Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Общие итоги и выводы

1. Вторая мировая война 1939–1945 гг. была самой кровопролитной войной в истории человечества. Она распространилась почти на всю Европу, на территорию Азии и Африки, на огромные пространства Атлантического, Тихого, Индийского и Ледовитого океанов и прилегающих к ним морей. Война продолжалась 6 лет, или 2194 дня, в ней участвовали 61 государство с населением в 1700 млн. человек, что составляло около 80% всего населения земного шара. Военные действия происходили на территории 40 государств. Обеими враждебными сторонами было мобилизовано 110 млн. человек, число погибших достигло 50 млн. человек. Все эти цифры значительно превышают соответствующие статистические данные первой мировой войны. Материальные потери Советского Союза, на плечи которого легла основная тяжесть борьбы с фашизмом, составили 2600 млрд. рублей{517}.

Важнейшим политическим итогом войны явилась победа Советского Союза над фашизмом. Эта величайшая победа определила судьбы народов всего мира, спасла их от фашистского рабства. В результате поражения фашизма в ряде государств Восточной и Центральной Европы, в Китае, Корее и Вьетнаме победил социализм. В мире усилился лагерь социализма и ослабли позиции империализма. Бурно стала развиваться борьба за независимость колониальных народов Азии и Африки. Наступил кризис колониальной системы империализма, приведший в послевоенный период к ее развалу.

Важным итогом второй мировой войны является поражение и ослабление в ней ряда крупнейших империалистических государств: Германия, Япония и Италия потерпели полное поражение, Франция вышла из войны значительно ослабленной, положение Англии сильно пошатнулось, и она оказалась в большой зависимости от США. [427]

Таким образом, война изменила лицо современного мира и привела к коренному сдвигу в расстановке сил на международной арене. Образование мировой социалистической системы, оказывающей решающее влияние на исторические судьбы всего человечества, и крушение системы колониального рабства — два величайших итога второй мировой войны. Все это подорвало устои империализма и обострило кризис мировой капиталистической системы. Империализм в результате войны утратил свои былые позиции, сфера его влияния на ход мировых событий теперь сужается с каждым днем.

2. Советский народ внес решающий вклад в победу антигитлеровской коалиции. Советские Вооруженные Силы выдержали суровое испытание. Ценой огромных усилий и тяжелых потерь советский народ под руководством Коммунистической партии победил гитлеровскую Германию и ее союзников, сражаясь вместе со всеми свободолюбивыми народами мира, спас свободу и независимость социалистической Родины, а также других народов от угрозы фашистского порабощения, внес большой вклад в разгром империалистической Японии на завершающем этапе второй мировой войны.

Расчеты правящих кругов империалистических государств на значительное ослабление Советского государства в результате войны не оправдались. Советский Союз вышел из войны еще более окрепшим и могучим.

Поражение Германии и ее союзников явилось следствием политического и военного авантюризма фашизма, стремившегося к мировому господству, экономического и военного превосходства стран антигитлеровской коалиции. Германское военное руководство переоценило свои силы и возможности и недооценило силу и мощь своих противников, и прежде всего Советского Союза. Ставились авантюристические стратегические цели, не соответствовавшие реальным материальным и военным возможностям, делались заведомо порочные попытки закончить войну в кратчайший срок путем выполнения «молниеносных операций». Если стратегия «блицкрига» имела некоторый успех в действиях против стран Западной Европы, главным образом в результате предательства правящих кругов этих стран, то в войне против Советского Союза она потерпела полное поражение.

3. Военные действия велись на суше, на море и в воздухе. При этом боевые действия в Европе были преимущественно на суше и в воздухе. Иными словами, война в целом носила континентальный характер. Основной причиной этого было наличие общих сухопутных границ между главными противниками — Советским Союзом и блоком фашистских государств. Борьба в Атлантическом океане не имела решающего значения в войне, хотя ее ход оказывал большое влияние на стратегическое положение в Западной Европе. [428]

В настоящем труде не рассматривались военные действия на Тихом океане, но все же следует отметить, что война в Восточной Азии и на Тихом океане до начала военных действий между Советским Союзом и Японией велась преимущественно на море; это определялось захватническими целями империалистической Японии, заинтересованной в территориях южных морей и островных районах Тихого океана, а также взаимным расположением воевавших сторон, разделенных между собой огромными пространствами Тихого океана при отсутствии общих фронтов на сухопутных театрах.

На западноевропейских театрах военных действий, при общем континентальном характере войны в Европе, отдельные стратегические задачи не могли быть выполнены без решительного участия в них флотов. Не говоря уже о борьбе на морских сообщениях, которая начиналась, решалась и заканчивалась на морских театрах, крупные операции по вторжению на враждебные территории не могли быть выполнены без флота. Здесь имеется в виду высадка десантов в Норвегии, Нормандии, Северной Африке, на о. Сицилия, в Южной Франции и др. Хотя цели, достигаемые действиями на море, имели подчиненное значение по отношению к стратегическим целям и задачам на суше, тем не менее они оказывали немаловажное влияние на ход войны на западноевропейских театрах военных действий.

Многомиллионные армии и большой флот требовали огромного и разнородного снабжения, что в невиданных масштабах вызывало напряжение экономики воевавших государств. Фашисты широко пользовались экономическими ресурсами оккупированных ими территорий и профашистских нейтральных стран. Западные государства антигитлеровского блока, и прежде всего Англия, ввозили стратегическое сырье и продовольствие из заокеанских владений и нейтральных стран. В этих условиях экономика стала объектом военных действий с воздуха и с моря.

Вовлечение в состав вооруженных сил и на военное производство огромных масс населения повышало значение морального фактора. Политико-моральное единство советского народа, ведшего справедливую войну за свободу и независимость социалистической Родины, было одним из крупнейших факторов в достижении победы над фашизмом. И наоборот, в странах фашистского блока постепенно возрастало понимание народами преступного характера войны, следствием чего был выход из войны некоторых стран — сателлитов Германии и переход их на сторону антигитлеровской коалиции. Разложение происходило и в самой гитлеровской Германии.

4. Война выявила несостоятельность предвоенных доктрин и планов некоторых империалистических государств. В еще [429] более острой форме, чем в первую мировую войну, с катастрофическими результатами обанкротилась германская теория «молниеносной войны». Авантюристические политические цели войны определяли порочность и несостоятельность германской стратегии.

