Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава седьмая.

В эпоху броненосного флота

60-е годы XIX в. в России были ознаменованы важнейшими социально-экономическими изменениями. Реформа 1861 г., отменившая крепостное право, явилась шагом по пути превращения страны в буржуазную монархию. «...После 61-го года, — указывал В. И. Ленин, — развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века» {71}.

Эти превращения сказывались и на состоянии вооруженных сил государства. Что касается флота, то все более усиливался процесс благоприятных перемен в его корабельном составе.

Запоздав со строительством паровых судов и созданием необходимой для этого промышленной базы, Россия в конце 60-х годов приступила к постройке деревянных винтовых кораблей.

К концу Крымской войны Балтийский флот имел в своем составе кроме парусных кораблей всего 1 винтовой линейный корабль, 1 винтовой фрегат, 10 колесных пароходов, 18 небольших пароходов и 40 винтовых канонерских лодок {72}. По кораблестроительной программе, утвержденной правительством в 1857 г., предполагалось построить для Балтики большое количество винтовых судов (18 линейных кораблей, 12 фрегатов, 14 корветов, 100 канонерских лодок) и 9 колесных пароходофрегатов. За сравнительно короткий срок (с 1857 по 1863 г.) по этой программе был создан боеспособный деревянный винтовой флот — 3 линейных корабля, 7 фрегатов, 6 корветов, 7 клиперов и 3 мореходные канонерские лодки {73}.

25 сентября 1863 г. на Нью-Йоркском рейде впервые в истории бросила якоря русская эскадра под командованием контр-адмирала С. С. Лесовского. Она была сформирована на Балтийском море и состояла из кораблей отечественной постройки: фрегатов «Александр Невский», «Пересвет», «Ослябя» {74}, корветов [76] «Варяг» и «Витязь», клипера «Алмаз». Почти в то же время в Сан-Франциско вошла направленная из Владивостока эскадра под командованием контр-адмирала А. А. Попова. Это произошло в разгар гражданской войны между северными и южными штатами Америки. Мятежников-южан активно поддерживали Англия и Франция, приславшие летом 1863 г. в Нью-Йорк свои эскадры, снаряженные для высадки десанта и имевшие на борту около 5 тыс. моряков. Появление русских кораблей в американских водах значительно укрепило позиции правительства Авраама Линкольна и явилось помощью демократическому Северу в борьбе против рабовладельческого Юга. Командующим эскадрами предписывалось в случае необходимости создать угрозу Англии и Франции на их океанских коммуникациях.

Скрытность перехода и внезапность появления русских кораблей у берегов Америки произвели большое впечатление на политические и военные круги в Западной Европе. В Нью-Йорке, Вашингтоне, Сан-Франциско и в других городах, где довелось побывать русским морякам, население оказывало им самый радушный прием. С большой теплотой встречали балтийских моряков кубинцы, когда фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и корвет «Витязь» посетили Гавану.

Русские эскадры находились в Америке около 9 месяцев. Их длительное плавание продемонстрировало всему миру высокие качества деревянных винтовых судов, созданных отечественными кораблестроителями. Однако необходимость дальнейшего развития военно-морских сил страны на основе достижения капиталистической экономики, технического усовершенствования корабельной артиллерии и создания новых средств борьбы на море (подводная мина) выдвигала на первый план задачу строительства парового железного и броненосного флота.

Начавшееся после отмены крепостного права быстрое развитие промышленного капитализма в России дало возможность расширить и реорганизовать судостроительную базу. Был разработан план реконструкции адмиралтейств, заводов, верфей и мастерских для налаживания броненосного кораблестроения. Создавались новые государственные судостроительные заводы — Балтийский (завод Карра и Макферсона), Невский, а также реконструировались старые (Новое Адмиралтейство, «Галерный островок» и другие). Начал давать продукцию Обуховский сталелитейный завод, где развернулось производство стальных нарезных орудий, была организована прокатка броневых плит на Ижорском заводе.

Было принято решение прежде всего создать на Балтике оборонительный броненосный флот, который мог бы обеспечить защиту Кронштадта и берегов Финского залива. 27 сентября 1861 г. на Балтийском заводе спускается на воду канонерская лодка «Опыт» (строитель корабельный инженер X. В. Прохоров). Это был первый в России и один из первых в мире железных броненосных кораблей. Канонерская лодка имела броню толщиной [77] 115 мм, изготовленную на кронштадтских заводах. В следующем году в Петербурге на «Галерном островке» началось строительство броненосного корабля — плавучей батареи «Не тронь меня» (строитель корабельный инженер А. Ф. Соболев). В 1865 г, на Невском заводе сошла со стапелей еще одна броненосная батарея — «Кремль» (строитель корабельный инженер Н. Е. Потапов). В том же году в состав Балтийского флота вошли 10 броненосных однобашенных лодок, имевших на вооружении по два 229-мм орудия. Одиннадцатая броненосная лодка «Смерч», построенная на «Галерном островке», была двухбашенной. Ее вооружение составляли две 229-мм и четыре 37-мм пушки.

