Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава первая.

Военно-морской флот СССР в предвоенные годы и характер его стратегического использования во время Великой Отечественной войны

Советские Вооруженные Силы были созданы Коммунистической партией для защиты завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции от посягательств международного империализма и внутренней контрреволюции. Строительство Вооруженных Сил Советского государства осуществлялось под руководством Центрального Комитета Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным.

Уделяя большое внимание надежной обороне Советского государства не только на суше, но и на море, партия придавала большое значение строительству Рабоче-Крестьянского Красного Флота.

Начало восстановлению и плановому развитию Рабоче-Крестьянского Красного Флота положил X съезд Коммунистической партии. Принятое на нем специальное постановление по этому вопросу опиралось на реальные возможности промышленно-экономической базы Советского государства. Первый период строительства Военно-Морского Флота Советской державы, начавшийся после съезда и завершившийся в 1928 г., создал базу, позволившую перейти к постройке новых боевых кораблей. Решающую роль в восстановлении корабельного состава флота, его береговой обороны, авиации и баз сыграли моряки-коммунисты, моряки, пришедшие на флот по первым комсомольским наборам, и моряки, служившие в то время на кораблях и в частях РККФ.

Как известно, XIV съезд партии выдвинул в декабре 1925г. как центральную задачу социалистическую индустриализацию страны, обеспечивавшую хозяйственную самостоятельность Советского государства, укреплявшую его обороноспособность и создававшую необходимые условия для победы социализма в СССР.

После XIV съезда партии значительно возросли объем и темпы работ по восстановлению и введению в строй боевых [12] и вспомогательных кораблей РККФ, была начата разработка перспективной программы военного судостроения. Программа 1926 г. предусматривала достройку кораблей, заложенных в конце первой мировой войны, и постройку первых советских подводных лодок типа «Декабрист», сторожевых кораблей типа «Ураган» и торпедных катеров экспериментальных типов. Разработанная в соответствии с постановлением Реввоенсовета СССР в мае 1928 г. новая программа военного судостроения предусматривала постройку в течение первой пятилетки ряда новых боевых кораблей.

В 1930 г. в связи с возраставшей военной угрозой XVI съезд партии вновь подчеркнул необходимость дальнейшего укрепления обороноспособности СССР, мощи Красной Армии, Морского и Воздушного флотов{3}.

Благодаря заботам Центрального Комитета партии и быстрому развитию промышленно-экономической базы Советского государства Вооруженные Силы Советского Союза в целом и Военно-Морской Флот в частности быстро оснащались новейшей боевой техникой. В 1932 г., по решению Центрального Комитета партии и Советского правительства началось создание новых судостроительных предприятий, в том числе на Дальнем Востоке и Севере. В том же году был создан Тихоокеанский флот, а в 1933 г. — Северный.

Последовательное развитие взглядов на стратегическое и оперативно-тактическое использование Военно-Морских Сил РККА во второй половине 20-х и в начале 30-х годов позволяло с большей определенностью обосновать требования к его строительству в течение второй пятилетки. В основу плана развития Военно-Морских Сил РККА на этот период была положена задача — надежная оборона границ Советского государства на четырех основных морских театрах.

Ведущая идея программы военного судостроения во второй пятилетке заключалась в необходимости строительства в первую очередь и главным образом подводных лодок, бомбардировочной и минно-торпедной авиации. Прогноз развития подводных лодок и авиации позволял сделать вывод, что в ближайшем будущем они приобретут еще большее значение в военных действиях на море. Однако фактический уровень технического развития подводных лодок и авиации не давал еще оснований считать, что они полностью заменят надводные корабли в. качестве главной ударной силы флота. Особенно .это касалось подводных лодок, возможности которых резко снижались на ограниченных по размерам морских театрах, в частности на Балтике, где условия благоприятствовали организации противолодочной обороны. Для обеспечения [13] действий подводных лодок нужны были надводные силы, и в частности корабли и катера противолодочной обороны. В то же время на ограниченных по размерам и относительно неглубоководных морских театрах, на которых значение минного оружия особенно возрастало, требовалось иметь в составе флотов значительное количество тральщиков и надводных минных заградителей (как больших, так и малых).

Программа военного судостроения на вторую пятилетку в какой-то мере учитывала все эти требования. Ею предусматривалась постройка некоторого числа крейсеров, эскадренных миноносцев и малых боевых кораблей. Что касается тральщиков, кораблей и катеров противолодочной обороны, то постройка их планировалась в недостаточном количестве, а постройка десантных кораблей не планировалась вообще.

Завершение в годы второй пятилетки технической реконструкции всего народного хозяйства, обеспечившее превращение СССР в государство передовой индустрии, способствовало осуществлению программы военного судостроения. Общий тоннаж боевых кораблей Военно-Морского Флота в течение двух первых пятилеток значительно увеличился. Одновременно развивалась морская авиация, усиливалась береговая оборона, расширялась система базирования ВМФ.

Во второй пятилетке резко увеличился самолетный парк авиации ВМФ, в частности число тяжелых бомбардировщиков и истребителей. Однако материальная часть авиации в последние годы второй пятилетки оказалась уже недостаточно современной. К тому же последовательное увеличение значимости авиации (заметно определившееся во время войны в Испании) и усложнение задач Военно-Морского Флота требовали большего количественного роста военно-воздушных сил.

Многое было сделано в годы второй пятилетки для строительства береговой обороны, прежде всего на Тихоокеанском театре. Однако существенным недостатком этого строительства являлось сравнительно малое внимание к подготовке сухопутных фронтов обороны военно-морских баз.

Обострение противоречий между крупнейшими капиталистическими государствами, их общая враждебность к Советскому Союзу и нескрываемая подготовка ко второй мировой войне вызвали в середине 30-х годов резкое усиление гонки вооружений, и в частности увеличение флотов этих государств. Больше половины общего тоннажа боевых кораблей, строившихся США, Англией, Германией, Японией и Италией, приходилось на новые линейные корабли и крейсера.

Учитывая возрастание военной угрозы, Центральный Комитет партии и Советское правительство предусмотрели широкое развертывание в течение третьей пятилетки строительства [14] морского и океанского советского военного флота. На XVIII съезде партии вновь была подчеркнута необходимость всемерного укрепления боевой мощи Красной Армии и Военно-Морского Флота.

Программа военного судостроения предусматривала постройку в годы третьей пятилетки первых советских линейных кораблей, превосходящих по своей мощи линейные корабли, строившиеся в то время в капиталистических государствах, тяжелых крейсеров, значительного количества крейсеров, эскадренных миноносцев и других надводных боевых кораблей, а также широкое строительство подводных лодок. Однако в этой программе, в отличие от судостроительной программы второй пятилетки, основной упор был сделан на строительство надводного флота для Балтийского, Черного и Баренцева морей.

Постройка больших артиллерийских кораблей обусловливалась усиленным вниманием к строительству таких кораблей нашими вероятными противниками, которые продолжали рассматривать их как ядро флота и основную ударную силу в борьбе на море. Однако именно на этом этапе развития военно-морского искусства авиация быстро приближалась к уровню, обеспечившему ей вскоре роль основной ударной силы почти во всех видах боевых действий на море.

