Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 10.

Военные действия в Западной Европе и в Атлантическом океане в 1945 г.

Военно-политическая обстановка

В 1944 г. советские войска одержали ряд решающих побед над фашистской Германией. Окончательно была освобождена советская территория, временно оккупированная врагом, завершался разгром гитлеровцев в Польше и Чехословакии; наши войска подходили к промышленным районам Австрии и Германии, освободили Северную Норвегию. На западе фашисты были вынуждены очистить территории Франции и Бельгии. Германия оказалась политически изолированной. Бывшие ее союзники — Румыния, Болгария и Финляндия — выступили теперь против фашизма на стороне Советского Союза. Потеряв ранее захваченные территории Восточной Европы, Франции и Бельгии, Германия лишилась крупных промышленных районов и важнейших источников стратегического сырья, в том числе нефти, угля и железа. В начале 1945 г. Советская Армия заняла промышленные районы Восточной и Юго-Восточной Германии. Под ударом оказалась промышленность Австрии, а на западе — Саар и Рур. Производство в Германии катастрофически сокращалось. Людские ресурсы были исчерпаны. Уже в 1944 г. германские вооруженные силы сократились на 26%{494}. В промышленности остро чувствовался недостаток рабочих рук, их пополнение за счет военнопленных прекратилось. Немецкий народ уже не верил гитлеровским руководителям, многие понимали, что положение Германии безнадежно. Сознание безвыходности передавалось войскам, подрывая их морально-боевой дух, В странах, еще оккупированных фашистами, усиливалось народно-освободительное [410] движение, активно действовали партизаны. Фашизм быстро шел к катастрофе.

Главным фронтом второй мировой войны продолжал оставаться советско-германский. На 1 января 1945 г. из 313 дивизий и 32 бригад немецко-фашистской армии здесь находились 185 дивизий и 21 бригада, на Западе — 108 дивизий и 7 бригад; остальные дислоцировались в оккупированных немцами странах. В дальнейшем наиболее боеспособные дивизии были переброшены с Запада на советско-германский фронт{495}.

В декабре 1944 г. гитлеровское командование решило прорвать англо-американскую оборону в Арденнах, рассчитывая в случае успеха склонить США и Англию к заключению сепаратного мира. В результате начавшегося 16 декабря наступления в Арденнах союзные войска оказались в катастрофическом положении. Черчилль обратился за помощью к Советскому Союзу. Советское Верховное Главнокомандование, выполняя свой союзнический долг, отдало приказ Советской Армии о наступлении по всему фронту ранее намеченного планами срока. Это вынудило гитлеровцев спешно перебросить свои соединения на Восток, и о продолжении операции в Арденнах не могло быть и речи{496}.

В феврале 1945 г. в Ялте состоялась конференция руководителей СССР, США и Великобритании, на которой были согласованы дальнейшие действия против гитлеровской Германии. Советский Союз заявил о своем согласии через два — три месяца после капитуляции Германии и окончания военных действий в Европе вступить в войну против Японии.

Разгромив крупную группировку противника в районе Кенигсберга, советские войска 9 апреля овладели этим городом, а 25 апреля — военно-морской базой Пиллау — последним оставшимся в руках немцев пунктом в Восточной Пруссии. Во второй половине апреля были заняты Восточная Померания и Силезия, освобождены Венгрия и столица Австрии — Вена. К 25 марта англо-американские войска вышли на р. Рейн и приступили к ее форсированию. 17 апреля капитулировала окруженная группировка немцев в Рурском промышленном районе (до 325 тыс. человек). Дальнейшее наступление союзных войск развивалось почти беспрепятственно. К 1 апреля советские войска подошли к рекам Одер и Нейсе, а 16 апреля 1945 г. началась крупнейшая стратегическая операция — Берлинская. 21 апреля советские войска завязали бои на улицах германской столицы. Американцы вышли к р. Эльба.

Фашистское руководство зондировало почву о возможности заключения сепаратного мира с западными державами. Однако [411] правящие круги Англии и США не решились пойти на открытую сделку с фашистами и информировали о предложениях гитлеровцев Советское правительство, назвав их «последней попыткой посеять раздор между западными союзниками и Россией»{497}.

30 апреля советские войска вышли к центру Берлина и овладели рейхстагом. К 15 час. 2 мая 1945 г. немцы прекратили сопротивление в Берлине. Благодаря дальнейшим успешным действиям советских войск к 9 мая германский фашизм был разгромлен.

