Часть первая.
1939 год
План «Вейс».
Сентябрь декабрь
Пятница, 1 сентября 1939 г., Варшава
Штаб Верховного главнокомандования в своем коммюнике № 1 сообщает:
«Сегодня ранним утром без объявления войны немецкие военно-воздушные силы и сухопутные войска нанесли неожиданный удар по нашей территории. Немецкие военно-воздушные силы провели множество налетов как по отдельным целям, так и вдоль всей территории...»
Информационное агентство ПАТ передает из Варшавы: «Первые боевые действия с немецкой стороны начались в ночь на пятницу. Бомбардировочные эскадрильи нанесли удар по польскому побережью Пуцк (Путциг) вблизи от Гдыни (Гдин-ген) с целью разрушить расположенные там аэродромы, но в результате не причинили ущерба. На Гдыню было также сброшено несколько бомб, которые не причинили ущерба. Кроме того, был бомбардирован Хельм (Кульм) в Померании. Еще один воздушный налет на аэродромы под Биалой не достиг своей цели».
1 сентября 1939 г., вечер
Верховное командование вермахта доводит до сведения: «Люфтваффе в повторном мощном налете бомбили и разрушили военные объекты и польские аэродромы в Рамеле, Путциге, Грауденце, Позене, Шоке, Лодзи, Томасцове, Радоме, Руде, Катовице, Кракау, Лемберге, Бресте, Тересполе. Кроме того, многочисленные бомбардировочные эскадрильи эффективно [17] поддерживали продвижение сухопутных войск. Люфтваффе господствовали сегодня в небе Польши, хотя мощные силы еще остаются в Средней и Западной Германии».
Первый вылет
«Мы находимся в Силезии, в 80 километрах от польской границы. Наш боевой Do-17 с полностью заправленными бомболюками находится на стартовой позиции одного из авиационных подразделений. Старт может быть дан со дня на день, но мы все ждем и ждем. Ответственный за бомбометание обер-фельдфебель сказал мне: «Будем надеяться на то, что нам не придется разгружать машину». Каждый экипаж уже успел изучить карту от корки до корки, каждый знает время полета до Варты и Пилице. Каждый знает изгибы Варты западнее Дциалосцына. Но мы все еще должны ждать и ждать.
31 августа проходит, как и предыдущие дни, без особых событий. Мы, как всегда, в свободное время сидим у громкоговорителя и ждем специального сообщения. Внезапно звонит телефон. Адъютант принимает сообщения, а мы пытаемся понять их смысл по его лицу. Тут же быстро даются указания эскадрильям: «Завтра с 4:20 быть готовыми к вылету». Подъем в 2:00, 2:30 завтрак, 3:15 обсуждение полета, в 4:00 все экипажи в машинах. В 4:10 все машины должны быть готовы к вылету. А сейчас всем спать».
Когда мы идем на обсуждение полетов, то утро встречает нас неприятной прохладой. Каждый из нас испытывает огромное напряжение. И вот, наконец, мы слышим ясный приказ командира боевой группы на первый вылет: «Группа осуществляет налет на аэродром Кракова на низкой высоте! Время налета 5:45. Наши цели ангары, склады, верфь, помещения для хранения горючего. Особое внимание обратить на вражеские самолеты, расположенные на земле». Затем следуют данные о предполагаемой польской противовоздушной обороне.
Мы обязательно должны быть у цели в указанное время, если не хотим пострадать от взрывных волн других наших бомбардировочных эскадрилий. Налет должен проходить с востока в нашу сторону. Все ясно, и часы сверены до минуты.
Полное силы троекратно звучит старое солдатское приветствие в честь нашего любимого фюрера в сумерках утра 1 сентября. В падающем свете восходящего солнца горят огни выхлопных газов от заведенных моторов. Пулеметы в полном порядке, ленты заправлены. Первая эскадрилья стартует через две минуты. Вот и мы легли на курс. Очень трудно ориентироваться [18] в первое время в густой утренней дымке, но мы знаем, что в эти минуты наши товарищи на земле повалили пограничные столбы и начали свое наступление... Медленно светает, и видимость становится прекрасной. Мы летим над вражеской страной. Ченстохов лежит слева от нас. Мы берем курс на восток, затем поворачиваем с юга на запад и летим вдоль Вислы на Краков. Скоро мы могли уже без карты понять, что летим над Польшей. Огромные необработанные площади, запущенная страна, в которой кое-где видны грязные крестьянские дома. Мы летим на высоте 50–100 метров. Напряжение каждого из нас растет минута за минутой. Слева от нас летит другая эскадрилья, по черным разрывам на горизонте мы видим, что ее обстреливают с земли. Мы снижаемся до 50 метров, чтобы попадать точно в цель. Вдруг мы замечаем прямо под собой на земле стройные ряды польских истребителей, бомбы летят вниз, вражеские самолеты уничтожены, повсюду раздаются раскаты от взрывов, за нами тянутся непрерывные гирлянды снарядов стреляющих с земли зенитных установок. Но наши бомболюки уже пусты, мы выполнили свою задачу и, прижимаясь к земле, ложимся на обратный курс. Домой» («Фёлъкишер беобахтер», сентябрь 1939 года).
Суббота, 2 сентября 1939 г., вечер Верховное командование вермахта сообщает: «После успехов сегодняшнего дня можно рассчитывать на то, что польские воздушные подразделения понесли серьезные потери. Люфтваффе имели неограниченное господство в воздухе над всей польской территорией и готовы к выполнению дальнейших задач по защите рейха».
Понедельник, 4 сентября 1939 г., Лондон
Министерство информации сообщает:
«Подразделения Королевских ВВС проводили прошедшей ночью масштабные разведывательные полеты над северной и западной частями Германии, не вступая в бой с вражескими самолетами. Над Германией было сброшено более 6 миллионов листовок с обращением Англии к немецкому народу».
4 сентября 1939 г., Лондон
Министерство информации сообщает:
«Сегодня во второй половине дня Королевские ВВС совершили успешный налет на немецкий военно-морской флот в Вильгельмсхафене и Брунсбюттеле при входе в Кильский канал. Вблизи от Вильгельмсхафена точным попаданием одному из кораблей нанесены серьезные повреждения. Около 13:00 [19] произошел повторный налет на боевые корабли, стоящие на якоре у Брунебюттеля. И здесь кораблям противника был причинен существенный ущерб. Из-за очень плохих погодных условий на рейде самолеты Королевских ВВС натолкнулись на мощные силы люфтваффе и плотный огонь. Имеются потери».
4 сентября 1939 г., Вильгельмсхафен
ДНБ сообщает:
«Английские бомбардировщики последних образцов совершили сегодня вечером около 18:00 налет на Вильгельмсхафен и Куксхафен. Бомбометание не нанесло никакого вреда, поскольку самолеты встретил плотный защитный огонь. Из 12 английских самолетов 5 были сбиты. Нападавшие, пытаясь уйти от зенитного огня в юго-восточном направлении, взяли курс на Голландию».
Понедельник, 4 сентября 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «В течение 3 сентября люфтваффе увеличили количество своих налетов на важные военные транспортные узлы и большие войсковые транспортные колонны. Повторное применение нанесло существенный и быстрый ущерб находящимся в Силезии войскам».
Вторник, 5 сентября 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «Люфтваффе господствуют в воздухе. Было уничтожено 40 самолетов, 15 из них в воздушных боях. В превосходящей массе в ходе воздушных налетов на вражеские пешие колонны и железнодорожные составы они были вынуждены прекратить свой планомерный отход... Около 18:00 английскими самолетами последней модификации был совершен налет на расположенные на побережье Северного моря Вильгельмсхафен и Куксхафен, а также на находящиеся в устье реки боевые корабли. Истребители и зенитные орудия военно-морского флота и люфтваффе действовали, как и раньше, настолько эффективно, что налет на Куксхафен был полностью отбит. Бомбардировка Вильгельмсхафена не нанесла никакого ущерба. Из числа нападавших самолетов более половины было сбито».
