Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Приложения

Приложение 1. Сравнительная характеристика отдельных классов надводных кораблей конца первой и начала второй мировых войн

Класс корабля Тип корабля Год вступления в строй Водоизмещение Длина, ширина осадка (м) Вооружение Бронирование Скорость хода Дальность плавания (миль)
артиллерийское торпедное или самолетов
Линейные корабли Рэмиллис (Англия) 1917 29000 177; 31,8; 8,7 VIII — 381, XII — 152, VIII — 102, XIV — 40 III — 533 Борт 330, палубы 1–50, II — 38, III — 102 22 4200/15
Бисмарк (Германия) 1940 52000 243; 36; 8,0 VIII — 381, XII — 150, XIV — 105, XII — 37  — Борт 400, палубы 50/110 30 15000
Авианосцы Гермес (Англия) 1919 10850 182; 21; 5,7 VI — 140, III — 102, X — 26 20 самолет Борт 76, палуба 25 25 2000
Энтерпрайз (США) 1938 25500 246; 25; 6,6 VIII — 127, XVI — 40, XVI — 20 85 самолет Борт 102, палуба 76 32 12 000/15
Крейсера Сан-Франциско (США) 1934 9950 179; 18,8; 7,4 IX — 203, XII — 127, II — 47, VIII — 40  — Борт 127, палубы 76, 50 32 8670/12 [451]
Легкие крейсера Кума (Япония) 1919 4300 163; 14,5; 4,8 VII — 140, II — 80 VIII — 533 Борт 51, палуба 68 33 8 500/10
Шеффилд 1939 11000 180; 19; 5,2 XII — 152, VIII — 102, VIII — 40 VI — 533, 2 гидр. сам. Борт 114, палуба 51 32,5 7100/13
Эскадренные миноносцы Мирабелло (Италия) 1917 1970 103; 9,7; 2,8 VIII — 102, II — 40 IV — 450  — 35 2850/15
Симс (США) 1940 1770 104; 10,7; 3,0 V — 127, VI — 40, VIII — 28 XII — 533  — 39 6000/12
Эскортные корабли Скейт (Англия) 1918 1200 95; 8,9; 3,5 IV — 102  —  — 28 2500/15
Хант 1940 1300 90; 10,2; 2,4 VI — 102 (спар.), IV — 40 III — 533, IV — бом. сбрасыв.  — 26 2770/11 [452]

Приложение 2. Сравнительные данные подводных лодок капиталистических государств, построенных в период между первой и второй мировыми войнами

Тип Принадлежность Год постройки Водоизмещение надводн./ подводи. Скорость хода надводн./ подводн. Оружие Дальность плавания
Малые подводные лодки (прибрежного действия)
«Н» Англия 1918–19 410/ 500 13/ 10,5 4тт — 533 (нос), 1 пулемет 1000(8)/ 80(5)
«H» Италия 1917–18 336/ 355 13/ 11 4тт — 450 (нос), 1 пулемет 2000 (7)/ 30(6)
«IIС» Германия 1938–40 291/ 341 12/ 7 3тт — 533 (нос), 12–18 мин, 1–20 мм 3900 (8)/ 42(4)
Средние подводные лодки (морские)
«R» США 1918–19 530/ 680 13,5/ 10 4тт — 450 (нос), 1–76 мм 3700(10)
«Ариан» Франция 1921 610/ 720 14/ 9,5 6тт — 533, 1–100 мм 2000 (10)/ 90(5)
«Юнайтед» Англия 1937 545/ 740 13/ 9 4тт — 533, 1–76 мм, 2 пулемета  —
«VII В» Германия 1938–40 704/ 857 17,2/ 8 4тт — 533(нос), 26–39 мин, 1–88, 1–20 мм 6500(12)/ 72(4)
Большие подводные лодки (океанские)
«Барракуда» США 1921–24 2000/ 2506 18,7/ 11 6тт — 533 (4 нос, 2 корм), 1–127 мм, 2 пулемета 12000(11) 100 (3)
«Оберон» Англия 1924–26 1349/ 1872 15,5/ 9 8тт — 533 (6 нос, 2 корм), 1–102 мм 5000(11)/ 100 (5)
«IX» серия Германия 1938–39 939/ 1153 18,2/ 7,7 6тт — 533 (4 нос, 2 корм), 1–105, 1–37 мм, 50–75 мин 11350(10)/ 82(4)
«Креол» Франция 1939–40 893/ 1170 17/ 9 9тт — 550, 1–100 мм, II — 20 мм 8000 (10)/ 100(5) [453]

