Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

{1} В древнеримской мифологии Аврора — богиня утренней зари, приносящая свет людям.
{2} См.: Горшков С. Г. Морская мощь государства. 2-е изд., доп. М., 1979. С,. 206.
{3} В средневековых русских литературных текстах Царьград.
{4} Древнее название Тендровской косы.
{5} По другим данным! 360 лодей.
{6} Цит. по: Мавродин В. В. Начало мореходства на Руси. Л.. 1949. С. 40.
{7} Цит. по: Мавродин В. В. Начало мореходства на Руси. Л.. 1949. С. 40.
{8} Александр Невский (1220–63) — князь новгородский (1236– 51), великий князь владимирский (с 1252).
{9} Заложена в 1323 по приказу великого князя московского Юрия Даниловича у истока Невы, на Ореховом о-ве. С 1702 — Шлиссельбург, с 1944 — Петрокрепость.
{10} Иван IV (Васильевич) Грозный (1530–84) — великий князь «всея Руси» (с 1533), первый русский царь (с 1547). Оценивая его деятельность, К. Маркс писал: «Он был настойчив в своих попытках против Ливонии; их сознательной целью было дать России выход к Балтийскому морю и открыть пути сообщения с Европой» (Архив Маркса и Энгельса, 1946. Т. 8. С. 165).
{11} Дежнёв Семей Иванович (около 1605–73) — выдающийся русский землепроходец, уроженец г. Великий Устюг, состоял на казачьей службе к Тобольске и Енисейске. Умер в Москве в чине казачьего атамана.
{12} Предполагают, что они были вынесены к Аляске.
{13} Попов и Анкудинов (по воспоминаниям местных жителей) жили на Камчатке и умерли от цинги, остальные были либо убиты, либо уплыли на лодках.
{14} Цит. по: Русские мореплаватели. М., 1953. С. 29.
{15} Получил название в честь русского государственного герба. Впоследствии наименование «Орел» носили различные корабли и суда Российского флота, в том числе эскадренный броненосец, участвовавший в Цусимском сражении.
{16} Длина 24,5 м, ширина 6,5 м, осадка 1,5 м, водоизмещение около 250 т. Вооружение: 22 пищали 6– и 3-фунтового калибра. Экипаж 22 матроса и 35 «солдат корабельных», капитан Д. Бутлер.
{17} По другим данным, 26.5 1668.
{18} Книга Устав морский о всем, что касается к доброму управлению, в бытность флота на море, печатанный повелением его величества Петра Великого, императора и самодержца Всероссийского в Санкт-Петербургской типографии 1724 года. Спб., 1785. С. 5.
{19} Петр I Великий (1672–1725) — русский царь (с 1682), первый российский император (с 1721), выдающийся политический и военный деятель, полководец и флотоводец, адмирал (1721), основатель регулярной армии и флота. Осуществил ряд важнейших преобразований. Ф. Энгельс назвал Петра I «действительно великим человеком» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 20).
{20} Апраксин Федор Матвеевич (1661–1728) — выдающийся флотоводец, сподвижник Петра I, граф, генерал-адмирал (1708). С 1718 президент Адмиралтейств-коллегий, с 1726 член Верховного тайного совета.
{21} Лефорт Франц Яковлевич (1656–99) — русский военный деятель, адмирал (1695). В возрасте 22 лет поступил на службу в русскую армию капитаном. Участвовал в русско-турецкой войне 1676–81 и Крымских походах 1687 и 1689. Ближайший сподвижник Петра I. В 1695–96 номинально командовал русским флотом.
{22} Плавание по Черному морю для русских кораблей было по-прежному закрыто, так как Керченский прол. оставался за Османской империей.
{23} Военный совет из трех командующих (П. Гордон, Ф. А. Головин, Ф. Я. Лефорт), решения которого утверждались Петром I.
{24} Эти парусные корабли имели длину до 35 м, ширину 8–10 м, осадку 2–2,5 м, были вооружены 26–44 пушками.
{25} По преданию, апостол Андрей, считавшийся святым покровителем Руси, был распят на косом кресте.
{26} До этого (с мая 1698) существовала первая навигацкая школа под Азовом.
{27} Построена по приказу Петра I в 1692–95. Название получила в честь Л. П. Сухарева, стольника стрелецкого полка, единственного оставшегося верным Петру во время бунта 1689. Находилась на территории нынешней Колхозной площади.
{28} Русские и арифметические классы, которыми руководил Л. Ф. Магницкий, оставались в Москве до 1752 в качестве подготовительной школы для Морской академии.
{29} От франц garce-marine — морская гвардия.
{30} В 1702 было построено 5 судов.
{31} Кронштадт означает «коронный город».
{32} До 1844 Адмиралтейство оставалось главным кораблестроительным центром России.
{33} В марте 1918 переименован в Морские силы Балтийского моря.
{34} 11.1 1935 переименованы в Краснознаменный Балтийский флот.
{35} Ключ-город. С 1944 — Петрокрепость.
{36} Цит. по: История русской армии и флота. М., 1911. Т. 1, С. 105.
{37} Его именем названы западная коса о. Котлин и маяк.
{38} В здании бывшего Морского собора.
{39} В пос. Осиновец на берегу Ладожского оз.
{40} В Ленинграде в здании бывшей Чесменской церкви.
{41} Цит. по: Быховский И. Л. Рассказы о русских кораблестроителях. Л., 1966. С. 128.
{42} Цит. по: Быховский И. Л. Рассказы о русских кораблестроителях. Л., 1966. С. 129.
{43} Предположительно длина 6–8 м, ширина 1,5–2 м, высота не менее 1–1,5 м, объем 8–12 м3, двигатель — мускульная сила экипажа.
{44} Петра I
{45} Цит. по: Маrх К. Secret Diplomatic history of 18 th century. London. 1899. P.87.
{46} Амираль (голл.) — от араб, амир аль бахр — владыка на море.
{47} Вначале шаутбенахт, арир-адмирал (начальник арьергарда).
{48} К младшему командному составу относились: фельдфебель, кондуктор, старший и младший унтер-офицеры. Матросы были 1-й и 2-й статьи.
{49} Материалы и документы Великой Отечественной войны и послевоенного периода хранятся в Центральном военно-морском архиве в Гатчине.
{50} О результатах плавания С. И. Дежнёва (1648) тогда не было известно.
{51} Беринг Витус Ионассен (1681–1741) — мореплаватель, капитан-командор (1730). Выходец из Дании, на службе в русском флоте с 1703. До 1724 командовал линейными кораблями.
{52} Чириков Алексей Ильич (1703–48) — мореплаватель, капитан-командор (1747). Окончил Морскую академию (1721). В 1725–30 и 1733–41 помощник Беринга в 1-й, и 2-й Камчатских экспедициях, с 1741 руководитель 2-й Камчатской экспедиции. Первым из европейцев исследовал часть северо-западного побережья Северной Америки, открыл ряд островов в Алеутской гряде.