Среда, 6 сентября 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «Налеты люфтваффе опять нанесли вчера сильные разрушения вражеским коммуникациям и тыловым подразделениям. Горят вокзалы Здунска-Вола, Скарцыско, Тарнов и Врешен. Большинство железнодорожных путей разрушено». [20]
Четверг, 7-сентября 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «Вчера люфтваффе в решающей атаке на малой высоте атаковали и разгромили отступающие вражеские колонны. Продолжались налеты на железнодорожные сооружения, вокзалы и мосты. При этом серьезно повреждены мосты через Вислу южнее Варшавы. Горит Западный вокзал Варшавы».
Пятница, 8 сентября 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «Бои в Польше носили вчера во многих местах характер преследования, и только в отдельных местах было оказано еще серьезное сопротивление... В этих быстрых и неоспоримых успехах огромная роль принадлежит люфтваффе. Их массовые налеты были нацелены главным образом на отступающие польские войска. Бомбардировщики и пикирующие бомбардировщики принимали непосредственное участие в боях на земле. Маршевые колонны были рассеяны, пути отхода по мостам и переправам из-за их разрушения отрезаны. Попытки вражеских контратак пресекались уже в подготовительной стадии. Мосты через Вислу южнее Варшавы наполовину разрушены. В самой Варшаве сквозные улицы завалены и проход через них закрыт. Идет очистка города. Над польской территорией сбиты два немецких самолета, один получил повреждения».
Суббота, 9 сентября 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «Лютфаффе в течение всего дня атаковали противника западнее и восточнее Вислы. По данным, полученным от нескольких истребителей, наблюдавших мосты через Вислу в районе Сандомирца и Варшавы, польских самолетов практически не видно».
Воскресенье, 10 сентября 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «С помощью бомбежек люфтваффе блокировали ведущие от Варшавы на восток и юго-восток дороги и железнодорожные пути и совершили налет на еще остававшиеся в этом районе наземные сооружения. Во время операции против Люблина в воздушном бою сбито 7 польских самолетов, еще 8 польских самолетов тяжело повреждено на земле. На западной границе над немецкой территорией было сбито 3 французских самолета. Бомбардировки не проводились». [21]
Вторник, 12 сентября 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «Подразделения люфтваффе, как и в предыдущий день, с большим успехом поддерживали полевые войска под Кутно и разрушали связь противника восточнее Вислы».
Среда, 13 сентября 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «Вчера люфтваффе совершили успешные налеты на дороги, мосты и железнодорожные пути восточнее Вислы. На вокзале Крюстюнополь подожжено три поезда. Аэродром Люк сильно разрушен, разбита фабрика по производству самолетов в Бяла-Подляска. Было уничтожено 14 вражеских самолетов, два из них в воздушном бою. Налетов на территорию немецкого рейха не было».
Пятница, 15 сентября 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «Несмотря на яростное, но бесполезное сопротивление, польские войска были взяты в клещи под Кутно, они попытались еще раз прорваться на юго-восток, но и эти попытки окончились неудачей... Плохая погода не помешала люфтваффе успешно бомбить железнодорожные пути и вокзалы, поддерживая полевые войска, которые действовали против взятых в клещи под Кутно войск противника, бомбежками и налетами на низкой высоте. Налетов на территорию немецкого рейха не было».
Понедельник, 18 сентября 1939 г. Верховное командование Красной армии сообщает: «17 сентября в 4:00 по среднеевропейскому времени наши войска перешли польскую границу. Продвижение проходило вдоль всей линии границы от Полоцка на севере до Каменец-Подольска на юге. После подавления слабого сопротивления польских форпостов на севере были заняты населенные пункты Глебокки, Молодечно и другие. В направлении Барановичей была форсирована река Неман, а также заняты населенные пункты Мир и Снов и важный железнодорожный узел Барановичи. На Западной Украине продвижение нашей армии проходило в превосходном темпе: города Ровно, Дубно, Тарнополь и Коломне стали теперь нашими городами. После нанесения нашими частями удара по Коломне большая часть границы между Польшей и Румынией была отрезана. Советскими военно-воздушными силами было сбито 7 польских истребителей и 3 польских бомбардировщика». [22]
18 сентября 1939 г.
Верховное командование вермахта сообщает: «Поход в Польшу заканчивается... Люфтваффе эффективно атакуют взятые в кольцо юго-западнее Вюсцогрода польские войска. Польские военно-воздушные силы не появляются на всем протяжении фронта. Таким образом, люфтваффе выполнили основную часть поставленной перед ними на Востоке задачи. Многочисленные подразделения ВВС и зенитной артиллерии собраны вместе и ожидают постановки новых задач. Воздушные налеты на немецкие области 17 сентября зарегистрированы не были».
Вторник, 19 сентября 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «Роспуск и капитуляция оставшихся в окружении польских войск быстро приближаются. Битва на Бцуре завершена... Люфтваффе проводили вчера лишь отдельные боевые вылеты. Их применение на Восточном фронте больше не является необходимым. На Западном фронте в районе Саарбрюккена в отдельных местах наблюдалась слабая артиллерийская стрельба и отдельные вылазки. На территории противника повсеместно было замечено проведение саперных работ. Боевых действий в воздухе не проводилось».
Суббота, 23 сентября 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «На Западе только в отдельных местах отмечена слабая артиллерийская стрельба. Под Саарбрюккеном один французский самолет нашим зенитным огнем был принужден совершить посадку, экипаж взят в плен. Один немецкий самолет сбит в бою».
Последние бои
Вторник, 26 сентября 1939 г.
Коммюнике Верховного командования Варшавского гарнизона:
«Боевые действия в ночь на 25 сентября и днем того же дня явились самыми тяжелыми для нашей столицы с начала войны. Немцы систематически разрушали Варшаву артиллерийскими обстрелами и воздушными налетами. В предрассветных сумерках немецкие самолеты пролетели плотной волной, сбросив бомбы на центр города, что явилось причиной сотен пожаров. Сбито 8 немецких самолетов. Стоящие под Варшавой польские [23] подразделения пострадали меньше, так как воздушный налет был направлен главным образом против гражданского населения, с целью подорвать его моральный дух. Число жертв не поддается подсчету. Варшава превратилась в руины. На большинстве улиц из-за пожаров или разрушенных строений движение практически невозможно. Окруженная крепость Модлин продолжает яростно сопротивляться. Варшавский гарнизон отбил атаку на участке фронта в Мокотове. Среди дымящихся руин гарнизон продолжает мужественно защищаться».
Среда, 27 сентября 1939 г.
Верховное командование Варшавского гарнизона сообщает: «Варшава и Модлин продолжают настойчиво обороняться от немецких атак. На левом берегу Вислы по столице был нанесен мощный трехчасовой авиационный удар. Сбито 13 немецких самолетов.,Таким образом, общее число сбитых немецких самолетов в районе Варшавы достигло 106 единиц».
Атака на флотское соединение в Северном море
27 сентября 1939 г.
Верховное командование вермахта сообщает: «Вчера в центральном районе Северного моря немецкие ВВС успешно атаковали английские военно-морские силы, состоявшие из линкоров, авианосцев, крейсеров и миноносцев. Один авианосец был полностью выведен из строя, еще один линкор получил тяжелые повреждения. С нашей стороны потерь нет».
27 сентября 1939 г., Лондон
Ответ Черчилля на вопрос в нижней палате парламента: «Верховный командующий флотом страны сэр Чарльз Форбс заявил, что во вторник вечером на западе Северного моря британская эскадра военных кораблей, сопровождаемая авианосцами, крейсерами и торпедоносцами, была атакована 20 немецкими самолетами. Среди экипажей жертв нет. Мы сбили один немецкий самолет, еще один сильно повредили».
27 сентября 1939 г., Берлин
Агентство ДНБ сообщает:
«В одном английском сообщении о налете люфтваффе на британскую эскадру заявлено, что ни одна сброшенная бомба не достигла своей цели. В связи с этим Верховное командование люфтваффе констатирует следующее: одна 500-килограммовая [24] бомба взорвалась на английском авианосце. Две другие 250-килограммовые бомбы упали на нос и корму английского линкора. Какой ущерб был нанесен кораблям в связи с этими попаданиями, не подлежит дальнейшему обсуждению. Немецкая сторона уведомляет, что ни один из участвовавших в налете самолетов не был поврежден. Все они вернулись на свою базу».
Пятница, 29 сентября 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «В воздушном бою под Вайсенбургом сбит один французский и под Оснабркжкеном один британский самолеты».
