Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

{1} См. Архив Маркса и Энгельса, т. X. М., Госполитиздат, 1948, стр. 104.
{2} См. З. Вестфаль, В. Кpейпе и др. Роковые решения. М., Воениздат, 1958; Итоги второй мировой войны. Сборник статей. М., Изд-во иностранной литературы, 1957; К. Riеkеr. Ein Mann verliert einen Weltkrieg. Frankfurt a. M., 1955 и др.
{3} См. The Battle of the Atlantic. The official Account of Fight against the U-Boots 1939–1945. London, 1946; С. Э. Морисон. Битва за Атлантику (сентябрь 1939 г. — май 1943 г.). М., Воениздат, 1956; С. Э. Морисон. Битва за Атлантику выиграна (май 1943 — май 1945). М., Воениздат, 1959.
{4} См. Дж. Батлер. Большая стратегия. Сентябрь 1939 — июнь 1941. М., Изд-во иностранной литературы, 1959; Г. Фойхтер. История воздушной войны в ее прошлом, настоящем и будущем. М., Воениздат, 1956; D. Richards. Royal Air Force 1939–1945. Vol. 1 и др.
{5} См. Д. О. Смит. Военная доктрина США. М., Изд-во иностранной литературы, 1956; Б. X. Лиддел Гарт. Стратегия непрямых действий. М., Изд-во иностранной литературы, 1957.
{6} См. С. Ryan. The Longest Day. June 6, 1944. London, 1960; К. Типпельскирх. История второй мировой войны. М., Изд-во иностранной литературы. 1956; Ф. Меллентин. Танковые сражения 1939–1945 гг. М.. Изд-во иностранной литературы, 1957.
{7} См. W. M. Jamеs. The British Navies in the Second World War. London, 1946; Britain's Conquest of the Mediterranean. Prepered from official Records and First-Hand Reports. London, 1945 и др.
{8} К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне. М., Воениздат, 1964, стр. 136.
{9} Р. Бело. Роль моря в будущей войне. М., Воениздат, 1961, стр. 103.
{10} «United States Naval Institute Proceedings», March 1954, pp. 275–277. (В дальнейшем «U.S.N.I.P.»)
{11} Jane's Fighting Ships, 1961–1962. London, 1961.
{12} В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 41, стр. 81.
{13} «Морской Атлас», тт. I — III, изд. Главного штаба ВМФ СССР, 1950–1963.
{14} Иностранные военные флоты 1946–1947. Изд. третье, М., Воениздат, 1947.
{15} История дипломатии. Т. III. M. — Л., Госполитиздат, 1945, стр. 480–481.
{16} X. Риттер. Война и оружие будущего. М. — Л., Воениздат, 1926, стр. 9.
{17} Документы и материалы кануна второй мировой войны. Т. II. М., Госполитиздат, 1948, стр. 133, 219.
{18} Цит. по книге «Провал империалистических планов в отношении Польши в годы второй мировой войны». М., Госполитиздат, 1952, стр. 92.
{19} В. H. Liddell Hart. How and why Hitler pounced on Norway. «Marine Corps gazette». 1958, № 7, vol. 42. '
{20} W. Churchill. The Second World War, vol. 3, 1951, p. 151.
{21} Подробно см. Г. Н. Севостьянов. Подготовка войны на Тихом океане (сентябрь 1939 г. — декабрь 1941 г.). М., Изд-во АН СССР, 1962.
{22} В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 41, стр. 353.
{23} Документы внешней политики СССР. Т. IV. М., Госполитиздат, 1960, стр. 473.
{24} К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 27.
{25} Угол возвышения корабельных установок крупного калибра увеличился до 55–60° вместо 15–20° в первую мировую войну.
{26} В. H. Liddell Hart. The Defence of Britain. London, 1939, p. 44.
{27} За 15 лет (1904–1919) стоимость линкора увеличилась более чем в 4 раза. См. академик Л. Н. Иванов. Морская политика и дипломатия империалистических держав. М., «Наука», 1964, стр. 55.
{28} Herbert Richmond. Sea Power in the modern World. Bell. London, 1934.
{29} Название гидроакустической станции по начальным буквам специального комитета по борьбе с лодками (Antisubmarine Detection Investigation Committee).
{30} См. Д. Кресуэлл. Война на море. М. — Л., Воениздат, 1941.
{31} Там же, стр. 30.
{32} Дж. Фуллер. Операции механизированных сил. Воениздат, 1933, стр. 26.
{33} См. «Морской сборник», 1932, № 6.
{34} Цит. по книге С. Э. Морисон. Битва за Атлантику (сентябрь 1939 г. — май 1943 г.), стр. 28.
{35} Академик Л. Н. Иванов. Морская политика и дипломатия империалистических держав, стр. 73.
{36} См. Коpбетт. Некоторые принципы морской стратегии. Госиздат, 1932.
{37} О. Гроос. Учение о морской войне в свете опыта мировой войны. М. — Л., 1930, стр. 132.
{38} См. А. фон Тирпиц. Воспоминания. М., Воениздат, 1957.
{39} О. Гроос. Учение о морской войне в свете опыта мировой войны, стр. 161.
{40} Там же, стр. 191.
{41} Вегенер. Морская стратегия мировой войны. Оперативно-тактические взгляды германского флота. М., Воениздат, 1941.
{42} Вегенер. Морская стратегия мировой войны. Оперативно-тактические взгляды германского флота, стр. 62.
{43} Более подробно см. Вторая мировая война 1939–1945. Военно-исторический очерк. Под общей редакцией генерал-лейтенанта Платонова С. П. М., Воениздат, 1958, стр. 47–48.
{44} Сastех. Synthése de la Guerre Sous-Marine. Paris, 1920; Amiral Сastex. Thèories stratègiques, Paris, 1929.
{45} Amiral Сastex. Thèories stratègiques, p. 136.
{46} Джулио Дуэ. Господство в воздухе. М., Воениздат, 1936, стр. 309.
{47} G. Fioravanzo. La Guerra Sul Märe et la Guerra Integrale. Torino, 1930.
{48} Oscar di Giamberardino. L'Arte della Guerra in Märe. Ministero Delia Marina, 1938.
{49} В том числе и морская авиация.
{50} Английский устав полевой службы. Часть III. M., Воениздат, 1937, стр. 10–11.
{51} S. W Rоskill. The War at Sea 1939–1945. Vol. 1. London, 1954, p. 355.
{52} Fuehrer Conferences on Naval Affairs 1939–1945. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 113.
{53} S. W. Roskill. The War at Sea 1939–1945, vol. 1, p. 354.
{54} См. «Journal of the Royal United Service Institution», 1931.
{55} Кораблестроительная программа США, принятая конгрессом в июле 1940 г.
{56} Цит. по книге С. Э. Морисон. Битва за Атлантику (сентябрь 1939 г. — май 1943 г.), стр. 38.
{57} См. Фридрих Руге. Война на море 1939–1945. М., Воениздат, 1957, стр. 48.