{53} Длина 18 м, ширина 6 м, осадка 2,2 м.
{54} Названный впоследствии Беринговым прол.
{55} В действительности два острова — о. Ратманова (СССР) и о. Крузенштерна (США), ныне о-ва Диомида (Гвоздева), что было обнаружено экспедицией И. Федорова — М. С. Гвоздева (1730–32), подтвердившей существование пролива между Азией и Америкой.
{56} В ленско-енисейском отряде в плавании на дубель-шлюпке «Якутск» участвовала Т. Ф. Провчищева — жена В. В. Прончищева, первая женщина — участница арктического плавания. Оба умерли от цинги (см.: Неделя. 1983. № 37).
{57} Крашенинников Степан Петрович (1711–55) — путешественник, исследователь Камчатки, академик Академии наук и художеств (1750). Участник 2-й Камчатской экспедиции. Составил первое «Описание земли Камчатки» (опубликовано в 1756).
{58} Названа в честь кораблей экспедиции.
{59} Спиридов Григорий Андреевич (1713–90) — флотоводец, адмирал (1769). Во время русско-турецкой войны 1768–74 командовал (с 1769) эскадрой в Средиземном море. Одержал победу в Чесменском сражении (1770). В 1771–73 командовал русским флотом в Архипелаге. Заложил основы маневренной тактики флота.
{60} На юго-западном берегу п-ова Пелопоннес (Южная Греция).
{61} 2-я эскадра под командованием контр-адмирала Д. Эльфинстона (3 линейных корабля, 2 фрегата, 4 вспомогательных судна) прибыла к Морее 9.5 1770,
{62} Потемкин Григорий Александрович (1739–91) — государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1784). Генерал-губернатор Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний (с 1776). Способствовал освоению Северного Причерноморья, руководил строительством ЧФ. Главнокомандующий русской армией в русско-турецкой войне 1787–91.
{63} Ломоносов Михаил Васильевич (1711–65) — сын помора из дер. Денисовки на Северной Двине. Первый великий русский ученый-естествоиспытатель, основоположник научного мореплавания и физической химии, историк, поэт, художник. Член Санкт-Петербургской АН, почетный член русской Академии художеств, Шведской и Болонской АН. Энтузиаст развития науки в России.
{64} С 1786 переведена в Архангельск. В 1920 Архангельское торгово-мореходное училище реорганизовано в техникум водных путей сообщения, в 1931 — в Архангельский морской техникум. 5.5 1944 постановлением ГКО техникум реорганизован в Архангельское мореходное училище, с февраля 1980 носит имя В. И. Воронина,
{65} Вручается капитану судна, которое первым прибывает в канадский порт Монреаль в ледовых условиях, открывая весеннюю навигацию.
{66} Величественный город, город славы (греч.).
{67} Офицерский чин в русском флоте в 1764–98, промежуточный между капитаном 1 ранга и контр-адмиралом.
{68} Ушаков Федор Федорович. (1744–1817) — выдающийся флотоводец, адмирал (1799), искусный политик и дипломат, один из создателей ЧФ и его командующий (1790–1800). Основоположник маневренной тактики парусного флота. Одержал ряд крупных побед над турецким флотом. Успешно провел Средиземноморский поход русского флота во время войны с Францией 1798–1800.
{69} Война была развязана Швецией, стремившейся вернуть области, присоединенные к России в 1721 и 1743.
{70} Был отремонтирован и введен в строй под названием «Иоанн Предтеча».
{71} Современная Калиакра — мыс на побережье Черного моря, в Северо-Восточной Болгарии.
{72} Училище в Николаеве в 1803 было закрыто.
{73} Задачи русского флота в этом походе заключались в освобождении совместно с турецкой эскадрой оккупированных Францией Ионических о-вов, обороне берегов Адриатического моря, изгнании французов из Южной Италии, овладении совместно с английским флотом о. Мальта и блокаде Александрии, содействии союзным войскам в Италии.
{74} Цит. по: Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. М., 1981. С. 122–123.
{75} Цит. по: История русской армии и флота. М., 1913. Т. 9. С. 57.
{76} Водоизмещение 450 и 370 т, экипажи 58 и 47 человек.
{77} Крузенштерн Иван Федорович (1770–1846) — мореплаватель, адмирал (1842), основоположник океанографии, член-учредитель Русского географического общества.
{78} Русские поселения на о-вах Алеутской гряды, островах зал. Аляска и на побережье Северной Америки, основанные в конце XVIII в. купцом Г. И. Шелиховым (1747–95). Первым главным правителем их в 1791–1818 был каргопольский купец А. А. Баранов (1746–1819), установивший торговые связи с Калифорнией, Сандвичевыми о-вами, Китаем.
{79} Переговоры оказались безрезультатными, японцы не разрешили русским кораблям посещать порты Японии.
{80} Севастопольская морская библиотека была основана в 1821, Кронштадтская — в 1832.
{81} Шокальский Юлий Михайлович. (1856–1940) — океанолог и картограф, доктор географических наук, почетный член АН СССР (1939), президент Географического общества СССР (1917–31).
{82} 2-я Архипелагская экспедиция (1807) была предпринята во время войны 3-й и 4-й коалиций против Франции. Целями ее были усиление обороны Ионических о-вов и нанесение ударов по гтолице Турции — Константинополю.
{83} Сенявин Дмитрий Николаевич (1763–1831) — флотоводец, адмирал (1826). Возглавлял Адриатическую экспедицию русского флота 1806–07. С 1825 командовал БФ.
{84} У п-ова Афон (Айон-Орос) в Эгейском море.
{85} Головнин Василий Михайлович (1776–1831) — знаменитый мореплаватель (в 1817–19 совершил второе кругосветное плавание на шлюпе «Камчатка»), воспитавший известных мореплавателей Ф. П. Литке, Ф. П. Врангеля, Ф. Ф. Матюшкина; с 1823 генерал-интендант флота; при нем за восемь лет построено более 200 кораблей, в том числе 10 первых пароходов; вице-адмирал (1830), член-корреспондент Императорской АН (1818).
{86} Водоизмещение 300 т, длина 27,7 м, вооружение 16 пушек. Первый военный корабль отечественной постройки, направленный в кругосветное плавание.
{87} Коцебу Отто Евстафьевич (1788–1846) — мореплаватель, капитан 1 ранга (1829), участник трех кругосветных экспедиций, две из которых совершены под его командованием (на бриге «Рюрик» в 1815–18 и на шлюпе «Предприятие» в 1823–26). Труды Коцебу — описания его плаваний — изданы в трех книгах.
{88} Кук Д. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света. М., 1948. С. 434.
{89} Одновременно из Кронштадта отправились шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный» под командованием капитан-лейтенантов М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарева для исследований в Арктике. Хотя эта экспедиция не смогла разыскать прохода из Тихого океана в Атлантический вдоль северного побережья Америки, ей удалось пройти из Берингова прол. к северу до широт, которых еще никто не достигал (71°6' с. ш.. 166°8' з. д.).