Созданные в течение первой и второй пятилеток металлургическая, машиностроительная, приборостроительная, энергетическая, химическая и другие отрасли промышленности, а также развитие народного хозяйства в целом обеспечивали реализацию плана военного судостроения третьей пятилетки. Одно из важнейших требований к нему, имевшее стратегическое значение, состояло в сокращении продолжительности постройки каждого из боевых кораблей. Выигрыш во времени давал выигрыш и в боевой мощи, так как построенный корабль дольше сохранял оперативно-тактические выгоды, предоставляемые современностью проекта. Результаты осуществления программы в течение 1939-1940 гг. говорили о том, что советская судостроительная промышленность может успешно выполнить это требование. О величине объема судостроения в третьей пятилетке можно судить по следующим показателям: если к концу второй пятилетки Советский Союз занимал шестое место по выпуску судостроительной продукции, то в 1942-1943 гг. он должен был занять одно из первых мест в мире.

Программа развития военно-морских сил в течение третьей пятилетки предусматривала перевооружение флотской авиации новой материальной частью и значительное увеличение численности самолетных парков каждого из флотов.

По масштабам и темпам осуществления увеличилось [15] строительство сооружений береговой обороны и системы базирования флотов.

В результате постоянной заботы Коммунистической партии и Советского правительства об укреплении обороноспособности нашей страны разнородные силы Военно-Морского Флота в течение 1929-1940 гг. были значительно усилены и почти полностью обновлены.

К началу Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот СССР имел 3 линейных корабля, 7 крейсеров (из них 4 новых типа «Киров»), 61 лидер и эскадренный миноносец, 269 торпедных катеров, 218 подводных лодок, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков. Самолетный парк авиации ВМФ насчитывал 2581 машину различных типов{4}.

В наибольшей мере увеличение корабельного состава было характерно для Краснознаменного Балтийского флота. Боевые корабли, построенные в предвоенные годы, особенно в течение второй пятилетки, по своим качествам не уступали построенным в тот же период кораблям иностранных флотов, а по некоторым тактико-техническим свойствам превосходили их. Так, крейсера типа «Киров», будучи самыми быстроходными кораблями этого класса, обладали в то же время наиболее мощной артиллерией (девять 180-мм орудий). Правда, эти крейсера имели слабое бронирование (50 мм). Лидеры и эскадренные миноносцы, обладая очень высокой скоростью хода, располагали и сильным артиллерийским и торпедным вооружением. Подводные лодки типа «С» и «К» являлись наиболее современными лодками того периода.

Существенный недостаток предвоенных судостроительных программ состоял в диспропорции в классах боевых кораблей, которая выражалась в ограниченном, количестве боевых единиц, предназначавшихся для выполнения обеспечивающих задач. Так, например, было явно недостаточно намеченного числа тральщиков специальной постройки.

Военно-морская академия и Военный совет Краснознаменного Балтийского флота в свое время обращали внимание на этот недостаток программ. Но предложения, с которыми выступали в предвоенные годы профессор вице-адмирал Л. Г. Гончаров и контр-адмирал Ю. Ф. Ралль, о необходимости иметь на Балтике до 200 современных тральщиков, к сожалению, не принимались. Между тем основные потери Краснознаменного Балтийского флота в боевых и вспомогательных кораблях от неприятельских мин в годы войны явились прямым следствием нехватки тральщиков.

Крупным недостатком, обусловленным недооценкой другой серьезной опасности — подводных лодок, было ограниченное [16] строительство противолодочных кораблей и катеров. Строились они немногими десятками, а оказались нужны сотнями.

Наконец, к началу войны флот не имел ни одного десантного корабля, равно как и высадочных средств специальной постройки.

Конечно, все эти недостатки не были случайными, и вопрос об устранении их поднимался неоднократно. Но даже большие к тому времени возможности промышленности и экономики Советского государства не были безграничными, а потребности продолжали расти.

Как уже упоминалось, материальная часть авиации в целом, в том числе и авиации ВМФ, оказалась недостаточно современной. К сожалению, в результате ряда причин перевооружение авиации новыми типами самолетов началось с большим запозданием{5}. К весне 1941 г. 87,5% авиации ВМФ составляли самолеты устаревших типов. Только 23,8% самолетов флотской авиации являлись бомбардировщиками или торпедоносцами. Отставание флотской ударной авиации определялось, с одной стороны, качественными недостатками, вернее конструктивной устарелостью основных типов самолетов, а с другой — количественным несоответствием имевшихся самолетов ударной авиации задачам ВВС флотов на основных морских театрах. Так, треть бомбардировщиков и торпедоносцев находилась на Тихоокеанском театре, тогда как авиация Северного флота имела всего 11 таких самолетов. Пикирующие бомбардировщики в авиации ВМФ почти отсутствовали; самолеты типа Пе-2 стали поступать на флот уже после начала войны{6}. Не было к началу войны на флотах и штурмовиков Ил-2.

Одновременно со строительством кораблей, авиации, береговой обороны и развитием системы базирования Военно-Морского Флота велась усиленная работа по созданию наиболее совершенных образцов оружия и боевой техники флота.

Развитие морской артиллерии в Советском Союзе в предвоенные годы в основном шло в следующих направлениях:

— роста могущества орудий за счет перехода на более мощный порох, удлинения стволов орудий, повышения давления в канале ствола, увеличения начальной скорости, веса снарядов, использования в производстве орудий в целях повышения их живучести высоколегированных сталей;

— создания новых образцов орудий главного, вспомогательного и, в особенности, зенитного калибров, а также универсальных, [17] стабилизированных и многоствольных установок;

— совершенствования приборов управления огнем с применением гироскопов, новых оптических и электронно-оптических (теплопеленгаторов) средств наблюдения.

С 1937 по 1941 г. морская артиллерия ВМФ пополнилась рядом новых образцов орудий и установок. Так, например, на вооружение поступили: 180/57-мм пушки — в трехорудийных башнях; 130/50-мм палубные установки Б-13; 100/56-мм универсальные палубные установки Б-34.

Лейнирование и применение глубоких нарезов, а также некоторые другие меры способствовали повышению живучести орудий всех калибров.

Недостаточные темпы развития корабельной зенитной артиллерии, наблюдавшиеся в ВМФ в середине 30-х годов, в ходе войны потребовали напряженных усилий для установки на кораблях зенитных орудий. Положительной оценки, безусловно, заслуживают качество боеприпасов советской морской артиллерии, а также приборы управления стрельбой{7}.

Развитие торпедного оружия в течение 1928-1941 гг. в основном было подчинено требованиям увеличения скорости хода торпеды и ее дальноходности (для торпед надводных кораблей), повышения веса боевого заряда, усиления разрушительной способности взрывчатого вещества, надежности действия взрывающих приспособлений, обеспечения достаточной точности стрельбы. Возникла также проблема создания бесследных, циркулирующих, самонаводящихся торпед, неконтактных взрывателей и, наконец, устройств беспузырной стрельбы из торпедных аппаратов подводных лодок. В предвоенный период на всех флотах, в том числе и на советском, много внимания уделялось развитию авиационных торпед.

Как показал опыт Великой Отечественной войны, торпеды образцов 1933 и 1938 г., принятые на вооружение ВМФ, не уступали большинству иностранных торпед. Вместе с тем они не имели тех существенных недостатков, какие были присущи торпедам германского и американского флотов (большие отклонения по глубине хода, отказы неконтактных взрывателей).

Развитие минного оружия в ВМФ в предвоенный период шло в основном по следующим направлениям: дальнейшее увеличение глубины места постановки и скорости при сбрасывании мин, возрастание веса боевого заряда и усиление разрушительной силы взрывчатого вещества, достижение возможно большей живучести мин и противотральной устойчивости их.