Суббота, 30 сентября 1939 г. Министерство воздушного сообщения передает: «Британские разведчики, делавшие в последние дни снимки отдельных участков оборонительной линии Зигфрида с воздуха, завершили свою работу. Благодаря этому британско-французский Генеральный штаб получил точную картину западных немецких укреплений, которую трудно переоценить в ходе предстоящей операции. Подразделения Королевских ВВС, разбрасывавшие листовки с обращением к немецкому народу над территорией Германии, свою задачу выполнили и сообщают, что целью их полетов была только вышеназванная работа».
30 сентября 1939 г.
Верховное командование вермахта сообщает: «Два подразделения британских самолетов численностью в 12 единиц совершили попытку вторгнуться на государственную территорию на североморском побережье. Одно из воздушных вражеских подразделений безуспешно атаковало Немецкую бухту. Британские самолеты были рассеяны зенитным огнем. Попадание бомб не зарегистрировано. Второе подразделение английских самолетов было встречено немецкими истребителями вблизи островов Вангероог и Лангеоог. В воздушном бою из шести машин пять было сбито. Экипажи двух немецких самолетов, вынужденные приводниться, не пострадали и были спасены немецкими военными кораблями».
Воскресенье, 1 октября 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «На Востоке идет планомерная сдача Варшавы и Модлина... На Западе сбито 2 французских и 10 британских самолетов, над Северным морем еще 2 британских самолета. Немецкие потери составили 2 самолета». [25]
Мы выступили против Англии
«В понедельник, 9 октября 1939 года, мы стартовали с одного аэродрома на северо-западе Германии. Впервые мы летим в северную часть Северного моря с целью нанесения удара по британским военным кораблям, действующим в этом районе. Час за часом мы летим над морем. Осенний ураганный шторм мчится над Северным морем и поднимает волны высотой с дом. Порой нам кажется, что наш самолет всего лишь маленький мячик в гигантской игре. Через многие часы полета нас отзывают по радио. Самолеты, дошедшие до цели раньше нас, уже успели отбомбиться. Британский флот повернул назад. К нашему несчастью, обратно мы летим при сильном встречном ветре. Уже много часов мы в воздухе, и уже давно должна была показаться земля. Но перед глазами только вода... вода... небо... вода.
Бортмеханик подползает ко мне и доверительно говорит: «Господин лейтенант, у меня такое чувство, что мы уже не вернемся домой. Но у нас еще достаточно спирта. Это хоть немного успокаивает».
Постепенно начинает темнеть. И наконец-то на горизонте медленно всплывает тонкая полоска. Земля! Наконец-то земля! Теперь мы смогли представить себе, что чувствовали первооткрыватели-мореплаватели, когда они видели на горизонте землю! Последние минуты нашего полета были чертовски трудными. С последними каплями бензина и в темноте мы наконец-то садимся в нашем расположении. Что ж, мы получили, хоть и незначительное, представление о воздушной войне против Англии и о битве в Атлантике». («Дер Адлер», октябрь 1939 года).
Понедельник, 16 октября 1939 г., Берлин
ДНБ сообщает:
«Немецкое радио, которое до сегодняшнего дня после окончания своих новостей исполняло «Марш немцев в Польше», с сегодняшнего дня в своих ежедневных сообщениях перешло к исполнению песни поэта Германа Лёнса «Мы выступили против Англии».
Вторник, 17 октября 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «Английские военно-морские силы были вчера вновь успешно атакованы. Два военных английских корабля, находившиеся в Фёрт-оф-Форт, получили бомбовые удары крупного калибра. Этот успех был достигнут, несмотря на ожесточенное вражеское сопротивление с применением зенитных установок и истребителей». [26]
17 октября 1939 г., Лондон
В совместном коммюнике адмиралтейства и военного министерства говорится:
«В предпринятом немцами в понедельник воздушном налете принимало участие около дюжины самолетов. Боевым кораблям не причинено серьезного ущерба. Крейсер «Southampton» слегка поврежден попаданием одной бомбы, три человека ранены. На борту крейсера «Эдинбург» осколками от бомб ранены 7 человек. Другая бомба взорвалась рядом с эсминцем «Mohawk», в результате чего пострадали 25 человек. Было сбито по меньшей мере 4 самолета противника, причем 3 из них британскими истребителями. Коммюнике указывает как на чистый вымысел сообщение о том, что немецкие бомбардировщики атаковали и.повредили не только «Royal Oak», но и «Repulse».
Экипаж английского рыболовецкого судна, подобравший трех выживших летчиков одного из сбитых немецких самолетов, сообщает: «Наше судно возвращалось в порт около трех часов пополудни, когда мы увидели быстро приближающийся к нам большой самолет. Его преследовали два английских самолета, которые окружили своего противника и открыли огонь, после чего немецкий самолет упал в воду. Машина некоторое время продержалась на поверхности и затонула. Неподалеку от этого места мы обнаружили трех человек, крепко державшихся за большой спасательный круг. Мы бросили немцам канаты и затащили их на судно. Все они были ранены. Они рассказали нам, что четвертый член экипажа утонул вместе с машиной. Один из офицеров снял с пальца обручальное кольцо и отдал нам его с благодарностью за спасение».
Бомбы над Гельсингфорсом
Четверг, 30 ноября 1939 г., Стокгольм
«Свенска дагбладет» сообщает:
«Сегодня вскоре после девяти утра над Хельсинки появилось 10 советских бомбардировщиков, в 12:15 снова была объявлена воздушная тревога. Во время второго налета Советы сбросили, в основном на рабочие кварталы, листовки, в которых призывали население к свержению существующего правительства. Два бомбардировщика предположительно сбиты, что до сих пор не подтверждено. В 19 часов вечера был совершен очередной налет на [27] Гельсингфорс{3}. Нападающие применили зажигательные бомбы, в результате городу причинён большой ущерб. Многие дома горят, среди них и Высшая техническая школа, которая полностью разрушена. Во время налета на Выборг погибло 9 человек.
Корреспондент одной из стокгольмских газет сообщает об ужасных сценах, которые, по его мнению, перекрывают все то, что он видел в Мадриде и Барселоне. Большое количество домов разрушено или горят. По улицам разъезжают труповозки. Часть населения провела ночь в бомбоубежищах.
Советские бомбардировщики стартуют с эстонского аэродрома Балтишпорт, от которого до цели им нужно всего лишь 15 минут».
Польские эскадрильи в Англии
Среда, 13 декабря 1939 г., Лондон
О заявлении министерства воздушного сообщения об образовании польских военно-воздушных сил в Англии сообщило польское информационное агентство ПАТ. Это сообщение было с одобрением воспринято в нижней палате парламента. На основе последовавших мероприятий в Великобритании было образовано определенное число польских эскадрилий под командованием польских офицеров. Эти эскадрильи взаимодействуют с Королевскими ВВС.
Понедельник, 18 декабря 1939 г., Берлин
ДНБ сообщает:
«Во второй половине дня 18 декабря англичане предприняли большой воздушный налет с участием 44 современных самолетов. Вражеское соединение пыталось атаковать различные районы на побережье Северного моря, но было отбито еще на подлете севернее Гельголанда немецкими истребителями Me-109. Прошли жесткие бои в Немецкой бухте. Согласно поступившим на данный момент сообщениям, сбито 34 британские машины. В это число не входят потери, которые понесли англичане при возвращении домой. Расстрелянные из пулеметов самолеты падали на немецкие острова. Экипажи двух британских самолетов взяты в плен. Только нескольким вражеским машинам удалось прорваться до Вильгельмсхафена. Здесь они попали под концентрированный зенитный огонь, бесцельно сбросили три бомбы, которые взорвались в полях.
С немецкой стороны потери составили два самолета, их экипажи прыгнули с парашютами». [28]
Вторник, 19 декабря 1939 г. Верховное командование вермахта сообщает: «Ранним утром была совершена попытка силами 52 английских самолетов атаковать Вильгельмсхафен. Немецкая служба противовоздушной обороны своевременно обнаружила нападавших. Уже севернее Гельголанда они были встречены истребителями и многоцелевыми истребителями. В жестокой схватке было сбито 34 британских самолета. Наши потери составили 2 самолета».
