Содержание
«Военная Литература»
Военная история

7. Подготовка к решающим боям

В то время как в полосе 56-й армии велись бои местного значения, на остальных участках Северо-Кавказского фронта шла подготовка к общему наступлению, имевшему целью окончательный разгром кавказской группировки противника и полное освобождение Кавказа. Войсковые соединения, получившие пополнение личным составом и вооружением, занимались совершенствованием своих позиций в инженерном отношении, производилось слаживание отделений, расчетов и экипажей. В стрелковых и артиллерийских частях шла интенсивная подготовка стрелков-саперов, способных самостоятельно, без помощи специалистов, обезвреживать мины и другие взрывные заграждения, проделывать для себя проходы в минных полях и т. д. Десятки организованных во всех армиях подвижных, классов обеспечивали наглядное обучение воинов минно-подрывному делу. На полигонах, выбранных и оборудованных так, что [126] они были сходны с отдельными участками обороны противника, проводились войсковые учения, на которых отрабатывались вопросы взаимодействия родов войск. В частности, большое внимание уделялось отработке взаимодействия саперов с танкистами.

В конце августа во фронте были организованы специальные сборы начальников инженерных войск армии, корпусных инженеров и командиров инженерных соединений и частей фронтового подчинения. Основным вопросом на этих сборах было инженерное обеспечение боевых действий танков. В докладах и выступлениях участников был подытожен опыт, накопленный фронтом, подробно разобраны ошибки, допущенные в 56-й армии при организации инженерного обеспечения танков в июльских боях, и выработаны основные положения этого сложного вида инженерного обеспечения боевых действий войск. Сущность этих положений сводилась к следующему.

Инженерные части всеми доступными способами в подготовительный период вскрывают систему минирования противником переднего края, за 1–2 суток, до наступления проделывают в минных полях противника проходы и ознакамливают с ними танковые экипажи. С началом атаки саперы-проводники пропускают танковые подразделения через передний край по проделанным проходам. В случае необходимости к проделыванию проходов в минных полях противника могут быть привлечены артиллерийские и минометные части при условии, что границы этих полей точно ориентированы на местности.

Если в войсках нет специальных танков для траления мин, сопровождение танков в глубине обороны осуществляется специальными группами сопровождения. Саперы для формирования этих групп выделяются из расчета одна саперная рота на танковый полк. За каждым танковым взводом закрепляется по одной группе сопровождения в составе 5–7 саперов. Задачей этих групп является пропуск танков через минные заграждения. При командире саперной роты, передвигающемся с командным пунктом танкового полка, должен находиться небольшой резерв саперов, которыми он усиливает в случае надобности группы сопровождения при встрече танков с естественными препятствиями или противотанковыми рвами. Резерв саперов, передвигаясь на автомобиле, имеет с собой 3–4 звена колейного моста для переброски через неширокие препятствия. [127]

Группы сопровождения передвигаются по полю боя либо в танках (по одному саперу на танк), либо в боевых порядках пехоты. Категорически запрещается передвижение саперов на броне танков, вызывающее большие потери саперов и в конечном слете не дающее эффекта. В любом случае группы сопровождения обязаны не терять из виду танков, за которыми они закреплены, и немедленно оказывать им помощь в преодолении заграждений. При обнаружении минного поля по внешним демаскирующим признакам либо по взрывам мин саперы должны приступить к проделыванию прохода в нем, а танкисты обязаны прикрыть их на это время огнем.

С началом движения танков в зоне плотного артиллерийского огня противника связь групп сопровождения с командиром роты обычно нарушается и группе приходится действовать самостоятельно. На это обстоятельство должно обращаться внимание при подготовке и подборе личного состава группы.

В подготовительный период необходимо проводить совместные инструктажи командиров танковых и саперных подразделений, а также командиров машин и старших групп сопровождения. Во время инструктажа должны устанавливаться сигналы, способ их подачи, правила движения танков по проходам (например, с какой стороны обходить сапера, поставленного маяком на проходе, или с какого борта обходить подорвавшийся на мине танк), обозначение проходов и т. д. Желательно, чтобы экипажи танков и закрепленные за ними саперы сопровождения знали друг друга в лицо.

Эти положения были изданы в виде инструкции и стали в армиях фронта обязательными при организации инженерного обеспечения наступления.

На основе опыта 97-го минно-инженерного батальона, отлично обеспечивавшего на протяжении нескольких наступательных боев одни и те же танковые части, было признано целесообразным специализировать часть инженерных рот (примерно по одной роте в каждом инженерном батальоне) на сопровождении танков и закрепить эти роты за определенными танковыми частями.