По кораблестроительной программе 1864 г. было построено восемь броненосных кораблей разного типа, в том числе двух — и трехбашенные мореходные фрегаты «Адмирал Спиридов», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Лазарев», что явилось новым шагом в развитии броненосного кораблестроения.

Вступили в строй девять мелкосидящих канонерских лодок типа «Ерш», имевших по одному 280-мм орудию и предназначенных для действий в Невской губе.

К 1870 г. в Балтийском флоте насчитывалось 23 боевых броненосных корабля различных классов общим водоизмещением 45 тыс. т с артиллерией в 80 орудий калибром 150–280 миллиметров. Он еще уступал английскому и французскому, но уже был сильнее броненосных флотов Германии, Дании и Швеции, вместе взятых {75}.

После создания оборонительного флота на Балтике Россия перешла к строительству мореходных броненосных кораблей. В 1869 г. по проекту вице-адмирала А. А. Попова был заложен на «Галерном островке» первый в мире башенно-брустверный броненосец «Петр Великий» водоизмещением около 10 тыс. т (строители М. М. Окунев и А. Е. Леонтьев). Он явился прототипом будущих эскадренных броненосцев. Известный английский кораблестроитель Э. Рид 9 октября 1872 г. был вынужден признать на страницах газеты «Таймс»: «Русские успели уже превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов своего флота, так и в отношении употребления новых способов постройки» {76}.

В связи с обострением отношений с Англией было обращено серьезное внимание на строительство для Балтийского флота кораблей, способных действовать на океанских коммуникациях противника. Идея постройки их была выдвинута тоже вице-адмиралом А. А. Поповым. Так возник, по существу, новый класс [78] кораблей — броненосные крейсера, вооруженные крупной нарезной артиллерией.

В 1870 г. были заложены два корабля этого типа — «Генерал-Адмирал» и «Александр Невский» (с 1874 г. — «Герцог Эдинбургский»), они строились под руководством корабельных инженеров Н. А. Субботина и Н. Е. Кутейникова. Вступление в строй этих броненосных крейсеров совпало с русско-турецкой войной 1877–1878 годов.

К этому времени Балтийский флот насчитывал 27 броненосных, 26 неброненосных и 2 парусных корабля и был наиболее мощным в составе военно-морских сил России. На Черном море турецкий флот имел подавляющее численное превосходство над русскими морскими силами. Планировавшееся по опыту прежних войн перебазирование отдельных кораблей с Балтики в греческие порты в целях борьбы на средиземноморских сообщениях Турции, блокады ее побережья и форсирования Дарданелл (с подходом русской армии к Босфору) не состоялось из-за противодействия США и Англии. Однако Балтийский флот оказал помощь в формировании Дунайской флотилии. Ее командный состав был укомплектован в основном балтийцами — специалистами нового в то время минного оружия. Активные минные постановки Дунайской флотилии полностью сковали действия турецких кораблей на Дунае.

После этой войны, в 1881 г., была разработана новая кораблестроительная программа, рассчитанная на 20 лет. Для Балтийского флота предполагалось построить 16 броненосцев, 13 крейсеров, 11 канонерских лодок, 100 миноносцев и 3 транспорта {77}.

В 1885 г. на Новом Адмиралтействе был заложен эскадренный броненосец «Император Александр II» водоизмещением около 9 тыс. т, а затем почти однотипный «Император Николай I», на которых помимо двух 305-мм орудий разместили четыре 228-мм и восемь 152-мм пушек.

К 1890 г. в состав Балтийского флота вошли 2 броненосца, 6 крейсеров и 12 миноносцев; в постройке находились 2 броненосца и канонерская лодка.

В 1891 г. на Балтике был спущен на воду эскадренный броненосец «Наварин», который служил прототипом для строящихся броненосцев вплоть до русско-японской войны 1904–1905 годов. Его постройка велась под руководством П. А. Титова. Была удачно решена проблема артиллерийского вооружения по калибру, размещению и числу орудий.

В 1891–1892 гг. на стапелях «Галерного островка» и Нового Адмиралтейства закладываются четыре еще более мощных эскадренных броненосца водоизмещением до 11 тыс. т каждый: [79] «Сисой Великий», «Полтава», «Севастополь» и «Петропавловск» {78}.

Однако Россия отставала в темпах строительства флота от некоторых развитых капиталистических стран, в частности от Германии. Поэтому была выработана новая кораблестроительная программа. Предполагалось в 1890–1895 гг. построить 10 эскадренных броненосцев, 3 броненосных крейсера, 3 канонерские лодки и 50 миноносцев {79}. К концу намеченного срока эта программа оказалась выполненной только наполовину и была вновь пересмотрена в сторону увеличения числа кораблей и темпов их постройки. В начале XX в. Балтийский флот получил эскадренные броненосцы «Ослябя», «Пересвет» и «Победа», которые в то время были самыми сильными кораблями данного класса. Броненосец «Цесаревич», построенный в 1901 г., послужил основанием для серии кораблей: «Бородино», «Орел», «Император Александр III», «Князь Суворов» и «Слава» (строители Д. В. Скворцов, М. К. Яковлев, В. X. Оффенберг, К. Я. Аверин). Их отличала система бронирования.

