Создание Балтийского флота и его роль в возвращении Россией выхода к морю
В IX в. в результате объединения южной и северной групп восточных славян киевской и новгородской образовалось обширное Древнерусское государство с центром в Киеве. Оно было одним из самых могущественных в ту пору и охватывало огромную территорию от среднего течения Днепра на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и среднего течения Оки на востоке. В него входили, в частности, новгородские земли по берегам Онежского и Ладожского (Нево) озер, реки Невы и Финского залива. Эти земли были заселены русскими еще в первый период истории Руси.
Новгородцы были прекрасными воинами и мореходами. Им нередко приходилось отражать разбойничьи набеги варягов (норманнов), приходивших из-за Варяжского (Балтийского) моря и пытавшихся оттеснить славян от его побережья.
Во второй четверти XII в. произошло раздробление Руси на ряд феодальных земель (княжеств). В числе крупнейших было Новгородское. В 1136 г. в результате восстания народных масс Новгородская Русь получила общественное устройство в форме вечевой феодально-боярской республики. В состав новгородских владений входили бассейны Ладожского и Онежского озер, река Нева и юго-восточное побережье Финского залива, города Ладога (Старая Ладога), Корела (Приозерск), Орешек (Петрокрепость) и другие. Занимая выгодное географическое положение на волховско-днепровском водном пути, соединявшем Балтику с Русским (Черным) и Хвалынским (Каспийским) морями, «господин Великий Новгород» располагал широкими торговыми связями и стал одним из самых крупных и богатых городов мира. К. Маркс писал: «В X веке его торговля распространялась до Константинополя, а в XII веке его корабли ходили в Любек; его жители сквозь дремучие леса проложили себе путь в Сибирь; неизмеримые пространства между Ладожским озером, Белым морем, Новой Землей и Онегой были ими несколько цивилизованы...» {1} [6]
Новгородские купцы вели торговлю со Швецией, с прибалтийскими городами Германии и Дании. В Висбю на острове Готланд, в Сигтуне (где расположен современный Стокгольм) и Линданисе (Ревель, ныне Таллин) возникли поселения новгородцев. В Новгороде появились торговые дворы немецких и шведских купцов.
Главными врагами Новгорода на Балтийском море были Швеция и Дания, корабли которых совершали пиратские нападения на его суда. В 1134 г. были перебиты новгородские купцы, прибывшие в Данию, в 1157 г. захвачены русские торговые суда в Шлезвиге, принадлежавшем тогда датскому королю. В 1164 г. шведы попытались овладеть крепостью Ладога на реке Волхов южнее Ладожского озера, но были разбиты новгородцами, потеряв при этом 43 судна.
Новгородская республика имела не только сухопутные, но и морские силы, эпизодически создававшиеся из вооруженных торговых судов. Флот в руках новгородцев являлся мощным средством в обороне северо-западных границ Руси и охране торговли с заморскими странами.
Основным типом боевого корабля новгородцев была морская ладья. Она имела длину 30 м и ширину 5–6 метров. Борта ее обшивались досками, в корме и на носу оборудовались палубы, а под ними жилые и складские помещения. Ладья была оснащена мачтой для паруса, рулем и веслами. Вооружение ее состояло из тарана и метательных машин. Команду судна составляли 50– 60 человек, вооруженных пиками, мечами и топорами для абордажного боя. Строились и другие парусно-гребные суда: наборные шитики грузоподъемностью до 30 т, плоскодонные ладьи-ушкуи. По своим мореходным и боевым качествам новгородские суда не уступали шведским.
Летом 1187 г. новгородцы, заключив военный союз с карелами, предприняли поход против шведов, чтобы отвадить их от набегов на Русь. Выйдя в Балтийское море, они 14 июля овладели городом и крепостью Сигтуна политическим и экономическим центром Швеции {2}. В Новгород были доставлены знаменитые сигтуиские медные ворота, установленные затем в Софийском соборе. В 60-х и 90-х годах XII в. подвергался нападению новгородцев с моря замок Або (Турку), основанный шведами на захваченных ими финских землях. В 1201 г. Швеция была вынуждена заключить с Новгородом мир.
В начале XIII столетия в Прибалтике появился новый сильный враг Руси немецкие рыцари-крестоносцы. В 1202 г. они образовали Орден меченосцев, а затем и Тевтонский (Орден крестоносцев), представлявшие собой католические государственные и военно-политические организации, подчинившие латышский и эстонский народы власти немецких феодалов. В 1237 г. остатки [7] разгромленного народами Прибалтики Ордена меченосцев слились с Тевтонским орденом, образовав Ливонский орден.
Тогда же русские княжества подверглись нашествию несметных монголо-татарских полчищ. Ослабленные междоусобными войнами и безудержной феодальной эксплуатацией крестьян и ремесленников, они не смогли противостоять сильному и коварному врагу. К 1240 г. захватчики разорили многие из них и обложили население тяжелой данью. Однако монголо-татарские орды, встретив упорное сопротивление русского народа, не смогли продвинуться дальше на север, к Новгородскому княжеству.
В течение почти ста лет до начала возвышения Московского княжества Новгород служил оплотом борьбы против немецко-шведских захватчиков и монгольского ига.
Стремясь воспользоваться тяжелым положением русского народа, создавшимся в результате монголо-татарского нашествия, немецкие рыцари и шведские феодалы заключили между собой союз и решили напасть на Новгород. При этом шведы должны были нанести удар с севера, предварительно захватив Ладогу, а крестоносцы с юго-запада, через Псков.
В начале июля 1240 г. шведский флот вошел в Неву и высадил войска в устье реки Ижора. Но шведам не удалось застать русских врасплох. Пограничная стража своевременно предупредила новгородцев о нападении. 15 июля русская дружина, возглавляемая князем Александром Ярославичем, внезапно напала на вражеский лагерь. Ошеломленные шведы не смогли оказать организованного сопротивления и, несмотря на свое численное превосходство, были почти полностью уничтожены. План нападения на Новгород был сорван. За победу, одержанную в этой битве, новгородцы прозвали князя Александра Ярославича Невским.
Осенью того же года в пределы Новгородской земли вторглись немецкие рыцари. С помощью бояр-изменников они стали грабить и разорять ее, захватили Псков.
На отпор захватчикам поднялся весь народ. В результате почти все западные районы Новгородской земли были освобождены. Однако опасность нового вторжения крестоносцев на Русь еще оставалась, так как не были разбиты их главные силы. Ливонский орден двинул к русским границам новые отряды. Узнав об этом, Александр Невский решил не ждать их подхода, а выступить им навстречу.
Встреча произошла 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера. С восходом солнца войско «псов-рыцарей», построенное клином («свиньей», как называли такой строй русские), двинулось на новгородские полки. Оно прорвало в центре боевой порядок русских, но тут же, словно клещами, было сжато их флангами, а затем находившийся в засаде резерв новгородцев нанес удар с тыла и завершил окружение вражеского войска.