Французский генеральный штаб, односторонне восприняв опыт первой мировой войны, считал позиционную оборону лучшим способом ведения военных действий, воздвигал мощнейшие укрепленные позиции. Развитие боевых средств в период между двумя мировыми войнами — танков, дальнобойной артиллерии и особенно авиации — опрокинуло французские теории позиционной войны, мощные оборонительные позиции оказались обойденными и не сыграли своей роли. Война приобрела маневренный характер, чем решительным образом отличалась от второго периода первой мировой войны.

Вопреки довоенным идеям «малых», «профессиональных» армий создавались массовые армии, крупные военно-воздушные силы, большие флоты. У Англии и США не было значительного опыта в боевых действиях на суше. Операции их войск в Северной Африке, на о. Сицилия и в Италии не имели ничего общего с масштабами, размахом, глубиной, темпами и результатами операций, проводившихся на советско-германском фронте. Действия во Франции в 1944–1945 гг. происходили в условиях, когда германские войска не являлись уже полноценным противником.

Победы германских вооруженных сил в первый период второй мировой войны, а также пособничество гитлеризму определенных руководящих кругов во Франции, в Норвегии и Дании позволили немцам значительно улучшить свои стратегические позиции в Северном море и на Атлантическом океане для последующих действий на морских сообщениях Великобритании. В этом отношении гитлеровцами был использован опыт первой мировой войны, когда узость базирования в Гельголандской бухте создавала серьезные затруднения в развертывании сил для ведения боевых действий на море.

Несостоятельными оказались и основные военно-морские теории относительно характера операций и боев на море, значения и места в них различных родов военно-морских сил и классов кораблей. В большинстве флотов капиталистических государств, в том числе Англии, Германии, США, Японии, считалось, что решающую роль в боевых действиях на море продолжают играть крупные надводные корабли, и прежде всего линкоры. В действительности оказалось, что последним пришлось уступить свое былое ведущее место авиации и носителям ее — авианосцам. Авианосная авиация приобрела огромное значение во всех видах операций и боевых действий на море, в том числе в уничтожении неприятельских сил в море, [430] в нападениях на базы и береговые объекты, в десантных операциях, в защите своих морских сообщений и в действиях на коммуникациях противника. Бои в море часто начинались и заканчивались до прихода соединений на дальность артиллерийского огня кораблей и имели основным содержанием взаимные удары по неприятельским авианосцам своей авианосной авиацией. Потеря авианосцев вела в ряде случаев к отказу от решения поставленной задачи.

В ходе войны по мере осознания значения авианосцев происходило их усиленное строительство в США, Англии и до известной степени в Японии{518}.

Одной из немаловажных причин поражения Германии было отставание немецкой военной науки, не имевшей перспективы развития в рамках фашистского режима. Во второй мировой войне применялось не то оружие и технические средства, которые существовали к ее началу, в отличие от войн предшествовавшего периода, а средства борьбы, которые научная мысль давала вооруженным силам в ходе войны и против которых противник должен был быстро найти противоядие. Немцам это не удавалось. В частности, для них оказалось неожиданностью появление радаров на англо-американских противолодочных самолетах{519}.

5. В ходе второй мировой войны произошла переоценка роли различных видов, а внутри их — родов вооруженных сил. В частности, изменились удельный вес и роль отдельных родов морских сил в боевых действиях на море. Широкое развитие получили молодые рода сил, такие, как подводные лодки и авиация.

Надводные корабли в ходе второй мировой войны использовались более активно, чем в первой мировой войне. Главной причиной этого была необходимость решения таких задач, которые обязательно требовали участия линкоров, авианосцев и крейсеров: высадка оперативных и стратегических десантов, противодействие высадкам, прикрытие морских перевозок от нападений крупных кораблей противника и т. д. Если в первой мировой войне на всех морских театрах берегли и накапливали силы для ожидавшегося генерального сражения, то во второй мировой войне для обеспечения решения задач на море стремились предварительными действиями ослабить силы противника ударами с воздуха, по базам и в море, стеснить свободу его маневра подводными лодками и минами, [431] с тем чтобы иметь превосходство в силах на время решения задачи или хотя бы на важнейшем этапе операции. Существовала и еще одна причина повысившейся активности в использовании крупных боевых кораблей. В ходе первой мировой войны, и особенно в первой ее половине, были слабо отработаны средства и методы борьбы с подводными лодками. Поэтому в те времена избегали без крайней надобности выводить боевые эскадры в море. Во второй мировой войне, хотя лодки и оставались грозным противником крупных надводных кораблей, противолодочная оборона также существенно усилилась. Появились специальные противолодочные корабли, крупное значение приобрела противолодочная авиация, решительным образом усовершенствовались средства обнаружения и уничтожения лодок. В этих новых условиях большие надводные корабли, считаясь с весьма серьезным противником — подводными лодками, принимали достаточно действенные меры для борьбы с ними. У крупных надводных кораблей появился теперь новый противник — авиация, угрожавшая им как в море, так и в базах. В результате возрастания роли авиации и подводных лодок в боевых действиях на море удельный вес больших надводных кораблей снизился. Зато значительно возросла роль легких и малых надводных кораблей, особенно кораблей противолодочной и противовоздушной обороны.

Подводные лодки, показавшие себя во время первой мировой войны как самостоятельный род военно-морских сил, имели в ходе второй мировой войны огромный успех в действиях на морских коммуникациях, в ведении разведки, в транспортной деятельности и в атаках боевых надводных кораблей. Однако они несли большие потери из-за количественно и качественно возросших средств противолодочной обороны и потому успешное применение их всецело зависело от непрерывного воспроизводства и тактико-технического развития. Принципиально новым явлением в боевых действиях лодок по сравнению с первой мировой войной было групповое использование их, что оказалось возможным в результате увеличения надводных скоростей, усовершенствования приборов дальнего обнаружения, качества торпед (самонаводящиеся торпеды), средств надводной и подводной связи. Все же в ходе войны не был решен вопрос о едином двигателе лодок для надводного и подводного хода, хотя в Германии намечались уже пути к достижению этой цели (лодки Вальтера). Таким образом, подводные лодки все еще оставались погружающимися кораблями, а не подводными в полном смысле этого слова. Основным оружием подводных лодок была торпеда, вторым — мина. В связи с развитием противолодочных кораблей и авиации лодкам было трудно атаковать днем в надводном положении с применением артиллерии, поэтому они должны были часто изменять методы действий. [432]

Авиация. Еще в первую мировую войну наметились тенденции к признанию авиации самостоятельным видом вооруженных сил и родом военно-морских сил. Эти тенденции укрепились в период между двумя мировыми войнами. В некоторых капиталистических государствах (Германия, Италия, Англия и др.) были образованы самостоятельные министерства авиации и авиационные главные командования. В гитлеровской Германии флот был лишен своей ударной авиации, что крайне отрицательно сказалось на результатах боевых действий на море. Дальнейшее развитие авиации в ходе второй мировой войны превратило ее в мощную ударную силу, решавшую стратегические, оперативные и тактические задачи самостоятельно или во взаимодействии с другими родами сил.

