Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава шестнадцатая.

В тесном взаимодействии

Подходил к концу третий год Великой Отечественной войны. Под нараставшими ударами Советских Вооруженных Сил немецко-фашистские войска терпели одно поражение за другим. После разгрома группы армий «Север» советские войска к середине апреля изгнали врага из Правобережной Украины. 9 мая взвилось Красное знамя над освобожденным Севастополем. Красная Армия весной 1944 г. вышла на ближние подступы к государственной границе СССР с Чехословакией и вступила в северо-восточные районы Румынии.

Блок фашистских государств и их сателлитов разваливался. Однако в военных планах Германии по-прежнему важное место занимала Финляндия. Опираясь на нее и оккупированную Советскую Прибалтику, гитлеровцы рассчитывали сохранить за собой выгодные позиции на Балтийском море, чтобы затруднить здесь действия Советских Военно-морских сил. Между тем в связи с разгромом немецко-фашистских войск под Ленинградом и Новгородом военно-политическое положение Финляндии значительно ухудшилось.

К лету 1944 г. на финляндском участке фронта советские войска находились на рубеже, где противник был остановлен еще осенью 1941 года. На Карельском перешейке группировке финских войск противостояла 23-я армия Ленинградского фронта. Используя выгодные географические условия (обилие озер, рек, болот, межозерных дефиле и крупных лесных массивов), финны при активном участии немецких специалистов подготовили здесь глубоко эшелонированную оборону, состоявшую из трех полос. Они использовали разрушенные в период советско-финляндской войны 1939–1940 гг. укрепления линии Маннергейма, которые были восстановлены и усилены. Вокруг Выборга были созданы два оборонительных обвода — внешний и внутренний. На побережье Финского залива, прилегающих островов и Ладожского озера враг усилил противодесантную оборону.

В конце апреля 1944 г. финское командование начало сосредоточивать в базах Транзунд (Высоцк), Котка, бухте Койвието (Приморск) и в Хапасарских шхерах корабли, предназначавшиеся для прикрытия фланга войск на Карельском перешейке и обороны [230] островов в северо-восточной части Финского залива. К 3 мая оно перевело штаб своего флота из Хельсинки в Котку.

14 мая была развернута база торпедных и сторожевых катеров на рейде Штандарт, севернее острова Пуккио (Козлиный) {266}.

Одновременно финский флот заметно активизировал действия на море, развернул дозоры на линии островов Хапасари, Соммерс, Бьёркё. В ночь на 14 мая его торпедные и сторожевые катера совершили нападение на дозорные силы Островной военно-морской базы КБФ севернее острова Лавенсари. Следующей ночью предприняли выход на советские коммуникации в районе форт Ино (Приветнино), Сейвястё, Шепелевский маяк торпедные катера, базировавшиеся на Транзунд. Всего до 10 июня поисковые группы вражеских катеров 12 раз выходили на сообщения, связывавшие Островную и Лужскую военно-морские базы с Кронштадтом {267}.

К 10 июня противник сосредоточил в районе Котка, Выборгский залив 2 миноносца, 3 канонерские лодки, 2 подводные лодки, 17 сторожевых кораблей и тральщиков, 18 торпедных катеров, 30 сторожевых катеров, 12 катеров-тральщиков, 33 десантных судна, минный заградитель «Лоухи» и 2 плавучие базы {268}. Для действий в Финском заливе и на Карельском перешейке он мог использовать 83 финских самолета и 170 самолетов 5-го немецкого воздушного флота, базировавшегося в Финляндии.

Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение силами Ленинградского и Карельского фронтов, Краснознаменного Балтийского флота, Ладожской и Онежской военных флотилий {269} разгромить основные силы финской армии, освободить территорию Карело-Финской ССР, восстановить государственную границу с Финляндией и вывести ее из войны. На случай попытки немецко-фашистского командования бросить на помощь финнам части своей армии, находившейся в Северной Финляндии, предусматривались переход в наступление войск правого крыла Карельского фронта и активизация действий Северного флота. При этом планировалось проведение Выборгско-Петрозаводской операции Ленинградским и Карельским фронтами во взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской флотилиями.

Командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л. А. Говоров решил главный удар на Карельском перешейке нанести силами 21-й армии (командующий генерал-лейтенант Д. Н. Гусев) при поддержке 13-й воздушной армии (командующий генерал-лейтенант авиации С. Д. Рыбальченко) и во взаимодействии с флотом. В связи с этим в период с 4 по 7 июня кораблями [231] были перевезены с южного берега Невской губы, из района Ропши, на выборгское направление пять стрелковых дивизий 21-й армии.

Войска 23-й армии (командующий генерал-лейтенант А. И. Черепанов) должны были, используя успех 21-й армии, развернуть наступление вдоль побережья Ладожского озера в общем направлении на станцию Вуокси.

Все привлекаемые к операции артиллерийские соединения, части и корабли Краснознаменного Балтийского флота, как и в период разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом, были сведены в четыре артиллерийские группы. Первую из них составляла 1-я гвардейская морская артиллерийская железнодорожная Краснознаменная Красносельская бригада (командир полковник С. С. Кобец, начальник политотдела полковник Г. М. Яичников). Во вторую входила береговая артиллерия КМОР (командующий вице-адмирал Ю. Ф. Ралль, начальник политотдела генерал-майор Г. Ф. Быстриков) и приданные КМОР корабли (линкор «Петропавловск», эсминцы и канонерские лодки). Третья группа состояла из орудий НИМАП (начальник полигона инженер-капитан 1 ранга И. Д. Снитко). Четвертую составляла артиллерия кораблей эскадры (командующий вице-адмирал Л. А. Владимирский, начальник политотдела капитан 1 ранга Д. К. Игнатьев).

