Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава одиннадцатая.

Восстановление и строительство флота

Одержав победу в гражданской войне и отразив вооруженное нападение империализма, советский народ приступил к восстановлению разрушенного народного хозяйства. Эта грандиозная и чрезвычайно трудная задача решалась в сложной международной обстановке. Мировая реакция, не смирившись с поражением, не оставляла замыслов уничтожить советский строй, задушить Республику Советов. Поэтому В. И. Ленин в декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов подчеркивал: «...кто забудет о постоянно грозящей нам опасности, которая не прекратится, пока существует мировой империализм, — кто забудет об этом, тот забудет о нашей трудовой республике» {152}. Партия и правительство были вынуждены принимать необходимые меры по укреплению обороноспособности страны, повышению мощи и боевой готовности ее вооруженных сил.

В это время на Балтийском флоте {153}, как и во всех Советских Военно-морских силах, положение было тяжелым. В итоге двух войн он потерял значительную часть своего корабельного состава, ряд военно-морских баз, лишился многих опытных и знающих командиров, а также основного ядра квалифицированного рядового и старшинского состава. К 1921 г. на Балтике числилось в строю 7 линейных кораблей, 8 крейсеров, 9 эскадренных миноносцев типа «Новик», около двух десятков эскадренных миноносцев других типов, 9 подводных лодок типа «Барс», 2 канонерские лодки, несколько минных заградителей, тральщиков и вспомогательных судов общим тоннажем 350 тыс. тонн. Флот испытывал острый недостаток в горючем, смазочных материалах, запасных частях, в большинстве других видов материально-технического снабжения. Подавляющая часть кораблей нуждалась в капитальном ремонте и модернизации. Некоторые из них были укомплектованы командным и рядовым составом лишь на 20– 40 процентов. Оценивая состояние наших Военно-морских сил, [149] М. В. Фрунзе писал: «В сумме все это означало, что флота у нас нет» {154}.

Чтобы поправить положение, Коммунистическая партия и Советское правительство в этот период предпринимают ряд крупных мер по возрождению и укреплению Военно-морских сил молодого социалистического государства. 23 октября 1920 г. Совет Труда и Обороны (СТО) принял написанное В. И. Лениным постановление: «Поручить Петроградскому Совдепу и специально Комитету Обороны Петрограда обратить особое внимание на ускорение работ по восстановлению Балтфлота...» {155}. Огромное значение имело решение X съезда РКП(б) (март 1921 г.), признавшего «необходимым, в соответствии с общим положением и материальными ресурсами Советской республики, принять меры к возрождению и укреплению Красного военного Флота» {156}. Эти партийные документы положили начало этапу восстановления Балтийского флота, являвшегося в то время единственным военно-морским оперативно-стратегическим объединением Советской республики.

Восстановление флота осуществлялось в обстановке классовой борьбы в стране. 1 марта 1921 г. эсерами, меньшевиками, недобитыми белогвардейцами и другими антисоветскими элементами с помощью иностранных империалистов был спровоцирован контрреволюционный мятеж в Кронштадте. Его организаторы воспользовались тем, что большинство флотских коммунистов, закаленных в революционной борьбе моряков во время гражданской войны ушли на фронты.

Мятежники рассчитывали на помощь английских кораблей, все еще находившихся у берегов Финляндии. В этих условиях В. И. Ленин придавал исключительно большое значение быстрой ликвидации контрреволюционного мятежа.

Для штурма Кронштадта были образованы Северная (командующий Е. С. Казанский, военком Е. И. Вегер) и Южная (командующий А. И. Седякин, военком И. И. Лепсе) группы войск из состава 7-й армии. Их усилили 348 делегатов и гостей X съезда РКП(б), среди которых были видные деятели партии А. С. Бубнов, К. Е. Ворошилов, В. П. Затонский и другие. Поддержанные интенсивным огнем форта Краснофлотский и полевой артиллерии, группы войск нанесли удар со стороны Ораниенбаума и Сестрорецка. Форсировав Финский залив по тонкому льду под артиллерийским обстрелом мятежников, они овладели фортами на подступах к Кронштадту, а затем ворвались на его улицы. 18 марта мятеж был полностью ликвидирован.

