5. В прикубанских плавнях
Почти полгода войска 9-й и 37-й армий Северо-Кавказского фронта, наступая вдоль Кубани, вели боевые действия в плавнях. Начинаясь у станицы Троицкой, плавни широкой полосой, доходящей местами до 20 км, тянутся вдоль Кубани до Староречья, западнее станицы Варениковской. По всей этой огромной площади разбросано бесчисленное множество небольших лиманов, соединенных между собой целой сетью протоков, ериков и каналов. Ежегодно с апреля и примерно по июнь плавни затопляются паводковыми водами из левобережных притоков Кубани, образующимися в результате выпадания обильных дождей и интенсивного снеготаяния в горах. Под водой скрываются лиманы, протоки и ерики; плавни превращаются в сплошное водное пространство площадью свыше 1300 кв. км, обильно поросшее камышом высотой до 3 м. Даже хорошо зная местность, двигаться по плавням в это время года крайне опасно. Хотя глубина воды, покрывающей плавни, обычно не превышает 0,6–1 м и допускает движение вброд, на каждом шагу можно неожиданно попасть в топкую грязь или в яму, глубина которых доходит до 3–5 м. Там, где в камышовых зарослях имеются прогалины, они почти сплошь заполнены плавающими островками, образованными из многолетних слоев перегнившего камыша. Эти островки очень обманчивы они сразу же опускаются на дно, как только на них ступает нога человека. После паводка, при спаде воды, на возвышенных местах остается жидкая [108] илистая грязь, очень медленно высыхающая и труднопроходимая.
Передвигаться по прикубанским плавням трудно как вброд, так и на лодках. Тем более трудно переправлять через них какие-либо грузы. Нужен большой опыт, чтобы не сбиться в плавнях с направления. Местность крайне однообразная. Из-за плотной стены высокого камыша обзор ограничен буквально двумя тремя метрами.
Гитлеровцы при строительстве оборонительных рубежей в низовьях Кубани подводили их к плавням, мало заботясь о защите упиравшихся в них флангов, так как считали плавни непроходимыми и даже называли их нейтральными водами. Однако для советских воинов они были прежде всего советской землей, которую нужно было освобождать от врага. В мае 1943 г. корреспондент фашистской газеты «Фолькишер беобахтер» писал: «Невзирая на это, нейтральные воды стали районом боевых действий. Что казалось невозможным, стало возможным. Советские солдаты ни с чем не считаются, ни с тяжелыми лишениями, ни с самыми скверными природными условиями. Они начали наступать через нейтральные воды северного фланга».
Много отваги и мужества проявили советские солдаты в сложной, полной неожиданностей борьбе с врагом, развернувшейся в прикубанских плавнях. Здесь велись боевые действия, начиная с вылазок разведывательных групп, проникавших через плавни в тыл врага, и кончая крупными операциями армейского масштаба. Одна из таких операций была проведена в канун майского праздника 1943 г. 37-я армия должна была ударом через плавни содействовать 56-й армии в овладении мощным узлом обороны гитлеровцев станицей Крымской {15}.
Успешное выполнение задачи, поставленной перед 37-й армией, во многом зависело от правильно организованного инженерного обеспечения и умелых действий инженерных частей. Нужно было провести крупные силы пехоты с артиллерией и минометами через плавни к северному берегу р. Адагум, обеспечить форсирование войсками этой реки и содействовать им в прорыве обороны противника по южному берегу Адагума и в закреплении достигнутого успеха.
Для решения этих задач в распоряжении начальника инженерных войск армии генерала А. И. Голдовича были, [109] кроме дивизионных и полковых саперов, три инженерных батальона и два понтонно-мостовых батальона фронтового усиления, приданные для наводки переправ через Кубань в полосе армии. Кроме того, армия сверх табельной потребности получила 250 плавательных костюмов и 150 куб. м лесоматериала.
По решению командующего 37-й армией удар через плавни наносился двумя дивизиями 295-й и 389-й. В первом эшелоне наступал специально сформированный для этой цели отряд из добровольцев (около 1500 человек). Отряд был разбит на три штурмовых добровольческих батальона; в состав каждого из них вошли, кроме стрелковых рот, минометные и артиллерийские подразделения.
