Приложения
Приложение 1. Сравнительная характеристика отдельных классов надводных кораблей конца первой и начала второй мировых войн
Класс корабля | Тип корабля | Год вступления в строй | Водоизмещение | Длина, ширина осадка (м) | Вооружение | Бронирование | Скорость хода | Дальность плавания (миль) | |
артиллерийское | торпедное или самолетов | ||||||||
Линейные корабли | Рэмиллис (Англия) | 1917 | 29000 | 177; 31,8; 8,7 | VIII 381, XII 152, VIII 102, XIV 40 | III 533 | Борт 330, палубы 1–50, II 38, III 102 | 22 | 4200/15 |
Бисмарк (Германия) | 1940 | 52000 | 243; 36; 8,0 | VIII 381, XII 150, XIV 105, XII 37 | | Борт 400, палубы 50/110 | 30 | 15000 | |
Авианосцы | Гермес (Англия) | 1919 | 10850 | 182; 21; 5,7 | VI 140, III 102, X 26 | 20 самолет | Борт 76, палуба 25 | 25 | 2000 |
Энтерпрайз (США) | 1938 | 25500 | 246; 25; 6,6 | VIII 127, XVI 40, XVI 20 | 85 самолет | Борт 102, палуба 76 | 32 | 12 000/15 | |
Крейсера | Сан-Франциско (США) | 1934 | 9950 | 179; 18,8; 7,4 | IX 203, XII 127, II 47, VIII 40 | | Борт 127, палубы 76, 50 | 32 | 8670/12 [451] |
Легкие крейсера | Кума (Япония) | 1919 | 4300 | 163; 14,5; 4,8 | VII 140, II 80 | VIII 533 | Борт 51, палуба 68 | 33 | 8 500/10 |
Шеффилд | 1939 | 11000 | 180; 19; 5,2 | XII 152, VIII 102, VIII 40 | VI 533, 2 гидр. сам. | Борт 114, палуба 51 | 32,5 | 7100/13 | |
Эскадренные миноносцы | Мирабелло (Италия) | 1917 | 1970 | 103; 9,7; 2,8 | VIII 102, II 40 | IV 450 | | 35 | 2850/15 |
Симс (США) | 1940 | 1770 | 104; 10,7; 3,0 | V 127, VI 40, VIII 28 | XII 533 | | 39 | 6000/12 | |
Эскортные корабли | Скейт (Англия) | 1918 | 1200 | 95; 8,9; 3,5 | IV 102 | | | 28 | 2500/15 |
Хант | 1940 | 1300 | 90; 10,2; 2,4 | VI 102 (спар.), IV 40 | III 533, IV бом. сбрасыв. | | 26 | 2770/11 [452] |
Приложение 2. Сравнительные данные подводных лодок капиталистических государств, построенных в период между первой и второй мировыми войнами
Тип | Принадлежность | Год постройки | Водоизмещение надводн./ подводи. | Скорость хода надводн./ подводн. | Оружие | Дальность плавания |
Малые подводные лодки (прибрежного действия) | ||||||
«Н» | Англия | 1918–19 | 410/ 500 | 13/ 10,5 | 4тт 533 (нос), 1 пулемет | 1000(8)/ 80(5) |
«H» | Италия | 1917–18 | 336/ 355 | 13/ 11 | 4тт 450 (нос), 1 пулемет | 2000 (7)/ 30(6) |
«IIС» | Германия | 1938–40 | 291/ 341 | 12/ 7 | 3тт 533 (нос), 12–18 мин, 1–20 мм | 3900 (8)/ 42(4) |
Средние подводные лодки (морские) | ||||||
«R» | США | 1918–19 | 530/ 680 | 13,5/ 10 | 4тт 450 (нос), 1–76 мм | 3700(10) |
«Ариан» | Франция | 1921 | 610/ 720 | 14/ 9,5 | 6тт 533, 1–100 мм | 2000 (10)/ 90(5) |
