Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава семнадцатая.

Балтийцы идут на запад

Едва отгремели бои на Карельском перешейке, как советские войска перешли в наступление на противоположном, южном, берегу Финского залива. 26 июля они стремительно форсировали реку Нарву и штурмом овладели городом и крепостью Нарва.

Фашисты считали нарвскую позицию «воротами в Германию» и придавали ее удержанию огромное значение. Гитлер лично инспектировал весной 1944 г. немецкую оборону на этом участке. На совещании, состоявшемся 9 июля 1944 г. в гитлеровской ставке, было уделено исключительное внимание предотвращению прорыва советских войск к Балтийскому морю {284}. Удерживая Прибалтику, фашисты имели возможность прикрывать подступы к Восточной Пруссии и развертывать действия военно-морских сил в Балтийском море. Немецко-фашистское командование отчетливо понимало, что потеря Прибалтики неизбежно приведет к перенесению военных действий на территорию Германии.

Военно-политическая обстановка, сложившаяся во второй половине 1944 г. на советско-германском фронте, благоприятствовала окончательному разгрому прибалтийской группировки немецко-фашистских войск. К этому времени в ходе успешного наступления Вооруженных Сил СССР были разбиты многие вражеские армии, освобождены Белоруссия, значительная часть Польши, Литвы. Советские войска, форсировав реку Неман, вплотную подошли к границам гитлеровской Германии.

На юге разгром группы армий «Южная Украина» обеспечил вывод из войны Румынии.

Продвижение советских соединений в район западнее Риги создало реальную угрозу отсечения немецко-фашистской армии в Прибалтике. Ее сухопутные сообщения были прерваны, а перевозки морем нарушались активными действиями авиации Краснознаменного Балтийского флота, прочно удерживавшей господство в воздухе. В составе ВВС КБФ насчитывалось около 600 боевых самолетов {285}.

Балтийцы были охвачены высоким боевым порывом. Этому способствовали достигнутые ратные успехи, целенаправленная [249] партийно-политическая работа, широкая пропаганда героических действий кораблей, частей, подразделений в минувших боях. С января по июнь 1944 г. на Краснознаменном Балтийском флоте стали членами ВКП(б) 2617, кандидатами в члены партии — 3879 человек {286}.

Продвижение сил флота совместно с войсками Ленинградского фронта в западном направлении требовало значительного количества тральных сил, а выполнение задач огневой поддержки приморского фланга армии — надежного противоминного обеспечения. Поэтому главным в повседневной боевой деятельности КБФ до начала наступательной операции по освобождению Советской Прибалтики было создание выхода на запад настойчивым «прогрызанием» проходов в минных заграждениях противника в Нарвском заливе.

Выполняя эту задачу, самоотверженно действовали моряки 1-й бригады траления, которой командовал контр-адмирал Ф. Л. Юрковский.

Траление осуществлялось в условиях активного противодействия авиации, надводных кораблей и береговой артиллерии противника. 1075 авиационных бомб, около 1000 снарядов береговой артиллерии, до 400 снарядов корабельной артиллерии обрушил враг на балтийские тральные силы. Но ему не удалось сорвать очистку Нарвского залива от мин. Более того, он потерял на своих же минных заграждениях несколько боевых кораблей. Вот как это произошло.

17 августа немецкая флотилия миноносцев, приняв в Хельсинки мины, вышла в Нарвский залив для повторного минирования фарватеров, протраленных кораблями Краснознаменного Балтийского флота. Ошибки в счислении и неточность предыдущих минных постановок привели к тому, что флотилия, попав на свое минное поле, в ночь на 18 августа потеряла три миноносца («Т-22», «Т-30» и «Т-32»), а четвертый получил повреждения. Советскими сторожевыми и торпедными катерами были подняты из воды 107 матросов и офицеров, в том числе командир флотилии {287}.