Стратегия и тактика
В предрассветных сумерках 1 сентября 1939 года плотный туман, укрывавший землю, защитил Польшу от запланированного «большого открытого удара», в котором люфтваффе отводилась решающая роль. Вначале они, в соответствии с теорией Дуэ, должны были нанести стратегический удар по вражеским самолетам, находящимся на земле, уничтожить их, а затем перейти к выполнению тактических задач по поддержке наземных соединений. После того как туман понемногу рассеялся, эскадры стартовали в лучах осеннего солнца для выполнения боевой задачи.
Авторы изданий нацистского толка до сих пор продолжают утверждать, что польские военно-воздушные силы уже в первые дни войны были уничтожены на земле. В действительности же уничтожены были мирные аэродромы, резервные и учебные самолеты, а также те, что стояли на ремонте. Фактически, как следует из польских источников, ни один из боевых самолетов не был уничтожен в первые два дня войны на земле. И тем не менее, до сих пор в ходу теория о качественном и количественном превосходстве немцев в воздухе.
В первом налете, состоявшемся за 15 минут до начала войны, третье звено 1-й эскадрильи пикирующих бомбардировщиков получило специальное задание: своими бомбовыми ударами помешать отступающим польским частям уничтожить стратегически важные мосты через Вислу вплоть до Диршау. По этим мостам должно было обеспечиваться снабжение войск в Восточной Пруссии. Три «Юнкерса-87» стартовали в 4:26 и вторглись на высоте около 10 метров на вражескую территорию. Пикирующие бомбардировщики получили приказ разбомбить места складирования взрывчатых веществ в Диршау, приготовленных для взрыва моста, расположенного рядом с вокзалом. Одновременно немецкий танк должен был охранять этот мост. Атака пикирующих бомбардировщиков удалась. Бомбы попали [29] точно в цель, но было уже поздно. Полякам удалось восстановить поврежденный .кабель в 6:30 мост взлетел на воздух.
С аэродрома Нидер-Эллгут в Штайнберге неподалеку от Оппельна в Верхней Силезии в 4:45 стартовал 21 «Юнкерс-87» первой группы пикирующих бомбардировщиков 2-й эскадрильи «Иммельманн» под командованием майора Оскара Динорта. В этом вылете принимал участие и лейтенант Франк Нойберт, который одержал первую воздушную победу в начавшейся войне. Как рассказывал он сам, «мы получили задание уничтожить аэродром в Кракове. После сброса бомб мы легли на обратный курс и поднялись на небольшую высоту. И справа внизу это было северо-западнее Кракова я увидел полевой аэродром, вокруг которого летали польские самолеты. Вдруг на летящий передо мной «Юнкерс-87» напали два польских истребителя. Решение помочь боевому товарищу пришло мгновенно. Я попробовал подобраться к одному из истребителей поближе, на расстояние выстрела. Мне это удалось, и я дал очередь, но безрезультатно. Пули второй очереди попали в кабину летчика, но снова без последствий. После третьей очереди польская машина внезапно взорвалась в воздухе, она буквально разлетелась на части, ее останки пролетели мимо меня. Я тут же переключил внимание на второй польский самолет, но, когда вышел на боевую позицию, поляк сделал элегантный поворот влево и быстро исчез из вида. Мы же продолжили полет на наш аэродром и успешно сели там. На аэродроме лейтенант Бранденбург бросился мне на шею со словами: «Ты спас нам жизнь!».
Летчиком польского истребителя, который смог уйти от обер-лейтенанта Нойберта, был унтер-лейтенант Владислав Гнюс. Буквально через несколько мгновений именно он сбил первый немецкий самолет в этой войне, пикирующий бомбардировщик группы 1-й эскадрильи «Иммельманн». Вот как об этом рассказывал он сам: «Полевой аэродром находился неподалеку от деревни Балице, в предместье Олкусца. Наша приписанная к краковской армии 122-я эскадрилья имела боевую задачу по защите Кракова. По телефону нам сообщили, что немецкая армия перешла нашу границу, и гауптман Медвецки, командир нашей эскадрильи, приказал мне вылететь вместе с ним на патрулирование. Мы сели в Р-11 и вырулили на старт. Внезапно, примерно в пяти километрах южнее, на высоте около 300 метров вынырнули несколько пикирующих бомбардировщиков. Пока мы медленно набирали высоту и скорость, самолеты противника открыли пулеметный огонь. Я смог спастись, только совершив обманный маневр. Из Р-11 командира эскадрильи внезапно повалил белый дым, и его машина взорвалась в воздухе. Я понимал, [30] что у меня мало шансов выстоять против более быстрого и лучше вооруженного пикирующего бомбардировщика. Единственно, на что я мог рассчитывать, это на маневренность своего старого, доброго Р-11. Я упал на одного из моих противников и разрядил в него почти весь свой боезапас. Расстрелянная машина взмыла вверх, а затем на полной скорости понеслась к земле. Вначале мне показалось, что немец пытается меня перехитрить, поэтому я отрезал ему путь и атаковал еще раз. На вираже противник задел верхушки деревьев и упал на землю. Я же автоматически посмотрел на свои наручные часы. Было 5:30».
Около семи часов утра на высоте 2000 метров над деревней Нипорет, севернее Варшавы, польская бригада истребителей напала на немецкие бомбардировщики, их было свыше 80 машин типа «Хейнкель-111» и «Дорнье-17», их сопровождало около 20 тяжелых истребителей «Me-ПО». Летели они в узком, закрытом строю.
Эта первая и, без сомнения, самая крупная до лета 1940 года воздушная битва длилась около 50 минут. Помимо 54 машин Р-11 воздушной бригады, в бою принимали участие 10 самолетов 152-й эскадрильи армии «Модлин». Итак, с польской стороны дрались около 64 истребителей против примерно 100 немецких машин. Всего около 160 самолетов.
На полевых аэродромах польской бомбардировочной бригады уже с раннего утра польские эскадрильи современных бомбардировщиков ожидали приказа на вылет. И все же маршал Рюдц-Смиглый, которому подчинялись эти бомбардировщики, под нажимом союзников отказался применить свою авиацию против немецких моторизованных колонн, которые тем временем следовали через горные долины.
В тот же день на высоте 7000 метров спортивный английский самолет, пилотируемый Коттоном и вторым пилотом Бобом Нейвеном, незамеченным совершил разведывательный полет в район Вильгельмсхафена с целью узнать, есть ли на рейде Шиллиг немецкие военно-морские силы. Убедившись, что корабли на месте, Нейвен сделал несколько фотографий, и самолет вернулся домой.
2 сентября 1939 года. Несмотря на непрекращающиеся налеты немецкой авиации на Варшаву, воздушной польской бригаде не удалось приблизиться к вражеским самолетам на расстояние вкстрела. В этот же день польские бомбардировщики впервые вступили в дело. Шесть самолетов 24-й эскадрильи оперативных сил Краковской армии атаковали севернее Ченстохова XVI танковый корпус противника. Все самолеты вернулись невредимыми. [31]
Командир бомбардировочной бригады полковник Хеллер был так энергичен и убедителен, обращаясь к своим начальникам, что ему было разрешено силами 18 бомбардировщиков атаковать немецкие танковые колонны в районе Ченстохова. С высоты примерно 1500 метров они сбросили бомбы, а затем, несмотря на запрет, на бреющем полете открыли пулеметный огонь по машинам противника. Ответным огнем немецкой противовоздушной обороны было сбито 5 самолетов, еще 2 сильно поврежденных самолета разбились на полевом аэродроме.
Ранним утром 2 сентября лейтенант Малиновский из 41-й разведывательной эскадрильи армии «Модлин» получил приказ изучить передвижение 3-й немецкой армии в районе Хоенштайн Найденбург Вилленберг в Восточной Пруссии. Он стартовал с полевого аэродрома Цдуново, который располагался в 20 километрах севернее Модлина. Восемь 50-килограммовых бомб, загруженных в его самолет, станут первыми, которые упадут на территорию Германии.