Авиация получила широкое применение в действиях против военно-экономических объектов, в глубоком тылу, портам, базам и береговым сооружениям противника. Всего германская авиация, включая ракеты «Фау-1» и «Фау-2», сбросила на территорию Англии 74172 т бомб, а англо-американская авиация на территорию Германии и оккупированные ею страны — 1996036 т бомб{520}.

Налеты немецко-фашистской авиации на Англию были наиболее интенсивными до нападения гитлеровской Германии на Советский Союз.

Авиация союзников действовала с наибольшей силой в 1943–1944 гг., когда, с одной стороны, она возросла количественно и качественно, а с другой — ослабла сопротивляемость немцев и в частности их ПВО. Однако, несмотря на мощь воздушных ударов, англичане и американцы не могли достигнуть решающих результатов. Германская промышленность стала выходить из строя не столько из-за разрушений с воздуха, сколько от недостатка сырья и рабочих рук. Результаты налетов англо-американской авиации сказывались больше на работе заводов синтетического горючего, нефтеочистительных предприятий; большие разрушения были нанесены складам горючего, коммуникациям. Все это, несомненно, оказывало влияние на ход военных действий, но происходило уже в 1944–1945 гг., когда, по сути дела, участь гитлеризма уже была решена. Германия опоздала с производством ракет, использование которых могло принести большие разрушения объектам на Британских островах.

Авианосная и береговая авиация стала главной ударной силой в операциях против военно-морских баз и кораблестроительных заводов. Результаты такого применения авиации были значительно успешнее, чем во время первой мировой [433] войны, когда ударная авиация для боевых действий на море только еще зарождалась.

6. Одним из важнейших видов операций и боевых действий на море была борьба на морских коммуникациях. Ее значение определялось увеличением перевозок стратегического сырья, войск и их снабжения, а также возрастанием технической оснащенности армии. Следует прежде всего отметить неподготовленность в предвоенный период к борьбе на коммуникациях обеих сторон. Германия имела в строю всего 57 подводных лодок, Англия располагала совершенно недостаточным количеством кораблей ПЛО и почти не имела противолодочной авиации. Между тем оба эти государства как теоретически, так и в области боевой подготовки предвидели возможность возникновения борьбы за морские сообщения в Атлантическом океане, в Средиземном и других прилегающих к нему морях. Важнейшие причины такой неподготовленности следует искать в политической направленности строительства вооруженных сил этих государств. Гитлеризм готовился к войне против Советского Союза, в которой главное значение должны были иметь сухопутные войска и авиация. На них возлагалась задача овладеть советскими берегами и базами на Черноморском, Балтийском и Северном театрах, ликвидировать или парализовать советские военно-морские силы. На море предполагалось использовать малые корабли, массовые постановки мин; подводные лодки и большие надводные корабли гитлеровцы надеялись применять ограниченно. На совещании в Оберзальцбурге 22 августа 1939 г. Гитлер обещал командующим видами вооруженных сил не начинать войны с Англией ранее 1944–1945 гг., когда в составе германского флота должно было находиться около 200 подводных лодок. Германское морское командование и лично адмирал Редер рассчитывали на широкое использование на британских морских сообщениях крупных надводных кораблей, которые должны были расстроить систему морских перевозок в Атлантическом океане, создать напряжение в английском флоте из-за необходимости прикрывать перевозки линкорами. Все это должно было способствовать действиям подводных лодок.

Западные державы рассматривали возрождавшийся германский вермахт как главную ударную силу против Советского Союза и всячески приветствовали его развитие. Англия старалась поддерживать свое главенствующее положение первой морской державы, оспариваемое США, постройкой надводных кораблей и модернизацией ранее существовавших в рамках конвенций по ограничению вооружений. Строительство подводных лодок велось в размерах, необходимых для подготовки кадров и проведения экспериментов. Не ожидая в ближайшее время войн и учитывая сравнительно небольшой состав немецко-фашистских подводных сил, британское адмиралтейство [434] не было особенно озабочено созданием большого количества противолодочных кораблей.

По условиям Версальского договора Германия была лишена права постройки подводных лодок. Это запрещение было снято только в 1935 г., причем Германия могла иметь лодок не больше, чём в английском флоте. Это обстоятельство также задержало развитие германских подводных сил.

Неподготовленность к борьбе на морских коммуникациях сказалась на ее результатах. Наибольшие успехи в действиях на морских сообщениях у всех западных государств были достигнуты только на третий год войны; для немцев — это 1942 г., для англичан и американцев в Средиземном море — 1943 г. В течение третьего и четвертого годов войны было потоплено около 40–50% всего уничтоженного тоннажа. Таким образом, для создания необходимых сил и средств понадобилось около 2,5–3 лет. Если эти данные сопоставить с опытом первой мировой войны, то легко установить известную аналогию.

Подобным же образом сказалась и неподготовленность сил и средств ПЛО. Быстрый количественный рост противолодочных кораблей у англичан и американцев наблюдается во второй половине 1942 г., а авианосцев и береговой противолодочной авиации — с середины 1943 г. Поэтому эффективная борьба с подводными лодками началась только на четвертый год войны в Европе. Из 781 подводной лодки, потерянной фашистской Германией на всех морях, с сентября 1939 г. до конца 1942 г. была потоплена 151, т. е. 19,3%, в то время как за остальные годы войны — 630, т. е. 80,7%. Так сказалась неподготовленность к войне в одном из важных звеньев военных действий на море — в борьбе на морских сообщениях.

Германское командование, так же как и в первой мировой войне, признавало основным принципом ведения «подводной войны» стремление уничтожить как можно больше неприятельских судов. В результате немецкие подводные лодки топили транспорты противника не на тех коммуникациях, где их удары были бы наиболее чувствительными, а там, где топить было легче и безопаснее. Эта порочная стержневая идея германской «подводной войны» до известной степени оправдывается качеством подводных лодок того времени, которые были не в состоянии преодолевать сильную противолодочную оборону, создаваемую союзниками на, особо жизненных коммуникациях. Но ошибочно было также предположение, что своими подводными силами Германия сможет достигнуть перевеса в количестве потопленного тоннажа противника над вводимым им в строй. Таким образом, при всех вариантах идея достичь решающих успехов тем числом лодок, которым обладала Германия, имея в виду тогдашнее техническое соотношение между подводными лодками и силами и средствами ПЛО, была несостоятельной. [435] Подводные лодки могли внести только более или менее существенный вклад в общее дело борьбы всех видов вооруженных сил, но не решить эту задачу в целом.