9 июня в 8 часов 5 минут град снарядов и бомб обрушился на врага. Артиллерия и авиация фронта и флота начали взламывать оборонительные укрепления противника. Огонь вели 59 морских орудий. В обстреле участвовали линейный корабль «Октябрьская революция» и Краснознаменные крейсера «Киров» и «Максим Горький». Десять часов бушевал огненный смерч. В тот день артиллерия флота 156 раз открывала огонь, выпустив по противнику 4671 снаряд {270}. Бомбоштурмовая авиация нанесла два массированных удара. Из 189 намеченных целей были разрушены 176.

Утром 10 июня наступление войск 21-й армии началось нанесением удара по противнику всей артиллерией и минометами. На следующий день перешли в наступление соединения и части 23-й армии. В ходе ожесточенных боев советские войска к исходу 11 июня продвинулись до 24 км и вышли в тыл силам противника, оборонявшим Куоккала (Репине) и Терийоки (Зеленогорск). Развивая успех, они достигли главной полосы обороны финнов и овладели рядом важных опорных пунктов, в том числе узлом шоссейных дорог Кивеннапа (Первомайское).

Морская артиллерия, поддерживая наступление, вела огонь по отходящим частям противника и подавляла вражеские батареи, обстреливавшие советские войска и корабли в Финском заливе. На первом этапе наступления (9–13 июня) она 582 раза вела огонь, израсходовав 11311 снарядов калибром от 100 до 406 миллиметров. В результате были полностью разрушены 34 узла сопротивления противника, 6 дотов и 18 дзотов, уничтожены [232] пять 152-мм, шесть 122-мм и четыре 76-мм орудия, взорваны 2 склада боеприпасов. Флотские артиллеристы 294 раза подавляли батареи противника, 67 раз рассеивали скопления его живой силы и техники {271}.

В период наступления успешно справилась со своими задачами также фронтовая и морская авиация. Балтийские летчики под командованием Героев Советского Союза Н. Г. Степаняна, А. Е. Мазуренко, Н. В. Челнокова и других мастеров бомбоштурмовых ударов уничтожили четырехорудийную артиллерийскую батарею, две минометные батареи, три дзота, пять блиндажей и склад боеприпасов, подавили огонь трех артиллерийских и трех минометных батарей {272}.

Ладожская военная флотилия эффективно поддерживала артиллерийским огнем приозерный фланг войск 23-й армии. Канонерские лодки «Нора», «Бурея» и «Селемджа» в течение 10 июня, выпустив 447 снарядов, причинили противнику значительный урон.

14 июня морские железнодорожные артиллерийские батареи, бронепоезд «Балтиец» и канонерские лодки «Волга», «Зея», «Кама», «Ока», находившиеся на огневых позициях в районе маяка Толбухин, приняли участие в артиллерийской подготовке при прорыве второй, главной и самой мощной, полосы вражеской обороны на Карельском перешейке. Она была взломана в течение одних суток.

Финское командование уже 16 июня было вынуждено начать отвод своих войск на линию Маннергейма. Всего на втором этапе (14–16 июня) морская артиллерия 223 раза вела стрельбу, израсходовав 5809 снарядов.

В прорыве главной полосы обороны финнов активное участие приняли и военно-воздушные силы флота. Всего в ходе наступления на Карельском перешейке штурмовой авиацией КБФ были нанесены четыре массированных удара. 10, 14 и 15 июня штурмовики произвели 397 самолето-вылетов, причинив противнику значительные потери {273}.

Войска Ленинградского фронта, преодолев с ходу линию Маннергейма и преследуя остатки разбитых вражеских частей, прорвали внешний и внутренний обводы Выборгского укрепленного района и 20 июня штурмом овладели городом и крепостью Выборг. В восточной части Карельского перешейка они вышли к оборонительному рубежу противника, проходившему вдоль озер Вуоксинской водной системы.

Всего 10 дней потребовалось фронту и флоту для того, чтобы пала мощная долговременная оборона противника глубиной более 100 км — так называемый Карельский вал.

При прорыве линии Маннергейма и взятии Выборга активное содействие войскам фронта оказывала морская железнодорожная [233] артиллерия. На исходе дня 18 июня прибывшая на станцию Перкярви (Кирилловское) батарея № 19, которой командовал капитан Л. Н. Ваганов, первой открыла огонь по живой силе и технике противника в районе Выборга. Всего в ходе наступления на Карельском перешейке артиллерия флота выпустила 17 885 снарядов калибром от 100 до 406 миллиметров. Наиболее интенсивно действовали первая и вторая группы морской артиллерии, на которые приходится 92,4 процента от общего расхода боеприпасов. При этом более половины (56 процентов) снарядов было выпущено корабельной и береговой артиллерией Кронштадта, которая входила в состав второй группы.

21 июня в приказе Верховного Главнокомандующего балтийским артиллеристам и авиаторам в числе воинов Ленинградского фронта, отличившихся при разгроме войск противника на Карельском перешейке, была объявлена благодарность.

После взятия Выборга началась подготовка нового наступления, в ходе которого войска Ленинградского фронта должны были овладеть рубежом Виройоки, Лаппенранта, Иматра и во взаимодействии с силами флота освободить острова в Выборгском заливе. К этому времени финские войска здесь были усилены за счет семи дивизий (в том числе одной танковой) и трех бригад, переброшенных из района Медвежьегорска, с кандалакшского направления и с рубежа реки Свирь. В тылу финских войск на северо-западном побережье Выборгского залива расположились немецкие части: 122-я пехотная дивизия и 303-я бригада штурмовых орудий, снятые с нарвского участка фронта.