Ледовое побоище продолжалось несколько часов. «Псы-рыцари», не выдержав натиска русских, дрогнули и побежали. Местами [8] лед под ними проламывался, и многие из захватчиков находили могилу на дне Чудского озера.
Семь километров преследовали новгородцы остатки разгромленного немецкого воинства. Победа над врагом была полная. Свыше 400 рыцарей полегло на поле боя. Значительная часть их войска, в том числе 50 знатных воевод, были взяты в плен. Ливонскому ордену ничего не оставалось, как срочно запросить мира, который был заключен на условиях, продиктованных русскими. Разгромив немецких рыцарей, Северо-Западная Русь отстояла свою независимость и сохранила себе выход к Балтийскому морю. «Кто с мечом к нам придет, говорил, по свидетельству историков, Александр Невский, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля».
Через полстолетия после Ледового побоища новую попытку отторгнуть у новгородцев побережье Балтики предприняли шведы. В конце XIII в. они захватили Восточную Финляндию и вторглись в Карелию, большая часть которой в то время входила в состав новгородских земель. В 1293 г. ими была воздвигнута на месте новгородского поселения крепость Выборг, а несколько позже крепость Кексгольм. Но прибывшие на судах новгородские войска разрушили Кексгольм. В 1310 г. новгородцы построили здесь крепость Корела для охраны западного побережья Ладожского озера.
Швеция упорно стремилась закрыть русским выход в Балтийское море. В 1300 г. ее войска, доставленные на кораблях в устье Невы, построили у впадения в нее реки Охты крепость Ландскруна, которую через год русские разрушили. В 1311 г. новгородцы предприняли морской поход в Финляндию и разорили многие шведские владения, а в 1318 г. сожгли Або.
В конце 1322 г. русские заложили на Ореховом острове в истоках Невы крепость Орешек, преградившую вход в Ладожское озеро. В следующем году в Орешке был заключен русско-шведский мирный договор, по которому Швеция обязалась не препятствовать торговле новгородцев на Балтийском море. По договору границей новгородских владений на Карельском перешейке стала река Сестра, а на южном берегу Финского залива река Нарова {3}. Однако в августе 1348 г., вероломно нарушив договор, шведы захватили Орешек. Но осенью новгородцы скрытно прошли на судах по реке Волхов в Ладожское озеро и, внезапно напав на стоявший у Орешка шведский флот, разбили его. В феврале следующего года Орешек был освобожден новгородско-псковскими войсками, а на месте Ландскруны русские основали крепость Канцы.
В 1351 г. в Дерпте (Юрьев, ныне Тарту) был заключен новый русско-шведский мирный договор. В длительной борьбе против [9] шведских, немецких и датских феодалов в XIII первой половине XIV в. русский народ отстоял северо-западные рубежи страны и сохранил выход в Балтийское море.
XIV и XV века ознаменовались образованием и укреплением Русского централизованного государства. В XVI в. с присоединением к Москве поволжских народов (марийцев, мордвы, чувашей, удмуртов, казанских и астраханских татар) оно становится многонациональным.
Рост могущества Русского государства вызвал тревогу в Прибалтийских странах Ливонии, Швеции, Дании, Польше. Правители этих стран стали чинить всяческие препятствия развитию его торговых отношений с Западной Европой. Образовавшийся в XIV в. торговый союз (Ганза) северонемецких городов во главе с Любеком упорно пытался монополизировать торговлю на Балтийском море.
Весной 1501 г. Ливонский орден начал военные действия против русской крепости Ивангород, построенной в 1492 г. недалеко от устья реки Наровы для обеспечения безопасности северо-западных рубежей России. Но к осени захватчики потерпели поражение от русских войск, вступивших в Ливонию.
В 1555 г. Швеция развязала новую войну против России. Шведский флот доставил в Неву войска, осадившие крепость Орешек. Однако подошедшие из Новгорода русские войска разгромили противника. В 1556 г. был нанесен сокрушительный удар шведам в Выборге. После поражения под Орешком и Выборгом Швеция в следующем году предложила русскому правительству Ивана IV (Грозного) заключить мир.
Для развития производительных сил страны и установления экономических, политических и культурных связей с Западной Европой России необходим был широкий выход к Балтийскому морю. Этому прежде всего препятствовал Ливонский орден, владения которого охватывали Эстляндию, Лифляндию и Курляндию. Ливонским орденом был заключен с Литвой военный союз, направленный против России. К. Маркс отмечал, что Иван Грозный «был настойчив в своих попытках против Ливонии; их сознательной целью было дать России выход к Балтийскому морю и открыть пути сообщения с Европой» {4}.
В январе 1558 г. войска Ивана IV вступили на территорию Ливонии. Весной они взяли Нарву, а летом Дерпт. Россия получила удобный выход к Балтийскому морю. Наладился морской путь между ею и странами Западной Европы («нарвское плавание»), по которому велась оживленная торговля с ганзейскими городами, Голландией, Англией, Францией, Шотландией.
За два года военных действий были взяты свыше 20 городов, крепостей и замков. Русские осадили Ревель и подошли к Риге. Эстонцы и латыши, в течение 250 лет стонавшие под немецким [10] игом, встречали их как освободителей и оказывали всемерную помощь. Под ударами русских полков Ливонский орден распался. Швеция, Польша и Дания, чтобы не дать России полностью овладеть Ливонией и закрепиться на восточном побережье Балтики, разделили ливонские владения между собой. Вскоре Швеция и Польша открыто выступили против Русского государства. На нарвском торговом пути начали действовать шведские, а затем польско-литовские пираты, наносившие большой ущерб русской торговле.
Для защиты торговых путей и нарушения торговли противника правительство Ивана IV создало наемную каперскую флотилию. Ее возглавил «царский наказной капитан» Карстен Роде датский моряк, принятый на русскую службу. Он имел от Ивана IV «жалованную грамоту» специальное разрешение на осмотр, захват и уничтожение неприятельских торговых судов. Флотилия базировалась на датский остров Борнхольм. За короткий срок ее шесть парусных кораблей, вооруженных русской артиллерией, захватили 22 торговых судна. Это вызвало большое смятение в Швеции, Польше, ганзейских городах. Под их давлением датское правительство приказало конфисковать корабли флотилии.
По распоряжению Ивана IV в Вологде тайно строились 20 судов, причем численность их предполагалось удвоить. Однако тяжелое экономическое и политическое положение России к концу Ливонской войны, длившейся около 25 лет, помешало переводу этих судов на Балтику. Не увенчались успехом попытки начать строительство кораблей в Нарве, которая должна была стать их базой. Осенью 1581 г. шведские войска овладели Нарвой.
Русское правительство вынуждено было принять невыгодные для России условия мира. Она отказалась от всех своих завоеваний в Ливонии. Остались за Швецией Нарва, Ивангород, Ям, Копорье, Корела. Россия, потеряв часть земель в Карелии и на побережье Финского залива, не разрешила исторической задачи получения широкого выхода к Балтийскому морю. Одной из причин поражения Русского государства в Ливонской войне явилось отсутствие у него военного флота. Россия сохранила за собой лишь устье Невы и прилегающую к ней территорию.