Общие потери в мировом тоннаже от действий морских и воздушных сил Германии, США, Англии и Италии достигли за всю войну 31 млн. брт, из которых около 65% приходилось на долю германских и отчасти итальянских сил и средств. Германские лодки на всех театрах военных действий потопили 2828 судов общим тоннажем в 14687,2 тыс. брт{521}.

Наибольших результатов добились подводные лодки, уничтожившие на всех театрах свыше 22 млн. брт{522}, т. е. больше 65%. На долю авиации пришлось около 6 млн. брт (почти 20%), надводных кораблей — 1,76 млн. брт (около 6%), на минах погибло 1,96 млн. брт (или 6,3%), и большое количество судов было повреждено. Всего в активных минных заграждениях было поставлено около 150 тыс. мин, из них англичанами 75 тыс., немцами 32 тыс. и американцами 29 тыс. Огромное большинство активных минных заграждений поставили самолеты (у американцев — 85%, у англичан — 73%). Значение крупных надводных кораблей и вспомогательных крейсеров заключалось не столько в количестве потопленного ими торгового тоннажа, сколько в дезорганизации морских перевозок противника и во втягивании в напряжение его боевых сил при выполнении поисков крейсеров и для прикрытия от них своих конвоев. Активные минные заграждения стесняли свободу маневра кораблей и транспортов, выходов их из баз и возвращения в них, втягивали в напряжение тральные и обеспечивающие их силы.

Из общего количества уничтоженных немецких подводных лодок 573, или около 75%, были потоплены в Атлантике, в Ирландском, Северном, Норвежском и Карибском морях. В первые 2,5 года войны потери в лодках происходили главным образом в результате действий надводных кораблей ПЛО. Они потопили 45 лодок, тогда как за это же время самолеты уничтожили только 5 лодок. В 1942 г. потери в лодках от атак кораблей и самолетов ПЛО почти сравнялись. А в 1943 г. на всех театрах второй мировой войны потери лодок от авиации ПЛО почти вдвое превысили потери от надводных кораблей. Подводные лодки в системе ПЛО применялись сравнительно мало, и поэтому результаты их действий были невелики. Германские лодки действовали преимущественно вдали от берегов, вследствие чего не несли больших потерь от мин. За всю войну немцы потеряли на минах 32 лодки, из них 22 в 1944–1945 гг., когда лодки стали плавать близко к берегам. [436]

К началу войны немцы имели в строю 57 подводных лодок. С 1 сентября 1939 г. по 8 мая 1945 г. вступили в строй еще 1113 лодок, в том числе 1099 построенных на германских верфях, 4 иностранной постройки и 10 трофейных. Из 1170 лодок, находившихся в строю, 863 участвовало в боевых действиях, причем каждая совершила один и более выходов в море{523}. Было также построено около 500 «карликовых» подводных лодок.

Борьба на коммуникациях проходила в виде атак судов и конвоев в море, ударов по портам и судам в них, постановок мин и воздействия на кораблестроительную промышленность. Наиболее эффективны были атаки в море, так как здесь могло осуществляться взаимодействие подводных лодок и авиации; кроме того, большинство поврежденных судов гибли безвозвратно, тогда как при нападениях на порты они могли быть возвращены в строй. Наименьшие результаты давали обстрелы гаваней с кораблей: эти действия применялись в ходе войны редко, результаты огня были невелики, а угроза атакующим кораблям со стороны мин и авиации противника значительна. Артиллерийские обстрелы портов с моря стали анахронизмом; удары по портам гораздо успешнее наносила авиация. Атаки с воздуха по подвижным целям в море осуществлять было труднее, особенно для сил тех государств, в которых флот не имел своей авиации.

Вторая мировая война дала ряд случаев воздействия на морские сообщения по всей их глубине на обширных пространствах Атлантического океана от портов погрузки судов и формирования конвоев до портов пришествия и разгрузки. Большая глубина боевых действий стала возможной из-за увеличения дальности полетов самолетов и автономности подводных лодок. Опыт показал, что глубина воздействия на коммуникации противника и результаты потопления судов и нанесения материального ущерба противнику возрастали при использовании разнородных сил, в том числе подводных лодок, авиации, надводных кораблей и минного оружия.

Хотя ни на одном театре военных действий не удалось полностью прервать морские перевозки противника на длительные сроки, однако при организации взаимодействия разнородных сил и при целеустремленном их использовании противная сторона оказывалась в тяжелом положении и должна была тратить много сил и средств, чтобы восстановить нарушенные коммуникации.

Система конвоев полностью себя оправдала и была одним из важнейших видов защиты морских перевозок. По сравнению с первой мировой войной система конвоев отличалась широким [437] использованием авиации, главным образом авианосной. Система конвоев была введена англичанами сразу же с началом войны, в чем, несомненно, сказался опыт первой мировой войны.

Другим принципиально новым методом защиты коммуникаций была оборона районов переходов конвоев и одиночных судов. Этот метод стал возможным благодаря развитию авиации, береговых средств наблюдения. Он требовал большого количества сил для организации поисково-ударных групп, средств для создания противолодочных преград, соответствующих военно-географических условий для устройства этих преград. Поисково-ударные группы и противолодочные преграды существенно затрудняли действия подводных лодок. Противолодочные действия на переходе лодок морем приобретали в некоторых случаях форму блокады, как это имело место в Бискайском заливе, в Исландском и Гибралтарском проливах. При том уровне развития техники и тактики подводных лодок и противолодочных сил и средств лодки в перечисленных случаях оказывались блокируемыми, чему способствовали военно-географические условия этих районов.

7. Вторая мировая война ознаменовалась огромным размахом десантных и противодесантных действий на всех морских и океанских театрах, что было обусловлено мировым характером войны, разобщенностью противников водными преградами, а также развитием сил и средств накануне и в ходе войны.

Десантные операции второй мировой войны в связи с возросшей угрозой десанту, особенно в районе высадки, отличались сосредоточением большого количества сил и средств. По концентрации сил ни один вид морских операций не мог идти в сравнение с ними. Крупные десантные операции (Норвежская, Сицилийская, Нормандская и др.) проводились с использованием подавляющей части флота и авиации, развернутых на данном театре.