По указанию ЦК партии в 1921–1922 гг. на Балтийский флот возвратилось около 700 моряков-коммунистов, работавших в органах [150] народного хозяйства. Наряду с этим была проведена чистка флотских партийных организаций. После кронштадтского мятежа с флота изгонялись разложившиеся, контрреволюционные и случайные элементы. Усилилась борьба за укрепление воинской дисциплины, за наведение уставного порядка на кораблях и в частях. Большое внимание уделялось политическому воспитанию и общеобразовательной учебе личного состава.

Была создана сеть учебных заведений, готовивших новые командные кадры. В апреле 1920 г. произвели первый выпуск Соединенные классы специалистов командного состава РККФ, а 18 июня 1922 г. — Училище командного состава флота. В том же году на его базе были образованы два самостоятельных училища: Военно-морское (ныне Высшее военно-морское ордена Ленина, Краснознаменное, ордена Ушакова I степени училище имени М. В. Фрунзе) и Морское инженерное (ныне Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского). Военно-морские политические курсы Балтийского флота, созданные в 1921 г., послужили основой для сформирования в 1923 г. Военно-морского политического училища имени С. Г. Рошаля. В Военно-морскую академию пришли обучаться моряки-коммунисты, выдвинувшиеся в годы революции и гражданской войны. Были организованы учебные отряды и школы по подготовке специалистов рядового и младшего начальствующего состава.

Специально созданная комиссия произвела отбор наиболее боеспособных кораблей, составивших боевое ядро Балтийского флота, а многие устаревшие и бесперспективные на основании ее заключения в 1922 г. были сданы на слом. Общий тоннаж кораблей Балтийского флота сократился к 1923 г. до 82 тыс. т — в строю находились линкор, 16 эсминцев, 9 подводных лодок, 2 канонерские лодки, 11 сторожевых кораблей, 5 сторожевых катеров, минный заградитель, 24 тральщика, 5 катерных тральщиков {157}.

Большую роль в возрождении Балтийского флота сыграл комсомол, который 16 октября 1922 г. на своем V съезде решил принять шефство над Военно-Морским Флотом. Комсомольцы составили 88,6 процента от числа призванных на флот в 1922 г., 90,4 процента — в 1923 году {158}. За эти два года по комсомольским наборам в ряды Красного Флота пришло 7766 юношей. Около 1000 комсомольцев были зачислены в военно-морские учебные заведения. Широкое развитие получили шефские связи комсомольских организаций с кораблями и частями флота.

Шефство комсомола, способствовавшее укреплению флота, переросло во всенародное патриотическое движение за усиление оборонной мощи Советского государства. [151]

Проявлением заботы страны о флоте явилось также неоднократное проведение Недели Красного Флота. В связи с началом ее в 1923 г. М. И. Калинин обратился к советскому народу с призывом: «Морскому флоту должен быть уделен максимум нашего внимания. Пусть каждый завод, фабрика, село, волость, город будут считать своим долгом помогать флоту и быть активными участниками его строительства» {159}.

Возрождение Военно-Морского Флота было всенародным делом. Но для того чтобы он стал мощной вооруженной силой, потребовалось преодолеть немало трудностей двух этапов: восстановления (1921 -1925 гг.) и строительства (1926–1941 гг.).

24 марта 1921 г. В. И. Ленин подписал Постановление Совета Народных Комиссаров о государственном судостроении. В это время судостроительная промышленность, как и все народное хозяйство страны, находилась в тяжелом положении. Предприятия Петрограда, на которых до революции строились корабли для Балтийского флота, пришли в упадок. Чтобы поправить дело, в городе было создано объединенное правление заводов, в том числе обеспечивавших нужды Военно-Морского Флота. В соответствии с постановлением СТО, подписанным В. И. Лениным 21 июня 1921 г., из Красной Армии, а также из ряда отраслей народного хозяйства отзывались специалисты морского судостроения {160}. 2 тыс. комсомольцев были мобилизованы для участия в восстановлении и строительстве флота.

