Примечания
{1} Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. М., 1946, т. 8, с. 156 (подчеркнуто в источнике).
{2} Все даты до 1 февраля 1918 г. даны по старому стилю.
{3} Одновременно существуют и используются два названия реки Нарова и Нарва.
{4} Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 8, с. 165 (подчеркнуто в источнике).
{5} К. Marx. Secret Diplomatic History of the Eighteenth Century, London, 1899. p. 87.
{6} Письма и бумаги Петра Великого. Спб., 1889, т. 2, с. 92.
{7} Артиллерийский фунт равнялся весу чугунного ядра диаметром в два дюйма (50,8 мм).
{8} Цит. по: Мавродин В. Основание Петербурга. Л., 1978, с. 56.
{9} Крепость и город получили имя апостола Петра обладателя, по христианской вере, ключей от врат рая. Город по замыслу Петра I должен был стать ключом от Балтийского моря. Некоторое время он носил и другое название Петрополь, но оно не привилось. Крепость же впоследствии стала называться Петропавловской.
{10} Цит. по: Веселаго Ф. Очерк русской морской истории. Спб., 1875 ч. 1, с. 161.
{11} См.: Морской атлас: Описания к картам. М., 1959, т. 3, ч. 1, с. 219.
{12} См.: Морской атлас. М., 1958, т. 3, ч. 1, л. 12.
{13} Цит. по: Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1963, кн. 9, с. 16.
{14} См.: Веселаго Ф. Очерк русской морской истории, ч. 1, с. 263; Новиков Н. В. Гангут. М., 1944, с. 72.
{15} Материалы для истории Гангутской операции. Пг., 1914, вып. 3, с. 35.
{16} Цит. по: Тельпуховский Б. С. Северная война. М., 1946, с. 159.
{17} Цит. по: Очерки истории СССР. XVIII в., первая четверть. М., 1954 с. 597.
{18} См.: Кириллов И. К. Цветущее состояние Всероссийского государства. М., 1831, кн. 1, с. 25– 27.
{19} Книга устав морский о всем, что касается к доброму управлению, в бытность флота на море, печатанный повелением его величества Петра Великого, императора и самодержца всерссийского в Санкт-петербургской типографии 1724 года, с. 1.
{20} См.: История русской армии и флота. М., 1912, вып. 8, с. 11.
{21} Аренс Е. И. История русского флота, екатерининский период. Литограф, изд. Спб., 1897, с. 67.
{22} Челобитные Семена Дежнева об открытии им этого пролива в 1648 г, «осели» в Якутском архиве и не стали достоянием науки.
{23} Ленин В. И. Полн. Собр. соч., т. 30, с. 7.
{24} См.: Материалы для истории русского флота. Спб., 1883, ч. 10, с. 417–418. Прам плоскодонное артиллерийское парусное судно с вооружением от 18 до 38 пушек и мортир крупного калибра; применялось для действий против крепостей и укрепленных пунктов. Пакетбот двухмачтовое парусное военное судно, использовавшееся для посыльной службы и перевозки почты; имело на вооружении от 12 до 16 пушек среднего и малого калибра.
{25} См.: Материалы для истории русского флота, ч. 10, с. 620.
{26} См.: Коробков Н. М. Русский флот в Семилетней войне. М., 1946, с. 134.
{27} Брандскугель зажигательный снаряд.
{28} Цит. по: Литвинов М. Черное море. Спб., 1881, с. 40.
{29} Центральный государственный архив Военно-Морского Флота (далее ЦГАВМФ), ф. 179, д. 149, л. 3 об.; ф.870, д. 1010, л. 145–147; Петров А. Война России с Турцией и польскими конфедератами 1769– 1774 гг. Спб., 1866, т. 2, с. 382.
{30} ЦГАВМФ, ф. 172, д. 8, л. 29, 41, 60, 189; ф. 870, д. 1010, л. 145–147.
{31} См.: История русской армии и флота, вып. 8, с. 93.
{32} ЦГАВМФ, ф. 172, д. 1, л. 23–24.
{33} Брандер небольшое судно, наполненное взрывчатыми или горючими веществами, предназначавшееся доя подрыва или поджога неприятельских судов.
{34} ЦГАВМФ, ф. 870, д. 1010. л. 147.
{35} ЦГАВМФ, ф. 225, д. 1074, л. 25 об.
{36} ЦГАВМФ, ф. 172, д. 1, л. 20–21.
{37} ЦГАВМФ, ф. 179, д. 154, л. 39 об.
{38} См.: Журнал Министерства народного просвещения, 1869, февр., с. 341. Абоский договор, подтвердивший статьи Ништадтского мира, явился итогом русско-шведской войны 1741–1743 годов. В Финляндии граница со Швецией устанавливалась по реке Кюммене и озеру Сайма. Россия получила Кюмменегородскую провинцию с крепостями Фридрихсгам (Фредриксхамн) на побережье Финского залива и Вильманстранд, а также часть Саволакской провинции с крепостью Нейшлот (Нюслотт) на озере Сайма.
{39} Русский архив, 1878, № 10, с. 161.
{40} См.: Морской атлас: Описания к картам, т. 3, ч, 1, с. 338.
{41} Эта эскадра под командованием вице-адмирала Т. Г. Козлянинова в 1788 г. перешла в Южную Балтику для совместных действий с союзным датским флотом.
{42} Коттер легкое двухмачтовое судно, предназначавшееся для разведки, посыльной и крейсерской служб; вмело на вооружении от 8 до 38 пушок среднего и палого калибра.
