Предисловие
История отечественного Военно-Морского Флота неотделима от героической истории нашей великой Родины. Вечную славу заслужили русские моряки блистательными победами над иноземными захватчиками, свершением выдающихся географических открытий.
Русские люди испокон веков слыли искусными мореплавателями. О дальних походах наших предков восточных славян на Черном и Средиземном морях документально известно с начала VII в. И недаром во второй половине IX в. и в X в. Черное море называлось Русским. Древний водный путь «из варяг в греки» проходил через Господин Великий Новгород и стольный Киев-град. Другой, освоенный русскими в XI в., великий торговый путь из Хвалынского (Каспийское) моря по Волге через Окско-Волжское междуречье доходил до Варяжского (Балтийское) моря, а по озерам и рекам Севера до Белого и Студеного морей (Северный Ледовитый океан). Уже в XII в. отважные поморы вели промысел в Студеном море, с начала XV в. совершали плавания на Грумант (Шпицберген) и Новую Землю. Беспримерным морским походом Семена Дежнёва, который в 1648 г. впервые в мире прошел проливом, отделяющим Азию от Америки, и вышел на парусном коче в Тихий океан, было начато освоение северных берегов Восточной Сибири.
Создав регулярный флот, Россия времен Петра I в ходе Северной войны вернула себе выход в Балтийское море.
В героических сражениях и боях с иноземными флотами турецким, шведским, английским, французским, датским, прусским, японским русские моряки из поколения в поколение неизменно проявляли отвагу и бесстрашие, высокую боевую выучку и самоотверженность. Они доблестно сражались в устье Невы, у Выборга и Гангута, у о. Тендра и м. Калиакрия, у [3] Чесмы, Афона и Наварина, штурмовали с моря крепость Корфу, высаживали победоносные десанты, наголову разгромили турецкий флот у Синопа, стойко обороняли родной Севастополь, Петропавловск-Камчатский и далекий Порт-Артур.
Отечественный флот воспитал немало талантливых командиров кораблей и флотоводцев, которые в боях с неприятелем на Балтийском, Средиземном и Черном морях создавали передовую морскую тактику. Бессмертны подвиги во славу Родины русских матросов, солдат и офицеров, которых вели в бой адмиралы Петр Михайлов (Петр I), Федор Апраксин, Григорий Спиридов, Федор Ушаков, Дмитрий Сенявин, Михаил Лазарев, Владимир Корнилов, Павел Нахимов, Степан Макаров. Вечно будут жить в памяти народной бои легендарных кораблей «Евстафия», «Азова», «Меркурия», «Варяга» и «Корейца», «Стерегущего», «Славы» и «Грома»...
Эти подвиги не случайны русские люди беззаветно любили Отчизну и ради нее всегда шли на самопожертвование. Безграничное мужество русских моряков стало символом верности флагу Родины.
Военные моряки России совершили множество дальних плаваний с научными целями. В историю великих географических открытий вошли 1-я Камчатская экспедиция (1725–30 гг.) Витуса Беринга и Алексея Чирикова и Великая Северная экспедиция (1733–43 гг.), первое кругосветное плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского (1803–06 гг.), Первая русская антарктическая экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–21 гг.), а также плавания и открытия Василия Головнина, Федора Литке, Петра Пахтусова, Отто Коцебу, Геннадия Невельского, Степана Макарова и многих других русских мореплавателей.
Военные моряки активно участвовали в революционном движении. В декабре 1825 г. моряки Гвардейского экипажа во главе с капитан-лейтенантом Николаем Бестужевым вышли на Сенатскую площадь. В историю первой русской революции вписаны имена восставших кораблей броненосца «Потемкин», минного заградителя «Прут», крейсеров «Очаков» и «Память Азова», миноносца «Скорый». [4]
В канун Великой Октябрьской социалистической революции большевики Центробалта и Центрофлота через свои организации на кораблях и в частях морских сил Рижского залива возглавили оборону Моонзунда. Революционные моряки Балтийского флота дали решительный отпор численно превосходящему германскому флоту и нанесли ему значительные потери. Смертельная угроза революционному Петрограду была отражена.
Во время Октябрьского вооруженного восстания 2-й Балтийский и Гвардейский экипажи выполняли боевые задания Военно-революционного комитета при Петроградском Совете. 25 октября (7 ноября) в Петроград для участия в вооруженном восстании прибыли 11 боевых кораблей, тысячи матросов-балтийцев. Выстрел крейсера «Аврора» {1} возвестил о начале новой эры в истории человечества эры крушения капитализма и рождения нового, социалистического строя.