При этом периоды проведения десантных операций были особенно высоко насыщены боевыми действиями, повышенным напряжением и боевыми потерями сил, а также значительным расходом материально-технических средств.

Основные капиталистические государства, вступая во вторую мировую войну, не были подготовлены к ведению десантных действий, что явилось результатом механического перенесения опыта первой мировой войны, носившей в основном позиционный характер, а поэтому не требовавшей проведения широкого маневра, связанного с высадкой сил в тыл противника. Это в известной степени было также следствием переоценки средств противодесантной обороны и недооценки возможностей авиации и флота в обеспечении прорыва этой обороны.

Характерная черта буржуазного военно-морского искусства состояла в том, что десантные операции проводились только [438] в благоприятной военно-политической обстановке, в ходе общего стратегического наступления на театре. В период стратегической обороны десантные операции не использовались как средство, при помощи которого обороняющаяся сторона делала бы попытки вырвать инициативу из рук противника. Проводимые высадки малых десантов в эти периоды (высадка на Лофотенские острова, в Сен-Назере, в Дьеппе и др.) преследовали только диверсионные цели с обязательным снятием десантных сил после выполнения задачи.

Опыт второй мировой войны выявил важнейшие принципы организации и ведения десантных операций. Это — тщательное планирование операции и подготовка сил к ней, большое превосходство в силах на главном направлении, стремление к достижению внезапности и ориентирование противника в ложном направлении, господство в воздухе до начала высадки десанта и удержание его до конца операции, ослабление сил противника до начала высадки, всестороннее обеспечение действий сил, максимально высокие темпы высадки{524}, стремление к изоляции плацдарма и надежное укрепление флангов до завершения высадки главных сил.

Развивавшиеся средства борьбы с десантом и техники десантных войск внесли много нового в принципы организации и ведения десантных и противодесантных действий. Учитывая трудности достижения тактической и оперативной внезапности высадки десанта, в ходе второй мировой войны создавались благоприятные условия для его разгрома еще в пунктах посадки, на переходе морем и в еще большей степени в районе высадки. Это вынуждало сторону, ведущую подготовку десантной операции, привлекать крупные силы для прикрытия пунктов сосредоточения десанта, для обеспечения его перехода морем и в ходе высадки. Чтобы максимально отодвинуть срок раскрытия противником времени и места высадки десанта, иногда шли на отказ от предварительного ослабления сил противодесантной обороны в районе высадки, выполняя это в процессе массированных артиллерийских и авиационных ударов по противодесантной обороне противника непосредственно перед самой высадкой.

Поскольку возможности разгромить десант во время его высадки значительно возросли, возникла необходимость максимально сократить период высадки использованием большого количества десантных средств специальной постройки. Вторая мировая война характерна невиданными темпами развития [439] специальных десантных и высадочных средств, в результате чего были одновременно разрешены две проблемы: повышение темпов высадки, отчего зависел успех десанта на берегу, и возможность высадки на необорудованное побережье, на флангах сильно укрепленных районов.

Важнейшие организационные принципы построения десантных операций, выявленные во второй мировой войне, заключались в создании единого командования силами в операции, в организации сводных (комбинированных) оперативных соединений для проведения конкретной операции с максимальным сокращением общего количества соединений, подчиненных одному начальнику.

При планировании крупных десантных операций особенно большое значение придавалось выбору района высадки. Важнейшими благоприятными факторами при избрании района высадки считались: слабость сил и обороны противника в районе предстоящей высадки{525}, удаленность района высадки в пределах радиуса действия авиации берегового базирования, достаточный плацдарм для сосредоточения на нем необходимого количества войск и техники, возможность быстрого захвата аэродромов противника или создания новой системы авиабаз в районе высадки, возможность временной изоляции плацдарма от прорыва на него сил противника, отсутствие навигационных опасностей на подходах к району высадки.

Бой за высадку десанта во всех государствах считался важнейшим и наиболее сложным этапом десантной операции. Он начинался, как правило, с завершения сосредоточения транспортов и десантно-высадочных средств на исходных позициях у района высадки и заканчивался захватом плацдарма высадки.

Бой за высадку характеризовался максимальным сосредоточением усилий к началу высадки передовых отрядов, высокими темпами высадки и непрерывной поддержкой высаженных войск силами флота и авиации.

Продвижение десанта на суше и захват плацдарма проводились, как правило, низкими темпами даже в условиях слабого сопротивления противника, что обусловливалось плохим взаимодействием высаженных войск с силами флота и авиации, действиями десанта на берегу в полном соответствии с заранее составленным планом, не сообразуя эти действия с конкретной обстановкой.

Эффективность воздействия по силам противодесантной [440] обороны противника во время артиллерийской и авиационной подготовки высадки была обычно ниже ожидаемой и не соответствовала тому количеству сил и средств, которые расходовались на их выполнение. Это вызывалось недостаточной подготовкой сил для выполнения поставленных задач, использованием малоэффективных методов стрельб и бомбометания по площади, плохой разведкой целей или неправильным выбором боезапаса.

Наиболее значительные изменения в методах ведения десантных и противодесантных операций периода второй мировой войны произошли под влиянием развития авиации и ее широкого использования при высадке десантов. Без участия авиации было бы немыслимо успешное проведение крупной десантной или противодесантной операции. При этом успех каждой из таких операций определялся господством в воздухе, которое подчас обеспечивало решение задач даже при явном преобладании противника в морских силах.

В десантных операциях авиация использовалась для предварительного ослабления сил флота противника, его резервов и завоевания господства в воздухе, ведения оперативной и тактической разведки, ослабления противодесантной обороны противника, высадки воздушных десантов, противовоздушной и противолодочной обороны своих сил на переходе морем и в районе высадки, для непосредственной поддержки высадки десанта и обеспечения боевой деятельности десантных войск на берегу.

Воздушные десанты стали обязательными при высадке крупных морских десантов. Осуществляя взаимодействие с морским десантом, воздушнодесантные войка решали важные задачи по захвату близлежащих аэродромов, узлов дорог, мостов, переправ, нанесению ударов по силам противодесантной обороны с тыла, уничтожению узлов сопротивления, батарей и т. д. Содействуя высадке морского десанта, воздушнодесантные войска обычно упреждали высадку с моря на 2–7 часов. Вместе с тем вторая мировая война дала примеры высадки крупных воздушных десантов для решения ими самостоятельных или при содействии морского десанта важных оперативных и тактических задач.

В десантных операциях нашли широкое применение подводные лодки для ослабления сил противника на переходе морем, оперативной разведки, оперативного прикрытия, навигационного и гидрографического обеспечения, высадки разведывательных и диверсионных групп, спасения экипажей самолетов и др.

