Состояние и боевые действия авиации Западного фронта в период подготовки июльского наступления (7 июня 7 июля 1920 г.)
К этому времени дислокация авиационных и воздухоплавательных частей Западного фронта (по состоянию на 12 июня 1920 г.) характеризуется следующими данными{18}:
№ п/п | Наименование частей | Места расположения | Примечания | |
баз | боевых отделений | |||
В непосредственном подчинении начальника воздушного флота Западного фронта: | ||||
1 | Штаб воздушного флота Западного фронта | Смоленск | | |
2 | 1-й авиационный парк | Тверь | | |
3 | 2-й воздухоплавательный дивизион | Рославль | | |
4 | 20-й авиационный отряд | Смоленск | | |
5 | 5-й авиационный отряд | Смоленск | | Только что прибыли, не осмотрены самолеты |
6 | 7-й авиационный отряд | Смоленск | | |
7 | 45-й авиационный отряд | Смоленск | | [42] |
8 | 42-й авиационный отряд | В пути в Смоленск | | |
9 | 40-й авиационный отряд | В пути | | |
10 | 23-й воздухоплавательный авиационный отряд | В пути | | |
11 | 37-й авиационный отряд | В ожидании | | Из Екатеринодара |
12 | 39-й авиационный отряд | В ожидании | | Из Оренбурга |
13 | 47-й авиационный отряд | В ожидании | | Из Ново-Николаевска |
14 | 13-й авиационный поезд (мастерская) | Смоленск | ||
15 | 30-й авиационный отряд | В пути | | Из Москвы |
15-я армия: | ||||
16 | Штаб воздушного флота армии | Гомель | | |
17 | 6-й авиационный отряд | | | |
18 | 8-й авиационный отряд | | | |
19 | 31-й авиационный отряд | м Улла | | |
20 | 46-й авиационный отряд | | ||
21 | 10-й авиационный отряд | м. Бочейково | | Придаются 3-й армии |
22 | 17-й авиационный отряд | м. Улла | | |
23 | 26-й воздухоплавательный отряд | Полоцк | | |
24 | 19-й авиационный отряд | В пути | | |
25 | 30-й воздухоплавательный отряд | Полоцк | | |
26 | Поезд-мастерская № 2 | | ||
16-я армия: | | |||
27 | Штаб воздушного флота армии | Могилев | | |
28 | 1-й истребительный отряд | ст. Быхов | | |
29 | 2-йистребительный отряд | ст. Быхов | | |
30 | 4-й истребительный отряд | ст. Быхов | | |
31 | 32-й авиационный отряд | ст. Быхов | | |
32 | 4-й истребительный дивизион | Славное | Славное | |
33 | 10-й истребительный дивизион | Славное | | |
34 | 11-й истребительный дивизион | Славное | | |
35 | 12-й истребительный дивизион | Славное | | |
36 | 14-й истребительный дивизион | Славное | | |
37 | 38-й авиационный отряд | Коханово | Славное | |
38 | 44-й авиационный отряд | Орша | Славное | |
39 | 1-й авиационный отряд | Ново-Белица | Ново-Белица | |
40 | 18-й авиационный отряд | То же | То же | [43] |
41 | 11-й воздухоплавательный отряд | Новозыбков | Прибог | |
42 | 25-й воздухоплавательный отряд | Приямимо | Приямино | |
43 | 1-й отряд воздушных кораблей «Илья Муромец» | Могилев | Могилев | |
41 | Поезд-мастерская литер «А» | Клинцы | | |
45 | Головная база 13-го авиационного поезда | Славное | |
Состояние самолетов в авиационных частях Западного фронта на 12 июня 1920 г.