Траление в Нарвском заливе потребовало от балтийцев большого напряжения моральных и физических сил. За период с 7 мая по 15 октября здесь ими было уничтожено 1015 мин и 307 минных защитников {288}. Всего же в операционной зоне флота в 1944 г. с начала навигации и до сентября они вытралили свыше 1,5 тыс. мин и минных защитников (1006 контактных и 37 неконтактных мин, 501 минный защитник) {289}. Родина высоко оценила их самоотверженный ратный труд. Орденом Красного Знамени был награжден 2-й дивизион катеров-тральщиков, а его [250] командир капитан 3 ранга Ф. Е. Пахольчук удостоился звания Героя Советского Союза. 1-й Краснознаменный дивизион катеров-тральщиков (командир капитан-лейтенант Г. Я. Оводовский) был преобразован в гвардейский {290}. Сотни краснофлотцев, старшин и офицеров удостоились орденов и медалей. Краснознаменной стала и сама 1-я бригада траления. Самоотверженная работа личного состава тральщиков, которых прикрывали морская авиация, сторожевые и торпедные катера, позволила надежно обеспечить безопасность коммуникаций флота и боевую деятельность надводных кораблей в восточной части Финского залива.

В августе войска 3-го Прибалтийского фронта (командующий генерал армии И. И. Масленников), продвигаясь западнее Пскова, освободили город Тарту, прикрывающий путь к центральным районам Эстонии. Успех наступления был в значительной степени обеспечен высадкой в тыл вражеской обороны десанта в составе двух дивизий. Она была осуществлена Бригадой речных кораблей (командир капитан 2 ранга А. Ф. Аржавкин, начальник политотдела капитан 2 ранга Н. И. Шустров), сформированной в мае 1944 г. на Чудском озере {291}. За мужество и отвагу, проявленные при высадке десанта, свыше 250 моряков соединения были награждены орденами и медалями. Отдельная бригада речных кораблей стала Краснознаменной.

В боевой деятельности балтийских моряков на Чудском озере был необычный эпизод, отмеченный Наркомом ВМФ адмиралом Н. Г. Кузнецовым: «13 июня 1944 года мне доложили о случае, какие редко происходят в наше время: наш катер тараном потопил вражеский корабль» {292}. Находясь в дозоре в северной части Чудского озера, два бронекатера обнаружили четыре вражеских катера, следовавших строем кильватера. Бронекатер № 322 под командованием лейтенанта В. П. Волкотруба, открыв огонь, врезался в строй противника, чем отвлек внимание на себя. Воспользовавшись этим, командир бронекатера № 213 лейтенант А. А. Смирнов на полном ходу нанес форштевнем таранный удар в борт одному из вражеских кораблей, отправив его на дно. «Какая же отвага требовалась от лейтенанта Смирнова, чтобы ринуться на таран современного корабля сквозь огонь скорострельных пушек и крупнокалиберных пулеметов!» — подчеркнул адмирал {293}. Это был первый и единственный за годы войны случай потопления надводного корабля противника таранным ударом. [251]

За смелые и мужественные действия лейтенанты В. П. Волкотруб и А. А. Смирнов были награждены орденом Красного Знамени.

Стремительное продвижение советских войск поставило под угрозу разгрома вражескую группировку, находившуюся на нарвской оборонительной позиции между Финским заливом и Чудским озером. Поэтому немецко-фашистское командование бросило в бой свои оперативные резервы и с большим трудом к 5 сентября добилось стабилизации фронта севернее города Тарту.

В середине сентября гитлеровцы попытались захватить остров Гогланд, чтобы улучшить положение своих сил в Финском заливе. Для этого был выделен отряд кораблей из 49 единиц и 2500 солдат и офицеров. 14 сентября немецко-фашистскому десанту удалось овладеть северо-восточной частью острова. Финский гарнизон не смог оказать решительного сопротивления. Тогда по указанию Ставки Верховного Главнокомандования в действия против десанта включилась авиация Краснознаменного Балтийского флота {294}. Совершив 481 самолето-вылет, балтийские летчики совместно с береговой артиллерией финнов потопили 6 десантных судов, 3 тральщика, сторожевой корабль, 2 вспомогательных судна, 4 сторожевых катера, 2 буксирных парохода и повредили 6 десантных судов.