{90} Построен на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге в 1818. Длина 39,5 м, ширина 10 м, осадка 4,8 м, водоизмещение 900 т, вооружение 28 пушек, экипаж 117 человек.
{91} Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778–1852) — мореплаватель, дважды обогнувший земной шар, первооткрыватель Антарктиды, адмирал (1839).
{92} Построен в 1818 в Лодейном Поле как военный транспорт. Переделан в шлюп. Длина 36,5 м, ширина 9,1 м, осадка 4,5 м, водоизмещение 530 т, вооружение 20 пушек. Экипаж 72 человека.
{93} Лазарев Михаил Петрович (1788–1851) — флотоводец и мореплаватель, ученый, первооткрыватель Антарктиды, адмирал (1843). Воспитатель плеяды талантливых флотоводцев и командиров.
{94} Названы в честь членов экспедиции — художника П. Н. Михайлова и астронома И. М. Симонова
{95} Позже было установлено, что это остров.
{96} Литке Федор Петрович (1797–1882) — мореплаватель и географ, исследователь Арктики, председатель Морского ученого комитета (с 1846), адмирал (1855). Президент Императорской Санкт-Петербургской АН (1864–82). Один из основателей Русского географического общества, учредившего в 1873 Большую золотую медаль имени Литке, которой до сих пор награждаются выдающиеся географы-исследователи.
{97} В некоторых источниках указывается, что первым русским паровым военным кораблем был «Везувий», заложенный 13.12 1819 в Николаеве и спущенный на воду 24.5 1820.
{98} Бестужев Николай Александрович (1791–1855) — первый историограф Российского флота, талантливый живописец, изобретатель, экономист, писатель. Член Верховной думы Северного общества, республиканец. Приговорен к вечной каторге, с 1839 жил на поселении в Селенгинске, где и похоронен.
{99} Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 21. С. 261.
{100} Трехмачтовый 16-пушечный корабль, длина 27,4 м, ширина 10,4 м, водоизмещение 300 т. Экипаж — 8 офицеров, 7 старшин, 43 матроса. Для научных работ были взяты 3 натуралиста.
{101} По пути на Камчатку экспедиция М. Н. Станюковича посетила о. Таити, определила координаты нескольких островов в арх. Паумоту (Туамоту), затем осмотрела часть Алеутских о-вов и произвела опись северного берега п-ова Аляска.
{102} Начальник ГУНиО МО СССР адмирал А. П. Михайловский.
{103} За составление карты Каспийского моря Петр I был избран в 1721 почетным членом Парижской АН.
{104} Начальником Гидрографического управления ВМФ был контр-адмирал Я. Я. Лапушкин.
{105} Пахтусов Петр Кузьмич (1800–35) — мореплаватель, офицер-гидрограф, участник северных экспедиций Ф. П. Литке (1821–24) и М. Ф. Рейнеке (1827–31), исследователь Белого моря и Новой Земли.
{106} Беспалубное одномачтовое парусное судно с двумя каютками в носу и корме. Длина 12,7 м, ширина 4,3 м, осадка 1,8 м. Экипаж 9 человек.
{107} Шильдер Карл (Александр) Андреевич (1785–1854) — инженер-генерал (1852), генерал-адъютант. Изобретатель, конструктор подводных лодок и оружия, пионер использования ракетного оружия на флоте. Участник Аустерлицкого сражения (1805), Отечественной войны 1812 г., русско-турецкой войны 1823–29.
{108} Мысль о необходимости его учреждения была высказана еще М. В. Ломоносовым в 1759 в труде «Рассуждение о большей точности морского пути»
{109} Объем около 3 печатных листов. Тираж в 400 экз. быстро разошелся, и его отпечатали вторично. Тираж последующих номеров был увеличен до 1400. Первым редактором журнала был капитан 1 ранга Б. А. Глазенап.
{110} В № 1–4 и 7 за 1897 г. были напечатаны статьи С. О. Макарова «Рассуждения по вопросам морской тактики».
{111} Невельской Геннадий Иванович (1813–76) — выдающийся исследователь Дальнего Востока, адмирал (1874).
{112} Бутаков Алексей Иванович (1816–69) — исследователь Аральского моря, контр-адмирал (1864). Участник кругосветного плавания на военном транспорте «Або» в 1840–42.
{113} Крымская (Восточная) война (1853–56) между Россией и коалицией государств (Великобритания, Франция, Турция, Сардинское королевство) за господство на Ближнем Востоке.
{114} В состав ЧФ тогда входили 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 7 пароходофрегатов, 32 транспорта, 24 малых парохода, 54 парусных и 28 гребных судов; 13 кораблей строились и ремонтировались.
{115} Бутаксв Григорий Иванович (1820–82) — адмирал (1878), основоположник тактики парового броненосного флота. Морская династия Бутаковых продолжалась и в Советском ВМФ.
{116} Корабль был переименован в «Корнилов» и введен в состав ЧФ.
{117} Цит. по: Морской сборник. 1853. № 10. С. 108–109.
{118} Нахимов Павел Степанович (1802–55) — выдающийся флотоводец эпохи парусного флота, адмирал (1855). Участвовал в Наваринском морском сражении (1827), блокаде Дарданелл. Организатор и герой обороны Севастополя в Крымской воине 1854–55. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3.3 1944 учреждены ордена Нахимова I и II степени и медаль Нахимова. Имя Нахимова присвоено крейсеру Советского ВМФ, Высшему военно-морскому училищу в Севастополе, военно-морскому училищу в Ленинграде.
{119} Одну колонну возглавлял П. С. Нахимов (флаг — на 84-пушечном корабле «Императрица Мария»), другую — Ф. М. Новосильский. Командиром головного 120-пушечного корабля второй колонны «Париж» был капитан 1 ранга В. И. Истомин, за отличие в сражении произведенный в контр-адмиралы.
{120} ЦГАВМФ, ф. 1166, д. 1, л. 8.
{121} Цит. по: Нахимов П. С. Документы и материалы. М., 1954. С. 316.
{122} Корнилов Владимир Алексеевич (1806–54) — военно-морской деятель, вице-адмирал (1852). В 1849–54 являлся начальником штаба ЧФ, с 1851 фактически им командовал. В 1854 организовал и возглавил оборону Севастополя в Крымской войне.
{123} Произведен в адмиралы 27.3 1855.
{124} Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М.. 1979. Т. 2. С. 101.
{125} Работы по созданию морских мин заграждения начались в России во второй половине XVIII в. В 1832 К. А. Шильдер сконструировал гальваническую мину. В 1840 русский академик Б. С. Якоби создал гальваническую якорную мину, обладающую положительной плавучестью, и оборудовал ее замыкателем ударного действия. Впоследствии такие мины стали называться гальваноударными.
{126} С берега минные заграждения прикрывали артиллерийские батареи.
{127} Цит. по: Военная энциклопедия. Спб., 1910. Т. 2. С. 387.