Вместе с развитием мин заграждения, предназначенных для постановки с надводных кораблей и подводных лодок, [18] велась усиленная разработка новых образцов мин для постановки с самолетов, а также соответствующая модификация уже имевшихся мин.

Наиболее серьезным недостатком в минном вооружении ВМФ к началу Великой Отечественной войны явилось отсутствие неконтактных мин и трубчатых мин заграждения для вооружения подводных лодок. Такие мины появились только в 1943 г. Отставание в создании неконтактных мин в значительной мере обусловило и отставание в разработке неконтактных тралов, а это значительно усложнило борьбу с неприятельскими минами в начальный период войны.

До 30-х годов на вооружении Военно-Морского Флота СССР находились глубинные бомбы и буксируемые противолодочные мины времен первой мировой войны, оставшиеся от старого русского флота. Технические средства наблюдения за подводными лодками отсутствовали. Но уже с конца 20-х годов началась работа по созданию новых, более совершенных образцов противолодочного оружия и средств. В 1933 г. на вооружение ВМФ были приняты новые большая и малая глубинные бомбы и бомбосбрасыватель. Затем был разработан способ ступенчатого бомбометания и появились некоторые более совершенные образцы противолодочных средств. В конечном итоге перед началом Великой Отечественной войны по глубинным бомбам и некоторым другим разновидностям противолодочных средств наш Военно-Морской Флот не уступал ни флотам наших союзников, ни флоту фашистской Германии. Значительно хуже обстояло дело со средствами гидроакустического наблюдения. Причиной этого была относительная молодость советской гидроакустической техники, которая начала развиваться только во время первых двух пятилеток. Ни один из образцов шумопеленгаторов и приборов подводной связи, которыми к началу Великой Отечественной войны были вооружены корабли отечественного производства, не отвечал в достаточной мере требованиям сколько-нибудь успешного наблюдения за подводными лодками.

К началу Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот располагал вполне современными средствами радиотехнической связи, и в частности аппаратурой коротковолнового диапазона. Имелись некоторые достижения в области радиолокационного наблюдения (станции РУС-1 и РУС-2) и электрооптики (теплопеленгаторы), но в целом технические средства наблюдения развивались далеко недостаточными темпами. Более совершенные средства радиолокации, над созданием которых велись работы в течение предвоенных лет, появились только во время Великой Отечественной войны.

Вместе с ростом боевого состава флота и развитием его боевой техники во второй половине 20-х и в течение 30-х годов [19] особое внимание обращалось на качество подготовки всех категорий личного состава.

Принятый 1 сентября 1939 г. закон «О всеобщей воинской обязанности» увеличил продолжительность службы на флоте на один год, что способствовало повышению боевой обученности рядового и старшинского состава срочной службы. Особое значение имело положение о сверхсрочнослужащих ВМФ, осуществление которого обеспечивало флот необходимыми специалистами высокой квалификации. Краснознаменный Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский флоты во второй половине 30-х годов располагали хорошо организованной системой школ и учебных отрядов, готовивших краснофлотцев-специалистов и старшин по всем специальностям. Благодаря этому рядовой и старшинский состав флота был хорошо подготовлен.

Военно-морские училища, специальные курсы командного состава и Военно-морская академия обеспечивали Военно-Морской Флот хорошо подготовленными командными и политическими кадрами по всем специальностям и категориям.

В действовавших в последние предвоенные годы важнейших документах, определявших стратегическое использование и регламентировавших оперативную и боевую деятельность Советских Вооруженных Сил, указывалось, что Военно-Морской Флот СССР, являвшийся их составной частью, предназначался для обеспечения неприкосновенности морских границ и морских сообщений. Он должен был находиться в готовности:

— к активным наступательным действиям в открытом море, в воздухе, у побережья и баз противника для достижения поставленных оперативных целей;

— к активной обороне своих укрепленных районов и военно-морских баз;

— к взаимодействию с сухопутными войсками и воздушными силами Рабоче-Крестьянской Красной Армии для обеспечения их операций в прибрежных районах;

— к обеспечению своих морских перевозок и нарушению коммуникаций противника.

В основу теоретических взглядов на стратегическое использование Военно-Морского Флота, а также на его оперативную и боевую деятельность на каждом из морских театров были положены требования тщательной координации его задач и действий с другими видами Вооруженных Сил для достижения общей цели. Предусматривалось, что задачи, поставленные каждому из флотов на том или ином морском театре, могут выполняться в результате проведения ими как самостоятельных операций, так и совместных с сухопутными войсками. [20]

В предвоенное время предусматривались следующие самостоятельные операции флота: действия по уничтожению сил противника в море, действия на его морских сообщениях, обеспечение своих морских сообщений и борьба с морской блокадой противника, минно-заградительные, тральные и повседневные операции, обеспечивающие благоприятный оперативный режим на театре. Совместными операциями флота и армии считались: операции по поддержке флотом фланга армии, десантные и противодесантные, против баз и береговых объектов противника (в том числе и операции в шхерных районах) и операции в условиях ледостава.

С увеличением удельного веса надводных, и в частности больших артиллерийских, кораблей в годы третьей пятилетки такие корабли стали ядром советского флота. Неизбежность перерастания авиации из обеспечивающего рода сил в основную ударную силу признавалось далеко не всеми, хотя уверенность в ведущей роли больших артиллерийских кораблей в боевых действиях на море уже не была прежней, а с началом второй мировой войны окончательно поколебалась.

Опыт первого периода этой войны внес некоторые коррективы и в официальные взгляды. На совещании командующих советскими флотами в декабре 1940 г. высказывалось мнение, что вследствие возрастания угрозы для больших артиллерийских кораблей со стороны авиации, подводных лодок и мин заграждения их роль как основной ударной силы значительно уменьшилась. Наиболее универсальными кораблями признавались крейсера и эскадренные миноносцы.

Подводные лодки, которых к началу войны на всех флотах насчитывалось свыше двухсот, рассматривались как род военно-морских сил, предназначенный главным образом для действий на морских сообщениях. Дополнительно указывалось, что в тех случаях, когда действия на морских сообщениях являются главной задачей флота, подводные лодки следует рассматривать как основной род сил.

Авиация Военно-Морского Флота рассматривалась как род сил, предназначенный преимущественно для выполнения задач, связанных с обеспечением операций и повседневной боевой деятельности флота. Как уже отмечалось, вторая мировая война сразу выявила возросшую роль авиации почти во всех видах военных действий на море, ее способность действовать не только с другими родами сил флота, но и проводить самостоятельные операции.

Определившиеся в начале 30-х годов верные по своей сущности взгляды на развитие в первую очередь подводных лодок, тяжелобомбардировочной и минно-торпедной авиации не учитывали необходимой поправки на роль и возможности [21] подводных лодок на закрытых и ограниченных по размерам морских театрах и вместе с тем значимости на них авиации для борьбы на морских коммуникациях противника. Недостаточно критически рассматривался опыт действий русских подводных лодок во время первой мировой войны, в особенности на Балтике, тогда как результаты, достигнутые ими, были незначительны{8}.

Действовавший в предвоенный период в Военно-Морском Флоте Боевой устав отражал взгляды глубокой тактики, отвечавшей изменившемуся характеру военно-морских сил, их новым боевым и техническим средствам. Устав уделял достаточное внимание надводным, в особенности легким, силам флота, которые, однако, не рассматривались как основной род сил во всех случаях. Устав подчеркивал, что значение каждого рода сил определяется характером выполняемых задач и обстановкой. Опыт Великой Отечественной войны подтвердил правильность важнейших положений устава.