{43} См.: Морской атлас, т. 3, ч. 1, л. 18.
{44} См.: Боевая летопись русского флота. М., 1948, с. 187.
{45} См.: Морской атлас, т. 3, ч. 1, л. 18.
{46} См.: Боевая летопись русского флота, с. 142.
{47} Веселаго Ф. Краткая история русского флота. М., 1939, о. 202.
{48} См.: Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели исследователя морей и океанов. М., 1954, с. 446–451.
{49} Кук Д. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света. М. 1948, с. 434.
{50} Кук Д. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света, с. 440.
{51} Российские владения (Русская Америка) простирались от северных берегов Аляски до основанного в 1812 г. близ бухты Св. Франциска форта Росс. В январе 1842 г. правительство Николая I ликвидировало русские владения в Калифорнии. В марте 1867 г. правительство Александра II продало Аляску с островами Алеутской гряды, которые почти столетие принадлежали России по праву первооткрытия, Соединенным Штатам Америки за очень низкую цену 7,2 млн. долларов (по 4,7 цента за гектар плюс 200 тыс. долларов для удовлетворения частных лиц, то есть менее 11 млн. рублей по курсу того времени).
{52} См.: Морской атлас: Описания к картам, т. 3, ч. 1, с. 410.
{53} См.: Морской атлас: Описания к картам, т. 3, ч. 1, с. 419.
{54} См.: Броневский В. Записки морского офицера. Спб., 1818, ч. 3, с. 3.
{55} Броневский В. Записки морского офицера, ч. 3, с. 41.
{56} Цит. по: Броневский В. Записки морского офицера, ч. 3, с. 88.
{57} После заключения в 1812 г. мира с Россией Англия возвратила уцелевшие корабли эскадры Д. Н. Сенявина, а за остальные выплатила компенсацию.
{58} Мирный договор России с Англией был подписан 6 июля 1812 года.
{59} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 21, с. 261.
{60} См.: Рыкачев А. П. Год Наваринской кампании. Кронштадт, 1877, с. 23.
{61} М. П. Лазарев. Документы. М., 1952, т. 1, с. 323.
{62} См.: Морской атлас: Описания к картам, т. 3, ч. 1, с. 527.
{63} Еще в 1807 г. преподаватель фортификации и артиллерии Морского кадетского корпуса подполковник И. И. Фицтум произвел первые успешные опыты по подрыву с берега небольших мин с помощью электрического тока. Эта его идея несколько позднее была блестяще осуществлена талантливым русским ученым П. Л. Шиллингом. С годами грозное оружие BCJ более совершенствовалось. Выдающийся русский физик Б. С. Якоби предложил мину, которая взрывалась с помощью береговой гальванической батареи, а затем мину новой конструкции: при ударе о нее корабля расположенный в мине ударный замыкатель включал гальваническую цепь и вызывал взрыв (см.: Развитие минного оружия в русском флоте: Документы. М., 1951, с, 6).
{64} Цит. по: Тарле Е. В. Соч. М., 1959, т. 9, с. 72.
{65} Бородкнн М. Война 1854–1855 гг. на Финском побережье. Спб., 1904, с. 124.
{66} Цит. по: История военно-морского искусства. М., 1954, т. 2, с. 176.
{67} Цит. по: История военно-морского искусства. М., 1954, т. 2, с. 176.
{68} См.: Шестериков А. Даты истории отечественной авиации. М.. 1953, с. 19.
{69} Цит. по: Морской сборник, 1855, № 9, с. 47.
{70} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 173.
{71} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 174.
{72} См.: Шершов А. П. К истории военного кораблестроения. М., 1952, с. 300.
{73} См.: Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота. М., 1948, с. 12.
{74} Александр Пересвет и Родион Ослябя герои Куликовской битвы 1380 года.
{75} См.: История военно-морского искусства, т. 2, с. 222. Еще в первой половине XIX в. был установлен межгосударственный принцип господства русского флота на Балтике, по которому он должен был иметь преобладание над соединенными флотами Германии, Швеции и Дании.
{76} Цит. по: Морской сборник, 1872, № 12, с. 23.
{77} См.: Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота, с. 16.
{78} 1 февраля 1892 г. в России была введена первая классификация кораблей броненосного флота: 1) броненосцы (эскадренные, береговой обороны), 2) крейсера (1, 2 ранга), 3) минные крейсера, 4) канонерские лодки (мореходные, береговой обороны), 5) пароходы, 6) яхты, 7) транспорты, 8) миноносцы, 9) миноноски, 10) учебные суда, 11) портовые суда. Перед русско-японской войной ее неофициально дополнили классы кораблей: минный транспорт, госпитальное судно. Крейсера 1 ранга стали делить на броненосные и бронепалубные, более крупные миноносцы называть контрминоносцами, а затем эскадренными миноносцами.
{79} См.: Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота, с. 17.
{80} См.: Яковлев И. И. Корабли и верфи. 2-е изд. Л., 1973, с. 171.
{81} См.: Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота, с. 23.
{82} С. О. Макаров: Документы. М., 1953, т. 1, с. 97–98.
{83} См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 4, с. 391–396.
{84} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 10, с. 251.
{85} После ухода 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток в составе Балтийского флота оставались эскадренные броненосцы «Слава» и «Император Александр II», несколько десятков миноносцев и 5 подводных лодок.