В начале июля на Карельский перешеек была передислоцирована с левого крыла Ленинградского фронта 59-я армия (командующий генерал-лейтенант И. Т. Коровников). Ее войскам во взаимодействии с флотом и при поддержке воздушной армии фронта предстояло овладеть островами Выборгского залива и захватить плацдарм на его побережье — на участке Нисалахти (Чулково), Тервайоки (Большое Поле).

По мере продвижения в северном направлении 21-й армии, очистившей к 16 июня от противника весь полуостров Койвисто (Киперорт), удерживаемые финнами острова Бьёркского архипелага оказались нависающими над приморским флангом советских войск. Противник, опираясь на эти острова, препятствовал проходу кораблей Балтийского флота в Выборгский залив. 19 июня Военный совет фронта приказал флоту занять своими силами острова Бьёркского архипелага.

Как только войска Ленинградского фронта перешли в наступление на Карельском перешейке, противник начал поспешно стягивать свои военно-морские силы в восточную часть Финского залива. Из Данцига в Котку прибыла 6-я немецкая флотилия миноносцев. В Финский залив вошли 10 немецких подводных лодок, которые начали действовать на подходах к Выборгскому заливу и Кронштадту. Весь финский флот, за исключением броненосца береговой обороны «Вяйнямейнен», также сосредоточился в восточной [234] части Финского залива. При этом противник поставил новые и подновил старые минные заграждения на подходах к Транзунду и островам Бьёркё и Тиуринсари, прикрыл минными полями и усиленными дозорами коммуникации между Выборгом и Коткой. Минные заграждения были поставлены также на линии островов Руонти (Рондо), Халли и в районе к югу от мыса Ристниеми (Крестовый) {274}.

Интенсивность перевозок противника по шхерному фарватеру между Коткой и Выборгским заливом заметно возросла. Только 17 июня здесь было замечено до 100 кораблей, катеров и транспортов. Удары по ним нанесли самолеты 9-й штурмовой Ропшинской Краснознаменной авиадивизии (командир подполковник М. А. Курочкин, начальник политотдела подполковник Ф. В. Сарафанов) и 11-й штурмовой Новороссийской дважды Краснознаменной авиадивизии (командир полковник Д. И. Манжосов, начальник политотдела подполковник П. Г. Пролыгин). В результате были потоплены тральщик, торпедный катер, сторожевой катер, 2 транспорта, десантное судно, буксир и сухогрузная баржа; 4 десантных судна и один транспорт получили повреждения.

На следующий день летчики 7-го и 8-го гвардейских штурмовых, 35-го штурмового Краснознаменного и 47-го штурмового авиаполков на шхерной коммуникации потопили транспорт «Эсбьерн», 4 десантных судна, 2 моторные шхуны, 2 буксира, сторожевой катер и повредили 2 транспорта и 4 десантных судна. Вблизи Койвисто пикирующие бомбардировщики уничтожили 17 сторожевых катеров и танкер «Шелл-4».

20 июня летчики 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиаполка Героя Советского Союза подполковника В. И. Ракова при нанесении массированного удара по району острова Кирккомансари, южнее Котки, потопили немецкий минный заградитель «Оттер» и финскую баржу для транспортировки мин «Паргаас-17», на которых находилось 270 мин. Было также повреждено десантное судно «MFP-140»; несколько десантных судов, уклоняясь от бомбовых ударов авиации, сели на мель. На берегу гвардейцы уничтожили склад, где находилось более 300 морских и речных мин и свыше 150 минных защитников {275}.

Используя период белых ночей, морская авиация круглосуточно контролировала подходы к Выборгскому заливу. Летчики 1-й гвардейской истребительной авиадивизии КБФ (командир полковник В. С. Корешков, начальник политотдела подполковник А. Г. Соловьев) прочно удерживали господство в воздухе. Гвардейцы успешно прикрывали наземные войска и корабли, сопровождали штурмовики и бомбардировщики.

Активно действовали торпедные катера (командир бригады капитан 1 ранга Г. Г. Олейник, начальник политотдела капитан [235] 2 ранга И. Т. Зубенко). В районе островов Соммерс, Нерва, архипелага Большой Фискар катерники вели систематический поиск кораблей и судов противника. Вдоль опушки финских шхер, а нередко и непосредственно на шхерных фарватерах они ставили якорные и донные мины.

В ночь на 20 июня балтийские моряки начали штурм островов на подходах к Выборгскому заливу. Усиленная стрелковая рота 6-го отдельного полка морской пехоты высадилась на небольшой скалистый остров Нерва, расположенный в 16 милях к западу от Бьёркского архипелага, и заняла его. Десантники, организовав круговую оборону, установили трехорудийную 45-мм батарею, соорудили 6 пулеметных дзотов и инженерные препятствия. Противник упорно стремился вернуть остров. Против десанта были брошены немецкие миноносцы, тральщики, десантно-артиллерийские суда, финские торпедные катера. При отражении их атак балтийцы потопили миноносец «Т-31». Получив решительный отпор, противник отказался от попыток уничтожить десантников. Подходы к Выборгскому заливу с запада оказались под надежным контролем сил Краснознаменного Балтийского флота.

Финское командование прилагало большие усилия к тому, чтобы удержать в своих руках острова Бьёркского архипелага, отделенного от материкового берега проливом Бьёркёзунд длиной около 15 миль и шириной от 0,7 до 2,3 мили. Руководство боевыми действиями по овладению этими островами командующий флотом возложил на командующего КМОР вице-адмирала Ю. Ф. Ралля. Ему были в оперативном отношении подчинены бригада шхерных кораблей (4 канонерские лодки, 8 морских бронекатеров, 16 сторожевых катеров типа МО и БМО, 28 тендеров {276}, 18 катеров-дымзавесчиков, дивизион катеров-тральщиков) и 260-я отдельная бригада морской пехоты (около 1500 человек), доставленная на тендерах с южного берега Финского залива в бухту Ололахти (Желтая).