{58} Из запланированных к постройке военных кораблей общим водоизмещением 425 тыс. т к началу 1939 г. было построено 300 тыс. т.
{59} См. Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр. 58.
{60} Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр. 58.
{61} См. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 33.
{62} См. К. Типпельскирх. История второй мировой войны, стр. 39.
{63} См. Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр. 74.
{64} Нюрнбергский процесс. Сборник материалов, Т, I. М., Госюриздат, 1957, стр. 469.
{65} Нюрнбергский процесс. Сборник материалов, т. I, стр. 315.
{66} См. «Военно-исторический журнал», 1959, № 9, стр. 100.
{67} Подробно см. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945. Т. 1. М., Воениздат, 1960, стр. 201–202.
{68} См. Д. М. Проэктор. Война в Европе. 1939–1941. М., Воениздат, 1963, стр. 30.
{69} См. «Военно-исторический журнал», 1959, № 9, стр. 100.
{70} См. Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. Т. II. М., Госюриздат, 1959, стр. 426.
{71} Э. Дж. Кингстон-Макклори. Руководство войной. М., Изд-во иностранной литературы, 1957, стр. 107.
{72} Цит. по книге «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945», т. 1, стр. 206.
{73} Ш. де Голль. Военные мемуары, 1940–1942 гг. М., Изд-во иностранной литературы, 1957, стр. 56.
{74} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 65,
{75} См. Битва за Атлантику. Официальный отчет английского адмиралтейства о боевых действиях флота по борьбе с подводными лодками за период 1939–1945 гг. Перевод ВМОЛА, 1947, стр. 12–15.
{76} «Marine Rundschau», 1958, Dezember, № 6, S. 301–302.
{77} Кроме того, для уничтожения мин англичане использовали самолеты типа «Веллингтон», специально оборудованные магнитными устройствами. На долю этих самолетов приходилось около 13% мин, уничтоженных в период с ноября 1939 г. по май 1940 г.
{78} Фактически немецкие рейдеры топили суда без предупреждения, а при докладе Гитлеру 16 октября 1939 г. Редер добился полной отмены ранее принятых ограничений.
{79} Эти корабли, называвшиеся «карманными линкорами», принято относить по их тактико-техническим данным к классу тяжелых крейсеров.
{80} В последующем задача обнаружения и атаки подводных лодок противника на этой линии стала главной.
{81} В первый период войны англичанами было вооружено 25 кораблей этого класса.
{82} Большое значение для долгосрочных прогнозов имели данные, получаемые от секретных метеостанций, развернутых немцами на берегах Гренландии.
{83} См. «U.S.N.I.P.», 1958, № 12, р. 86.
{84} В районе встречи к командиру отряда, который находился на «Эйджексе», присоединились крейсер «Эксетер» и легкий крейсер «Акилез». Крейсер «Кумберленд», проходивший ремонт на Фолклендских островах, должен был прийти позже.
{85} См. The Initial Triumph of the Axis. Edited by A. and V. Toynbee. London, 1958, p. 79.
{86} См. В. Н. Liddell Hart. How and why Hitler pounced on Norway. «Marine Corps Gazette», 1958, № 7, vol. 42, pp. 20–27.
{87} Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов в семи томах. Т. II. М., Госюриздат, 1958, стр. 436.
{88} Там же, стр. 457.
{89} См. В. H. Liddell Hart. How and why Hitler pounced on Norway. «Marine Corps gazette», 1958, № 7, vol. 42, pp. 20–27.
{90} См. Мировая война 1939–1945 гг. Сборник статей. М., Изд-во иностранной литературы — 1957, стр. 31.
{91} См. Г. Фойхтер. История воздушной войны в ее прошлом, настоящем и будущем. М., Воениздат, 1956, стр. 61–62.
{92} К. Типпельскирх. История второй мировой войны, стр. 55.
{93} См. W. Hubatsch. Die deutsche Besetzung von Dänemark und Norwegen 1940. Göttingen, 1952, S. 117.
{94} См. К. Типпельскирх. История второй мировой войны, стр. 55.
{95} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 93–96.
{96} См. Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр. 105.
{97} См. «U.S.N.I.P.», 1952, № 590, р. 409.
{98} В действительности это был не тяжелый корабль, а линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Кто из них попал в поле зрения разведчика, осталось неизвестным.
{99} На обратном пути в Германию шедший зигзагом со скоростью 21 узел крейсер «Карлсруэ» вечером 9 апреля был потоплен английской подводной лодкой,
{100} См. Д. М. Проэктор. Война в Европе. 1939–1941. М., Воениздат, 1963, стр. 250.
{101} Их команды (всего 2100 матросов и офицеров), сведенные в специальные отряды морской пехоты, принимали участие в боях за Нарвик.
{102} См. Э. Дж. Кингстон-Макклори. Руководство войной, стр. 114.
{103} Мировая война 1939–1945 гг. Сборник статей, стр. 28.
{104} «Marine Corps Gazette», 1958, July, № 7, vol. 42, p. 21.
{105} Вместе с англо-французскими войсками на севере действовала 6-я норвежская дивизия.
{106} См. Мировая война 1939–1945 гг. Сборник статей, стр. 36.
{107} Решение эвакуировать войска из Северной Норвегии было принято англичанами 24 мая, т. е. еще за четверо суток до захвата Нарвика, который был взят исключительно с целью разрушить порт.
{108} См. «La Revue Maritime», 1953, № 91, pp. 1315–1316.
{109} Там же.
{110} См. Б. Мюллер-Гиллебранд. Сухопутная армия Германии 1933–1945 гг. Т. II, М., Изд-во иностранной литературы, 1958, стр. 47.
{111} См. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945, т. 1, стр. 219.
{112} См. Вторая мировая война 1939–1945 гг. Военно-исторический очерк, стр. 84.
{113} См. «U.S.N.I.P.», 1959, № 672/2, pp. 33–34.
{114} «U.S.N.I.P.», 1959, № 672/2, р. 40.
{115} См. Д. Дивайн. Девять дней Дюнкерка. М., Воениздат, 1965, стр. 231.
{116} М. Торез. Сын народа. М., Издательство иностранной литературы, 1950, стр. 144.
{117} См. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 116.
{118} См. Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр. 126.
{119} См. Дж. Батлер. Большая стратегия. Сентябрь 1939 — июнь 1941, стр. 272–273.
{120} См. I. L. Lесеrf. La Bataille Aérienne L'Angleterre est vielle de quinze ans. «Forses Aériennes Francaises», 1955, № 107, p. 354.
{121} Brassey's Naval Annual, 1948, p. 139.
{122} См. Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр. 137.
{123} См. А. Соссhia. Italian Submarines and thier Bordeaux Base. «U.S.N.I.P.», 1958, June 6, vol. 84, pp. 40–41.
{124} CM. S. W. Roskill. The War at Sea 1939–1945, vol. 1, p. 350.