{86} Вице-адмирал З. П. Рожественский, раненный в голову, был вместе со своим штабом снят с «Князя Суворова» миноносцем «Бедовый», а затем взят японцами в плен.
{87} Крейсер «Изумруд», дойдя до русских берегов, наскочил в темноте на мель и был затоплен экипажем в бухте Владимир. Контр-адмирал Небогатов и командиры сдавшихся броненосцев «Император Николай I», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин» после возвращения в Россию были приговорены судом к расстрелу, который потом заменили заключением в крепость на 10 лет. (Офицеры броненосца «Орел» были оправданы.) Через два года всех осужденных освободили по амнистии.
{88} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 10, с. 252.
{89} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 10, с. 336.
{90} Очерки истории Ленинграда. М. Л., 1956. т. 3, с. 306.
{91} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 12, с. 57–58.
{92} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 13, с. 325.
{93} Цит. по: Кораблев Ю. Революционные восстания на Балтике в 1905–1906 гг. Л., 1956, с. 97.
{94} Кондукторское звание имели: старший боцман, старший машинный содержатель, минно-артиллерийский содержатель, шхипер и баталер. Артиллерийский кондуктор крейсера «Память Азова» К. Ф. Лавриненко оказался резидентом царской охранки на Балтийском флоте. За подавление восстания был награжден серебряной медалью и произведен в подпоручики по адмиралтейству.
{95} К 50-летию со дня восстания трудящиеся Эстонии установили на башне Длинный Герман в Таллине, у которой были расстреляны восставшие балтийские моряки, мемориальную доску с именами всех казненных. На месте восстания в бухте Хара-Лахт, у поселка Локса, воздвигнут памятник.
{96} Очерки истории Ленинграда, т. 3, с. 390.
{97} Цит. по: Кораблев Ю. Революционные восстания на Балтике в 1905–1906 гг., с. 124.
{98} Так в Воспоминаниях Н. К. Крупской. «Слава» до 1907 г, эскадренный броненосец, затем линейный корабль
{99} Крупская Н. К. Воспоминания о Ленине. М., 1957, о. 163.
{100} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 48, с. 84.
{101} В то время они относились к классу миноносцев.
{102} В октябре 1907 г. была введена новая классификация кораблей: 1) линейные корабли, 2) броненосные крейсера, 3) крейсера, 4) эскадренные миноносцы, 5) миноносцы, 6) миноноски, 7) заградители, 8) подводные лодки, 9) канонерские лодки, 10) речные канонерские лодки, 11) транспорты, 12) посыльные суда, 13) яхты, 14) учебные суда, 15) портовые суда. По новой классификации «Андрей Первозванный», «Император Павел I» и «Цесаревич» линейные корабли, «Адмирал Макаров», «Баян», «Громобой», «Паллада», «Россия» и «Рюрик» броненосные крейсера, все минные крейсера эскадренные миноносцы.
{103} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 1.
{104} См.: Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота, с. 19–20, 24–25; Степанов Ю. Г., Цветков И. Ф. Эскадренный миноносец «Новик». Л., 1981, с. 15–16. В июне 1915 г. была утверждена новая классификация кораблей: 1) линейные корабли, 2) линейные крейсера, 3) крейсера, 4) эскадренные миноносцы, 5) миноносцы, 6) подводные лодки, 7) заградители, 8) тральщики, 9) канонерские лодки, 10) речные канонерские лодки, 11) учебные суда, 12) транспорты, 13) посыльные суда, 14) яхты, 15) гидрографические суда, 16) портовые и крепостные суда, 17) блокшивы. В 1916 г. она была дополнена морскими ледоколами, портовыми ледоколами и сетевыми заградителями, в 1917 г. сторожевыми судами, сторожевыми катерами и катерами-тральщиками.
{105} См.: Цветков И. Ф. Линкор «Октябрьская революция». Л., 1983, с. 45.
{106} В августе 1914 г. Санкт-Петербург был переименован в Петроград.
{107} См.: Морской атлас, т. 3, ч. 1, л. 38 «Е».
{108} См.: Морской атлас, т. 3, ч. 1, л. 39 «Ж».
{109} На морских сообщениях немцев в Балтийском море действовало пять английских подводных лодок типа Е, проникших сюда через пролив Зунд. Обязанности штурманов, радистов и сигнальщиков на этих лодках выполняли русские моряки.
{110} См.: Балтийские моряки в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции. М. Л., 1957, с. 337, 343; Найдя С. Ф. Революционное движение в царском флоте 1825–1917, М., 1948, с. 550.
{111} См.: Флот в первой мировой войне. М., 1964, т. 1, с. 231.
{112} Бывший пароход «Императрица Александра», принимавший четыре самолета.
{113} Цит. по: Моисеев С., Брамм М. Славные дела балтийцев в войну 1914–1918 гг. М., 1941, с. 5.
{114} А. И. Непенин и несколько монархически настроенных офицеров были расстреляны восставшими матросами.
{115} Состав сил противника и русского флота см.: Морской атлас, т. 3, ч. 1, л. 41 «Е».
{116} Взрывной волной Ф. Е. Самончука выбросило за борт, и он остался жив. За мужество и героизм, проявленные в бою с кораблями германского флота 1 (14) октября 1917 г., Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1955 г. герой Моонзундского сражения награжден орденом Красного Знамени (см.: Великая Октябрьская социалистическая революция: Энциклопедия. М., 1977, с. 132, 340).