Лейтенант Малиновский: «В 9:40 мы пересекли польскую границу. Справа от нас серебристое осеннее солнце, в воздухе царят полнейшая тишина и спокойствие. В 10:10 мы обнаружили первое большое подразделение немецких войск кавалерию. В 10:25 мы увидели автоколонну примерно два километра длиной на шоссе Вилленберг Хорцелле. Немцы открыли мощный зенитный огонь. Несколько зарядов попали в самолет. Мы взяли курс на Хоенштайн. Неподалеку от города активное автомобильное движение. Мы повернули на Найденбург. В воздухе по-прежнему спокойно. Внизу дымит военный эшелон, идущий от Алленштайна в направлении Найденбурга. В 10:50 я сполз вниз, настроил бомбометательный аппарат и дал команду лететь на железнодорожную станцию. Мы пересекли город, и, когда показались вокзальные постройки, я сбросил бомбы. Восемь бомб полетели к земле. И в тот же момент по нам окрыли огонь зенитки. Все наши бомбы попали точно в цель. На низкой высоте мы помчались в сторону Млавы. В 11:27 наш самолет приземлился на аэродроме в Цдунове. Тогда я еще не знал, что это была первая бомбардировка немецкой территории с начала войны».
Действия немецких военно-воздушных сил в первые два дня войны носили частично «стратегический» характер. Наряду с атаками гражданских аэродромов действия немецкой авиации были направлены против транспортных коммуникаций с целью затруднить передвижение польских войск. И это удалось, в польских мобилизационных войсках царил полный хаос. Управление войсками было полностью парализовано.
Но уже 3 сентября люфтваффе переключились на поддержку сухопутных соединений, что выразилось в прямой бомбардировке [32] и обстреле очагов сопротивления: артиллерийских батарей и мест концентрации войск. Это совместное ведение боевых действий велось на переднем крае, и люфтваффе использовались для тактических целей.
В тот же день командующий польскими военно-воздушными силами сообщил о бомбардировке в 10:00 немецкой моторизованной колонны под Радомско. Это были 2-й и 4-й танковые дивизионы. «Вражеские потери составили до 30 процентов». Это было грубым преувеличением: 18 польских самолетов при всем желании не смогли нанести противнику такой урон. Но остается фактом то, что немецкие танковые дивизии вызывали воздушную поддержку.
В результате воздушных налетов на немецкие моторизованные колонны в этот день одна только польская бомбардировочная бригада из 45 своих машин потеряла 15. Наибольшие потери происходили во время бомбежек на низкой высоте, так как вражеские колонны были хорошо оснащены легкими зенитными орудиями.
Лондон, воскресенье, 3 сентября 1939 г.
Премьер-министр Чемберлен объявил своим согражданами по радио: «Наша страна находится в состоянии войны с Германией!», а 15 минут спустя миллионы британцев в Южной Англии бросились в бомбоубежища, услышав вой сирен, возвестивший о воздушном налете. Но вместо ожидаемых немецких бомбардировщиков, это был спортивный самолет заместителя французского военно-воздушногб атташе в Лондоне, который возвращался на службу после уик-энда, проведенного во Франции. Он забыл сообщить английским наземным службам о маршруте своего полета, чем и спровоцировал воздушную тревогу.
Благодаря снимкам воздушной английской разведки от 1 сентября Королевские ВВС уже знали, какие подразделения немецкого ВМФ находятся в Вильгельмсхафене. А теперь, незадолго до немецкого авианалета, разведка должна была подтвердить, что корабли все еще находятся там.
С этим совершенно секретным заданием в полдень 3 сентября стартовал самолет МК IV 139-й эскадрильи, командиром которого был Макперсон, а его пассажиром морской наблюдатель. Самолет этого типа был первым в Королевских ВВС, который должен был пересечь границу воюющего с Англией государства. Оба воздушных разведчика сумели осмотреть тяжелые немецкие корабли и сделали в общей сложности 75 фотографий. Уже на обратном курсе Макперсон сообщил центру, что немецкие корабли находятся достаточно далеко от Вильгельмсхафена, чтобы во время боевых действий не пострадало [33] мирное население. Но его сообщение не было получено из-за того, что рация замерзла. Этот-то казусный случай и застопорил первый налет английских бомбардировщиков на Германию. И только ночью первые 10 английских самолетов стартовали в сторону рейха, но нагруженные не бомбами, а листовками с обращением к немецкому населению. Над Рурской областью, над Гамбургом и Бременом было сброшено в общей сложности 13 тонн листовок. А всего за войну на Германию их было сброшено 6,5 миллиарда экземпляров.
Во время следующего разведывательного полета 4 сентября рация отказала снова, и таким образом был отложен второй налет. Он все же состоялся, но позже. 10 самолетов, на этот раз с бомбами на борту, приблизились к Вильгельмсхафену. Но жестокий шторм заставил самолеты сбрасывать бомбы с высоты 200 метров. Пилот лейтенант Дюран атаковал броненосец «Адмирал Шеер» и увидел, что его бомбы, попав в цель, не взорвались, а просто отлетели в сторону. Затем он заметил взрыв на легком крейсере «Эмден» и пожары в гавани. Тогда никто и предположить не мог, что это был взрыв от упавшего на «Эмден» английского бомбардировщика, а пожары от четырех других сбитых самолетов. Всего же в результате этой операции была потеряна половина бомбардировщиков. Невеселое начало.
В понедельник, 4 сентября 1939 года, польская оборона начала разваливаться. Но все же в утренние часы впервые с начала войны в бой вступили современные польские бомбардировщики. 10-я и 15-я группы, количеством в 27 машин, стартовали для атаки XVI танкового корпуса в районе Радомско. В цепи, в каждой по три машины, они атаковали немецкие колонны с интервалом в несколько минут. Во второй половине дня они повторили атаку, на сей раз под Каменском и Виелуном.
Незадолго перед заходом солнца стартовали бомбардировщики 6-й группы для атаки на моторизированные колонны в районе между Гихановом и Пултуском. Этот пятый по счету налет с потерей 11 самолетов был высшей точкой применения польских бомбардировщиков во всей войне. Для противника же эти налеты были вроде комариных укусов. После бомбометания пилоты летели прочь, так как их небронированным самолетам было противопоказано действовать на низкой высоте пулеметным огнем. Для некоторых пилотов это был первый и последний вылет. И кроме того, у них полностью отсутствовала истребительная защита, хотя истребительные эскадрильи Краковской армии находились неподалеку.
В тот же день бригада истребителей переместилась на новый полевой аэродром и потеряла драгоценное время на маскировку самолетов. Число боеспособных самолетов составило 25 единиц. [34]
Немцам же впервые удалось уничтожить боевые самолеты на земле два бомбардировщика под Куцинью и три истребителя армии «Лодзь» у Видцева. Все явственнее сказывался недостаток в снабжении на боеготовности самолетов и мастерстве летчиков. Так, например, в одной из истребительных бригад уже на пятый день боевых действий не было специальных секций для пулеметных лент. «Для того чтобы экономить, мы получили приказ каждый раз заряжать только 200-миллиметровые боеприпасы, которых хватало только на 30 секунд ведения боя».
5 сентября к англичанам пришел первый «успех» в их борьбе против немецких подводных лодок. В этот день британские самолеты, специально подготовленные для борьбы с подлодками, 45-килограммовыми глубинными бомбами атаковали... свои же две подлодки. Так, например, бомба попала прямо в командирскую башню субмарины «Снайпер», в результате на лодке вышли из строя четыре электролампы.
Королевские ВВС вступили в войну с 300 самолетами, подготовленными к боевым действиям на земле и на море. Но из пяти запланированных эскадрилий самолетов типа Локхид «Гудзон» в наличии была только одна. Самолеты дальнего радиуса действия совсем не подходили для защиты подлодок. У британского флота к началу войны не было ни одного самолета, способного защищать подлодки. Эту обязанность пришлось возложить на двухъярусный бомбардировщик и торпедоносец «Свордфиш», находящийся на вооружении с 1935 года.
Во вторник, 5 сентября 1939 года, состоялась последняя атака 15-й группы польских бомбардировщиков, двумя звеньями по три машины, на XVI немецкий танковый корпус, который после разгрома польской обороны под Петрикау без сопротивления продвигался в сторону Варшавы. Возросшие потери среди устаревших польских разведывательных самолетов вынудили командование использовать для этих целей имеющиеся в наличии бомбардировщики и истребители.