План инженерного обеспечения операции предусматривал: формирование из добровольцев от инженерных частей сводного инженерного батальона в составе трех рот по четыре взвода из 36 человек каждый; изготовление 400 деревянных лодок грузоподъемностью на 5–7 человек; постройку 110 паромов под огневые средства для ведения огня на плаву (12 паромов для 76-мм орудий, 16 для 45-мм пушек и 78 для станковых пулеметов); подготовку деталей и материалов для постройки штурмового моста через плавни; наводку понтонных мостов через р. Кубань у хутора Урма и станицы Троицкой и постройку моста через р. Адагум в хуторе Садовом для обеспечения бесперебойного снабжения передовых частей боеприпасами и продовольствием. В плане были определены задачи добровольческого инженерного батальона: одной ротой батальон обеспечивал форсирование плавней и р. Адагум добровольческим отрядом и сопровождение его боевых порядков после форсирования, второй ротой закрепление захваченных рубежей на южном берегу Адагума и третьей ротой форсирование плавней основным составом 295-й стрелковой дивизии. Из оставшихся в распоряжении начальника инженерных войск двух инженерных рот, не вошедших в состав добровольческого батальона, одна получила задачу обеспечивать форсирование плавней основным составом 389-й стрелковой дивизии, а другая была оставлена в резерве.
Подготовка к операции (рис. 18), назначенной на 30 апреля, началась за 10 суток. Все это время в плавнях действовали инженерные разведывательные группы дивизионных саперов 295-й и 389-й стрелковых дивизий, производивших разведку маршрутов. Из десяти разведанных и [111] обозначенных путей через плавни решено было подготовить для движения три наиболее удобных в тактическом отношении маршрута с таким, расчетом, чтобы каждый добровольческий штурмовой батальон получил отдельный выход через плавни к р. Адагум.
Первый маршрут проходил от южного выступа рощи западнее хутора Урма в направлении на хутор Ленинский на южном берегу реки. Глубина воды в начале маршрута составляла 1–1,3 м, а в конце его увеличивалась до 1,5–2 м.
Второй маршрут начинался с выступа мыса на западной окраине хуторов Прикубанских и выходил примерно против станции Кеслерово, имея глубину от 0,4 до 1,5 м.
Третий маршрут был проложен по притоку р. Адагум ручью Адагумка шириной от 5 до 8 м и глубиной до 3 м.
К 28 апреля на выбранных маршрутах саперы сделали в камышовых зарослях просеки шириной 3 м для беспрепятственного прохода лодок и паромов. Просеки старались проложить изломанными, криволинейными, чтобы исключить возможность продольного обстрела их и затруднить прицельное бомбометание с воздуха. За сутки до начала операции на маршрутах были установлены указатели с цифрами присвоенных им номеров. На каждый маршрут были назначены комендант и группа регулировщиков.
Пока производилась разведка маршрутов, армейские инженерные части занимались изготовлением плоскодонных деревянных лодок. Постройку лодок сильно затрудняло отсутствие необходимых материалов и инструментов, но все трудности, связанные с этим, преодолевались слаженной и инициативной работой личного состава. Некоторые бригады плотников из 3–5 человек изготовляли по 10 лодок в день. Как только была готова очередная партия, лодки спускались на воду и подвергались тщательной проверке. В это же время формировался сводный добровольческий инженерный батальон.
Весь личный состав инженерных частей армии выразил желание вступить в ряды добровольческого инженерного батальона. Из этой массы добровольцев были отобраны наиболее физически крепкие воины. Командиром добровольческого батальона был назначен опытный боевой офицер командир 16-го армейского инженерного батальона Герой Советского Союза майор Радкевич. [112]
Со всеми добровольческими подразделениями проводились практические занятия по посадке в лодки, движению в плавнях на веслах и при помощи багров и высадке. Специальные занятия проводились с младшими командирами по ориентированию в плавнях по компасу и т. д. Кроме того, 28 апреля были проведены показные учения по использованию паромов для переправы орудий, минометов и пулеметов со стрельбой с них на плаву.
Много внимания было уделено распределению переправочного имущества и изготовленных саперами плоскодонных лодок (табл. 5). 29 апреля плавсредства были сосредоточены на заранее разведанных и хорошо укрытых от наблюдения противника базах на каждом маршруте.