«Юнайтед» | Англия | 1937 | 545/ 740 | 13/ 9 | 4тт 533, 1–76 мм, 2 пулемета | |
«VII В» | Германия | 1938–40 | 704/ 857 | 17,2/ 8 | 4тт 533(нос), 26–39 мин, 1–88, 1–20 мм | 6500(12)/ 72(4) |
Большие подводные лодки (океанские) | ||||||
«Барракуда» | США | 1921–24 | 2000/ 2506 | 18,7/ 11 | 6тт 533 (4 нос, 2 корм), 1–127 мм, 2 пулемета | 12000(11) 100 (3) |
«Оберон» | Англия | 1924–26 | 1349/ 1872 | 15,5/ 9 | 8тт 533 (6 нос, 2 корм), 1–102 мм | 5000(11)/ 100 (5) |
«IX» серия | Германия | 1938–39 | 939/ 1153 | 18,2/ 7,7 | 6тт 533 (4 нос, 2 корм), 1–105, 1–37 мм, 50–75 мин | 11350(10)/ 82(4) |
«Креол» | Франция | 1939–40 | 893/ 1170 | 17/ 9 | 9тт 550, 1–100 мм, II 20 мм | 8000 (10)/ 100(5) [453] |
Приложение 3. Изменения в соотношении родов авиации в капиталистических странах с 1918 по 1939 год{530} (в процентах)
Год | Англия | Франция | Италия | США | Германия | ||||||||||
Разведывательная | Бомбардировочная | Истребительная | Разведывательная | Бомбардировочная | Истребительная | Разведывательная | Бомбардировочная | Истребительная | Разведывательная | Бомбардировочная | Истребительная | Разведывательная | Бомбардировочная | Истребительная | |
1918 | 26,6 | 28,2 | 43,2 | 25,3 | 14,2 | 40,5 | 44,4 | 14,2 | 41,4 | 37,4 | 16,1 | 46,5 | 52,8 | 9,8 | 37,4 |
1939 | 21,0 | 48,0 | 31,0 | 34,1 | 36,7 | 29,2 | 26,6 | 40,0 | 33,4 | 38,5 | 37,5 | 24,0 | 20,0 | 50,0 | 30,0 [454] |
Приложение 4. Сравнительная характеристика лучших образцов военных самолетов капиталистических государств в 1918 и 1939 гг.{531}
Название самолета | Год | Максимальная скорость полета (км/ч) | Время подъема (мин) / На высоту (метр) | Продолжит. полета на крейс. скорости (час) | Тактическ. радиус действия (км) | Потолок (метр) | Вооружение (пушки, пулемет) | Бомбовая нагрузка (кг) |
Истребитель | 1918 | 220 | 12/3000 | 2 | | 7000 | 2 нулем. | |
1939 | 570 | 5/5000 | 1,75 | до 300 | 11000 | 2 пушки 2 пулем. | | |
Одномоторный бомбардировщик | 1918 | 180 | 30/3000 | 3,5 | | 5500 | 4 пулем. | 320 |
1939 | 450 | 14/4000 | 3,7 | до 400 | 9000 | 3 пулем. | 300 | |
Двухмоторный бомбардировщик | 1918 | 145 | | 8 | | 4000 | 4 пулем. | 500 |
1939 | 500 | | 9,5 | 600–1000 | 9000 | 3–5 пул. | 1000 | |
Многомоторные бомбардировщики | 1918 | 135 | 40/2000 | 7 | | 4300 | 5–6 пул. | до 2000 |
1939 | около 400 | | до 12 | 1000–1500 | 7000 | 6 пулем. | до 3000 [455] |
Приложение 5. Основные тактико-технические данные германских подводных лодок, действовавших в годы второй мировой войны{532}
Серия или тип | Год постройки | Водоизмещение (тонны) | Скорость (узлы) | Дальность плавания (мили), скорости (узлы) | Вооружение | Мощность механизмов | Экипаж | Число построенных лодок | ||||||