Октябрь положил начало истории Советского Военно-Морского Флота. 29 января (11 февраля) 1918 г. В. И. Ленин вслед за Декретом об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии подписал Декрет Совета Народных Комиссаров о создании Социалистического Рабоче-Крестьянского Красного Флота.
Весной 1918 г. германские войска перешли в наступление на Псков, Нарву и Гдов, подняли голову белогвардейцы в Финляндии. Возникла угроза захвата флота. В феврале мае 1918 г. в чрезвычайно сложной политической обстановке моряки Балтики совершили героический Ледовый поход перевели из Гельсингфорса, Котки и Выборга в Кронштадт через льды Финского зал. 226 кораблей и судов. Спасенные корабли послужили основой для создания Рабоче-Крестьянского Красного Флота и многочисленных речных и озерных флотилий, которые в годы гражданской войны оказали серьезную поддержку сухопутным войскам в разгроме белогвардейцев и интервентов. Кроме того, более 75 тыс. моряков сражались тогда в частях Красной Армии, показав образцы доблести и героизма.
После окончания гражданской войны наша партия и народ продолжали заботиться об укреплении обороны [5] страны. В марте 1921 г. X съезд РКП (б) принял решение, направленное на возрождение и укрепление Военно-Морского Флота. Весной 1922 г. по призыву партии на флот пришли первые тысячи комсомольцев, а 16 октября того же года V Всероссийский съезд комсомола взял шефство над Военно-Морским Флотом.
С 1924 г. военные корабли, продолжая давнюю традицию русского флота, начали совершать дальние морские учебные походы. Во время зарубежных плаваний «Авроры», «Комсомольца» и других кораблей мир убедился, что Рабоче-Крестьянский Красный Флот крепнет год от года.
К 1928 г. восстановление флота в основном было завершено. Наступил период технической реконструкции. Успехи, достигнутые нашей промышленностью, позволили приступить к строительству новых кораблей. Благодаря заботе партии и самоотверженному труду рабочих, инженеров и кораблестроителей флот стал пополняться подводными лодками, торпедными катерами, эскадренными миноносцами и другими современными кораблями, построенными на отечественных заводах по проектам, разработанным советскими конструкторами, достойными преемниками знаменитых русских ученых и изобретателей М. В. Ломоносова, С. О. Макарова, А. С. Попова, А. Н. Крылова, И. Г. Бубнова и многих других.
В 30-е годы были сформированы новые флоты Тихоокеанский и Северный. За годы предвоенных пятилеток было построено 312 боевых кораблей, 211 находились в постройке. Новые подводные лодки и надводные корабли обладали мощным вооружением и хорошими мореходными качествами. Создавались военно-морские базы, береговая артиллерия и морская авиация. На флотах проводилась интенсивная боевая и политическая подготовка личного состава. Достижения современной военной мысли нашли отражение во вновь изданных уставах Военно-Морского Флота.
В результате всенародной заботы Военно-Морской Флот к началу Великой Отечественной войны занял достойное место в общей системе Советских Вооруженных Сил. Он включал Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, а также Амурскую, Дунайскую, Каспийскую и Пинскую флотилии. [6]
В состав флота входили 3 линкора, 7 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 22 сторожевых корабля, 5 канонерских лодок, 18 минных заградителей, 80 тральщиков, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок, более 2,5 тыс. самолетов и 260 батарей береговой артиллерии.
Выдающиеся подвиги совершили военные моряки в годы Великой Отечественной войны. Военно-Морской Флот участвовал во всех оборонительных и наступательных операциях на приморских направлениях, в приозерных и речных районах. Флоты и флотилии надежно обеспечивали фланги сухопутных войск, военные моряки активно участвовали в героической обороне Лиепаи и Таллина, п-ова Ханко и Моонзундских о-вов, Ленинграда, Москвы, Киева, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска и Сталинграда, Северного Кавказа и советского Заполярья. Около 500 тыс. краснофлотцев и командиров флота сражались на сухопутном фронте.
Флоты и флотилии уничтожили за годы войны около 1500 кораблей и судов противника. По водным путям было перевезено около 10 млн человек и более 100 млн т грузов {2}.