В воздушных боях было сбито 15 вражеских самолетов. Под ударами морской авиации отряд немецких кораблей поспешил покинуть район острова Гогланд. Оставшись без поддержки, десант нес большие потери и вскоре прекратил сопротивление. В плен был взят 1231 человек {295}. Советская Прибалтика была освобождена от немецко-фашистских захватчиков в результате проведения Таллинской, Рижской, Мемельской и Моонзундской наступательных операций. Наиболее активное участие Краснознаменный Балтийский флот принял в двух из них — Таллинской и Моонзундской.

Основной целью Таллинской наступательной операции был разгром нарвской группировки немецко-фашистских войск, освобождение Таллина и изгнание вражеского флота из Финского залива. При этом балтийцы обеспечивали действия войск со стороны Финского залива и Чудского озера. В результате наступления значительно расширилась операционная зона флота и он получил возможность перенести боевые действия в Балтийское море.

Моонзундская наступательная операция, по существу, явилась продолжением Таллинской и завершилась разгромом немецко-фашистских войск на островах Моонзундского (Западно-Эстонского) архипелага.

17 сентября войска Ленинградского фронта, поддержанные вогнем бронекатеров Чудской бригады речных кораблей и прикрываемые [252] авиацией флота, нанесли удар по вражеской обороне на тартуском направлении. Небывалую задачу выполнили в ходе его подготовки балтийские моряки. Всего лишь за пятнадцать дней они перевезли через Чудское озеро 135 тыс. солдат и офицеров, более 9 тыс. автомашин, около 13200 лошадей, 14600 повозок и кухонь, 2183 орудия и миномета, 14 тыс. т боеприпасов. Это позволило 2-й ударной армии сосредоточить на тартуском направлении мощную артиллерийскую группировку — 2040 стволов {296}. Лишь в одном, первом, залпе советские артиллеристы обрушили [253] на противника 287 т стали и взрывчатых веществ. К 19 сентября сухопутные части, стремительно продвигаясь в направлении Тарту, Вяйке-Марья, Раквере, поставили под угрозу окружения всю группировку немецко-фашистских войск западнее Нарвы. В тот же день войска фронта перешли в наступление в полосе железной дороги Нарва — Таллин. Вечером 20 сентября они освободили город и крупный железнодорожный узел Раквере. Его гарнизон был уничтожен и частично пленен.

Не задерживаясь, советские войска продолжали стремительно продвигаться на запад.

21 сентября десант морской пехоты, высаженный торпедными катерами флота, занял населенный пункт и порт Кунда и к исходу дня овладел гаванью Локса, расположенной в 30 милях восточнее Таллина. На следующий день катера, форсировав боновые заграждения, вошли в Таллинский военный порт и высадили десант в Минной гавани. Авиация флота нанесла мощные бомбоштурмовые и торпедные удары по выходившим из Таллина вражеским судам, до отказа груженным фашистскими войсками. 7 транспортов, 8 шхун, 7 барж, 6 катеров, 2 плавучих дока и 4 буксира пошли ко дну.

В освобождении Таллина активное участие приняли воины 8-го эстонского стрелкового корпуса (командир генерал-лейтенант Л. Пэрн, заместитель командира по политчасти полковник А. Пуста), входившего в состав 8-й армии Ленинградского фронта. 22 сентября столица Советской Эстонии была освобождена. Командир взвода эстонского корпуса лейтенант И. Лумисте водрузил на древней городской башне Государственный флаг Советского Союза {297}.