В период с 1892 по 1896 г. Балтийский флот пополнился также тремя низкобортными броненосцами береговой обороны — «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин» (строители Н. И. Михайлов и Д. В. Скворцов).

Один за другим сходили со стапелей броненосные крейсера «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Адмирал Нахимов», «Память Азова». Их создание характеризовалось увеличением водоизмещения, бронирования, вооружения и скорости хода. Следом за ними в 1892–1899 гг. спускаются на воду крейсера «Рюрик», «Россия» и «Громобой». Наряду с броненосными строились бронепалубные крейсера, такие, как «Паллада», «Диана», «Аврора», «Олег», «Жемчуг», «Изумруд».

России принадлежит также первенство в строительстве мореходных миноносцев — носителей торпед (самодвижущихся мин). Первый из них — миноносец «Взрыв», вооруженный одним торпедным аппаратом, — был спущен на воду в Петербурге в 1877 году.

В 1887 г. для Балтийского флота по проекту корабельного инженера А. Е. Леонтьева был построен первый минный крейсер «Лейтенант Ильин», представлявший собой переходную ступень от миноносца к эскадренному миноносцу. Корабль имел на вооружении [80] пять надводных торпедных аппаратов, пять 47-мм и десять 37-мм пушек и развивал скорость хода до 22 узлов.

В 1895 г. был подведен итог выполнения судостроительной программы 1881 года. Оказалось, что вместо 16 эскадренных броненосцев построило 8, вместо 13 крейсеров — тоже 8, вместо 100 миноносцев — 31 корабль {80}. Осенью того же года была утверждена очередная семилетняя программа, по которой для Балтийского флота намечалось построить 5 эскадренных броненосцев, 7 крейсеров, 1 минный крейсер, 2 минных заградителя и 1 крейсер посыльной службы {81}.

В русском флоте все большее развитие получало не только торпедное, но и минное оружие. Мины применялись как для обороны своего побережья, так и для уничтожения кораблей противника в его водах и на коммуникациях с помощью специальных минных заградителей. В 1892 г. вошли в состав Балтийского флота минные транспорты «Буг» и «Дунай», построенные в Швеции. В 1901 г. на Балтийском заводе завершилось строительство по проекту капитана 2 ранга В. А. Степанова минных транспортов «Амур» и «Енисей» водоизмещением по 2800 тонн. Каждый из них принимал на борт до 320 мин.

К началу русско-японской войны все корабли, предусмотренные программой 1895 г., вступили в строй.

Высоким уровнем отличалась боевая подготовка личного состава балтийских кораблей. Большая заслуга в этом принадлежала выдающемуся русскому адмиралу Г. И. Бутакову — основоположнику тактики парового броненосного флота. В 1861 г. вышла его работа «Несколько отрывков из опыта начальных оснований пароходной тактики», а спустя два года — капитальный труд «Новые основания пароходной тактики». Эскадру броненосных кораблей, которой он командовал с 1867 по 1877 г., по праву называли «умственной лабораторией флота».

Бутаков придавал исключительно большое значение тактической подготовке командного состава, особенно обучению командиров кораблей маневрированию. При этом он требовал от них смелости, сочетающейся с четким глазомером и быстрой ориентировкой. Адмирал большую роль сыграл также в разработке способов использования минного оружия и в подготовке первых специалистов-минеров. Много внимания он уделял и развитию средств противоминной обороны. Флагманский корабль Бутакова броненосный фрегат «Петропавловск» был первым в мире кораблем, вооруженным по инициативе адмирала противоминной артиллерией. На эскадре броненосных кораблей Балтийского флота под его руководством был создан трал, который по своим данным превосходил все известные в то время.

Ученик адмирала М. П. Лазарева, сподвижник П. С. Нахимова и В. А. Корнилова, Г. И. Бутаков возродил на Балтийском [81] флоте лучшие традиции русских моряков. Иностранные адмиралы и морские офицеры ездили в Россию на броненосную эскадру Балтийского флота учиться приемам и методам боевой подготовки, искусству ведения морского боя.

Г. И. Бутаков решительно поддержал искания и выводы молодого офицера С. О. Макарова, явившегося основоположником теории непотопляемости корабля. Макаров предложил в качестве основных мер по обеспечению непотопляемости судов иметь пластыри для заделки пробоин и оборудовать корабли водоотливной системой. В 1872–1876 гг. он занимался испытаниями переборок и водоотливных средств на кораблях, разрабатывал первые инструкции по непотопляемости, руководил обучением личного состава борьбе за живучесть. В марте 1873 г. Бутаков писал о результатах применения «макаровского» пластыря: «На судах броненосной эскадры в 1870 году было 3 пластыря лейтенанта Макарова, а с 1871 года все суда снабжаются ими... Польза всегда готового способа закрыть внезапную пробоину на всяком судне очевидна, и доселе нет для этого лучшего средства, как упомянутый пластырь лейтенанта Макарова» {82}.

