Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 9.

Военные действия на Средиземноморском театре в 1944 г.

Стратегическая обстановка в Италии

В результате упорного сопротивления германских войск, использовавших благоприятную для обороны местность вдоль р. Гарильяно от г. Кассино до моря (75 км), наступление англо-американских войск прекратилось, и обе стороны в конце 1943 г. перешли к обороне. У немцев в обороне на фронте находилась 10-я армия (5 пехотных, 2 танковые и 2 моторизованные дивизии). 14-я германская армия (6 пехотных и моторизованная дивизии) обороняла побережье, но главным образом вела борьбу с партизанами в Северной Италии. Германские дивизии были укомплектованы не полностью, средняя их численность не превышала 8–9 тыс. человек. Все немецко-фашистские войска в Италии были объединены в группу «Ц». Воздушные силы группы насчитывали приблизительно 400 самолетов. Германские военно-морские силы в бассейне Средиземного моря были ничтожны. Задача гитлеровского командования состояла в том, чтобы удержать занимаемую линию обороны и препятствовать высадке морских и воздушных десантов на оккупированную итальянскую территорию.

Застой в кампании на итальянском фронте приобретает несомненно скандальный характер, — писал 19 декабря 1943 г. начальникам штабов Черчилль. Обход фланга немцев с Адриатического побережья по дороге в Рим исключался, так как перевалы в горах были завалены снегом; Понтийские болота закрывали проход на западном побережье. Оставалась возможность обхода немецкого фланга через море. Англо-американское командование для выхода из создавшегося тупика решило высадить морской десант в тыл противника.

К этому времени произошли существенные изменения в организации командования союзными войсками на Средиземноморском [379] театре. Новому командованию подчинялись и союзные войска на Ближнем Востоке. Сухопутные войска в Италии были объединены в 15-ю группу армий, которая состояла из 5-й американской и 8-й английской армий, всего из 16 пехотных, 2 бронетанковых, 1 воздушнодесантной дивизий и 4 отдельных танковых бригад. Все части были полностью укомплектованы, причем английская пехотная дивизия имела по штату 17941, а американская 13412 человек. Союзные воздушные силы, предназначенные для действий в Италии и в других районах Средиземноморского бассейна, насчитывали около 4 тыс. самолетов{462}. Англо-американский флот на Средиземном море имел в своем составе около 3 тыс. кораблей и судов, включая малые и вспомогательные корабли.

Союзное командование решило предпринять крупное наступление с целью разгрома войск противника, последующего овладения Римом и создания благоприятных условий для продвижения из Италии в Юго-Восточную Европу. Намечалось высадить морской десант в районе Анцио в 30 км юго-восточнее Рима.

Наступление англо-американских войск на Рим не являлось крайней необходимостью. Оккупируя часть итальянской территории, гитлеровцы были вынуждены содержать там довольно значительные силы для противодействия союзникам. Расширение и усовершенствование аэродромов на юге Италии, и прежде всего в Фодже, позволяло англо-американской стратегической авиации достигать Южной Франции, Южной Германии и Балканского полуострова. Для вторжения в Южную Францию не нужны были аэродромы в Центральной Италии. Союзники для этой цели располагали базами на Корсике и Сардинии и имели в своем распоряжении достаточное количество авианосцев. Английское командование рассматривало Центральную Италию главным образом как трамплин для прыжка на Балканский полуостров. Черчилль и Рузвельт договорились о наступлении на Балканы через Италию на совещании в Каире, сразу же после Тегеранской конференции.

Высадка десанта в Анцио и Неттуно (операция «Шингль»)

Задачи и состав десанта

Задача десанта — занять и удержать плацдарм в районе Анцио — Неттуно, а затем захватить возвышенность Колли Лазиали и тем воздействовать на линии снабжения противника, противодействующего наступлению англо-американских войск. [380]

Высадка десанта предполагалась с выходом главных сил 5-й армии на рубеж Приверно — Форентино, откуда до возвышенности Колли Лазиали всего 27 км. Так как десант должен был взаимодействовать с американской 5-й армией, то первоначально предполагалось высадить одну усиленную американскую дивизию.

1 декабря 1943 г. главные силы 5-й армии перешли в наступление, и уже к 10 декабря стало очевидно, что для овладения путями к Форентино придется вести тяжелые бои. На южном фланге фронта серьезное препятствие представляла вышедшая из берегов р. Гарильяно. Намеченная на 20 декабря высадка десанта была отложена. 23 декабря планирование операции было возобновлено, но теперь предполагалось высадить 6-й корпус в составе 4 дивизий и частей усиления. Первый эшелон десанта составляли 2 дивизии — американская и английская. Задача десанта оставалась прежней. Готовность десантных частей была назначена на 22 января 1944 г.{463}.

Выбор района высадки

Выбор Анцио — Неттуно районом высадки определялся прежде всего тем, что он был достаточно удален от главного фронта (около 100 км по прямой линии) и это вынуждало противника создать самостоятельный участок боевых действий, а от Рима находился всего в 45 км; кроме того, этот район фланкировал важнейшие пути противника, связывающие фронт с тылом; находился на таком расстоянии от Неаполя, которое позволяло использовать тактическую авиацию; обладал удобными для высадки пляжами. Гавань Анцио была защищена от юго-западных ветров брекватером длиной около 500 м и могла вместить 6 десантных транспортов с осадкой не более 3 м. Однако состояние гавани заранее установить было трудно. При южных и юго-восточных ветрах в гавани можно было ожидать волнения. По обе стороны гавани раскинулись песчаные пляжи. Таким образом, десант мог высаживаться в трех пунктах: в самой гавани, на пляж в 5 милях к юго-востоку и на пляж в 5 милях к северо-западу от нее. Подходы к пляжам затруднялись песчаными банками, расположенными в 0,25–0,8 каб. от уреза воды. В целом рельеф дна показывал, что ни войска, ни снаряжение десанта нельзя выгружать с десантных транспортов, с танконосцев и десантных кораблей для перевозки пехоты непосредственно на берег. В конечном счете было принято решение 1-ю английскую дивизию с приданным танковым полком высадить на северо-западный пляж, а 3-ю американскую дивизию с одним танковым батальоном — на юго-восточный пляж в районе Неттуно{464}. [381]

Пунктами посадки были избраны: для англичан Салерно и Кастелламаре, для американцев Поццуоли, т. е. район Неаполитанского залива.

Предполагаемое сопротивление противника

Сопротивление высадке можно было ожидать с суши и с воздуха. С начала января германское командование в Италии по ряду признаков ожидало высадки десанта на побережье Тирренского моря, но не могло установить места высадки. В районе Неаполя было отмечено сосредоточение транспортных средств общим тоннажем около 400 тыс. брт. Противник мог высадиться либо непосредственно за линией фронта, либо вблизи Рима, к юго-западу от него, либо дальше к северу. Активность союзников заставила гитлеровцев отправить на фронт находившиеся в резерве 2 пехотные дивизии, которые предназначались для обороны побережья от десантного вторжения; 2 батальона пехоты и несколько стационарных береговых батарей были оставлены на берегу{465}. Таким образом, возможности противодействия высадке с суши были ничтожны.

Германские самолеты-бомбардировщики 2-го воздушного флота к этому времени были переброшены из Италии на другие театры военных действий, тогда как союзники располагали 750 самолетами, базировавшимися в районе Неаполя. После капитуляции итальянского флота в распоряжении фашистов осталась только 10-я флотилия катеров ПЛО. Немцам удалось поднять и отремонтировать часть итальянских кораблей, затопленных на небольших глубинах и в портах. В Лигурийском море были сформированы 10-е соединение из 3 эсминцев, 9 миноносцев и 22-е соединение из 10 эскортных кораблей; на севере Адриатического моря — соединение из нескольких миноносцев, построенных в Монфальконе, и из старых итальянских и югославских кораблей и соединение катеров ПЛО. Корабли частично были укомплектованы немцами. В Эгейском море гитлеровцы захватили 5 итальянских эсминцев{466}. Таким образом, десанту с моря могли угрожать только германские подводные лодки. Союзное командование не знало, что гитлеровцы готовили к отправке в Италию к этому времени [382] до 30 человекоуправляемых двойных торпед. Базируясь в 18 милях от Анцио, торпеды типа «Негер» могли быть использованы для обороны побережья от вторжения. Срок готовности не позволял доставить их к моменту высадки десанта, но их можно было использовать в период борьбы за плацдарм{467}.

Выбор времени высадки

Время высадки находилось в зависимости от начала наступления на фронте главных сил. В январе — феврале часть десантных кораблей подлежала отправке из Средиземного моря в Англию для участия во вторжении в Северную Францию. Это заставляло форсировать начало операции в Италии. Однако после отмены высадки в конце декабря 1943 г. было ясно, что рассчитывать на использование десантных кораблей, подлежащих отправке на север, уже не представится возможным.