На рассвете 24 сентября восемь торпедных катеров с десантом ворвались в порт Палдиски. Десантники быстро заняли территорию порта, вокзал и организовали круговую оборону. Получив подкрепление, они в тот же вечер начали продвигаться в глубь материка.

К исходу 25 сентября войска фронта, продолжая преследование врага, вышли на побережье Моонзунда. Тогда же соединения флота, высаживая морские десанты, овладели прибрежными островами в юго-западной части Финского залива. За десять дней наступления войска фронта и балтийцы полностью очистили материковую часть Эстонии от немецко-фашистских захватчиков.

Гитлеровцы, отброшенные советскими войсками на острова Моонзундского архипелага, поспешно создавали здесь противодесантную оборону, готовили огневые позиции для артиллерии и минометов, укрепляли населенные пункты. С моря острова прикрывались эскадренными миноносцами и десантно-артиллерийскими судами, с воздуха — авиагруппой из 30 самолетов, использовавших [254] аэродром на Сааремаа. Гитлер потребовал удержать архипелаг во что бы то ни стало, угрожая военно-полевым судом и расстрелом каждому, кто отступит хоть на один шаг.

Краснознаменный Балтийский флот мог использовать в Моонзундской операции лишь легкие силы и авиацию. Это объяснялось исключительно высокой минной угрозой в Финском заливе. Только в период с 20 по 22 сентября гитлеровцы поставили поперек Финского залива западнее сетевых заграждений нарген-порккалауддской противолодочной позиции более 1500 мин и минных защитников. Они также заминировали все подходы к портам и базам.

К 27 сентября в районах разрушенных противником гаваней Хаапсалу, Рохукюла и Виртсу было сосредоточено несколько дивизионов торпедных и сторожевых катеров, катеров-тральщиков и тендеров во главе с контр-адмиралом И. Г. Святовым — руководителем операции на море. На рассвете того же дня десант балтийских моряков, высаженный с торпедных катеров под командованием капитана 3 ранга Е. В. Осецкого, выбил гитлеровцев с острова Вормси. Вход со стороны Финского залива в Моонзунд оказался в руках Балтийского флота. Это имело исключительно большое значение для успеха всей десантной операции.

Дальнейшие события развивались так же стремительно. Внезапная дерзкая высадка десантов на быстроходных средствах ошеломила противника. Вечером 29 сентября 1-я Краснознаменная бригада торпедных катеров, которой командовал капитан 1 ранга Г. Г. Олейник, с боем высадила в Куйвасту (остров Муху) батальон 925-го стрелкового полка 8-го эстонского корпуса, который составлял основную силу десантных войск в Моонзундской операции. Одновременно войска 8-й армии (командующий генерал-лейтенант Ф. Н. Стариков, руководитель всей операции) начали переправу через пролив на машинах-амфибиях. К исходу 30 сентября, на сутки ранее намеченного срока, был полностью очищен от врага остров Муху.

В течение 2 и 3 октября десант, первый бросок которого был высажен отрядом торпедных катеров под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга В. П. Гуманенко, решительным ударом освободил остров Хийумаа. Продвижение десанта в глубь острова поддерживали катера и штурмовая авиация флота, которой пришлось действовать в исключительно трудных метеорологических условиях. Вражеские войска и корабли отошли на остров Сааремаа.

На рассвете 5 октября катера начали высадку десанта на северо-восточное побережье Сааремаа. Она осуществлялась под командованием капитана 1 ранга Е. В. Гуськова. Смелые и решительные действия десантников вызвали полную растерянность среди гитлеровцев. «В наших подразделениях, — свидетельствовал потом один из пленных, — высадка русских произвела суматоху и панику. Царило полное смятение. Офицеры проявили беспомощность, [255] многие удирали как зайцы. Раненые были брошены на произвол судьбы» {298}.