Балтийский завод приступил к ремонту линейных кораблей «Марат» («Петропавловск»), «Парижская коммуна» («Севастополь») и подводных лодок. Кроме того, он вместе с Кронштадтским морским заводом вводил в строй учебное судно «Комсомолец» («Океан»). Рабочие Адмиралтейского завода совместно с кронштадтцами вели ремонтные работы на крейсере «Аврора». Северная судостроительная верфь начала ремонт эскадренных миноносцев. На Невском судостроительном заводе ремонтировали канонерскую лодку «Хивинец» («Красная Звезда»).

Уже осенью 1922 г. Балтийский флот провел маневры, в которых приняли участие линейный корабль «Марат», дивизион эскадренных миноносцев, дивизион подводных лодок и дивизион учебных судов. А через несколько дней после маневров сводный отряд, насчитывавший 18 вымпелов, впервые после гражданской войны вышел в практическое плавание, во время которого учебное судно «Комсомолец» посетило Кильскую бухту.

В августе 1923 г. закончились восстановительные работы на крейсере «Аврора». Отмечая революционные заслуги крейсера, ЦИК СССР вручил экипажу Знамя Центрального Исполнительного Комитета. К этому времени действующее ядро Балтийского [152] флота включало линейный корабль, крейсер, 8 эскадренных миноносцев, 9 подводных лодок, отряд траления из 20 единиц и сводный отряд учебных кораблей (4 единицы).

В том же году были повторены практические плавания и маневры Балтийского флота. Они имели большое военно-политическое значение, так как показали капиталистическому миру, что морские границы Советского Союза на Балтике охраняются прочно.

В 1924 г. крейсер «Аврора» и учебное судно «Комсомолец» под командованием начальника Военно-морского училища Н. А. Болотова совершили плавание по маршруту Кронштадт — Берген (Норвегия) — Мурманск — Архангельск — Тронхейм — Кронштадт. Это был первый выход кораблей Балтийского флота в океан после более чем десятилетнего перерыва. В следующем году «Аврора» и «Комсомолец» под командованием начальника и комиссара военно-морских учебных заведений В. М. Орлова прошли тем же маршрутом, посетив с дружеским визитом шведский город Гётеборг.

Тогда же началось плановое развитие Красного Воздушного Флота, в том числе морской авиации. В составе Балтийского флота к этому времени был один истребительный и два разведывательных авиаотряда.

Восстанавливались артиллерийские форты, прикрывавшие подступы к Кронштадту и Ленинграду {161} с моря.

В 1925 г. Балтийский флот успешно завершил траление фарватеров в восточной части Финского залива. Летом флот посетил Народный комиссар по военным и морским делам, Председатель Реввоенсовета СССР М. В. Фрунзе. В период с 20 по 27 июня балтийцы совершили плавание, вошедшее в историю флота под названием Большого похода. В нем принимал участие почти весь Балтийский флот. Район плавания включал все Балтийское море — от Лужской губы до Кильской бухты. Народный комиссар держал свой флаг на линейном корабле «Марат». За семь дней плавания и сложных боевых учений флот прошел 1732 мили. После похода М. В. Фрунзе писал: «...мы строим и построим сильный Балтийский флот. Ядро его у нас уже есть. Наша походная эскадра — неплохое начало. Республика позаботится, чтобы это начало увенчалось еще лучшим концом» {162}.

К 1926 г. восстановление Балтийского флота в целом завершилось. Уже на III съезде Советов СССР (май 1925 т.) М. В. Фрунзе отметил достижения в этой области: «Наш флот — и Черноморский и Балтийский — в отношении личного состава, слаженности экипажа, тактической подготовки судовых команд, [153] сейчас уже вряд ли уступит в чем-нибудь старому царскому флоту» {163}. Балтийский флот имел бригаду линейных кораблей, бригаду эскадренных миноносцев, бригаду траления и заграждения, бригаду подводных лодок {164}. Проведенные учения показали, что он способен оказывать поддержку сухопутным войскам, оборонять подступы к своим базам, осуществлять минные постановки и, опираясь на минно-артиллерийскую позицию, вести бой с военно-морскими силами противника. Это явилось одним из значительных успехов советского народа в укреплении обороноспособности страны.