Что касается даты высадки, то помимо положения на фронте и готовности десантных частей и кораблей необходимо было учитывать условия погоды. Между тем составление долгосрочных прогнозов для западной и центральной части Средиземного моря в зимнее время представляло немалые трудности. Синоптики давали достаточно достоверный прогноз только за 48 часов, причем из 7 дней ожидалось не более двух с благоприятной погодой для высадки. Поэтому высадку надо было начать в ясную или прояснившуюся погоду и закончить в течение 48 часов. Так как практически осуществить это было невозможно, необходимо было все снаряжение десанта перевезти на кораблях и высадочных средствах первого эшелона, чтобы десант не испытывал недостатка в снабжении в последующие 7 суток.

Подготовка операции

В период подготовки к операции союзники тщательно изучили местность путем рекогносцировок, аэрофотосъемок, а также при содействии антифашистски настроенных местных граждан. Прибывшие с фронта в район Неаполя дивизии прошли специальную тренировку.

20 января синоптики предсказали на 22 января облачную погоду с темной ночью и 48 часов благоприятных условий. Высадка десанта была назначена на 2 часа 22 января.

12 января войска 5-й армии начали наступление по всему фронту. Хотя их действия не были столь успешными, как это ожидалось, все же немцы были вынуждены ввести в действие свои резервы. Союзная авиация нарушала пути сообщения противника на севере, уничтожала самолеты противника на аэродромах и в воздухе. Были совершены налеты на Флоренцию, Пизу, Ареццо, Перуджа и на другие пункты, 21 января состоялся последний налет на аэродромы Южной Франции, [383] где находились фашистские торпедоносцы и самолеты — носители планирующих бомб. 20 января английские крейсера «Орион», «Спартан» и эсминцы «Джервис», «Дженес», «Лэфорей» и «Фокнор» обстреливали батареи в районе Террачины, а 12-я флотилия тральщиков обеспечивала проход кораблей по проливу Гаэта. В ночь на 21 января английский крейсер «Дидо», эсминец «Инглфилд» и французский эсминец «Фантаск» обстреляли Чивита-Веккию. С рассветом эти корабли отошли на юг и обстреляли побережье в районе Формии и Террачины, чтобы помешать гитлеровцам перебросить подкрепления в район Анцио.

Состав десантных отрядов

Союзному командованию удалось к 19 января сосредоточить в пунктах посадки десанта в Неаполитанском заливе 8 десантных транспортов и 90 десантных барж для перевозки пехоты, 88 кораблей-танконосцев, 60 самоходных барж-танконосцев, 250 грузовых автомашин-амфибий, 4 грузовых транспорта типа «Либерти».

Английский отряд артиллерийской корабельной поддержки и охранения состоял из штабного корабля, 2 кораблей ПВО, 4 крейсеров, 8 эсминцев, 6 конвойных миноносцев, 2 голландских канонерских лодок, 11 тральщиков, 6 минных заградителей, американский отряд — из штабного корабля, 4 крейсеров, 8 эсминцев, 2 конвойных миноносцев и 24 тральщиков{468}. Американские части морской пехоты, предназначенные для захвата порта Анцио, были размещены на небольших английских кораблях{469}.

Выполнение операции

19 января началась погрузка на корабли предметов снабжения десанта и боевой техники, а 20 января — посадка десантных частей. В 5 час. 21 января десантные отряды вышли в море. Всего в море находилось 243 военных корабля, транспорта, десантных барж и других кораблей и судов. По выходе из Неаполитанского залива десантные отряды для маскировки маршрута движения некоторое время шли на юг. Германские самолеты не появлялись. Около полуночи головные корабли десантных отрядов подошли к Анцио. Ориентирами служили 2 английские подводные лодки, посланные заранее — одна к юго-востоку, другая к северо-западу от гавани. Тральщики приступили к тралению маневренного пространства на подходах к берегу. В 1 час 50 мин. начался 5-минутный обстрел побережья реактивной артиллерией. Кратковременность обстрела объясняется стремлением сохранить внезапность высадки, а также слабостью обороны противника. Для более точного установления пунктов [384] высадки на берег высадились группы разведчиков морской пехоты. В 2 часа 22 января перед самым восходом луны был высажен первый бросок десанта. На американском участке высадки части десанта поддерживали артогнем крейсера «Бруклин», «Пинелопи» и 5 эсминцев, на английском — крейсера «Орион», «Спартан» и эсминцы. 2 голландские канонерские лодки «Флорес» и «Сумба» оставались в резерве.

Американские части легко прорвали слабую оборону противника и овладели пляжем. Английским частям пришлось очищать пляж от мин. Отмели затрудняли подход десантных кораблей к берегу. Подвижные батареи немцев оказали небольшое сопротивление. Потери десантных войск были незначительны. После полудня 22 января Анцио и Неттуно были заняты, и до наступления темноты входной фарватер в порт был очищен от мин, к вечеру гавань была открыта для десантных кораблей. Окончательная расчистка гавани от затопленных судов и восстановление причалов были закончены на пятый день операции. В первый день высадки разгрузка вооружения и снабжения десанта обеих дивизий производилась на американском участке, где условия были лучше. К полуночи 22 января 36 тыс. человек{470} и более 3 тыс. машин были на берегу.

В течение ночи на 23 января войска союзников продвинулись почти на 6 км в глубь территории, не встречая сопротивления, и закрепились на занятом плацдарме. Высадка десанта оказалась внезапной для немцев, и только обстрел побережья с моря показал фашистскому командованию действительные намерения англичан и американцев. Большую роль в обеспечении высадки сыграла авиация. За день 22 января тактическая авиация сделала 840 самолето-вылетов, стратегическая авиация продолжала бомбардировку аэродромов в Южной Франции, чтобы не дать германской авиации использовать их для действий против десанта. Замедлил продвижение германских подкреплений на север обстрел Формии крейсером «Дидо». Гитлеровская авиация в день высадки действовала очень слабо, ею был потоплен один десантный корабль для перевозки пехоты. К концу следующего дня она потопила планирующими бомбами английский эсминец «Дженес» и серьезно повредила эсминец «Джервис». 24 января немецко-фашистская авиация атаковала 3 госпитальных судна, хотя они несли специальные огни Красного Креста, и один из них уничтожила. На минах подорвались американский штабной корабль «Паломерс», эсминец «Мейо» и тральщик «Портент». В целом эти потери были невелики. Обе дивизии с 7-дневными запасами боеприпасов и продовольствия были сосредоточены на плацдарме. [385]

Через двое суток после начала операции разразился шторм, продолжавшийся два дня. На берег были выброшены десантный транспорт, 19 танкодесантных судов и все понтоны, при этом последние так далеко от уреза воды, что спустить их на воду удалось после упорной двухмесячной работы. Эта потеря могла бы резко затруднить последующую выгрузку снабжения дивизиям, если бы к этому времени пропускная способность порта Анцио не возросла в 3–4 раза{471}. Кроме того, транспорты типа «Либерти» разгружались при помощи танкодесантных барж, которые работали круглые сутки. Поврежденные и вышедшие из строя десантные суда ремонтировались в небольшом сухом доке в Неаполе. На докование, ремонт и осмотр механизмов каждого судна затрачивалось в среднем по 20 часов.

К концу первой недели операции высаженные войска занимали плацдарм шириной по фронту около 21 км и глубиной до 12 км. К 29 января их численность достигала более 68 тыс. человек, 500 орудий и 12 350 автомашин, включая 356 танков{472}.

Таким образом, высадка десанта и овладение плацдармом на берегу прошли успешно, с ничтожными потерями, что объясняется почти полным отсутствием противодействия противника, а также тщательным планированием операции и хорошей организацией ее. Несомненно положительную роль сыграли бомбардировки, произведенные еще до высадки десанта; они нарушили пути сообщения между Римом и линией Пиза — Римини, вывели из строя аэродромы итальянской столицы, помешали действиям неприятельской разведывательной авиации.

Обнаружив на рассвете 22 января высадку десанта, гитлеровское главное командование приказало во что бы то ни стало удерживать линию обороны в Италии. Союзники перехватили этот приказ и тщательно укрепляли занятый плацдарм. Когда 30 января они наконец перешли в наступление, то встретили сопротивление организованной немцами обороны. Гитлеровцы сосредоточили вокруг плацдарма войска, переброшенные из Северной Италии, Франции и с Балканского полуострова, удерживали аэродромы близ Анцио, захватили высоту Колли Лациоли, с которой можно было обстреливать плацдарм. 29 января планирующими бомбами с самолетов были потоплены крейсер «Спартан» и транспорт типа «Либерти» с грузом. Союзникам все же удалось прорвать оборону немцев, но к 10 февраля прорыв был ликвидирован. Лишь [386] благодаря корабельной артиллерии союзники в это время сохраняли превосходство в огневой мощи{473}.