Одновременно войска фронта при поддержке фронтовой и морской авиации форсировали пролив между островами Сааремаа и Муху, восстановили подорванную гитлеровцами Ориссаарскую дамбу и к полудню соединились с десантом. Успешно развивая наступление, поддерживаемое действиями авиации и артиллерийским огнем бронекатеров капитана 3 ранга А. И. Потужного, они очистили от врага большую часть острова. 7 октября был освобожден главный административный центр Сааремаа — город Курессааре.

Немецко-фашистские части продолжали оказывать ожесточенное сопротивление. Они превратили полуостров Сырве (юго-западная оконечность Сааремаа) в сплошной эшелонированный на всю глубину укрепленный район, назвав его Ирбенским щитом. Он позволял им держать на замке вход в Рижский залив и обеспечивал северо-западный фланг немецко-фашистских войск в Курляндии. В обороне Сырве принимал участие вражеский флот.

Противник, сосредоточив на перешейке полуострова 423 орудия и 116 минометов, создал плотность до 154 стволов на один километр фронта. Это помогло ему остановить первое наступление советских войск, начатое 19 октября. Немецко-фашистское командование продолжало наращивать силы на Сырве, перебросив туда 25 октября 12-ю авиаполевую дивизию и доведя численность гарнизона почти до 12 тыс. человек.

Краснознаменный Балтийский флот оказывал помощь войскам фронта подвозом вооружения, боеприпасов, личного состава. В осенних штормовых условиях различного типа катера и другие плавсредства переправляли через Моонзунд части 8-й армии. К началу нового штурма укрепленных позиций противника было сосредоточено на один километр фронта в среднем до 245 артиллерийских и минометных стволов, 74 танка и 40 самоходных артиллерийских установок. Содействие сухопутным войскам своим огнем оказывали 3 канонерские лодки, 11 морских бронекатеров (малые канонерские лодки), 2 торпедных катера с ракетными установками, береговые артиллерийские батареи — всего 108 стволов калибром 37–130 миллиметров.

К середине ноября военно-воздушные силы флота были полностью перебазированы на аэродромы Эстонии и Латвии. Они насчитывали 821 самолет, в том числе 91 бомбардировщик, 231 штурмовик, 73 торпедоносца и 426 истребителей. Непосредственно на Сааремаа базировалось 30 самолетов морской авиации.

Сосредоточение этих сил позволило 18 ноября прорвать оборону противника. Остатки немецко-фашистских войск, неся потери от артиллерийского огня кораблей со стороны Рижского залива и бомбоштурмовых ударов авиации фронта и флота, были сброшены [256] в море. Ирбенский щит перестал существовать. В 7 часов 24 ноября на развалинах маяка Церель, расположенного на самой южной оконечности острова Сааремаа, взвилось Красное знамя, возвестив о полном очищении Моонзундского архипелага от немецко-фашистских захватчиков.

Примечательно, что успех Моонзундской операции был достигнут в короткие сроки и с малыми потерями. Краснознаменный Балтийский флот не потерял ни одного корабля или катера, урон в личном составе исчислялся единицами.

В ходе операции балтийцы успешно осуществляли оперативное и тактическое взаимодействие с войсками Ленинградского фронта и внесли значительный вклад в разгром врага.

За образцовое выполнение боевых заданий командования 1-й дивизион канонерских лодок (командир капитан 2 ранга Э. И. Лазо, заместитель командира по политической части капитан-лейтенант Д. И. Васильев), дивизион морских бронекатеров (командир капитан 3 ранга И. Г. Максименко), 1-я гвардейская истребительная Выборгская авиадивизия (командир полковник В. С. Корешков), 11-й истребительный авиаполк (командир подполковник М. П. Носков), 14-й гвардейский истребительный Краснознаменный авиаполк (командир Герой Советского Союза подполковник А. А. Мироненко) были награждены орденом Красного Знамени. Многие морские летчики, в том числе подполковник П. И. Павлов, гвардии майор Д. М. Шаров, гвардии капитан К. С. Усенко, стали Героями Советского Союза.