Русское государство не могло примириться с фактической потерей выхода к Балтийскому морю. В результате русско-шведской войны 1590–1593 гг. оно возвратило по Тявзинскому (1595 г.) договору земли, которые были захвачены шведами. Но шведские феодалы не отказались от агрессивных намерений против России. В 1609 г. в ее пределы вторглись шведские войска с территории оккупированной ими Финляндии. С сентября 1610 г. началась осада Корелы. Мужественные защитники крепости на западном побережье Ладожского озера в течение полугода оказывали захватчикам упорное сопротивление. После овладения Корелой и Корельским уездом летом 1611 г. шведы начали военные действия в Новгородской земле. Они планировали захват всего русского [11] севера до побережья Белого моря. Это полностью отрезало бы Русское государство от балтийских и беломорских морских путей и поставило его в зависимость от Швеции.
В июле 1611 г. шведы захватили Новгород и оккупировали Новгородскую землю. На всем северо-западе России они не смогли занять только Псков. Героическая оборона Пскова еще раз продемонстрировала стойкость и мужество русского народа и заставила шведов начать переговоры о мире. В феврале 1617 г. в деревне Столбово (вблизи Тихвина) был заключен мирный договор России со Швецией. Шведы возвратили Новгород, но русское правительство вынуждено было согласиться с захватом Швецией таких городов, как Ивангород, Ям (Ямбург), Копорье, Орешек, а также Корелы и Корельского уезда. По Столбовскому миру к Швеции переходила территория, имевшая важное политическое и экономическое значение. Русское государство теперь уже полностью лишилось выхода к Балтийскому морю.
Швеция спешила утвердиться на захваченных русских территориях и превратить Балтику в свое «внутреннее озеро». В устье Невы была сооружена крепость Ниеншанц, укреплена крепость Орешек, переименованная шведами в Нотебург.
Во второй половине XVII в., когда Швеция вела войну с Польшей, Россия попыталась возвратить выход к Балтике. В русско-шведской войне 1656–1658 гг. боевые действия развернулись на обширной территории в Лифляндии, на берегах Финского залива, Невы и Ладожского озера. Русские войска заняли Динабург (Двинск), Дерпт, Ниеншанц, Ямбург и осадили Ригу, Нарву, Нотебург (Орешек) и Корелу.
Боевые действия велись не только на суше. Еще во время подготовки к войне на верхних притоках Западной Двины реках Обше и Каспле было построено около 1400 стругов, плоскодонных парусно-гребных судов, для перевозки артиллерии и снабжения русских войск, наступавших на Ригу. Гребные флотилии действовали на Западной Двине, на Неве, в Финском заливе и Ладожском озере. Гребные суда участвовали во взятии шведской крепости Ниеншанц, высаживали десант на остров Котлин. 22 июля 1656 г. в районе Котлина произошел морской бой, в результате которого русская гребная флотилия разбила отряд шведских судов, захватив при этом 6-пушечный корабль со всей командой.
В 1658 г. в Кокенхаузене (Царевичев-Дмитриев), расположенном на Западной Двине, русские мастера начали строительство кораблей для военной флотилии. Ее предполагалось использовать в действиях против шведского флота и для блокады Риги с моря.
Между тем ценой территориальных уступок Польша заключила со Швецией мир и бросила свои вооруженные силы против русских войск. Воевать одновременно с Польшей и Швецией Россия не могла. Это вынудило ее отказаться от всех своих приобретений, полученных в Прибалтике, и заключить в 1661 г. со Швецией [12] Кардисский мирный договор, подтвердивший условия Столбовского мира. Российское государство по-прежнему оставалось полностью отрезанным от Балтийского моря.
Борьбу за возвращение выхода к Балтике Россия с новой силой развернула в первой четверти XVIII века. К этому времени она превратилась в огромную державу, владения которой простирались от Северного Ледовитого океана до Причерноморья и от Чудского озера и Ладоги до Берингова и Охотского морей. Однако, несмотря на обширность территории и разнообразие природных богатств, страна в своем экономическом развитии заметно отставала от государств Западной Европы. Одной из причин этого была оторванность России от Балтийского и Черного морей, через которые пролегали кратчайшие и наиболее удобные торговые пути в западноевропейские страны. Поэтому борьба за утверждение на этих морях составляла тогда основное содержание внешней политики правительства Петра I. Оценивая положение Русского государства, К. Маркс писал: «Ни одна великая нация никогда не существовала в таком отдаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого, никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья и устья рек были от нее оторваны... Россия не могла оставить устья Невы, этого естественного выхода для продукции Северной России, в руках шведов, также как устьев Дона и Буга и Керченского пролива в руках кочевых татарских разбойников...» {5}.
Русский регулярный военно-морской флот родился в ходе Азовских походов 1695–1696 гг., составлявших главное содержание войны России с Турцией за возвращение побережья Азовского и Черного морей. Он вырос и возмужал в годы Северной войны 1700–1721 гг., политической целью которой со стороны России было стремление возвратить исконные русские земли на берегах Балтийского моря, отторгнутые Швецией.
К началу войны сухопутные армии России (около 40 тыс. человек) и Швеции (около 45 тыс. человек) были примерно равными по численности. Но Швеция имела сильный военно-морской флот, состоявший из 38 линейных кораблей и 10 фрегатов, а также множества меньших по тоннажу боевых парусных и гребных судов. Россия флота на Балтике не имела. Начало войны было для русской армии неудачным 19 ноября 1700 г. у стен Нарвы она потерпела серьезное поражение. Воодушевленное победой, шведское военное командование вознамерилось полностью лишить Россию торговых связей с Европой. Была снаряжена эскадра кораблей для нападения на Архангельск единственный русский порт на Белом море. Однако ее набег 25 июня 1701 г. был отражен береговыми батареями Новодвинской крепости. Солдаты, посаженные на гребные суда, [13] захватили два шведских корабля. Впервые в числе доставшихся русским трофеев оказались военно-морские флаги кораблей вражеского флота. В ходе войны коллекция их многократно возросла.
Главный удар в целях выхода к морю Петр I решил нанести не в районе Нарвы, а с востока, вернув устье Невы. Для борьбы с сильным морским противником был необходим флот.
Вначале создавались гребные флотилии на Ладожском и Псковском озерах. В 1701 г. началась постройка 600 стругов на реках Волхов и Луга. Более 300 речных судов и лодок дала Новгородская верфь на реке Поле, впадающей в озеро Ильмень. Кроме того, были взяты в казну все годные частные суда на Ладожском и Онежском озерах, реках Свирь, Волхов и других. Борьба со шведской флотилией на Ладожском озере закончилась полной победой русских. Они смело брали вражеские корабли на абордаж.