Наименование частей | По описи | Итого | Исправных | Итого | ||
истребителей | разведчиков | истребителей | разведчиков | |||
Подчиненные штабу воздушного флота Западного фронта: | ||||||
20-й авиационный отряд | 2 | | 2 | 2 | | 2 |
5-й авиационный отряд | 4 | 1 | 5 | 2 | | 2 |
7-й авиационный отряд | 3 | 3 | 6 | 1 | 2 | 3 |
Всего | 9 | 4 | 13 | 5 | 2 | 7 |
15-я армия: | ||||||
6-й авиационный отряд | 2 | 2 | 4 | 1 | 1 | 2 |
8-й авиационный отряд | 3 | 2 | 5 | 2 | | 2 |
10-й авиационный отряд | 1 | 4 | 5 | 1 | 4 | 5 |
31-й авиационный отряд | 5 | 1 | 6 | 1 | | 1 |
17-й авиационный отряд | 5 | 3 | 8 | 4 | 2 | 6 |
19-й авиационный отряд | 1 | 4 | 5 | 1 | 4 | 5 |
46-й авиационный отряд | 2 | 2 | 4 | 1 | | 1 |
Всего | 19 | 18 | 37 | 11 | 11 | 22 [44] |
16-я армия: | ||||||
1-й истребительный отряд | 5 | | 5 | 4 | | 4 |
2-й истребительный отряд | 4 | | 4 | 4 | | 4 |
4-й истребительный отряд | 4 | | 4 | 1 | | 1 |
32-й авиационный отряд | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 |
10-й истребительный отряд | 5 | | 5 | 4 | | 4 |
11-й истребительный отряд | 6 | | 6 | 2 | | 2 |
12-й истребительный отряд | 6 | | 6 | 4 | | 4 |
14-й истребительный отряд | 4 | | 4 | 3 | | 3 |
38-й авиационный отряд | 2 | 3 | 5 | 1 | 3 | 4 |
45-й авиационный отряд | 1{19} | 51 | 6 | | 3 | 3 |
1-й авиационный отряд | 2 | 2 | 4 | 1 | 1 | 2 |
18-й авиационный отряд | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 |
Всего | 42 | 15 | 57 | 27 | 12 | 39 |
2-й авиационный отряд | 9 | 4 | 13 | 7 | 3 | 10 |
13-й авиационный отряд | 12 | 10 | 22 | 4 | 4 | 8 |
Авиационный поезд литер «А» | 1 | 1 | 2 | | | |
Итого в поездах | 22 | 15 | 37 | 11 | 7 | 18 |
1-й авиационный полк | 43 | 49 | 92 | 13 | 11 | 24 |
Всего самолетов на Западном фронте{20} | 135 | 101 | 236 | 67 | 43 | 110 |
Из этой таблицы состояния самолетного парка видно, что из 236 самолетов, числящихся по описи, только 110 самолетов было исправных, годных к непосредственной боевой работе. Таким образом, более 50% самолетов воздушных сил Западного фронта постоянно находилось в ремонте. Кроме того, наличие такого количества ремонтируемых самолетов показывает, насколько была изношена материальная часть наших авиационных частей.
По запасам горючего к этому времени было следующее положение: [45]
№ п/п | Наименование частей | Количество горючего | Примечания | |
цистерн | в пудах | |||
1 | Авиационные отряды г. Смоленска | | 800 | |
2 | 13-й авиационный поезд | 9 | 5500 | |
3 | 1-й авиационный парк | 7 | 4500 | Занаряженные центром 20000 пудов бензина 1-м авиационным парком полностью не получены. |
4 | В 15-й армии | | 2300 | |
5 | В 16-й армии | | 3700 |
С началом активных операций на фронте нашей авиацией было налетано больше 1500 час. при 1 000 боевых полетах. Кроме того, было сбито 4 польских самолета.
Эти данные о действиях красной авиации показывают, что воздушные силы Красной Армии работали на Западном фронте очень напряженно и имели большие успехи в боях против авиации белополяков. Действия нашей авиации в этот период происходили в непосредственной связи с действиями наземных войск Западного фронта.
О той громадной работе, которую проделала красная авиация на белопольском фронте, замечательно говорит рапорт начальника воздушного флота 12-й армии, имевшего в своем распоряжении всего два авиационных отряда, проделавших внушительную работу, заслуживающую несомненного внимания.
За июнь эта авиационная группа совершила 77 полетов общей продолжительностью в 92 часа 10 мин.
В первые дни июня все попытки наших частей продвинуться вперед были неудачны. Затем, с 5 июня, после большой перегруппировки, красные войска прорвали фронт белополяков и обошли их фланг.