Высокую оценку Родины получили боевые действия балтийской авиации в период освобождения Советской Эстонии. 7-й гвардейский пикировочно-штурмовой авиаполк (командир Герой Советского Союза подполковник А. Е. Мазуренко), 12-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиаполк (командир дважды Герой Советского Союза полковник В. И. Раков), 15-й отдельный морской разведывательный Краснознаменный авиаполк (командир подполковник Ф. А. Усачев), 35-й штурмовой Краснознаменный авиаполк (командир подполковник И. Ф. Суслин), 51-й минно-торпедный авиаполк (командир Герой Советского Союза майор А. И. Фокин, звание Героя присвоено в период службы на Черноморском флоте) получили почетное наименование Таллинских.

27 ноября 1944 г. Краснознаменный Балтийский флот вышел из оперативного подчинения Военному совету Ленинградского фронта. Теперь его основные усилия были сосредоточены непосредственно на морском направлении.

Еще в конце 1943 г. Военный совет и штаб КБФ по указанию Наркома Военно-Морского Флота приступили к разработке планов перебазирования сил и средств на запад. В соответствии с ними в течение 1944 г. были сформированы Таллинский морской оборонительный район {299} (ТМОР; командующий контр-адмирал [257] И. Д. Кулишов), включавший Балтийскую военно-морскую базу {300} (Палдиски; командир капитан 1 ранга К. М. Кузнецов) и военно-морскую базу Порккала-Удд (командир капитан 1 ранга Н. В. Антонов), и Рижский морской оборонительный район {301} (РМОР; командующий контр-адмирал В. С. Чероков).

Ленинградская военно-морская база в ноябре 1944 г. была расформирована.

В районах нового базирования развертывалась боевая деятельность военно-воздушных сил, противовоздушной и береговой обороны, железнодорожной артиллерии, охраны водных районов, соединений траления, шхерных кораблей, торпедных катеров, подводных лодок. В конце 1944 г. в связи с огромным объемом предстоящих работ по очищению от мин Финского, Нарвского, Рижского заливов и других районов Балтийского морского театра была сформирована 3-я бригада траления (командир инженер-капитан 1 ранга И. И. Мешко, начальник политотдела капитан 2 ранга Н. И. Шустров).

С выходом в сентябре 1944 г. Финляндии из войны ее военно-морские базы и порты были использованы для базирования сил Краснознаменного Балтийского флота. Острова Гогланд, Соммерс и Родшер она возвратила Советскому Союзу, а вместо Ханко в аренду предоставила полуостров Порккала-Удд. Бригада шхерных кораблей (командир контр-адмирал Н. Э. Фельдман) начала развертывание в Хельсинки, Порккала-Удд, Ханко и Мариенхамне. Бригада подводных лодок, которой командовал капитан 1 ранга С. Б. Верховский, в сентябре приступила к перебазированию в Хельсинки, Турку и Ханко.

В августе 1944 г., с прорывом советских войск к побережью Балтийского моря в районе Палангена (Паланга), до 30 дивизий противника оказались окруженными на Курляндском (Курземском) полуострове и прижатыми к морю. Эта группировка снабжалась через порты Либава и Виндава. Задача срыва перевозок для окруженных вражеских дивизий была возложена на подводников. К действиям на морских коммуникациях гитлеровцев флот подготовил десять подводных лодок, сведенных в три группы.

28 сентября из Кронштадта вышли «Щ-310» («Белуха»), «Щ-318» и «Щ-407», составлявшие первую группу. 1 октября начался поход второй группы («Д-2» — «Народоволец», «Л-3» — «Фрунзовец», «Лембит» и «С-13»). Третья группа («Щ-307» — «Треска», «Щ-309» — «Дельфин» и «С-4») отправилась в море 4 октября. Переход подводных лодок к местам нового базирования был совершен скрытно по финским шхерам. К 10 октября все они начали боевые действия. Шесть лодок блокировали подходы к Виндаве и Либаве, применяя позиционный метод (по три [258] лодки у каждого из этих портов в узких позициях-секторах), остальные четыре стали использоваться в южной Балтике методом крейсерства в назначенном районе, До конца года число подводных лодок, действовавших на коммуникациях противника, возросло.