16 февраля 3 гитлеровские дивизии, поддерживаемые танками, перешли в наступление и имели успех. Хотя через 3 суток наступление было остановлено, положение союзных войск было настолько серьезно, что не исключалась эвакуация войск с плацдарма. Второе наступление немцев 29 февраля не принесло им успеха. Обе стороны перешли к обороне.

На море 18 февраля германская подводная лодка потопила в Неаполитанском заливе крейсер «Пинелопи», а 25 февраля на рейде Анцио германский самолет уничтожил миноносец «Инглфилд». 21 апреля 17 управляемых торпед типа «Негер» были спущены на воду и часть из них отправлена в район Анцио — Неттуно. Тремя торпедами ночью были потоплены небольшое судно и 2 сторожевых корабля, из которых один в гавани Анцио, куда удалось проникнуть «Негеру». Две торпеды в базу не вернулись, а одну вследствие смерти водителя (отравился двуокисью углерода) захватил противник{474}.

После неудачной попытки союзников перейти в наступление в районе Кассино в середине февраля наступила продолжительная пауза. Только в мае, когда на этом плацдарме было сосредоточено 150 тыс. солдат и офицеров и под руководством итальянской Коммунистической партии на севере Италии была создана 100-тысячная партизанская армия, началось общее наступление на основном фронте и на плацдарме от побережья Тирренского моря до Кассино с задачей овладеть Римом и продвинуться дальше на север. Наступление поддерживали 4 тыс. самолетов, тогда как у немцев их было в Северной Италии не более 300. 4 июня союзные войска вошли в Рим, из которого уже ушли немецко-фашистские войска. Преодолевая сопротивление отступающего противника, англо-американские войска к 25 июля 1944 г. подошли к линии Анкона — Сансеполькро — р. Арно, а в середине августа — к Готской линии, расположенной к северу от Пизы и Флоренции. Наступление войск поддерживала артиллерия кораблей, действовавших в Тирренском и Адриатическом морях. Корабли наносили также удары по прибрежным коммуникациям.

На рассвете 17 июня был высажен десант на о. Эльба, который был освобожден от захватчиков после пятичасового боя. В тот же день союзники вошли в Ливорно. На входных фарватерах гитлеровцы затопили до 60 судов; гавани были загромождены различными обломками.

26 августа началось наступление на Готскую линию. Бои [387] продолжались 134 дня, но не принесли союзникам успеха. Наступление было возобновлено 5 апреля 1945 г.

В начале сентября 1944 г. под ударами греческих партизан и из-за опасения быть отрезанными советскими войсками, вышедшими на Балканский полуостров, германские оккупационные войска оставили Грецию.

Высадка в районе Анцио является примером удачно выполненной десантной операции и исключительно неудачных дальнейших действий высаженных войск.

Выводы

Накопленный союзниками опыт выполнения десантных операции сказался на планировании и организации высадки. Были приняты все необходимые обеспечивающие меры, соблюдены условия скрытности подготовки операции и внезапности высадки десанта, применено большое количество разнородных десантных кораблей, развернуты силы корабельной артиллерийской поддержки, достигнуто господство в воздухе.

На суше сопротивление противника было невелико, на море оно почти отсутствовало, а в воздухе господствовали союзники. Огромное преимущество в силах обусловило успех высадки десанта. Вызывает в связи с этим удивление, почему после высадки союзники не смогли обезопасить корабли от угрозы с воздуха и от мин. Как только противник оказывал сопротивление, англичане и американцы несли потери в кораблях и судах. Даже в Неаполитанском заливе английский крейсер оказался жертвой подводной лодки.

Нет никакого сомнения в том, что высадка корпуса требует времени и средств. Последние были в распоряжении англоамериканского командования. Однако затяжка во времени и чрезмерная забота союзного командования об укреплении плацдарма едва не повлекли за собой поражение десанта. Кроме того, продолжительное нахождение большого контингента войск на ограниченном плацдарме привело к потере 50% состава десанта от артиллерийского огня и воздушных атак противника.

Немецко-фашистскому командованию удалось быстро сосредоточить в районе плацдарма большие силы (около 40 тыс. человек к 24 января и до 70 тыс. человек к 29 января), занять господствующую над плацдармом высоту Колли Лазиали. Войска союзников оказались почти в катастрофическом положении, возникла угроза срыва всей операции.

Огневое содействие с кораблей имело большое значение при продвижении войск по прибрежным дорогам. Действиям английских и американских кораблей благоприятствовало господство в воздухе.

Для немцев высадка десанта явилась неожиданностью, что объясняется слабостью гитлеровской разведки. Некоторое влияние мог оказать и демонстративный поворот десантных отрядов [388] на юг. Руководитель германской разведки адмирал Канарис за день до высадки десанта в Анцио говорил, что все опасения командования группы армий относительно десантной операции являются напрасными, так как нет никаких данных, указывающих на это{475}.

Немецко-фашистское командование, не располагавшее достаточными силами на суше и в воздухе, слабо использовало свои подводные лодки, которые могли бы добиться больших успехов, чем потопление одного крейсера.

Англо-американское командование, учитывая большую потребность в десантных кораблях, задержало отправку из Средиземного моря в Англию 56 и на Дальний Восток 15 танкодесантных барж, а также других десантных кораблей. В связи с недостатком в десантных кораблях и в войсках были отложены операция по занятию Андаманских островов и наступление в Бирме. В Средиземном море был отменен захват о. Родос.

Высадка англо-американских войск в Южной Франции (операция «Энвил-Драгун»)

Задачи и состав десанта

Первоначально высадка в Южной Франции намечалась с целью отвлечь часть сил противника из Нормандии. В декабре 1943 г. было задумано вторжение значительных сил, которые могли бы выйти через Лион и Виши к Рейну, одновременно с наступлением из Нормандии. Выполнение этого замысла союзное командование ставило в зависимость от хода операции в Италии. Однако действия здесь затянулись, и Черчилль предложил отказаться от высадки в Южной Франции и, продолжая наступление в Италии, проникнуть через Люблянскую долину в Венгрию{476}. В конечном счете было все же решено высадить войска в Южной Франции.

Наиболее удобным местом для высадки было признано побережье к западу от г. Канн, в районе Кавалер — Сен-Рафаэль. Задачей десанта являлся захват здесь плацдарма шириной 90 км по фронту, глубиной 25 км и овладение Тулоном и Марселем. В дальнейшем предполагалось наступление на север и выход войск в район Лиона на 90-й день операции.

Гитлеровское командование имело южнее линии Лион — Бордо 19-ю армию (8 дивизий, из которых 1 танковая и 2 резервные), укомплектованную не полностью и не отличавшуюся высокой боеспособностью. В самом районе высадки на фронте 80 км находилось 5 батальонов пехоты. Воздушные силы состояли [389] из 250 самолетов, силы на море — из эсминца, 5 миноносцев, 8 эскортных кораблей, нескольких вооруженных торговых судов и торпедных катеров, всего около 30 единиц. Береговые оборонительные сооружения, хотя и представляли некоторое препятствие, были слабее, чем в других местах. Марсель и особенно Тулон имели сильные укрепления с моря.

Франко-американские войска, предназначенные для высадки, насчитывали 6 пехотных, 1 бронетанковую, 1 горнострелковую и 1 воздушнодесантную дивизии. Первый эшелон десанта составлял 6-й американский корпус (3 усиленные пехотные дивизии), боевое командование 1-й французской бронетанковой дивизии, средства усиления и американская воздушнодесантная дивизия. Во втором эшелоне высаживался 2-й французский корпус в составе 2 пехотных, 1 бронетанковой (без одной боевой группы), 1 моторизованной и 1 горнострелковой дивизий. 6-й американский корпус и французские войска входили в состав 7-й американской армии. Общая численность войск — около 160 тыс. человек, 2500 орудий и минометов, около 600 танков. Ожидалось содействие французских партизан («маки»), численность которых в Южной Франции достигала 24 тыс. человек, а к 1 августа должна была возрасти до 53 тыс. человек.

Воздушные силы на Средиземном море состояли из 5 тыс. самолетов. Для непосредственного участия в операции была выделена авиагруппа из 480 боевых и 396 транспортных самолетов. На Корсике было построено 14 аэродромов, вмещавших до 40 эскадрилий.