{125} Поход этой подводной лодки в октябре продолжался 6 суток, за которые она потопила 6 транспортов и, израсходовав весь боезапас, вернулась в базу.
{126} См. Битва за Атлантику, стр. 18.
{127} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 128.
{128} Для информации своих лодок гитлеровцы широко использовали данные радиоперехватов. Радиограммы противника содержали, как правило, сведения о месте встречи караванов судов, следовавших с Запада, с кораблями охранения, находившимися в английских базах.
{129} См. Jurgen Rohwer. La Guerra dei sommergibili ed i suo tollimento nel 1943. «Rivista Marittima», 1961, № 5.
{130} См. «Rivista Marittima», 1961, № 5.
{131} См. F. Ruge. German Naval Strategy across Two Wars. «U.S.N I.P.», 1955, № 2.
{132} См. Р. Handе1-Mazzеtti. The «Scharnhorst» — «Gneisenau», Team at. its Peak, «U.S.N.I.P.», 1956, № 8, p. 854.
{133} См. Les loups dans la bergerie. «La Revue Maritime», 1950, № 53.
{134} См. «Marine Nationale», November, 1946, № 25.
{135} См. The Sinking of the Bismarck. «The Fighting Forces». December, 1947, № 5.
{136} CM. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 201.
{137} CM. The Sinking of the Bismarck. «The Fighting Forces», December, 1947, № 5.
{138} CM. T. G. F. Bidlingmaier. Exploits and End of the Battleship «Bismarck». «U.S.N.I.P.», 1958, № 7/665, p. 77;Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр, 179.
{139} См. H. M. S. Hood. Brittiska flottans största örlogefartyg och dess siste strid. «Sveriges Flotta», 1952, № 12, S. 213.
{140} См Т. G. F. Bidlingmaier. Exploits and End of the Battleship «Bismarck», «U.S.N.I.P.», 1958, № 7/665, p. 84.
{141} 26 мая «Принц Ойген» прибыл в район Азорских островов, где несколько раз встречался со своими судами снабжения. Обнаружив по радиоперехватам усиление поисковых действий английского флота, крейсер 30 мая направился в Брест, куда прибыл 1 июня 1941 г. Здесь вместе с линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» он оставался до февраля 1942 г.
{142} См. The Sinking of the Bismarck. «The Fighting Forces», December, 1947, № 5.
{143} CM. T. G. F. Bidlingmaier. Exploits and End of the Battleship «Bismarck». «U.S.N.I.P.», 1958, № 7/665, p. 85.
{144} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику (сентябрь 1939 г. — май 1943 г.), стр. 111.
{145} См. Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр. 182.
{146} См. H. J. Reiniссо. German Surface Force Strategy in World War II. «U.S.N.I.P.», 1957, № 2, p. 181–187.
{147} Подробно см. Strotton. German Naval Support Techniques in World War II. «U.S.N.I.P.», 1954, № 3/613, pp. 257–263.
{148} См. S. W. Roskill. The War at Sea 1939–1945, vol. 1, p. 616.
{149} Strotton. German Naval Support Techniques on World War II. «U.S.N.I.P.», 1954, № 3/613, p. 258,
{150} См. Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр. 133–134.
{151} Strotton. German Naval Support Techniques on World War II. «U.S.N.I.P.», 1954, № 3/613, p. 263.
{152} См. Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр. 186.
{153} См. S. W. Roskill. The War at Sea 1939–1945, vol. 1, p. 616.
{154} Der Kreuzerkrieg in den ausländischen Gewässern. Bearbeitet von E. Raeder. Kapitän zur See, S. 8.
{155} См. R. De Belot. Kriegsmarine et Luftwaffe. «La Revue Maritime», 1954, № 97, p. 592.
{156} См. S. W. Rоskill. The War at Sea 1939–1945, vol. 1, p. 616.
{157} Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр. 142.
{158} D. Richards. Royal Air Force 1939–1945, vol. l, p. 223.
{159} См. Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр. 172.
{160} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 150.
{161} См. I. L. Lecerf. La Bataille Aérienne L'Angleterre est vielle de quinze ans. «Forses Aériennes Francaises», 1955, № 107, p. 356.
{162} См. Битва за Атлантику. Перевод ВМОЛА, стр. 23.
{163} Catapult armouring merchant Ship.
{164} Битва за Атлантику, стр. 2.
{165} W. E. Barnes. Changing Trends in the Mediterranean Balance of Power 1935–1957. «U.S.N.I.P.», 1958, № 3, vol._84, p. 56.
{166} G. Fioravanzо. Die Kriegführung der Achse im Mittelmeer. «Marine Rundschau», 1958, № l, S. 18.
{167} Все 4 линкора типа «Кавур» были построены в период первой мировой войны. 2 новых линкора типа «Литторио» проходили испытания и вступили в строй в августе 1940 г. Линкор «Рома» этого же типа вступил в строй 22 августа 1942 г. Последний линкор этого типа «Имперо» не вошел в строй до конца войны.
{168} В том числе 2 старых, постройки периода первой мировой войны.
{169} Из них только 28 относительно крупных кораблей этого класса с артиллерией 120 мм и водоизмещением 1000–1700 т, остальные с артиллерией 100 мм и водоизмещением до 650 т.
{170} Из них только 12 больших лодок водоизмещением свыше 1300 т и 8 подводных минных заградителей. Остальные 95 — средние и малые.
{171} См. W. М. James. The British Navies in the Second World War, pp. 52–53.
{172} См. W. M. James. The British Navies in the Second World War.
{173} G. Fioravanzo. Die Kriegführung der Achse im Mittelmeer. «Marine Rundschau», 1958, № l, S. 19.
{174} G. Fioravanzo. Die Kriegführung der Achse im Mittelmeer. «Marine Rundschau», 1958, № l, S. 19.
{175} См. T. Wefer. Bataille Aérienne de Malte. «Forces Aériennes Francaises», 1955, № 108, p. 639.
{176} См.. там же.
{177} Ш. де Голль. Военные мемуары, стр. 341.
{178} За период с 21 июня по 31 декабря 1940 г. на 150 судах, шедших в 41 конвое, англичане перевезли на Ближний, Средний и Дальний Восток 213 539 человек (см. W. M. James. The British Navies in the Second World War, p. 63).
{179} См. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945, т. 1, стр. 296.
{180} См. Дж. Ф. С. Фуллер. Вторая мировая война 1939–1945, стр. 123.
{181} См. там же, стр. 136.
{182} См. T. Wefer. Bataille Aérienne de Malte. «Forces Aériennes Francaises», 1955, № 108, p. 641.
{183} Из них на долю нефтеналивных судов приходилось 20%.
{184} Жидкое топливо было одним из самых уязвимых мест итальянской экономики. Начиная войну, Италия имела стратегический запас горючего в размере 1,66 млн. т, что при потребности только флота в 200 тыс. т ежемесячно обеспечивало его боевые действия в течение 8 месяцев. Поэтому флоту был установлен лимит в 100 тыс. т, а в 1941 г. 50 тыс. т в месяц. К середине июня 1942 г. все флотские запасы горючего снизились до 60 тыс. т. Фактически надводный флот был обречен на бездействие.
