Содержание
«Военная Литература»
Военная история

2. На туапсинском направлении

Ближайшую задачу, поставленную гитлеровским командованием армиям группы «А», — окружить и уничтожить советские войска между нижним течением Дона и Кубанью — фашистам выполнить не удалось. Основные силы Южного фронта были отведены за Кубань, к предгорьям Кавказских гор, а оборонявшие Таманский полуостров отряды советской морской пехоты были эвакуированы морем в Геленджик.

Стремясь прорваться в Закавказье в обход Главного Кавказского хребта с запада, немецко-фашистские войска, пользуясь значительным превосходством в силах, 1 сентября захватили Анапу, вышли на Черноморское побережье и начали распространяться к югу. 10 сентября после трехдневного ожесточенного боя части 47-й армии под давлением превосходящих сил противника оставили город и порт Новороссийск и отошли в его предместья на восточном берегу Цемесской бухты. Круто обрывающиеся почти у самого [20] моря горы облегчили закрепление наших войск на этих позициях и создание здесь прочной обороны.

Предприняв ряд безуспешных попыток прорваться из района Новороссийска вдоль побережья в Туапсе, гитлеровское командование приступило к подготовке наступления на Туапсе через горы из района Майкопа.

К этому времени Черноморская группа войск Закавказского фронта занимала оборону на фронте 255 км от села Туба до Новороссийска, имея перед собой четырнадцать дивизий 17-й полевой армии немцев. Соотношение сил было в пользу противника по пехоте в полтора раза, по артиллерии и авиации в два с половиной раза. Кроме того, противник имел около 150 танков, которых в войсках Черноморской группы совсем не было.

Для нанесения главного удара немецко-фашистское командование создало группу «Туапсе», составленную в основном из горно-стрелковых и легкопехотных дивизий, имевших специальную экипировку и прошедших длительное обучение ведению боевых действий в горах. Эта группа должна была нанести сходящиеся удары из районов Горячего Ключа и Хадыженска в общем направлении на селение Шаумян, окружить и уничтожить 18-ю армию, прикрывавшую это направление, и выйти к Туапсе.

В сентябре, используя оперативную паузу в наступлении противника, войска Черноморской группы развернули крупные оборонительные работы в своем тылу и возводили укрепления на позициях, занятых войсками. Сплошной линии обороны на этом участке фронта не было: войска занимали отдельные узлы сопротивления на господствующих высотах, запиравшие пути сообщения, ущелья, долины рек и т. д.

В глубине обороны были (рис. 4) организованы Пшадский и Туапсинский оборонительные районы. Совместно с войсками, вошедшими в состав этих районов, в их строительстве активное участие принимали инженерные соединения. В Пшадском оборонительном районе работали подразделения 13-й инженерной бригады, а в Туапсинском — строительные колонны 28-го управления оборонительного строительства.

Система обороны Туапсинского оборонительного района включала в себя 14 батальонных районов обороны и 17 ротных опорных пунктов, составлявших внутренний и внешний оборонительный обводы. Протяженность внешнего обвода достигала 80 км, внутреннего — 20 км. К началу [22] октября 1942 г. на обоих оборонительных обводах было построено около 1000 закрытых огневых сооружений противоосколочного типа и свыше 2000 окопов разного назначения. Более 14 км ходов сообщения связывали эти сооружения между собой, обеспечивая скрытный маневр во всех направлениях. По переднему краю и внутри района на много километров протянулись противотанковые рвы, эскарпированные скаты, лесные завалы и проволочные заграждения. Около 8 тыс. противотанковых и свыше 1 тыс. противопехотных мин прикрывало танкоопасные направления к переднему краю внешнего обвода. Все дорога, как проходившие внутри района, так и выходившие к нему, были заграждены; оставленные для движения проходы также были подготовлены к разрушению.

Не меньший размах получили оборонительные работы в Пшадском оборонительном районе. Здесь к концу сентября 1942 г. закончилось оборудование 12 батальонных районов обороны.

Оба оборонительных района в значительной мере укрепили оборону Черноморской группы, создав в войсках первой линии уверенность в прочности своего тыла, так как не только были рассчитаны на отражение атак противника, наступающего через горы, но и являлись мощной преградой для морского десанта.