{117} См.: Петраш В. В. Моряки Балтийского флота в борьбе за победу Октября. М. Л., 1966, с. 62.
{118} Балтийские моряки в подготовке я проведении Великой Октябрьской социалистической революции, с. 64, 65.
{119} См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 32, с. 218–221.
{120} Балтийские моряки в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции, с. 338.
{121} ЦГАВМФ, ф. 342, д. 54, л. 224.
{122} См.: Петраш В. В. Моряки Балтийского флота в борьбе за победу Октября. с. 68.
{123} Речь идет о событиях, происходивших до гибели «Грома».
{124} Балтийские моряки в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции. с. 121.
{125} См.: Военные моряки в борьбе за победу Октябрьской революции, 102. Сочувствующие большевикам входили в состав партийных организаций.
{126} Балтийские моряки в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции, с. 217.
{127} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 265.
{128} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 383–384.
{129} См.: Петраш В. В. Моряки Балтийского флота в борьбе за победу Октября, с. 249.
{130} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 114.
{131} См.: Балтийский флот в Октябрьской революции и гражданской войне: Сборник документов. М., 1932, с. 19.
{132} Даты с 1 февраля 1918 г. даются по новому стилю.
{133} Цит. по: Балтийские моряки в борьбе за власть Советов (ноябрь 1917 декабрь 1918). Л., 1968, с. 84–85.
{134} Цит. по: Балтийские моряки в борьбе за власть Советов (ноябрь 1917 декабрь 1918). Л., 1968, с. 87–89.
{135} ЦГАВМФ, ф. 8, д. 3, л. 26.
{136} Правда, 1918, 1 марта.
{137} Рабочая и крестьянская Красная Армия и Флот, 1918, 28 февр.
{138} ЦГАВМФ, ф. р-342, оп. 1, д. 432, л. 2.
{139} См.: Балтийские моряка В борьбе за власть Советов (ноябрь 1917 декабрь 1918), с. 95.
{140} ЦГАВМФ, ф. р-92, оп. 1, д. 65, л. 261–263.
{141} См.: Морской атлас: Описания к картам. М., 1966, т. 3, ч. 2, с. 23. Ныне в память о героическом походе моряков-балтийцев в Таллине на горе Маарьямяги установлен 36-метровый белокаменный обелиск с надписью: «Слава отважным морякам и рабочим участникам героического Ледового похода кораблей Балтийского флота II-IV-1918».
{142} См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 50, с. 121, 171–172.
{143} Ленин В. И. Военная переписка (1917–1920). М., 1957, с. 127.
{144} Цит. по: Флот нашей Родины. М., 1940, с. 207–208.
{145} См.: Морской атлас. М, 1963, т, 3, ч. 2, д. 3.
{146} См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 402.
{147} ЦГАВМФ, ф. р-107, оп. 1, д. 14, л. 60 об.
{148} См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 230–231.
{149} См.: Боевые подвиги Красной Армии 1918–1922 гг. М., 1957, с. 28–29.
{150} См.: История военно-морского искусства. М., 1963, т. 2, с, 92.
{151} См.: Морской атлас: Описания к картам, т. 3, ч. 2, с. 43.
{152} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 173.
{153} Официально Балтийский флот до 21 апреля 1921 г. именовался Флот Балтийского моря, затем Морские силы Балтийского моря, с 9 января 1935 г. Краснознаменный Балтийский флот. С июня 1920 г. флотом командовал Ф. Ф. Раскольников, в начале 1921 г. его сменил И. К. Кожанов, В мае того же года в командование флотом вступил М. В. Викторов.
{154} Фрунзе М. В. О молодежи. М., 1937, с. 62.
{155} Ленин В. И. Военная переписка (1917–1920), с. 256.
{156} КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986), т. 2. М., 1983, о. 378.
{157} См.: Морской атлас: Описания к картам, т. 3, ч. 2, с. 81.
{158} ЦГАВМФ, ф. р-1483, оп. 1, д, 191, л. 28.
{159} Цит. по: Селяничев А. К. Великий подвиг Балтики. М., 1968 с. 116.
{160} См.: Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства, 1921, № 52, с. 306.
{161} 26 января 1924 г. решением II съезда Советов СССР Петроград был переименован в Ленинград.
{162} Фрунзе М. В. Избранные произведения, М., 1957, т, 2, с. 391–392.
{163} Фрунзе М. В. Собр. соч. М. Л., 1927, т. 3, с. 237.
{164} В 1924–1926 гг. флотом командовал А. К. Векман, с 1926 по 1931 г. вновь М. В. Викторов.
{165} Цит. по: Морской сборник, 1927, № 10, с. 46.
{166} ЦГАВМФ, ф. р-1483, оп. 1, д. 62, л. 81.
{167} ЦГАВМФ, ф. р-1483, оп. 1, д. 27, л. 31.
{168} ЦГАВМФ, ф. р-441, оп. 8, д. 84, л. 78–79. Впоследствии программа была уточнена решениями РВС СССР от 13 нюня и 23 декабря 1930 года.
{169} См.: Иванов П. Н. Крылья над морем. М., 1973, с. 50–51.
{170} 11 июля 1933 г. СТО принял постановление «О программе военно-морского судостроения на 1933–1938 гг.» (ЦГАВМФ. ф. р-1483, оп. 1, д. 201, л. 69; ф. р-441, оп. 8, д. 84, л. 1). В 1932–1936 гг. флотом командовал Л. М. Галлер, в 1937 г. А. К. Сивков.