Возрождение Балтийского флота привлекало пристальное внимание военно-морских кругов зарубежных стран. Так, в 1926 г. после завершения его маневров немецкий журнал «Марине рундшау» отмечал: «Бесспорно, что маневры... касались стратегических проблем колоссальной важности, и отсюда можно заключить, что прогресс Красного Флота очень значителен» {165}.

Восстановление народного хозяйства и переход к осуществлению ленинской программы превращения страны из аграрной в передовую социалистическую державу позволили приступить к строительству могучего Военно-Морского Флота. 26 ноября 1926 г. Совет Труда и Обороны утвердил первую шестилетнюю программу военного судостроения, намечавшую постройку 12 подводных лодок, 18 сторожевых кораблей и 36 торпедных катеров {166}.

5 марта 1927 г. на судостроительном заводе в Ленинграде в присутствии руководителя ленинградских большевиков С. М. Кирова были заложены первые советские подводные лодки «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец» (конструктор Б. М. Малинин).

13 августа была произведена закладка шести сторожевых кораблей: «Ураган», «Тайфун», «Смерч», «Циклон», «Гроза» и «Вихрь». Проектированием головного корабля руководил инженер В. А. Никитин.

В течение 1926–1928 гг. были капитально отремонтированы и введены в строй линейный корабль «Октябрьская революция» («Гангут»), эскадренные миноносцы «Яков Свердлов» («Новик»), «Ленин» («Капитан Изыльметьев»), «Артем» («Азард»), «Войков» («Лейтенант Ильин»), «Карл Маркс» («Изяслав»), «Сталин» («Самсон»), «Урицкий» («Забияка»), «Володарский» («Победитель»), «Энгельс» («Десна»), канонерская лодка «Красное Знамя» («Храбрый»). Были достроены крейсер «Профинтерн» («Светлана») и эсминец «Калинин» («Прямислав»).

В 1927 г. Балтийский флот провел сложные учения, положившие начало отработке взаимодействия надводных кораблей [154] с подводными лодками, авиацией и береговой обороной. В них приняли участие С. М. Киров и Народный комиссар по военным и морским делам К. Е. Ворошилов. Учения показали высокую боевую выучку балтийцев.

К 1928 г. в составе Балтийского флота было 3 линейных корабля, крейсер, 10 эскадренных миноносцев, 9 подводных лодок, канонерская лодка, 5 тральщиков, 3 минных заградителя {167}. В 1928 г. вошли в строй еще два эсминца — «Карл Либкнехт» («Капитан Белли») и «Куйбышев» («Капитан Керн»). 1 ноября 1928 г. был сформирован первый дивизион торпедных катеров Балтийского моря.

Успехи балтийцев в укреплении флота получали высокую оценку партии и правительства. В канун десятилетия Великого Октября, 2 ноября 1927 г., крейсер «Аврора», обеспечивавший в те годы учебную практику курсантов, был награжден орденом Красного Знамени. 20 февраля 1928 г. ордена Красного Знамени удостоился Балтийский флот. Тем самым были высоко оценены не только революционные заслуги и массовый героизм моряков-балтийцев, проявленный ими в годы гражданской войны и иностранной интервенции, но и большие достижения воинов флота в укреплении военно-морской мощи страны.

4 февраля 1929 г. СТО утвердил программу военного судостроения на первую пятилетку (1928–1933 гг.), по которой планировалась постройка 18 больших и 4 малых подводных лодок, 3 эскадренных миноносцев, 18 сторожевых кораблей, 5 охотников за подводными лодками, 2 речных канонерских лодок, значительного числа торпедных катеров — всего 98 боевых кораблей и 37 вспомогательных судов {168}.