Наличие Боевого устава, наставлений и других оперативно-тактических документов обеспечило единство оперативных и тактических взглядов командного состава Военно-Морского Флота СССР.

В документах, отражавших официальные взгляды на оперативную и боевую деятельность ВМФ, большое внимание уделялось наступательным операциям и видам боевых действий. На первое место выдвигалась традиционная для флота операция по уничтожению сил противника в море. Способы ведения совместных оборонительных операций и боевых действий с сухопутными войсками, действующими на побережье, в этих документах освещались в значительно меньшей степени.

Отдельные недостатки официальных документов, регламентировавших оперативную и боевую деятельность Военно-Морского Флота, не умаляли правильности изложенных в них основных теоретических положений советского военно-морского искусства, целесообразность и современность которых подтвердилась опытом Великой Отечественной войны.

Военно-Морской Флот СССР располагал к началу войны рядом наставлений по боевой деятельности кораблей различных классов, в которых содержались развернутые указания по способам действии и типовым тактическим приемам при выполнении боевых задач, свойственных кораблям того или иного класса. [22]

В 1940-1941 гг. была разработана и введена в действие система оперативных готовностей флотов и флотилий, целесообразность которой оправдалась в начале Великой Отечественной войны.

Географические условия не благоприятствовали в военное время маневрированию силами Военно-Морского Флота СССР между основными морскими театрами. Возможность маневра ограничивалась использованием некоторых речных систем и каналов и Северного морского пути. Близость Беломорско-Балтийского канала на всем его протяжении к враждебной в то время Финляндии делала проблематичным использование его для маневра силами между Балтийским и Северным морскими театрами.

Северный морской театр военных действий характеризовался большой протяженностью и громадным по размерам водным пространством, непосредственной связью с океаном, суровостью климатических и природных условий, сравнительной отдаленностью театра от внутренних районов страны, слабым оборудованием портов и стоянок.

Большая протяженность театра затрудняла надежную организацию основных видов обороны, облегчала противнику возможность использования подводных лодок и способствовала набеговым действиям его надводных сил. Захват немецко-фашистскими войсками северо-восточного побережья Норвегии, характеризующегося большой изрезанностью береговой черты, облегчал противнику использование морской коммуникации вдоль этого побережья. Кроме того, близость Мурманска и Полярного к границе с Норвегией благоприятствовала действиям фашистских ВВС против этих баз. Характерное для того времени бездорожье театра, отсутствие в восточных районах аэродромов и посадочных площадок обусловило большую значимость наших морских коммуникаций и потребовало дооборудования театра с целью ограничения активности противника.

Вместе с тем ряд военно-географических условий театра благоприятствовал действиям сил Северного флота. Расположение Полярного, Ваенги и Мурманска в глубине Кольского залива способствовало их обороне с моря. Выдвинутое положение полуостровов Рыбачий и Средний облегчало Северному флоту контроль за Варангер-фьордом, ближними подходами к этой части побережья Кольского полуострова с моря, за Мотовским заливом и, наконец, обеспечивало устойчивость фланга сухопутных войск. Непосредственная связь театра с океаном давала возможность широко использовать внешние коммуникации, хотя в то же время- увеличивала напряжение сил Северного флота по их обеспечению.

Само собой разумеется, что на действия сил на Северном театре оказывали влияние и сезонные условия видимости [23] (полярные день и ночь), а в восточной части театра и ледовые условия.

К началу Великой Отечественной войны Северный флот (командующий контр-адмирал А. Г. Головко, член Военного совета дивизионный комиссар А. А. Николаев, начальник штаба контр-адмирал С. Г. Кучеров) располагал относительно небольшими силами. В строю находилось 8 эскадренных миноносцев, из них 2 старых, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, 15 сторожевых катеров типа «МО», несколько торпедных катеров и тральщиков. Авиация Северного флота насчитывала 116 самолетов, преимущественно устаревших типов{9}. Береговая оборона к этому времени располагала достаточным числом батарей с законченным или почти законченным инженерным оборудованием.

Главной базой Северного флота являлось Полярное, тыловой базой — Мурманск. Аэродромная сеть авиации Северного флота была развита очень слабо.

Основные задачи Северного флота перед началом войны: содействие флангу приморской группировки сухопутных войск, совместная с войсками Архангельского военного округа оборона побережья Белого моря, обеспечение своих морских коммуникаций, действия на коммуникациях противника.

Балтийское море характеризуется относительно небольшими размерами, сравнительно незначительными глубинами, шхерным характером побережья в ряде районов и своей замкнутостью (вследствие особенностей проливной зоны, соединяющей Балтику с Северным морем). Небольшие глубины, наличие островных и шхерных районов благоприятствовали использованию минного оружия и организации противолодочной обороны. Ограниченные размеры моря давали возможность авиации любой из сторон действовать на морских коммуникациях противника, в том числе и прибрежных.

Конфигурация Балтийского побережья СССР позволяла противнику действовать одновременно на двух важнейших направлениях (восточное побережье Балтийского моря и побережье Финского залива) с единой целеустремленностью (против Ленинграда). Разделенность и разобщенность отдельных районов театра облегчали противнику изоляцию каждого из них.

Северный берег Финского залива, район побережья между портами Турку и Стокгольм, западное побережье Финляндии и почти весь восточный берег Швеции прикрыты с моря несколькими тысячами малых островов, образующих шхеры. Ширина шхерной полосы от материка достигает 10 миль (18 км), а местами 20-30 миль (37-55 км). Шхерный район [24] Финского залива, изобилующий большим количеством выходов и удобных стоянок, соединенных внутренними фарватерами, дает возможность скрытно развертывать надводные корабли и подводные лодки, базирующиеся на финляндские базы.

Малая ширина Финского залива и небольшие его глубины при исключительной стесненности, обусловленной наличием большого количества подводных опасностей, отмелей и островов, создают особенно благоприятные, условия для использования минного оружия и организации эффективной противолодочной обороны, в том числе и всех видов позиционного противолодочного оборудования, а также создания плотной системы наблюдения и оповещения.

Белые ночи, продолжающиеся в Финском заливе около двух летних месяцев, не благоприятствуют скрытности проведения боевых действий.

В зимнее время заливы и прибрежные зоны Балтийского моря сковывает ледовый покров. Все порты Финского, Рижского и Ботнического заливов, как правило, замерзают.

Осенью и зимой частая низкая облачность сильно затрудняет действия авиации на Балтийском театре.

Краснознаменный Балтийский флот (командующий вице-адмирал В. Ф. Трибуц, член Военного совета дивизионный комиссар М. Г. Яковенко, начальник штаба контр-адмирал Ю. А. Пантелеев) к началу Великой Отечественной войны имел в своем составе 2 линейных корабля, 2 крейсера, 2 лидера, 21 эскадренный миноносец (в том числе 8 старых типа «Новик»), 65 подводных лодок, 6 надводных минных заградителей, 33 тральщика (из них только 18 новых типа «Фугас»), 7 сторожевых кораблей, 48 торпедных катеров, а также несколько десятков сторожевых катеров различных типов. Кроме того, флот располагал рядом учебных кораблей и значительным числом вспомогательных судов{10}.

Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота состояли из 656 самолетов, преимущественно устаревших типов{11}. К началу войны ВВС КБФ находились в процессе перевооружения, устаревшие типы самолетов заменялись более современными. Береговая оборона Краснознаменного Балтийского флота к началу войны имела на вооружении свыше 300 орудий{12}, большая часть которых была установлена на батареях побережья восточной части Финского залива. Противовоздушная оборона КБФ располагала [25] почти сотней батарей, на которых было установлено свыше 350 орудий{13}.

Резкое увеличение протяженности морских границ Советского Союза на Балтийском море после окончания советско-финляндской войны и вступление в состав СССР Эстонии, Латвии и Литвы потребовали значительных усилий для расширения системы базирования флота применительно к новым условиям, строительства сооружений береговой обороны и развития аэродромной сети в новых районах театра. Объем всех этих работ был очень большим, а времени, как показали дальнейшие события, оставалось мало. Оборонительное строительство развернулось только во второй половине 1940 г. Поэтому к началу войны далеко не полностью были завершены работы по созданию обороны, в особенности сухопутной, Либавы (Лиепая), островов Моонзунда и Рижского залива. Не было даже начато строительство сухопутного фронта обороны Таллина, ставшего главной базой КБФ, не завершилась постройка аэродромной сети на побережье к западу от меридиана о. Гогланд.

До осени 1939 г. задачами Краснознаменного Балтийского флота являлись: оборона Ленинграда со стороны моря, противодействие прорыву противника в Финский залив, недопущение высадки десанта на побережье СССР, содействие приморскому флангу Советской Армии, действия против флота противника в море, действия на морских коммуникациях противника.

Изменение военно-политической обстановки в целом, и на Балтийском море в частности, естественно, несколько изменило и конкретизировало задачи КБФ, но суть их осталась прежней.

Черное море — закрытый морской театр. Он характеризуется относительно небольшими размерами (расстояние между северным и южным берегом — 350 миль, между западным и восточным — 610 миль). Проход через проливы определялся конвенцией, заключенной в Монтре (1936 г.){14}. К побережью Черного моря непосредственно примыкают важные в промышленном и экономическом отношении районы Советского Союза.

К важнейшим особенностям Черного моря следует отнести его ограниченные размеры, облегчавшие оперативное развертывание сил флота и организацию их взаимодействия, центральное положение Крымского полуострова, позволявшее использование на любом из угрожаемых направлений сил, базировавшихся на его базы и аэродромы, большие [26] глубины (за исключением северо-западного района), слабую изрезанность побережья, незначительные расстояния между портами западного побережья, благоприятные метеорологические и навигационно-гидрографические условия, дававшие возможность использовать все рода сил флота в течение круглого года.

Ледовый покров образуется в зимнее время лишь в северо-западном районе Черного моря. Он имеет характер берегового припая и практически не влияет на действия боевых кораблей. Глубины Черного моря (порядка 1800-2400 м) ограничивали использование минного оружия того времени и позиционных средств противолодочной обороны, допуская его лишь в непосредственной близости к побережью и в северо-западной части моря, где глубины менее 100 м.

К началу войны Черноморский флот располагал развитой системой базирования (главная база Севастополь, военно-морские базы Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми).

Техническими средствами, обеспечивавшими потребности военного флота, в достаточной мере располагали только Севастополь и Николаев.

Одним из недостатков системы базирования Черноморского флота, которые в полной мере сказались в первые же месяцы войны, являлось отсутствие подготовленных опорных пунктов на Кавказском побережье. В значительной степени это объяснялось слабой изрезанностью Кавказского побережья, хотя неблагоприятное развитие обстановки в начальный период войны заставило использовать имевшиеся и найти новые пункты базирования сил флота.

Почти аналогичный недостаток имела и аэродромная сеть авиации Черноморского флота. Большинство аэродромов находилось в Крыму и западнее его. На Кавказском побережье аэродромов для колесной авиации почти не было.

Черноморский флот (командующий вице-адмирал Ф. С. Октябрьский, член Военного совета дивизионный комиссар Н. М. Кулаков, начальник штаба контр-адмирал И. Д. Елисеев) к началу Великой Отечественной войны располагал более чем 300 кораблями и катерами различных классов, в том числе линейным кораблем, 5 крейсерами, 16 лидерами и эскадренными миноносцами, 47 подводными лодками, 15 тральщиками, значительным числом торпедных и некоторым количеством мореходных сторожевых катеров. ВВС Черноморского флота на 22 июня 1941 г. насчитывали в своем составе 626 самолетов различных типов{15}. Военно-морские базы Черноморского флота были надежно прикрыты со стороны моря береговой артиллерией, однако сухопутного фронта обороны [27] они не имели. Противовоздушная оборона Черноморского флота имела около 300 зенитных орудий.

Важнейшими задачами Черноморского флота на случай войны были: воспрепятствование активными минными постановками и действиями подводных лодок проходу флота противника в Черное море, воспрещение действиями на морских коммуникациях перевозок через Черное море войск и военных грузов в порты враждебных держав, недопущение высадок морских десантов противника на советское побережье, содействие приморскому флангу войск Советской Армии в их наступательных операциях, защита своих морских коммуникаций.

В состав флота входила и Дунайская флотилия (командующий контр-адмирал Н. О. Абрамов, начальник отдела политической пропаганды бригадный комиссар В. К. Беленков), сформированная в 1940 г. К началу Великой Отечественной войны она состояла из дивизиона мониторов (5 кораблей), дивизиона бронекатеров (22 бронекатера), отряда катеров-тральщиков (7 катеров) и некоторых других кораблей и катеров{16}. Кроме того, в состав флотилии входили части Дунайского сектора береговой обороны, а также авиаэскадрилья истребительной авиации.

Дунайская военная флотилия имела задачу не допустить форсирования противником Дуная на участке от устья р. Прут до Килийского гирла; не допустить прохода вражеских кораблей на участке Рени — Килийское гирло; содействовать сухопутным войскам в их операциях.

Дальневосточный морской театр военных действий, являющийся частью Тихоокеанского театра, включал северозападную часть Японского, южную часть Охотского морей и Татарский пролив. Наиболее характерная особенность этого театра — большая протяженность морской границы (от побережья Кореи до мыса Лопатка около 1500 миль) и его расчлененность.

Связь советского Приморья с полуостровом Камчатка возможна только по воздуху или через Татарский, Лаперуза, Сангарский и Курильские проливы, которые почти все находились в то время под контролем Японии. Под таким же контролем находились Корейский и Цусимский проливы, соединявшие Японское море с Желтым. В связи с этим, естественно, возникала трудность использования подводных лодок Тихоокеанского флота в Тихом океане. Вместе с тем большие глубины Японского моря благоприятствовали действиям подводных лодок в его пределах, но ограничивали возможность [28] минных постановок, допуская их лишь в непосредственной близости к берегу и в проливах. Охватывающее положение японских островов по отношению к материковому побережью Японского моря облегчало развертывание японского флота и действия японской авиации против военно-морских баз и портов, находившихся на этом побережье.