надв. | подв. | надв. | подв. | надводн. | подв. | артиллерия | торп. аппараты, запас торпед | мины | дизельн. мотор (л. с.) | электр. мотор (л. с.) | ||||
IA | 1935 | 862 | 983 | 17,7 | 8,2 | 6700/12 | 80/4 | I 10,5 | 4н, 2к, 14 | | 2/1400 | 2/500 | 43 | 2 |
IIА | 1937–38 | 254 | 303 | 13,0 | 6,9 | 1050/12 | 35/4 | I 2,0 | 3н, 6 | | 2/350 | 2/180 | 25 | 6 |
IIВ | 1938 | 279 | 329 | 13,0 | 7,0 | 1300 | 43 | I 2,0 | 3н, 6 | | 2/350 | 2/180 | 25 | 20 |
IIС | 1940 | 291 | 341 | 13,0 | 7,0 | 1900 | 43 | I 2,0 | 3н, 6 | | 2/350 | 2/205 | 25 | 8 |
IIO | 1940–41 | 314 | 364 | 13,0 | 7,4 | 3200 | 56 | I 2,0 | 3н, 6 | 12–18 | 2/350 | 2/205 | 25 | 16 |
VIIA | 1939–40 | 626 | 745 | 16,0 | 8,0 | 4300/12 | 90/4 | I 8,8, I 2,0 | 4н, 1к, 11 | | 2/1050 | 2/ ? | 44 | 10 |
VIIB | 1939–40 | 753 | 857 | 17,2 | 8,0 | 6500/12 | 72/4 | I 8,8, I 2,0 | 4н, 1к, 12 | | 2/1400 | 2/ ? | 44 | 24 |
VIIC | 1940–44 | 671 | 719 | 17,0 | 7,6 | 9400 | 90 | I 8,8, I 2,0 | 4н, 1к, 14 | 26–39 | 2/1400 | 2/350 | 44 | 572 |
VIIC/41 | 1941 | 769 | 871 | 17,3 | 7,6 | 6500/12 | 80/4 | I 8,8, I 2,0 | 4н, 1к, 12 | | 2/1400 | 2/350 | 44 | 87 |
VIIO | 1941 | 965 | 1080 | 16,7 | 7,3 | 8100 | 69 | I 8,8, I 2,0 | 4н, 1к, 12 | 15 | 2/1400 | 2/375 | 44 | 6 |
VIIP | 1941 | 1084 | 1181 | 17,6 | 7,9 | 9500 | 75 | I 8,8, I 2,0 | 4н, 1к, 39 | | 2/1400 | 2/375 | 46 | 4 |
IXA | 1939 | 1032 | 1153 | 18,5 | 7,7 | 8100 | 82 | 1–10,5 | 4н, 2к, 19 | | 2/2200 | 2/500 | 48 | 8 |
IXB | 1940 | 1051 | 1178 | 18,5 | 7,3 | 8700 | 64 | 1–10,5; 1–2,0 | 4н, 2к, 19 | | 2/2200 | 2/500 | 48 | 14 [456] |
IXC | 1940 | 1120 | 1232 | 18,2 | 7,3 | 11000/12 | 63/4 | I 10,5; II 2,0 | 4н, 2к, 19 | | 2/2200 | 2/500 | 48 | 54 |
IXC (40) | 1941–44 | 999 | 1257 | 18,3 | 7,3 | 16800 | 63 | I 10,5, I-3,7 | 4н, 2к, 25 | 50–75 | 2/2200 | 2/500 | 48 | 87 |
IХД1 | 1941 | 1610 | 1799 | 16,5 | 6,9 | 9900 | 115 | I 10,5, II 2,0 | 4н, 2к, 20 | | 2/1400 | 2/500 | 57 | 2 |
IХДН | 1941–44 | 1612 | 1804 | 19,2 | 6,9 | 31500/10 | 57/4 | I 10,5, I 3,7, I 2,0 | 4н, 2к, 25 | 50–75 | 2/2700 | 2/500 | 57 | 29 |
XB | 1941–44 | 1763 | 2177 | 16,4 | 7,0 | 18450/10 | 93/4 | I 10,5, I 3,7, I 2,0 | 2н,2 | 66 | 2/2100 | 2/550 | 52 | 8 |
XIV | 1942 | 1688 | 2600 | 14,5 | 6,2 | 9300/12 | 55/4 | I 3,7, I 2,0 | | | 2/1400 | 2/375 | 53 | 10 |
XVII | 1944–45 | 312 | 337 | 8,8 | 25,0 | 3000 | ? | | 2н, 4 | | 1 валтеров. турбина | 19 | 4 | |
XVII В | 1944–45 | 380 | ? | 8,6 | 24,8 | ? | ? | ? | ? | ? | 1 валтеров. | ? | 5 | |
XXI | 1944–45 | 1621 | 1819 | 15,5 | 17,5 | 15500/10 | 285/6 | IV 3,0 | 6н, 22 | | 2/2000 | ? | 57 | 120 |