{185} Oscar di Giamberardino. L'Arte della Guerra in Mare. Ministero Delia Marina, 1938, p. 97.
{186} См. W. M. Jаmеs. The British Navies in the Second World War, p. 59.
{187} CM. R. De Be1ot. The Struggle for the Mediterranean 1939–1945, New Jersey, 1951, p. 83.
{188} Иногда конвой при переходе из Гибралтара направлялся к берегам Испании, а с наступлением темноты спускался к африканскому берегу.
{189} См. W. M. James. The British Navies in the Second World War, p. 64.
{190} Итальянские линкоры типа «Кавур» имели по десять 320-мм орудий, английские типа «Куин Элизабет» — по восьми 381-мм орудий.
{191} Характерно, что боевой порядок англичан несколько напоминал их боевой порядок в Ютландском сражении, а итальянцев (с их свободно маневрирующими отрядами крейсеров) — боевой порядок Того перед Цусимским сражением.
{192} См. W. M. James. The British Navies in the Second World War, p. 64.
{193} К концу боя на крейсере «Сидней» был полностью израсходован боезапас.
{194} См Angelo Jachinо. La teoria della «Fleet in being». «Rivista Marittima», 1959, №9, pp. 5–15.
{195} R. De Belot. The Struggle for the Mediterranean 1939–1945, p. 81.
{196} R. De Belot. The Struggle for the Mediterranean 1939–1945, p. 81.
{197} Из-за неисправности авианосец «Игл» в операции участия не принимал, но группа его самолетов, готовившаяся к операции, была переброшена на «Илластриес».
{198} См. Britains Conquest of the Mediterranean. Prepared from official Records and First-Hand Reports.
{199} См. W. M. James. The British Navies in the Second 'World War. p. 72.
{200} R. De Веlot. The Struggle for the Mediterranean 1939–1945, p. 93.
{201} Taм же, стр. 94.
{202} После необходимого ремонта «Илластриес» через Суэцкий канал был отправлен на капитальный ремонт в США, где находился почти весь 1941 г.
{203} См. W. M. James. The British Navies in the Second World War, p. 83.
{204} CM. «Rivista Aeronautica», 1951, № 7–9.
{205} См. II Bombardamento navale di Qenova 9 Febbraio.»Rivista Marittima», 1952, № 8–9, pp. 329–334.
{206} См. Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр. 167.
{207} Брайон Тонстол. Мировая война на море, стр. 355.
{208} См. A. Jachinо. Gli apprezzementi della situazione in Mare. «Rivista Marittima», 1956, № 6, p. 510.
{209} По другим данным, после 16 марта 1941 г. См. «La Revue Nautique», 1947, № 59.
{210} После выхода сил в море ввиду обнаружения английского разведывательного самолета над итальянскими кораблями этот замысел был существенно изменен. Удар по б. Суда был отменен, и оба отряда должны были провести поиск к югу от о. Крит.
{211} См. «The Navy», 1951, № 4, p. 90.
{212} 1 CM. R. De Belot. The Struggle for the Mediterranean 1939–1945, p. 103.
{213} В 12 час. 30 мин. легкие крейсера англичан присоединились к своим главным силам.
{214} См. «The Navy», 1951, № 4, pp. 90–91.
{215} См. E. Sokol Antony. Seapower in the Mediterranean 1940 to 1943. «Military Review», 1956, № 5, p, 22.
{216} См. A. Jachinо. GH apprezzementi della situazione in Mare. «Rivista Marittima», 1956, № 6, pp. 501–517.
{217} См. R. De Belot. The Struggle for the Mediterranean 1943–1945, p. 107.
{218} Подробно см. La Decisione di Soccorrere il «Pola» la Notte get 28 Marzo 1941. «Rivista Marittima», 1953, № 2.
{219} «La Revue Maritime», 1954, № 95, pp. 289–290.
{220} См. «La Revue Maritime», 1950, № 51, p. 886.
{221} См. Р. К. Kemp. H. M. Submarines. London, 1953, p. 216.
{222} Подробно см. И. С. Исаков и Л. М. Еремеев. Транспортная деятельность подводных лодок. М., Воениздат, 1959.
{223} См. Б. Мюллер-Гиллебранд. Сухопутная армия Германии 1933–1945 гг., т. II, стр. 112.
{224} См. Всемирная история. Т. X. М., изд-во «Мысль», 1965, стр. 54.
{225} См. «Military Review», 1955, November, № 8, S. 85–99.
{226} W. Churchill. The Second World War, vol. 2, p. 473.
{227} Только в ходе операции для обеспечения перевозок в Эгейском море итальянцы выделили отряд легких сил в составе 2 эсминцев, 4 торпедных катеров и 14 сторожевых катеров,
{228} W. Churchill. The Second World War, vol. 3, p. 251.
{229} W. Сhurсhill. The Second World War, vol. 3, p. 262.
{230} См. R. De Belot. The Struggle for the Mediterranean 1939–1945, p. 130,
{231} См. К. Типпельскирх. История второй мировой войны, стр. 156.
{232} CM. Les Lettres secrétes echangées par Hitler et Mussoline (1940–1943). Paris, 1946, pp. 126–128.
{233} Поражение германского империализма во второй мировой войне. Статьи и документы. Под общей редакцией генерал-майора Н. Г. Павленко. М., Воениздат, 1960, стр. 200.
{234} См. Les Lettres secrétes echangées par Hitler et Mussoline (1940–1943), p. 126.
{235} См. Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг. Краткая история. М., Воениздат, 1965, стр. 33.
{236} Дж. Батлер. Большая стратегия, сентябрь 1939 — июнь 1941, стр. 497.
{237} Дж. Батлер. Большая стратегия, сентябрь 1939 — июнь 1941, стр. 497.
{238} Там же, стр. 500.
{239} См. Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр. 231.
{240} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику (сентябрь 1939 г. — май 1943 г.), стр. 109, 121.
{241} Номера подводных лодок, атаковавших американские эсминцы «Кёрни» и «Рубен Джеймс», приведены по данным немецкого историка Ю. Ровера. См. «Rivista Marittima», 1961, № 5. У Морисона приводятся подводные лодки «U-432» и «U-558».
{242} См. W. M. James. The British Navies in the Second World War, p. 114.
{243} См. Л. М. Еремеев, А. П. Шергин. Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне. М., Воениздат, 1962, стр. 74.
{244} См. Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр. 230.
{245} См. Битва за Атлантику, стр. 26.
{246} См. Д. Mакинтайр. Истребитель подводных лодок. М., Воениздат, 1958, стр. 64.
{247} См. Л. М. Еремеев, А. П. Шергин. Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне, стр. 185.
{248} Однако следует отметить, что введение в состав действующего флота подводных лодок резко отставало от темпов их строительства. Так, по данным Ю. Ровера, в декабре 1941 г. из 253 списочного состава лодок действующих было лишь 90, а в море находилось не более 30.