Участь германского флота была такова. Крейсер «Адмирал Хиппер» потопила 10 апреля в Киле англо-американская авиация, «Эмден» получил тяжелые повреждения, «Лютцов» был потоплен 16 апреля близ Свинемюнде, «Кельн» уничтожен авиацией в Вильгельмсхафене, недостроенный «Зейдлиц» потопили сами немцы, тяжело поврежденный линкор «Гнейзенау» разоружен в Гдыне, крейсера «Принц Ойген» и «Нюрнберг» капитулировали 7 мая в Копенгагене, а к 22 мая сдались все немецкие подводные лодки.

Все, что осталось от германского военного флота, включая 100 подводных лодок, было сосредоточено в Киле. До прихода английских кораблей немцы стремились их уничтожить. Стало также известно, что до капитуляции Дениц отдал приказ лодкам принять трехнедельные запасы для действий из портов Северной Норвегии. Позднее этот приказ был отменен. В германских портах были обнаружены торговые суда общим тоннажем 1375 тыс. брт и около 1 млн. брт захваченных немцами судов союзников{498}.

Действия на морских сообщениях

Как уже отмечалось выше, в результате сложившейся военно-политической обстановки в Германии резко уменьшилась добыча топлива и цветных металлов, сократились возможности кораблестроительной промышленности, не хватало рабочих рук. Недостаток топлива стал сказываться и на снабжении подводных лодок. Так, чтобы в январе 1945 г. отправить в море 27 лодок, пришлось им отдать топливо с тяжелых крейсеров «Шеер» и «Лютцов», обрекая тем самым последние на бездействие{499}. Что же касается угля, необходимого транспортам, эскортирующим их кораблям, верфям, железным дорогам [412] и т. д., то к 22 января запас его оставался только на 12 дней{500}.

С потерей баз в Бискайском заливе, Средиземном и отчасти в Балтийском морях, большинство подводных лодок стало базироваться в портах Северного моря, представляя собой объект для ударов неприятельской авиации.

В марте — апреле 1945 г. в результате налетов на базы подводных лодок и на кораблестроительные заводы в Гамбурге, Киле, Бремене и Вильгельмсхафене было уничтожено 24 и повреждено 12 лодок. В числе уничтоженных 9 XXI серии, из них 4 в апреле должны были выйти в море{501}.

Однако в январе 1945 г. немцы имели все же 544 лодки — наибольшее количество за всю войну. Начали вступать в строй лодки XXI и XXIII серий. Первые (их было 129) предназначались для действий в Атлантике, вторые (их насчитывалось 67) — в Северном и Средиземном морях. Ожидалось, что в начале 1945 г. будут подготовлены к боевым действиям еще 30–35 лодок XXI серии. Однако технические недостатки этих лодок были настолько велики, что в боевых действиях они почти не приняли участия. Первая лодка XXIII серии должна была выйти из Осло к восточному побережью Англии 29 января 1945 г.{502}. В феврале 1945 г. в этом районе действовали 2 лодки этой серии{503}, в марте одна из них произвела первую атаку{504}.

В это же время началось массовое строительство «карликовых» подводных лодок (см. приложение 6), предназначавшихся для действий у побережья, в частности во время Нормандской операции; однако никакой роли в боевых действиях они не сыграли. Всего их было заказано более 1000. 81 «карликовая» лодка была потоплена или захвачена противником, 91 повреждена. Между тем германское морское руководство возлагало на эти лодки большие надежды и в борьбе на коммуникациях. Считалось, что если из 80 «карликовых» лодок типа «Зеехунд», которые по плану должны были действовать, 50 лодок способны атаковать, то будет выпущено 100 торпед. Если из них 20% попадут, то будет потоплено 100 тыс. брт торговых судов. 21 января 1945 г. 10 «карликовых» лодок типа «Зеехунд» вышли в район Хуфдена, но, безрезультатно пробыв в море 6 суток, вернулись в базу{505}. Лодки типа «Бибер» потопили на р. Шельда один танкер{506}. Из-за тяжелого состояния [413] промышленности немцы еще в 1944 г. отказались от форсирования сроков постройки «вальтеровских» лодок с единым двигателем.

Таким образом, и в последний период войны тактико-техническое состояние германских подводных сил недалеко ушло от уровня первой мировой войны. Большого сдвига в этой области не было, имели место лишь незначительные технические усовершенствования.