К этому времени авиационные отряды имели хорошие стоянки вблизи железной дороги, а затем, с началом перегруппировки наземных войск для обхода фланга противника, естественно, и авиации пришлось проделать тот же маневр. Однако при осуществлении таких перебросок встретились огромные препятствия, которые общими усилиями были до некоторой степени смягчены. Район Окуниново, Горностапойль, где готовилась операция, расположен вдали от железной дороги. Поэтому все имущество приходилось перебрасывать с перегрузкой на обывательские подводы, которые собирались в районе боевых действий [46] с большими трудностями. Несмотря на это, авиация работал, с большим успехом. Горючее сначала было отправлено в Остер, а затем в Ошитки, где образовались звенья, имевшие огромное значение как опорные пункты для боевой работы летчиков. Вся операция обхода противника велась как бы на плечах авиации. Она зорко следила за каждым шагом противника.
Несмотря на то, что летало всего два самолета, общевойсковые штабы были всегда хорошо ориентированы о действиях противника. В то же время постоянное появление наших самолетов над своими частями, а иногда воздушные бои с противником, заканчивавшиеся для нас успехом, оказывали огромное моральное воздействие на войска и поднимали их дух, содействуя конечному успеху операции.
Кроме того, авиация работала и на киевском направлении. Несмотря на все скудные средства, это направление также освещалось в достаточной степени.
Здесь летчики работали на самолетах «ньютри», совершенно не приспособленных для боевых действий. Однако такое положение не тормозило выполнения задач по разведке. На таких самолетах наши герои-летчики поднимались в воздух по три раза в день и блестяще выполняли свои задачи. В подтверждение этого достаточно привести такой пример. На киевском направлении наши войска окружили три пехотные дивизии белополяков. Чтобы их окончательно разгромить, требовалось иметь сведения о передвижениях этого окруженного противника. Летчики по-большевистски выполнили эту трудную задачу. Они два раза в день давали самые точные данные о положении окруженных частей белополяков.
Если бы к этому времени имелось больше самолетов, то, конечно, действия авиации были бы еще заметнее. Тем не менее даже такими скудными средствами общая задача была выполнена.
Самое характерное в этом, что польское командование именно за этот короткий период действий красной авиации дало о ее работе следующий отзыв: «неприятельская авиация показала в последних боях громадные успехи. Воздушные бои, сбрасывание бомб в важных пунктах нашего тыла, а также интенсивная авиаразведка в последнее время участились. Увеличение действий неприятельской авиации делает тем более серьезной задачу наших эскадрилий. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы неприятельские летчики причиняли нам какой-либо большой [47] вред. В связи с этим должна увеличиться работа наших боевых эскадрилий. Наши эскадрильи преимущественно должны быть возможно ближе к фронту. Начальники участков, которым грозит неприятельский налет, должны озаботиться, чтобы все наблюдательные пункты пехоты непосредственно соединялись с ближайшим аэродромом для извещения их о приближении неприятельских летчиков. В местностях, где предвидится неприятельская атака аэропланов, должны быть расставлены наблюдательные пункты, предупреждающие приближение неприятельской атаки. Пулеметный и артиллерийский огонь нашего резерва в состоянии дать хорошие результаты только в том случае, если резерв хорошо дисциплинирован и постоянно управляем офицером, который отвечает за растрату огнеприпасов и стрельбу по собственным аэропланам. Только эта система даст возможность победить неприятельскую авиацию...»{21}.
14 июня удалось от местных жителей собрать кое-какие сведения о действиях нашей авиации и самолетов противника за время занятия Киева поляками.
Выяснилось, что в течение первых дней поляки действительно не считались с нашей авиацией. Они были слишком уверены в себе и в своих самолетах.
Однако после первого же удачного налета наших летчиков на Киев, в частности на аэродром противника в районе Пост-Волынский, когда у одного из стоявших на аэродроме самолетов была повреждена плоскость, польские летчики установили суточное дежурство истребителей в воздухе. Благодаря каким-то странностям всегда, когда появлялся наш самолет, дежурившие самолеты белополяков как раз шли на посадку. Были даже случаи, когда польские летчики отказывались лететь на наш фронт, не говоря уже о вылете в бой. Это нежелание польских летчиков вылетать против наших самолетов было основано на признанной ими же храбрости красных летчиков.