{249} R. De Вelоt. The struggle for the Mediterranean 1939–1945, p. 138.
{250} Brassey's Naval Annual, 1948, p. 243.
{251} См. «Sveriges Flotta», 1953, № 11, pp. 186–188.
{252} Подробно см. В. Боргезе. Десятая флотилия MAC. М., Изд-во иностранной литературы, 1957, стр. 141–175
{253} Личный состав своих дивизий немцы перебросили на ливийский фронт почти целиком на транспортных самолетах Ю-52, которые перевозили за одну ночь до 1500 солдат и офицеров.
{254} См. «La Revue Maritime», Mars, 1954, Ms 95, p. 292.
{255} См. F. W. Lipscomb. The British Submarine. London, 1954.
{256} См. P. K. Kemp. H. M. Submarines. London, 1953, p. 216.
{257} CM. «La Revue Maritime», 1954, № 95, p. 292.
{258} CM. «U.S.N.I.P.», 1943, № 485, p. 1020.
{259} См. Прорыв германской эскадры через Ла-Манш. Перевод с английского, М., Воениздат, 1947, стр. 78.
{260} H. J. Reinicke. The German side of the Channel dash. «U.S.N.I.P.», 1955, № 6, p. 637.
{261} CM. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 257.
{262} «Гнейзенау» не вошел в строй до конца войны; «Шарнхорст» ремонтировался почти год.
{263} Цит. по « Brassey's Naval Annual «, 1948, p. 261.
{264} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику (сентябрь 1939 г. — май 1943 г.), стр. 172.
{265} Чтобы судить о напряженности коммуникаций, достаточно сказать, что только через пролив Лонг-Айленд в Нью-Йорк и обратно проходило ежедневно более 50 судов.
{266} См. A. Smith. Battle of the Caribbean. «U.S.N.I.P.». 1954, № 9/619, p. 976.
{267} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику (сентябрь 1939 г. — май 1943 г.), стр. 174.
{268} Там же, стр. 178.
{269} Там же, стр. 189.
{270} См. A. Smith. Battle of the Caribbean. «U.S.N.I.P.», 1954, № 9/619.» p. 976.
{271} Битва за Атлантику, стр. 35.
{272} Jürgen Rohwer. La Guerra dei Sommergibili ed il Suo follimento nel 1943. «Rivista Marittima», 1961, № 5, p. 57.
{273} См. «Rivista Marittima», 1961, № 5, p. 59.
{274} A. Smith. Battle of the Caribbean. «U.S.N.I.P.», 1954, № 9/619, p. 982.
{275} CM. S. W. Roskill. The War at Sea 1939–1945, vol. 1, p. 614.
{276} См. Фридрих Руге. Война на море 1939–1945, стр. 257.
{277} См. Э. С. Морисон. Битва за Атлантику (сентябрь 1939 г. — май 1943 г.), стр. 330–331.
{278} См. В. И. Лан. США в военные и послевоенные годы (1940–1960). М., изд-во «Наука», 1964, стр. 48.
{279} Таблица составлена по данным: С. Э. Морисон. Битва за Атлантику; Л. М. Еремеев, А. П. Шергин. Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне.
{280} Несмотря на повреждения, крейсеру удалось дойти до Гибралтара.
{281} См. Л. М. Еремеев, А. П. Шергин. Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне, стр. 239.
{282} См. Р. К. Kemp. H. M. Submarines, pp. 216–217.
{283} История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945. Т. 3. М., Воениздат, 1961, стр. 79.
{284} См. С. П. Соловьев. Замыслы и планы. М., Воениздат, 1964, стр. 11.
{285} См. Brassey's Naval Annual, 1948, pp. 306–307.
{286} См С. Huan. Der Vorstos der deutschen Kreuzer am 31. Dezember 1942. «Marine Rundschau», 1958, № 6, S. 285–300.
{287} См. Brassey's Naval Annual, 1948, pp. 311–312; К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 384–386.
{288} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику (сентябрь 1939 г. — май 1943 г.), стр. 49. Автор приводит цифры по отчету Деница «Программа и тактика строительства подводных лодок 1933–1938 гг.»; Т. Роско. Эскадренные миноносцы США во второй мировой войне. Перевод с английского, М., Воениздат, 1962, стр. 487.
{289} См. Всемирная история. Т. X. М., изд-во «Мысль», 1965, стр. 224.
{290} К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 373.
{291} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику (сентябрь 1939 г. — май 1943 г.), стр. 286.
{292} См Jürgen Rohwer. La Guerra dei sommergibili ed il suo fallimen-to nel 1943. «Rivista Marittima.», 1961, № 6, 7–8.
{293} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику (сентябрь 1939 г. — май 1943 г.), стр. 15.
{294} См. там же, стр. 304–305.
{295} См. S. W. Roskill. The War at Sea 1939–1945, vol. II, p. 397.
{296} См. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 329.
{297} См. И. С. Исаков, Л. М. Еремеев. Транспортная деятельность подводных лодок, стр. 54–59; К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 245.
{298} См. W. M. Jamеs. The British Navies in the Second World War, p. 170.
{299} Taм жe.
{300} См. Д. Ричардс, X. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне (1939–1945), Перевод с английского. М., Воениздат, 1963, стр. 475–478.
{301} См. Т. Роско. Эскадренные миноносцы США во второй мировой войне, стр. 381–393.
{302} См. W. M. James. The British Navies in the Second World War, pp. 173–174.
{303} Этот прибор, позволяющий выводить на поверхность отработанные газы дизелей, дает возможность лодке идти под дизелями в подводном положении.
{304} См. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 316.
{305} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 150–152, 154–158.
{306} Там же, стр. 363–367.
{307} См. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 334.
{308} См. W. M. James. The British Navies in the Second World War, p. 183. Л. M. Epeмeeв, А. П. Шергин. Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне, стр. 48, 76, 186.
{309} См. W. M. James. The British Navies in the Second World War, p. 182.
{310} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 416–418.
{311} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику (сентябрь 1939 г. — май 1943 г.), стр. 252–253.
{312} Там же, стр. 260.
{313} См. С. Э. Mopисон. Битва за Атлантику (сентябрь 1930 г. — май 1943 г.), стр. 244.
{314} См. Всемирная история, т. X, стр. 224–225.
{315} Боевые действия Советского Военно-Морского Флота в Ледовитом океане в настоящем труде не рассматриваются.
{316} См. Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Т. 1. М., Госполитиздат, 1957, стр. 109–111, 166–169, 171–173.
{317} См. В. Wilkinson. «Tirpitz» Tale. «U.S.N.I.P.», 1954, № 4/80, pp. 375–383; K. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 387–388.
{318} См. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 374.
{319} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 388–398.
{320} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику выиграна (май 1943 г. — май 1945 г.), стр. 219–224; W. M. James. The British Navies in the Second World War, pp. 186–188.