Некоторые успехи лодок со «шнорхелем» у Британских островов и в Ирландском море в конце 1944 г. побудили германское командование продолжить эти действия. В начале января 1945 г. немцы направили к берегам Великобритании, в Ла-Манш и Ирландское море 10–12 подводных лодок. Ими было потоплено до 10 торговых судов, авианосец и несколько других кораблей. В начале февраля количество лодок, действовавших в этих районах, увеличилось до 25, причем в их числе была одна лодка XXI серии. Потери в английском тоннаже снова возросли. Военно-морское руководство Англии и США было серьезно озабочено создавшимся положением, этот вопрос обсуждался объединенным комитетом начальников штабов. Впервые с 1941 г. германские подводные силы вновь угрожали судоходству в этом районе{507}. Все это заставило немцев ожидать ответных мероприятий англичан, прежде всего усиления налетов союзной авиации на базы и верфи и постановки мин у германских и оккупированных немцами берегов. Поэтому налет авиации на Гамбург 31 декабря 1944 г. и новые постановки мин в западной части Балтийского моря и в Скагерраке были приняты немцами как контрмера англичан против действий подводных лодок{508}. В феврале 1945 г. возобновились удары союзной авиации по верфи Децимаг в Бремене. К 17 февраля там было уничтожено 5 лодок XXI серии. В марте и апреле налеты продолжались.

Сосредоточение германских лодок у Британских островов вызвало концентрацию сил и средств ПЛО и, следовательно, увеличение потерь в лодках. В январе — феврале 1945 г. на каждую погибшую лодку приходилось 4,4 потопленных судна{509}. Союзники знали о готовности лодок XXI и XXIII серий и недоумевали, почему эти лодки не вводятся в действие. Они предполагали, что новые лодки берегут для нанесения сильного удара по судоходству в Атлантике, с тем чтобы всерьез нарушить снабжение армий в Европе и этим затянуть войну. О технических недостатках лодок новых серий, о плохом материале, из которого они были построены и потому после первых походов должны были ремонтироваться, обо всем этом [415] союзникам известно не было. Не были разработаны и новые приемы борьбы с этими лодками. Англичане и американцы продолжали поиски лодок, их авиация наносила удары по пунктам сборки новых лодок{510}.

В марте тоннаж потопленных судов возрос до 65 тыс. брт, в апреле — до 73 тыс. брт. Таких потерь союзники не имели с июля 1943 г. Лодки со «шнорхелем» были направлены также в западную часть Атлантики и в район Азорских островов, но здесь они действовали менее активно. В основном районы действий подводных лодок, а также сил ПЛО в океане сохранялись те же, какие были в 1944 г. (схема 36).

В конце марта из норвежских баз к берегам США вышла группа немецких лодок. Предполагая, что они вооружены ракетными снарядами, американское командование применило новый метод действий поисково-ударных групп, вполне оправдавших себя раньше. За период с апреля 1943 г. по март 1945 г. они потопили 23 лодки и сами при этом не потеряли ни одного корабля. В 1945 г. взаимодействие групп авианосцев и противолодочных кораблей получило дальнейшее развитие. Если раньше авианосные группы использовались главным образом к югу от Азорских островов, где действия береговой авиации против германских лодок были затруднены, то в конце 1944 г. они стали действовать совместно с корабельными поисковыми группами. Это позволило уменьшить количество групп (их было всего 20), состоявших из 120 кораблей ПЛО, но зато повысило возможности каждой группы в обнаружении и уничтожении неприятельских лодок.

В 1945 г. американцы в северной части Атлантического океана стали создавать так называемые «противолодочные подвижные барражи» из 2 авианосцев с охранением и 2 поисково-ударных корабельных групп. Такой подвижный барраж был применен во второй половине апреля против группы германских подводных лодок, вышедших из норвежских баз{511}. В данном случае барраж действовал в 1500 милях от американского побережья. Задача авиации барража состояла в обнаружении лодки в надводном положении. Дальность воздушного патрулирования в 160 миль заставляла лодки производить зарядку аккумуляторных батарей под «шнорхелем».. Из-за волнения в океане это оказалось невозможным, лодки вынуждены были всплывать и уничтожались противолодочными кораблями.

Противолодочные подвижные барражи в борьбе с германскими лодками существовавших типов несомненно себя оправдали. [417]

Поисково-ударные группы применяли в открытом море и на подходах к портам и базам радиогидроакустические буи, что увеличивало глубину опасной зоны для немецких подводных лодок.