Приложение 3. Изменения в соотношении родов авиации в капиталистических странах с 1918 по 1939 год{530} (в процентах)

Год Англия Франция Италия США Германия
Разведывательная Бомбардировочная Истребительная Разведывательная Бомбардировочная Истребительная Разведывательная Бомбардировочная Истребительная Разведывательная Бомбардировочная Истребительная Разведывательная Бомбардировочная Истребительная
1918 26,6 28,2 43,2 25,3 14,2 40,5 44,4 14,2 41,4 37,4 16,1 46,5 52,8 9,8 37,4
1939 21,0 48,0 31,0 34,1 36,7 29,2 26,6 40,0 33,4 38,5 37,5 24,0 20,0 50,0 30,0 [454]

Приложение 4. Сравнительная характеристика лучших образцов военных самолетов капиталистических государств в 1918 и 1939 гг.{531}

Название самолета Год Максимальная скорость полета (км/ч) Время подъема (мин) / На высоту (метр) Продолжит. полета на крейс. скорости (час) Тактическ. радиус действия (км) Потолок (метр) Вооружение (пушки, пулемет) Бомбовая нагрузка (кг)
Истребитель 1918 220 12/3000 2  — 7000 2 нулем.  —
1939 570 5/5000 1,75 до 300 11000 2 пушки 2 пулем.  —
Одномоторный бомбардировщик 1918 180 30/3000 3,5  — 5500 4 пулем. 320
1939 450 14/4000 3,7 до 400 9000 3 пулем. 300
Двухмоторный бомбардировщик 1918 145  — 8  — 4000 4 пулем. 500
1939 500  — 9,5 600–1000 9000 3–5 пул. 1000
Многомоторные бомбардировщики 1918 135 40/2000 7  — 4300 5–6 пул. до 2000
1939 около 400  — до 12 1000–1500 7000 6 пулем. до 3000 [455]

Приложение 5. Основные тактико-технические данные германских подводных лодок, действовавших в годы второй мировой войны{532}

Серия или тип Год постройки Водоизмещение (тонны) Скорость (узлы) Дальность плавания (мили), скорости (узлы) Вооружение Мощность механизмов Экипаж Число построенных лодок
надв. подв. надв. подв. надводн. подв. артиллерия торп. аппараты, запас торпед мины дизельн. мотор (л. с.) электр. мотор (л. с.)
IA 1935 862 983 17,7 8,2 6700/12 80/4 I — 10,5 4н, 2к, 14  — 2/1400 2/500 43 2
IIА 1937–38 254 303 13,0 6,9 1050/12 35/4 I — 2,0 3н, 6  — 2/350 2/180 25 6
IIВ 1938 279 329 13,0 7,0 1300 43 I — 2,0 3н, 6  — 2/350 2/180 25 20
IIС 1940 291 341 13,0 7,0 1900 43 I — 2,0 3н, 6  — 2/350 2/205 25 8
IIO 1940–41 314 364 13,0 7,4 3200 56 I — 2,0 3н, 6 12–18 2/350 2/205 25 16
VIIA 1939–40 626 745 16,0 8,0 4300/12 90/4 I — 8,8, I — 2,0 4н, 1к, 11  — 2/1050 2/ ? 44 10
VIIB 1939–40 753 857 17,2 8,0 6500/12 72/4 I — 8,8, I — 2,0 4н, 1к, 12  — 2/1400 2/ ? 44 24
VIIC 1940–44 671 719 17,0 7,6 9400 90 I — 8,8, I — 2,0 4н, 1к, 14 26–39 2/1400 2/350 44 572
VIIC/41 1941 769 871 17,3 7,6 6500/12 80/4 I — 8,8, I — 2,0 4н, 1к, 12  — 2/1400 2/350 44 87
VIIO 1941 965 1080 16,7 7,3 8100 69 I — 8,8, I — 2,0 4н, 1к, 12 15 2/1400 2/375 44 6
VIIP 1941 1084 1181 17,6 7,9 9500 75 I — 8,8, I — 2,0 4н, 1к, 39  — 2/1400 2/375 46 4
IXA 1939 1032 1153 18,5 7,7 8100 82 1–10,5 4н, 2к, 19  — 2/2200 2/500 48 8
IXB 1940 1051 1178 18,5 7,3 8700 64 1–10,5; 1–2,0 4н, 2к, 19  — 2/2200 2/500 48 14 [456]
IXC 1940 1120 1232 18,2 7,3 11000/12 63/4 I — 10,5; II — 2,0 4н, 2к, 19  — 2/2200 2/500 48 54
IXC (40) 1941–44 999 1257 18,3 7,3 16800 63 I — 10,5, I-3,7 4н, 2к, 25 50–75 2/2200 2/500 48 87
IХД1 1941 1610 1799 16,5 6,9 9900 115 I — 10,5, II — 2,0 4н, 2к, 20  — 2/1400 2/500 57 2
IХДН 1941–44 1612 1804 19,2 6,9 31500/10 57/4 I — 10,5, I — 3,7, I — 2,0 4н, 2к, 25 50–75 2/2700 2/500 57 29
XB 1941–44 1763 2177 16,4 7,0 18450/10 93/4 I — 10,5, I — 3,7, I — 2,0 2н,2 66 2/2100 2/550 52 8
XIV 1942 1688 2600 14,5 6,2 9300/12 55/4 I — 3,7, I — 2,0  —  — 2/1400 2/375 53 10
XVII 1944–45 312 337 8,8 25,0 3000 ?  — 2н, 4  — 1 валтеров. турбина 19 4
XVII В 1944–45 380 ? 8,6 24,8 ? ? ? ? ? 1 валтеров. ? 5
XXI 1944–45 1621 1819 15,5 17,5 15500/10 285/6 IV — 3,0 6н, 22  — 2/2000 ? 57 120
XXIII 1944–45 232 256 9,5 12,5 1350/9 175/4  — 2н, 2  — 1/575 1/550 14 61
XXIV 1944–45 900 ? 11,0 24,0 ? ? II — 3,0 ? ? 2 валтеров. турбины 7500 ? ? [457]