Боевой счет открыли «Щ-407» (командир капитан-лейтенант П. И. Бочаров) и «Щ-310» (командир капитан 3 ранга С. Н. Богорад). 6 октября первая из них севернее Мемеля потопила торпедами с неконтактным взрывателем немецкое судно «Нордштерн» (1127 брт), а вторая на подходах к Виндаве — транспорт. 9 октября «Щ-310» в районе маяка Ужава отправила на дно немецкий транспорт «Донневийк» тоннажем 4499 брт, на котором находились 1500 гитлеровцев и большое количество боеприпасов (в том числе 100 магнитно-акустических мин), а затем буксирный пароход {302}. 14 октября она уничтожила транспортное судно «Карл Цейс» (1320 брт) {303}.

Это доброе начало успешно продолжили другие подводные лодки. «Щ-307» (командир капитан-лейтенант М. С. Калинин) у Курляндского полуострова в период с 16 октября по 3 ноября отправила на дно три транспорта и танкер. Еще одно судно потопила 29 октября на подходах к Либаве «Щ-318» (командир капитан 3 ранга Л. А. Лошкарев). «Щ-407» увеличила свои боевые успехи потоплением 4 декабря транспорта «Зеебург» (12181 брт). «Щ-309» (командир капитан 3 ранга П. П. Ветчинкин) 7 декабря у Курляндского полуострова уничтожила транспорт «Норденхам» (4592 брт).

Советские подводные лодки практически контролировали всю среднюю и южную части Балтийского моря. В районе маяка Стило «С-4», которой командовал капитан 3 ранга А. А. Клюшкин, потопила три судна, в том числе танкер «Терра» (1533 брт). К боевому счету подводной лодки «Д-2» (командир капитан 2 ранга Р. В. Линденберг) прибавился 26 октября транспорт «Нина» (1371 брт).

В 1944 г. возобновилась боевая деятельность на Балтийском море крейсерских подводных лодок типа К {304}. Они успешно использовали не только торпедное, но и артиллерийское оружие. [259]

Их минно-балластные цистерны были переоборудованы для приема дополнительного топлива. «К-51» (командир капитан 3 ранга В. А. Дроздов) потопила два судна общим тоннажем 3093 брт, «К-53» (командир капитан 3 ранга Д. К. Ярошевич) — транспорт, «К-56» (командир капитан 3 ранга И. П. Попов) — три судна, суммарный тоннаж которых составил 6686 брт.

Высокой эффективностью отличались действия подводных минных заградителей. На минных банках, поставленных в южной части Балтийского моря гвардейской «Л-3» под командованием капитана 3 ранга В. К. Коновалова, подорвались и пошли ко дну транспорт, миноносец «Т-34» и сторожевой корабль. Торпедами гвардейцы уничтожили два транспорта. Минные постановки подводной лодки «Лембит» (командир капитан 3 ранга А. М. Матиясевич) явились причиной гибели двух транспортов и буксира. Торпедным оружием «Лембит» отправила на дно три судна противника. На минах, поставленных «Л-21» {305} (командир капитан 3 ранга С. С. Могилевский), погибли транспорты «Элие» (1873 брт) и «Эйксберг» (1923 брт). Всего до конца 1944 г. на минах, поставленных подводниками, противник потерял 5 транспортных судов общим тоннажем 9337 брт, 2 боевых корабля и буксир. В среднем приходилось около 10 мин на каждую подорвавшуюся единицу.

Торпедным и артиллерийским оружием 15 подводных лодок, выполнив 66 атак, потопили (по некоторым данным) 25 транспортных судов и боевых кораблей и повредили 6 судов {306}. При этом в ходе боевых действий на коммуникациях противника подводные лодки КБФ не понесли потерь. Это был наивысший результат, достигнутый балтийскими подводниками в Великую Отечественную войну.