Усовершенствование гидроакустических средств на противолодочных кораблях позволяло организовать круговые наблюдения вокруг охраняемого объекта и обеспечить почти 100%-ную возможность обнаружения лодки при продолжительной атаке в подводном положении. Многоствольные бомбометы кораблей ПЛО имели дистанции бомбометания до 360 м, что также являлось важным фактором в борьбе с лодками противника. Так до конца войны техническое развитие противолодочных сил и средств опережало развитие техники лодок.

Несмотря на некоторые успехи лодок со «шнорхелем» в Ла-Манше, общие потери в союзном и нейтральном тоннаже за 1945 г. выразились всего в 270 тыс. брт. Немцы с января по май 1945 г. потеряли 145 подводных лодок, при этом потери в лодках почти в 2,5 раза были больше их поступления, в то время как восполнение союзного тоннажа превышало потери почти в 7 раз. Действия немцев на морских сообщениях все меньше и меньше влияли на состояние экономического и военного потенциала союзников.

«Битва за Атлантику» окончательно прекратилась, когда продвижение Советской Армии лишило германский флот полигонов и учебных центров лодок на Балтике и полностью разрушило тыл подводных сил Германии.

После капитуляции Германии из 407 оставшихся в строю лодок часть была затоплена, остальные разделены между союзниками по антигитлеровской коалиции и в большей части уничтожены.

Итоги борьбы за Атлантику

Подводя итоги борьбы за Атлантику, следует прежде всего отметить, что, несмотря на все усилия немцев, союзникам удалось сохранить систематические трансатлантические и прибрежные перевозки. Произошло это в результате двух основных тесно связанных между собой причин. Первой из них являлось то, что основные военные и материальные усилия гитлеровской Германии после нападения на СССР были направлены на советско-германский фронт. Экономика фашистской Германии не позволяла выделять достаточные силы для действий в Атлантике. Поэтому количественное и особенно качественное развитие подводных лодок за период войны явно отставало от развития противолодочных сил противника. По той же причине слабо использовалась в борьбе на коммуникациях [418] в Атлантическом океане и германская авиация. Почти полностью отсутствовало взаимодействие разнородных сил и средств. Иными словами, германские удары на морских сообщениях были слабы, не отвечали своим целям и задачам.

Второй причиной являлись усилия англичан и американцев в создании и непрерывном развитии противолодочных сил и средств и в восполнении теряемого ими тоннажа. Это было опять-таки возможно потому, что, воюя на два фронта, Германия не могла выставить против Англии и США достаточно мощные силы. Поэтому эти страны долгое время могли сосредоточить свои экономические усилия главным образом на создании средств защиты и обеспечения коммуникаций в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.

За время войны в Англии и в США было введено в строй 145 эскортных авианосцев, 1140 эскадренных и эскортных миноносцев, 570 фрегатов и корветов, до 1000 «охотников» за подводными лодками, 1563 противолодочных корабля — всего 4418 единиц. Учитывая противолодочные силы других союзных государств, эту цифру можно округлить до 4500. Качественное развитие противолодочных кораблей заключалось в усовершенствовании их тактико-технических элементов, улучшении мореходных свойств, в вооружении их новейшими приборами наблюдения и средствами уничтожения лодок.

Однако до 1943 г. Англия не смогла добиться перелома в «подводной войне» в Атлантическом океане, так как к началу войны не было построено достаточного количества эскортных кораблей, а в дальнейшем не представлялось возможным быстро наверстать упущенное. В то же время Германия увеличила наступательную мощь своих подводных лодок: их большие надводные скорости позволяли применять метод «волчьих стай», количество лодок быстро росло. Когда же в Атлантическом океане начался поворот в пользу Англии, немцы нашли «районы охоты» у берегов Америки и действовали успешно, пока США не ввели повсеместно систему конвоев.

Авиация как средство борьбы с подводными лодками начала применяться в начале войны, но в более крупных масштабах она стала использоваться только с 1943 г. Если в 1939 г. на одну действующую германскую подводную лодку приходилось только 3,5 противолодочных корабля всех классов и 3 самолета, то в 1944 г., несмотря на численный рост немецко-фашистских подводных сил, на одну лодку в среднем приходилось 9 противолодочных кораблей и столько же самолетов.