Приложение 6. Тактические данные германских «карликовых» подводных лодок{533}

Тип Водоизмещение (тонны) Скорость хода (узлы) Дальность плавания (мили/узлы) Вооружение (торпеды) Экипаж Количество заказанных лодок
надводн. подводи. надводн. подводи.
Негнр 5,0 20 ? 30/3 ? 1 1 около 200
Мардер 5,0 20 ? 30/3 ? 1 1 около 300
Бибер 6,3 6,5 5,3 130/6 10/5 2 1 324
Мольт 11,0 4,3 5,0 50/4 50/5 2 1 390
Нехт 11,8 5,7 6,0 38/4 ? 1 1 53
Зеехунд 14,9 7,7 6,0 300/7 63/3 2 2 80 [458]

Приложение 7. Тактико-технические данные основных типов десантных кораблей второй мировой войны{534}

Тип Длина (метры) Ширина (метры) Осадка при выгрузке, нос/корма (метры) Тоннаж (брт) Тип механизмов(л. с.) Скорость хода (узлы) Перевозимые войска
Корабли для перевозки пехоты
Большие LSI(L) 155,7 20,3   9880 Дизель 12000 14 12 дес. катеров (LCA), 2 катера (LCM). Войсковая часть: 37 офицеров, 1000 солдат. Экипаж катеров: 12 офицеров, 220 матросов. Судовой экипаж: 28 офицеров, 263 матроса. Дальность плавания 15000 миль
Средние LSI(M) 115,8 14,9   4135 Дизель 13060 22 6 дес. катеров (LCA), 2 катера (LCM). Войсковая часть: 22 офицера, 350 солдат. Экипаж катеров: 15 офицеров, 75 матросов. Судовой экипаж: 20 офицеров, 147 матросов
Малые LSI(S) 103,6 14,45   3244 Дизель 5200 16 6 дес. катеров (LCA). Войсковая часть: 40–80 офицеров, 450–750 солдат. Экипаж катеров: 14 офицеров, 68 матросов. Судовой экипаж: 21 офицер, 127 матросов [459]
Корабли для перевозки десантно-высадочных средств
С кормовым спуском LSS 110,8 18,7   2500 Пар. маш. 3000 11,5 13 катеров (LCM). Войсковая часть: 5 офицеров, 100 солдат. Экипаж катеров: 15 офицеров, 70 матросов. Судовой экипаж: 15 офицеров, 110 матросов. Дальность плавания 1350 миль
С крановой выгрузкой LSG 147,1 18   8218 Пар. маш. или дизель 3000–3500 12–12,5 15 катеров (LCM). Экипаж катеров: 16 офицеров, 72 матроса
Докового типа LSD 139,5 22,45 6,1 4270 Пар. турб. 7000 16 2–3 танкодесантных катера, 36 катеров (LCM). Войсковая часть: 23 офицера, 240 солдат. Экипаж катеров: 360 офицеров и матросов. Судовой экипаж: 16 офицеров, 177 матросов [460]
Корабли для перевозки непосредственно на берег танков и автомашин
LSI — I 121,9 14,94 1,67/4,51 2840 Турб. зуб. агрегаты 7000 16,2 13 танков, 27 автомашин. Армейский экипаж: 13 офицеров, 120 солдат. Судовой экипаж: 26 офицеров, 143 матроса
LST — II 99,9 15,3 0,91/2,89 1469 Дизель 1800 10 18 танков, 35 автомашин, 1 катер (LCT). Армейский экипаж: 12 офицеров, 165 солдат. Судовой экипаж: 13 офицеров, 73 матроса [461]
LSI — III 105,3 16,5 1,4/3,5 2256 Пар. маш. 5500 13 18 танков, 35 автомашин. Армейский экипаж: 12 офицеров, 165 солдат. Судовой экипаж: 14 офицеров, 99 матросов