1 января 1890 г. С. О. Макаров — уже широко известный ученый и военно-морской деятель — был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом эскадры Балтийского моря. В 1896 г. он стал старшим флагманом 1-й дивизии Балтийского флота. Адмирал Макаров продолжил начатую Бутаковым работу по повышению тактической подготовки офицеров. Он прочитал ряд лекций в Кронштадтском морском офицерском собрании на тему «Рассуждения по вопросам морской тактики». В дальнейшем они были изданы отдельной книгой под девизом «Помни войну». В 1899–1904 гг. Макаров, являясь главным командиром Кронштадтского порта, много сделал для усиления боевой мощи крепости и совершенствования снабжения кораблей флота. В этот период вышли в свет его новые труды: «Броненосцы или безбронные суда» и «Без парусов».

С. О. Макаров заложил фундамент для научной разработки многих проблем парового броненосного флота, вопросов тактики, кораблестроения, артиллерии и минного дела, внес весьма весомый вклад в дело дальнейшего укрепления Балтийского флота.

Балтийский флот явился колыбелью радио — одного из величайших достижений человеческого разума. Это выдающееся открытие, сделанное в 1895 г., принадлежит преподавателю Минной школы и Минного офицерского класса в Кронштадте А. С. Попову. Впервые для практических целей радио было успешно использовано в 1899 г., во время работ по снятию севшего на камни у острова Гогланд броненосца «Генерал-адмирал Апраксин». С 1900 г. по инициативе адмирала С. О. Макарова началась массовая установка на кораблях Балтийского флота [82] радиотелеграфных станций, изготовлявшихся в кронштадтских мастерских.

Насыщение флота современной техникой потребовало комплектования его рабочей молодежью, знакомой с машинами. К началу XX в. на граблях было уже больше 50 процентов «нижних чинов» из рабочих, причем около 80 процентов — грамотных. Такие социальные изменения способствовали усилению революционного движения.

В. И. Ленин, создавая партию рабочего класса в России, уделял большое внимание революционной работе в армии и на флоте. Уже во втором номере газеты «Искра», вышедшем в феврале 1901 г., он напечатал статью, посвященную военному вопросу {83}. В середине 1901 г. ленинская «Искра» была известна матросам Балтийского флота и пользовалась у них исключительным авторитетом. Наряду с «Искрой» к матросам все чаще стали попадать листовки, прокламации и другие нелегальные издания. В 1902 г. социал-демократическая пропаганда уже приобрела среди моряков Балтийского флота широкий размах. Под влиянием «Искры» и других революционных изданий матрос И. Коршунов в начале 1902 г. организовал на эскадренном броненосце «Император Александр II» революционный кружок. Это был первый социал-демократический кружок на Балтийском флоте. С этого времени такие кружки стали возникать и на других кораблях и в учебных отрядах. Они были связаны с революционными рабочими Кронштадта и Петербурга. Петербургский комитет РСДРП располагал в Кронштадте явочными адресами рабочих, имевших связи с матросами и солдатами, и присылал своих агитаторов для революционно-пропагандистской работы.

Еще более широкий размах революционное движение на флоте получило в период русско-японской войны 1904–1905 гг. и особенно после нее. В этой войне были заинтересованы правящие классы Японии и России. Народным массам она была не нужна. В. И. Ленин, большевики считали, что поражение царского правительства в этой грабительской войне приведет к ослаблению царизма и усилению революционного подъема в стране.

В конце XIX — начале XX в. обострилась борьба между США, Англией, Японией, Россией, Германией и Францией за господство на Тихом океане и за раздел Китая. США и Англия, стремившиеся к ослаблению позиций России и Японии на Дальнем Востоке, провоцировали войну между ними.

Война началась в крайне неблагоприятных для России условиях. Еще в 1898 г. царское правительство приняло специальную кораблестроительную программу для Дальнего Востока, но из-за экономической отсталости страны и финансовых затруднений выполнялась она очень медленно. К началу 1904 г., несмотря на перевод на Тихий океан нескольких броненосцев и крейсеров из состава Балтийского флота, численное превосходство в [83] военно-морских силах на Дальнем Востоке по основным классам кораблей было на стороне Японии. Соотношение в сухопутных силах складывалось еще более неблагоприятно для России.

Японский флот, совершив в ночь на 27 января 1904 г. вероломное нападение на русскую эскадру в Порт-Артуре, причинил повреждения эскадренным броненосцам «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсеру «Паллада». В корейском порту Чемульпо (Иньчхонь) после ожесточенного боя с японскими кораблями русские моряки сами затопили крейсер «Варяг» и взорвали канонерскую лодку «Кореец», чтобы они не достались врагу. Оба эти корабля начинали службу в составе Балтийского флота.