В этот же период в полосе Черноморской группы проводились крупные инженерные работы на войсковых дорогах. Дорог было мало, и состояние их было неудовлетворительное. Приходилось не только приводить в порядок существовавшую дорожную сеть, но и прокладывать новые дороги в районе войскового тыла. Одновременно с этим необходимо было подготовить важнейшие дороги к разрушению на случай прорыва к ним противника, нужно было также надежно заградить и разрушить все вьючные тропы в горах, которыми войска не пользовались. Это была разносторонняя, очень важная и большая работа.

Основой дорожной сети на побережье являлось шоссе Новороссийск — Сочи. По этому шоссе осуществлялось снабжение Черноморской группы, и значение его для обороны трудно было переоценить. Шоссе постоянно подвергалось массированным налетам вражеской авиации. Однако высокие горы, окаймляющие шоссе почти на всем протяжении, не позволяли немецким летчикам снижаться, поэтому бомбометание было неточным и не причиняло крупных повреждений. Хуже стало, когда начались дожди: шоссе от интенсивного [23] движения разрушалось, во многих местах появились оползни, засыпавшие проезжую часть. В этот период сотни местных жителей вместе с саперами трудились днем и ночью, поддерживая эту важную для войск магистраль в проезжем состоянии. Тогда же железнодорожные части фронта приступили к завершению строительства железной дороги на участке Сухуми — Туапсе, которое было начато еще до войны.

Напряженная работа шла на подъездных путях в войсковом тылу. На многие боевые участки боеприпасы и продовольствие приходилось доставлять по полному бездорожью. Пока саперы прорубали в лесных зарослях просеки, строили дороги с покрытием из жердей, перекидывали через многочисленные овраги и ручьи мосты и расширяли тропы, пехотинцам и артиллеристам приходилось подносить ящики с боеприпасами и мешки с продуктами на руках, преодолевать с грузом крутые подъемы или выстраиваться по склону горы цепочкой и передавать груз из рук в руки.

Одновременно с приведением в порядок дорожной сети инженерные войска производили крупные заградительные работы, при этом основное внимание уделялось шоссе на участке Новороссийск — Туапсе и дорогам, выходящим на него из Майкопского района: Туапсе — Хадыженск и Лазаревское — Рожет.

Заграждения на этих дорогах на протяжении всего периода оборонительных боев постоянно совершенствовались, и количество их увеличивалось. Данные по заграждениям, подготовленным на них к началу наступления противника, приведены в табл. 1.

Таблица 1 (стр. 24)

Наименование дорог Инженерные части, выполнявшие заградительные работы Протяженность маршрута, км Плотность заграждений на 1 км маршрута Виды заграждений
подготовленные к разрушению мосты и железобетонные трубы перекопы дороги с устройством временных переходов лесные завалы дорожные фугасы минные поля проволочные заграждения каменные барьеры и надолбы
Геленджик — Архипо-Осиповка — Туапсе 27-я и 3-я инженерные бригады 125 2,5 64 123 21 55 17 19 18
Туапсе — Хадыженск 13-я инженерная бригада 65 7,0 123 101 52 75 17 81 10
Колонный путь Лазаревское — Рожет 15-й гвардейский батальон минеров 91 1,3 32 13 6 35 25  — 12


Примечание. Общее количество заграждений на всех трех дорогах — 894, средняя плотность — 3,2 единицы на 1 пог. км.

Как видно из таблицы, шоссейная дорога Туапсе — Хадыженск, расположение которой совпадало с направлением предполагаемого главного удара противника, была хорошо подготовлена к разрушению; на ней было много заграждений, плотность которых в среднем доходила до 7 единиц на 1 пог. км. Дорога же Лазаревское — Рожет, проходившая в том же направлении, но несколько южнее, имела значительно меньшую плотность заграждений — в среднем до 1,3 единицы на 1 пог. км. Эта дорога не была приспособлена для автомобильного движения, и поэтому не было оснований ожидать здесь появления крупных сил противника.

Кроме приведенных в таблице видов заграждений, на отдельных участках шоссе Новороссийск — Туапсе, где к нему близко подходили невысокие холмы, на скатах холмов [24] были устроены тщательно замаскированные огневые противотанковые фугасы{4}. Приводимые в действие с пункта управления электрическим способом, эти фугасы должны были поливать шоссе горящей смесью, уничтожая прорвавшиеся на шоссе танки, автомобили и группы солдат противника. Несколько меньшую плотность заграждений имели другие дороги в полосе Черноморской группы войск, но все они в той или иной степени были подготовлены к разрушению.

