Предисловие
Военно-морское искусство является составной частью советской военной науки, областью военно-морской теории. Оно включает в себя стратегическое использование ВМФ, его оперативное искусство и тактику.
Стратегическое использование ВМФ в рамках единой советской военной стратегии охватывает вопросы, связанные с определением задач ВМФ в вооруженной борьбе, состава необходимых для этого сил и их организации, с разработкой стратегических форм, способов и планов использования ВМФ для решения поставленных задач.
Оперативное искусство ВМФ, подчиненное задачам стратегического использования ВМФ, включает в себя теорию и практику подготовки и ведения самостоятельных операций оперативными объединениями или соединениями военно-морских сил, а также их совместных операций с объединениями или соединениями других видов Вооруженных Сил.
Кроме того, оперативное искусство ВМФ рассматривает вопросы, связанные с подготовкой и ведением систематических действий военно-морских сил, направленных на создание благоприятного оперативного режима на театре (систематическая разведка, наблюдение на определенных рубежах и в районах, все виды обороны на театре и т. п.).
Тактика ВМФ занимается вопросами теории и практики подготовки и ведения боевых действий соединениями, кораблями и частями каждого из родов военно-морских сил для [4] достижения целей, определенных оперативным искусством, и их совместных действий с соединениями и частями других видов Вооруженных Сил.
Единство основ советского военного и военно-морского искусства определяется прежде всего общностью их теоретической базы марксизма-ленинизма, единым пониманием сущности войны и целей вооруженной борьбы.
Развитие военно-морского искусства происходит непрерывно как в военное, так и в мирное время, представляя собой сложный процесс последовательного изменения и постепенного отмирания старых и возникновения новых форм и способов вооруженной борьбы на море. Этот процесс протекает в соответствии с диалектической теорией развития, указывающей единственно правильный путь познания.
Во время войны темпы данного процесса возрастают, так как возникает необходимость быстрого изменения форм и способов ведения всех видов военных действий на море (исходя из конкретных задач сторон и обстановки), исключающих шаблон.
Отживающие формы и способы ведения военных действий на море, организации военно-морских сил и их подготовки уступают место более совершенным формам и способам, соответствующим требованиям современности.
Закон перехода количественных изменений в качественные позволяет объяснить причины, в результате которых способы и формы военных действий на море, организации военно-морских сил и их подготовки в процессе своего развития претерпевают качественные изменения. Так, например, возможность массированного использования подводных лодок и авиации против конвоев оказала серьезное влияние на формы и способы действий на океанских и морских коммуникациях противника и при защите своих коммуникаций. Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источники развития способов и форм военных действий, внутренний импульс этого развития, двигательную силу, заключающуюся в противоположности средств удара и защиты, средств наступления и обороны.
Закон отрицания характеризует основное направление развития военно-морского искусства по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему. Возникая из [5] недр предшествовавшего периода развития военно-морского искусства, новые формы и способы ведения военных действий содержат лучшие черты ранее существовавших.
Новые формы и способы военных действий на море становятся действенными лишь тогда, когда они фактически оказываются лучше старых, когда в них отрицание является подлинным условием развития, когда в них новаторство не служит самоцелью.
«Не голое отрицание, не зряшнее отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение, указывал В. И. Ленин, характерно и существенно в диалектике, которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент, нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного, т. е. без всяких колебаний, без всякой эклектики»{1}
Решение ряда крупнейших проблем в области боевой техники в течение нескольких последних десятилетий, оказавшееся возможным в результате достижений, связанных с научно-технической революцией, обусловило увеличение динамики вооруженной борьбы и потребовало коренного пересмотра всей системы взглядов на формы и способы ведения военных действий на море. Однако это не только не умалило значения опыта, полученного Военно-Морским Флотом Советского Союза во время Великой Отечественной войны, но и увеличило его ценность, так как он позволяет с достаточной определенностью выявить возможные основные направления дальнейшего развития военно-морского искусства.
Исследование накопленного опыта не может ограничиваться систематизацией фактов, составлением описаний кампаний, операций, боев и статистикой потерь. Необходим анализ боевых событий, позволяющий выявить последовательное развитие советского военно-морского искусства в Великой Отечественной войне. Нужно показать, как это было и почему было именно так. Такую цель и преследовали авторы настоящего труда.
Объем опыта, полученного Военно-Морским Флотом СССР в Великой Отечественной войне, настолько велик и разносторонен, что вряд ли возможно в одном труде полностью исследовать развитие советского военно-морского искусства [6] в 1941-1945 гг. Поэтому в данной работе рассматривается развитие советского военно-морского искусства лишь в наиболее характерных видах военных действий Военно-Морского Флота СССР в минувшей войне. Фактический ход рассматриваемых боевых событий изложен в сжатом виде, в объеме, необходимом для частных и общих выводов. Оперативно-тактические термины, применяемые в труде, соответствуют терминологии, существовавшей в официальных руководящих документах предвоенных лет и периода Великой Отечественной войны.
Опыт военных речных флотилий, требующий вследствие особенностей в природе их действий отдельного исследования, в настоящем труде не отражен. [7]