156 дней продолжалась героическая оборона Порт-Артура — главной русской военно-морской базы на Тихом океане. 20 декабря 1904 г. (2 января 1905 г.) Порт-Артур пал. Стало совершенно очевидно, что царизм проиграл войну.

Еще до падения Порт-Артура царское правительство приняло решение направить на Дальний Восток эскадру кораблей Балтийского флота. В. И. Ленин по этому поводу писал: «Самодержавие видело, что несчастный исход войны равносилен победе «внутреннего врага», т. е. победе революции. Поэтому на карту было поставлено все. Сотни миллионов рублей были затрачены на спешную отправку балтийской эскадры» {84}.

Эта эскадра, получившая название 2-й Тихоокеанской, представляла собой наспех сколоченное соединение, состоявшее из 7 эскадренных броненосцев, 2 броненосных крейсеров, 6 крейсеров, 5 вспомогательных крейсеров и 9 эскадренных миноносцев {85}. По своему составу и подготовке она была слабее японского флота. Ее командующим был назначен вице-адмирал З. П. Рожественский — типичный представитель бездарной военной бюрократии, занимавший пост начальника Главного морского штаба.

2 октября 1904 г. основные силы эскадры вышли из Либавы (Лиепая). Ее состав еще до этого японцам был хорошо известен. Ход подготовки кораблей, уровень их вооружения и оснащения разбалтывались прессой. В угоду Японии английское правительство всеми способами стремилось затруднить переход эскадры. Под его сильным нажимом некоторые государства отказались снабжать русские корабли и даже запретили им заходить в свои порты.

Эти корабли должны были, достигнув Порт-Артура, соединиться с 1-й Тихоокеанской эскадрой и вести совместные боевые действия. Но в связи с падением Порт-Артура и гибелью находившейся там русской эскадры они получили приказ прорываться во Владивосток и вести борьбу в Японском море. Русское [84] командование приняло также решение усилить эскадру, послав с Балтики отряд кораблей в составе одного эскадренного броненосца, трех броненосцев береговой обороны, броненосного крейсера, госпитального судна и шести транспортов. Этот отряд, которым командовал контр-адмирал Н. И. Небогатов, получил название 3-й Тихоокеанской эскадры. 26 апреля 1905 г. он присоединился у берегов Индокитая ко 2-й Тихоокеанской эскадре. Несмотря на ее усиление, приказ о продолжении перехода кораблей на Дальний Восток после падения Порт-Артура был не чем иным, как авантюрой.

Балтийцы, совершив беспримерный в составе эскадры переход протяженностью 18 тыс. миль, проявили высокую выучку, стойкость и мужество. До вступления в японские воды Тихого океана ни один корабль не вышел из строя, не отказал ни один механизм. Особенно тяжелым испытаниям подверглись моряки 3-й Тихоокеанской эскадры, состоявшей из низкобортных кораблей, предназначенных для действий в Балтийском море.

В связи с тем что чинились всяческие препятствия снабжению эскадры в иностранных портах, в ее состав включили много транспортов с углем, продовольствием и пресной водой, а также плавучую мастерскую «Камчатка». Так впервые в истории была создана плавучая база для обеспечения перехода крупного соединения кораблей на отдаленный театр военных действий.

14 мая 1905 г. русская эскадра вошла в Корейский пролив. Она насчитывала 38 кораблей и судов (8 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 1 броненосный крейсер, 8 крейсеров, 9 миноносцев, 8 транспортов и госпитальных судов, 1 вспомогательный крейсер). Главные ее силы были разделены на три отряда во главе с эскадренными броненосцами «Князь Суворов», «Ослябя», «Император Николай I».

Во главе эскадры шел броненосец «Князь Суворов», на котором держал свой флаг вице-адмирал Рожественский. Не имея предварительного плана боя на случай встречи с японским флотом, Рожественский не дал командирам отрядов и кораблей никаких инструкций. Эскадре пришлось слепо повторять все движения головного корабля, следовавшего десятиузловым ходом. Несмотря на то что броненосцы могли развивать ход до 18, а крейсера — до 24 узлов, Рожественский избрал скорость, с которой шли четыре тихоходных транспорта. Это означало, что он отказался от активных действий и готовился только к отражению японских атак.

Командующий эскадрой решил идти во Владивосток кратчайшим путем — мимо островов Цусима, а не вокруг Японии. Спустя полтора часа справа по курсу показались главные силы японского флота, шедшие в строю кильватера. В этот момент Рожественский начал неожиданные перестроения. В результате корабли частично сбились в кучу. Броненосец «Ослябя» попал под сосредоточенный удар противника. Вскоре он, повалившись на левый борт, скрылся под водой. [85]

После гибели «Ослябя» огонь японских кораблей был сосредоточен на «Князе Суворове». Броненосец продержался в голове эскадры 40 минут, а затем, с заклиненным рулем и объятый пламенем, вышел из строя. Спустя несколько часов японские миноносцы добили его торпедами {86}.