Англо-американская береговая авиация действовала успешно, но не могла перекрыть всю акваторию океана. Привлечение [420] большого количества дальних самолетов к решению этой задачи отвлекло бы их от бомбардировок экономических объектов противника. Только в 1944 г. союзники смогли использовать самолеты с авиабаз Ньюфаундленда, Исландии, Азорских островов и других аэродромов и стали перекрывать почти весь Атлантический океан.

Применив мины для борьбы с подводными лодками, союзники рассчитывали стеснить свободу их маневра в неприятельских водах и создать преграды на подходах к своим портам и базам. Англичане за всю войну поставили около 260 тыс. мин, причем основная их часть предназначалась для защиты коммуникаций в восточной части северной Атлантики и в водах, омывающих Британские острова.

Несмотря на благоприятные стратегические условия, в которых находились англо-американские морские перевозки, подводные лодки создавали огромную угрозу их судоходству. За время войны через Атлантический океан прошло 2200 конвоев в составе 75 тыс. судов. Кроме того, в прибрежных районах было проведено 7700 конвоев, насчитывавших 173 тыс. судов. Таким образом, в среднем ежемесячно проходило 3650 судов, не считая следовавших одиночно, количество которых учесть трудно. За период от начала войны до 31 декабря 1944 г. на Средний и Дальний Восток было перевезено морским путем 10 600 тыс. солдат и офицеров, из них на переходе погибло 2978 человек{512}. Всего же торговые суда союзников совершили 300 тыс. трансатлантических переходов и сотни тысяч переходов в прибрежных водах Великобритании{513}.

Английская береговая авиация совершила более 120 тыс. самолето-вылетов, пробыв в воздухе 850 тыс. часов, из них 44 тыс. самолето-вылетов для патрулирования с целью поиска и атак подводных лодок. Только при таких усилиях англичанам и американцам удалось вести борьбу с подводной опасностью. Из 75 тыс. судов, проведенных за войну в трансатлантических конвоях, было потеряно 574, что составляло 0,75%. Английские эскортные корабли сделали 13 200 переходов с конвоями продолжительностью 20–26 суток.

Защита морских сообщений кроме непосредственного охранения конвоев заключалась также в борьбе с лодками в районах их действий, на переходах и в базах. От такого рода активных действий противолодочных сил погибло 70% подводных лодок, из них в районах боевых действий было уничтожено 40% лодок, на выходах из баз и на переходах в районы действий — 22 % и в результате ударов по базам — 8 %. При обороне конвоев было уничтожено 30% от общего числа потопленных лодок. [422]

Среднемесячные потери в тоннаже за всю войну от германских и в некоторой степени итальянских подводных лодок составляли около 70 судов в 320 тыс. брт{514}. Такие потери не могли существенным образом повлиять на судоходство в Атлантическом океане. Однако в действительности потери в Тоннаже, будучи неравномерными в годы войны, создавали в некоторые периоды очень тяжелое положение. В 1939 г. потери у англичан составляли около 3,4% от наличного тоннажа, в 1940 г. — 15,8%, в 1941 г. — 17,7%. Наиболее тяжелым положение с судоходством в Атлантике было в период с марта по май 1941 г., когда союзники потеряли почти 1,8 млн. брт, а от промышленности за все время с сентября 1939 г. до мая 1941 г. поступило только 1,2 млн. брт.

В воспроизводстве тоннажа у союзников наступил перелом лишь в 1942 г., когда вновь построенные суда по тоннажу приблизительно сравнялись с потопленными. В дальнейшем потери стали уменьшаться, а производство судов непрерывно возрастать. К началу войны англичане и американцы располагали свыше 40 млн. брт. За время войны было построено 42 млн. брт. Потери же за всю войну, считая вместе с погибшими судами других западных союзников и нейтральных стран, составили 21,5 млн. брт. Из общего количества потопленного тоннажа 80% приходилось на Атлантический океан и на моря, с ним соприкасающиеся.

Приводимая ниже таблица показывает темпы наращивания англо-американцами тоннажа по годам, а также общие потери германских подводных лодок{515}.