Значительно возросшая во время войны техническая база вызвала резкое увеличение тоннажа, требуемого на одного десантника. Если в ходе первой мировой войны эта цифра, как правило, не превышала 1 т, то во второй мировой войне она [441] достигла 5–7 брт, а на больших расстояниях до 15 брт и имела тенденцию к дальнейшему увеличению.

В силу большой зависимости десанта от пополнений войск и техники важнейшая задача, которая ставилась флоту после его высадки, состояла в обеспечении морских коммуникаций. Нарушение и тем более перерыв их неминуемо вели к поражению десантных войск в столкновении с противником. В ходе войны непрерывно возрастало значение воздушных коммуникаций десанта. В борьбе за крупные острова проблема обеспечения коммуникаций была одинаково важной как для обороняющегося, так и для наступающего.

8. Несмотря на возросшие возможности организации мощной противодесантной операции для разгрома десанта противника, особенно на подходах к району высадки и после высадки на берег, военные действия на европейских морских театрах не дали ни одного примера срыва высадки стратегического или оперативного десанта. Только на Тихом океане можно назвать два случая срыва высадки оперативных десантов: на о. Мидуэй и в Порт-Морсби на о. Новая Гвинея.

Но это обстоятельство совершенно не означало, что в условиях второй мировой войны противодесантные силы обороны не имели огромных возможностей для срыва таких десантов. Успех всех стратегических десантов объяснялся не слабостью средств борьбы с десантами, а общей благоприятной военно-политической обстановкой для вторгающегося, как это было в период проведения немцами Норвежской операции, а также высадки союзников в Северной Африке, Италии, Нормандии и других районах.

Война показала, что противодесантная операция являлась наиболее сложным видом боевых действий. Трудность ее организации и планирования состояла в несвоевременном получении данных о намерениях и действиях противника. Поэтому не случайно, что за время войны было проведено только две заранее спланированные и подготовленные противодесантные операции, в которых действия сил направлялись единым планом и замыслом, Обе эти операции проводились на Тихом океане и в данной работе не рассматривались. Это противодесантная операция американского флота при попытке захвата японцами о. Мидуэй и противодесантная операция японского флота при вторжении американцев на о. Лейте.

По характеру действий и сосредоточению усилий мероприятия по отражению высадки немецкого десанта в Норвегию и на о. Крит, а также ряд действий на Тихом океане близко подходят под современное понятие противодесантных операций, хотя они и не всегда отличались целеустремленностью, четкостью постановки задач, стройностью организации сил и командования. В большинстве же случаев обороняющаяся сторона успевала организовать противодесантные действия [442] лишь малыми силами или, еще чаще, отражать высадку только силами и средствами, заранее развернутыми в системе противодесантной обороны побережья, и это явилось одной из причин успеха десантных операций во время второй мировой войны.

Трудности своевременного раскрытия замысла десантной операции противника вынуждали оборонявшуюся сторону вести развертывание сил в нескольких вариантах, что вело к распылению сил на театре и снижению их возможностей. Эти же обстоятельства приводили к огромному расходу материальных и людских ресурсов для создания противодесантной обороны обширных районов. Сосредоточение наступающими крупных сил в ограниченном районе и на относительно узком участке фронта приводило к тому, что противодесантная оборона, как правило, оказывалась не в состоянии противодействовать противнику. Это являлось также одной из причин успеха подавляющего большинства десантных операций. Поэтому война поставила новые задачи перед силами и средствами противодесантной обороны, а соответственно и перед оперативным искусством в организации, планировании и ведении противодесантной операции.

Военные действия на западных морских театрах не дали ни одного примера проведения противодесантной операции с нанесением мощных последовательных ударов по силам противника от пунктов сосредоточения десанта до высадки его на берег. Это обстоятельство было обусловлено либо отсутствием необходимых средств для поражения сил противника, сосредоточиваемых в удаленных базах, либо несвоевременным получением данных о подготовке противником десантной операции.

В противодесантных действиях нашли широкое применение авиация и подводные лодки. Авиация использовалась для разведки районов сосредоточения десантных сил противника, ослабления сил противника в пунктах их сосредоточения, на переходе морем и в районе высадки, постановки мин у баз противника, а после начала высадки — в районе стоянки транспортов и маневрирования боевых кораблей, для борьбы с авиацией противника, а также для уничтожения войск и техники на пляжах высадки.

Подводные лодки применялись для разведки районов сосредоточения сил противника, обнаружения выхода сил противника в операцию, уничтожения сил противника на переходе морем, прикрытия развертывания своих сил, нанесения ударов по силам противника в районе высадки, нарушения морских коммуникаций десанта.

9. Военные действия на море характеризовались многочисленными ударами по военно-морским базам, силам в них, портам и по важным военным и экономическим объектам на побережье [443] противника. Цель этих ударов — ослабить силы флота противника, нарушить его коммуникации, лишить системы базирования или дезорганизовать управление и работу важных отраслей промышленности.

Возрастание удельного веса, масштабов боевых действий против баз и береговых объектов в минувшей войне было обусловлено развитием новых видов и родов сил, и в первую очередь авиации и ее оружия. Авиация, как более подвижный вид вооруженных сил, с ее способностью проникать в сильно обороняемые районы противника и наносить ему мощные удары, обеспечила за собой ведущее место в уничтожении сил и средств противника на морском и океанском побережье. Авиация обеспечила возможность решения таких задач у побережья противника, которые в прошлых войнах в ряде случаев были невыполнимы даже для сильнейшего флота.

Большинство операций и боевых действий по уничтожению сил противника в базах характеризовались длительной подготовкой их и кратковременностью проведения.

Подготовка к операции складывалась из тщательного изучения объекта нападения, его обороны и подходов к нему, оценки обстановки, проведения необходимых расчетов и принятия решения на поражение намеченных объектов. Важное место в решении на операцию отводилось вопросу организации отхода из района ее проведения.

В основе замысла большинства операций и боевых действий против баз и береговых объектов лежала внезапность их выполнения. Достижение внезапности обеспечивалось тщательной оперативной маскировкой, скрытностью подготовки, быстротой и скрытностью маневра сил, оригинальным и неожиданным для противника решением на операцию, выбором района и времени нанесения удара, а также выбором сил и средств для проведения операции и разнообразием способов их использования. Достижение внезапности в такого рода операциях обеспечивало решение оперативных задач при незначительных потерях своих сил.