До наступления темноты русская эскадра лишилась еще двух броненосцев — «Бородино» и «Император Александр III» — и нескольких вспомогательных судов. В результате артиллерийского боя она была рассеяна. Ночью ее почти полностью уничтожили японские миноносцы.

На рассвете 15 мая обнаружилось, что уцелевшие 4 броненосца и легкий крейсер, которые продолжали двигаться на север к Владивостоку, охвачены со всех сторон японским флотом. Им противостояли 27 броненосцев и крейсеров, ряд миноносцев и посыльных судов. Как только японские корабли открыли огонь, контр-адмирал Небогатов приказал поднять сигнал о сдаче «во избежание бесполезного кровопролития». Офицеры и матросы с негодованием встретили это решение, но было уже поздно. Только крейсер «Изумруд», дав полный ход, сумел вырваться из вражеского кольца {87}. Более 5 тыс. балтийских моряков погибли в водах Корейского пролива. Сдача отряда адмирала Небогатова явилась завершением разгрома российского императорского флота, потерявшего 21 корабль из 38, посланных на Дальний Восток.

Экипажи кораблей в сражении у островов Цусима проявили исключительное мужество. Моряки миноносцев «Буйный», «Блестящий» и транспорта «Иртыш» затопили свои корабли, чтобы они не попали в руки противника. Геройски, не спустив флага перед врагом, погибли броненосец «Адмирал Ушаков», броненосные крейсера «Адмирал Нахимов», «Владимир Мономах» и «Дмитрий Донской», легкий крейсер «Светлана», миноносцы «Безупречный» и «Громкий». Во Владивосток сумели прорваться крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный». Ушли в нейтральные порты крейсера «Олег», «Аврора» и «Жемчуг», миноносец «Бодрый», транспорты «Корея» и «Свирь». Вернулся в Россию транспорт «Анадырь».

Балтийские моряки в неравной схватке сумели причинить противнику серьезный ущерб. Ими было потоплено несколько миноносцев. Получили тяжелые повреждения и возвратились в базы на ремонт флагманский броненосец японского флота «Микаса» [86] и броненосный крейсер «Ниссин», вышли из строя также броненосный крейсер «Асама», легкие крейсера «Касаги», «Идзуми» и «Такачихо».

Разгром русской эскадры в Цусимском сражении явился результатом беспримерного преступления царизма, последней драмой позорной войны, которую навязало русскому народу самодержавие. «Теперь и последняя ставка побита, — писал В. И. Ленин. — Этого ожидали все, но никто не думал, чтобы поражение русского флота оказалось таким беспощадным разгромом... Русский военный флот окончательно уничтожен. Война проиграна бесповоротно... Перед нами не только военное поражение, а полный военный крах самодержавия» {88}.

В стране назревала революция — первая буржуазно-демократическая революция эпохи империализма. Царское правительство хотело войной отвлечь народ от революционных выступлений, но получилось наоборот. «Преступная и позорная война, в которую бросило народ самодержавие, переполнила чашу народного терпения», — указывал В. И. Ленин {89}. Забастовочная борьба пролетариата вскоре вылилась во всеобщую политическую стачку в Петербурге.

Широкий размах приобрели революционные выступления моряков Балтийского флота. В феврале крупные волнения произошли в Либавском военном порту, где в то время формировалась 3-я Тихоокеанская эскадра контр-адмирала Небогатова. Ее матросы отказывались идти на корабли и участвовать в бессмысленной войне. Только под угрозой артиллерийского обстрела они были вынуждены покинуть казармы.

Весной и летом 1905 г. усилилось революционное брожение среди солдат и матросов в Петербурге и его окрестностях. Большое влияние на матросские и солдатские массы оказало вспыхнувшее в июне восстание на броненосце Черноморского флота «Князь Потемкин-Таврический».

15 июня одновременно с потемкинцами восстали флотские экипажи в Либаве. В короткий срок военный порт оказался в руках матросов. Царское правительство жестоко расправилось с восставшими. 137 человек были преданы военно-морскому суду, который приговорил 8 матросов к смертной казни. Приговор вызвал большие волнения в стране, и царскому правительству пришлось заменить смертную казнь каторгой. Около 2 тыс. восставших матросов были под конвоем доставлены в Петербург, откуда их рассеяли по армейским частям.

В Кронштадте в июне-июле произошли так называемые «гороховые бунты» — протесты матросов и солдат против плохой пищи.

Петербургский генерал-губернатор Трепов доносил в сентябре 1905 г. начальнику штаба столичного военного округа о том, [87] что матросы, несшие караульную службу на Ижорских заводах на морском полигоне, «сливаются в своих воззрениях с рабочими», наблюдается «полная солидарность нижних чинов флотских экипажей с рабочими» {90}.