XXIII | 1944–45 | 232 | 256 | 9,5 | 12,5 | 1350/9 | 175/4 | | 2н, 2 | | 1/575 | 1/550 | 14 | 61 |
XXIV | 1944–45 | 900 | ? | 11,0 | 24,0 | ? | ? | II 3,0 | ? | ? | 2 валтеров. турбины 7500 | ? | ? [457] |
Приложение 6. Тактические данные германских «карликовых» подводных лодок{533}
Тип | Водоизмещение (тонны) | Скорость хода (узлы) | Дальность плавания (мили/узлы) | Вооружение (торпеды) | Экипаж | Количество заказанных лодок | ||
надводн. | подводи. | надводн. | подводи. | |||||
Негнр | 5,0 | 20 | ? | 30/3 | ? | 1 | 1 | около 200 |
Мардер | 5,0 | 20 | ? | 30/3 | ? | 1 | 1 | около 300 |
Бибер | 6,3 | 6,5 | 5,3 | 130/6 | 10/5 | 2 | 1 | 324 |
Мольт | 11,0 | 4,3 | 5,0 | 50/4 | 50/5 | 2 | 1 | 390 |
Нехт | 11,8 | 5,7 | 6,0 | 38/4 | ? | 1 | 1 | 53 |
Зеехунд | 14,9 | 7,7 | 6,0 | 300/7 | 63/3 | 2 | 2 | 80 [458] |
Приложение 7. Тактико-технические данные основных типов десантных кораблей второй мировой войны{534}
Тип | Длина (метры) | Ширина (метры) | Осадка при выгрузке, нос/корма (метры) | Тоннаж (брт) | Тип механизмов(л. с.) | Скорость хода (узлы) | Перевозимые войска |
Корабли для перевозки пехоты | |||||||
Большие LSI(L) | 155,7 | 20,3 | 9880 | Дизель 12000 | 14 | 12 дес. катеров (LCA), 2 катера (LCM). Войсковая часть: 37 офицеров, 1000 солдат. Экипаж катеров: 12 офицеров, 220 матросов. Судовой экипаж: 28 офицеров, 263 матроса. Дальность плавания 15000 миль | |
Средние LSI(M) | 115,8 | 14,9 | 4135 | Дизель 13060 | 22 | 6 дес. катеров (LCA), 2 катера (LCM). Войсковая часть: 22 офицера, 350 солдат. Экипаж катеров: 15 офицеров, 75 матросов. Судовой экипаж: 20 офицеров, 147 матросов | |
Малые LSI(S) | 103,6 | 14,45 | 3244 | Дизель 5200 | 16 | 6 дес. катеров (LCA). Войсковая часть: 40–80 офицеров, 450–750 солдат. Экипаж катеров: 14 офицеров, 68 матросов. Судовой экипаж: 21 офицер, 127 матросов [459] | |
Корабли для перевозки десантно-высадочных средств | |||||||
С кормовым спуском LSS | 110,8 | 18,7 | 2500 | Пар. маш. 3000 | 11,5 | 13 катеров (LCM). Войсковая часть: 5 офицеров, 100 солдат. Экипаж катеров: 15 офицеров, 70 матросов. Судовой экипаж: 15 офицеров, 110 матросов. Дальность плавания 1350 миль | |
С крановой выгрузкой LSG | 147,1 | 18 | 8218 | Пар. маш. или дизель 3000–3500 | 12–12,5 | 15 катеров (LCM). Экипаж катеров: 16 офицеров, 72 матроса | |
Докового типа LSD | 139,5 | 22,45 | 6,1 | 4270 | Пар. турб. 7000 | 16 | 2–3 танкодесантных катера, 36 катеров (LCM). Войсковая часть: 23 офицера, 240 солдат. Экипаж катеров: 360 офицеров и матросов. Судовой экипаж: 16 офицеров, 177 матросов [460] |
Корабли для перевозки непосредственно на берег танков и автомашин | |||||||