Еще 12 июня корабли 1-й бригады траления (командир контр-адмирал Ф. Л. Юрковский, начальник политотдела капитан 2 ранга Ф. Д. Шаройко) и только что сформированной 2-й бригады траления (командир контр-адмирал М. Ф. Белов, начальник политотдела капитан 2 ранга Б. А. Фролов) приступили к тралению пролива Бьёркёзунд. Им пришлось действовать под огнем 254– и 152-мм батарей острова Бьёркё. Эти батареи обстреливали также легкие силы флота, перебазированные 17 июня в бухту Ололахти и залив Хумалъёки (Ермиловский). Финская 152-мм батарея с острова Тиуринсари обстреливала корабли, действовавшие к северу от острова Нерва, а также город и порт Койвисто, занятый советскими войсками. [236]

Противодесантная оборона острова Бьёркё состояла из большого количества дзотов, проволочных заграждений и других оборонительных сооружений полевого типа. Гарнизон островов Бьёркского архипелага насчитывал до 3 тыс. солдат и офицеров. Под нажимом наступавших войск Ленинградского фронта с материка на архипелаг были эвакуированы остатки частей морской артиллерии и пехотные подразделения противника, оборонявшие побережье в районе Сейвястё, Койвисто.

Вице-адмирал Ралль решил на рассвете 21 июня высадить на Пийсари, северный остров Бьёркского архипелага, разведывательный десант в составе роты морской пехоты. По имевшимся данным, из всей группы островов архипелага Пийсари (особенно его восточное побережье) был слабо укреплен. К тому же противник меньше всего мог ожидать высадки десанта именно с этого направления. Подойти к восточному побережью острова можно было только проливом Бьёркёзунд, который на всем его протяжении простреливался артиллерией противника, а в наиболее узких местах — и пулеметами.

Для высадки разведывательной роты были выделены три тендера. Охранение их на переходе проливом Бьёркёзунд возлагалось на четыре катера типа КМ (из них три дымзавесчика) и морской бронекатер, который должен был своим артиллерийским огнем обеспечить высадку роты и поддерживать ее действия на берегу. Командовать высадкой было поручено капитану 3 ранга П. Ф. Мазепину, а поддержкой десанта огнем катеров — капитан-лейтенанту А. И. Потужному.

В 23 часа 20 минут 20 июня разведывательный десант из 126 человек во главе с майором А. П. Романцовым закончил посадку на тендера. Вскоре после полуночи десантный отряд вышел из залива Хумалъёки. На выходе он подвергся бомбардировке шести самолетов Ю-88, но потерь не понес. В 0 часов 45 минут противник открыл по нему артиллерийский огонь с острова Бьёркё. Но отряд прикрылся дымовой завесой. Когда он миновал остров Равица, противник ввел в действие батарею с острова Тиуринсари. Теперь одновременно вели огонь три, а в отдельные моменты — четыре вражеские батареи калибром 45–152 миллиметра.

В 4 часа 30 минут на траверзе населенного пункта Хяркяля (Годуновка) тендера совершили поворот на 90 градусов влево, перестроились в строй фронта и устремились к месту высадки, На флангах шли катера-дымзавесчики. Морской бронекатер держался несколько севернее на случай появления в проливе Бьёркёзунд неприятельских кораблей.

Несмотря на противодействие противника, десант высадился на восточное побережье Пийсари в течение трех минут. Балтийцы захватили плацдарм до 800 м по фронту и до 500 м в глубину. Финны, подтянув до трех рот пехоты, пытались сбросить десант в воду. Но балтийцы держались стойко. Более 80 процентов бойцов и офицеров морской пехоты, участвовавших в десанте, составляли [237] коммунисты и комсомольцы. Вскоре на плацдарм были доставлены рота лейтенанта А. Н. Соколовского, который сменил раненого Романцова, и 45-мм орудие. Комендоры орудийного расчета сержанта А. П. Ясенко прямой наводкой вели огонь по вражеским дзотам, мешавшим продвижению десантников.

Во время боя с севера в пролив ворвались четыре немецких десантно-артиллерийских судна и четыре финских торпедных катера. В течение 40 минут они обстреливали район высадки десанта зажигательными снарядами. Морской бронекатер № 505, [238] которым командовал старший лейтенант В. Д. Налетов, вступил в неравный бой с ними.

Вскоре штурмовая авиация флота нанесла удар по батареям и огневым точкам на островах и по кораблям противника. Одно десантно-артиллерийское судно было уничтожено, другое получило значительные повреждения. Севернее Бьёркёзунда балтийские летчики потопили финский торпедный катер «Таисто-1», причинили повреждения эскортному кораблю «Неттельбек» и канонерской лодке «Аунус» {277}. В течение 21 июня морская авиация, поддерживая десант, произвела 221 самолето-вылет {278}.

К 15 часам 22 июня на остров Пийсари был доставлен весь личный состав 260-й бригады морской пехоты. Морские бронекатера № 503 (командир старший лейтенант В. Я. Колесник), № 504 (командир старший лейтенант В. И. Духно) и 16 тендеров во главе с капитаном 3 ранга П. Ф. Мазепиным и капитан-лейтенантом А. В. Воскобойниковым, действуя под артиллерийским огнем противника, перевезли 1453 человека с четырнадцатью 45-мм орудиями и десятью тоннами боеприпасов.