Первым боевым кораблем советской постройки, вошедшим в состав Краснознаменного Балтийского флота, была подводная лодка «Декабрист». Она вступила в строй 18 ноября 1930 года. В следующем году балтийцы получили сторожевой корабль «Ураган» (12 сентября) и еще две подводные лодки типа «Декабрист» (11 октября и 14 ноября). До конца пятилетки на флот дополнительно поступили сторожевые корабли «Тайфун», «Вихрь», «Циклон», «Буря» и «Пурга». В 1931 г. в его состав была зачислена бывшая английская подводная лодка «L-55», потопленная в июне 1919 г. эскадренным миноносцем «Азард» и поднятая советскими водолазами в августе 1928 года.

В первой пятилетке на вооружение флота стали поступать самолеты советской конструкции — истребители И-2 конструктора Д. П. Григоровича, разведчики Р-3 конструктора А. Н. Туполева, летающая лодка РОМ-1 конструкторского бюро морского самолетостроения. Затем флот получил гидросамолеты РОМ-2, МР-5, ТОМ-1, ТБ-1а, МДР-2, МДР-3, МБР-2 {169}. [155]

Еще более значительное развитие Балтийский флот имел в годы второй пятилетки (1933–1937 гг.) {170}. В этот период в его составе появились новые сторожевые корабли «Снег» и «Туча». Была реорганизована и укреплена береговая оборона, основу которой составляла стационарная артиллерия калибром до 406 миллиметров. В 1933 г. балтийцы получили 3 первых советских подводных минных заградителя типа «Ленинец» и 3 торпедные подводные лодки типа «Щука». Эти корабли были разработаны конструкторским бюро под руководством Б. М. Малинина. До конца второй пятилетки, выполненной досрочно (за 4 года и 3 месяца), вступили в строй Балтийского флота еще 23 лодки типа «Щука».

23 июля 1936 г. флот пополнился тремя эскадренными подводными лодками типа «Правда» (конструктор А. Н. Асафов). В том же году вступили в строй две первые средние лодки типа С (конструкторы В. В. Перловский, В. Ф. Критский, З. А. Дерибин, В. Н. Перегудов). Кроме того, до 1938 г. флот получил 18 малых подводных лодок типов «Малютка» (конструктор А. Н. Асафов) и М (конструктор П. И. Сердюк).

Предприятия судостроительной промышленности строили для Балтики лидеры «Ленинград» (1932–1936 гг.) и «Минск» (1933–1939 гг.), эскадренные миноносцы типа 7 (серий «Гневный» и «Бодрый»), главным конструктором которых был инженер В. А. Никитин, и 7у (типа «Сторожевой»; конструктор О. Ф. Якоб).

22 октября 1935 г. состоялась закладка первого советского крейсера, которому по предложению рабочих было дано имя «Киров». Строительство корабля (главный конструктор А. И. Маслов) шло под наблюдением академика А. Н. Крылова. 26 сентября 1938 г. крейсер вступил в строй Краснознаменного Балтийского флота. По скорости хода, маневренности и вооружению он был одним из самых современных кораблей в мире.

В декабре 1936 г. началось строительство крейсера «Максим Горький». 12 ноября 1940 г. корабль вошел в состав КБФ. Велось также строительство базовых тральщиков типа «Фугас», малых охотников за подводными лодками типа МО-4, торпедных катеров типа Г-5 (ГАНТ-5), бронекатеров, катеров-тральщиков {171}. Была перестроена яхта «Штандарт» в современный по тому времени минный заградитель «Марти» (впоследствии «Ока»).

На вооружение флота поступили большая корабельная мина, авиационные мина и торпеда, торпеды для подводных лодок, эскадренных миноносцев и торпедных катеров, совершенные приборы управления артиллерийской и торпедной стрельбой. Дальнейшее [156] развитие получило зенитное и противолодочное оружие. Выли созданы трехорудийная 180-мм башенная установка, 100-мм и 85-мм универсальные артиллерийские системы, 37-мм автоматы, скорострельные пулеметы ДШК.