Заграждения, установленные на дорогах, которыми пользовались войска, нуждались в постоянной охране; нужно было также специально выделить подготовленные команды [25] подрывников для приведения заграждений в боевое положение. Если учесть, что только на трех основных дорогах количество заграждений достигало 900, можно себе представить, насколько важно было правильно организовать всю эту работу, имевшую для обороны очень важное значение. Штабом инженерных войск Черноморской группы и в армиях были составлены соответствующие планы и выделены средства и силы. Была разработана специальная система оповещения о возникновении угрожаемого положения в районе той или иной дороги и установлены соответствующие сигналы для начала работы команд подрывников.

Следует отметить, что при планировании работ организация их была недостаточно продумана, вследствие чего на обслуживание заграждений, установленных на дорогах, было выделено излишне много саперных подразделений. Например, только на один участок дороги Гойтх — Туапсе длиной около 30 км было выделено четыре батальона 27-й инженерной бригады. В течение всего сентября эти батальоны, по существу, не выполняли никаких работ, кроме исправления незначительных повреждений в заграждениях, тогда как на других участках инженерных работ саперов не хватало. По примеру других фронтов на тот же 30-километровый участок дороги, по-видимому, достаточно было бы направить вместо четырех инженерных батальонов одну инженерную роту, обеспеченную необходимыми транспортными средствами.

В то время как в тыловых районах Черноморской группы проводились крупные оборонительные работы, инженерное оборудование позиций, занятых войсками, к началу наступления противника должного развития не получило. В среднем на 1 км фронта приходилось только одно — два пулеметных сооружения с противоосколочным покрытием, не более 50 стрелковых ячеек, до десятка различных окопов и около 100 пог. м ходов сообщения. Причиной этого была не столько нехватка времени и сил, сколько существовавшее среди командного состава ошибочное мнение, будто горнолесистая местность сама по себе является хорошим прикрытием и поэтому нет надобности в выполнении крупных оборонительных работ. Имела также значение и нехватка в войсках шанцевого инструмента; обеспеченность им частей не превышала 60% штатной потребности, а, например, лопат было лишь 43%.

Оборонительные бои, развернувшиеся на подступах к Туапсе, со всей очевидностью показали ошибочность мнения [26] об уменьшении значения инженерного оборудования позиций в горно-лесистой местности. В первые же дни боев войска убедились в том, как много значит для организации стойкой обороны инженерное оборудование позиций. Там, где этому мероприятию уделялось должное внимание, оборона, как правило, была прочной и устойчивой, а там, где им пренебрегали, противник добивался успеха, хотя на первый взгляд позиции казались неприступными.

В качестве примера приведем боевой эпизод, показывающий, какое важное значение для обороны имеет правильно выбранная и умело оборудованная в инженерном отношении позиция.

На одном из участков фронта южнее Краснодара для обороны важного горного прохода была выделена стрелковая рота под командованием старшего лейтенанта Диденко, усиленная несколькими противотанковыми орудиями и минометами. Рота заняла оборонительный район, прикрывающий дорогу. Впереди протекала неширокая, но бурная горная речка глубиной 1,5–2 м. Мост через нее был разрушен, а обрывистый восточный берег речки был недоступен для танков. Командир роты расположил противотанковые орудия так, чтобы они своим огнем прикрывали единственно возможное направление для движения танков врага — дорогу. Были подготовлены площадки для стрельбы из орудий прямой наводкой; до открытия огня орудия располагались в укрытиях, оборудованных на обратных скатах. Станковые пулеметы, расположенные в окопах также на обратных скатах, фланкировали пойму реки. Часть стрелковых отделений командир роты расположил у подножья высот, а остальные — несколько выше, по их скатам. Стрелки отрыли для себя окопы и хорошо замаскировали их ветками и травой. Минометчики, разместившиеся на обратных скатах, держали под обстрелом подходы к реке. Таким образом, подступы к переднему краю прикрывались многослойным огнем, а вся оборона получилась многоярусной. Небольшой запас средств заграждений был использован для минирования подходов к реке со стороны противника; в дальнейшем предполагалось устроить завалы.