{321} См. К. Н. Peter. The Sinking of the «Scharnhorst». «U.S.N.I.P:», 1956, № 1, pp. 48–53.
{322} CM. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 379.
{323} См. К. Типпельскирх. История второй мировой войны, стр. 482.
{324} См. E. Mac Innis. The War. Fourth Year, London, 1944, p. 133,
{325} См. там же.
{326} Там же, с тр. 134.
{327} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 373–374.
{328} См. Д. Ричардс, X. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне (1939–1945). М., Воениздат, 1963, стр. 411–415.
{329} См. Е. Mac Innis. The War. Fourth Year, p. 135,
{330} Там же, стр. 212.
{331} См. Дж. Фуллер. Вторая мировая война 1939–1945 гг., стр. 295.
{332} Там же, стр. 297.
{333} См. Russell Grenfell. Unconditional Hatred. New-York, 1954, pp. 174–175.
{334} Там же, стр. 174.
{335} Там же, стр. 249.
{336} Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т. 2. М., Госполитиздат, 1947, стр. 284–285.
{337} S. Mоrison. Operations in Nortli African Waters. Boston, 1950, p. 13.
{338} См. История Великой Отечественной войны Советского Союза, т. 3, стр. 8.
{339} S. Morisоn. Operations in North African Waters, p. 6.
{340} См. П. Баржо. Флот в атомный век. М., Изд-во иностранной литературы, 1956, стр. 73.
{341} См. Brassey's Naval Annual, 1948, p, 301.
{342} E. Mас Innis. The War. Fourth Year, p. 13.
{343} Цит. по S. Morison. Operations in North African Waters, p. 123.
{344} Jürgen Rohwer. La Guerra dei sommergibili ed il suo fallimento nel 1943. «Rivista Marittima», 1961, № 6, p. 39.
{345} См. «Rivista Marittima», 1961, № 6, p. 39.
{346} S. Morison. Operations in North African Waters, p. 364.
{347} См. Всемирная история, т. X, стр. 287.
{348} См. Г. А. Деборин. Вторая мировая война. М., Воениздат, 1958, стр. 231–233.
{349} См. Д. Ричардс, X. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне (1939–1945), стр. 403.
{350} См. E. Mас Innis. The War. Fourth Year, p. 148.
{351} См. Вторая мировая война 1939–1945 гг. Военно-исторический очерк, стр. 518–520.
{352} См. R. De Belot. The Struggle for the Mediterranean 1939–1945, p. 199.
{353} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 375–376.
{354} См. W. Churchill. The Second World War, vol. IV, p. 692.
{355} См. В. И. Лан. США в военные и послевоенные годы 1940–1960, стр. 60.
{356} См. Дж. Фуллер. Вторая мировая война 1939–1945 гг., стр. 326.
{357} См. В. А. Секистов. «Странная война» в Западной Европе и бассейне Средиземного моря (1939–1943 гг.) М., Воениздат, 1958, стр. 364.
{358} Последняя ближняя закрытая блокада осуществлялась японо-английскими кораблями против немецких сил в базе Циндао в августе — ноябре 1914 г.
{359} См. R. De Вelоt. The Struggle for the Mediterranean 1939–1945, pp. 203–204.
{360} См. Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945. Краткая история. М., Воениздат, 1965, стр. 234.
{361} См. R. De Belot. The Struggle for the Mediterranean 1939–1945, p. 203.
{362} См. S. Morison. Operations in North African Waters, p. 277.
{363} См. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945, т. 3, стр. 296.
{364} К. Hewitt. Naval Aspect of the Sicilian Campaign. «U.S.N.I.P.», 1953, № 605, p. 719.
{365} Там же.
{366} См. В. С. Стрельников. H. M. Черепанов. Война без риска. М., Воениздат, 1965, стр. 43; Всемирная история, т. X, стр. 269.
{367} См. The Campaign in Sicily 1943. «Royal United Service Institution», May, 1956, p. 222.
{368} См. В. С. Стрельников, H. M. Черепанов. Война без риска, стр. 13.
{369} W. M. Jamеs. The British Navies in the Second World War, p. 179.
{370} CM. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 328.
{371} У англичан и американцев штабные корабли были переоборудованы из транспортов.
{372} См. К. Hewitt. Naval Aspects of the Sicilian Campaign. «U.S.N.I.P.», 1953, № 605, p. 709.
{373} См. В. С. Стрельников, H. M. Черепанов. Война без риска, стр. 50.
{374} См. В. С. Стрельников, H. M. Черепанов. Война без риска, стр. 61–62.
{375} См. Д. Ричардс, X. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне (1939–1945), стр. 421.
{376} См. Д. Гейвин. Воздушно-десантная война. Перевод с английского. М., Воениздат, 1957, стр. 27.
{377} См. Д. Ричардс, X. Сондерс. Военно воздушные силы Великобритании во второй мировой войне (1939–1945), стр. 422.
{378} F. Miller. History of World War II. Philadelphia, 1948, p. 676.
{379} См. R. De Belot. The Struggle for the Mediterranean 1939–1945, p. 210.
{380} К. Типпельскирх. История второй мировой войны, стр. 302.
{381} См. Д. Ричардс, X. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне, стр. 444.
{382} См. Ч. Нимиц, Э. Поттер. Война на море 1939–1945. Перевод с английского. М., Воениздат, 1965, стр. 199–203.
{383} См. Д. Гейвин. Воздушно-десантная война, стр. 38–35.
{384} См. Теодор Роско. Эскадренные миноносцы США во второй мировой войне, стр. 441.
{385} См. Ulrich Eсhrеier. Sänkningen ач slagskeppet «Roma». «Sweriges Flotta», № 12, 1950, S. 250–254.
{386} См. R. De Belot. The struggle for the Mediterranean 1939–1945, pp. 226–228.
{387} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, «стр. 222–224.
{388} См. Л. М. Еремеев, А. П. Шеpгин. Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне, стр. 76, 194, 308, 310.
{389} Дж. Ф. С. Фуллер. Вторая мировая война 1939–1945 гг., стр. 343.
{390} S. Westpha1. Heer in Fesseln, S. 235.
{391} W. Churchill. The Second World War, vol. IV, p. 730.
{392} См. В. М. Кулиш. Второй фронт. М., Воениздат, 1960, стр. 21–35.
{393} См. Мировая война 1939–1945 гг. Сборник статей, стр. 371.
{394} Против буржуазных фальсификаторов истории второй мировой войны. Коллектив авторов под общей редакцией А. А. Строкова. Изд. Военно-политической академии имени В. И. Ленина. М., 1962, стр. 138; см. Г. А. Деборин. Вторая мировая война, стр. 285–287.
{395} Command Decisions. New York, 1959, p. 301.
{396} С. Э. Морисон. Вторжение во Францию и Германию 1944–1945. М., Воениздат, 1963, стр. 44.
{397} К. Ricker. Ein Mann verliert einen Weltkrieges. 11,
{398} W. Churchill. The Second World War, vol. V, p. 543.