{128} Назван по имени казачьего атамана Ермака Тимофеевича, с 1581 начавшего присоединение Сибири к России. Водоизмещение 8730 т. Участвовал в Ледовом походе БФ (1918), в работах по эвакуации станции «СП-1» (1938), в проводке судов на Балтике (1941–45). Находился в эксплуатации до 1963. Награжден орденом Ленина (1949).
{129} От лат. torpedo — электрический скат.
{130} Р. Уайтхед, которому приписывается приоритет, изобрел торпеду на год позднее.
{131} Попов Андрей Александрович (1821–98) — выдающийся кораблестроитель и ученый, адмирал (1891). По его проектам созданы броненосные корабли нескольких типов (броненосцы, броненосные крейсера, круглые мелкосидящие броненосцы береговой обороны — «поповки») и первые русские миноноски.
{132} Первым русским кораблем с броневой защитой в виде носового бруствера была канонерская лодка «Опыт», построенная в Санкт-Петербурге по проекту корабельного инженера X. В. Прохорова и вступившая в строй в 1862.
{133} Исключен из состава ВМФ в 1959.
{134} Джевецкий Степан Карлович (1843–1938) — инженер, изобретатель, автор конструкций первых русских подводных лодок.
{135} Можайский Александр Федорович (1825–90) — исследователь и изобретатель в области создания летательных аппаратов тяжелее воздуха, контр-адмирал (1886).
{136} Вступил в строй в 1886. Водоизмещение 3200 т, скорость 14 уз, вооружение 24 орудия. Экипаж 372 человека. Это был второй корабль Российского флота, носивший имя «Витязь». Первый корвет «Витязь» в 1870–71 совершил кругосветное плавание и доставил известного ученого Н. Н. Миклухо-Маклая на о. Новая Геинея.
{137} Попов Александр Степанович (1859–1905) — физик и электротехник, изобретатель радио и организатор радиосвязи на кораблях флота.
{138} Цит. по: Люди русской науки. М.; Л., 1948. С. 200.
{139} После успешного выполнения задания (открытия, сделанные экспедицией, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене) В. А. Русанов отправился к Новой Земле, предполагая обогнуть ее с севера и пройти Северо-восточным проходом в Тихий океан. Экспедиция пропала без вести. Следы ее были обнаружены в 1934 на островах у северо-западного побережья п-ова Таймыр.
{140} Водоизмещение 946 т, скорость 11 уз. Вооружение: 2 152-мм и 4 120-мм пушки в башнях, 7 пулеметов. Экипаж 113 человек.
{141} С 8.8 1944 — Краснознаменная Амурская флотилия (КАФ).
{142} Вступил в строй в 1901. Водоизмещение 6480 т, скорость до 24,5 уз, дальность плавания до 5 тыс. миль. Вооружение: 12 152-мм, 12 75-мм, 2 63-мм. 8 47-мм, 2 37-мм орудия, 2 пулемета, 6 ТА. Экипаж 570 человек.
{143} Цит. по: Боевая летопись русского флота. М., 1948. С. 268.
{144} «Варяг» был поднят и восстановлен в Японии. В 1916 куплен Россией и включен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
{145} Империалистическая война за господство в Северо-Восточном Китае и Корее и передел сфер влияния на Дальнем Востоке, развязанная Японией при поддержке Великобритании и США.
{146} Макаров Степан Осипович (1848–1904) — выдающийся флотоводец и ученый, вице-адмирал (1896). Создатель тактики броненосного флота, автор свыше 50 научных работ. Руководитель двух кругосветных плаваний, герой русско-турецкой (1877–78) и русско-японской (1904–05) войн.
{147} Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 158.
{148} Вступил в строй в 1903. Водоизмещение 240 т, длина 57,9 м, ширина 5,6 м, осадка 3,5 м, скорость 26,5 уз. Вооружение: 2 ТА, 1 75-мм и 3 47-мм орудия. Экипаж 52 человека.
{149} Первые подводные лодки русского флота постройки 1902–05 до 11.3 1906 числились в классе миноносцев.
{150} Водоизмещение подводное 135,5 т, скорость 4,5 уз, дальность плавания 28 миль. Водоизмещение надводное 113 т, скорость 9 уз, дальность плавания 243 мили. Вооружение: 2 ТА, 1 пулемет. В качестве двигателя для подводного хода использовался электромотор мощностью 64 л. с., для надводного хода — бензиновый мотор мощностью 300 л. с. Экипаж 22 человека.
{151} Водоизмещение подводное 172 т, скорость 6,5 уз, дальность плавания 46 миль (скоростью 4 уз). Водоизмещение надводное 152 т, скорость 7,5 уз, дальность плавания 700 миль (скоростью 5,5 уз). Вооружение: 4 ТА, 1 пулемет. В качестве двигателя для подводного хода использовался электромотор мощностью 100 л. с., для надводного — 2 керосиновых мотора мощностью по 200 л. с., бензиновый мотор мощностью 60 л. с. Экипаж 24 челоэекз.
{152} Бывший начальник Главного морского штаба. Произведен в вице-адмиралы сразу после выхода из Либавы.
{153} Это был дополнительный отряд 2-й Тихоокеанской эскадры, формировавшийся из достраивающихся кораблей и вышедший из Либавы 3.11 1904.
{154} Этот отряд, сформированный из устаревших кораблей, вышел из Либавы 3.2.1905.
{155} Название «эскадренный миноносец» в России было официально установлено в 1907. Ранее корабли этого класса именовались миноносцами или минными крейсерами.
{156} В связи со смертью Д. Г. Фелькерзама, которая была скрыта от эскадры, обязанности второго флагмана исполнял командир корабля капитан 1 ранга В. И. Бэр.
{157} Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 252.
{158} Заложен на Николаевском Адмиралтейском заводе 28.9 1898, спущен на воду 13.9 1900, вступил в строй в 1904. Водоизмещение 12 480 т, мощность машин 10 600 л. с., скорость 16 уз. Вооружение: 4 305-мм, 16 152-мм, 14 75-мм, 2 63-мм, 6 47-мм и 2 37-мм орудия, 4 пулемета, 5 ТА. Экипаж 731 человек.
{159} Команда миноносца отказалась остаться за рубежом, и корабль самостоятельно вернулся в Россию. В 1907 он был исключен из списков ЧФ.
{160} Возвращен России в 1905, переименован в «Св. Пантелеймон». Участвовал в первой мировой войне. После Февральской революции был переименован в «Потемкин Таврический», а в апреле 1917 получил новое название — «Борец за свободу». 21.11 1925 исключен из списков ЧФ. В 1965, в годовщину 60-летия восстания на броненосце «Потемкин», в Одессе был открыт памятник — «Потемкинцам — потомки».
{161} Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 337.
{162} Шмидт Петр Петрович (1867–1906) — революционер-демократ, руководитель Севастопольского восстания 1905, лейтенант, командир миноносца. Вместе со своими соратниками казнен на о. Березань. На кладбище Коммунаров, в Севастополе им воздвигнут памятник.