Революционное движение в армии и на флоте ширилось в самой тесной связи с революционной борьбой пролетариата и крестьянства. Огромную роль в его развитии играла работа большевистской партии. В октябре 1905 г. вспыхнула грандиозная, небывалая в истории страны всероссийская политическая стачка. Она охватила самые различные слои общества. Под ее влиянием в ночь на 27 октября против существовавших порядков выступило несколько тысяч моряков Кронштадта. Восстание явилось стихийным взрывом возмущения, охватившего балтийских моряков в связи с их полным бесправием и плохим материальным обеспечением. Царизму удалось подавить его лишь с помощью прибывших из Петербурга воинских частей. Военно-полевой суд готовился вынести десятки смертных приговоров, отправить сотни людей на каторгу, но на защиту кронштадтцев по призыву Петербургского комитета РСДРП и Петербургского Совета рабочих депутатов выступил пролетариат столицы и других городов. Напуганное этим царское правительство вынуждено было предать участников восстания обычному суду. «Пусть правительство негодяя Витте, — писал В. И. Ленин в передовой статье газеты «Пролетарий», — победило восстание в Кронштадте, пусть расстреливает оно теперь сотни матросов, еще раз поднявших красный флаг, — этот флаг взовьется еще выше, ибо это знамя есть знамя всех трудящихся и эксплуатируемых во всем мире» {91}.

Восстания в Либаве и Кронштадте показали, что инициаторами и наиболее активными участниками революционных выступлений на флоте явились пролетарии, одетые в бушлаты и шинели. События 1905 г. на Балтике всколыхнули широкие матросские массы, вовлекли их в политическую борьбу.

Летом 1906 г. на Балтийском флоте вновь прокатилась волна революционных выступлений. Самыми крупными из них были Свеаборгское, второе Кронштадтское и Ревельское (на крейсере «Память Азова») восстания.

В Свеаборге, где крепостной комитет военной организации большевиков возглавлял подпоручик А. П. Емельянов, вооруженное выступление планировалось как составная часть общего восстания солдат, матросов и рабочих в крупнейших центрах страны, поддержанного широким крестьянским движением. Захват Свеаборгской и Кронштадтской крепостей и выступление Балтийского флота, сопровождаемые всеобщей забастовкой и восстанием петербургских рабочих, должны были способствовать превращению юга Финляндии и Кронштадта в военную базу революции, [88] чтобы затем распространить ее по всей России. В. И. Ленин считал возможным «назначить всероссийское выступление, забастовку и восстание к концу лета или к началу осени, к средине или концу августа» {92}.

Царскому правительству удалось потопить в крови Свеаборгское восстание, но остановить революционное движение на флоте оно было бессильно.

19 июля началось восстание матросов и солдат Кронштадта, во главе которого стояла кронштадтская организация большевиков, руководимая Д. З. Мануильским. Восставшим удалось захватить форт Константин и береговое укрепление «Литке». Это восстание было более массовым и более организованным, чем первое, однако и на этот раз не все воинские части действовали решительно и согласованно. К тому же незадолго до его начала были проведены аресты, ослабившие большевистскую организацию Кронштадта.

Царское правительство жестоко расправилось с восставшими — 36 человек были казнены, 284 осуждены на каторжные работы, 996 приговорены к тюремному заключению. Когда восстание было подавлено, Кронштадтский комитет РСДРП выпустил листовку об его уроках. Она заканчивалась словами: «Будем учиться, будем подниматься после каждого поражения и наступать на врага все грознее и сильнее, — конечная победа обеспечена за нами» {93}.

20 июля восстали моряки крейсера «Память. Азова», находившегося на учениях в районе Ревеля. Часть офицеров была перебита или арестована, остальным удалось бежать на барказе на берег. Восстанием руководили большевик А. И. Коптюх и председатель судового комитета Н. Л. Лобадин. В тот же день была сделана попытка поднять восстание на учебном корабле «Рига», однако офицерам удалось увести его в Либаву.

21 июля крейсер «Память Азова» с поднятым на мачте красным флагом пришел на Ревельский рейд — на корабле кончились уголь, пресная вода и продовольствие. В это время кондукторам {94} удалось вывести из строя орудия и освободить арестованных офицеров. Произошла кровопролитная схватка, в результате которой восставшие потерпели поражение.

Особая комиссия из морских офицеров осудила 18 матросов крейсера на смертную казнь, а 12 приговорила к каторжным работам. Остальные восставшие были направлены в дисциплинарные [89] батальоны или подверглись другим мерам наказания. «Память Азова» переименовали в «Двину», и только после Февральской революции 1917 г. крейсеру возвратили его прежнее название.

Восстание на крейсере «Память Азова», ставшем балтийским «Потемкиным», явилось одной из самых ярких страниц истории революционной борьбы на флоте {95}.

