США, — Прим. перев.
{*25} Он же аппарат торпедной стрельбы. — Прим. ред.
{*26} Более чем странное утверждение! Дизельный двигатель не имеет отношения к продувке балластных цистерн, они продуваются сжатым воздухом из специальных баллонов. Если на лодке в подводном положении запустить дизель, то либо лодку мгновенно затопит, либо экипаж будет отравлен выхлопными газами от дизельмотора. Шнорхеля же, то есть устройства, позволяющего работать дизелю в подводном положении, в 1942 г. немцы еще не имели. — Прим. ред.
{*27} Обычай английских и американских моряков, принятый для демонстрации успеха похода при возвращении из него. — Прим. перев.
{*28} Вероятно, символизирующего немецкое название подлодок — U-Boot — Прим. перев.
Содержание