{163} Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 111.
{164} Первое восстание во Владивостокском гарнизоне было в конце октября — начале ноября 1905. В нем участвовало 2 тыс. матросов, 10 тыс. солдат и рабочие порта. Второе вооруженное восстание произошло в декабре 1905 — январе 1906. В нем участвовал почти весь гарнизон. Оба восстания были жестоко подавлены. К суду были привлечены 2 тыс. человек, 29 казнены, остальные отправлены в тюрьмы и на каторгу.
{165} «Севастополь». «Полтава». «Петропавловск» и «Гангут». Через два года в Николаеве было заложено еще 3 линкора этого типа. Водоизмещение 23 000 т, длина 181,2 м, ширина 26 м, осадка 8,4 м. Мощность главных машин 42 000 л. с., скорость до 23 уз, дальность плавания 1625 миль. Вооружение: 12 305-мм, 16 120-мм, 4 47-мм орудия, 4 457-мм ТА. Экипаж 1126 человек.
{166} Бубнов Иван Григорьевич (1872–1919) — выдающийся кораблестроитель и ученый. Основоположник строительной механики корабля, создатель первых русских боевых подводных лодок.
{167} Крылов Алексей Николаевич (1863–19–15) — выдающийся кораблестроитель, механик и математик, академик АН СССР (академик Петербургской АН с 1916), Герой Социалистического Труда (1943).
{168} В России в XVI-XVII вв. так называли молодых дворян, впервые записанных на военную службу, позднее — новобранцев, новичков. Наименование «Новик» носили корвет, участвовавший в кругосветных плаваниях в конце XIX в., и бронепалубный крейсер, отличившийся при обороне Порт-Артура и погибший в августе 1904 у о. Сахалин. В память о нем и был назван новый эсминец.
{169} Водоизмещение 1260 т, длина 102,4 м, ширина 9,5 м, осадка 3 м, мощность двигателей 40 000 л. с., дальность плавания 1764 мили. Вооружение: 4 102-мм орудия, 4 7,62-мм пулемета, 4X2 ТА, 50 морских якорных мин. Экипаж 130 человек.
{170} Седов Георгий Яковлевич (1877–1914) — гидрограф, полярный исследователь. В 1902–03 работал в составе ГЭСЛО. Участник русско-японской войны 1904–05, командир миноноски. В 1909 начальник экспедиции по съемке устья р. Колыма, в 1910 обследовал Крестовую губу на Новой Земле.
{171} Деревянное судно зверобойного типа, построенное в Норвегии в 1870. Водоизмещение 273 т, длина 40,6 м, ширина 9,2 м, осадка 4,9 м. мощность паровой машины 290 л. с., скорость 6 уз.
{172} Водоизмещение подводное 740 т, скорость 7 уз, дальность плавания 82 мили. Водоизмещение надводное 560 т, скорость 12 уз, дальность плавания 1900 миль. Двигатели: 4 керосиновых мотора мощностью по 300 л. с. и 2 электромотора мощностью по 330 л. с. Рабочая глубина погружения 50 м, скорость погружения 4 мин. Вооружение: 75-мм орудие, 2 пулемета, 2 ТА, 60 якорных мин. Экипаж 50 человек.
{173} Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, организованная в 1898 Главным гидрографическим управлением Морского министерства для исследования морского пути к устьям Колымы и Лены (база Архангельск). Первый руководитель ГЭСЛО — полковник А. И. Вилькицкий. За семь лет ГЭСЛО произвела съемку побережья от прол. Югорский Шар до Енисея, вела гидрологические и метеорологические исследования и наблюдения за ледовым режимом. В 1915 работа экспедиции была временно прекращена.
{174} Ледокольные транспорты с военной командой, приспособленные для зимовки, построены на Невском судостроительном заводе, вступили в строй в 1909. Водоизмещение 1290 т, мощность машин 1200 л. с., скорость 10,5 уз, осадка 4,5 м, автономность плавания до 12 тыс. миль. Имели радиотелеграф (дальность связи до 150 миль). В 1909–10 перешли из Кронштадта во Владивосток в состав Сибирской флотилии.
{175} Спущена на воду 20.5 1915, вступила в строй 12.7 1915. Водоизмещение подводное 782 т, скорость 9,7 уз, дальность плавания 25 миль. Водоизмещение надводное 650 т, скорость 18 уз, дальность плавания 2250 миль. Вооружение: 12 ТА, 57-мм и 37-мм пушки, 1 пулемет, 8 мин. Двигатели: 2 дизеля мощностью по 1500 л. с., 2 электромотора мощностью по 450 л. с. Экипаж 33 человека.
{176} Отряд прорыва (2 ЛК, 4 КР. 33 ЭМ, 1 ЗМ. 52 ТЩ), отряд прикрытия (8 ЛК, 3 ЛКР, 5 КР. 32 ЭМ. 13 ТЩ) и резервный отряд в Либаве (7 Л К, 2 АВТР, 4 СКР). По численному составу соединения германского флота, принимавшие участие в прорыве, вдвое превосходили БФ и во много раз морские силы Рижского заливд.
{177} Дыбенко Павел Ефимович (1889–1938) — советский военачальник, командарм 2 ранга (1935). Участник Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. Один из организаторов Советского ВМФ. В 1918 Нарком по морским делам. В гражданскую войну командовал группой войск, Крымской армией. С 1928 командовал войсками военных округов. Член РВС и ЦИК СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.
{178} ЦГАВМФ, ф. 29, д. 37, л. 18.
{179} Цит. по: Балтийские моряки в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции. М.; Л., 1957. С. 239.
{180} Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 383.
{181} Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 384.
{182} Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 8.
{183} Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 450.
{184} В дальнейшем преобразован в Народный комиссариат по военным делам, а в начале 1918 разделен на Народный комиссариат по военным делам и Народный комиссариат по морским делам.
{185} С 8.8 1944 называлась Дунайской флотилией (ДФ), а с 3.2 1945 — Краснознаменной Дунайской флотилией (КДуФ).
{186} Цит. по: Балтийские моряки в борьбе за власть Советов (ноябрь 1917 -декабрь 1918). Л., 1968. С. 40.
{187} Декреты Советской власти. Т. 1. С. 435.
{188} Цит. по: Мордвинов Р. Н. Курсом «Авроры». М., 1962. С. 48–19.
{189} 18.10 1918 была упразднена.
{190} Позже в состав флотилии вошли еще 2 подводные лодки, минный заградитель и др.
{191} С 8.8.1944 называлась Каспийской флотилией (КФ).
{192} Цит. по: Иванов К. А. Флаги государств мира. М., 1971. С. 51.
{193} С 1.8 1944 называлась Краснознаменной Днепровской флотилией (КДФ).
{194} ПЛ типа «Барс», вступил в строй в J916. Исключена из состава ВМФ в 1955.
{195} Берг Аксель Иванович (1893–1979) — ученый в области радиотехники и кибернетики, адмирал-инженер (1955), заместитель Министра обороны СССР (1953–57), академик АН СССР (1946), Герой Социалистического Труда (1963).