LSI I | 121,9 | 14,94 | 1,67/4,51 | 2840 | Турб. зуб. агрегаты 7000 | 16,2 | 13 танков, 27 автомашин. Армейский экипаж: 13 офицеров, 120 солдат. Судовой экипаж: 26 офицеров, 143 матроса |
LST II | 99,9 | 15,3 | 0,91/2,89 | 1469 | Дизель 1800 | 10 | 18 танков, 35 автомашин, 1 катер (LCT). Армейский экипаж: 12 офицеров, 165 солдат. Судовой экипаж: 13 офицеров, 73 матроса [461] |
LSI III | 105,3 | 16,5 | 1,4/3,5 | 2256 | Пар. маш. 5500 | 13 | 18 танков, 35 автомашин. Армейский экипаж: 12 офицеров, 165 солдат. Судовой экипаж: 14 офицеров, 99 матросов |
Приложение 8. Средние ежемесячные потери в союзном и нейтральном тоннаже от действий германских подводных лодок и количество лодок{535}
Год | Средние ежемесячные потери | Среднее ежемесячное количество подводных лодок | |||
тоннаж (в тыс. брт) | число судов | в строю | в море | погибших | |
1939 | 105,3 | 28,5 | 54 | 13 | 2,2 |
1940 | 182,2 | 39,3 | 56 | 18 | 1,8 |
1941 | 180,9 | 36,0 | 158 | 34 | 3,0 |
1942 | 522,2 | 96,7 | 333 | 84 | 7,1 |
1943 | 215,6 | 3.8,6 | 425 | 106 | 19,7 |
1944 | 63,2 | 10,8 | 459 | 80 | 20,7 |
1945 | 54,0 | 11,0 | 450 | 68 | 29,0 [463] |
Приложение 9. Действия германских подводных лодок против конвоев в Северной Атлантике (ноябрь 1942 г. май 1943 г.)
Даты | Состав конвоев | Подводные лодки | Количество атак | Результаты атак | Примечания. Условия обстановки | |||||
месяц | числа | число судов | число кораблей охранения | общее число | число атаковавших | число потопленных судов и тоннаж | число потопленных лодок | число поврежденных лодок | ||
Ноябрь 1942 г. | 16–22 | 35 | 13 | 8 | 13 | 5–25396 | 1 | | Туман. Потопл. корвет | |
декабрь | 6–11. | 30 | 22 | 3 | 5 | 3–20229 | 2 | 1 | Малая видимость. Угроза с воздуха | |
декабрь | 13–16 | 54 | 12 | | | | | | Шторм | |
декабрь | 15–21 | 43 | 13 | 5 | 5 | 3–21612 | | | Ураган. Потопл. эсминец | |
декабрь | 17–22 | 22 | 11 | 1 | 2 | 2–7540 | | | Шторм | |
декабрь | 26–31 | 46 | 18 | 11 | 16 | 14–109893 | 1 | | Туман | |
январь 1943 г. | 22–25 | 7 | | | | | | Шторм. Радиопомехи | ||
январь | 23–27 | 21 | 1 | 1 | 1–8221 | | 1 | Шторм. Радиопомехи | ||
февраль | 2–4 | 58 | 7 | 5 | 1 | 2 | 2–16633 | 1 | | Шторм |
февраль | 2–4 | 3 | 3 | 5 | 1 | 1 | 1–5649 | | | Плавающий лед |
февраль | 4–9 | 61 | 12 | 21 | 5 | 7 | 13–59765 | 3 | 4 | |
февраль | 17–20 | 25 | 7 | 12 | 2 | 2 | 2–9415 | 2 | 1 | Шторм |
февраль | 20–25 | 48 | 7 | 21 | 12 | 19 | 15–97382 | 2 | 2 | Вблизи берегов |
февраль | 22–26 | 6 | 12 | 1 | 1 | 2–13466 | | | Контакт с конвоем потерян | |
февраль март | 27–2 | 62 | 7 | 12 | 2 | 2 | 2–14352 | | | Шторм, снег |
март | 1–3 | 5 | | | | | | | ||