В 17 часов части бригады под командованием начальника штаба полковника Л. В. Добротина перешли в наступление. Самоотверженно действовали в бою майор Г. П. Доброрез, капитан И. Г. Гончаров, старший лейтенант С. М. Смирнов, лейтенант А. А. Вартанян, младший лейтенант Г. П. Волков, пулеметчики сержант А. К. Безрук, краснофлотец В. Т. Чернецов, артиллерист краснофлотец А. П. Кротов, разведчик краснофлотец С. А. Смирнов, связной старший краснофлотец Л. В. Апрелев, морские пехотинцы сержант И. Л. Пугач, младший сержант И. Г. Никулин, старший краснофлотец Ф. А. Гуляев, краснофлотец Г. В. Подкользин и многие другие. К рассвету 23 июня десантники полностью овладели островом Пийсари, а к исходу дня был занят весь Бьёркский архипелаг. Десантники захватили большие трофеи, в том числе 32 орудия калибром от 45 до 254 мм, прожектор, 3 дальномера, 4 моторных катера, паровоз, мотодрезину, 15 платформ, 6 автомашин, 3 трактора, аэросани, 5 складов с продовольствием, большое количество стрелкового оружия и боеприпасов, 30 лошадей {279}.

После Бьёркё, Тиуринсари и Пийсари балтийские морские пехотинцы, руководимые лейтенантами М. Д. Лившицем и А. М. Бахтиаровым, с боем заняли острова Туппурансари (Вихревой) и Руонти. Их поддерживали огнем морские бронекатера № 502 (командир старший лейтенант А. А. Зеленовский) и № 511 (командир старший лейтенант К. С. Погорелов). [239]

Приморский фланг Ленинградского фронта был надежно прикрыт. Флот получил выгодные позиции для действий против гарнизонов островов Выборгского залива.

Противник в период отступления на Карельском перешейке оставил ряд островов в юго-восточной части Выборгского залива. Советские войска, стремительно продвигаясь вперед, вышли к Транзундскому рейду. На остальных островах и северо-западном побережье залива противник спешно усиливал противодесантную оборону. На Тейкарсари (Игривый), Суонионсари (Крепыш), Эсисари (Передовик) и Ревонсари (Малый Высоцкий) насчитывалось до батальона пехоты и до шести артиллерийских (до 152-мм) и трех минометных (от 45-мм до 120-мм) батарей. Всего же в этой части залива противник имел до 13 артиллерийских и 4 минометных батарей. У побережья и у островов были поставлены минные заграждения. Навигационно-гидрографические условия шхерного характера затрудняли маневрирование в Выборгском заливе крупных кораблей.

Общее руководство боевыми действиями по овладению островами Выборгского залива было возложено на командующего 59-й армией генерал-лейтенанта И. Т. Коровникова. Его заместителем по морской части был назначен вице-адмирал Ю. Ф. Ралль, а командиром высадки — командир бригады шхерных кораблей контр-адмирал Н. Э. Фельдман.

Для содействия войскам 59-й армии флот выделил десантно-высадочные средства (32 тендера, 2 парома — спаренных тендера, 13 катеров типа КМ, 17 катеров типа ЗИС), отряд прикрытия (4 бронированных малых охотника и 8 торпедных катеров), отряд кораблей артиллерийской поддержки (13 бронекатеров, 2 бронированных малых охотника и 14 катеров-дымзавесчиков), три 180-мм и восемь 130-мм орудий из состава 1-й гвардейской морской артиллерийской железнодорожной Краснознаменной Красносельской бригады.

Предпринятая 1 июля попытка высадить на остров Тейкарсари стрелковый батальон потерпела неудачу. Пришлось подготовку десанта провести заново, с учетом выявленных недостатков. Были сформированы два отряда десантно-высадочных средств. К исходу 3 июля они сосредоточились в заливе Макслахти (бухта Ключевская), в районе посадки десанта — Иоханнес (Советский) и Ханнуккала (Майский).

Утром 4 июля десантный отряд начал движение с рейда Иоханнес. При выходе из залива Макслахти на Транзундский рейд корабли были обнаружены противником, который открыл артиллерийско-минометный огонь.

В 9 часов 20 минут началась артиллерийская и авиационная подготовка высадки десантов на острова Тейкарсари и Суонионсари. Авиация наносила бомбоштурмовые удары по оборонительным сооружениям противника, совместно с морской стационарной и железнодорожной артиллерией подавляла огневые средства врага. Балтийские летчики произвели до 40 самолето-вылетов. [240]

Успешно действовали штурмовики Героя Советского Союза подполковника А. Е. Мазуренко, капитана Ф. В. Фоменкова, капитана А. М. Батиевского, бомбардировщики капитана В. В. Лазарева. Звено самолетов-пикировщиков Пе-2, которое вел Герой Советского Союза подполковник В. И. Раков, нанесло удар по траншеям, блиндажам, минометным и артиллерийским батареям противника.

В 10 часов 6 минут началась высадка десантов на острова Тейкарсари и Суонионсари, которая закончилась через час. К 17 часам десантники полностью очистили от противника остров Суонионсари и затем, развивая успех, заняли близлежащий остров Эсисари.

На Тейкарсари противник, стремясь удержать эту ключевую позицию, запирающую вход в Выборгский залив, оказал ожесточенное сопротивление. Поддерживавшие десант бронекатера капитана 3 ранга В. А. Степаненко действовали решительно и дерзко. Они вплотную подходили к острову и вели прицельный огонь из своих 76-мм орудий. Особенно успешно подавляли огневые точки противника комендоры морского бронекатера № 502. Командир катера старший лейтенант А. А. Зеленовский после боя отметил образцовые действия лейтенанта Н. Н. Ульянкина, управлявшего артиллерийским огнем, старшин 1-й статьи А. Г. Шименкова и В. А. Блидара, старшего краснофлотца И. Ф. Кузенина, наводчика 45-мм орудия старшего краснофлотца А. А. Бондаря.