В сентябре 1702 г. русские войска при содействии гребной флотилии (50 лодок) осадили крепость Нотебург. 11 октября после десятидневного артиллерийского обстрела неприятельских укреплений они пошли на штурм крепости и в результате ожесточенного боя овладели ею. «Таким образом... писал Петр I, отечественная крепость возвращена, которая была в неправедных неприятельских руках 90 лет... правда, что зело жесток этот орех был, однако, слава богу, счастливо разгрызен» {6}. Нотебург был переименован в Шлиссельбург ключ-город, которым, по выражению Петра, отворялись ворота к морю.
Упорные бои происходили на Псковском и Чудском озерах. В первом же из них были захвачены шведские яхты «Флундран», «Виват» и «Вахтмейстер». Русские гребные суда прорвались в Чудское озеро.
Зимой 1702 г. началась постройка верфи на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро. Здесь были заложены первые боевые корабли 6 парусных фрегатов, вооруженных каждый восемнадцатью 3-фунтовыми пушками, и 9 вспомогательных судов {7}. В следующем году кораблестроительные работы развернулись на реках Волхов и Свирь. Олонецкая верфь (Лодейное Поле) на Свири строила 7 фрегатов, 5 шняв (небольшие двухмачтовые суда), 7 галер (гребные суда), 13 полугалер, 1 галиот (двухмачтовое судно) и 13 бригантин (парусно-гребные суда).
Корабли, построенные на реке Сясь и на Олонецкой верфи, положили начало Балтийскому флоту. Первенцем создававшегося флота стал 28-пушечный фрегат «Штандарт». Он был заложен на Олонецкой верфи 24 марта 1703 г., спущен на воду 22 августа, имел длину 24 м, ширину 7,3 м, осадку 2,7 метра. «Штандарт» находился в строю до 1729 г., что в то время было рекордом длительности службы военного корабля. [14]
С весны 1703 г. русские войска развернули наступление вдоль Невы. В конце апреля они осадили крепость Ниеншанц. 1 мая ее гарнизон, не выдержав сильного артиллерийского обстрела, капитулировал.
Спустя пять дней к устью Невы подошла шведская эскадра под командованием вице-адмирала Нумерса. Не зная о взятии русскими крепости Ниеншанц, Нумере приказал 10-пушечному галиоту «Гедан» и 8-пушечной шняве «Астрильд» войти в реку. В ночь на 7 мая флотилия из 30 лодок под командованием Петра I напала на шведские суда и после жестокого абордажного боя взяла их в плен. Это была первая победа зарождавшегося русского Балтийского флота. На золотых и серебряных медалях, которых удостоились все участники боя, были выбиты слова: «Небываемое бывает». От этой победы ведут свое начало славные боевые традиции регулярного Балтийского флота.
На суше русские войска разбили шведов в районе Дерпта, овладели крепостями Копорье и Ям, оттеснив врага к Пернову (Пярну). Значение этих побед было исключительно велико. Петр I говорил: «Мы дошли до того, что шведов побеждать можем, пока сражаясь двое против одного, но скоро начнем побеждать их и равным числом» {8}.
Для того чтобы окончательно укрепиться «при море», 16 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье Невы русские заложили крепость, а 29 июня церковь святых Петра и Павла. Крепость и строившийся вокруг нее город были названы Санкт-Питербурхом {9}.
5 ноября 1704 г. начались работы по сооружению на левом берегу Невы Адмиралтейской верфи, и уже в следующем году на ней закладываются первые корабли. С этого времени Петербург становится центром кораблестроения в России.
В 1704 г. Балтийский флот имел в строю 10 фрегатов, вооруженных от 22 до 43 6-фунтовыми пушками, и 19 других военных судов.
Учитывая, что в ближайшие годы основную задачу Балтийского флота составит содействие наступлению армии вдоль побережья Финского залива, изобилующего шхерами, большое внимание уделялось созданию гребного флота. При этом русские корабельные мастера широко опирались на многовековой опыт своего народа в судостроении и мореплавании.
Основным типом парусно-гребного корабля была избрана скампавея, представлявшая собой облегченное и более маневренное, чем средиземноморская галера, боевое судно. Она имела до 18 пар весел, одну-две мачты с рейковыми парусами, три-четыре [15] пушки и могла принять на борт до 150 человек (матросов, гребцов и солдат для абордажного боя). Из парусных боевых судов тогда строились 24–, 28–, 32-пушечные фрегаты и более мелкие суда: шнявы, шмаки (трехмачтовые грузовые суда), галиоты и другие.
Наряду со строительством кораблей шла подготовка кадров командного состава флота. Для них в 1701 г. в Москве была учреждена Навигацкая школа, а в 1715 г. в Петербурге Морская академия. Но быстрорастущему флоту не хватало выпускников этих учебных заведений, и правительство вынуждено было посылать часть наиболее способной молодежи для обучения за границу, а также нанимать на службу иностранцев. Но иностранные наемники, за малым исключением, оказывались неучами в военно-морском деле, в бою проявляли трусость, а нередко и содействовали врагу. Поэтому наемники стали постепенно заменяться отечественными моряками. К концу Северной войны командный состав флота уже состоял в основном из русских офицеров.
Строительство Петербурга и флота велось в условиях непрекращающихся военных действий. Шведы не примирились с потерей устья Невы, открывавшего России выход к Балтийскому морю. Оправившись от поражения в сражениях под Ниеншанцем и на Неве, они решили летом 1703 г. нанести по русским войскам и флоту комбинированный удар. Эскадре вице-адмирала Нумерса было приказано подойти ближе к устью Невы, а корпусу сухопутных войск начать наступление на Петербург со стороны Карельского перешейка. Но этот их замысел был своевременно разгадан. 7 июля русские войска переправились через реку Сестру и на следующий день внезапно атаковали шведский корпус. Потеряв свыше тысячи человек убитыми и ранеными, шведы отступили к Выборгу. Эскадра Нумерса после этого не рискнула войти в Неву. Простояв все лето близ устья реки, она с началом осени ушла в Выборг.
Отступление шведов русские использовали для усиления обороны Петербурга. В течение зимы на отмели близ острова Котлин они построили форт, а на самом острове возвели артиллерийскую батарею. Новую крепость назвали Кроншлотом (Верховным замком). Она надежно прикрывала Петербург от ударов с моря. 74 ее орудия простреливали южный фарватер. В инструкции, данной коменданту Кроншлота, Петр I наказывал: «Содержать сию цитадель... аще что случится до последнего человека» {10}.
Летом 1704 г. шведы снова предприняли попытку прорваться к Петербургу. 12 июля у Котлина появилась их эскадра из 12 кораблей. Она намеревалась высадить десант на остров, но была отбита с большими для нее потерями. После этого шведские [16] корабли в течение двух дней бомбардировали Кроншлот, однако их огонь был малоэффективным. Через несколько суток, не добившись успеха, шведская эскадра удалилась.
Одновременно с нападением кораблей на Кроншлот шведский корпус под командованием генерала Майделя подступил к Петербургу с суши. Уверенный в успехе, Майдель потребовал сдачи города без боя. В ответ на это русские войска перешли в решительное наступление и отбросили шведов к Кексгольму.