Утром 6 сентября две цепи по три бомбардировщика атаковали немецкие танковые подразделения под Маков-Мозовецком. Немецким истребителям удалось расстрелять одну из них. Высшее военное руководство переехало в Брест-Литовск. Здесь же стали базироваться и сильно сокращенные польские ВВС, потери которых со дня начала войны составили 60 процентов. Польским командованием было принято решение об усилении бомбардировочных и истребительных бригад за счет самолетов, находящихся в оперативном подчинении у отдельных армий. Но за все время боевых действий полякам так и не удалось скоординировать действия этих двух бригад. Не состоялся ни один вылет истребителей для поддержки бомбардировщиков. [35]
В ночь на 7 сентября 1939 года истребительная бригада была перемещена в район Люблина. Но она дислоцировалась там на полностью осиротевшем полевом аэродроме без какого-либо снабжения и средств связи. Не было также ни наблюдательных, ни прослушивающих вышек и помещений. Из-за отсутствия горючего пилоты вынуждены были действовать на свой страх и риск в довольно своеобразной манере. На низкой высоте они облетали железнодорожные пути в поисках цистерн с горючим. Найдя, по их мнению, те, в которых могло быть горючее, они тут же возвращались к месту своей дислокации, где их уже поджидали готовые к выезду заправочные машины. Таким образом, приходится констатировать, что у бригады уже не было боевой задачи, подобной той, которую они имели в районе боев под Варшавой, не было четко определенного задания или приказа.
Польская столица, таким образом, осталась без защиты истребителей, что вдобавок усугубилось отсутствием отправленных на восток зениток и сделало налеты немецкой авиации абсолютно безопасными для нее. Чем глубже немецкие войска вгрызались в центральную часть Польши, тем концентрированнее становилась деятельность люфтваффе в районе между средней Вислой и Бугом. Чтобы нарушить подготовку поляков к защите Люблина и Полесья, люфтваффе стали бомбардировать все находящиеся в этом районе железнодорожные узлы и строения, а 4-й немецкий воздушный флот перебросил из Силезии в Кильце-Радом большую часть своих сил, осуществлявших тактическую поддержку сухопутных войск.
Война в Западной Европе с самого начала носила сдержанный характер. Ни люфтваффе, ни Королевские военно-воздушные силы осенью и зимой 1939 года не сбросили ни одной бомбы на территорию друг друга. Единственной целью поражения стали военно-морские корабли.
Британский экспедиционный корпус, располагавшийся в сентябре 1939 года на севере французской границы, имел в своем распоряжении всего несколько истребительных и разведывательных звеньев. В Шампани дислоцировались средние бомбардировщики типа «Батле» и «Бленхейм» и соединение истребителей. Всего ровно 100 самолетов.
Бросалось в глаза какое-то общее нежелание мешать друг другу. Люфтваффе ничего не предпринимали против английских морских транспортов в Ла-Манше, французские и английские военно-воздушные силы не мешали переброске немецких войск с Польского фронта на Запад. Французы ограничили свои полеты только разведывательными целями вдоль Вестфалии и [36] выступали против того, чтобы английские бомбардировщики взлетали с их баз.
Пятница 8 сентября 1939 года. Сегодня немецкие войска (4-й танковый дивизион) заняли варшавский аэродром Окецие. Около 120 000 польских солдат остались в городе и приготовились к уличным боям за столицу. И в это время происходит что-то невероятное! Немецкая разведка донесла, что в тылу у немецких войск, которые только что окружили Варшаву, сконцентрировалась сильнейшая группировка польских войск: армия «Познань» генерал-майор Кутрцеба, объединенная с ударной армией «Поморце» (Померания), генерал Бортновский. Обе армии прошли лесами, незамеченные разведчиками люфтваффе, ночным маршем, а днем скрываясь в лесах польской возвышенности с запада Польши.
Сражение, которое разгорелось 9 сентября; известно в истории как битва под Кутно, или битва на Бцуре, и стало самым большим в Польской кампании.
Благодаря своей воздушной разведке генерал Кутрцеба два дня удерживал инициативу в этом бою. Энергичный генерал возражал против ликвидации своей воздушной группы и сохранил самолеты. В результате он всегда был в курсе перемещений немецких войск, и когда его разведчики обнаружили незащищенные самолёты 8-й армии генерала Бласковица, то решил нанести удар именно там. 9 сентября польские войска, превосходящие противника, перешли реку Бцура. Так началась жестокая битва, которая длилась целый день и ночь. Кавалерия и немногие танковые подразделения, которые имелись в распоряжении Кутрцебы, сумели сделать глубокие бреши в обороне противника. Особенно досталось 30-му пехотному дивизиону. Положение для немцев сложилось настолько серьезное, что командующий группой армий «Юг» генерал-полковник фон Рундштедт впервые с начала войны срочно запросил помощи в виде «мощных военно-воздушных сил 11 сентября 1939 года в районе Кутно». Многочисленные эскадрильи, которые в это время совершали налеты в основном на Варшаву, а также на железнодорожные и промышленные объекты восточнее Вислы, тотчас же были переброшены на Бцуру. Так, благодаря массивным налетам пикирующих бомбардировщиков было остановлено польское наступление. Пулеметы поливали с самолетов свинцом солдат и лошадей, град от осколочных бомб довершал страшную работу.
В сражении наступил перелом. XVI танковому корпусу, чье левое крыло из-за неожиданной и упорной обороны противника на подступах к Варшаве должно было снова отойти, Райхе-нау приказал изменить направление. Когда же к этому времени 4-я армия под командованием генерала Клюге подошла к [37] Висле западнее Модлина, а 8-я армия под командованием генерала Бласковитца северо-восточнее к Лодзи, немцы, таким образом, окружили обе польские армии у Бцуры.
Между тем в 200 километрах восточнее, в Брест-Литовске, руководство польскими военно-воздушными силами находилось в полной растерянности. В то время как немецкая авиация при солнечной погоде от восхода до заката, не встречая сопротивления, непрерывно бомбила польские позиции, восточнее Вислы более 120 польских самолетов простаивали без дела, и большей частью истребители. Среди них и те самые, которые несколько дней назад были специально выведены из состава армии «Поморце» для того, чтобы присоединить их к обеим бригадам. А так как связь в войсках полностью вышла из строя, в Брест-Литовске абсолютно ничего не знали о происходящем на Бцуре.
На следующий день армия «Познань» и армия «Поморце» (Померания) с общим количеством военнослужащих почти 200 000 были взяты в котел шириной 30 и глубиной в 45 километров. Генерал Кутрцеба так писал об этом: «Более мощных воздушных налетов на переправы через Бцуру, по числу и количеству участвующих в них самолетов, просто акробатическому мастерству летчиков я еще не встречал. Каждое наше передвижение, каждая концентрация сил, каждый маршрут тотчас накрывался плотной бомбардировкой... Мосты были разрушены, переправы на отмелях блокированы, а столпившиеся у них войска уничтожались с воздуха...»
В среду, 13 сентября 1939 года, немецкое кольцо сомкнулось вокруг Варшавы. В это время на старом, расположенном почти у городского центра аэродроме Мокотов, военнослужащие одного из польских воздушных подразделений ремонтировали в брошенном ангаре пару подбитых машин и планеров, не обращая внимания на немецкую пехоту, которая к этому времени уже подошла к западной окраине аэродрома. Бравые поляки даже предприняли атаку на немецкие позиции в районе Окице на единственном способном летать истребителе Р-11. С помощью двух спортивных самолетов типа RDW-8 осажденный город поддерживал связь с маршалом Рюдц-Смигловом и помогал осажденной крепости Модлин медикаментами и перевязочными средствами. Всего было сделано более 100 вылетов.
В четверг, 14 сентября, незадолго до заката солнца люфтваффе совершили налет на один из важнейших полевых аэродромов польской бомбардировочной бригады в Хутнике у Бродова. Почти все машины по немецким данным, их было 11 уничтожены на земле. Этот налет, случившийся две недели спустя после начала войны, стал, по сути дела, первым серьезным ударом [38] по польской фронтовой авиации. На следующее утро немцы опять появились в воздухе и добили еще шесть бомбардировщиков, уцелевших во время первого налета. Днем того же дня и ранним утром 16 сентября оставшиеся действующие самолеты польской бригады были перемещены восточнее, на другие полевые аэродромы. Экипажи бомбардировщиков 15-й группы приземлились под Букцакцом, переночевали там под своими машинами и утром сделали два боевых вылета, последние в сентябрьской кампании: звено из четырех бомбардировщиков атаковало немецкие танковые колонны под Хрубисцовом. Другое звено из трех самолетов моторизированную колонну на западном берегу Буга вблизи Влодавы. Для остальных шести бомбардировщиков не хватило горючего.