Классы кораблей Английские Американские Французские
Линкоры «Рэмиллис» «Невада» «Лоррэн»
  «Техас»  
  «Арканзас»  
Монитор «Аберкромби»  —  —
Авианосцы «Аттэкер» «Тулаги»  —
«Серчер» «Кэдашан Бей»  
«Кедив»    
«Эмперор»    
«Персьюер»    
Крейсера «Орион» «Бруклин» «Монкальм»
«Орора» «Филадельфия» «Жорж Лейг»
«Эйджекс» «Огаста» «Глуар»
«Дидо» «Тускалуза» «Эмиль Бертэн»
«Блэк Принс» «Куинси» «Дюге-Труэн»
«Акилез» «Омаха»  
«Аргонот» «Марблхед»  
«Сириус» «Цинциннати»  

На море было сформировано Западное оперативное соединение, на которое возлагалось руководство десантной операцией [390] с сохранением подчинения командующему Средиземноморским флотом. В состав соединения входили корабли, названные в таблице на странице 389.

Кроме того, в состав соединения входили около 100 эсминцев, главным образом американских и английских, но также французских, польских, греческих, голландских, около 100 тральщиков и большое количество малых и вспомогательных кораблей, всего 418 боевых единиц различных классов. Десантных кораблей и судов разных типов 433, транспортов 121{477}.

Флагманский командный пункт командующего Средиземноморским флотом адмирала Кеннингхэма находился в зал. Аяччо на штабном корабле «Ларгс», командующего Западным оперативным соединением адмирала Хьюита — в Неаполе на штабном корабле «Катоктин». К 1 июля после занятия Рима штаб американского 8-го флота был также переведен из Алжира в Неаполь.

Планирование операции

3-я американская пехотная дивизия должна была высаживаться на левом фланге, к юго-западу от зал. Сен-Тропез на побережье бухт Кавалер и Памплон. Ее задачи: закрепление на левом фланге района высадки, быстрое наступление в северо-западном направлении, захват г. Сен-Тропез и соединение с дивизией, высаживаемой на правом фланге. В б. Кавалер на некотором расстоянии от берега фоторазведкой были установлены подводные бетонные пирамиды, а в б. Памплон — деревянные сваи. Оба препятствия могли быть минированными. На участке имелись береговые батареи, а б. Кавалер прикрывалась 164-мм батареей с о. Леван. Переброска дивизии и ее поддержка возлагались на ударную группу «Альфа». В центре б. Буньон, к северу от зал. Сен-Тропез, высаживалась 45-я дивизия с задачей захватить маленькую гавань Сен-Максим, у северного входа в зал. Сен-Тропез, и во взаимодействии с обеими фланговыми дивизиями наступать в северо-западном направлении. Весь участок изобилует крутыми холмами, и выход с него возможен по единственной узкой дороге. Предполагалось, что участок сильно укреплен, а мелководный залив минирован и для высадки неудобен. Переброска и поддержка этой дивизии возлагалась на ударную группу «Дельта».

На правом фланге в районе зал. Фрежюс высаживалась 36-я американская дивизия. Ее задачи: захватить города Сен-Рафаэль, Фрежюс, аэродромы в долине р. Аржанс, затем соединиться с 45-й дивизией и надежно укрепиться на правом фланге района высадки. Основные силы дивизии высаживались в зал. Фрежюс после того, как части, высаженные на два других пляжа, захватят береговые укрепления около Сен-Рафаэля, [392] а тральщики очистят от мин и подводных препятствий подходы к пляжу. Переброска и поддержка этой дивизии возлагались на ударную группу «Кемел».

Отряд артиллерийской корабельной поддержки получил задачу высадить и поддержать соединение «Ситка», которому надлежало захватить о-ва Леван и Пор-Кро для устранения угрозы группе «Альфа» и для открытия подхода на Йерский рейд; последнее возлагалось на десантно-диверсионное соединение. Кроме того, отряд французской морской пехоты высаживался у м. Негр с задачей захватить близлежащую возвышенность и перерезать прибрежную дорогу для прикрытия фланга войск, наступающих на участке б. Кавалер{478}.

Демонстративные десанты

Для демонстративных действий было сформировано соединение из американского эсминца «Индикот», 2 английских канонерских лодок, 15 малых кораблей, 8 торпедных катеров и 8 моторных барказов. Восточная группа этого соединения (2 канонерские лодки, малый корабль и 4 барказа) должна была выйти из Аяччо утром за день до начала высадки в направлении на Геную, имея в прикрытии истребители. Ночью к ней присоединялись 12 торпедных катеров из Бастии, после чего 3 катера отправлялись в дозор в район Ниццы, а 4 катера высаживали 70 французских морских пехотинцев на берег между г. Канн и районом высадки, чтобы перерезать прибрежную дорогу. Остальным кораблям группы надлежало продолжать демонстрацию. В 23 часа 30 мин., предполагая, что основной десант повернул к месту высадки и это могло уже стать известным противнику, маскировочная группа поворачивала на северо-запад для демонстрации ложной высадки в районе Канн — Ницца. Западная группа соединения (остальные корабли и суда) должна была в 21 час за день до начала операции всеми мерами изображать десантный отряд, направляющийся к побережью между Тулоном и Марселем.

Выбор времени высадки

Сезон мистралей, т. е. внезапных штормов, начинается обычно у южного побережья Франции после 1 октября. Поэтому было установлено, что самая поздняя безопасная дата для начала операции — 1 сентября. Главное командование на Средиземноморском театре назначило высадку на 15 августа. Считалось, что для отвода десантных войск с итальянского фронта, перевооружения их и специальной подготовки потребуется 38 дней. Десантные корабли, находившиеся в районе Салерно и Неаполя, к этому времени были отремонтированы.

Начало высадки было назначено на 8 час., что определялось огромным преимуществом в огневой мощи над противником благодаря сильной поддержке с кораблей. Артподготовка [393] и бомбардировка с воздуха в течение 1 часа 45 минут (рассвет в 6 час. 10 мин.) считались достаточными для разрушения или нейтрализации прибрежных и береговых точек обороны противника. Кроме того, высадка в дневное время облегчала подход к берегу десантных отрядов и самый процесс высадки. Армейские офицеры, поддерживавшие план высадки, предполагали, что до наступления темноты десантные войска закрепятся на берегу.

Переход десанта морем

Так как десантные корабли и транспорты имели различные скорости хода, было решено, что главные десантные отряды «Альфа», «Дельта» и «Кемел» будут разделены на конвои, состоящие из кораблей или судов одного типа. Но так как все они должны были подойти к району высадки одновременно, предусматривался выход в море кораблей и судов с меньшей скоростью первыми. Каждый из конвоев подразделялся на три отряда, шедшие один за другим с интервалом в 10 миль. Первые отряды состояли из кораблей и судов десантной группы «Кемел», вторые — из десантной группы «Дельта», третьи — из десантной группы «Альфа». Такой походный порядок позволял конвоям, после того как они пройдут в северном направлении вдоль западного побережья Корсики, одновременно повернуть влево, причем каждый отряд оказывался у своего участка высадки.

Пути следования конвоев были избраны с расчетом сколько возможно ввести противника в заблуждение (схема 34). Так, конвои, шедшие вдоль берега Корсики, должны были лежать на этом курсе как можно дольше, чтобы создать впечатление, будто они следуют в Геную. Однако судам и кораблям с малой скоростью хода предстояло совершить поворот на действительное направление до наступления темноты накануне дня высадки, что несколько ослабляло маскировку.

Посадка десантных войск на десантные корабли и транспорты была намечена в Неаполитанском заливе, в Бриндизи, Таранто, Оране. Аяччо служил промежуточной базой.

Конвои из Неаполя шли в Аяччо через Бонифаччо; конвои из Таранто, Бриндизи и Орана — по обычному пути Александрия — Гибралтар вдоль африканского побережья, потом поворачивали на север, огибая Сардинию и Корсику с запада. Маскировочный конвой следовал к Генуе через Тирренское море.

Оборона района высадки

Руководство противолодочной и противокатерной обороной района высадки и формирование конвоев возлагалось на командира базы высадки. В его подчинение поступали эскадренные и эскортные миноносцы, сторожевые корабли и корветы, подошедшие к району высадки.

ПВО конвоев на переходе и во время высадки десанта являлась обязанностью средиземноморских воздушных сил берегового [394] базирования. Для обороны кораблей и судов в 40 милях от района высадки находилось соединение авиации, базировавшейся на аэродромы Корсики. На подходах к берегу и во время высадки ПВО усиливалась самолетами с 9 эскортных авианосцев. На авианосную авиацию возлагались также задачи по корректировке огня кораблей. Были установлены коридоры для транспортных и других самолетов во избежание полетов над стоянками транспортов, как это было в предшествовавших десантных операциях.

Торпедные катера привлекались к дозорной службе, отражению возможных нападений торпедных катеров противника, а также к установке автоматических радиомаяков для самолетов. До окончания действий против Йерских островов (операция «Ситка») катера принимали участие в охранении отряда артиллерийской корабельной поддержки.

Обеспечивающие мероприятия

С апреля военные и экономические объекты на территории Южной Франции стали иногда подвергаться бомбовым ударам.