К началу Великой Отечественной войны Тихоокеанский флот (командующий вице-армирал И. С. Юмашев, член Военного совета корпусной комиссар С. Е. Захаров, начальник штаба контр-адмирал В. Л. Богденко) имел в своем составе около 300 кораблей и катеров различных классов и типов, в том числе 2 лидера, 12 эскадренных миноносцев, 6 сторожевых кораблей, 91 подводную лодку, 30 тральщиков, 8 надводных минных заградителей и около 200 торпедных, сторожевых и других катеров{17}. В состав Тихоокеанского флота входила Северная Тихоокеанская флотилия (командующий контр-адмирал М. И. Арапов, член Военного совета бригадный комиссар Г. Ф. Быстриков), имевшая в своем составе подводные лодки, сторожевые корабли, тральщики, торпедные и сторожевые катера. Военно-морские базы и ближние подходы к ним со стороны моря были прикрыты системой береговой обороны. Самолетный парк военно-воздушных сил Тихоокеанского флота насчитывал 764 самолета различных типов{18}.

К началу Великой Отечественной войны задачами Тихоокеанского флота были: содействие приморским флангам Советской Армии на побережье Северной Кореи и Татарского пролива, воспрепятствование высадке противником десанта на наше побережье, нарушение коммуникаций противника в Японском море, обеспечение своих прибрежных коммуникаций в Японском море и Татарском проливе.

В состав Военно-Морского Флота СССР входили также Краснознаменная Амурская, Каспийская и Пинская военные флотилии. Последняя была сформирована в 1940 г. на базе существовавшей ранее Днепровской военной флотилии.

Последовательное совершенствование организации и методики оперативной и боевой подготовки, систематически проводившейся на всех флотах в течение предвоенного двадцатилетия, обеспечило достаточно высокий уровень боевого обучения личного состава. Некоторые организационно-методические мероприятия в ходе второй половины 30-х годов, заключавшиеся в дифференцированном проведении боевой подготовки кораблей и соединений по линиям в зависимости от уровней, достигнутых на каждом из предшествовавших [29] периодов обучения, в значительной мере устраняли недостатки прежней системы — сезонности подготовки, определявшей готовность флотов каждого из театра в целом лишь к концу годового цикла.

В оперативной и тактической подготовке Военно-Морского Флота были и некоторые недостатки. Так, например, наблюдалось повышенное внимание к отработке боя в море за счет подготовки к совместным действиям с армией; отсюда относительно мало внимания уделялось артиллерийским стрельбам по береговым целям. Совершенно недостаточно велась подготовка к противолодочной и несколько упрощенно — к противоминной обороне.

Оперативная подготовка большинства флотов не охватывала отдельных проблем, которые пришлось заново решать во время войны. Несмотря на все это, с началом войны действия Военно-Морского Флота СССР на всех основных морских театрах показали его высокую боеготовность и боеспособность. Нападение фашистской Германии не застало советский флот врасплох.

В решении задач, стоявших перед флотами и флотилиями, большую роль играли органы политической пропаганды, политработники, партийные и комсомольские организации. Прошедшие осенью 1940 г. партийные конференции показали, что коммунисты Военно-Морского Флота являются боевым отрядом партии. Накануне нападения гитлеровской Германии на Советский Союз на флоте насчитывалось 41400 членов партии и 15300 кандидатов{19}.

Характер стратегического использования и задачи Военно-Морского Флота СССР во время Великой Отечественной войны определялись политическими и стратегическими целями, стоявшими перед Советскими Вооруженными Силами. Обстановка, сложившаяся с началом войны, и дальнейшее развитие боевых событий сразу же выдвинули на первый план непосредственное содействие флота войскам Советской Армии и оборону с воздуха и с суши своих военно-морских баз, оказавшихся под угрозой ударов врага. Непосредственное содействие войскам Советской Армии оставалось одной из важнейших задач Военно-Морского Флота в ходе всей войны. Вместе с тем в течение всей войны в стратегическом использовании Военно-Морского Флота продолжали сохранять важное значение морские коммуникации, озерные и речные пути сообщений, а следовательно, и задачи борьбы с противником на них и обеспечения их безопасности.

Кроме того, на протяжении всей войны сохраняли свою значимость многообразные задачи, связанные с повседневной [30] деятельностью Военно-Морского Флота. Их решение обеспечивало благоприятный оперативный режим в зоне действия каждого из .флотов и флотилий. Сама природа этих задач, обстановка, складывавшаяся на театрах, и, наконец, состав военно-морских сил сторон определяли сущность и направленность действий наших флотов во время войны.

К важнейшим особенностям обстановки, определявшим стратегическое использование ВМФ СССР, следует отнести общий характер действий Вооруженных Сил Советского Союза в каждый из периодов войны; состав советских флотов на морских театрах и действовавших против них неприятельских военно-морских сил; военно-географические условия морских театров военных действий.

В основе официальных взглядов немецко-фашистского военного руководства лежала идея внезапного нападения и возможность быстрого достижения стратегических целей мощными упреждающими ударами.

В планах нападения на Польшу, Норвегию, Францию и Югославию гитлеровское командование предусматривало упреждающие удары по этим странам. Оно видело в них средство для достижения крупных стратегических целей в наиболее короткие сроки. В данных случаях фашистской Германии удалось осуществить свои разбойничьи намерения. Польша, Норвегия и Югославия были разгромлены в результате одной стратегической операции, а Франция, Бельгия и Голландия — в двух последовательных операциях.

В плане войны против Советского Союза ближайшая цель немецко-фашистского командования, определявшая, по существу, продолжительность начального периода войны, заключалась в уничтожении основных сил Советской Армии, находившихся западнее Днепра и Западной Двины, и в недопущении отхода сохранивших боеспособность советских войск во внутренние районы{20}.

Однако гитлеровцам в начальный период войны против Советского Союза не удалось достигнуть этой цели и получить желаемую свободу действий. Но все же вследствие внезапности нападения фашистской Германии и того обстоятельства, что Советские Вооруженные Силы не успели закончить стратегического развертывания, Советская Армия оказалась вынужденной перейти к обороне и в трудных для нее условиях отходить на восток.

В результате сложившейся на сухопутном фронте обстановки Советскому Военно-Морскому Флоту пришлось [31] перестраиваться на оборонительные операции и боевые действия. Это и определяло в первый период войны, в особенности в ее начале, характер стратегического использования Военно-Морского Флота и направленность его действий на всех театрах. Нашему флоту приходилось содействовать оборонявшимся приморским группировкам сухопутных войск, защищать вместе с ними свои западные военно-морские базы, одновременно защищать коммуникации и решать задачи по обеспечению своей повседневной боевой деятельности. Оставалась также свойственная природе ВМФ наступательная задача — борьба на коммуникациях противника.

Внезапность нападения фашистской Германии на СССР сказалась на Северном, Краснознаменном Балтийском и Черноморском флотах в очень незначительной степени, хотя полностью отрицать ее влияние нельзя. Безрезультатность внезапных действий неприятельской авиации против советских военно-морских баз можно объяснить двумя причинами: первая — заблаговременное рассредоточение сил советских флотов (за исключением Черноморского) и своевременное повышение их оперативной готовности, вторая — численное несоответствие вражеской авиации задачам, которые она выполняла. Для решения этих задач нужны были крупные силы авиации, а не малочисленные группы.

Постановки немецкими надводными силами минных заграждений в устье Финского залива, в проливах Соэла-вяйн (Соэлозунд), Муху-вяйн и Ирбенский, а также минных банок на подходах к Либаве (Лиепая) и Виндаве (Вентспилс) в известной мере усложнили движение кораблей и транспортов Краснознаменного Балтийского флота.