Прошли модернизацию многие находившиеся в строю корабли. Так, линкор «Октябрьская революция» был оборудован котлами с нефтяным отоплением и вооружен зенитной артиллерией. Были установлены новые средства радиосвязи и оптические дальномеры.

Значительное развитие получила морская авиация. На флот поступали самолеты МБР-2 и МДР-4. На крейсерах «Киров» и «Максим Горький» были установлены катапульты для самолетов. В 1937 г. балтийцы получили корабельный самолет КОР-1 конструктора Г. М. Бериева.

В третьей пятилетке, в 1938–1940 гг., для Краснознаменного Балтийского флота были заложены линейный корабль «Советский Союз» (водоизмещение около 60 тыс. т), тяжелый крейсер «Кронштадт» (водоизмещение 35 тыс. т), крейсера «Чапаев», «Чкалов», «Железняков», 14 эскадренных миноносцев, 29 подводных лодок, 14 тральщиков и ряд кораблей других классов. В его состав вошли 6 крейсерских подводных лодок типа К (конструктор М. А. Рудницкий), 10 лодок типа С, 13 лодок типа М. На 1 сентября 1939 г., то есть к началу второй мировой войны, флот имел в строю 44 лодки. До 22 июня 1941 г. в его состав вошли еще 23 подводных корабля.

Флотская авиация пополнялась новыми и модернизированными самолетами ДБ-ЗФ, Ар-2, СПБ, Р-10, И-15бис, И-153, И-16, Як-1, МиГ-1, МиГ-3, ДС-3, а также морскими самолетами МДР-2, МТБ-2, Че-2, ГСТ {172}. Состав военно-воздушных сил Балтийского флота был доведен до двух авиабригад и нескольких отдельных эскадрилий.

В ходе строительства флота балтийцы настойчиво повышали боевое мастерство, вносили немалый вклад в развитие советского военно-морского искусства. Совершенствовалась сплаванность кораблей в составе тактических групп и соединений. В процессе боевой подготовки отрабатывалась тактика морского боя и взаимодействие сил флота с сухопутными войсками на приморских направлениях. Крупное учение, в частности, было проведено летом 1939 года. На борту боевых кораблей, вышедших в море, находились руководители партийных органов, комсомола, командование ВМФ. Учение такого масштаба в предвоенный период проводилось на Балтике впервые и было насыщено решением огневых и тактических задач. Оно показало, что балтийцы успешно овладевают грозным морским оружием, тактикой современного боя.

К этому времени в строю Краснознаменного Балтийского флота насчитывалось более 160 боевых кораблей, в том числе 2 линкора, [157] крейсер, 2 лидера, 9 эсминцев, минный заградитель, сторожевых кораблей и тральщиков, около 40 подводных лодок, 62 торпедных катера {173}. Они были сведены в эскадру, включавшую отряд легких сил, в бригаду торпедных катеров, три бригады подводных лодок, дивизион канонерских лодок, силы охраны водного района. Военно-воздушные силы флота имели 469 самолетов {174}. Береговая оборона включала 22 стационарные и 4 железнодорожные артиллерийские батареи, насчитывавшие 93 орудия калибром до 356 миллиметров. Систему базирования флота прикрывали три полка противовоздушной обороны. КБФ был единственным советским флотом, имевшим морскую пехоту {175}.

Краснознаменный Балтийский флот не только рос и укреплялся сам, но и служил основной базой создания и усиления Советских Военно-морских сил на других морских театрах. В 1929 г. Черноморскому флоту были переданы линейный корабль «Парижская коммуна» и крейсер «Профинтерн» (с 1939 г. — «Красный Крым»).

В 1932 г. с помощью балтийских моряков был создан Тихоокеанский флот. В 1936 г. из Кронштадта на Тихий океан перешли Северным морским путем эсминцы «Сталин» и «Войков». Летом 1939 г. совершил переход из Кронштадта во Владивосток через Атлантический и Тихий океаны отряд кораблей КБФ. Из Ленинграда по железнодорожным магистралям были доставлены на Дальний Восток 4 малые подводные лодки.