{171} Конструктором первых советских торпедных катеров был А. Н. Туполев, малых охотников типа МО-4 Л. Л. Ермаш.
{172} См.: Иванов П. Н. Крылья над морем, с. 59.
{173} ЦГАВМФ, ф. р-1678, оп. 1, д. 90, л. 138–139.
{174} См.: Иванов П. Н. Крылья над морем, с. 65.
{175} ЦГАВМФ, ф. р-1877, оп. 7, д. 54, л. 124–128.
{176} Фертоинг способ стоянки на двух разнесенных якорях, при котором корабль во всяком положении при разворачивании находится между якорями. Во избежание скручивания якорных цепей в них вводят особый вертлюг, который называют фертоинговой скобой.
{177} Старшим помощником командира линкора «Марат» был капитан 2 ранга В. Ф. Трибуц.
{178} В 1937–1938 гг. флотом командовал И. С. Исаков, в 1938–1939 гг. Г. И. Левченко. В мае 1939 г. в командование флотом вступил флагман 1 ранга В. Ф. Трибуц.
{179} См.: История второй мировой войны 1939–1945. М., 1974, т, 3, ф, 358.
{180} См.: Советская Военная Энциклопедия. М., 1979, т. 7, с. 419.
{181} Ладожская военная флотилия с главной базой в Шлиссельбурге была сформирована в составе КБФ в ноябре 1939 года.
{182} Meister J. Der Einsatz der sowietischen Schiffsartillerie gegen Landziele 1939/45, Marine Rundschau, 1956, XII, Heft 6, S. 218.
{183} С 24 января 1940 г. военком полковой комиссар В. В. Смирнов.
{184} Гакабортный огонь белый огонь, устанавливаемый на корме корабля, с сектором освещения 135 градусов.
{185} ЦГАВМФ, ф, р-1891, оп. 1, д. 4, л. 137. По другим данным 31,3 мили.
{186} Впервые в практике боевого применения советской и иностранной авиации была осуществлена постановка мин с воздуха (см.: Иванов П. Н. Крылья над морем, с. 66).
{187} См.: Советская Военная Энциклопедия, т. 7, с. 418–419.
{188} Знания Героя Советского Союза удостоены 17 летчиков, сражавшихся в составе ВВС КБФ. Орденом Красного Знамени были награждены 12-я и 13-я отдельные истребительные авиаэскадрильи и 3-я эскадрилья 1-го авиаполка.
{189} См.: История второй мировой войны 1939–1945, т. 3, с. 409.
{190} См.: История второй мировой войны 1939–1945, т. 3, с. 410.
{191} ЦГАВМФ, ф. р-1874, оп. 1, д. 24, л. 24.
{192} Кузнецов Н. Г. Накануне. М., 1969, с. 347–348.
{193} Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. 2-е изд. М., 1954, т. 1, с. 367.
{194} См.: Морской атлас, т. 3, ч. 2, л. 22 «Б».
{195} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота 1941–1942. М., 1983, с. 90.
{196} К началу войны на КБФ имелось торпед разных 1994, мин 11 442, минных защитников 3309, глубинных бомб 65 400, тралов разных 512 комплектов, мазута 97 301 т, соляра 11 077 т, угля 95 408 т, смазочных масел 5583 т (см.: Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград 1941–1944 гг. М., 1973, с. 415).
{197} См.: Морской атлас, т. 3, ч. 2, л. 22 «Б»; Басов А. В. Флот в Великой Отечественной войне 1941–1945. М., 1980, с. 37.
{198} См.: Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград 1941–1944 гг., с. 7.
{199} См.: Басов А. В. Флот в Великой Отечественной войне 1941–1945, с. 37; Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград 1941– 1944 гг., с. 8.
{200} См.: Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград 1941–1944 гг., с. 8.
{201} Ладожская военная флотилия была расформирована в марте 1940 года.
{202} 25 июня, участвуя в охране главной базы флота Таллина, летчик 10-й авиабригады ВВС КБФ капитан А. К. Антоненко сбил первый на Балтике фашистский самолет Ю-86к.
{203} Были затоплены эсминец и шесть подводных лодок (см.: Морской атлас: Описания к картам, т. 3, ч. 2, с. 245).
{204} См.: Трибуц В. Ф. Балтийцы вступают в бой. Калининград, 1972, с. 59.
{205} 21 ноября 1941 г. Прибалтийская военно-морская база была расформирована.
{206} На острове Осмуссаар батарея 130-мм калибра была введена в строй 3 июля, батарея 180-мм калибра 1 августа 1941 года.
{207} Советский флот, 1957, 20 авг. Калевипоэг эстонский народный эпос, повествующий о далеком прошлом эстонского народа (до вторжения немецких феодалов), о любви эстонцев к родине, к труду, об их стремлении к дружбе с великим русским народом.
{208} Е. А. Никонов навечно зачислен в списки одной из частей ДКБФ. Его именем названа улица в Таллине, герою-балтийцу воздвигнут памятник в городском парке Кадриорг. Морскому тральщику ДКБФ присвоено название «Евгений Никонов».
{209} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота 1941–1942, с. 112.
{210} «Совершенно секретно! Только для командования!»: Документы и материалы. М., 1967, с. 274.
{211} На острове Сааремаа, в поселке Такумарди, установлен памятник его защитникам.
{212} Центральный военно-морской архив (Далее ЦВМА). ф. 260, д. 20241, л. 144–150.
{213} Правда, 1941, 2 ноября.