{399} Ф. С. Погью. Верховное командование. М., Воениздат, 1959, стр. 179.
{400} См. В. М. Кулиш. Второй фронт, стр. 104–107.
{401} См. Д. Гейвин. Воздушно-десантная война, стр. 48.
{402} Дж. Эрман. Большая стратегия, август 1943 — сентябрь 1944 г. Перевод с английского. М., Изд-во иностранной литературы, 1958, стр. 65.
{403} «Popular Mechanics Magasine», august, 1944, pp. 1–7.
{404} См. D. Eisenhower. Crusade in Europe. Doubleday, 1948, p. 53.
{405} CM. W. M. James. The British Navies in the Second World War, p. 191.
{406} См. С. Э. Mopисон. Вторжение во Францию и Германию 1944–1945, стр. 48–50, 188–190.
{407} Металлическое сооружение водоизмещением 1000 т, состоявшее из понтона (длина 61 м, ширина 18,3 м) с помещением для экипажа, сходен и четырех свай.
{408} См. D. Eisenhower. Crusade in Europe, p. 53.
{409} См. К. Эдвардс. Операция «Нептун». Перевод с английского ЦВМБ, 1946, стр. 70.
{410} См. Д. Ричардс, X. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне, стр. 505.
{411} См. Baugnies de Saint Marceaux. Les forces aeriennes dans les operations du debarquement de force vive. «La Revue Maritime». 1956, 126, p, 1250–1263.
{412} См. Дж. Фуллер. Вторая мировая война 1939–1945 гг., стр. 387.
{413} См. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945 гг., т. 4, стр. 524.
{414} The War's Greatest Hoax. «The United Service Review», 1946, № 4272.
{415} Дж. Фуллер. Вторая мировая война 1939–1945, стр. 383.
{416} F. Ruge. With Rommel before Normandy. «U.S.N.I.P.», 1954. № 6/616, p. 613.
{417} См. В. М. Кулиш. Второй фронт, стр. 96.
{418} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 406.
{419} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику выиграна, стр. 284.
{420} См. В. М. Кулиш. Второй фронт, стр. 96.
{421} F. Halder. «Hitler als Feldherr. München, 1949, S. 58. Цит. по Предисловию к русскому изданию книги Ф. С. Погью. Верховное командование. М., Воениздат, 1959, стр. 9.
{422} К. Дениц. Немецкие подводные лодки во вторую мировую войну, стр. 409.
{423} См. С. Э. Морисон. Вторжение во Францию и Германию 1944–1945, стр. 110–113.
{424} См. К. Эдвардс. Операция «Нептун», стр. 254.
{425} См. Вторая мировая война 1939–1945 гг. Военно-исторический очерк, стр. 648.
{426} См. К. Эдвардс. Операция «Нептун», стр. 251.
{427} G. E. Creasy. The Navies Part in the Victory in Europe. «R.U.S.I.», 1946, № 561.
{428} См. К. Эдвардс. Операция «Нептун», стр. 315.
{429} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику выиграна, стр. 284–285.
{430} Там же, ст р. 285–286.
{431} См. К. Эдвардс. Операция «Нептун», стр. 341; С. Э. Морисон. Вторжение во Францию и Германию 1944–1945, стр. 179.
{432} К. Эдвардс. Операция «Нептун», стр. 340.
{433} См. К. Эдвардс. Операция «Нептун», стр. 399.
{434} См. С. S. Alden. The United States Navy. New-York, 1945, p. 189.
{435} CM. E. Delage. Six ans de la Guerre Navale J939–1945. Paris, 1950, p. 178.
{436} 1 См. E. Dеlagе. Six ans de la Guerre Navale 1939–1945, p. 179.
{437} См. К. Беккер. Немецкие морские диверсанты во второй мировой войне. М., Изд-во иностранной литературы, 1958, стр. 65–79.
{438} Там же, стр. 80–97.
{439} См. К. Эдвардс. Операция «Нептун», стр. 416.
{440} См. К. Эдвардс. Операция «Нептун», стр. 490.
{441} См. К. Эдвардс. Операция «Нептун», стр. 234.
{442} E. S. Watkins. Secret Phase of the Flying Bomb. «Coast Artillery Journal». London, Sept. — Okt., 1947, p. 43–46; См. также Всемирная история, т. X, стр. 359.
{443} Bombes volantes et fussées (V-1 et V-2). «Forces Aèriènnes francaises», 1955, № 105, p. 1097–1115.
{444} Н. Melvin. Chaotic Command. Army 1956, № 9, p. 23.
{445} Jurgen Rohwer. La guerra del Sommergibili ed il suo fallimento nel 1943. «Rivista Marittima», 1961, № 7–8, pp. 19–48.
{446} CM. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 392.
{447} Taм же, стр. 414.
{448} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику выиграна, стр. 55–67.
{449} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне. Перевод с немецкого. М., Воениздат, 1964, стр. 415.
{450} См. Л. М. Еремеев, А. П. Шергин. Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне, стр. 144–154.
{451} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику выиграна, стр. 228.
{452} См. Brassey's Naval Annual. 1948, p. 421.
{453} См. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 463.
{454} См. W. M. James. The British Navies in the Second World War, p. 199.
{455} С. Э. Морисон. Битва за Атлантику выиграна, стр. 268–269.
{456} См. J. В. Wilkinson. «Tirpitz» Tale. «U.S.N.I.P.», 1954, vol. 80, № 4, p. 375–383.
{457} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 399–400.
{458} Краткие сведения о действиях германских лодок в Индийском океане здесь приводятся потому, что эти лодки были посланы туда из европейских баз в интересах борьбы за Атлантику.
{459} С. Э. Морисон. Битва за Атлантику выиграна, стр. 266–267.
{460} См. Mak Innis. The War. Fifth Year, p. 131.
{461} К. Типпельскирх. История второй мировой войны, стр. 484.
{462} См. Вторая мировая война 1939–1945 гг. Военно-исторический очерк, стр. 663, 664.
{463} См.. F. J. Lowrу. The Naval Side of the Anzio Invasion. «U.S.N.I.P.», 1954, № 1/611, pp. 23–31.
{464} CM. R. De Belot. The Struggle for the Mediterranean 1939–1945, p. 247.
{465} См. К. Типпельскирх. История второй мировой войны, стр. 348.
{466} Судьба остальных итальянских кораблей была следующей. На 2 авианосцах, которые переоборудовались из лайнеров, работы были прекращены, так же как и на линейном корабле «Имперо», строившемся в Триесте. В конце 1943 г. немцы затопили крейсера «Бари», «Больцано», «Кайо Марио», «Корнелио Силла», «Джулио Джерманико», «Гориция», «Оттавиано Аугусто» и «Таранто», 22 эсминца, 39 миноносцев, 30 корветов, около 50 подводных лодок, минные заградители, тральщики, торпедные катера, вспомогательные суда — всего 413 кораблей. В описываемое время эти корабли не были достроены, находились в ремонте или были затоплены и позднее подняты.