К 17 часам десантники достигли северной оконечности острова. Но в это время противник получил подкрепление и начал теснить их к югу.

На следующий день в 11 часов по приказу командующего 59-й армией на восточное и западное побережье Тейкарсари были высажены два резервных штурмовых батальона с четырьмя танками Т-26, а в 16 часов 30 минут — еще два батальона. Противник оказывал сильное противодействие. Поддерживая десантников, «МБКА-503» под командованием старшего лейтенанта В. Я. Колесника занял позицию между островами Тейкарсари и Мелансари (Кормовой) и в упор стрелял по врагу. Комендоры старшины 1-й статьи М. И. Федотов, С. П. Шулико, старший краснофлотец В. И. Яковлев, краснофлотцы И. Н. Лазуренко и В. Ф. Кривов, руководимые младшим лейтенантом Н. И. Глебовым, огнем своих орудий разрушили вражеский дзот и уничтожили пушку. Тесня неприятельские части, покидавшие остров вплавь, на бревнах, на ящиках, на рыбацких лодках, десант к 21 часу полностью овладел островом Тейкарсари, а затем занял Мелансари.

В период боев за острова Тейкарсари и Суонионсари легкие силы флота во взаимодействии со стационарной и железнодорожной артиллерией и морской авиацией успешно отражали попытки кораблей противника прорваться в Выборгский залив. В ночь на 1 июля восемь торпедных катеров под командованием Героя [241] Советского Союза капитана 3 ранга В. П. Гуманенко и капитан-лейтенанта И. С. Иванова западнее залива атаковали отряд вражеских кораблей. Преодолев плотную огневую завесу, катерники потопили миноносец и два сторожевых корабля, причинили серьезные повреждения другому миноносцу. 4 июля корабли отряда прикрытия (командир капитан 2 ранга И. М. Зайдулин), поддержанные береговой артиллерией, атаковали в районе мыса Ристниеми миноносец, несколько тральщиков типа М-1, канонерских лодок и десантно-артиллерийских судов противника, шедших в сопровождении сторожевых катеров. Противник вынужден был, прикрываясь дымзавесой, отойти в западном направлении. На отходе немецко-финские корабли подверглись бомбоштурмовым ударам авиации флота. Всего в тот день враг потерял миноносец, пять тральщиков и десантно-артиллерийское судно.

На следующий день противник повторил попытку прорваться в Выборгский залив и снова потерпел неудачу. В результате совместных действий кораблей отряда прикрытия и морской авиации в районе Ристниеми были потоплены два транспорта, десантное судно и три канонерские лодки. Получили повреждения канонерские лодки «Уусимаа», «Хямеенмаа», «Турунмаа», «Аунус», «Виена». Из четырех десантно-артиллерийских судов были выведены из строя три.

В боях за овладение островами Выборгского залива морская артиллерия только 4 и 5 июля выпустила по врагу 6811 снарядов. Железнодорожная артиллерия флота в период с 4 по 7 июля 286 раз вела огонь, израсходовав 5694 снаряда {280}. Авиация флота, совершив 1500 самолето-вылетов, уничтожила 7 артиллерийских батарей, 13 орудий, 35 дотов и дзотов, 24 минометные и зенитные батареи, сбила 22 самолета противника.

8 июля воздушной разведкой было обнаружено появление в Хельсинки крупного надводного корабля, первоначально принятого за броненосец береговой обороны «Вяйнямейнен» {281}. Лишь позже удалось установить, что это был фашистский крейсер ПВО «Ниобе» (захваченный в Голландии крейсер «Гельдерланд»). 12 июля он перешел в Котку, поближе к Выборгскому заливу. Балтийские летчики после тщательной подготовки нанесли 16 июля по «Ниобе» сосредоточенный комбинированный удар. В нем участвовали две группы пикирующих бомбардировщиков (ведущие подполковник В. И. Раков и капитан А. И. Барский) в две пары самолетов-топмачтовиков (ведущие майор И. Н. Пономаренко и капитан И. В. Тихомиров). Для целеуказания топмачтовикам, наносившим главный удар с 30-метровой высоты, демонстративную атаку крейсера без сбрасывания бомб выполняла группа самолетов (ведущий старший лейтенант Ю. А. Кожевников), отвлекавшая зенитный огонь на себя. Противовоздушную [242] оборону противника подавляли самолеты-штурмовики. В результате попаданий нескольких фугасных бомб, сброшенных В. И. Раковым, И. Н. Пономаренко и лейтенантом И. К. Сачко, крейсер «Ниобе» был потоплен. Кроме того, капитан И. В. Тихомиров потопил двумя бомбами транспорт. Из 132 участвовавших в этом ударе самолетов был потерян лишь один, сбитый огнем зенитной артиллерии крейсера {282}.