Действия надводных кораблей с целью поражения береговых объектов противника огнем корабельной артиллерии носили эпизодический характер. Они выполнялись в форме набега на побережье, рассчитанные на безусловное достижение внезапности, и тем не менее почти каждый раз были сопряжены с риском тяжелых потерь.

Стрельба по берегу проводилась, как правило, ночью или на рассвете на ходу и обычно велась по площади с дистанции от 50 до 100 каб., с большим расходом боезапаса и низкими практическими результатами.

Почти во всех случаях проведения набегов надводных кораблей на побережье предусматривалась поддержка их авиацией. Надводный флот, независимо от его мощи, не мог [444] приблизиться к берегам противника, имевшего сильную авиацию.

Использование авиации в ударах по базам и береговым объектам почти во всех государствах шло обычными путями: от одиночных ударов небольших групп однородной авиации к эшелонированным ударам нескольких волн самолетов по одному объекту и далее — к массированным ударам разнородной авиации.

Массированные удары авиации проводились по базам и объектам с сильной ПВО, где для уменьшения собственных потерь и нанесения больших потерь противнику требовалось в короткое время парализовать систему его обороны (бомбардировка Лондона и других центров Юго-Восточной Англии в 1940 г., бомбардировка германских промышленных центров в 1944–1945 гг.). Систематические действия небольших групп авиации практиковались обычно против баз со слабой обороной, чтобы парализовать их и создать невыносимые условия для базирования на них сил противника (Мальта, Брест).

При малой дальнобойности и разрушительной силе средств, используемых подводными лодками, а также из-за трудности проникновения в базы и районы стоянок флота лодки не нашли большого применения в ударах по береговым объектам противника. Однако подводные лодки нашли широкое применение в обеспечивающих и вспомогательных действиях совместно с крупными соединениями флота. В боевых действиях против баз и береговых объектов лодки использовались в составе сил оперативного прикрытия, для целей разведки, блокады сил флота противника в базах. Они использовались как транспортные средства для переброски к базам и побережью противника диверсионных групп и специальных ударных средств, а также для целей навигационного обеспечения ударных соединений флота.

Специальные средства борьбы против баз и береговых объектов, несмотря на их многочисленность, из-за своих низких тактико-технических данных были еще оружием разового действия. Однако при благоприятных условиях и достижении внезапности они малыми силами могли наносить противнику крупные материальные потери (Александрия, Альтен-фьорд), хотя использование их до конца войны не вышло за рамки одиночных диверсионных действий. В конце войны выявилось стремление к массовому строительству этих средств и к приспособлению большого количества носителей для переброски их в районы боевого использования.

Ракетное оружие, несмотря на все его несовершенство и неотработанность методов использования, оказалось грозным средством в борьбе против крупных и неподвижных береговых объектов. Наиболее эффективным методом использования крылатых ракет типа «Фау-1» явилось массированное применение [445] их против одного объекта. Вместе с тем длительное использование этого оружия против одних и тех же объектов с одного направления и с неизменным режимом давало возможность противнику относительно быстро находить средства борьбы с ним. Баллистическая ракета «Фау-2» оказалась особенно эффективной против крупных и неподвижных береговых объектов. До конца войны никаких реальных средств борьбы с этими ракетами, имевшими большую высоту полета и скорость, найдено не было.

Действенной системой защиты крупных объектов против крылатых ракет явилась глубоко эшелонированная, многополосная оборона, развернутая веером от охраняемого объекта в сторону ракетных баз противника. Наиболее результативным средством борьбы с крылатыми ракетами стала крупнокалиберная зенитная артиллерия с густой сетью постов наблюдения и радиолокационных станций, в том числе и на море.

Количество и масштабы боевых действий против баз и береговых объектов непрерывно увеличивались в ходе войны. Совершенствование имеющихся и создание новых средств борьбы в послевоенный период указывает на все возрастающее значение этого вида боевых действий, а соответственно и его роли в ходе войны, особенно в первый период, когда внезапность будет играть решающую роль.

10. Накануне войны флоты всех основных капиталистических государств готовились к решению одной из основных задач — уничтожению сил флота противника в море. В ходе войны это уничтожение действительно продолжало оставаться основной и наиболее решительной формой устранения помех в наступательных и оборонительных действиях, проводимых флотами. Причем единственным надежным путем для этого, как и в прошлом, продолжал оставаться бой с силами противника. Однако война внесла серьезные коррективы в предвоенные взгляды как на проблему уничтожения сил противника, так и на средства и методы ведения морского боя.

Опыт войны показал, что уничтожение сил противника в море вопреки предвоенным официальным взглядам не носило самодовлеющего характера, а проводилось, как правило, попутно в ходе борьбы на коммуникациях, а также в десантных и противодесантных операциях. Для уничтожения сил противника в море обычно выделялась самостоятельная группировка сил, значительная по своему составу. Поскольку уничтожением сил противника обеспечивалось решение последующих задач на театре, то стороны стремились к сосредоточению максимально возможного количества сил для ведения боя, достижению значительного превосходства в силах и решительному разгрому противника.

Боевые действия по уничтожению сил противника характеризовались большой глубиной их проведения и охватывали [446] обширные районы океана (поиск и уничтожение линкоров «Адмирал граф Шпее» и «Бисмарк»). Большая глубина, на которой велись боевые действия, даже при возросшей подвижности соединений обусловила увеличение продолжительности операции. Так, действия английского флота по уничтожению итальянских сил у о. Крит заняли 2 суток, уничтожение «Бисмарка» — 6 суток{526}.

Подготовка боевых действий по уничтожению сил флота противника в море имела самую различную продолжительность, зависевшую от своевременности получения разведывательных данных. Иногда она выражалась в часах (подготовка англичан к боевым действиям у о. Крит), иногда — в днях, а подготовка операции английских сил по уничтожению германских кораблей при прорыве их из Бреста — в нескольких месяцах.

Операции и боевые действия по уничтожению сил противника в море планировались обычно при отсутствии данных о конкретном составе сил противника и тем более о построении его походных и боевых порядков. Поэтому в отличие от других видов операций и боевых действий они имели незначительную документацию и проводились на основании принципов, выработанных в процессе боевой подготовки и на опыте предыдущих боев. Это положение остается неизменным и на сегодняшний день.

В качестве объекта главного удара избиралась, как правило, группировка неприятеля, на которую он возлагал решение основной задачи и уничтожение которой способствовало наиболее полному и эффективному срыву замысла противника. В большинстве случаев это были крупные корабли: авианосцы, линкоры и крейсера.