В 1704 г. русские войска возобновили наступательные действия в Эстляндии. 12 июля они овладели городом Дерпт, а 9 августа крепостью Нарва. Из 4550 человек, составлявших гарнизон Нарвы, 1836 попали в плен, а остальные были убиты. 623 крепостных и полевых орудия, 8 шхун и 4 галиота составили трофеи победителей.
Овладение Нарвой имело стратегическое значение. Россия получила важный порт и крепость на Балтийском море. Это обеспечивало безопасность Петербурга с юго-запада и создавало благоприятные условия для развития наступления вдоль южного побережья Финского залива.
К весне 1705 г. боевое ядро молодого Балтийского флота состояло из фрегатов «Штандарт», «Петербург», «Кроншлот», «Шлиссельбург», «Нарва», «Триумф», «Михаил Архангел» и «Дефам» (по 24–28 пушек на каждом), 12-пушечных судов «Копорье», «Дегас», «Мункер», «Яким» и нескольких галер-скампавей. Всего насчитывалось до 20 кораблей, на которых было 270 орудий и 2200 человек экипажей.
Русский регулярный флот состоял из корабельного (парусного) и галерного (гребного) флотов. Нередко взамен галерного употреблялся термин «армейский флот», ибо его экипажи комплектовались личным составом армии. Балтийским корабельным флотом до 1713 г. командовал вице-адмирал К. И. Крюйс. В мае 1705 г. русские корабли впервые вышли в Финский залив и стали у Кроншлота.
Шведы решили предпринять новую попытку овладеть Петербургом одновременной атакой с суши и моря. Для этого они подготовили большой флот и усилили корпус Майделя в Финляндии. Однако русскому командованию об их намерениях стало известно, и оно приняло срочные меры по усилению обороны города. В результате шведы снова потерпели неудачу. Их флот в течение лета 1705 г. неоднократно подходил к Кроншлоту, чтобы уничтожить русские силы и прорваться к Петербургу, но каждый раз получал решительный отпор. Русские вели огонь с галер и береговых батарей. Включились в артиллерийский бой корабли, стоявшие между Кроншлотом и островом Котлин.
Шведы предпринимали упорные попытки высадить десант на Котлин, но его защитники под командованием полковников Ф. С. Толбухина и И. Н. Островского стойко держали оборону, В ночь на 14 июля к острову подошла эскадра противника, насчитывавшая 29 вымпелов, Она подвергла береговые укрепления [17] Котлина ожесточенной бомбардировке, продолжавшейся 5 часов. Русские артиллеристы сумели нанести врагу значительный урон (особенно сильно был поврежден шведский флагманский корабль «Вестманланд»). Очередная попытка врага высадить на остров двухтысячный отряд солдат закончилась полным провалом. Шведы потеряли убитыми, утонувшими и ранеными до 600 человек. Вскоре после этого поражения шведские корабли покинули восточную часть Финского залива. Не увенчались успехом и действия корпуса Майделя. Прочность обороны морских и сухопутных подступов к Петербургу во многом обеспечивалась тем, что русское командование умело организовало тесное взаимодействие сухопутных войск, флота и крепостной артиллерии.
Балтийский флот был усилен вновь построенными кораблями. В 1704 г. начала действовать Лужская верфь, строившая бригантины. В том же году основали верфь в Селицком Рядке, где заложили 2 шнявы и 11 вспомогательных судов.
Осенью 1706 г. русские войска предприняли поход в целях овладения Выборгом, который служил базой действий шведов против Петербурга. 12 октября 20-тысячная армия под командованием Петра I подошла к крепости, но из-за отсутствия осадной артиллерии овладеть ею не смогла.
В боях под Выборгом участвовали и моряки Балтийского флота. Их действия отличались особой стойкостью и отвагой. Так, в ночь на 12 октября 5 лодок с отрядом в 48 человек вошли в Выборгскую бухту, чтобы захватить транспортное судно противника, доставлявшее в крепость боеприпасы и продовольствие. В темноте лодки неожиданно натолкнулись на 4-пушечный военный бот «Эсперн» с экипажем в 103 человека. Русские смельчаки действовали дерзко и решительно. Они взяли шведский бот на абордаж и после ожесточенной схватки овладели им. В этом бою особенно отличились сержант Михаил Щепотьев, бомбардир Автомон Дубасов и флотские унтер-офицеры Наум Сенявин и Ермолай Скворцов. Шведы потеряли 77 человек убитыми и 26 пленными. Урон русских тоже был значительным 35 человек погибли. Несмотря на это, горстка героев сломила сопротивление врага и привела «Эсперн» к русскому лагерю с полным вооружением и 27 пленными.
Весной 1708 г. шведские войска под предводительством Карла XII вторглись в Россию. Шведы рассчитывали одним ударом разгромить русскую армию, захватить Москву и продиктовать Петру I кабальные условия мира. Карл XII хотел вновь лишить Россию выхода к Балтийскому морю, присоединить к Швеции Псковскую и Новгородскую области, а к Польше Смоленщину, превратить Украину в вассальное государство во главе с гетманом Мазепой, изменившим союзу с Петром I. Но этим планам не суждено было сбыться. 27 июня 1709 г. произошла знаменитая Полтавская битва, в которой шведская армия потерпела полное поражение. Ее остатки бежали к Днепру, но были настигнуты русскими войсками и пленены. Лишь Карлу XII и Мазепе с небольшим [18] отрядом телохранителей удалось достичь турецких владений.
Полтавская битва имела для Русского государства огромное военно-политическое значение. Она показала, что Россия стала могущественной европейской державой. В результате этого успеха значительно упрочилось ее международное положение. Польша, Дания и Саксония возобновили с ней военный союз против Швеции.
Разгром основных сухопутных сил Швеции окончательно обеспечил безопасность новой русской столицы, привел к коренному перелому в ходе Северной войны. Хотя война и продолжалась еще 12 лет, но исход ее в пользу России был уже предрешен.
После Полтавской битвы военные действия были полностью перенесены на побережье Балтийского моря. В них неизмеримо возросла роль флота. Он оказывал содействие сухопутным войскам в наступлении, высаживал десанты на территорию Швеции, вел борьбу с морскими силами противника, нарушал его коммуникации и обеспечивал безопасность своих путей сообщения. Все это требовало значительного усиления его. Ускоренными темпами велось строительство кораблей всех классов. К этому времени выросла целая плеяда замечательных кораблестроителей. Среди них особенно выделялись мастер «доброй пропорции» Федосей Скляев, мастера Таврило Меншиков, Иван Рамбург. Сам Петр I с топором в руках трудился на верфях. По разработанным им чертежам и при его непосредственном участии был построен ряд первоклассных кораблей.
В 1708 г. были заложены два линейных корабля («Рига» и «Выборг») на вновь созданной Новоладожской верфи. Началось строительство линейных кораблей и фрегатов для Балтийского флота в Архангельске. Там были построены семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата, которые нередко называли «архангелогородскими». На Балтику они прибывали, совершив переход вокруг Скандинавии.