Примечание: Объяснение терминов-сокращений.
1. LCA. Десантные высадочные деревянные катера, длина 13,4 м, скорость 10 узлов, со стальным прикрытием для перевозимых войск.
2. LCM. Десантные высадочные катера для перевозки мотомеханических средств. Таких катеров существовало несколько типов, в том числе английские LCM — 1 и американские LCM — 3. Стальные, длина 14,3–17,7 м, скорость 7–11 узлов. Перевозили автомашины, включая танки, с судов на берег.
3. LCT. Танкодесантные высадочные катера. Существовало несколько типов. Предназначались для перевозки танков и автомашин с судов на берег и являлись главными в их перевозках. LCT — 1 имел длину 41 м, меньшие — 34 м.
4. LSI. Пехотнодесантные корабли, известные в литературе также как пехотно-штурмовые корабли.
5. LSS, LSG и LSD. Десантные корабли для перевозки высадочных средств, как указано в таблице. LSD — док, транспортируемый к месту высадки, внутри которого устанавливались высадочные средства.
6. LST. Танконосцы различных типов, как указано в таблице.
7. Существовали также десантные корабли управления, ремонтные, а также смешанного типа, выполнявшие функции управления и ремонта. [462]

Приложение 8. Средние ежемесячные потери в союзном и нейтральном тоннаже от действий германских подводных лодок и количество лодок{535}

Год Средние ежемесячные потери Среднее ежемесячное количество подводных лодок
тоннаж (в тыс. брт) число судов в строю в море погибших
1939 105,3 28,5 54 13 2,2
1940 182,2 39,3 56 18 1,8
1941 180,9 36,0 158 34 3,0
1942 522,2 96,7 333 84 7,1
1943 215,6 3.8,6 425 106 19,7
1944 63,2 10,8 459 80 20,7
1945 54,0 11,0 450 68 29,0 [463]

Приложение 9. Действия германских подводных лодок против конвоев в Северной Атлантике (ноябрь 1942 г. — май 1943 г.)