Исключительной активностью характеризовались боевые действия авиации флота. Она наносила удары по базам и морским коммуникациям противника, производила минные постановки на подходах к вражеским портам. Показателен комбинированный удар 14 декабря по Либаве, которую использовала курляндская группировка противника. В нем участвовали 27 пикировщиков Пe-2 (ведущий Герой Советского Союза капитан К. С. Усенко), 7 топмачтовиков (ведущий лейтенант М. В. Борисов, впоследствии Герой Советского Союза), 42 штурмовика Ил-2 (ведущий Герой Советского Союза подполковник Н. Г. Степанян, впоследствии дважды Герой Советского Союза, посмертно). Каждую из групп прикрывали самолеты-истребители (всего 81). Удар был весьма эффективным: 7 транспортов потоплено и 6 повреждено, сбит 21 самолет противника. Потери авиации КБФ составили 16 самолетов (из 157) {307}. [260]

Грозой для кораблей и транспортов врага являлся 7-й гвардейский пикировочно-штурмовой авиаполк. За образцовое выполнение заданий командования он был награжден орденом Красного Знамени, а его командир гвардии подполковник А. Е. Мазуренко 5 ноября 1944 г. вторично удостоился звания Героя Советского Союза. За годы войны Мазуренко совершил 315 боевых вылетов, потопил 11 кораблей и судов лично и 20 — в группе {308}.

Успешно действовала также 11-я штурмовая Новороссийская дважды Краснознаменная авиадивизия (командир полковник Д. И. Манжосов), передислоцированная с Черного моря на Балтику в июне 1944 года.

В 1944 г. авиация флота потопила 73 транспорта общим тоннажем 176305 брт, в том числе «Монт Паскаль» (13870 брт), «Мальгахе» (9 тыс. брт), «Диденхафен» (6621 брт), а также 11 небольших судов (шхун, мотоботов, барж). 54 транспорта общим тоннажем 167 959 брт были повреждены. Балтийские летчики уничтожили также 96 боевых кораблей и вспомогательных судов (включая несколько плавучих доков). Были нанесены повреждения 174 военным кораблям противника, в том числе линейному кораблю «Шлезвиг Гольштейн», тяжелому крейсеру «Адмирал Шеер», 8 эскадренным миноносцам и 24 сторожевым кораблям {309}.

В борьбе на морских сообщениях балтийские летчики проявили изумительные образцы героизма и воинского искусства. Замечательный подвиг капитана Н. Ф. Гастелло повторил помощник командира 7-го гвардейского пикировочно-штурмового авиаполка гвардии майор В. Н. Каштанкин, направивший свой поврежденный в бою штурмовик на корабль противника {310}. Самолетом, получившим повреждение, на бреющем полете таранил вражеский корабль лейтенант А. И. Стратилатов {311}.

В боях с врагом особенно отличились также Герои Советского Союза П. А. Колесник, А. Г. Курзенков, А. И. Разгонин, П. Ф. Стрелецкий, Е. Т. Цыганов и многие другие балтийские летчики.

В 1944 г. резко возросли потери противника от мин — более 30 кораблей и транспортных судов.

Огнем береговой артиллерии были повреждены тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», 2 эскадренных миноносца, тральщик, десантный корабль и 4 транспорта противника {312}. [261]

В целом за последние семь месяцев 1944 г. балтийцы нанесли врагу значительный урон, потопив 186 кораблей и транспортов. В то же время КБФ потерял в боях с противником 3 тральщика, 5 торпедных катеров и 43 других корабля и судна {313}.

Краснознаменный Балтийский флот вышел на оперативный простор, развернул активные действия на ближайших морских подступах к Германии, получив, таким образом, возможность принять непосредственное участие в окончательном разгроме врага. [262]

Дальше