{214} Герой Советского Союза П. А. Бринько, погибший в сентябре 1941 г., за 2,5 месяца войны сбил 15 вражеских самолетов.
{215} См.: Трибуц В. Ф. Балтийцы сражаются. М., 1985, с. 35.
{216} На Осмуссааре установлена мемориальная доска: «На этом острове подразделения КБФ совместно с рабочими ленинградских предприятий 164 дня вели упорные бои с немецко-фашистскими захватчиками, дважды отразив десанты противника. Воины флота оставили остров только по приказу Верховного командования 1 декабря 1941 г. Вечная честь и бессмертная слава вам, герои Осмуссаара!»
{217} Правда, 1941, 13 ноября.
{218} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота 1941–1942, с. 127.
{219} См.: История военно-морского искусства. М., 1969, с. 245.
{220} См.: Морской атлас, т. 3, ч. 2, л. 22 «В».
{221} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота 1941–1912, с. 130–131.
{222} См.: Боевая летопись Военно-Морского Флота 1941–1942, с. 131.
{223} Нюрнбергский процесс, т. 1, с. 366.
{224} ЦВМА, ф. 9, д. 109, л. 188–196; ф. 25, д. 11090, л. 163.
{225} Бывший немецкий тяжелый крейсер «Лютцов» (типа «Зейдлиц»), купленный в 1939 г. в Германии в недостроенном виде (готовность 40 процентов). Могли вести огонь две (из четырех) двухорудийные башни главного калибра 203 мм, используя немецкие боеприпасы.
{226} См.: Гальдер Ф. Военный дневник. М., 1971, т. 3, кн. 1, с. 308.
{227} Цит. по: Барбашин И. П. и др. Битва за Ленинград. М., 1964, с. 90.
{228} ЦВМА, ф. 217, д. 7437, л. 364.
{229} ЦВМА, ф. 46, д. 25806, л. 20.
{230} См.: Павлов Д. В. Ленинград в блокаде. М., 1969, с. 226, 242.
{231} ЦВМА, ф. 46, д. 25806, л. 25; Иванов П. Н. Крылья над морем, с. 125.
{232} В настоящее время тральщик «ТЩ-100» является частью памятного мемориала, сооруженного в Новой Ладоге. На плите мемориала надпись: «Отвага и долг беззаветных героев вели корабли Ленинграду на помощь по ладожским волнам. Высокая слава героев в достойных потомках живи».
{233} ЦВМА, ф. 9, д. 7878, л. 62.
{234} 101-я МЖДАБ КБФ была сформирована и январе 1942 г. в составе семи дивизионов (26 батарей с орудиями калибра 100–180 мм).
{235} ЦВМА, ф. 25, д. 9974, л. 33–35.
{236} Наиболее крупная артиллерия сухопутных войск Ленинградского фронта имела калибр 152 мы с дальностью стрельбы 21–25 километров.
{237} В марте 1942 г. были сняты советские гарнизоны с островов Гогланд и Большой Тютерс.
{238} См.: История второй мировой войны 1939–1945. М., 1975, т. 5, с. 264. Глубина противолодочного рубежа его протяженность в горизонтальной плоскости.
{239} В мае была вновь сформирована Кронштадтская военно-морская база (командир генерал-лейтенант И. С. Мушнов, с 25 июня капитан 1 ранга Г. И. Левченко).
{240} Планировались действия в первом эшелоне 11, но фактически вышла в поре 10 подводных лодок («Л-3» действовала во втором эшелоне).
{241} См.: История второй мировой войны 1939–1945, т. 5, с. 266.
{242} Красная звезда, 1965, 25 июля.
{243} См.: Иванов П. Н. Крылья над морем, с. 139, 140.
{244} ЦВМА, ф. 150, д. 23819, л. 1–2.
{245} Meister J. Der Seekrieg in den osteuropaischen GewSssern 1941–45. J. F. Lehmanns Verlag. Munchen, 1958, S. 62.
{246} Цит. по: Богатов М., Меркурьев В. Ленинградская артиллерия. Л., 1946, с. 106.
{247} ЦВМА, ф. 46, д. 34176, л. 68.
{248} Там же, ф. 135, д. 23477, л. 214.
{249} В январе 1943 г. Кронштадтская военно-морская база была переформирована в Кронштадтский морской оборонительный район (КМОР; командир капитан 1 ранга Г. И. Левченко).
{250} См.: Иванов П. Н. Крылья над морем, с. 144.
{251} В составе Волховского фронта действовала 14-я воздушная армия (257 самолетов).
{252} В прошлом, до июня 1943 г., «Марат». Мог вести огонь из девяти орудий калибром 305 миллиметров.
{253} В сентябре 1944 г. крейсер «Петропавловск» был переименован в «Таллин».
{254} До февраля 1943 г. гвардейский эсминец «Стойкий».
{255} ЦВМА, ф. 74, д. 13372, л. 20–21; д. 13261, л. 97–98; ф. 9, д. 21558, л. 32.
{256} Крейсер «Киров» был награжден орденом Красного Знамени 27 февраля 1943 года.
{257} ЦВМА, ф. 25, д. 12681, л. 2.
{258} ЦВМА, ф. 9, д. 21534, л. 75.
{259} Авиадивизии в составе ВВС КБФ были созданы в 1943 г. на базе бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиабригад.
{260} ЦВМА, ф. 46, д. 18621, л. 318–319.