{196} Построен в 1917, водоизмещение 1365 т.
{197} С 8.8 1944 называлась Беломорской флотилией (БФ).
{198} КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (далее — КПСС в резолюциях,,,). 8-е изд. М., 1970. Т. 2. С. 265.
{199} КПСС в резолюциях... Т. 2. С. 265.
{200} В 1929 был преобразован в Государственный океанографический институт (ГОИН), в 1933 во ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии.
{201} Деревянная шхуна зверобойного типа, водоизмещение 650 т, мощность паровой машины 360 л. с., скорость 7,5 уз. Экипаж 40 человек. Ныне плавает современное научно-исследовательское судно «Персей-2».
{202} Фрунзе М. В. О молодежи. М., 1937. С. 63.
{203} Фрунзе М. В. Собр. соч. М.; Л., 1927. Т. 3. С. 321.
{204} 22.2.1968 в честь 50-летия СА и ВМФ крейсер награжден орденом Октябрьской Революции; ныне на его флаге — ордена Красного Знамени и Октябрьской Революции.
{205} КПСС в резолюциях... Т. 4. С. 440.
{206} Головная ПЛ «Декабрист» спущена на воду 3.11.1928. вступила в строй 12.11.1930 и вошла в состав МСБМ.
{207} «Декабрист», «Народоволец», «Красногвардеец», «Революционер», «Спартаковец», «Якобинец». Три первые с 21.8 1934 получили наименования «Д-1», «Д-2», «Д-3», остальные с 15.9 1934 — «Д-4», «Д-5», «Д-6». Водоизмещение подводное 1288 т, скорость 9 уз, дальность плавания до 150 миль. Водоизмещение надводное 941 т, скорость 14 уз, дальность плавания 7000 миль. Вооружение: 6 носовых и 2 кормовых ТА, 100-мм и 45-мм орудия. 7,62-мм пулемет. Экипаж 53 человека.
{208} Заложена 5.3 1927, спущена на воду 12.7 1929, вступила в строй 14.11 1931.
{209} 3аложен в августе 1925, вступил в строй 26.7 1927 и вошел в состав МСЧМ. Водоизмещение 8,9 т, дальность плавания 340 миль. Вооружение: 450-мм ТА, 2 7,62-мм пулемета, 2 мины. Экипаж 3 человека.
{210} Водоизмещение 17,8 т, длина 19,1 м, ширина 3,3 м, скорость 52 уз, дальность плавания 220 миль. Вооружение: 2 533-мм ТА, 7,62-мм пулемет, глубинные бомбы. Экипаж 6 человек.
{211} Серия состояла из 18 единиц. Головной СКР «Ураган» вступил в строй 16.12 1930 и вошел в состав МСБМ. Водоизмещение 619 т, скорость 21 уз, дальность плавания 930 миль. Вооружение: 2 102-мм и 2 37-мм орудия, 3 12,7-мм пулемета, 1X3 450-мм ТА, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 20 мин, 2 параван-трала. Экипаж 114 человек.
{212} Назван в честь Г. Я. Седова. Построен в 1909. Водоизмещение 3217 т. Участвовал в Первой советской арктической экспедиции к устьям Оби и Енисея (1920), в поисках экспедиции У. Нобиле (1928). В 1929 впервые в истории совершил полярное плавание до 82°14' с. ш.
{213} Шмидт Отто Юльевич (1891–1956) — выдающийся ученый, руководитель многих полярных экспедиций, академик АН СССР (1935), вице-президент АН СССР (1939–42), Герой Советского Союза (1937).
{214} Визе Владимир Юльевич (1886–1954) — выдающийся ученый, океанолог и метеоролог, исследователь Арктики, член-корреспондент АН СССР (1933). Лауреат Государственной премии СССР (1946).
{215} После Великой Отечественной войны Корабельный устав ВМФ изменялся и дополнялся. Ныне действует Корабельный устав ВМФ, введенный в действие в 1978.
{216} До этого сквозное плавание по СМП (с зимовками) совершили: в 1878–79 финансируемая А. М. Сибиряковым норвежская экспедиция Н. Норденшельда на пароходе «Вега»; в 1914–15 русская экспедиция Б. А. Вилькицкого на л/п «Таймыр» и «Вайгач»; в 1918–20 норвежская экспедиция Р. Амундсена на судне «Мод».
{217} Построен в 1909 в Англии. Куплен Россией в 1916 и назван по имени золотопромышленника А. М. Сибирякова — прогрессивного деятеля второй половины XIX в., отдавшего много сил и средств развитию экономики Сибири, исследованию СМП. Водоизмещение 3000 т, мощность 2000 л. с., скорость до 13 уз. Экипаж 50 человек, 12 научных работников, 4 пассажира.
{218} 13.2.1934 на 68°18' с. ш. и 172°50' з. д. «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул, участники рейса были спасены советскими летчиками.
{219} Папанин Иван Дмитриевич (1894–1986) — полярный исследователь, начальник первой советской дрейфующей станции «СП-1» (1937–38), начальник Главсевморпути (1939–46), уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере (1941–45), начальник Отдела морских экспедиционных работ ЛИ СССР (с 1951), доктор географических наук (1938), контр-адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (1937, 1940).
{220} В августе 1941 переформирована в БВФ, действовала во время войны в составе СФ, защищая коммуникации в Белом море, восточной части Баренцева моря и Арктике.
{221} Заложена 5.2 1930. С 15.9 1934 — «Щ-301». Первая ПЛ этого типа V серии «Щ-11» («Лосось», с 15.9 1934–»Щ-101») вступила в строй 23.9 1933 и пошла в состав МСДВ.
{222} Водоизмещение подводное 700 т. скорость 8 уз, дальность плавания 104 мили. Водоизмещение надводное 584 т, скорость 12 уз, дальность плавания 5250 миль. Вооружение: 6 532-мм ТА, 2 45-мм орудия. Экипаж 39 человек.
{223} Заложена 6.9 1929, спущена на воду 28.2.1931. До 15.9.1934 — «Ленинец».
{224} Водоизмещение подводное 1321 т, скорость 8,5 уз, дальность плавания 135 миль. Водоизмещение надводное 1025 т, скорость 14 уз, дальность плавания 7000 миль. Вооружение: 6 533-мм ТА, 100-мм и 45-мм орудия, 20 мин. Экипаж 48 человек.
{225} Заложена 9.10 1932, спущена на воду 8.4 1933.
{226} Водоизмещение подводное 254 т, скорость 8 уз, дальность плавания 110 миль. Водоизмещение надводное 203 т, скорость 14 уз, дальность плавания 3440 миль. Вооружение: 2 533-мм ТА, 45-мм орудие, 2 7,62-мм пулемета. Экипаж 22 человека.
{227} Декретом СНК от 16.12 1917 старые чины, звания и титулы были упразднены. Командиры Красной Армии различались по должностям (на флоте — командир корабля, отряда, бригады кораблей и т. д.).