В декабре 1709 г. на Петербургской верфи, ставшей Главным Адмиралтейством, был заложен первый 54-пушечный линейный корабль, спроектированный Петром I и Ф. Скляевым. Он получил название «Полтава» в честь выдающейся победы над шведами. Корабль имел длину 39,6 м, ширину 11,6 м, его вооружение состояло из батареи 18-фунтовых пушек на нижней палубе, а на верхней были установлены 12– и 3-фунтовые пушки. Даже иностранные специалисты-кораблестроители признавали «Полтаву» одним из лучших в мире кораблей данного класса. Помимо «Полтавы» наиболее совершенными кораблями Балтийского флота в те годы считались 50-пушечный «Выборг», построенный в Новой Ладоге, и однотипный «Пернов» на Олонецкой верфи. Кроме того, в 1710–1714 гг. были куплены в Англии и Голландии 16 линейных кораблей и 6 фрегатов {11}. Всего за этот период [19] в состав Балтийского флота вошло 27 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 177 скампавей и бригантин, 22 вспомогательных судна {12}. Главной базой флота был Петербург, с 1710 г. в качестве передовой базы использовался Ревель.
Весной 1710 г. русские войска перешли в наступление на Карельском перешейке и в Прибалтике. В первую очередь необходимо было овладеть Выборгом, который являлся главным опорным пунктом противника в Карелии и Восточной Финляндии. При этом особое значение придавалось совместным усилиям армии и флота, блокаде крепости с моря и с суши. К осуществлению осады привлекались специальный корпус численностью 13 тыс. человек и все силы Балтийского флота. Русское командование решило начать боевые действия ранней весной, когда Финский залив еще покрыт льдом. Это на первых порах лишало шведов возможности использовать в обороне крепости свой флот.
16 марта 1710 г. осадный корпус под командованием Ф. М. Апраксина, первым в России удостоенного высшего флотского чина генерал-адмирала, выступил в поход. В течение шести дней войска совершили 130-километровый переход по льду Финского залива от острова Котлин до Выборга и осадили его. 30 апреля на помощь корпусу под командованием Петра I вышел флот в составе 250 боевых и транспортных судов. Финский залив был забит почти сплошным льдом, и плавание кораблей проходило в исключительно трудных условиях. Несмотря на это, уже 9 мая они подошли к Выборгу, доставив сухопутным войскам подкрепления, осадную артиллерию, боеприпасы, продовольствие.
Успешный ледовый поход большого числа парусных и гребных кораблей к Выборгу явился одним из самых выдающихся подвигов молодого Балтийского флота. Он показал высокую морскую выучку личного состава, зрелость офицеров, хорошие качества боевых и транспортных судов.
Русское командование создало у Транзунда (Высоцк) укрепленную позицию, состоявшую из боевых кораблей, береговых батарей и затопленных на фарватере судов. Шведская эскадра, прибыв 16 мая в Выборгский залив, не решилась атаковать ее. Крепость оказалась прочно заблокированной не только с суши, но и с моря. Не получив помощи от своей армии и флота, гарнизон Выборга 13 июня капитулировал.
В сентябре был взят Кексгольм. Выдающихся успехов русская армия достигла также в Прибалтике: здесь она заняла Ревель, Пернов, Ригу, Моонзундские острова, выйдя на большом протяжении побережья к Балтийскому морю.
В результате кампании 1710 г. флот и армия получили возможность нанести сокрушительные удары по шведским силам в водах Балтики, в Финляндии и в самой Швеции. Русское командование [20] рассчитывало, что это решит исход Северной войны и вынудит Швецию запросить мира.
В следующем, 1711 г. против России выступила Турция. Поэтому значительные силы русской армии были переброшены из Прибалтики на юг. Военные действия против шведов возобновились лишь в 1712 г., после заключения мира с Турцией. Причем в этот период они велись главным образом в Померании. Здесь русская армия оказывала помощь союзным датским и саксонским войскам. Однако они не смогли добиться своих целей. Русское правительство, убедившись в неспособности союзников вести успешную борьбу против шведов, решило в следующем году самостоятельно развернуть военные действия в Финляндии.
План кампании 1713 г. предусматривал занятие всей южной части Финляндии вплоть до Або. Она могла быть использована как плацдарм для высадки войск на территорию Швеции. Осуществлению этого плана русское командование придавало исключительное значение. «Ежели дойдем летом до Абова, то шведская шея мягче гнуться станет», писал Петр I Апраксину {13}.
Военные действия в Финляндии начались сразу же после того, как Финский залив освободился ото льда. В первых числах мая от Котлина в финские шхеры вышел русский гребной флот в составе 200 судов с десантом в 16 тыс. человек. Со стороны моря его прикрывал корабельный флот. Одновременно по финскому побережью от Выборга наступали сухопутные войска. 15 июля русский флот без противодействия занял Гельсингфорс (Хельсинки): с его приближением шведская эскадра оставила рейд и поспешно отошла к Гангуту.
В августе русские войска взяли Або, а в течение осени и зимы овладели Вазой (Васа) и другими важными опорными пунктами шведов на восточном берегу Ботнического залива. Шведские войска потерпели поражение, а их остатки были отброшены далеко на север Финляндии.
Русское командование получило возможность перенести военные действия в Швецию. Но для этого требовалось перевести в Або гребной флот, которому в 1713 г. не удалось туда пробиться из-за сильного противодействия шведской эскадры, стоявшей у Гангута. Весной следующего года он возобновил действия по прорыву на запад. В конце мая 99 скампавей с десантом около 15 тыс. человек направились в финские шхеры, однако встречные западные ветры задержали их в пути. Только через месяц они достигли Гангутского полуострова. Но дальнейший путь им здесь преградила шведская эскадра в составе 15 линейных кораблей, 3 фрегатов, 2 бомбардирских и 11 других судов.
Создалось чрезвычайно сложное положение. Русские не имели достаточно сил, чтобы вступить с бой с неприятельской эскадрой, [21] но и не могли отказаться от прорыва скампавей в Або, так как от этого зависел успех всей кампании.
18 июля к месту расположения гребного флота прибыл Петр I. Детально ознакомившись с обстановкой, он разработал план прорыва, характеризовавшийся исключительной смелостью и оригинальностью. Петр I решил через самую узкую часть полуострова Гангут перетащить на западную сторону несколько скампавей. Он рассчитывал, что их внезапное появление в тылу противника введет шведов в заблуждение относительно истинных намерений русского командования, отвлечет часть неприятельской эскадры от мыса Гангут и тем самым облегчит прорыв гребного флота.
Командующий шведской эскадрой адмирал Ватранг, узнав о строительстве русскими «переволоки», 25 июля направил к западному берегу перешейка отряд из 10 судов под командованием контр-адмирала Эреншельда с задачей уничтожить артиллерийским огнем русские скампавей в момент спуска их на воду. Одновременно к бухте Тверминне. где сосредоточился петровский гребной флот, вышел отряд вице-адмирала Лиллье, состоявший также из 10 кораблей. Он получил приказ атаковать русский флот, уничтожить его или принудить к отступлению. Но когда отряд прошел лишь половину пути, вдруг заштилело, и он не смог дойти до назначенного района.