Такой вывод о наших летчиках полякам пришлось сделать после того, как красные соколы в воздушных боях основательно проучили заносчивых панов и сбили их спесь. Приведем пример этого.
5 июня в районе Остер был воздушный бой с польским самолетом типа «Бреге». Меткой очередью из пулемета советский летчик ранил в голову польского офицера-летчика. [48]
Польский летчик едва дотянул до аэродрома у Пост-Волынский. При перевозке в госпиталь этот офицер скончался.
Кроме того, огонь наших частей с земли заставлял белопольских летчиков опасаться за свою жизнь и за целость своих машин.
Так, 3 июня в районе переправы у Окуниново пулеметным огнем, открытым нашими пехотными частями, был подбит польский самолет. Летчик на самолете «Бреге», не долетев до своего аэродрома, разбился вместе с наблюдателем.
За день до этого случая над Дарницей пехотным пулеметным огнем с земли был также подбит польский «Бреге», летевший очень низко над частями. Не долетев до ПостВолынского, самолет упал в лес, и летчик разбился насмерть.
Наша авиация как при наступлении, так и при отступлении всегда давала знать о своем существовании, несмотря на скудость ее технических средств. Самый серьезный и трудный период для армии это отступление. Для авиации этот вид боев еще более труден. Последнее особенно сказалось при отступлении польских частей из Киева. За весь период отступления белополяков не было ни одного случая появления в воздухе их самолетов. Такое явление объясняется исключительно скверной организацией их армии и командования. Последнее, очевидно, не подготовило опорных авиационных пунктов на путях отступления своих войск и не позаботилось своевременно осведомить об этом свои авиационные части.
Польские летчики просто не знали, куда лететь, поэтому они сожгли свои два самолета («Бреге» и «Гальберштадт») на аэродроме у Пост-Волынского. Есть и другое объяснение этому явлению, заключающееся в том, что польские летчики не пожелали лететь из боязни быть уничтоженными нашей авиацией.
Если обратиться к прошлому отступлению нашей армии из Киева, в частности к деятельности авиации, то видна огромная работа советских самолетов по обеспечению отхода своих войск. Работа нашей авиации не прерывалась ни на один день, так как она имела на пути отступления целый ряд опорных пунктов и баз с горючим, запасными частями и мотористами.
После занятия Киева советскими войсками и продвижения фронта на правый берег Днепра аэродром 23-го авиационного [49] отряда был переведен в Бровары, а затем на Пост-Волынский. Затем, с продвижением фронта к Коростеню, пришлось выделить боевые отделения отряда: одно в Горностайполь, а другое в Малин, которые передвигались обывательских подводах. В первых числах июля эти боевые отделения отрядов уже пришлось перенести в Ушомир и Коростень.
Передвижение авиационных частей подобным образом крайне неудобно. Имевшиеся перевозочные средства в авиационных частях не давали возможности свободно передвигать хотя бы одно горючее. Кроме того, получение обывательских подвод само по себе крайне затруднительно в районе боевых действий. Затем такие подводы давались только до известного места, где они менялись, а по прибытии боевого отделения отряда на конечный пункт обывательские подводы должны были освобождаться. Таким образом, прибыв к месту назначения, такое боевое отделение для дальнейших передвижений должно было опять затратить немало времени на розыск новых подвод. Во всяком случае, такой способ передвижения крайне труден и нежелателен. Им приходилось передвигать все звенья, отряды же оставались на железнодорожных станциях. Когда же отряду не представлялось возможным в ближайшее время передвинуться ближе к своему боевому отделению, то приходилось перегружать все имущество на отрядный обоз и обывательские подводы вместе с канцелярией отправлять вперед.
Белополяки при своем отступлении разрушили всю телеграфную сеть, не говоря уже о железнодорожных путях и мостах, поэтому штабы армий для установления связи почти исключительно пользовались самолетами.