март | 6–11 | 51 | 10 | 29 | 10 | 13 | 13–59331 | 1 | | Шторм, малая видимость [464] |
март | 10–13 | 60 | 9 | 12 | 10 | 10 | 5–30712 | 2 | 2 | Потопл. эсминец. Вблизи конвоя обнаруж. конвойный авианосец |
март | 13–14 | 11 | | | | | | Шторм. Угроза с воздуха | ||
март | 16–20 | 40 | 8 | 44 | 19 | 27 | 21–140842 | 1 | 3 | |
март | 16–20 | 51 | 10 | |||||||
март | 21–22 | конвой не обнаружен | ||||||||
март | 25–26 | ошибка в выборе района поиска | | | Участв.: группа поддержки (ГП), конвойн. AB | |||||
март | 27–30 | 45 | 14 | 28 | 1 | 2 | 6–7176 | | | Участв.: ГП |
апрель | 4–7 | 61 | 10 | 12 | 7 | 8 | 6–41494 | 2 | 5 | Участв.: ГП, конвойн. AB |
апрель | 8–10 | 9 | конвой не обнаружен | | | | ||||
апрель | 10–13 | 37 | 13 | 9 | 5 | 5 | 2–13026 | | 2 | |
апрель | 10–13 | 46 | 8 | |||||||
апрель | 11–13 | 47 | 11 | 11 | 4 | 4 | 4–24221 | | 2 | Участв.: ГП |
апрель | 16–18 | 54 | 13 | 8 | 2 | 2 | 1–7134 | 1 | 2 | Участв.: ГП и ГО (группа охранения) |
апрель | 16–18 | 38 | 12 | 18 | конвой не обнаружен | | | Участв.: ГП и ГО | ||
апрель | 20–25 | 43 | 13 | 19 | 2 | 2 | 2–17394 | 1 | | Участв.: ГП и ГО |
апрель | 21–23 | 18 | 7 | 6 | 2 | 2 | 3–13328 | | | |
апрель | 23–25 | 32 | 11 | 5 | 2 | 2 | | 2 | | Участв.: ГП, ГО, конвойн. AB; потоплен AB [465] |
апрель | 24–30 | 55 | 12 | 14 | конвой не обнаружен | | | | ||
апрель | 25–28 | 36 | 8 | 10 | | | | | | Участв.: ГП, ГО, конвойн. AB |
апрель | 28–1 | 42 | 10 | 16 | 3 | 5 | 1–6198 | 1 | 3 | Участв. ГО |
май | 1–4 | 33 | 8 | 31 | | | | | | |
май | 1–4 | 65 | 8 | 17 | конвой не обнаружен | | | | ||
май | 3–5 | 46 | 12 | | - | | | | | Участв.: ГП, ГО |
май | 4–6 | 30 | 18 | 41 | 7 | 9 | 12–55761 | 6 | 4 | Участв.: две ГП, ГО |
май | 9–11 | 31 | 11 | конвой не обнаружен | | | Участв.: ГП, ГО, конвойн. AB | |||
май | 11–13 | 46 | 12 | 20 | 4 | 4 | 3–21889 | 3 | | Участв.: ГП, ГО, конвойн. AB |
май | 12–14 | 56 | 12 | | | конвой не обнаружен | | | Участв.: ГП, ГО, конвойн. AB | |
май | 13–15 | 45 | 8 | 6 | конвой не обнаружен | | | Участв. ГО | ||
май | 13–18 | 50 | 6 | 6 | 1 | 1 | 1–5196 | 2 | | Участв.: ГП, ГО |
май | 14–16 | 26 | 13 | 25 | 1 | 1 | 2–7627 | 2 | 2 | Участв.: ГП, ГО, конвойн. AB [466] |
май | 18–22 | 37 | 13 | 21 | 1 | 1 | | 4 | 2 | Участв.: ГП, ГО |
май | 19–25 | 39 | 11 | | конвой не обнаружен | 1 | | Участв.: ГП, ГО, конвойн. AB | ||
май | 21–25 | 43 | 12 | 31 | | конвой не обнаружен | 2 | 3 | Участв.: ГО, конвойн. AB | |
май | 22–25 | 52 | 12 | | | конвой не обнаружен | | | Участв.: ГП, ГО | |
май | 23–25 | 31 | 12 | | | конвой не обнаружен | | | Участв.: ГП, ГО | |
май | 27–30 | 56 | 12 | | | конвой не обнаружен | 1 | | Участв.: ГП, ГО |