Тем временем остальная часть шведской эскадры продолжала занимать позицию у южной оконечности Гангута. Таким образом неприятельская эскадра оказалась раздробленной.
Русское командование, всесторонне оценив создавшуюся обстановку, решило начать прорыв утром 26 июля. Безветренная погода, державшаяся в районе Гангута в утренние часы, способствовала этому, так как шведские корабли были лишены возможности маневрировать под парусами. Первыми должны были двинуться 20 скампавей авангарда, за ними дозорный отряд и главные силы.
В девятом часу 26 июля при полном штиле авангард под командованием одного из наиболее опытных моряков гребного флота капитан-командора М. X. Змаевича строем кильватерной колонны начал прорыв мимо шведского отряда, стоявшего у мыса Гангут. Скампавей следовали значительно мористее расположения неприятельских судов, вне дальности их огня. Адмирал Ватранг пытался было с помощью шлюпок подтянуть свои корабли к месту прорыва, но они так и не смогли приблизиться на дистанцию действенного огня. Русские суда шли с предельной для них скоростью. Вслед за авангардом успешно осуществил прорыв в Абоские шхеры дозорный отряд из 15 скампавей.
В тот же день прорвавшаяся часть флота заблокировала отряд Эреншельда в Рилакс-фьорде. Адмирал Ватранг, не имея связи с Эреншельдом, не оказал ему помощи. Все действия командующего шведской эскадрой были направлены на то, чтобы воспрепятствовать прорыву главных сил русского флота. Он приказал отряду Лиллье присоединиться к эскадре и расположил [22] корабли в две линии на месте прорыва первых отрядов русских судов. При этом между берегом и шведскими кораблями образовался свободный проход. Русское командование не замедлило воспользоваться новым просчетом неприятеля. Ночью все скам-павеи перешли к гангутскому плесу и на рассвете 27 июля, прижимаясь как можно ближе к берегу, устремились на запад. Обнаружив их, шведы открыли ураганный огонь, но расстояние было слишком велико, и снаряды ложились с большим недолетом. Шведы снова попытались с помощью шлюпок буксировать свои корабли к месту прорыва, но их усилия и на этот раз были тщетными. Главные силы русского флота под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина и арьергард, которым командовал генерал М. М. Голицын, потеряв лишь одну скампавею, наскочившую на камни, прорвались в Абоские шхеры к своему авангарду.
Теперь русское командование решило атаковать заблокированный в Рилакс-фьорде отряд Эреншельда. Для этого было выделено [23] 23 скампавеи авангарда, которые возглавил сам Петр I. Шведы заняли позицию у входа в Рилакс-фьорд, выстроив корабли в две линии, упиравшиеся своими флангами в прибрежные отмели. В центре первой линии находился флагманский фрегат «Элефант». Русский отряд расположился строем фронта одним рядом кораблей в центре и двумя на флангах. Главные силы флота под командованием Апраксина были развернуты за атакующим отрядом.
Русским пришлось вести бой в неблагоприятных условиях: стесненность позиции не позволяла им использовать свое численное превосходство. В этой обстановке только решительная абордажная схватка могла привести к победе. Две атаки на центр вражеского строя не принесли успеха. Тогда Петр I решил действовать иначе атаковать фланговые суда противника. При этом наряду с артиллерией был использован ружейный огонь абордажных партий, который на близкой дистанции поражал орудийную прислугу неприятельских судов. На этот раз удалось взять вражеские корабли на абордаж.
Шведы оказали упорное сопротивление. Но мужество и решительность русских моряков превзошли упорство врага. Команды [24] шведских судов, не выдержав абордажной схватки, одна за другой стали сдаваться в плен. В результате боя, продолжавшегося около трех часов, шведы из 941 человека потеряли 361 убитыми я 350 ранеными; все оставшиеся в живых вместе с адмиралом Эреншельдом были взяты в плен. Потери русских составляли 124 человека убитыми и 342 ранеными {14}.
Восхищаясь действиями русских моряков в этом бою, Петр I отмечал: «Воистину нельзя описать мужество российских войск как начальных, так и рядовых, понеже абордирование так жестоко чинено, что от неприятельских пушек несколько солдат не ядрами и картечами, но духом пороховым от пушек разорваны» {15}.
Победа при Гангуте показала превосходство русского военно-морского искусства над военно-морским искусством шведов. Русское командование полностью использовало маневренные преимущества своего гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе. Оно с исключительным мастерством организовало прорыв флота по частям с последующим блокированием и полным разгромом отряда Эреншельда.
Гангутская победа имела огромное военно-политическое значение. Она явилась таким же переломным моментом в ходе борьбы на море, как и победа при Полтаве на суше. Инициатива боевых действий на Балтике полностью перешла к русскому флоту.
Русский гребной флот двинулся к Аландским островам и занял их без сопротивления шведов. В дальнейшем его главные силы оказывали содействие сухопутным войскам в окончательном разгроме противника в северной части Финляндии. Они также произвели высадку разведывательного десанта на шведское побережье в районе города Умео. Русский отряд численностью до 1000 человек под командованием генерал-майора П. Ф. Головина около месяца вел боевые действия на неприятельской территории.
После Гангутской победы и занятия русскими войсками Финляндии правительство России начало подготовку вторжения в Швецию. Петр I в этом видел единственную меру, способную принудить ее к миру.
В 1717 г. русские войска из Северной Финляндии вступили на шведскую территорию и дошли до местечка Лулео. Одновременно флот высадил десант на остров Готланд и усилил действия на морских коммуникациях противника в Балтийском море. Это заставило шведского короля пойти на мирные переговоры. Весной 1718 г. на Аландских островах открылся мирный конгресс. Однако до подписания мирного договора дело не дошло. Карл XII был убит при осаде одной из норвежских крепостей. Вступившая на престол сестра Карла Ульрика-Элеонора категорически отказалась от заключения мира. [25]
Главную роль в срыве мирных переговоров сыграла Англия, которая опасалась роста экономического и военного могущества России. Новое шведское правительство, идя в фарватере антирусской политики Англии, стало на путь продолжения войны. Но Швеция была уже не способна вести не только наступательную, но и оборонительную войну. Русская армия и флот наносили противнику одно поражение за другим.
В мае 1719 г. для действий на морских сообщениях противника вышел отряд в составе шести линейных кораблей и шнявы под командованием капитана 2 ранга Н. А. Сенявина, родоначальника династии русских флотоводцев. В ночь на 24 мая у острова Сааремаа были обнаружены шведский линейный корабль, фрегат и бригантина. На рассвете отряд сблизился с противником на короткую дистанцию и открыл огонь. Главный удар Сенявин наносил по неприятельскому линейному кораблю. В ходе боя русский флагманский корабль получил повреждения в рангоуте и стал терять скорость хода. Тогда Сенявин приказал двум линейным кораблям преследовать уходящего противника, а сам, прорезав строй шведского отряда, обрушился на фрегат и принудил его к сдаче. Линейные корабли, преследовавшие шведского флагмана, около полудня догнали его и поставили «в два огня» атаковали с двух бортов. После непродолжительного боя корабль противника сдался. Такая же участь постигла и шведскую бригантину.