Воздухоплавание за этот период времени не могло быть применено ввиду отсутствия железнодорожного сообщения и невозможности быстро передвигаться вне железной дороги.
22-й воздухоплавательный отряд, будучи придан Днепровской флотилии, выступил 4 июля на фронт, а 10-й воздухоплавательный отряд (бывший 27-й) был отправлен в Коростень для работы с броневиком.
Состояние материальной части авиационных частей видно из следующих донесений штаба воздушного флота армии:
«За последнее время в армии ощущается недостаток самолетов «Ньюпор-XXIII» или «XXIV», а также в запасных частях к «фарманам», «ньюпорам» и «сопвичам». Все [50] меры к получению таковых приняты еще с декабря 1919 г., но пополнения все еще не получено. Причины не/ пополнения недостаток их в центре.
Имеющийся в армии бензин удельного веса 770 почти ничем не отличается от газолина и содержит в себе большое количество маслянистых веществ, благодаря чему все моторы после 20 час. работы сдают и нуждаются в перечистке. Так, все 4 новых «фарсаля», проработав около 20 час., выведены из строя на время перечистки моторов, подобное же явление наблюдается и на моторах РОН»{22}.
Взвешивая все обстоятельства, так или иначе влиявшие на действия красной авиации, и определяя их относительную важность, приходится признать, что необыкновенный подъем духа летного состава и правильное сосредоточение авиационных средств с применением новой формы их объединения сыграли решающую роль.
В соответствии с этим были созданы новые организационные формы авиационных соединений (объединение нескольких отрядов в эскадрилью) и решительно проведен принцип массирования авиации на выбранном для удара направлении.
Успехи боевой деятельности авиации вполне доказали жизненность и полную целесообразность этих новых организационных форм.
Боевой опыт операции против белополяков раз и навсегда осудил несбыточное и не требуемое обстоятельствами стремление охватить все войсковые соединения авиационной поддержкой, т. е. придавать каждой дивизии авиационный отряд. Такое стремление приводило к распылению сил и ослаблению удара на главном направлении.
Первые победы в воздухе были одержаны на Западном фронте. Энергично проведенная воздушная кампания, ряд упорных воздушных боев по всему фронту, нападение на неприятельские аэродромы привели нашу авиацию к захвату инициативы и господства в воздухе к началу июльской операции.
Завоевав господство в воздухе, наша авиация тем самым обеспечила весь тыл на период подготовки операции. Вследствие этого все перегруппировки наших войск были скрыты от белопольского командования, благодаря чему наш удар в июле для них был полной неожиданностью. [51]
В период подготовки наступления авиация путем авиаразведок, фотографирования, дешифрирования снимков, нанесения на карту точного расположения окопов, проволочных заграждений, блиндажей, батарей, пулеметных гнезд и выяснения пунктов накапливания крупных сил противника в том или ином направлении создавала командованию благоприятные условия для правильного нацеливания войск по прорыву укрепленных позиций белополяков.
Групповые полеты целых эскадрилий с целью бомбометания и пулеметного обстрела производили угнетающее впечатление на войска противника. Помимо этого, налеты отдельных самолетов все время поддерживали в рядах противника напряженную, нервную настороженность, нередко переходящую в панику. Так, в Смолевичах при появлении двух наших самолетов началась паника. Эшелоны спешно уводились со станции, обоз и конница на карьере уходили в лес, легионеры попрятались в канавы и погреба. Жизнь замерла на полчаса от появления только двух красных самолетов.
В период подготовки наступления авиация начала основательно осваивать групповые полеты и полеты отдельных самолетов в тесном взаимодействии с пехотой. К этому времени был проведен первый опыт использования авиации с задачей непосредственного содействия своим атакующим войскам. Однако общевойсковое командование не учло всех результатов, достигнутых авиацией в этом отношении, и не использовало в полной мере этого ценного опыта.
В общем тот опыт, который приобрела красная авиация в период боев между майским и июльским наступлениями, не пропал даром. Он дал авиации ряд новых приемов борьбы, которые в конечном итоге содействовали успехам нашего советского оружия в борьбе против польских панов.