На сборе были рассмотрены и обсуждены приемы минирования местности, применявшиеся нашими войсками, и осуждена шаблонность принятых схем минирования, облегчавшая врагу выполнение разградительных работ. Учитывая [128] особенности театра военных действий, начальник инженерных войск фронта предложил перейти к новому способу минирования местности — очагами (рис. 19). Эти очаги, состоящие из разного количества мин (от 5 до 30), располагаются в полосе минирования глубиной 150–200 м на неравных расстояниях друг от друга (от 10 до 18 м). В формулярах минных полей фиксируется не положение каждой мины, а только примерные границы очага с указанием количества мин в нем. Из нескольких полос минирования на танкоопасных направлениях создаются минные рубежи глубиной 2–3 км. Промежутки между полосами минирования также заполняются очагами мин, но расположенными более редко — в 200–300 м один от другого.

Проведенные сборы оказали положительное влияние на дальнейшую работу инженерных войск фронта.

Активно готовясь к наступлению, войска Северо-Кавказского фронта одновременно укрепляли свою оборону. Большие работы были проведены по совершенствованию в инженерном отношении позиций, занятых войсками, и по строительству в глубине обороны тыловых армейских оборонительных полос.

Наряду со строительством оборонительных сооружений, число которых к 1 июля на рубежах фронта достигло [129] огромной цифры — 25780, создавались мощные заграждения как на переднем крае, так и в глубине обороны. Из табл. 7 видно, какая большая работа была проделана инженерными частями по усилению обороноспособности войск заграждениями.

Таблица 7

Вид заграждения Установлено
Противотанковые мины 142370
Противопехотные мины 155848
Фугасы 3032
Сюрпризы взрывные 144
Проволочные сети в 2–3 ряда кольев, км 142
Малозаметные проволочные заграждения, пакетов 120
Спирали, пакетов 2664
Лесные завалы, км 36

Несомненный интерес представляют заградительные работы, проведенные перед тыловым армейским рубежом 9-й армии. Передний край этого рубежа примыкал к низменности, среди которой на возвышенных местах, как островки, располагались несколько станиц и отдельных рощ, соединенных между собой узкими лентами дорог, проходящих по небольшим насыпям. Многочисленные оросительные каналы и ерики в разных направлениях пересекали эту низменность. В мирное время здесь были рисовые поля.

Характер местности подсказывал возможность создания в этом районе мощного водного заграждения. Штаб инженерных войск фронта провел детальную рекогносцировку района и разработал проект затопления полосы вдоль магистрального Черноерковского канала шириной 2–3 км и длиной около 30 км. В последних числах июня, после утверждения проекта Военным советом Северо-Кавказского фронта, инженерные части приступили к работе. Для затопления необходимо было сбросить огромные массы воды из Тщикского водохранилища по рекам Кубани и Протоке в оросительную систему. На Черноерковском канале для регулирования подачи воды в различные места затопляемой площади 6-я гидротехническая рота построила пять водорегулирующих плотин общей длиной около 100 м. Для [130] выпуска воды из каналов и ериков были проделаны многочисленные прокопы со стенками, укрепленными фашинами. Эти прокопы закрывались специальными заслонками. Одновременно был произведен ремонт всей системы обвалования каналов, чтобы вода нигде не могла прорвать насыпь.

Когда все эти подготовительные работы, выполнявшиеся двумя инженерными батальонами и тремя ротами полевого водоснабжения, были закончены, начался сброс воды из Тщикского водохранилища. Ежедневно в зону затопления поступало 1,5 млн. куб. м воды, и к началу августа весь намеченный район был затоплен.

Чтобы не причинить вреда переправам и мостам через реки и каналы на всем пути от водохранилища до зоны затопления (примерно около 200 км ) и не допустить даже временного затопления участков дорог, которыми пользовались войска 9-й армии, требовалась четкая, слаженная работа многочисленных водомерных постов, расставленных на пути движения воды, и своевременная регулировка шлюзов водохранилища.

Проведенное затопление местности в сочетании с созданием опорных пунктов в станицах, расположенных в зоне затопления, и с подготовкой к минированию всех незатопленных путей сообщения прочно прикрыло одно из возможных оперативных направлений контрнаступления противника. Одновременно это позволило уменьшить количество наших войск в этом районе и усилить войска на направлении главного удара в готовившейся наступательной операции.

К этому же периоду относится начало сплошного разминирования районов Северного Кавказа, освобожденных от оккупантов, что имело важное значение для восстановления экономики района. Специальные формирования инженерных войск, широко привлекая местное население для выявления минных полей и боеприпасов, начав свою работу от берегов Терека, продвигались на запад, ведя работу широким фронтом. К 1 июня было уже снято и обезврежено более 300 тыс. противотанковых и противопехотных мин и уничтожено свыше полумиллиона неразорвавшихся снарядов и авиабомб, фугасов и взрывных сюрпризов.

Специальные инженерные части за это время проделали большую работу по восстановлению разрушенного фашистами при отступлении водоснабжения городов и железнодорожных станций (табл. 8). [131]

Таблица 8

Характер работы Артезианские скважины Шахтные колодцы Водопроводные системы Передвижные водопункты Водопроводные линии, км
Обследовано 155 1628 24  —  —
Восстановлено 75 409 20  —  —
Построено 2 160  — 48 4,7

Дальше