Переправочное имущество | Первый эшелон | Второй эшелон | Резерв | |||
штурмовые батальоны добровольческого отряда | 295 сд | 389 сд | ||||
1-й | 2-й | 3-й | ||||
Плоскодонные лодки | 30 | 90 | 70 | 70 | 25 | 150 |
Лодки ДСЛ | 25 | 30 | 20 | 15 | 5 | |
Лодки А-3 | 4 | 6 | 6 | | | 9 |
Понтоны НЛП | 7 | 7 | 7 | 2 | 2 | |
Понтоны трофейные | 8 | 8 | 8 | | | |
Плавательные костюмы | 80 | 90 | 70 | | 20 | |
Предполагалось, что после форсирования добровольческим отрядом плавней и р. Адагум 50% плавсредств будут возвращены в исходный район для переправы дивизии. С этой целью были выделены особые группы саперов из резерва начальника инженерных войск, которые должны были собрать освободившиеся лодки и паромы и отбуксировать их на исходные базы.
Дни подготовки операции совпали с очередным подъемом воды в Кубани, создавшим опасность затопления войск в исходных районах из-за крупных повреждений в обваловании реки на участке между хуторами Урма и Прикубанский. Потребовалось заделать во многих местах образовавшиеся прорывы и усилить береговые валы, ослабленные постройкой в них оборонительных сооружений. Более 1200 куб. м земли и большое количество фашин [113] уложили саперы в основание береговых валов при ремонте обвалования, чем предотвратили опасность заболачивания исходных районов.
К утру 29 апреля подготовка к наступлению была закончена, а в ночь на 30 апреля батальоны добровольческого отряда погрузились на лодки и паромы и вошли в плавни.
1-й штурмовой батальон в темноте потерял ориентировку. Наткнувшись на мель, через которую пришлось перетаскивать паромы и лодки волоком, батальон лишь к 14 час 30 мин 30 апреля достиг северного берега р. Адагум. Попытка форсировать реку на этом участке успеха не имела из-за сильного огня противника, и батальон отошел в плавни.
2-й штурмовой батальон к 8 час 30 апреля без задержек достиг северного берега р. Адагум, успешно форсировал реку и при поддержке артиллерии атаковал противника, ворвался в Кеслерово и начал просачиваться за полотно железной дороги, перерезав, таким образом, железнодорожное сообщение между Крымской и Варениковокой.
3-й штурмовой батальон к 3 час 30 апреля выдвинулся по ручью Адагумка к р. Адагум, форсировал ее и к 7 час достиг северо-западной окраины хутора Ленинского. Однако в 11 час 30 мин подошедшие резервы гитлеровцев, поддержанные сильным артиллерийско-минометным огнем, вынудили батальон отойти в плавни.
К исходу 1 мая добровольческий отряд, использовав успех 2-го штурмового батальона и сосредоточив все свои силы в районе Кеслерово, захватил железнодорожную станцию Кеслерово.
Сразу же после того, как штурмовые батальоны зацепились за берег противника и вступили в бой, инженерные роты, выделенные для обеспечения действий вторых эшелонов, под руководством старшего лейтенанта Ромашко приступили к строительству штурмового моста через плавни. За четверо суток непрерывной работы саперы перекрыли мостом 4,5 км плавней. Мост был весьма примитивный: он представлял собой узкую полоску настила из 5–6 жердей или пары досок, поддерживаемого сотнями самых разнообразных опор козловых, рамных, свайных и других. На глубоких местах, при пересечении лиманов, опорами служили лодки или фашины, связанные из тростника. Ходить по мосту было довольно трудно: из-за недостатка материала во многих местах перил не было, настил же, прогибаясь под тяжестью человека, иногда на полметра уходил [114] в воду. Тем не менее сообщение через плавни было налажено, доставка боеприпасов и продовольствия добровольческим подразделениям улучшилась.
Много трудностей в процессе строительства моста пришлось преодолеть саперам. Район постройки все время находился под минометным огнем противника, так как уже на второй день строительства воздушная разведка противника обнаружила его. Саперам по нескольку часов без перерыва приходилось находиться в воде, часто погружаясь выше пояса. Особенно трудно было с подноской материалов: их приходилось доставлять к месту на руках, иногда на очень большие расстояния. Много труда было затрачено на строительство штурмового моста, просуществовал же он всего два дня.
В первые дни операции добровольческий отряд успешно отбивал ожесточенные контратаки противника, стягивавшего к месту прорыва подкрепления. Однако вскоре из-за ошибок, допущенных командиром отряда, выпустившим из своих рук управление подразделениями и своевременно не позаботившимся о закреплении захваченных позиций, отряд утратил инициативу и, теснимый противником, начал медленно отходить к своему берегу.
Неудачей, постигшей добровольческий отряд, закончились бои в плавнях на этом участке. Однако приобретенный опыт боевых действий крупных сил в плавнях войска фронта успешно использовали в последующих боях на заболоченных участках Таманского полуострова.