К исходу дня к разрушенному мосту подошла разведывательная группа фашистских мотоциклистов в сопровождении трех танков. Внезапным огнем роты группа была рассеяна. Два танка были подбиты, а третий, наскочив на минное поле, подорвался. Потеряв во время боя 30 человек убитыми и ранеными, разведка противника отступила. [27]

Командир роты, сделав правильный вывод о том, что с утра последует атака противника, приказал между окопами на открытых участках отрыть ходы сообщения для переползания, оборудовать для себя и для командиров взводов наблюдательные пункты и тщательно замаскировать все постройки. Кроме того, вблизи района обороны были оборудованы ложные артиллерийские позиции и подготовлены ложные окопы. К утру все эти работы были закончены.

На рассвете появился разведывательный самолет противника, а вскоре последовал налет фашистских бомбардировщиков. Девятка вражеских самолетов несколькими заходами бомбила макеты орудий и ложные окопы, не заметив действительный район обороны роты. Приблизительно через час показались и наземные войска. По дороге двигалось до батальона моторизованной пехоты с переправочными средствами. Гитлеровцы, уверенные в том, что наша оборона подавлена, приступили к наводке переправы, но неожиданно были встречены плотным артиллерийско-минометным и пулеметным огнем. Понеся значительные потери в людях и переправочном имуществе, противник отказался от попытки форсировать реку и отступил.

Так, решительные действия командира роты и стойкость советских воинов в сочетании с правильным выбором позиции и своевременным и умелым оборудованием ее в инженерном отношении способствовали достижению успеха.

25 сентября 1942 г. немецко-фашистские войска начали наступление на туапсинском направлении. Наступлению предшествовал массированный авиационный удар по нашим оборонительным рубежам, по городу и по путям сообщения. Гитлеровские летчики бомбили Туапсе днем и ночью, группами и в одиночку, бомбили методично и ожесточенно. На направлении главного удара, используя свое превосходство в силах и некоторую пассивность нашей обороны, а также недостаточность ее инженерного оборудования, противник вклинился в полосу обороны 18-й армии.

К 2 октября немецко-фашистские войска вышли на линию Маратуки — Котловина — Гунаи — гора Гейман, а со стороны Горячего Ключа захватили гору Лысую. Ожесточенные бои развернулись за теснину, находящуюся между двумя высокими лесистыми горами и называемую Волчьими воротами. Посреди этой теснины, ширина которой только в одном месте едва достигает 300 м, протекает быстрая река Псекупс, приток Кубани. Вдоль реки идет дорога. У входа в теснину находится селение Безымянное, а у выхода — селение [28] Фанагорийское. Вход в Волчьи ворота саперы прикрыли заграждениями, а на высотах возвели прочные оборонительные сооружения. Это помогло стрелковым частям, занимавшим здесь оборону, не пропустить врага по р. Псекупе к горному перевалу и остановить его перед Волчьими воротами.

Первая попытка противника прорваться в Туапсе была отбита, однако фашистское командование не теряло надежды добиться успеха. Начав 14 октября второе наступление на Туапсе, гитлеровцы, потеснив части 18-й армии, к 17 октября заняли селение Шаумян, а к исходу 19 октября ценой огромных потерь прорвались через Волчьи ворота и овладели горным перевалом. Однако все дальнейшие попытки фашистов пробиться с перевала к городу неизменно встречали упорное сопротивление его защитников и оказались тщетными. 31 октября противник прекратил наступление и перешел к обороне.

Третью попытку овладеть Туапсе гитлеровцы предприняли 15 ноября. Сосредоточив на узком участке фронта несколько дивизий, они вновь потеснили наши войска, захватив южные склоны гор Индюк, Семашхо, Два Брата и Каменистая. Передовые части противника вышли к долине р. Туапсинка; до города оставалось только 30 км. Но здесь наши войска встали насмерть. Ни введенная гитлеровцами в бой мощная артиллерия, ни массированные удары авиации не смогли сломить сопротивление советских войск. К 22 ноября наступательный порыв противника иссяк; горные войска фашистов окончательно застряли в лесистых горах, так и не сумев преодолеть их.