Бои и действия по уничтожению противника в море характеризовались нанесением предварительных ударов по его силам. Эти предварительные удары проводились для ослабления противника или снижения его скорости, а в конечном итоге обеспечивали нанесение главного удара в бою.

Широко применялись в операциях и боевых действиях по уничтожению сил в море подводные лодки, которые чаще всего использовались для нанесения предварительных ударов и разведки сил противника. Своевременное обнаружение лодками и авиацией выхода кораблей противника из его базы часто играло решающую роль в исходе боя в море (выход итальянских сил к о. Крит, линкора «Бисмарк» и др.).

Наибольшая трудность в использовании подводных лодок для ударов по силам противника в море состояла в сложности их вывода на курс быстроходного противника, поэтому они [447] обычно развертывались в виде неподвижных завес на вероятном пути движения неприятельских сил (развертывание итало-немецких подводных лодок на пути английских конвоев и их сил оперативного прикрытия в Средиземном море). Успех этих действий зависел от возможности перекрытия всех путей противника.

Серьезные изменения в период войны претерпели боевые и походные порядки, которые практически стали едиными и характеризовались наличием глубокой обороны, как правило, унифицированной от основных опасностей, и в первую очередь от авиации и подводных лодок противника. По сравнению с прошлыми войнами боевые порядки отличались многочисленными обеспечивающими группами, и в первую очередь ранее отсутствовавшими группами воздушного прикрытия. В боевых порядках стала выделяться постоянная и надежная разведка с использованием в ней разнородных сил.

Если еще в первую мировую войну построение походных и боевых порядков крупных соединений флота обеспечивало быстрое и эффективное использование корабельной артиллерии, то во вторую мировую войну главной заботой командования надводными соединениями стало обеспечение кораблей от внезапного нападения неприятельской авиации, организация противолодочной и противоминной обороны, а борьба за первый залп сменилась борьбой за первый удар, наносимый обычно авиацией.

Несмотря на то что перед войной большое развитие получили корабли с торпедным вооружением, в ходе войны они были использованы в незначительном количестве. Война почти не дала примеров дневных эскадренных боев с широким применением артиллерийских кораблей во взаимодействии с торпедными, к чему готовились до войны все крупнейшие флоты мира.

Крупные изменения в характере морских операций и боевых действий по уничтожению сил противника в море произошли в результате развития и широкого внедрения на флоте некоторых технических средств. В частности, использование радиолокации явилось причиной серьезных изменений в условиях ведения боя, особенно в темное время суток. Радиолокация позволила превратить хаотическую свалку ночных столкновений в более или менее стройную организацию боя с использованием разнородных сил.

11. В ходе войны произошли крупные качественные изменения в средствах борьбы на море. Корабельная артиллерия, которая в первой мировой войне была главной ударной силой флота, уступила свое ведущее место авиации. Предназначавшаяся главным образом для поражения боевых кораблей противника, крупнокалиберная артиллерия кораблей нашла свое применение преимущественно против береговых объектов в [448] боях за высадку десантов. Артиллерия не потеряла своего значения на малых кораблях в обеспечивающих действиях, в дозорной службе, в поддержке траления, в противовоздушной обороне соединений на переходе морем и т. д.

Торпедное оружие, значительно развившееся в ходе войны, нашло, так же как и в годы первой мировой войны, широкое применение на подводных лодках. Из надводных кораблей его эффективно использовали только торпедные катера.

Постановки мин на всех театрах военных действий достигли невиданных ранее масштабов: было выставлено свыше 750 тыс. мин. Разнообразие мин, а также их количество сделали минную угрозу значительно большей, чем это было в первую мировую войну. Самолеты — носители мин распространили эту угрозу на рейды, гавани, внутренние водные пути. Помимо количественного и качественного развития тральных сил понадобилось снабжать корабли специальными компенсационными обмотками против магнитных мин. Если к началу войны у англичан было всего около 80 тральщиков, то к концу количество тральщиков превысило 1500. Они вытралили более 14 тыс. мин{527}.

Применение подводных лодок, мин, торпедных катеров и в особенности авиации явилось причиной более интенсивного развития повседневной боевой деятельности, которая стала еще более напряженной и целиком заполнила длительные паузы между крупными операциями, проводимыми флотами. Разносторонняя повседневная деятельность флота, большой расход сил и средств для ее проведения потребовали массового строительства кораблей, катеров и самолетов различного назначения. Наличие этих сил наряду с усовершенствованием средств дальнего и ближнего обнаружения не только способствовало расширению повседневной боевой деятельности, но и затрудняло безнаказанное вторжение в прибрежные воды противника.

12. Что касается базирования флота, то и здесь произошли существенные изменения. Если в годы первой мировой войны развернутая система базирования была необходима для того, чтобы обеспечить решение любой задачи на любом направлении, то в период второй мировой войны усовершенствование авиации и ее постоянные угрозы базам и портам потребовали рассредоточенного базирования кораблей и авиации. Прежнее понятие о базе как о географической точке заменилось представлением о ней, как о районе, прикрытом от нападений с суши, моря и особенно с воздуха.

13. Управление силами, действующими на огромных океанских пространствах, благодаря дальнейшему увеличению дальности радиосвязи могло осуществляться с береговых центров. [449]

Вследствие этого стала возможной централизация управления боевыми действиями на морских сообщениях, переходами конвоев, десантными операциями, выполняемыми на большом удалении от своих берегов.

* * *

Опыт второй мировой воины уходит в историческое прошлое. Ракетное оружие, зародившееся в ходе войны, но еще не нашедшее в ней широкого применения, по-новому ставит многие вопросы ведения операций и боевых действий на море. Однако история второй мировой войны, особенно в сравнении с опытом более ранних войн, дает понимание исторического развития объективных закономерностей военно-морского искусства. Это понимание может и должно служить базой для выработки новых методов ведения боевых действий в свете появления и развития новых боевых сил и средств.

В своих работах Ленин неоднократно указывал на огромное значение истории, на необходимость исторического подхода при рассмотрении каких бы то ни было общественных явлений. «Весь дух марксизма, — писал Ленин, — вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (?) исторически; (ß) лишь в связи с другими; (?) лишь в связи с конкретным опытом истории»{528}.

Без исторического опыта основоположники марксизма не мыслили возможности правильно понять настоящее и предвидеть будущее. В. И. Ленин, высоко оценивая военный опыт прошлого, писал, что «нельзя научиться решать свои задачи новыми приемами сегодня, если нам вчерашний опыт не открыл глаза...»{529}. С этой точки зрения опыт второй мировой войны не утратил своего значения. [450]

Дальше