{467} См. К. Беккер. Немецкие морские диверсанты во второй мировой войне, стр. 51–64.
{468} См. R. De Belot. The Struggle for the Mediterranean 1939–1945, p. 247.
{469} CM. F. J. Lowrу. The Naval Side of the Anzio Invasion. «U.S.N.I.P.», 1954, № 1/611, pp. 23–31.
{470} Ч. Нимиц, Э. Поттер. Война на море 1939–1945, стр. 207.
{471} См. F. J. Lowrу. The Naval Side of the Anzio Invasion. «U.S.N.I.P.», 1954, № 1/611, p. 28.
{472} См. В. С. Стрельников, H. M. Черепанов. Война без риска, стр. 165.
{473} См. К. Типпельскирх. История второй мировой войны, стр. 349.
{474} См. К. Беккер. Немецкие морские диверсанты во второй мировой войне, стр. 60–63.
{475} См. Мировая война 1939–1945 гг., стр. 114–115.
{476} См. С. Э. Морисон. Вторжение во Францию и Германию 1944–1945. М., Воениздат, 1963, стр. 235–246.
{477} См. R. De Вelot. The Struggle for the Mediterranean 1939–1945, p. 256.
{478} См. К. Hewitt. Planning Operation Anvil-Dragoon. «U.S.M.I.P.», 1954, № 7/617, pp. 731–745.
{479} См. С. Э. Морисон. Вторжение во Францию и Германию 1944–1945, стр. 257.
{480} См. К. Типпельскирх. История второй мировой войны, стр. 424.
{481} См. К. Hewitt. Executing Operation Anvil-Dragoon. «U.S.N.I.P.», 1954, № 8/618.
{482} См. К. Hewitt. Executing Operation Anvil-Dragoon. «U.S.N.I.P.», 1954, № 8/618, p. 901.
{483} Ч. Нимиц, Э. Поттер. Война на море 1939–1945, стр. 236.
{484} См. К. Hewitt. Executing Operation Anvil-Dragoon. «U.S.N.I.P.», 1954, № 8/618, p. 909.
{485} См. R. De Belot, The Struggle for the Mediterranean 1939–1945, pp. 259–260.
{486} См. Дж. Фуллер. Вторая мировая война 1939–1945 гг., стр.426.
{487} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику выиграна, стр. 229.
{488} Там же.
{489} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику выиграна, стр. 322–323.
{490} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику выиграна, стр. 231–235.
{491} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 381.
{492} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику выиграна, стр. 238.
{493} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику выиграна, стр. 239–243.
{494} См. Вторая мировая война 1939–1945 гг. Военно-исторический очерк, стр. 671.
{495} См. В. М. Кулиш. Второй фронт, стр. 316.
{496} См. Вторая мировая война 1939–1945 гг. Военно-исторический очерк, стр. 660–663.
{497} Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., т. 1, стр. 338.
{498} См. W. M. Jamеs. T he British Navies in the Second World War, p. 202.
{499} CM. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 429–430.
{500} См. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 432.
{501} Там же, стр. 481.
{502} Там же, стр. 434.
{503} Там же, стр. 447.
{504} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 436.
{505} См. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 433,
{506} Там же, стр. 432.
{507} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику выиграна, стр. 298.
{508} См. Brassey's Naval Annual, 1948, p. 425.
{509} Там же, стр. 443.
{510} См. С. Э. Морисон. Битва за Атлантику выиграна, стр. 298–299.
{511} Там же, с тр. 303–312.
{512} См. W. M. James. The British Navies in the Second World War, p. 226.
{513} См. Ч. Нимиц, Э. Поттер. Война на море 1941–1945, стр. 142.
{514} См. Л. М. Еремеев, А. П. Шергин. Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне, стр. 66–71.
{515} См. W. D. Puleston. The Influence of Sea Power in World War II. London, 1947, p. 167; Л. M. Epeмеев, А. П. Шергин. Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне, стр. 66–69, 193–195; Теодор Роско. Эскадренные миноносцы США во второй мировой войне. М., Воениздат, 1962, стр. 499–500.
{516} На всех театрах германские подводные лодки потопили 14,7 млн. брт, а итальянские лодки — 932 тыс. брт (см. Л. М. Еремеев, А. П. Шеpгин. Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне, стр. 69–70).
{517} См. Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг. Краткая история, стр. 551–552.
{518} Особенности морских боев второй мировой войны наиболее отчетливо выявились на Тихоокеанском театре. На западных морских театрах высказанные положения до известной степени подтверждаются опытом операции англичан по уничтожению «Бисмарка» и «Принца Ойгена» и боя в районе о. Крит в марте 1941 г. (OCR: ссылки на это примечание не было и она проставлена по смыслу.)
{519} См. Итоги второй мировой войны. М., Изд-во иностранной литературы, 1957, стр. 335–355.
{520} См. Вторая мировая война 1939–1945 гг. Военно-исторический очерк, стр. 879.
{521} См. Л. М. Еремеев, К. П. Шергин. Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне, стр. 69.
{522} Там же, стр. 422.
{523} См. К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 453.
{524} Для быстрого создания большого перевеса в силах в районе высадки англичане и американцы стремились к проведению высадок первых эшелонов в высоких темпах, в нескольких волнах с интервалами между ними от 1 до 5 минут. Наиболее характерная ширина фронта высадки была для армии 25–40 км, корпуса 8–20 км, дивизии 2–10 км. полка 1–5 км.
{525} Бывший главнокомандующий флотом США адмирал Кинг отмечал, что из 50 наиболее крупных морских десантных операций (42 на Тихом океане, 6 в Средиземном море и 2 в Атлантическом океане), в которых участвовали вооруженные силы США, 43 прошли при отсутствии сопротивления противника, 3 — при слабом сопротивлении и только в 4 операциях было встречено сильное сопротивление.
{526} На Тихом океане были операции со значительно большей продолжительностью.
{527} См. W. M. James. The British Navies in the Second World War, p. 224.
{528} В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 49, стр. 329.
{529} Там же, т. 44, стр. 205.
{530} История военно-воздушных сил Советской Армии. М., Воениздат, 1954 г., стр. 449.
{531} История военно-воздушных сил Советской Армии. М., Воениздат, 1954, стр. 442–443.
{532} По данным журнала «Sveriges Flotta», 1950, № 1–12, S. 128–129 и К. Дениц. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне, стр. 438.
{533} По данным журнала «Sveriges Flotta», 1950, № 1–12, S. 128–129.
{534} По данным R. Веkеr. Ships of the Invasion Fleet. «Transactions of the Institution of the Naval Architects», 1947, vol. 89, p. 50–67; подробнее см. Иностранные военные флоты 1946–47 гг. Издание третье. М., Воениздат, 1947.
{535} См. Л. М. Еремеев, А. П. Шергин. Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне. М., Воениздат, 1962, стр. 71, 184–187.
Список иллюстраций