С этого времени до высадки десанта на них было сброшено 12,5 тыс. т бомб{479}. Бомбардировка береговых укреплений была начата за 10 дней до высадки десанта. Для маскировки налетам подвергались также города Сет, Тулон, Марсель и Генуя. Чтобы не привлекать внимания противника, одновременно производились налеты на объекты Северной и Центральной Франции. Планом предусматривалось выполнить наиболее сильную бомбардировку береговых объектов за 16 часов до начала высадки. В последние 5 дней перед высадкой удары дальней авиации были направлены по коммуникациям противника вдоль линии Валанс — Гренобль — Монмельян, а тактическая авиация бомбила главным образом мосты через Рону южнее Валанса.

Боевая подготовка

Специальное обучение войск по высадке десанта сначала производилось в Арзеу.

Начиная с 8 июля все 3 десантные дивизии готовились к предстоящей операции в Неаполитанском заливе, 45-я и 36-я дивизии — на пляжах зал. Гаэта. Боевая подготовка войск в основном была закончена к 27 июля. Отряды артиллерийской корабельной поддержки проводили специальные учения по обстрелу береговых объектов. Упражнялись и в установлении связи между кораблями и сухопутными частями на берегу. Производились опыты по взрыву подводных прибрежных препятствий — минированных бетонных пирамид, деревянных свай и т. д. Для их выполнения недалеко от Салерно были установлены все возможные типы таких препятствий.

Наконец, на 7 августа была назначена последняя проверка готовности частей и соединений — репетиция высадки десанта. [395]

Группа «Дельта» высаживалась в зал. Салерно, группы «Альфа» и «Кемел» — в зал. Гаэта.

Германское командование было осведомлено о предполагавшейся высадке десанта, но ни места, ни времени высадки оно не знало. Сосредоточение англо-американской авиации в долине Роны и в портах подтверждало предположение немцев о высадке противником десанта в районе Марселя — Тулона. Тем неожиданнее оказалась для германского командования высадка на участке побережья, находящемся гораздо восточнее этих городов{480}.

Выполнение операции

На 9 августа дислокация соединений и кораблей Западного оперативного соединения была следующей. В портах и на рейдах Неаполитанского залива находились все десантные корабли и высадочные средства трех основных десантных отрядов, а также десантные средства группы «Ситка», флагманский корабль «Катоктин», отряд артиллерийской корабельной поддержки группы «Ситка» (американский крейсер «Огаста», французский линкор «Лоррэн», английский крейсер «Дидо», американские эсминцы «Сомерс» и «Гливз» и английский «Лукаут»), Здесь же находились 48 транспортов.

В общем в Неаполитанском заливе грузились и готовились к погрузке 307 десантных судов, 75 десантных транспортов и десантных грузовых судов. Им было придано 165 эскортных кораблей{481}. В Бриндизи и Таранто около 40 транспортов принимали 2 пехотные дивизии 2-го французского корпуса. Им было придано 12 эскортных кораблей. В Таранто находился также отряд артиллерийской корабельной поддержки десантной группы «Дельта» (линкоры «Техас» и «Невада», крейсер «Филадельфия», французские крейсера «Монкальм» и «Жорж Лейг» и 8 американских эсминцев; французские эсминцы «Фантаск», «Малэн» и «Терибль» должны были присоединиться позднее).

На о. Мальта находилось соединение авианосцев, часть которого только что выполнила демонстративный переход в Александрию и обратно, а также отряд артиллерийской корабельной поддержки десантной группы «Альфа» (английские крейсера «Орион», «Орора», «Эйджекс», «Блэк Принс», французский крейсер «Глуар», американский крейсер «Куинси», английские эсминцы «Терпсихори», «Термагент», американские «Ливермор», «Эберли» и «Эриксон»; английский линкор «Рэмиллис» должен был присоединиться к отряду позднее). [396]

В Палермо находился отряд артиллерийской корабельной поддержки десантной группы «Кемел» (американские крейсера «Тускалуза», «Бруклин», «Марблхед», линкор «Арканзас», английский крейсер «Аргонот», французские крейсера «Дюге-Труэн» и «Эмиль Бертэн» и 11 американских эсминцев). В Оране на транспорты и десантные корабли грузились французская бронетанковая, пехотная и горнострелковая дивизии. Здесь же стояли выделенные для них эскортирующие корабли.

С 10 час. 9 августа началось движение конвоев. Последней в 20 час. 13 августа вышла в море группа артиллерийской поддержки «Альфа». В этот день видимость на море была полная, ясное небо, легкий ветер. В перехваченных донесениях германской воздушной разведки сообщалось о больших передвижениях англо-американских кораблей в районе Аяччо и о предположениях командования 19-й германской армии о подготовке к высадке десанта в районе Генуи. В море находились все части десанта со своими тылами и средствами усиления. Из 974 кораблей и судов различных классов, совершавших переход, военных было 851 (включая десантные суда), в том числе 543 американских, 266 английских, 35 французских, 7 греческих{482}.

Около полуночи 14 августа 3 главных десантных отряда приблизились к району высадки. Впереди шли самоходные баржи-танконосцы, за ними транспорты-танконосцы, большие транспорты и последними — десантные суда для перевозки пехоты. Отдельно двигались корабли разведчики и расстановщики знаков. В 3 часа тральщикам было приказано начать траление на подходах к участкам высадки. Группа «Ситка» следовала самостоятельно и в 23 часа прибыла по назначению.

Противник на море и в воздухе никакого сопротивления не оказывал. Однако американская воздушная разведка установила присутствие в Тулоне 3 подводных лодок и 1 транспортной подводной лодки в районе Генуя — Специя. Предполагалось, что лодки несут человекоторпеды и что имеющиеся у противника 175 бомбардировщиков, 35 истребителей и 30 разведчиков могут быть в короткий срок усилены за счет авиации, находящейся в Северной Франции.

Боевые действия начались в 4 часа 15 августа, когда эсминец «Сомерс» потопил к югу от Пор-Кро неприятельское вспомогательное судно и эскортный корабль. Американские тральщики около 5 час. при входе в б. Памплон потопили 5 дозорных кораблей противника.

В 0 час. 30 мин. 15 августа с аэродромов Рима вылетели самолеты с разведчиками-парашютистами, которые в 2 часа [397] 15 мин. приземлились на французском берегу. Около 4 час. 15 мин. 396 транспортных самолетов, поднявшихся с аэродромов из окрестностей Рима, сбросили парашютно-десантную дивизию в районе г. Ле Мюи в 100 км от Марселя. Самолеты ориентировались по расставленным плавучим маякам, использовали радары и радиопеленгаторы. Все же часть десанта была ошибочно сброшена около г. Сен-Тропез, где бойцы вскоре соединились с французскими войсками Сопротивления. Воздушный десант в районе г. Ле Мюи встретил значительное сопротивление, и город был взят только 16 августа, когда подошли войска морского десанта. В 6 час. 1300 бомбардировщиков с истребителями, вылетевшие из Италии, с Сардинии и Корсики, начали бомбардировку побережья{483}. В 7 час. группы кораблей артиллерийской поддержки начали обстреливать берег. За час они выпустили 45 т снарядов из орудий среднего калибра. Одновременно производилась бомбардировка с воздуха. В 8 час. высадились первые броски десанта на участках «Альфа», «Дельта» и «Кемел». На участке «Альфа» за полчаса до высадки были разрушены подводные препятствия, для чего использовали 18 судов, нагруженных взрывчатым веществом.

На о-ва Пор-Кро и Леван американская десантная часть высадилась в 0 час. 30 мин. 15 августа; французские войска, высаженные на материковое побережье в 8 час. 30 мин., захватили батарею на м. Негр, а через час на островах обстановка сложилась в пользу американцев, хотя сопротивление отдельных групп продолжалось до 17 августа.

Около 11 час. тральщики, работавшие в зал. Фрежюс, подверглись сильному обстрелу с северо-восточного берега залива. Батареи противника были подавлены огнем кораблей поддержки. Обстреляны были и тральщики у одного из пляжей участка «Кемел». Пляж подвергся бомбардировке с воздуха между 12 час. 20 мин. и 13 час. Нанесли удар по подводным препятствиям суда, груженные взрывчатым веществом.

К вечеру над участком «Кемел» появились 4 «Дорнье-217», которые сбросили планирующие бомбы и уничтожили корабль-танконосец.

К исходу дня на всех участках было высажено 60 150 солдат, выгружено 6737 автомашин и около 50 тыс. т грузов. К этому времени союзники потеряли 2 самоходные десантные баржи; 9 барж-танконосцев и до 10 небольших судов были повреждены.