За успешные боевые действия на Карельском перешейке и при овладении островами Бьёркского архипелага и Выборгского залива линейный корабль «Октябрьская революция» (командир капитан 2 ранга Н. А. Петрищев, заместитель командира по политчасти капитан 2 ранга Ф. Е. Воспитанный), 5-й дивизион малых охотников (командир капитан 3 ранга А. А. Судариков), 1-я бригада торпедных катеров (командир капитан 1 ранга Г. Г. Олейник), 9-й истребительный авиационный полк (командир подполковник А. Д. Джапаридзе), 47-й штурмовой Феодосийский авиационный полк (командир Герой Советского Союза подполковник Н. Г. Степанян) удостоились ордена Красного Знамени. 13-я отдельная Краснознаменная истребительная авиаэскадрилья была преобразована в 14-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиаполк (командир майор А. А. Мироненко). Летчикам майорам И. И. Борзову, И. Н. Пономаренко, А. А. Мироненко, капитану И. В. Тихомирову, лейтенанту И. К. Сачко и многим другим Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза. Полковнику В. И. Ракову была вручена вторая Золотая Звезда Героя. Он стал первым на Балтике дважды Героем Советского Союза.

К середине июля 23-я армия ликвидировала плацдарм противника на правом берегу реки Вуокса. Тогда же 21-я армия продвинулась к северо-западу от Выборга на 15–20 км, а 59-я армия во взаимодействии с силами флота очистила от противника 15 островов в Выборгском заливе. В соответствии с указаниями Ставки войска Ленинградского фронта 15 июля прекратили дальнейшее наступление и закрепились на достигнутых рубежах.

С потерей противником островов Выборгского залива создалась реальная возможность высадки советских войск на материковое побережье Финляндии. Балтийский флот, перекрыв доступ в Выборгский залив вражеским кораблям, надежно обеспечивал приморский фланг Ленинградского фронта.

В дни, когда войска Ленинградского фронта штурмом овладели Выборгом, войска Карельского фронта продолжили Выборгско-Петрозаводскую операцию. Командующий Карельским фронтом генерал армии К. А. Мерецков принял решение нанести главный удар со стороны реки Свирь силами 7-й армии (командующий генерал-лейтенант А. Н. Крутиков) в общем направлении на Олонец, Сортавала. С выходом главной группировки войск армии [243] на рубеж Лемозеро, станция Мошничье в наступление должна была перейти 32-я армия (командующий генерал-лейтенант Ф. Д. Гореленко), нанося удар в общем направлении на Медвежьегорск, станция Суоярви и частью сил — вдоль железной дороги Медвежьегорск — Петрозаводск.

Используя благоприятные условия местности, противник на территории между Ладожским и Онежским озерами создал мощную, глубоко эшелонированную оборону, состоявшую из шести полос и ряда отсечных позиций. Общая глубина ее достигала 210 километров. Главная полоса обороны финнов проходила по реке Свирь. В тылу полосы находился Олонецкий укрепленный район, прикрывавший основные пути вдоль восточного берега Ладожского озера. Все это создавало большие трудности для наступления крупных войсковых соединений и применения танковых и артиллерийских частей. Поэтому в операции особое значение приобрели действия сил Ладожской и Онежской военных гфлотилий.

Обстановка на Ладоге в целом благоприятствовала действиям Ладожской военной флотилии. Военно-озерные силы врага после разгрома их в 1942 г. у острова Сухо не представляли серьезной опасности. Деятельность финской авиации ограничивалась разведкой баз и районов вблизи флангов советских войск.

Составной частью замысла командования Карельского фронта по прорыву обороны противника на рубеже реки Свирь и разгрому олонецкой группировки врага являлась высадка десанта в районе реки Тулокса с задачей овладеть участком побережья, перерезать проходившие по нему единственные в этом районе пути сообщения — железную и шоссейную дороги — и не допустить переброски к линии фронта резервов противника или отступления его войск. Для высадки была выделена 70-я отдельная морская стрелковая бригада под командованием подполковника А. В. Блака. Прикрытие ее действий на берегу возлагалось на три штурмовых и два бомбардировочных авиаполка.

Командующий Ладожской флотилией контр-адмирал В. С. Чероков решил высадку десанта произвести двумя эшелонами: в первом — главные силы бригады, во втором (спустя 4–6 часов) — остальные части. Командиром высадки был назначен капитан 1 ранга Н. И. Мещерский. Выделенные для участия в операции корабли и десантно-высадочные средства составили четыре отряда: отряд кораблей артиллерийской поддержки (канонерские лодки «Нора», «Бурея», «Вира», сторожевой корабль «Конструктор», два катера типа МО, два торпедных катера) {283}, отряд охранения, отряд высадочных средств и отряд транспортов (8 единиц). Для перевозки войск и техники второго эшелона выделялись три буксирных парохода («Морской лев», «Буй», «Орел»), два тральщика и пять барж. [244]

Силы и средства флотилии и авиация флота готовились одновременно к десантной операции и к обеспечению форсирования сухопутными войсками Свири. Одна из задач, ставившаяся перед морскими летчиками, состояла в том, чтобы разрушить затворы плотины Свирской ГЭС, вызвать спад воды и тем самым облегчить форсирование реки. Это задание было выполнено 20 и 21 июня. [245]

21 июня левофланговая ударная группировка 7-й армии после авиационной и артиллерийской подготовки форсировала Свирь в районе Лодейного Поля. Обеспечивали переправу ее сил отряд бронекатеров под командованием капитана 3 ранга В. А. Степаненко и отряд тендеров Ладожской флотилии. К 23 июня войска повсеместно форсировали реку. Одновременно перешла в наступление и успешно продвигалась вперед 32-я армия.

В 15 часов 30 минут 22 июня корабли флотилии вышли из Новой Ладоги, держа курс к району высадки десанта. По приказанию прибывшего на Ладожское озеро адмирала В. Ф. Трибуца в район юго-западнее острова Мантсинсаари были направлены подводные лодки «М-77» и «М-79» с задачей своевременно предупредить десантный отряд о появлении озерных сил противника и атаковать их.