В воскресенье, 17 сентября 1939 года, польская военная авиация получила еще одно печальное известие. Красная армия к тому времени уже перешла польскую границу и начала захватывать первые аэродромы. Таким образом, в эти ранние утренние часы только горстка польских пилотов противостояла превосходящим силам противника. Целый день напролет вели они неравную дуэль со «сталинскими соколами». Особым ожесточением она отличалась в районах аэродромов под Ковелем, Дубно и Луком, где располагались остатки бомбардировочной и истребительной бригады, а также оперативная авиация армии «Карпаты». Польские летчики сбили два бомбардировщика «Туполев» СБ-2 и пять истребителей И-16. В этот же день советская сторона сообщила о семи сбитых польских истребителях и трех бомбардировщиках.
Командующий польскими военно-воздушными силами отдал приказ об эвакуации оставшихся дееспособных машин в Румынию. Поврежденные самолеты и те, для которых не хватило горючего, были уничтожены. Оставшиеся экипажи и наземный персонал искали спасения от наступающих немецких и советских частей в Румынии и Венгрии.
В это же воскресенье был совершен самый мощный налет люфтваффе на котел у Бцуры. Для того чтобы сконцентрировать свои силы в этом месте, люфтваффе прекратили свои действия на других направлениях, кроме разведывательных полетов над областями, лежащими восточнее Большой Висловской дуги.
17 и 18 сентября в Румынии приземлились почти сто польских военных самолетов. Все машины и экипажи, из-за страха последних перед немецко-советскими репрессиями, были интернированы. Позднее эти самолеты, присвоенные таким образом румынской стороной, воевали на Восточном фронте против СССР.
В понедельник, 26 сентября 1939 года, 400 немецких самолетов, делавших по три-четыре захода, сбросили на Варшаву [39] 486 тонн взрывных и 72 тонны зажигательных бомб. Тушить пожары в городе было нечем, так как были разбомблены водопроводы, а руины некоторых домов блокировали улицы. Положение было отчаянным еще и потому, что пожарные части были эвакуированы из города за две недели до этого.
В ночь с 25 на 26 сентября 1939 года, в канун капитуляции Варшавы, с аэродрома Мокотов, под огнем немецкой пехоты, стартовали 11 самолетов и два планера типа «Комар». Между ними, спотыкаясь на разбитом немецкой артиллерией аэродроме, пытался взлететь истребитель Р-11, и это ему с большим трудом все-таки удалось. Причина такого странного старта состояла в том, что вместо бортовой рации на борту самолета находился обер-лейтенант Ицуски, будущий командующий сражавшихся в составе Королевских ВВС Англии польских ВВС. Поскольку у экипажей не было карт, то ориентироваться пришлось по компасу. Планеры смогли долететь только до Гроека, в 50 километрах южнее от Варшавы. У одного из самолетов под Килькем кончилось горючее. Пилот приземлился, снял компас и пешком перешел венгерскую границу.
Вторник, 26 сентября 1939 года. «Юнкерс-88», пилотируемый ефрейтором 26-й бомбардировочной эскадрильи Франке, сбросил в средней части Северного моря 500-килограммовую бомбу на авианосец «Арк Ройал». По донесениям пилота, бомба упала вплотную с кораблем. Эта атака стала первой акцией немецких самолетов против военного флота Великобритании во Второй мировой войне. Ближе к вечеру того же дня разведчики люфтваффе заметили два линкора без авианосцев, идущих западным курсом. Командир штаба 10-го воздушного дивизиона майор Харлингхаузен был убежден, что «Арк Ройал» связан с обнаруженными кораблями, и отдал разведчикам приказ следить за масляными пятнами на воде. Сообщение об обнаружении такого пятна он получил очень скоро и передал его дальше Герингу. На следующий день, 27 сентября 1939 года, вышло официальное сообщение вермахта об «уничтожении» одного авианосца, но без упоминания его названия. Но Герман Геринг не хотел победы своих люфтваффе над безымянными кораблями. Фельдмаршал постановил: это был «Арк Ройал». Затем он послал личное поздравление ефрейтору Франке, присвоил ему звание лейтенанта и наградил Железным крестом 2-го класса... На самом же деле в начале октября «Арк Ройал» возвратился из вод Южной Атлантики, где участвовал в многомесячной охоте за немецким броненосцем «Адмирал граф Шпее».
Воскресенье, 1 октября 1939 года. Вечером этого дня с аэродрома Дишфорд стартовали четыре самолета 10-й эскадрильи. Три машины долетели до Берлина и сбросили листовки. Четвертый [40] самолет пролетел мимо объекта. Это было первое соединение английских ВВС, появившееся над Берлином.
Среда, 4 октября 1939 года. В то время как в Варшаве шла подготовка к гитлеровскому параду победы, примерно в 110 километрах юго-восточнее, под Клоком, шло последнее сражение крупного польского соединения под командованием генерала Клееберга. В сражении принимали участие два польских самолета типа RDW-8 и один PWS. Они не только выполняли разведывательные задания и задания по связи, но и бомбардировали немецкие войска при помощи ручных гранат. Утром 4 октября 1939 года один из RWD-8 вернулся назад на последних каплях бензина. Этим полетом закончилось действие польской авиации в сентябрьской кампании. Для последующих вылетов просто не было топлива...
В мирное время польские ВВС располагали хорошо обученным летным составом, но в боях могло принять участие только 340 летчиков, 250 штурманов и 210 бортстрелков. Для остальных не хватало машин, и они неплохо поработали на земле в противовоздушной обороне. Потери немецких люфтваффе в войне против Польши составили 285 полностью уничтоженных и 279 выведенных из строя самолетов. Погибло 734 члена экипажей. Для сравнения: во время трехгодичной (1936–1939 гг.) войны в Испании немцы потеряли 96 самолетов.
Парадокс этой сентябрьской войны состоит в том, что, согласно польским источникам, собственная противовоздушная оборона подбила в два раза больше польских самолетов, чем немецкая. С уверенностью можно сказать, что от собственного огня было потеряно 10 процентов всех ВВС Польши. Каждый третий экипаж при этом погиб. По какой причине польское военное руководство не удосужилось научить собственных солдат распознавать силуэты вражеских (информация об этом скрывалась почему-то в секретных списках) и собственных машин, приходится только догадываться. Но остается фактом то, что польские самолеты, летавшие, кстати, медленнее немецких, а в отдельных местах не выше 500 метров, становились легкой добычей собственной противовоздушной обороны, которая в каждом самолете склонна была видеть врага. И даже те польские летчики, которым удавалось с помощью парашюта спастись, на земле зачастую подвергались нападению и избиению своих земляков, которые в каждом летчике видели немецкого агента.
Польская кампания стала для немецкого руководства репетицией комбинированного применения воздушных и сухопутных войск в будущих молниеносных войнах. Но этот опыт, к сожалению, не был принят во внимание противниками Германии. С другой стороны, сентябрьские события ясно дали [41] понять и то, что немецкие люфтваффе сильны только в ведении быстротечной войны на один фронт.
Одна из самых серьезных ошибок при оценке победы в Польше была следующей: успех блицкрига и преувеличенная роль в этом люфтваффе и, прежде всего, пикирующих и средних бомбардировщиков. Это привело к неправильной политике в дальнейшем развитии ВВС. В итоге уже в ближайшие годы полностью отсутствовали самолеты, которые были необходимы для ведения самостоятельной стратегической воздушной войны.
Воскресенье, 8 октября 1939 года. Во время патрульного полета над Северным морем английский самолет «Гудзон» 224-й эскадрильи был первым с начала войны, которому удалось сбить немецкий гидросамолет Do-18. Чистой случайностью явилось то, что в тот же день около 15:00 неподалеку от Ландау в воздушном бою, в котором участвовали пять истребителей «Кертис» из французской эскадрильи «Красные дьяволы» против четырех «Мессершмитов-109», французские летчики Вилле и Казанобе сбили по одному немецкому самолету. Это была первая воздушная победа французов в войне.