Высадкой более 110 десантов, по общей численности равных тридцати дивизиям, мощной артиллерийской и авиационной поддержкой, надежным обеспечением внутренних и внешних морских коммуникаций Военно-Морской Флот содействовал войскам фронтов и армий в решении стоящих перед ними задач. Советские моряки участвовали в освобождении от гитлеровских оккупантов Прибалтики, Черноморского побережья, Печенги, северных областей Финляндии и Норвегии, Киева, Бобруйска, Братиславы, Праги, Будапешта, Белграда, Вены, о. Борнхольм, штурме Кенигсберга (Калининград) и Берлина.
Во время войны с империалистической Японией моряки Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии участвовали в освобождении Маньчжурии, Кореи, Курильских о-вов, Южного Сахалина, в овладении Порт-Артуром. [7]
Большую роль в разгроме врага сыграли речные флотилии. Их корабли участвовали в форсировании Дуная, Днепра, Березины, Припяти, Западного Буга, Вислы, Одера, Шпрее, Амура, Уссури и других рек.
Моряки отличались беззаветной стойкостью и мужеством, смелостью, отвагой и высоким воинским мастерством. Во всех уголках страны с восхищением читали и слушали по радио о замечательных подвигах подводников, надводников, морских пехотинцев, береговых артиллеристов и летчиков морской авиации.
Военно-Морской Флот в Великой Отечественной войне с честью выполнил свой долг перед Родиной. За выдающиеся боевые заслуги более 350 тыс. моряков награждены орденами и медалями, около 600 человек стали Героями Советского Союза, а семеро из них В. Н. Леонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Б. Ф. Сафонов, Н. Г. Степанян, Н. В. Челноков, А. О. Шабалин удостоены этого высокого звания дважды.
За подвиги в минувшей войне стали гвардейскими и орденоносными подводные лодки, надводные корабли, соединения и части морской авиации и боевых катеров. Многие соединения и части флота получили почетные наименования в честь освобожденных ими городов. За мужество и героизм личного состава в боях и сражениях Великой Отечественной войны в 1945 г. Каспийская флотилия, а в 1965 г. Северный, Тихоокеанский и Черноморский флоты были награждены орденом Красного Знамени. Краснознаменный Балтийский флот получил эту награду во второй раз.
На совершенно новой основе развивался Военно-Морской Флот после Великой Отечественной войны. Достижения в ядерной энергетике позволили создать единый двигатель для надводного и подводного хода подводных лодок, ядерные энергетические установки значительно увеличили автономность надводных кораблей. Успехи в ракетостроении способствовали вооружению кораблей крылатыми и баллистическими ракетами. Появились самолеты морской авиации с вертикальным взлетом и посадкой, способные действовать в любом районе Мирового океана. Дальнейшее развитие получили морская артиллерия, торпедное, минное и противолодочное оружие, противоминные, радиотехнические, навигационные и гидроакустические средства, [8] внедряются автоматизированные системы управления.
Современный Военно-Морской Флот, состоящий из атомных подводных и мощных надводных сил, морской ракетоносной авиации и мобильной морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск, способный решать не только оперативные, но и стратегические задачи, бдительно несет вахту в Мировом океане, защищая интересы своей Родины и братских социалистических стран.
Цель данного справочника дать читателю в хронологической последовательности краткие сведения о наиболее важных событиях из истории отечественного Военно-Морского Флота. Он снабжен указателями, составленными по алфавитному принципу, которые позволят найти событие по наименованиям кораблей или фамилиям его участников. Одним из входов в справочник может служить текст в оглавлении, поясняющий его основные разделы, где в скобках приведены номера страниц статей.
Географические названия в основном употребляются в том написании, которое было принято в рассматриваемый исторический период. В случае их изменения в скобках даются современные названия.
В некоторых случаях при фамилиях не указаны инициалы. Это вызвано тем, что установить их автору не представилось возможным.
Ограниченный объем издания не позволил включить в него ряд интересных фактов, а некоторые события изложены весьма сжато. Так, не вошли в справочник морские походы наших предков в VII-VIII вв., и далее до XVII в. упоминаются только самые важные события.
Все даты до 14.2 1918 г. даны по старому стилю, а с 14.2 1918 г. по новому стилю. Для перевода на новый стиль нужно прибавлять к датам IX в. 4 суток. X в. 5, XII и XIII вв. 7, XIV в. 8, XV в. 9, XVI и XVII вв. -10, XVIII в. -11, XIX в. 12, начала XX в. 13 суток. В заголовках статей, охватывающих период от Февральской революции (27.2 1917 г.) до 14 (1 по старому стилю) февраля 1918 г., даты приведены по старому и новому стилю. [9]