К полудню 16 августа на берегу находились 3 американские дивизии со своим вооружением. Вслед за ними начали высадку французские части, сошедшие полностью на берег [398] 18 августа. К середине дня 16 августа американцы заняли Фрежюс, Сен-Рафаэль, Сен-Максим. При очистке от мин подходов к участку «Кемел» погибли тральщик, моторный катер и 2 торпедных катера.

По окончании обстрела побережья на участках высадки корабли переходили в подчинение командира отряда артиллерийской корабельной поддержки, который направлял освободившиеся корабли в базы: линкоры — в Алжир, крейсера — в Палермо и Неаполь. Тральщики, завершившие тральные работы на участках, были направлены для очистки от мин зал. Сен-Тропез и подходов к Йерскому рейду.

Около 21 часа с наступлением сумерек 5 Ю-88 в сопровождении 4 «мессершмиттов» сбрасывали осколочные бомбы на пляжах участка «Дельта». Для укрытия кораблей была поставлена дымзавеса.

За два дня боев союзная авиация сделала 11 тыс. самолетовылетов, потеряла 42 самолета. Потери на берегу составляли около 1500 убитых и приблизительно столько же раненых. К 17 августа французские войска накопили на плацдарме достаточные силы, сменили на левом фланге 36-ю американскую дивизию и готовились к наступлению на Тулон. 18 августа торпедные катера противника пытались атаковать один из конвоев, возвращавшийся в базы. 4 немецких катера были потоплены кораблями эскорта, 1 союзный транспорт сильно поврежден.

19 августа плацдарм был занят. Противник оказывал значительное сопротивление наступлению французских войск на Тулон. 3 крейсера поддерживали огнем французские части в районе рейда, «Глуар» и «Куинси» вели огонь по вызову в районе Йера, «Лоррэн» и «Эмиль Бертэн» содействовали частям, занимавшим острова в районе Пор-Кро и Левана. Продолжалось траление. При входе на Йерский рейд было вытралено 11 мин, в зал. Фрежюс — 12 якорных магнитных и 40 контактных мин. К исходу дня бомбы, сброшенные с нескольких немецких самолетов, накрыли флагманский корабль «Катоктин».

Теперь наиболее трудной задачей было подавление укреплений Тулона. На мысе к западу от входа в порт стояло 13 орудий с дальностью огня 135 каб., на гористом о. Сен-Мандрие, господствовавшем над входом на рейд и соединенном дамбой с материком, — около 70 орудий с круговым обстрелом, из них 34 — с дальностью огня 135 каб. Потери американских бомбардировщиков свидетельствовали о наличии на острове сильной зенитной артиллерии. Дальнобойность двух двухорудийных 340-мм башен, снятых немцами с французского линкора «Прованс» превосходила дальность огня всех орудий американского Западного оперативного соединения, поэтому было решено атаковать остров из-за дымзавесы, а также с позиций, прикрытых [399] другими островами{484}. Фактически одна башня была выведена из строя французскими патриотами, но об этом союзному командованию известно не было.

19 августа линкоры «Невада», «Лоррэн» и крейсер «Огаста» с охранением из 4 миноносцев после сильной бомбардировки с воздуха под прикрытием дымовой завесы и с корректировкой самолетами обстреляли башни и линкор «Страсбур», стоявший на якоре во внутренней бухте о. Сен-Мандрие. Как потом выяснилось, «Страсбур» был поврежден уже накануне во время налета американской авиации. Поднимавшийся в это время со дна крейсер «Ла Галисоньер» в результате бомбардировки с воздуха перевернулся.

Поддержанные артиллерией линкоров «Лоррэн» и «Невада», крейсеров «Куинси», «Орора», «Блэк Принс», «Огаста», «Филадельфия» и большого количества эсминцев, французские войска перешли 20 августа в наступление и 25 августа освободили Тулон. О. Сен-Мандрие держался до 28 августа. В тот же день пал Марсель, а укрепленные острова капитулировали 29 августа.

15 сентября на Тулонский рейд вошла французская эскадра (крейсер «Жорж Лейг», линкор «Лоррэн», 8 эсминцев), сопровождаемая английским крейсером «Сириус» и американским крейсером «Филадельфия»{485}.

В Тулоне оказались взорванными оба арсенала, разрушены доки, загроможден обломками рейд, в гаванях затоплены 10 германских подводных лодок, в Марселе разрушено около 7–8 км причальных стенок и почти 200 подъемных кранов, вход на рейд преграждали 70 затопленных судов, повреждены все сухие доки. 21 августа фашистские торпедные катера сделали попытку атаковать г. Сен-Тропез. Корабельный дозор отбил атаки и уничтожил все катера. 26 августа были уничтожены 10 груженных взрывчатым веществом и управляемых по радио судов, которые пытались прорваться через линию дозора с востока. Удалось скрыться лишь катерам управления. На следующий день дозорный эсминец «Эриксон» захватил рыболовное судно, на котором пытался бежать экипаж германской подводной лодки, севшей на мель и уничтоженной личным составом.

Высадка десанта в Южной Франции не отвлекла германские войска с севера. Теперь к Рейну двигалась французская армия, которая вместе с патриотами движения Сопротивления представляла большую силу. По мере восстановления портовых сооружений Марселя перевозки для экспедиционных войск стали осуществлять через этот порт, что давало большие выгоды, [400] особенно если учесть, что пропускная способность Бреста и Шербура была еще низкой. Потеряв Тулон и Марсель, противник не мог использовать подводные лодки в Средиземном море. На побережье Южной Франции не могла больше базироваться авиация, ранее угрожавшая средиземноморским коммуникациям.

Что же касается десантной операции на юге Франции — последней на западноевропейских театрах, то нельзя не отметить тщательность ее расчетов и планирования, координации действий трех видов вооруженных сил, к тому же принадлежавших разным странам. Был учтен опыт предыдущих десантных операций, учтены прежние ошибки. В частности, союзники отказались от принципа наступления лишь после закрепления на плацдарме, как это было в Анцио. Теперь высадившиеся войска, не теряя времени, продвигались как можно дальше вперед. Захват и расширение плацдарма на юге Франции происходили в условиях, когда противник начал отводить свои войска на север, к германской границе.

Успех операции определялся прежде всего полным отсутствием сопротивления противника на этапах подготовки операции, посадки войск на десантные корабли и на переходе морем и крайне слабым сопротивлением при высадке. В других условиях, несмотря на принятые меры маскировки и боевого обеспечения, вряд ли многочисленные конвои, шедшие небольшими скоростями, столь легко совершили бы переход морем к району высадки. Сама высадка не могла бы быть столь быстротечной, а задержка с высадкой повлекла бы за собой трудности в охранении якорной стоянки в районе высадки, в подвозе подкреплений и снабжения, увеличились бы потери.

В операции были предприняты разносторонние обеспечивающие меры. В частности, мощная эскадра артиллерийским огнем поддерживала высадку десанта против сравнительно ничтожных средств обороны противника. Наиболее сложной, как и в предшествовавших десантных операциях в Средиземном море, была организация перехода огромного количества кораблей десантных отрядов морем. Однако противник не оказывал на море никакого сопротивления. Фашистские подводные лодки бездействовали, что также говорило о близком поражении гитлеровской Германии.

Дальнейшие действия на суше

Дальнейшее продвижение войск на территории Франции было настолько стремительным, что для доставки горючего автомашинам пришлось использовать бомбардировщики А-20, Б-24 («Либерейторы») и транспортные самолеты С-47{486}. 3 сентября 36-я дивизия заняла Лион, 8 сентября 3-я дивизия освободила Безансон, а 11 сентября 1-я французская танковая дивизия [401] взяла Дижон и соединилась с правым флангом 3-й американской армии. К 20 сентября на юге Франции высадилось 400614 солдат и офицеров, было выгружено 65480 автомашин всех видов и 360373 т грузов.

Действия на коммуникациях в Средиземном море

Конвои

В 1944 г. в Средиземном море проходили четыре основных вида конвоев: американские быстроходные и тихоходные, английские и американские танкерные. Они перевозили стратегическое сырье, продовольствие, войска, и их снабжение, нефть.

Движение быстроходных конвоев из Нью-Йорка и Норфолка, прекращенное в сентябре 1943 г., возобновилось в мае 1944 г. в связи с подготовкой вторжения в Южную Францию. С 1 июля и до капитуляции Германии эти конвои выходили из портов США через каждые 27 дней. С декабря 1942 г. по март 1945 г. 24 конвоя перевезли 536 134 солдата и офицера из США. Быстроходные конвои потерь не имели.

Тихоходные конвои выходили из американских портов через каждые 7–8 дней. С ноября 1942 г. до окончания войны в 189 конвоях было проведено 1119 судов; в каждом конвое следовало в среднем 60 судов, но это количество возрастало до 80–100, когда к конвою присоединялись суда из западных портов Средиземного моря.