Годы Число потопленных германских лодок Потопленный союзный тоннаж (тыс. брт ) Вновь построенные суда (тыс. брт) Баланс тоннажа (тыс. брт)
США Англия Всего
1939 9 755 101 231 382  — 373
1940 22 3992 439 780 1219  — 2773
1941 35 4329 1169 815 1984  — 2345
1942 85 7791 5339 1843 7182  — 609
1943 237 3220 12384 2201 14585 + 11365
1944 248 1046 11639 1710 13349 + 12303
1945 (4 мес.) 145 439 3551 283 3834 + 3395
Всего 781 21572 34622 7863 42535 + 20963 [424]

Сравнение диаграмм потерь в тоннаже союзных и нейтральных стран в первой и второй мировых войнах позволяет сделать вывод, что наибольшие потери в тоннаже приходились на третий и четвертый годы войны (1917 и 1942 гг. соответственно). Объясняется это общее явление тем, что в обеих войнах количественное наращивание подводных сил приобретало значительные масштабы лишь в конце третьего года войны. Что же касается противолодочных сил и средств, то их решительное количественное и качественное развитие приходилось на конец третьего — начало четвертого года войны.

Из всех родов военно-морских сил, действовавших на коммуникациях в Атлантическом океане, наибольших успехов добились подводные лодки, потопившие свыше 13 млн. брт{516}, из них на долю итальянских лодок приходится только 660 тыс. брт.

Подводные лодки действовали главным образом в северной и в средней частях Атлантического океана, особенно на подходах к Британским островам и Средиземному морю. В этих же районах было потоплено и наибольшее количество лодок. Нарастание потерь в лодках шло последовательно из года в год, но резкое их повышение произошло в 1943 г., когда противолодочные силы и средства количественно и качественно обогнали в своем развитии технику и тактику лодок. В 1945 г. количество погибших лодок превышало число уничтоженных судов противника (см. график на стр. 419).

Отсутствие у немцев в составе флота авиации, недостаток поначалу тяжелых бомбардировщиков, а после нападения на СССР сосредоточение военно-воздушных сил на советско-германском фронте — все это ограничило использование авиации на атлантических коммуникациях. Однако германские самолеты потопили около 2800 тыс. брт торговых судов, главным образом в прибрежных водах Великобритании, на западных и юго-западных подходах к Британским островам. Надводные корабли уничтожили 1560 тыс. брт, главным образом в Атлантическом океане, а вспомогательные крейсера также в Индийском и Тихом океанах. Потери в тоннаже от мин происходили преимущественно в английских прибрежных водах, где их ставили подводные лодки, самолеты и миноносцы. В более удаленных районах мины ставили только подводные лодки (схема 37), они сделали 120 минных постановок и выставили 2041 мину.

Большое значение в борьбе за Атлантику имело изменение методов действий. От позиционных одиночных действий и крейсерства в ограниченном районе лодки последовательно [425] переходили к групповому методу «волчьих стай», а затем в связи с развитием средств обнаружения и уничтожения, установленных на противолодочных кораблях и самолетах, были вынуждены снова вернуться к небольшим группам и одиночным действиям.

Система конвоев во время войны изменилась от частичного конвоирования в опасных районах к конвоированию по этапам на всем протяжении пути и далее — к сквозным конвоям. При этом методе в наиболее опасных районах особенно усиливалось корабельное и воздушное охранение. По количеству потопленных подводных лодок надводное охранение занимало в течение всей войны ведущее место. В 1943 г. взаимодействовавшая с надводными кораблями охранения авианосная авиация, вооруженная радиолокаторами, стала играть решающую роль в борьбе с крупными завесами лодок, действовавшими методом «волчьих стай».

Военные действия в Атлантическом океане распадались на два периода. Первый — от начала войны до 1943 г. — характеризовался активностью немцев, захвативших Норвегию и Данию, их молниеносными действиями во Франции, решительным улучшением стратегической позиции на море. В результате этого, а также из-за неподготовленности Англии и США к защите коммуникаций в Атлантическом океане борьба на морских сообщениях протекала в целом благоприятно для гитлеровской Германии. В этот период немцы использовали на морских сообщениях свои большие надводные корабли и вспомогательные крейсера, которые доставляли значительные затруднения англо-американскому командованию, принуждая производить поиски их на огромных океанских пространствах и прикрывать крупными боевыми кораблями свои морские перевозки. Серьезных боевых столкновений в море не было, кроме операции по уничтожению «Бисмарка» и «Принца Ойгена», в которой решающей силой была авиация — авианосная и береговая.

Второй период действий на Атлантическом океане — с 1943 г. и до конца войны — характеризуется переходом стратегической инициативы в руки англичан и американцев. Основной причиной этого был ряд решающих поражений, понесенных фашистами на советско-германском фронте. Если теперь временами успех еще и сопутствовал немцам на морских сообщениях союзников, то в целом борьба на Атлантическом океане ими была проиграна и последовательно развивалась в пользу союзников. [426]

Дальше