{261} Всего в состав десанта были включены 517 морских пехотинцев, среди них 52 члена партии, 95 кандидатов в члены партии, 213 комсомольцев (см.: Гринкевич В. И. Разве можно забыть Мерекюла? М., 1979, с. 5–6). Командовал десантным батальоном майор С. П. Маслов, приданной стрелковой ротой старший лейтенант Ф. П. Заволокин.
{262} ЦВМА, ф. 46, д. 25860, л. 29.
{263} Цит. по: Гринкевич В. И. Разве можно забыть Мерекюла?, с. 63.
{264} На берегу Нарвского залива, у деревни Мерекюла, установлен памятник: на огромной глыбе красного гранита, увенчанной золотой пятиконечной звездой, покоится якорь с цепью. На полированной плите надпись на русском и эстонском языках: «Здесь, в Мерекюла, в феврале 1944 года героически сражались моряки-десантники за освобождение Советской Эстонии от немецких фашистов. Вечная слава героям!»
{265} ЦВМА, ф. 243, д. 24698, л. 1.
{266} ЦВМА, ф. 9, д. 33324, л. 17; д. 10844. л. 5: д. 5593, л. 1.
{267} Лужская военно-морская база Кронштадтского морского оборонительного района была сформирована в Лужской губе 22 февраля 1944 года. Расформирована 24 августа 1944 года.
{268} ЦВМА, ф. 85, д. 25314, л. 5–6.
{269} Онежская военная флотилия формировалась дважды и действовала с 7 августа по 28 ноября 1941 г. и с 31 декабря 1942 г. по 10 июля 1944 года.
{270} ЦВМА, ф. 25, д. 34137, л. 35.
{271} ЦВМА, ф. 25, д. 34137, л. 39–40, 43, 67; д. 20937, л. 78–82 об.
{272} ЦВМА, ф. 25, д. 19104, л. 540–541.
{273} ЦВМА, ф. 46, д. 21671, л. 63.
{274} См.: Meister J. Der Seekrieg in den osteuropaischen Gewissern 1941–45, S. 80.
{276} Катера малые охотники и бронированные малые охотники (моряки называли их морскими охотниками). Морские бронекатера нередко именовались малыми канонерскими лодками. Тендер военное транспортное судно, созданное в блокированном Ленинграде. Имело небольшую осадку, грузоподъемность 15–30 т, экипаж 2–3 человека.
{277} См.: Meister J. Der Seekrieg in den osteuropaischen Gewassern 1941–45, S. 82.
{278} ЦВМА, ф. 46, д. 21671, л. 62.
{279} ЦВМА, ф. 85, д. 34140, л. 27. На острове Пийсари (Северный Березовый) установлен мраморный обелиск с надписью: «Слава героям Бригады морской пехоты КБФ, павшим в бою за Советскую Родину 22 июня 1944 года».
{280} ЦВМА, ф. 96, д. 33350, л. 16.
{281} Второй финский броненосец «Ильмаринен» подорвался и погиб в сентябре 1941 г. предположительно на минах, поставленных силами КВФ.
{282} См.: Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М., 1983, с. 66–69.
{283} Уже после выхода кораблей на выполнение боевого задания в отряд дополнительно была включена канонерская лодка «Селемджа».
{284} См.: История второй мировой войны 1939–1941. M., 1978, т. 49, с. 214–215.
{285} См.: История второй мировой войны 1939–1941. M., 1978, т. 49, с. 214.
{286} См.: История второй мировой войны 1939–1945. М., 1977, т. 8, с. 148.
{287} ЦВМА, ф. 2, д. 12184, л. 73–77.
{288} ЦВМА, ф. 85, д. 25112, л. 40.
{289} ЦВМА, ф. 9, д. 33324, л. 74.
{290} 8 июля 1945 г. капитан-лейтенанту Г. Я. Оводовскому было присвоено звание Героя Советского Союза.
{291} Решением Ставки Верховного Главнокомандования Бригада речных кораблей, состоявшая из бронекатеров и десантных тендеров (ее нередко называли Чудской флотилией по аналогии с существовавшей с 3 июля по 27 августа 1941 г.), оставаясь в составе КБФ, была в августе оперативно подчинена 3-му Прибалтийскому фронту и после высадки десанта возвращена в оперативное подчинение Ленинградскому фронту.
{292} Кузнецовы. Г. Курсом к победе. М., 1975, с. 408.
{293} Кузнецовы. Г. Курсом к победе. М., 1975, с. 408.
{294} Финляндия прекратила военные действия против СССР 4 сентября 1944 года. Гогланд был занят финскими войсками в марте 1942 года.
{295} ЦВМА, ф. 260, д. 17531, л. 133; д. 0574, л. 171.
{296} См.: Трибуц В. Ф. Балтийцы сражаются, с. 383, 384.
{297} См.: Ларин П. А. Эстонский народ в Великой Отечественной войне. Таллин, 1964, с. 243; Пэрн Л. В вихре военных лет. Таллин, 1976, с. 204.
{298} Цит. по: Матвеев А. И. В боях за Моонзунд. М., 1957, с. 106.
{299} Формировался на основе Лужской военно-морской базы.
{300} Была сформирована на основе Осиновецкой военно-морской базы, в ноябре 1944 г. переформирована в Либавскую военно-морскую базу.
{301} В январе 1945 г. был переименован в Островной морской оборонительный район (ОМОР).
{302} ЦВМА, ф. 697, оп. 029295, д. 22, л. 7–8. Возможно, за буксирный пароход была принята землечерпалка № 3.