{228} В скобках приведены соответствующие воинские звания сухопутных войск (береговой обороны, морской пехоты) и ВВС.
{229} Было введено 1.9 1939.
{230} 9.10.1942 в связи с упразднением в Вооруженных Силах СССР института военных комиссаров всем политработникам присвоены общие с командным составом офицерские звания.
{231} Водоизмещение (полное) 2402 т, мощность главных машин 48 000 л. с., скорость до 37 уз, дальность плавания 2565 миль. Вооружение: 4 130-мм, 2 76,2-мм, 3 37-мм орудия, 4 12,7-мм пулемета, 2X3 533-мм ТА, 2 бомбомета, 2 параван-трала, 48 мин, до 54 глубинных бомб. Экипаж 236 человек.
{232} Заложен 26.8 1936, вступил в строй 6.10 1940 и вошел в состав КБФ. Водоизмещение (полное) 2520 т, мощность главных машин 54 000 л. с., скорость до 38 уз, дальность плавания 1800 миль. Экипаж 267 человек.
{233} Заложена 25.12 1934, спущена на воду 8.8 1935. Водоизмещение подводное 1070 т, скорость 9 уз, дальность плавания 148 миль. Водоизмещение надводное 840 т, скорость 19,5 уз, дальность плавания 9800 миль. Автономность 30 суток. Вооружение: 6 533-мм ТА, 100-мм и 45-мм орудия, 7,62-мм пулемет. Экипаж 45 человек.
{234} Кузнецов Николай Герасимова (1902–74) — участник гражданской войны, главный военно-морской советник в республиканской Испании (1936–37), командующий ТОФ (1938–39, 1950–51), Народный комиссар ВМФ (1939–46), главнокомандующий ВМФ (ВМС) (1944–50; 1951–56), военно-морской министр (1951–53), первый заместитель Министра обороны СССР (1953–56). Флагман флота 2 ранга (1939), адмирал (1940), адмирал флота (1944), контр-адмирал (1948), вице-адмирал (1951) адмирал флота (1953), Адмирал Флота Советского Союза (1955). вице-адмирал (1956), Герой Советского Союза (1945), Член ЦК ВКП (б) (КПСС) в 1939–55. Депутат Верховного Совета СССР 1, 2 и 4-го созывов.
{235} Рогов Иван Васильевич (1899–1949) — участник гражданской войны, армейский комиссар 2 ранга — заместитель Наркома ВМФ и начальник ГУПП ВМФ (с 1941 — ГлавПУ ВМФ) (1939–45), одновременно с декабря 1943 по февраль 1944 член Военного совета ЧФ. Член Военного совета Прибалтийского военного округа (1946–49), член ЦК ВКП(б) (1939–49), генерал-полковник береговой службы (1944).
{236} Исаков Иван Степанович (1894–1967) — участник гражданской войны, Адмирал Флота Советского Союза (1955), Герой Советского Союза (1965), член-корреспондент АН СССР (1958). Командующий КБФ (1937–40), начальник Военно-морской академии (1938–1939, по совместительству), первый заместитель Наркома ВМФ (1939–46), одновременно начальник ГМШ (1941–42), начальник ГШ ВМС (1946–47), заместитель главнокомандующего ВМФ (1947–50), заместитель министра Морского флота СССР (1954–55). С 1956 на ответственных должностях в центральном аппарате МО СССР, с 1958 генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов МО СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва, лауреат Государственной премии СССР (1951).
{237} С ноября 1981 председатель ЦК ДОСААФ СССР. С апреля 1984 член Президиума Верховного Совета СССР.
{238} Председатель Главного военного совета ВМФ с 28.4.1939 по 17.1.1947.
{239} Водоизмещение (полное) 9436 т, мощность главных механизмов 110000 л. с., скорость до 35,5 уз, дальность плавания 3750 миль. Вооружение: 9 180-мм, 8 100-мм, 10 37-мм орудий, 6 12,7-мм, 2 7,62-мм пулемета, 2X3 533-мм ТА. 2 бомбомета, 2 гидросамолета, катапульта. 90 мин. Экипаж 872 человека.
{240} Водоизмещение (полное) 9728 т, мощность главных механизмов 129 750 л. с., скорость до 36 уз, дальность плавания 4880 миль. Вооружение: 9 180-мм, 6 100-мм, 13 37-мм орудий, 6 12,7-мм пулеметов, 2X3 533-мм ТА, 2 бомбомета, 96 мин, Экипаж 963 человека.
{241} Заложен в 1937, спущен на воду летом 1938 (с 11.2 1944 «МО-11»). Водоизмещение (полное) 56,5 т, мощность главных двигателей 2550 л. с., скорость 25,5 уз, дальность плавании экономическим ходом около 367 миль, автономность 10 суток. Вооружение: 2 45-мм орудия, 2 12,7-мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 4 мины заграждения. Экипаж 21 человек.
{242} Празднуется ежегодно в последнее воскресенье июля
{243} Красный Флот. 1939. 24 июня.
{244} С 8.7 1944 называлась Краснознаменной Ладожской флотилией (КЛФ).
{245} Заложена 27.12 1936, спущена на воду 29.4 1938. Подводное водоизмещение 2100 т, скорость 10,3 уз, дальность плавания 176 миль. Надводное водоизмещение 1487 т, скорость 21 уз, дальность плавания 14 040 миль. Вооружение: 10 533-мм ТА, 2 100-мм, 2 45-мм орудия, 2 7,62-мм пулемета, 20 мин. Экипаж 62 человека.
{246} По другим данным, около 7 тыс. человек.
{247} На переходе морем «С-3» (командир капитан-лейтенант Н. А. Костромичев) подверглась атаке вражеских торпедных катеров и геройски погибла в неравном бою.
{248} П-ов Ханко (Гангут) был арендован СССР у Финляндии по договору от 12.3 1940.
{249} К началу войны в составе СФ было 8 ЭМ, 7 СКР, 15 ПЛ, 1 ЗМ, 2 ТЩ, 15 охотников за ПЛ, 116 самолетов, части береговой обороны.
{250} С сентября 1941 по май 1945 через порты Заполярья в СССР была доставлена ¼ часть всех импортных грузов.
{251} Головко Арсений Григорьевич (1906–62) — адмирал (1944). В 1937–38 участвовал в Национально-революционной войне испанского народа. В 1940–46 командующий СФ, с 1946 заместитель начальника, с 1947 начальник ГШ и заместитель главкома ВМФ, в 1950–52 начальник Морского генштаба и первый заместитель военно-морского министра, в 1952–56 командующий 4-м ВМФ и КБФ, с 1956 первый заместитель главкома ВМФ. Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 4-го созывов.