Конвои из Англии прибывали в промежутки между приходами американских тихоходных конвоев, чтобы не перегружать порты разгрузки. С февраля 1943 г. до июня 1944 г. курсировали 30 танкерных конвоев из Карибского моря. Эти конвой формировались в составе 7 судов и следовали через каждые 32 дня{487}. Потерь они также не имели.

Таким образом, в описываемый период общее количество судов, проходивших ежемесячно в обе стороны по протраленному Тунисскому фарватеру, достигало 1200 против 400 судов в период с мая по сентябрь 1943 г. Германским подводным лодкам удалось потопить всего 25 судов{488}.

Большая минная угроза на подходах к Гибралтару вынуждала англичан и американцев проводить конвои через пролив в светлое время суток, хотя союзному командованию было известно, что неприятельская агентура следит за появлением конвоя. Далее от м. Европа 110 миль конвои шли ночью до о. Альборан, приближались к алжирскому берегу в 25 милях от Орана и 180 миль шли вдоль берега. М. Бенгут в 42 милях к востоку от Алжира считался наиболее опасным участком пути. [402]

Состав охранения больших конвоев доходил до 13 эскортных миноносцев и сторожевых кораблей и включал береговую противолодочную авиацию. До марта 1944 г. американские конвои шли через океан со своими эскортирующими кораблями. В Гибралтаре в охранение вступали преимущественно английские корабли. С марта американский эскорт стал доходить до Бизерты, благодаря чему в западной части Средиземного моря, где наиболее активно действовала фашистская авиация, охранение оставалось неизменным. Значительная часть английских эскортных кораблей была в это время отозвана на север для участия в Нормандской операции.

После занятия франко-американскими войсками территории и портов Южной Франции подводные лодки и авиация противника конвоям уже не угрожали. В Средиземном море суда следовали самостоятельно.

Действия подводных лодок и сил ПЛО

Ввиду значительных потерь в лодках на Средиземном море в 1943 г. германское морское командование решило увеличить здесь количество лодок. С сентября 1943 г. по май 1944 г. 27 лодок пытались форсировать Гибралтарский пролив, 14 из них прорвались, 7 были уничтожены силами ПЛО и 6 вернулись обратно в базы. Базируясь на Тулон, на остававшиеся еще в руках фашистов итальянские военно-морские базы и на порты Греции, германские лодки действовали на подходах к Гибралтару, в центральной и в восточной частях Средиземного моря. Наибольшее количество лодок, действовавших к югу от Сицилии в феврале 1944 г., достигало 18. За первое полугодие 1944 г. лодки потопили 13 судов общим тоннажем 76963 брт, погибло 11 лодок, а за весь 1944 г. — 22 лодки, включая сильно поврежденные и уничтоженные в базах{489}. Подводные лодки действовали одиночно, крейсируя вдоль коммуникации, параллельной африканскому побережью. «Шнорхелей» на средиземноморских лодках установлено не было. Ввиду сильного количественного и качественного роста сил и средств ПЛО и в первую очередь ввиду применения союзниками противолодочных самолетов с радиолокаторами лодкам стало почти невозможно ходить в надводном положении, а под водой они теряли скорость и лишались возможности быстро маневрировать для выхода на пути конвоев и для повторных атак их. Кроме того, находясь под водой, они лишались радиосвязи и поэтому не могли взаимодействовать между собой и давать необходимую для управления ими с берегового командного пункта информацию о противнике. Были организованы специальные поиски лодок, и успех этих поисков в каждом случае зависел от количества кораблей и самолетов, в них участвовавших, организованности их [403] действий и от умения лодки уклоняться от радиолокационного контакта. Практически результаты поисков достигались за время от 20–30 часов до нескольких суток{490}.

В мае количество германских лодок в Средиземном море сократилось до 11 и фашистское командование решило на этот театр лодки больше не посылать. Между 29 апреля и 6 августа американские самолеты уничтожили в Тулоне 6 германских лодок. 2 лодки были потоплены своими экипажами при взятии Тулона франко-американскими войсками.

«Подводная война» на Средиземном море закончилась. Из 62 лодок, направленных немецко-фашистским командованием туда начиная с 1941 г., 48 погибли в боях, 11 были выведены из строя в базах самолетами-бомбардировщиками{491}, так как не имели защитных укрытий. В Средиземном море осталось после этого только 3 лодки, одна из них была потоплена эсминцами 19 сентября, а 2 другие — 24 сентября американскими бомбардировщиками в б. Саламин.

Авиация против конвоев и ПВО

Первые три месяца 1944 г. против конвоев действовали главным образом подводные лодки. Немецко-фашистская авиация в бассейне Средиземного моря была слаба. К тому же дальность действия самолетов не позволяла организовать взаимодействие с подводными лодками. В апреле, т. е. за месяц до решения германского командования не увеличивать свои подводные силы в Средиземном море, действия немецкой авиации усилились. Главным их объектом были тихоходные трансатлантические конвои, перевозившие снабжение союзным войскам в Италии, а также необходимые силы и средства для предстоявшего вторжения в Южную Францию. Они доставляли также различные грузы в Индию, а через Иран — в СССР. Несмотря на попытки Геринга усилить авиацию на этом театре, против конвоев действовали только 10 разведчиков Ю-88, около 30 торпедоносцев Хе-111, 30 торпедоносцев Ю-88, около 20 Ю-88 в варианте истребителей дальнего действия и около 50 До-217 и Хе-111, вооруженных планирующими бомбами{492}. Самолеты базировались на аэродромы Южной Франции и на Бордо. Атаки производились преимущественно в сумерки или ночью из-за сильного зенитного вооружения конвоев. При этом разведчики доносили о составе, курсе и скорости конвоя, когда последний входил в пределы их дальности действия (обычно за о. Альборан). После этого 2 тактических разведчика выставляли на линии в 60 миль плавучие ацетиленовые огни для ориентировки самолетов в направлении атак. Патрулируя над конвоем на высоте [404] 3 тыс. м, разведчики наводили группу торпедоносцев. Последние атаковали с разных направлений и высот хорошо освещенный магниевыми бомбами конвой. Иногда для отвлечения внимания от торпедоносцев на конвой одновременно сбрасывались бомбы{493}.

Конвои следовали обычно в 6–11 колоннах с интервалами между ними 5 каб., между судами 2,5 каб., имея в охранении крейсер ПВО, 1–3 эсминца и сторожевых корабля. Корабли охранения шли в 15 каб. от судов конвоя в круговом ордере. В 60 каб. впереди конвоя располагались 6 противолодочных дозорных кораблей. Крейсер ПВО, эсминцы и часть сторожевых кораблей присоединялись к конвою в Гибралтаре.

Союзные радиолокационные станции в Оране и на алжирском побережье позволяли обнаруживать самолеты противника за 60 миль и даже более от берега. На перехват их отправлялись из Орана и Алжира истребители «бофайтер». ПВО конвоев в Средиземном море при отсутствии там конвойных авианосцев была наиболее успешной весной и в начале лета 1944 г. 27 ноября 1944 г. борьба на морских коммуникациях в Средиземном море закончилась.

Окончание военных действий в Италии и на Средиземном море

24 августа 1944 г. Румыния вышла из фашистской коалиции и через день объявила войну Германии. В начале сентября советские войска, оказавшие помощь новому правительству Румынии, подошли к границам Болгарии. 8 сентября болгарский народ сверг профашистское правительство. Образовалась Болгарская Народная Республика, объявившая войну гитлеровской Германии.

Боясь потерять пути отступления, германское командование вывело войска из Греции. 9 сентября английские корабли, в том числе крейсера, эсминцы и 4 эскортных авианосца вошли в Эгейское море. Они бомбардировали позиции немцев, нападали на слабо защищенные конвои эвакуирующегося противника. 4 октября англичане заняли Патрас, 12 октября они вошли в порт о. Корфу, 13-го вступили в Пирей, к тому времени уже освобожденный от противника греческими патриотами. 1 ноября они заняли Салоники. 17 октября на греческом крейсере «Аверов» в Пирей прибыло греческое эмигрантское правительство и с помощью англичан взяло на себя управление страной. В дальнейшем оно жестоко расправилось с подлинными греческими патриотами — участниками движения Сопротивления. [405]

На островах Эгейского архипелага в это время еще оставалось около 20 тыс. германских солдат и офицеров. Капитуляция их была вопросом времени, и англичане не предпринимали против них никаких боевых действий. Однако к весне 1945 г. немцы продолжали боевые действия и к 1 мая захватили о. Родос, преодолев сопротивление англичан.

В Адриатическом море в ноябре 1944 г. немцы оставили острова у южного побережья Далмации, отошли на острова зал. Кварнеро, где оборонялись до апреля 1945 г. Морские сообщения подвергались атакам легких сил и авиации противника, для отражения которых у немцев едва хватало сил.