Для того чтобы поддержать вооруженные выступления на Балтике, по указанию В. И. Ленина Петербургский комитет РСДРП организовал крупную политическую забастовку. В столице 21 июля стачка охватила 361 предприятие с 70 тыс. рабочих, а 22 июля — 387 предприятий с 82 тыс. рабочих. В листовке Петербургского комитета РСДРП отмечалось, что забастовка «показала сознательным солдатам и матросам во всей России, что пролетариат заодно с ними, что он готовится к решительной борьбе» {96}.

Трехдневную забастовку протеста против расправы над матросами «Памяти Азова» организовали ревельские большевики.

После поражения восстаний моряков Балтийского флота Петербургский комитет РСДРП, которым летом 1906 г. непосредственно руководил В. И. Ленин, обратился к рабочим с пламенным призывом: «Вперед же, товарищи рабочие, к новой борьбе! Восстание в Свеаборге и Кронштадте подавлено. Вечная память и слава павшим героям-борцам и да здравствует всероссийское восстание! Будем же готовиться к нему еще сильнее, еще дружнее, еще энергичнее» {97}.

Восстания на Балтике явились последними открытыми выступлениями периода первой русской революции. Их уроки были учтены большевиками в годы нового революционного подъема.

Большевистские партийные организации Балтийского флота ушли в глубокое подполье. Но революционная борьба не прекращалась. В 1910 г. экипаж линейного корабля «Слава», стоявшего на ремонте в средиземноморском порту Тулон, установил прямой контакт с В. И. Лениным. Владимир Ильич находился тогда во Франции. «Как раз в это время, — вспоминала Н. К. Крупская, — пришло письмо из Тулона от группы моряков социал-демократов с крейсера {98} «Слава», которые просили литературу и особенно человека, который помогал бы вести революционную работу среди моряков. Ильич направил туда одного товарища, [90] знавшего хорошо условия конспиративной работы, который и поселился в Тулоне» {99}.

В 1911–1912 гг. революционные организации существовали почти на всех кораблях Балтийского флота. Велась подготовка к восстанию на линейных кораблях «Цесаревич», «Император Павел I», крейсере «Рюрик». Оценивая положение на Балтийском флоте летом 1912 г., В. И. Ленин писал А. М. Горькому: «А в Балтийском флоте кипит!.. Настроение у матросов боевое...» {100}. Работа большевиков на кораблях и в частях Балтийского флота приобретала все больший размах. Большевистские идеи все глубже проникали в сознание матросских и солдатских масс.

Балтийский флот потерял в русско-японской войне лучшие свои корабли. Вернулись в 1906 г. в Кронштадт лишь эскадренный броненосец «Цесаревич», крейсера «Аврора», «Богатырь», «Громобой», «Диана», «Олег» и «Россия».

Возникла необходимость быстрого восстановления хотя бы оборонительных способностей Балтийского флота. В 1905– 1907 гг. он пополнился 20 минными крейсерами («Амурец», «Войсковой», «Всадник», «Гайдамак», «Генерал Кондрагенко» и другие). Были зачислены в его состав минные транспорты «Амур» и «Енисей», принявшие названия погибших в русско-японской войне балтийских кораблей. Они являлись первыми в мире минными заградителями специальной постройки с палубными рельсовыми путями. Потребность в минных заградителях заставила переоборудовать для этой цели три устаревших боевых корабля (броненосных фрегата) и транспорт (соответственно получили названия «Ладога», «Нарова», «Онега» и «Волга»). В 1906–1908 гг, вступили в строй мореходные канонерские лодки «Бобр», «Гиляк», «Кореец», «Сивуч» и «Хивинец».

В русско-японской войне впервые участвовали подводные лодки, переброшенные по железной дороге с Балтики на Дальний Восток {101}. Они стесняли свободу действий японского флота в районе Владивостока. Полученный опыт показал возможность их использования для решения оборонительных задач. В 1909 г. в состав Балтийского флота вошла «Минога» — первая в мире подводная лодка с дизельной силовой установкой для надводного хода. Тогда же вступила в строй подводная лодка «Почтовый», на которой впервые в России решалась проблема единого теплового двигателя, работавшего на гребной вал в надводном и подводном положениях. В 1911 г. флот пополнился подводными лодками «Акула», «Аллигатор», «Дракон», «Кайман» и «Крокодил», построенными в Петербурге.

Балтийский флот располагал также более чем шестью десятками миноносцев и миноносок. По сути дела, они являлись его основным ядром в эти годы. В то же время находились в постройке [91] эскадренные броненосцы «Андрей Первозванный» и «Император Павел I», крейсера «Адмирал Макаров», «Баян», «Паллада» и «Рюрик», вступившие в строй Балтийского флота в 1908–1912 годах {102}. Несмотря на более высокие тактико-технические характеристики, они все еще заметно тяготели к броненосному флоту периода русско-японской войны и далеко не полностью отвечали новым, современным требованиям.

Балтийский флот ко второму десятилетию XX в. мог решать преимущественно оборонительные задачи. [92]

Дальше