Содействие ВМФ СССР на Северном, Балтийском и Черноморском морских театрах флангу оборонявшихся приморских группировок войск Советской Армии в первый период войны выражалось в систематической и эпизодической артиллерийской поддержке приморских флангов сухопутных войск, высадке морских десантов, отражении десантов противника, наконец, в широком использовании флотской авиации для поддержки сухопутных войск. Авиация Северного флота, несмотря на свою малочисленность, совершила для выполнения такой задачи около 2500 самолето-вылетов, авиация Краснознаменного Балтийского флота — около 25000 самолето-вылетов, а авиация Черноморского флота — свыше 20000 самолето-вылетов.

Содействуя приморским флангам войск Советской Армии, Военно-Морской Флот способствовал их устойчивости и ни разу не допустил воздействия противника на них со стороны моря.

В первый период войны возникла необходимость упорной обороны флотом совместно с войсками Советской Армии [32] военно-морских баз: Мурманска, Либавы (Лиепая), Таллина, Ханко, островов Моонзундского архипелага, Одессы, Севастополя, Новороссийска и Туапсе. Упорно обороняя свои базы, Военно-Морской Флот тем самым способствовал замедлению продвижения противника на приморском направлении, что имело стратегическое значение, так как непосредственно влияло на срыв планов немецко-фашистского командования.

Северный флот, содействуя 14-й армии, оборонявшейся на мурманском направлении, в немалой степени помог ей сорвать наступление немецко-фашистской армии «Норвегия». Оборона Одессы в течение более двух месяцев сдерживала крупные силы румынской армии, а оборона Севастополя свыше восьми месяцев сковывала значительную группировку немецко-фашистских войск в Крыму, не дав использовать ее в весеннем наступлении на юге в 1942 г. Силы Черноморского флота в очень большой степени способствовали успеху оборонительных действий Советской Армии на Северном Кавказе. Крупную стратегическую роль сыграл Краснознаменный Балтийский флот в обороне Ленинграда, обеспечив, в частности, прочное удержание ораниенбаумского плацдарма.

В первом и втором периодах войны Военно-Морской Флот СССР вел борьбу на морских сообщениях, обусловленную возникшей с первых дней военных действий необходимостью снабжения приморских группировок своих войск и пресечения перевозок в Германию стратегического сырья или эффективного противодействия им.

Определившаяся в начале войны непосредственная угроза военно-морским базам со стороны суши вынудила Краснознаменный Балтийский флот после оставления Таллина базировать свои основные силы на Кронштадт — Ленинград. На Черном море такая угроза потребовала смещения всей системы базирования флота на Кавказское побережье. Все это усложняло условия действий на дальних морских коммуникациях противника для сил Краснознаменного Балтийского и Черноморского флотов, вынуждало использовать в этих целях преимущественно подводные лодки. Особенно тяжелая обстановка сложилась для КБФ, поскольку выходы его подводных лодок на морские коммуникации противника были связаны с преодолением нараставшей по глубине и плотности системы вражеской противолодочной обороны. Вместе с тем действия балтийских подводных лодок на дальних морских коммуникациях противника заставили последнего увеличить напряжение сил противолодочной обороны.

Действиям Северного флота на морских коммуникациях противника у северного побережья Норвегии в 1941 г. в наибольшей [33] степени мешал ограниченный состав сил, но все же удары североморцев в этом районе ощутимо сказывались на подвозе подкреплений и снабжении немецко-фашистской армии «Норвегия», сковывали тем самым ее активность.

Силы Черноморского флота, действовавшие на дальних вражеских коммуникациях — между портами западного побережья, значительно усложнили противнику организацию перевозок, увеличили напряжение его сил, обеспечивавших движение транспортов. В 1942 г. корабли Черноморского флота срывали доставку снабжения и пополнения приморской группировке врага по прибрежным коммуникациям (Севастополь — Феодосия — Керчь — порты Азовского моря).

Надежное прикрытие своих преимущественно прибрежных морских коммуникаций и водных путей потребовало больших усилий от личного состава надводных кораблей и авиации Военно-Морского Флота. Из-за близости трасс перевозок от баз и аэродромов противника выполнение этой задачи в первом и втором периодах войны, особенно на Балтике и Черном море, было связано с преодолением ряда трудностей.

С осени 1941 г. и до конца войны Северный флот обеспечивал перевозки по внешним морским коммуникациям в пределах своей операционной зоны. Краснознаменный Балтийский флот в исключительно неблагоприятных условиях осуществлял войсковые и грузовые перевозки при эвакуации Таллина и полуострова Ханко, снабжение островов восточной части Финского залива, обеспечивал движение кораблей и транспортов между Ленинградом и Кронштадтом. Важное значение для обороны Ленинграда имели действия Ладожской военной флотилии по обеспечению войсковых и грузовых перевозок через Ладожское озеро.

Успешная организация Черноморским флотом войсковых и грузовых перевозок в осажденную Одессу и Севастополь, а затем в Феодосию, Керчь и в передовые военно-морские базы на Кавказском побережье способствовала устойчивости обороны этих баз и приморских группировок Советской Армии. Стратегическое значение имели народнохозяйственные перевозки по Каспию.

Необходимость создания благоприятного режима в операционных зонах Северного, Краснознаменного Балтийского и Черноморского флотов также требовала систематического выполнения ряда задач, обусловленных повседневной деятельностью этих флотов, влиявшей на ход военных действий на каждом морском театре.

В течение второго периода Великой Отечественной войны, характеризовавшегося переходом стратегической инициативы к Советским Вооруженным Силам, Военно-Морской [34] Флот содействовал приморским группировкам сухопутных войск в их наступательных операциях, активизировал борьбу с противником на его морских коммуникациях, обеспечивал безопасность движения на своих морских сообщениях, продолжал выполнять задачи повседневной боевой деятельности.

Содействие Краснознаменного Балтийского флота приморским группировкам сухопутных войск выражалось в активном участии его корабельной и береговой артиллерии, а также авиации в обороне Ленинграда и в прорыве его блокады. Удерживая острова восточной части Финского залива (Лавенсари, Пенисари и Сескар), КБФ надежно прикрывал подступы к Ленинграду со стороны моря.

В конце второго периода войны Краснознаменный Балтийский флот осуществил крупные войсковые перевозки на ораниенбаумский плацдарм, где сосредоточивались силы, которые в начале третьего периода нанесли главный удар приморской группировке немецко-фашистских войск. Ладожская военная флотилия продолжала обеспечивать войсковые и народнохозяйственные перевозки в Ленинград по озерной коммуникации. Авиация и торпедные катера КБФ систематически действовали на коммуникациях врага в восточной части Финского залива.

Совместно с Северо-Кавказским фронтом Черноморский флот в начале второго периода войны участвовал в наступательной операции, высадив морской десант в районах Южной Озерейки и Станички. Овладение плацдармом в районе Станички лишило гитлеровцев возможности использовать Новороссийский порт и создало благоприятные условия для изгнания врага из Новороссийска.

В сентябре 1943 г. войска Северо-Кавказского фронта и Черноморский флот провели Новороссийско-Таманскую операцию. Во взаимодействии с войсками 18-й армии флот осуществил Новороссийскую десантную операцию, которая завершилась освобождением Новороссийска. В дальнейшем Черноморский флот и Азовская военная флотилия содействовали войскам Северо-Кавказского фронта в полном освобождении Таманского полуострова. В результате Керченско-Эльтигенской десантной операции, проведенной совместно войсками фронта и флотом, в конце второго периода был захвачен плацдарм на Керченском полуострове.