В северной части Тирренского моря военные действия продолжались у побережья Лигурии, где французские крейсера «Жанна д'Арк», «Эмиль Бертэн», «Монкальм», «Дюгэ-Труэн», «Жорж Лейг», «Глуар», эсминцы и малые корабли обстреливали позиции немцев. 6 января 1945 г. английский эсминец «Лукаут» и американский эсминец «Уолси» обстреляли порт Генуя и подожгли перестраивавшийся там итальянский авианосец «Аквила».

1 марта Турция объявила войну странам оси, что не могло не повлиять на обстановку в бассейне Средиземного моря. Одновременно с наступлением в Западной Германии англоамериканские войска приступили к завершающим действиям в Северной Италии. В первой половине апреля там по-прежнему находились 27 немецких и 4 итальянские дивизии. Дивизии эти были укомплектованы всего на 70–75%, испытывали острый недостаток горючего. Танков немцы имели около 200, самолетов 130.

Англо-американские войска в Северной Италии состояли, как и раньше, из 5-й американской и 8-й английской армий (21 дивизия и 9 отдельных бригад) и до 5 тыс. самолетов. Наступление их началось 9 апреля и имело задачей прорвать оборону противника, разбить его войска, выйти к югославской границе и занять Бреннерский проход. К 18 апреля союзники, прорвав оборону немцев, продвинулись на 15–20 км. Далее наступление развивалось быстрее. 24 апреля союзники форсировали р. По.

К концу апреля вся Северная Италия была освобождена. 2 мая остатки немецко-фашистских войск в Италии капитулировали. Муссолини и некоторые члены фашистского правительства были расстреляны партизанами. Значительное число миноносцев, эскортных кораблей и торпедных катеров досталось союзникам.

7 мая капитулировали гарнизоны на островах Эгейского моря, подчиняясь акту общей капитуляции Германии. [406]

Итоги и выводы по боевым действиям на Средиземном море

В ходе борьбы на Средиземном море державы оси дважды были близки к захвату Суэцкого канала: в июне 1941 г. после занятия Крита и летом 1942 г. В первом случае германские войска были вынуждены приостановить наступление в Северной Африке потому, что основные усилия гитлеровцев в это время были направлены против Советского Союза, где заправилы третьего рейха рассчитывали добиться «молниеносных побед». И во втором случае союзные войска смогли добиться успеха потому, что немецко-фашистская авиация была сосредоточена на советско-германском фронте. Между тем германское командование, в том числе и адмирал Редер, возлагало большие надежды на захват Суэцкого канала, считая, что в этом случае фашистским кораблям удалось бы выйти в Индийский океан и соединиться с японцами. Правда, итальянские корабли имели сравнительно небольшие дальности плавания и поэтому не были пригодны для действий в океане. Италия не имела авианосцев, не располагала базами в Индийском океане. Количество вспомогательных судов было недостаточно, увеличить число их не позволял ограниченный состав торгового флота. Уход основных итальянских сил в Индийский океан затруднил бы решение задачи по защите морских перевозок в Ливию и в Малую Азию. Что же касается японцев, то они ограничили свое наступление районом Бирмы, а когда в 1942 г. начали терпеть поражения, то ни о каких наступательных действиях в Индийском океане не могло быть и речи. Таким образом, замыслы гитлеровского командования о более широком распространении военных действий на Индийский океан были явно авантюристичны. Тем не менее овладение Суэцким каналом, во-первых, облегчало бы переразвертывание в Индийский океан германских подводных лодок, во-вторых, лишало бы англичан кратчайшего пути на Дальний Восток. Наконец, фашистские сухопутные войска могли бы проникнуть на территорию Ирана и Ирака и угрожать вторжением в Индию.

До поражения германских войск в Тунисе основным содержанием военных действий на море была борьба на морских сообщениях, и прежде всего защита фашистами коммуникаций между портами южного побережья Европы и северными берегами Африки. Одной из причин поражения германских войск в Ливии и в Тунисе была недостаточная обеспеченность морских коммуникаций, причем не столько от недостатка в кораблях, сколько из-за слабости авиации. Надводные корабли находились под сильнейшей угрозой авиации. Ведущая роль в борьбе на коммуникациях принадлежала подводным лодкам и авиации. [407]

С прибытием англо-американских войск в Марокко и в Алжир контроль за морскими путями и господство в воздухе в западной части Средиземного моря перешли к союзникам и постепенно распространились на все Средиземноморье.

Больших боевых столкновений в море, кроме боя в районе Крита, не было. Главная причина состояла в том, что итальянцы стремились сохранять свои надводные корабли и вводить их в действие лишь тогда, когда успех был заранее предрешен. А так как таких условий никогда не было, то боевые действия превратились в систему мелких столкновений, в которых главную роль играли авиация и подводные лодки.

Поэтому неудивительно, что важнейшие потери в больших боевых кораблях происходили не в артиллерийских боях в море. Английский линкор «Бархэм», авианосцы «Игл» и «Арк Ройял» были потоплены германскими подводными лодками. Итальянский линкор «Кавур» потопила союзная авиация в базе, линкор «Рома» — германские самолеты. Характерными были потери больших кораблей в базах. Если потери французского флота в Мерс-Эль-Кебире и в Тулоне определялись главным образом особенностями политико-стратегической обстановки, то итальянцы лишились многих кораблей от ударов по базам неприятельской авиации. Потери от воздушных атак имели и англичане, особенно в период воздушной блокады Мальты. У итальянцев не было авианосцев, и потому Гибралтар и Александрия не подвергались сильным атакам с воздуха. Кроме того, у немцев и итальянцев не было истребителей дальнего действия для сопровождения бомбардировщиков. Итальянский флот понес также значительные потери в подводных лодках.

После изгнания фашистских войск из Северной Африки основным содержанием военных действий на Средиземноморском театре сделались десантные операции, вторжение с моря на территории противника или на оккупированные им территории. Основные усилия флотов были теперь направлены против береговых объектов.

Следует отметить исключительную пассивность итальянского флота, которому даже в Сицилийском проливе не удалось полностью уничтожить ни одного конвоя противника.

Военно-политические итоги военных действий за 1944 г. и оперативно-тактические выводы

Крупные победы советских войск над фашистскими армиями, а также успешные действия союзников в Средиземноморском бассейне и в Атлантике создали предпосылки к окончательному разгрому фашистской Германии и ее капитуляции, и это было главным итогом боевых действий за 1944 год. Союзные [408] с Германией государства выходили из войны и объединяли по воле народов свои усилия с Советским Союзом в борьбе с фашизмом. В странах, еще оставшихся под игом фашизма, нарастали действия партизан. Образовался второй фронт в Европе, что ускоряло окончательное поражение гитлеровской Германии и ее союзников.

Победы советских войск оказали большое влияние на боевые действия в Атлантическом океане. У немцев не хватало материалов для усиленного строительства подводных лодок, особенно новых типов, не хватало рабочих рук, топлива. Потеря французских военно-морских баз затрудняла развертывание лодок, усиливала опасность лодкам с воздуха при стоянках в базах. Немцы не могли направить воздушные силы для действия на англо-американских коммуникациях, ослабла также ПВО баз. Союзникам удалось значительно усилить борьбу с подводными лодками благодаря введению новых технических средств обнаружения лодок и их уничтожения. Большую роль сыграли поисково-ударные группы противолодочных кораблей, взаимодействовавшие с самолетами разведывательной и ударной авиации. Темпы воспроизводства тоннажа стали быстро нарастать, опережая потери от боевых действий противника. Попытки немцев перейти к новым методам боевых действий подводных лодок (переход от «волчьих стай» к действиям небольшими группами и одиночными лодками) с применением технических усовершенствований («шнорхель») существенного влияния на борьбу на морских сообщениях не оказали.

В 1944 г. была выполнена крупнейшая десантная операция — Нормандская. Это было интересное событие в истории военно-морского искусства. Масштаб всей операции, количество перевезенных морем и высаженных на берег войск, численность десантных кораблей и судов различных типов и предназначений, состав боевых сил на море и в воздухе, проблемы обеспечения планомерности перевозок войск и их снабжения морем и самой высадки на необорудованное побережье, оборона стоянки кораблей и судов в районах высадки — все это дает большой познавательный материал.

Количественное и качественное развитие англо-американской авиации позволило усилить удары по военно-экономическим объектам Германии, чем был несколько ослаблен ее военно-экономический потенциал.

Вследствие потери немцами баз подводных лодок в Италии и Франции, решительного ослабления фашистской авиации и потери ею аэродромов англо-американские перевозки вдоль Средиземного моря были восстановлены, а в дальнейшем за ненадобностью была отменена и система конвоев. Все это позволило перебросить освободившиеся силы и средства в Атлантический и Тихий океаны. [409]

Дальше