В 1933 г. Коммунистическая партия и Советское правительство приняли решение о создании военно-морских сил в Заполярье. С Балтики по только что вступившему в строй Беломорско-Балтийскому каналу на Север были переведены эсминцы «Урицкий» и «Куйбышев», подводные лодки «Декабрист» и «Народоволец», сторожевые корабли «Ураган» и «Смерч». Вскоре с Балтийского флота в Заполярье прибыли эсминец «Карл Либкнехт», сторожевой корабль «Гроза» и подводная лодка «Красногвардеец», а в 1939 г. — эсминцы «Громкий», «Грозный», «Гремящий» и «Стремительный». До начала Великой Отечественной войны КБФ передал Северному флоту еще 16 подводных лодок (8 — типа «Щука», 6 — типа М и 2 — типа К).

Обычными стали заграничные походы кораблей Краснознаменного Балтийского флота, убедительно демонстрировавшие непрерывный рост морской выучки и организованности личного состава. В августе 1929 г. такие плавания совершили крейсера «Аврора» и «Профинтерн», эсминцы «Ленин» и «Куйбышев» с заходом в порты Германии, эсминцы «Калинин» и «Войков» — в Клайпеду. В августе 1930 г. столицу Дании — Копенгаген посетили [158] подводные лодки «Товарищ». «Красноармеец» (типа «Барс») и два эсминца, а эскадренные миноносцы «Сталин» и «Карл Маркс» побывали в портах Норвегии. В сентябре 1934 г. линкор «Марат» в сопровождении эсминцев «Калинин» и «Володарский» ходил в Польшу.

20 мая 1937 г. линкор «Марат» по приглашению правительства Англии принял участие в военно-морском параде, состоявшемся на Спитхедском рейде у Портсмута по случаю коронации английского короля. На параде было представлено около 200 английских и иностранных кораблей. Они должны были стать способом фертоинга {176} на отведенное каждому место. Аргентинский линкор «Морено» заводил фертоингову скобу 13 часов, другие корабли также затратили на постановку много времени. «Марат» же под командованием флагмана 2 ранга В. И. Иванова занял свое место за 53 минуты, вызвав восхищение участников морского парада {177}. Английская печать отмечала отличную морскую подготовку советских моряков, их дисциплинированность и высокую культуру. На обратном пути «Марат» по приглашению литовского, латвийского и эстонского правительств посетил Клайпеду, Лиепаю и Таллин.

Захват в 1939 г. германскими войсками Польши усилил опасность использования гитлеровцами Прибалтики в качестве плацдарма для нападения на СССР. К этому времени фашистская Германия уже предприняла агрессивные действия на Балтийском море, отторгнув от Литвы порт Клайпеду. В сентябре 1939 г., в обстановке начавшейся второй мировой войны, в Финском заливе появились «неизвестные» подводные лодки. 27 сентября в районе Нарвского залива одной из них был потоплен торпедами советский пароход «Металлист». На следующий день там же подвергся атаке пароход «Пионер», который, уклоняясь от торпед, был вынужден выброситься на камни в районе банки Вигрунд.

Осенью 1939 г. по предложению Советского правительства были заключены пакты о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой. Договоры предусматривали право СССР на создание на территории этих государств военно-морских баз и аэродромов. Это укрепило стратегические позиции Краснознаменного Балтийского флота {178}. В октябре часть его сил перебазировалась в [159] Прибалтику. В Таллин прибыли лидер «Минск», эскадренные миноносцы «Гордый», «Сметливый», часть подводных лодок. Крейсер «Киров» с дивизионом эскадренных миноносцев перешел в Либаву. В Эстонию перебазировалось несколько эскадрилий морской авиации. Были сформированы Балтийская (Таллин — Палдиски) и Либавская военно-морские базы.

Все это существенно изменило положение на морском театре. Выход сил Краснознаменного Балтийского флота из восточного угла Финского залива на просторы Балтики явился для агрессоров серьезным сдерживающим фактором. [159]

Дальше