Подводные лодки, авиация и надводные корабли Черноморского флота в конце 1942 и в 1943 г. действовали на морских сообщениях противника у Крымского побережья и в западной части моря.

Большое значение в стратегическом использовании Военно-Морского Флота имели действия Северного флота по [35] обеспечению безопасности движения конвоев на внешних и арктических коммуникациях. Во втором периоде войны силы этого флота участвовали в обеспечении переходов 16 союзных конвоев, состоявших из 236 транспортов. Значительно активизировались действия подводных лодок и авиации на морских сообщениях, еще более усложнившие противнику перевозки для армии «Норвегия» и доставку в Германию стратегического сырья из портов Варангер-фьорда. Трудности в снабжении и пополнении, вызванные нарушением коммуникаций, лишили армию «Норвегия» возможности вести какие-либо активные действия.

Каспийская военная флотилия в 1943 г. продолжала обеспечивать войсковые и народнохозяйственные перевозки.

Стратегическое использование Военно-Морского Флота в третьем периоде войны характеризовалось общим наступлением Советской Армии. Флоты и флотилии активно участвовали почти во всех наступательных операциях 1944-1945 гг.

Северный флот содействовал войскам Карельского фронта при наступлении в Заполярье в октябре 1944 г., поддерживая их огнем своей береговой и корабельной артиллерии, действиями авиации и высадками тактических десантов. Авиация, подводные лодки и торпедные катера Северного флота еще более активизировали свои действия на морских коммуникациях врага. Кроме того, силы Северного флота продолжали успешно обеспечивать проводку союзных конвоев в пределах оперативной зоны флота и движение своих транспортов и ледоколов на арктических и внутренних морских коммуникациях.

Краснознаменный Балтийский флот содействовал войскам Ленинградского фронта в разгроме врага под Ленинградом, использовав в полосе наступления ударной группировки свою корабельную и береговую артиллерию и авиацию. В ходе Выборгской и Свирско-Петрозаводской операций он содействовал наступавшим войскам Ленинградского и Карельского фронтов огнем морской артиллерии, высадками тактических десантов на острова Бьёркезунда, Выборгского залива, в устье р. Тулокса и действиями своей авиации. В последующем КБФ совместно с войсками Ленинградского фронта участвовал в десантной операции по овладению островами Моонзундского архипелага и в наступательных операциях Советской Армии в Восточной Пруссии и Восточной Померании.

В этот период на первый план выдвинулись действия КБФ по пресечению путей отхода морем группировок противника, изолированных на приморском плацдарме, и срыву его перевозок в южной части Балтийского моря. В начале [36] третьего периода активно действовали на вражеских морских коммуникациях авиация флота, подводные лодки и в конце войны — торпедные катера.

Наиболее примечательными действиями Краснознаменного Балтийского флота по защите своих морских сообщений, отражавшими некоторые новые черты в его стратегическом использовании, являлись быстрая перевозка войск из Ораниенбаума на Лисий Нос и обеспечение народнохозяйственных перевозок из Швеции и Финляндии в Ленинград.

Черноморский флот и Азовская военная флотилия, а несколько позже созданная на ее базе Дунайская военная флотилия содействовали Отдельной Приморской армии и 4-му Украинскому фронту в освобождении Крыма. С этой целью они поддерживали своей артиллерией фланги наступавших войск, высаживали тактические десанты. Во время Ясско-Кишиневской операции они поддерживали фланг наступавших войск 3-го Украинского фронта.

С предельным напряжением сил действовали на морских коммуникациях авиация, подводные лодки и торпедные катера Черноморского флота, стремившиеся воспрепятствовать эвакуации войск противника из Крыма. Эти действия позволили прийти к выводу, что использование крупных надводных сил могло привести к большему успеху. Но этому мешал ряд обстоятельств, прежде всего базирование таких сил на Кавказское побережье.

В течение третьего периода Черноморский флот, несмотря на ряд трудностей, вызванных главным образом минной опасностью, а также увеличением объема морских перевозок для наступавших сухопутных войск и народнохозяйственных грузов, возросшей протяженностью морских коммуникаций, успешно справился с обеспечением безопасности своих морских сообщений.

Существенное влияние на характер военных действий Военно-Морского Флота СССР оказывал состав военно-морских сил фашистской Германии. Противник стремился решать свои задачи на Северном, Балтийском и Черноморском театрах преимущественно легкими силами и некоторым количеством подводных лодок, использовал в тесных и островных районах значительное количество мин и позиционных средств. Он широко применял для боевого обеспечения самоходные десантные баржи и вспомогательные корабли как средства многоцелевого назначения.

Характерной особенностью организации вооруженных сил противника, оказывавшей влияние на способы действий немецких военно-морских сил, являлось отсутствие у последних своей авиации.

В отличие от первой мировой войны, когда стратегический маневр основным ядром германских военно-морских [37] сил ограничивался двумя театрами (Северное и Балтийское моря), во время Великой Отечественной войны альтернатива сосредоточения надводных сил на одном театре и ослабление их на другом стала совершенно иной. Новые стратегические направления — Атлантика и Баренцево море — заставляли немецко-фашистское командование выбирать не между двумя, а между четырьмя театрами; усиление надводных сил на одном из них неизбежно приводило к ослаблению этих сил на остальных. Наконец, гитлеровскому руководству войной на море приходилось серьезно считаться с появлением нового для них Черноморского театра, на который потребовалось выделить часть военно-морских сил.

В связи с особенностями состава немецко-фашистских военно-морских сил и стремлением их руководства не рисковать ценными боевыми кораблями (от эскадренного миноносца и выше) на морских театрах военных действий не произошло ни одного более или менее крупного столкновения между разнородными силами. Отдельные боевые столкновения между советскими и вражескими надводными кораблями и катерами по своему характеру и району действий преимущественно относятся к бою между легкими силами в прибрежном районе.

Несколько иначе обстояло дело с подводными силами. В начале войны противник направил на Балтийское море 8 подводных лодок, которые вследствие малой эффективности их действий по настоянию Деница были возвращены в подчинение командующего подводными силами{21}. На Северном театре в начале войны действовало от 4 до 6 немецких подводных лодок, а в 1942-1945 гг. — от 9 до 30{22}.

Наличие на Северном морском театре, значительного числа подводных лодок противника, естественно, вызвало необходимость поиска новых форм и способов борьбы с ними.

Военно-географические особенности морских театров благоприятствовали накоплению Военно-Морским Флотом опыта военных действий на море в самых различных условиях, начиная от действий в тесных и мелководных районах (Финский и Рижский заливы, Куриш-Гаф, северо-западный район Черного моря) и кончая просторными смежными с океаном районами (Баренцево и Японское моря).

Характер Северного морского театра способствовал накоплению некоторого опыта военных действий в условиях Арктики.

Ход боевых действий на протяжении Великой Отечественной войны показал, что Военно-Морской Флот СССР [38] справился со всем комплексом своих задач. Он успешно содействовал войскам Советской Армии в проведении операций на приморских направлениях и осуществлял самостоятельные операции и систематические боевые действия по нарушению морских коммуникаций противника и защите своих коммуникаций. Достаточно сказать, что в течение войны советский флот обеспечил перевозку по морским, озерным и речным коммуникациям 9,8 млн. человек (войск и гражданского населения), более 94 млн. т воинских и народнохозяйственных грузов и уничтожил свыше 1600 боевых кораблей и судов противника{23}. [39]

Дальше