Потери русского отряда были небольшими девять человек убитыми и столько же ранеными.
Этот крупный успех явился первой победой российского корабельного флота. Русские моряки проявили в бою у острова Сааремаа высокое воинское мастерство, мужество и героизм.
Летом 1720 г. выдающуюся победу одержал русский гребной флот. Базируясь на Аландские острова, он вел активные действия против шведского побережья. Чтобы воспрепятствовать этому, шведское командование направило к Аландским островам большой отряд кораблей. Его появление здесь было обнаружено своевременно. Но генерал М. М. Голицын, командовавший гребным флотом, отказался от немедленной атаки, так как погода и район моря благоприятствовали действиям парусных кораблей противника. Он принял решение отступить в шхеры к острову Гренгам, чтобы увлечь за собой неприятеля. Шведский адмирал, не разгадав замысла Голицына, начал преследовать русские корабли. Когда отряд противника окончательно втянулся в стесненный шхерный район и лишился возможности маневрировать, русские перешли в атаку. Ожесточенный бой продолжался около четырех часов. Русские гребные суда взяли на абордаж и пленили четыре неприятельских фрегата. Остальные шведские корабли поспешно отступили.
Победа гребного флота над шведским парусным флотом у Гренгама явилась новым убедительным свидетельством высокого уровня русского военно-морского искусства. Ода была одержана, [26] несмотря на присутствие в Балтийском море английского флота, пришедшего на помощь Швеции, терпевшей поражения.
Гренгамская победа значительно облегчила дальнейшие действия русского гребного флота против шведского побережья со стороны Аландского архипелага. Неприятельский флот больше не появлялся в этом районе.
В течение 1719–1721 гг. русский флот нанес ряд сильных ударов по шведскому побережью, главным образом по наиболее развитому в промышленном отношении району Стокгольм, Норчепинг, чтобы еще больше ослабить истощенную экономику противника. Один из таких набегов был осуществлен летом 1719 года. В нем участвовало свыше 230 гребных судов с десантным корпусом численностью около 26 тыс. человек. Было высажено свыше 30 десантов, которые уничтожили шведские гарнизоны в нескольких городах и разрушили промышленные предприятия на значительной территории. Один из крупных десантных отрядов приблизился к шведской столице на расстояние 15 миль. Среди населения Стокгольма началась паника.
Крупные поражения, понесенные на море, набеги русского флота с десантными войсками на побережье Швеции, истощение экономики страны, упадок морального духа населения, а также потеря всяких надежд на английскую помощь вынудили шведское правительство принять условия, продиктованные Россией. 30 августа 1721 г. в городе Ништадт (Финляндия) был подписан мирный договор, по которому «в вечное владение» России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия и часть Карелии (включая города Выборг и Кексгольм).
Петр I и его сподвижники правильно оценили значение Балтийского флота для успешного исхода войны со Швецией. На гравюре, изданной в честь победоносного окончания Северной войны, была сделана надпись: «Конец сей войне таким миром получен ничем иным токмо флотом...» {16} Россия прочно утвердилась на побережье Балтийского моря.
Оценивая итоги Северной войны 1700–1721 гг., К. Маркс писал: «Петр I завладел лишь тем, что было абсолютно необходимо для нормального развития его страны» {17}. Возвращение Россией выхода к Балтийскому морю способствовало ее дальнейшему экономическому и культурному развитию и имело большое значение для укрепления обороноспособности страны.
Из Северной войны Россия вышла сильной морской державой. В 1724 г. Балтийский флот имел в своем составе 32 линейных корабля (от 50 до 96 пушек на каждом), 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и много небольших парусных и гребных судов {18}. [27]
Среди лучших были линейные корабли «Ингерманлайд» (64 пушки), 3-палубный «Фридемакер» (80 пушек), «Гангут» (90 пушек), названный так в честь первой победы Балтийского флота. Молодой флот располагал хорошо подготовленными национальными кадрами офицеров, прошедших суровую школу многолетней войны. Экипажи кораблей успешно использовали опыт и славные мореходные традиции своих отважных предков.
Новым в области организации флота было создание постоянного соединения гребных судов с приписанными к нему десантными войсками, предназначенными для совместных действий в шхерных районах. За время Северной войны было построено 438 гребных судов.
В 1720 г. на Галерном дворе в Петербурге Ефим Никонов заложил «потаенное судно» первую подводную лодку. В 1724 г. в присутствии Петра I судно спустили на воду, однако при погружении днище его получило повреждения. После смерти Петра I изобретатель попал в опалу, и завершить начатые работы ему не удалось.
В ходе Северной войны была создана сеть баз для флота, главной из которых был Петербург. Передовой военно-морской базой, на которую флот опирался до занятия всего южного берега Финского залива, являлся Ревель. Гребной флот базировался на Выборг и порты Финляндии Гельсингфорс и Або.
В течение всей войны на острове Котлин велось строительство военно-морской базы Кронштадт. Оно было закончено в 1723 году. С 1724 г. Кронштадт становится главной базой флота и неприступной крепостью на морских подступах к Петербургу.
В 1720 г. был издан Морской устав, составленный на основе опыта боевых действий флота в Северной войне и всего ценного, накопленного иностранными флотами. В тактическом отношении он был самым совершенным морским уставом своей эпохи, образцом военно-морской теоретической мысли и действовал до конца XVIII века.
В ходе Северной войны русское военное и военно-морское искусство сделало крупный скачок в своем развитии. Именно в этот период окончательно определились его национальные особенности, которые обеспечили за ним превосходство над западноевропейским военным и военно-морским искусством, находившимся в плену шаблонной линейной тактики. Для него были характерны всесторонний учет реально складывающейся обстановки, слабых и сильных сторон противника, умение своевременно определять направление главного удара и сосредоточивать для нанесения его максимум сил и средств, настойчивость и смелость в достижении поставленной цели, стратегическое и тактическое взаимодействие армии и флота.
Балтийский флот на протяжении всей войны активно содействовал сухопутным войскам в борьбе с противником. Его роль особенно возросла после Полтавской битвы, когда военные действия целиком были перенесены в Прибалтику. [28]
Таким образом, победа России в Северной войне стала возможной в результате совместных усилий армии и флота. Недаром Петр I в предисловии к Морскому уставу писал: «Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет» {19}.
После окончания Северной войны, с 1722 по 1725 г., было построено 9 линейных кораблей, 3 фрегата, одна шнява, 22 вспомогательных и одно гребное судно. Всего в течение первой четверти XVIII в. Балтийский флот получил 646 кораблей различных классов. Он был ядром регулярного военно-морского флота России, ставшей морской державой мирового значения. [29]