{252} Группа армий «Север» имела превосходство в силах: по пехоте — в 2,4 раза, орудиям — в 4, минометам — в 5,8, танкам — в 1,2, самолетам — в 9,8 раза,
{253} Трибуц Владимир Филиппович (1900–77) — адмирал (1943). Участник гражданской войны. С 1939 по 1947 командующий КБФ и 8-м ВМФ, с 1947 заместитель главнокомандующего войсками Дальнего Востока по ВМС, в 1949–51 начальник Гидрографического управления ВМС, в 1952–56 в Военной академии Генштаба, в 1957–60 адмирал-инспектор ВМФ. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва.
{254} 24.4 1943 на Северо-Западном фронте был сформирован Ильменский отряд кораблей, который вел боевые действия с 15.8 1943 по 6.4 1944, после чего был передан в состав КБФ.
{255} Бывший рыболовный траулер. Водоизмещение 1150 т, мощность паровой машины 675 л. с., скорость до 10 уз. Вооружение: 2 45-мм орудия и 2 7,62-мм пулемета. Экипаж 43 человека.
{256} По другим данным, 12 ТЩ.
{257} Термин «гвардия» появился в XII в. и обозначал отборный отряд для охраны государственного знамени. В России первые полки лейб-гвардии — Преображенский и Семеновский созданы Петром I в 1687.
{258} Формировалась из подразделений центральных органов Наркомата ВМФ как 1-й Московский отдельный отряд моряков, включенный в Московскую зону обороны, в дальнейшем переименован в 166-ю бригаду морской пехоты, а затем в 154-ю отдельную морскую стрелковую бригаду.
{259} Октябрьский (Иванов) Филипп Сергеевич (1899–1969) — адмирал (1944), Герой Советского Союза (1958). Участник гражданской войны. В Великую Отечественную войну командующий ЧФ, одновременно в 1941–42 — Севастопольским оборонительным районом. С июня 1943 командующий АКФ, с , марта 1944 — вновь ЧФ. В 1948–53 первый заместитель главнокомандующего ВМС, в 1953–54 в центральном аппарате ВМС, в 1957–60 начальник Черноморского ВВМУ имени П. С. Нахимова, с 1960 в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1941– 52. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.
{260} Цит. по: Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. С. 199.
{261} Чуйков В. И. Начало пути. 3-е изд. испр. и доп. Волгоград, 1967. С. 160.
{262} Водоизмещение 3000 т, скорость 13 уз. Вооружение: 2 76-мм, 2 45-мм орудия. Экипаж 104 человека.
{263} Водоизмещение 10000 т, скорость 26 уз. Вооружение: 6 280-мм, 8 150-мм, 6 105-мм орудий, броня 76–102 мм. Экипаж 926 человек.
{264} Его именем названо торговое судно Морфлота.
{265} Наплечные знаки различия военнослужащих, показывающие их персональные воинские звания, принадлежность к виду вооруженных сил, роду войск, службе. Появились в начале XVIII в. Прообразом погон были металлические пластины, защищавшие плечи всадников от сабельных ударов. В русской армии погоны на одно плечо впервые были введены в 1763. В 1801–09 были введены погоны на оба плеча разных цветов для различимых частей, в 1854 — на походное обмундирование офицеров и. генералов. В Красной Армии погоны введены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6.1 1943.
{266} Спущен на воду летом 1943, вступил в строй 5.11 1943 и 20.1 1944 вошел в состав КБФ. Водоизмещение (полное) 126,7 т, скорость 14 уз, дальность плавания 2500 миль, автономность 5 суток. Вооружение: 2 45-мм полуавтоматические пушки, 2 12,7-мм зенитных пулемета, 12 мин и 12 малых глубинных бомб. Тральное вооружение позволяло уничтожать все типы мин. Экипаж 21 человек.
{267} Действия Прибалтийских фронтов координировал представитель Ставки ВГК Маршал Советского Союза А. М. Василевский, с 24.9 действия войск Ленинградского, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов координировал Маршал Советского Союза Л. А. Говоров.
{268} Правда. 1945. 9 мая.
{269} Правда. 1945. 22 июля.
{270} Юмашев Иван Степанович (1895–1972) — адмирал (1943), Герой Советского Союза (1945). Участник гражданской войны. С 1938 командующий ЧФ, в 1939–47 — ТОФ. С 1947 заместитель министра Вооруженных Сил СССР — главнокомандующий ВМС, с 1950 — военно-морской министр СССР. В 1951–57 начальник ВМА. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1941–56. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва.
{271} Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. М., 1958. Т. 3. С. 42–43.
{272} 10.3 1955 Советские ВМС были переименованы в ВМФ.
{273} Скорость на чистой воде 18 уз, водоизмещение (без балласта) 16000 т, толщина обшивки до 55 мм, мощность судовой силовой установки 44 000 л. с.
{274} Чернавин Владимир Николаевич (1928) — адмирал флота (1983), Герой Советского Союза (1981). С июля 1977 командующий КСФ, с декабря 1981 начальник ГШ — первый заместитель главнокомандующего ВМФ. С ноября 1985 главнокомандующий ВМФ — заместитель Министра обороны СССР. Член ЦК КПСС с 1986. Депутат Верховного Совета СССР 10, 11-го созывов.
{275} Первенец советского атомного подводного кораблестроения. Свое наименование унаследовала от ПЛ «М-106» СФ, построенной в годы Великой Отечественной войны на средства комсомольцев и молодежи Южного Урала. Первым ее командиром был капитан 1 ранга (впоследствии контр-адмирал) Л. Г. Осипенко, за успешное освоение новой техники в июле 1959 удостоенный звания Героя Советского Союза. В составе экипажа этой подводной лодки были офицеры Л. М. Жильцов (впоследствии контр-адмирал), Г. С. Белешов. Б. П. Акулов (впоследствии контр-адмирал), В. А. Рудаков (впоследствии вице-адмирал), Ю. К. Баленко. О. В. Беклемишев, И. И. Бечик, Е. Н. Золотарев, М. Я. Лодяков, В. Ф. Мамлов. Л. В. Романенко. А. А. Шурыгин и другие.
{276} На случай непредвиденных обстоятельств была подготовлена лодка-дублер, которой командовал капитан 2 ранга В. Н. Чернавин.
{277} Горшков Сергей Георгиевич (1910) — Адмирал Флота Советского Союза (1967), дважды Герой Советского Союза (1965, 1982). Командующий АВФ (1941–42; 1943–44), заместитель командующего НОР (1942), командующий ДуВФ (1944). В 1948–51 начальник штаба, затем командующий ЧФ. С 1955 первый заместитель главнокомандующего ВМФ, в 1956–85 главнокомандующий ВМФ — заместитель Министра обороны СССР. Член ЦК КПСС с 1961. Депутат Верховного Совета СССР 4– 10-го созывов. Лауреат Государственной премии СССР (1980).
{278} «Океан». М., 1970. С. 8–10.
{279} Построен в 1974 на Балтийском заводе в Ленинграде. Вступил в строй в 1975, приписан к Мурманскому морскому пароходству. Водоизмещение 23400 т, мощность главных турбин 2X37500 л. с., осадка 11 м, скорость на чистой воде 21 уз.
Содержание