В понедельник, 16 октября 1939 года, 1-я группа 30-й немецкой бомбардировочной эскадрильи под командованием гауптмана Поле провела первый во Второй мировой войне воздушный налет на укрепленный пункт английских ВМФ. Целью являлись корабли, базировавшиеся в Фёрт-оф-Форт. Последствием налета были людские и материальные потери в подразделениях «Саутгемптон», «Эдинбург» и «Mohawk». 602-я и 603-я английские эскадрильи сбили два «Юнкерса-88», еще один немецкий бомбардировщик был сбит зениткой. Это были первые немецкие самолеты, уничтоженные в небе Великобритании.
После следующего налета на Скапа-Флоу адмиралтейство перенесло свой флот на безопасную стоянку в отдаленную гавань. Таким образом, была значительно ослаблена их ударная мощь против немецкого флота, который рвался в Атлантику и угрожал Британским островам. Но удивительно то, что немцы так и не воспользовались своим неожиданно достигнутым преимуществом. Впрочем, и применение немецкими самолетами 250-килограммовых бомб против английских кораблей в Скапа-Флоу и Фёрт-оф-Форт не приносило результатов, и Геринг отдал приказ о разработке более тяжелых бомб.
Четверг, 23 ноября 1939 года, стал черным днем в работе над проектом немецкого ракетного оружия, который в армейских лабораториях в сосновых лесах вокруг Пенемюнде уже приобретал осязаемые формы. Уже за месяц до этого командование сухопутными войсками назначило на май 1941 года начало массового производства созданного под руководством [42] инженера Вернера фон Брауна «Агрегата-4» кодовое название жидкостной ракеты весом 12,9 тонны, которая была в состоянии доставить свой 1000-килограммовый заряд на расстояние 350 километров.
Но именно 23 ноября Гитлер приказал приостановить все работы по этому проекту, так как ему «после победы над Польшей в этой войне уже не понадобятся никакие ракеты». После этого из Пенемюнде были вывезены все материалы и рабочая сила.
30 ноября 1939 года. В этот день советские бомбардировочные эскадрильи появились над Хельсинки и бомбардировали центр города. Объявления войны, которое должно было предшествовать налету, не было. Так началась зимняя Финская война. Финляндия с населением 3,5 миллиона человек и с тремя дивизиями гражданских военнообязанных со всей решимостью выступила на защиту своей страны. Советский Красный флот в первые дни войны сосредоточил на финской границе 900 самолетов. Финские ВВС к этому времени располагали 145 машинами, из которых боеспособными были только 114. К началу зимней войны самым современным самолетом финских ВВС был голландский истребитель «Фоккер» D XXI. Командующий финскими ВВС генерал Лундквист сформировал из 31 самолета 24 истребительных звена, которые располагались в Иммоле, неподалеку от электростанции Иматра в 50 километрах севернее от Виипури.
В пятницу, 1 декабря 1939 года, на второй день войны, капитан Айно Луукканен получил в 5:30 приказ вместе с двумя истребителями патрулировать над Вуоксенлааксо. Вскоре после этого они увидели формирование советских бомбардировщиков, и капитану Луукканену удалось совершить первую победу в этой войне: он сбил бомбардировщик Ту СБ-2.
Несмотря на свою очевидную слабость в сравнении с советскими ВВС, финны не ограничились только обороной от воздушных налетов Советов. Напротив, они совершали боевые вылеты в районы Мурманска, Ленинграда, Кронштадта и балтийских портов.
Советские ВВС провели до конца года массу вылетов в тыловые районы Финляндии, где они бомбили деревни и хутора. В условиях суровой зимы финны применили военную хитрость. Они обливали одноэтажные деревенские дома водой, те покрывались толстым слоем льда и были надежно защищены от зажигательных бомб.
Ни один воздушный налет не имел такого решающего значения для развития как британской, так и немецкой воздушной стратегии и тактики, как вооруженная разведка британских [43] ВВС над Вильгельмсхафеном в понедельник, 18 октября 1939 года. Английский Генеральный штаб причислил этот вылет к важнейшим событиям Второй мировой войны.
Утром 18 декабря со своей базы на востоке Англии стартовало 24 самолета «Веллингтон» групп № 9, 37 и 149. Их задача состояла в патрулировании над Везермюндунгом, Вильгельмсхафеном и над бухтой Яде. Был также отдан приказ атаковать всякий встреченный вражеский корабль. Сообщение о подлете поступило от радиолокационной станции «Фрейя» на Вангеруже после 13:00, и в Эвере была объявлена боевая тревога истребительной эскадрилье, которую потом отменили якобы из-за ошибки наблюдателя. Когда же через несколько минут пришло подтверждение еще одной радиолокационной станции, была объявлена тревога. Таким образом, впервые удалось на основе радиоизмерений и при помощи радиопереговоров выйти на вражеское соединение. Звено 10/JG26 под командованием обер-лейтенанта первым встретило противника. «Лучшей погоды для встречи с Королевскими ВВС мы и желать не могли. Прекрасная погода, все просматривается от земли до голубого неба, ни облачка, ясный прекрасный обзор». Англичане летели закрытым строем на высоте около 3500 метров мимо острова-крепости Гельголанд и под зенитным огнем тамошних морских батарей взяли курс на бухту Яде и Вильгельмсхафен. Первую машину удалось подбить унтер-офицеру Хельмайеру. «Он оказался старым хитрым зайцем. Каждый раз, попадая в наш прицел, он менял направление, и наши очереди проходили мимо. Четвертая атака... 600 метров 500–400–300, треск, скрежет, попадание в собственную машину, удар в мою левую руку... Но одновременно нам стало ясно, что атака удалась. «Веллингтон» загорелся и упал в море. Мы видели место падения и горящее масляное пятно. В нашей кабине стоял чад и пахло порохом. Я увидел капли крови, мое плечо такое тяжелое. Левая рука пылала, кровь. Я тоже ранен! Мы подлетели к Эверу. Знак нашего звена «божья коровка» с ее семью точками опять принес нам удачу...»
Воздушный бой длился не дольше получаса. После 15:00 остаток тяжело потрепанных бомбардировщиков вышел из зоны досягаемости немецких истребителей. По английским данным, из 24 вылетевших на задание самолетов было потеряно 15. Немецкая же сторона называла цифру 34 сбитых из 44 прилетевших самолетов.
С этого 18 декабря 1939 года англичане больше не проводили дневных авианалетов в закрытом строю без прикрытия истребителей. Они перешли исключительно к ночным бомбардировкам. Только с октября 1944 года британское командование разрешило дневные налеты на Германию. Английские ВВС были убеждены, [44] что разрушение немецких промышленных центров можно эффективно провести с помощью ночных налетов. Ночное сбрасывание листовок тоже не встречает сопротивления немецкой противовоздушной обороны. Кроме всего прочего, стала ясной необходимость снабжать бомбардировщики защищенными от выстрелов топливными баками.
Ночные налеты английских ВВС вынудили люфтваффе создать дорогую информационно-оборонительную систему на радиоизмерительной базе, а это потребовало отвлечь значительные материальные и людские ресурсы. Урок, усвоенный англичанами: ночью бомбардировать лучше, а днем следует летать в сопровождении истребителей. Немцы же поняли это только после своих тяжелых потерь в Англии летом 1940 года.
Между тем ночь за ночью английские бомбардировщики 4-й группы, несмотря на туман и мороз, вылетали для разбрасывания листовок вплоть до Рура, на Гамбург, Берлин, Нюрнберг, а также до Вены, Праги и Варшавы. В период между 10 ноября 1939 года и 16 марта 1940 года немецкая противовоздушная оборона была настолько неэффективна, что 4-я группа не потеряла ни одного самолета. Правда, много машин было потеряно из-за ошибок в ориентировании, так как погодные условия представляли для английских самолетов большую опасность, чем немецкая противовоздушная оборона. 20–30 самолетов, которые постоянно разбрасывали листовки над всей Германией, не вызвали у противника особой реакции.
Сброс листовок был на самом деле хорошей маскировкой настоящих намерений англичан. Немецкое командование не заметило, что эти ночные вылеты были первыми шагами к стратегической воздушной войне против Германии. Одновременно люфтваффе упустили драгоценное время для создания ночной оборонительной истребительной авиации, и его уже нельзя было наверстать.