Около 3 часов утра корабли достигли точки развертывания. В 5 часов отряд артиллерийской поддержки открыл по берегу огонь, которым управлял флагманский артиллерист флотилии капитан 3 ранга Г. Н. Слизкой. Вслед за этим началась авиационная подготовка. В бой вступила и авиация противника. 14 самолетов Ю-88 попытались нанести удар по кораблям и высадочным средствам, но безуспешно — было лишь повреждено десантное судно «БДБ-51».

Около 6 часов передовой отряд десанта под командованием майора Ф. М. Кондрашева начал высадку. Предшествовавшая ей авиационная и артиллерийская подготовка позволила высадочным средствам подойти к берегу без потерь. Лишь две вражеские батареи начали обстрел, но вели его беспорядочно. Одновременно противник открыл ружейно-пулеметный огонь. Когда в бой вступили его минометные батареи, на фланги участка высадки вышли катера типа МО и поставили дымовые завесы, которые образовали непросматриваемый коридор (ветер дул с берега). В 6 часов 20 минут высадка передового отряда закончилась. Затем на берег были доставлены главные силы десанта.

Противник дважды переходил в контратаки и оба раза откатывался на исходные позиции. После этого десантники стремительным натиском отбросили его за железную дорогу и шоссе. На левом фланге они достигли озера Линдоя, а на правом продвинулись на 200–300 м западнее реки Тулокса.

В течение второй половины дня и в ночь на 24 июня на берегу продолжались ожесточенные бои. Финские войска предпринимали контратаки по всему фронту обороны десанта. 24 июня погода не благоприятствовала действиям советской авиации, и противник, воспользовавшись этим, возобновил атаки. Финское командование ввело в бой дополнительно около двух пехотных полков, резервный батальон из района озера Линдоя и большое количество артиллерийских и минометных батарей. Десант же испытывал недостаток в боеприпасах. Поэтому для поддержки его исключительно интенсивно использовалась корабельная артиллерия. Канонерские лодки и бронекатера, ведя огонь, подходили [246] к берегу, насколько позволяла глубина. В ходе боя они выпустили по врагу несколько тысяч снарядов, уничтожив 36 орудий, 17 минометов, 83 пулеметные точки, 15 дотов и живую силу до четырех батальонов.

Положение десанта улучшилось к 14 часам, когда в район высадки прибыл первый конвой с частями 3-й отдельной бригады морской пехоты, которой командовал инженер-капитан 1 ранга С. А. Гудимов. В 19 часов боевые корабли и суда флотилии в тяжелых штормовых условиях доставили зенитный полк и гаубичную артиллерию. Особенно самоотверженно и мужественно сражались с врагом командир роты капитан С. Д. Логинов, командиры орудий старшина В. П. Шаренко и старший сержант Ф. Н. Худанин, командир отделения старший сержант В. С. Кук, автоматчик старший краснофлотец А. И. Мошкин. Президиум Верховного Совета СССР присвоил им звание Героя Советского Союза.

К исходу 25 июня противник был вынужден перейти к обороне. К этому времени левофланговые части 7-й армии овладели городом Олонец и находились в 20 км от места высадки десанта. В 22 часа 26 июня десантники перешли в наступление в направлении поселок Линдоя, Рабола. Вскоре после полуночи в районе Рабола они соединились с частями 7-й армии. Влившись в состав сухопутных войск, 70-я и 3-я бригады вместе с ними к 10 часам 27 июня овладели Видлицей.

Наступление войск Карельского фронта продолжалось до начала августа. На правом фланге они вышли к государственной границе в районе Иломантси, а на левом — западнее Питкяранта, освободив, таким образом, большую часть Карело-Финской ССР с ее столицей Петрозаводском, Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал.

Активное содействие войскам в освобождении Петрозаводска оказала Онежская военная флотилия (командующий капитан 1 ранга Н. В. Антонов, начальник политотдела капитан 1 ранга Д. П. Лощаков). Наиболее отличившимся в боях дивизиону канонерских лодок (командир капитан 3 ранга И. П. Никулин, заместитель командира по политчасти капитан-лейтенант И. К. Байбородов), дивизиону минных катеров (командир капитан 2 ранга М. Ф. Крохин, заместитель командира по политчасти капитан-лейтенант К. И. Гаранин), дивизиону бронекатеров (командир капитан-лейтенант Я. Г. Ельников, заместитель командира по политчасти старший лейтенант В. П. Исаков), дивизиону сторожевых катеров (командир капитан 3 ранга В. В. Чудов, заместитель командира по политчасти капитан Н. В. Стукалов) было присвоено почетное наименование Петрозаводских.

За образцовое выполнение боевых заданий командования при форсировании реки Свирь, прорыве сильно укрепленной обороны противника Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1944 г. Ладожская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени. Ордена Красного Знамени удостоились [247] также 3-я отдельная бригада морской пехоты и 70-я отдельная морская стрелковая бригада.

В освобождении Карельского перешейка и Советской Карелии Краснознаменный Балтийский флот сыграл исключительно важную роль. Его артиллерия и авиация оказывали эффективное содействие войскам Ленинградского и Карельского фронтов при преодолении мощных полос обороны противника. Корабли успешно высаживали десанты, осуществляя оперативно-тактическое взаимодействие с войсками.

В ходе Выборгско-Петрозаводской наступательной операции, овладения островами Бьёркского архипелага и Выборгского залива подверглась разгрому крупная вражеская группировка противника, угрожавшая Ленинграду с севера, и был предрешен выход Финляндии из войны.

В результате победы Советских Вооруженных Сил на Карельском перешейке и в Карелии была окончательно обеспечена безопасность Ленинграда и создались благоприятные условия для проведения операций по освобождению советских Прибалтийских республик. [248]

Дальше