Даты Состав конвоев Подводные лодки Количество атак Результаты атак Примечания. Условия обстановки
месяц числа число судов число кораблей охранения общее число число атаковавших число потопленных судов и тоннаж число потопленных лодок число поврежденных лодок
Ноябрь 1942 г. 16–22 35   13 8 13 5–25396 1  — Туман. Потопл. корвет
декабрь 6–11. 30   22 3 5 3–20229 2 1 Малая видимость. Угроза с воздуха
декабрь 13–16 54   12  —  —  —  —  — Шторм
декабрь 15–21 43   13 5 5 3–21612  —  — Ураган. Потопл. эсминец
декабрь 17–22 22   11 1 2 2–7540  —  — Шторм
декабрь 26–31 46   18 11 16 14–109893 1  — Туман
январь 1943 г. 22–25     7  —  —  —  —  — Шторм. Радиопомехи
январь 23–27     21 1 1 1–8221  — 1 Шторм. Радиопомехи
февраль 2–4 58 7 5 1 2 2–16633 1  — Шторм
февраль 2–4 3 3 5 1 1 1–5649  —  — Плавающий лед
февраль 4–9 61 12 21 5 7 13–59765 3 4  —
февраль 17–20 25 7 12 2 2 2–9415 2 1 Шторм
февраль 20–25 48 7 21 12 19 15–97382 2 2 Вблизи берегов
февраль 22–26   6 12 1 1 2–13466  —  — Контакт с конвоем потерян
февраль — март 27–2 62 7 12 2 2 2–14352  —  — Шторм, снег
март 1–3     5  —  —  —  —  —  —
март 6–11 51 10 29 10 13 13–59331 1  — Шторм, малая видимость [464]
март 10–13 60 9 12 10 10 5–30712 2 2 Потопл. эсминец. Вблизи конвоя обнаруж. конвойный авианосец
март 13–14     11  —  —  —  —  — Шторм. Угроза с воздуха
март 16–20 40 8 44 19 27 21–140842 1 3  —
март 16–20 51 10
март 21–22     конвой не обнаружен      
март 25–26     ошибка в выборе района поиска  —  — Участв.: группа поддержки (ГП), конвойн. AB
март 27–30 45 14 28 1 2 6–7176  —  — Участв.: ГП
апрель 4–7 61 10 12 7 8 6–41494 2 5 Участв.: ГП, конвойн. AB
апрель 8–10     9 конвой не обнаружен  —  —  —
апрель 10–13 37 13 9 5 5 2–13026  — 2  —
апрель 10–13 46 8
апрель 11–13 47 11 11 4 4 4–24221  — 2 Участв.: ГП
апрель 16–18 54 13 8 2 2 1–7134 1 2 Участв.: ГП и ГО (группа охранения)
апрель 16–18 38 12 18 конвой не обнаружен  —  — Участв.: ГП и ГО
апрель 20–25 43 13 19 2 2 2–17394 1  — Участв.: ГП и ГО
апрель 21–23 18 7 6 2 2 3–13328  —  —  —
апрель 23–25 32 11 5 2 2  — 2  — Участв.: ГП, ГО, конвойн. AB; потоплен AB [465]
апрель 24–30 55 12 14 конвой не обнаружен  —  —  —
апрель 25–28 36 8 10  —  —  —  —  — Участв.: ГП, ГО, конвойн. AB
апрель 28–1 42 10 16 3 5 1–6198 1 3 Участв. ГО
май 1–4 33 8 31  —  —  —  —  —  —
май 1–4 65 8 17 конвой не обнаружен  —  —  —
май 3–5 46 12  — -  —  —  —  — Участв.: ГП, ГО
май 4–6 30 18 41 7 9 12–55761 6 4 Участв.: две ГП, ГО
май 9–11 31 11 конвой не обнаружен  —  — Участв.: ГП, ГО, конвойн. AB
май 11–13 46 12 20 4 4 3–21889 3  — Участв.: ГП, ГО, конвойн. AB
май 12–14 56 12  —  — конвой не обнаружен  —  — Участв.: ГП, ГО, конвойн. AB
май 13–15 45 8 6 конвой не обнаружен  —  — Участв. ГО
май 13–18 50 6 6 1 1 1–5196 2  — Участв.: ГП, ГО
май 14–16 26 13 25 1 1 2–7627 2 2 Участв.: ГП, ГО, конвойн. AB [466]
май 18–22 37 13 21 1 1  — 4 2 Участв.: ГП, ГО
май 19–25 39 11  — конвой не обнаружен 1  — Участв.: ГП, ГО, конвойн. AB
май 21–25 43 12 31  — конвой не обнаружен 2 3 Участв.: ГО, конвойн. AB
май 22–25 52 12  —  — конвой не обнаружен  —  — Участв.: ГП, ГО
май 23–25 31 12  —  — конвой не обнаружен  —  — Участв.: ГП, ГО
май 27–30 56 12  —  — конвой не обнаружен 1  — Участв.: ГП, ГО

Примечания: 1. Таблица показывает зависимость результатов атак конвоев подводными лодками от их количества, условий погоды и особенно от участия в противолодочной обороне групп поддержки, охранения и конвойных авианосцев. В большинстве приведенных случаев подводные лодки располагали данными разведки и необнаружение конвоев происходило в результате противодействия противолодочной обороны.
2. Материал приводится по статьям Jürgen Rohwer. La guerra dei sommergibili ed il stio fallimento nel 1943 «Rivista Marittima», 1961, № 5, 6, 7–8. [467]
Дальше