26 ноября части 18-й армии перешли в наступление, сбросили противника с захваченных им высот и, действуя на труднодоступной местности при неблагоприятной погоде, ломая упорное сопротивление врага, стремившегося удержаться на каждом естественном рубеже, к 17 декабря вышли к долине р. Пшиш.

Основная тяжесть в оборонительных боях на подступах к Туапсе легла на пехоту, так как сложный рельеф местности в значительной степени ограничивал возможности использования артиллерии и даже авиации. Наши стрелковые подразделения, не имевшие специальной подготовки для действий в горах, вынуждены были в ходе тяжелых оборонительных боев овладевать сложным искусством ведения боя в горно-лесистой местности. Особенно трудно было воевать в горах, покрытых лесом. Каждую минуту можно [29] было ожидать внезапного нападения, неожиданных обходов и охватов, а зачастую и появления противника в своем глубоком тылу.

Плечом к плечу с пехотой сражались подразделения инженерных войск. Частые изменения линии фронта, вызываемые атаками противника и нашими ответными действиями, вынуждали строить все новые и новые оборонительные сооружения, устраивать новые заграждения. На этих работах были заняты все войсковые саперы, включая и подразделения армейских инженерных батальонов. При работах на переднем крае или вблизи него саперам нередко приходилось браться за оружие, и всегда они с честью выполняли свой воинский долг как с лопатой, так и с автоматом в руках. Можно привести несколько примеров.

Подразделения 50-го инженерного батальона, которым командовал майор Лепеношев, производили работы по постройке дзотов близ станции Гойтх. Неожиданно в этот район прорвалась большая группа гитлеровцев. Батальон занял оборону на близлежащих высотах и в течение четырех дней удерживал их до подхода резервов, отбивая яростные атаки врага.

На другом участке фронта, в районе селения Фанагорийского, подразделения 332-го инженерного батальона строили заграждения вдоль р. Псекупе. Перешедший в наступление противник, заняв Фанагорийское, атаковал батальон, стремясь прорваться на юго-запад. Саперы батальона в течение пяти суток сдерживали натиск фашистов, а затем, перейдя в контратаку, выбили их из западной части селения. Между саперами и вражескими солдатами разгорелись ожесточенные бои, не раз переходившие в рукопашную схватку. Все попытки врага, несмотря на активную поддержку авиации, почти непрерывно бомбившей позиции саперов, были тщетны — саперы удержали за собой часть селения и не пропустили врага в глубь нашей обороны.

На протяжении всей Туапсинской оборонительной операции инженерным частям Черноморской группы пришлось затратить много усилий на оборудование и содержание путей подвоза и эвакуации. Во время боев часто случалось, что на том или ином участке фронта даже и эти немногочисленные и с трудом поддерживаемые дороги перерезались противником, вклинивавшимся в нашу оборону. Так было, например, в полосе обороны 32-й гвардейской стрелковой дивизии в районе селения Куринского. Единственная дорога, которой пользовалась дивизия, оказалась перехваченной [30] противником, подвоз боеприпасов прекратился; создалось опасное положение — дивизии грозило окружение и уничтожение. На помощь дивизии пришел работавший в ее полосе по устройству заграждений 8-й инженерный батальон. Саперы батальона под руководством командира батальона майора Перелыгина в течение одних суток проложили в горах новую дорогу для гужевого транспорта длиной 7 км, по которой возобновился подвоз боеприпасов и продовольствия.

В это напряженное время саперам приходилось вступать в борьбу и с природой. Так, в полосе действий 56-й армии из-за проливных дождей вышла из берегов река Пшенахо, и вода начала размывать проходящую вдоль нее по склону горы армейскую дорогу. Создалась угроза прекращения доставки войскам боеприпасов и продовольствия. Для спасения дороги саперами была возведена земляная дамба и отрыт водоотводный канал длиной 300 м; таким образом удалось направить воды реки в обход угрожаемого участка дороги.

37 вновь построенных и десятки отремонтированных мостов, 50 км заново проложенных и 177 км отремонтированных дорог и колонных путей в трудных условиях горнолесистой местности и неблагоприятной погоды — таков неполный итог работы инженерных войск по дорожно-мостовому обеспечению оборонительных боев войск Черноморской группы на туапсинском направлении.

Дальше