{303} По некоторым данным, погибло в январе 1943 г. у Свинемюнде от подрыва на мине и было поднято. Вторично погибло 14 октября 1944 г. северо-восточнее Полангена.
{304} КБФ имел к началу войны четыре подводные лодки этого типа: «К-3», «К-21», «К-22» и «К-23». Одна из них («К-3» под командованием капитан-лейтенанта К. И. Малафеева) выходила 27 июля 1941 г. для минной постановки в районе острова Борнхольм, но из-за технической неисправности выполнить задание не смогла. По постановлению Государственного Комитета Обороны эти подводные лодки были переведены ранней осенью 1941 г. на Северный флот. К концу войны КБФ имел в строю четыре подводные лодки этого типа, достроенные в блокированном противником Ленинграде: «К-51», «К-52», «К-53» и «К-56».
{305} «Л-21», достроенная в блокированном Ленинграде, вошла в состав КБФ 31 августа 1943 года.
{306} См.: История второй мировой войны 1939–1945, т. 9, с. 217.
{307} См.: Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне, с. 69–72.
{308} См.: Иванов П. Н. Крылья над морем, с. 154.
{309} См.: Против фальсификаторов истории второй мировой войны: Сборник статей. М., 1959, с. 243, 246; Поражение германского империализма во второй мировой войне: Статьи и документы. М., 1960, с. 125, 127.
{310} Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 г. В. Н. Каштанкину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
{311} Первый на Балтике таран самолетом фашистского корабля совершил 19 ноября 1943 г. морской летчик В. Кротевич.
{312} См.: Против фальсификаторов истории второй мировой войны, с. 243, 244, 246; Поражение германского империализма во второй мировой войне, с. 125, 127.
{313} См.: История второй мировой войны 1939–1045, т. в, с. 217.
{314} См.: История второй мировой войны 1939–1945. М., 1979, т, 10, с. 220.
{315} См.: История второй мировой войны 1939–1945. М., 1979, т, 10, с. 222.
{316} См.: Трибуц В. Ф. Балтийцы сражаются, с. 439.
{317} См.: Морской атлас: Описания к картам, т. 3, ч. 2, с. 538.
{318} См.: Иванов П. Н. Крылья над морем, с. 155.
{319} Юго-Западный морской оборонительный район был сформирован 6 апреля 1945 года. В его состав входили военно-морская база Пиллау (командир контр-адмирал Н. Э. Фельдман) и Кольбергская военно-морская база (командир капитан 1 ранга Е. В. Гуськов).
{320} Трибун В. Ф. Балтийцы сражаются, с. 451.
{321} По западногерманским данным 7 тыс. человек (см.: Руге Ф. Война на море 1939–1945: Пер. с нем. М., 1957, с. 380).
{322} ЦВМА, ф. 6, д. 39231, л. 199–206.
{323} См.: Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне, с. 73.
{324} См.: История второй мировой войны 1939–1945, т. 10, с. 223.
{325} См.: Против фальсификаторов истории второй мировой войны, с. 244, 246; История второй мировой войны 1939–1945, т. 10, с. 225.
{326} Краснознаменная подводная лодка «Лембит» установлена в Таллине как корабль-мемориал.
{327} См.: История второй мировой войны 1939–1945, т. 10, с. 226.
{328} ЦВМА, ф. 96, д. 20921, л. 82.
{329} См.: Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне 1941–1945: Статьи и очерки. М., 1981, с. 29.
{330} См.: Против фальсификаторов истории второй мировой войны, с 247, 255; Краснознаменный Балтийский флот в завершающий период Великой Отечественной войны. 1944–1945 гг. М., 1975, с. 483.
{331} См.: Слава балтийская. Таллин, 1971, с. 163.
{332} Подсчитано по: Герои Советского Союза Военно-Морского Флота, 1937–1945 гг.: Биографический справочник. М., 1977; Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. 3-е изд. М., 1974, с. 546–564.
{333} С февраля 1946 г. по декабрь 1955 г. на Балтике действовали два самостоятельных объединения 4-й и 8-й ВМФ.
{334} См.: Горшков С. Г. Морская мощь государства. М., 1979, с. 259.
{336} бывш. броненосный фрегат
{337} бывш. броненосный фрегат
{338} бывш. броненосный фрегат
{339} В скобках даны даты указов Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами, приказов Верховного Главнокомандующего о присвоении почетных наименований и приказов НКВМФ о присвоении гвардейского звания.
{340} С 3.06.1944 г. в составе КБФ действовала 11-я штурмовая авиационная Новороссийская (16.09.1943) дважды Краснознаменная (4.05.1944; 31.05.1944) дивизия, передислоцированная с Черноморского флота.
{341} Приказом НКВМФ от 15.09.1945 1-я гвардейская морская артиллерийская железнодорожная бригада была переформирована в 1-ю и 2-ю гвардейские бригады и 11-ю отдельную гвардейскую железнодорожную артиллерийскую батарею (ЦВМА, ф. 2, оп. 16, д. 145, л. 90–94).
{342} Участвовала в Тулоксинской десантной операции Ладожской военной флотилии 23–27.06.1944 года. Одновременно орденом Красного Знамени награждена 70-я отдельная морская стрелковая бригада, действовавшая в составе 7-й армии Карельского фронта. Обеим бригадам присвоено почетное наименование Печенгских.
{343} После воинского звания и должности дается дата Указа Президиума Верховного Совета СССР.