Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Где же вы теперь, друзья-однополчане?

Ветераны 2-й воздушной армии сегодня

В майские дни 1945 г. отгремела канонада Великой Отечественной войны в Европе. Умолкли орудийные залпы и пулеметная стрельба. В безоблачном небе утих рокот авиационных моторов. Остались позади кровопролитные бои и сражения. Наступил долгожданный мир

С песнями и плясками уезжали на Родину воины-освободители Возвращались домой к своим детям, женам, матерям и невестам уволенные в запас солдаты, сержанты и офицеры. В военные академии и училища направлялись на учебу умудренные боевым опытом летчики, пехотинцы, артиллеристы и танкисты. Советские люди приступили к восстановлению народного хозяйства.

С памятного Дня Победы прошло уже 20 лет. За это время Советская страна под руководством Коммунистической партии добилась гигантских успехов в развитии промышленности, сельского хозяйства, науки и техники и далеко шагнула вперед по пути к коммунизму Построены новые города и села. Распаханы целинные земли. Воздвигнуты крупнейшие заводы, шахты и электростанции. Советский человек первым шагнул в космос, успешно использует в мирных целях гигантскую силу атомной энергии.

Коренные изменения произошли и в развитии Вооруженных Сил. Оснащенные новым ракетно-ядерным оружием, сверхзвуковыми самолетами и другими мощными средствами борьбы, они бдительно охраняют мирный труд советского народа

Где же вы теперь, друзья-однополчане 2-й воздушной армии? Куда завели вас послевоенные дороги, что сделали вы на мирных стройках коммунизма, какие у вас успехи на военной службе? О чем вы мечтаете и как живете? [352]

Теплыми и трогательными бывают встречи старых боевых друзей, особенно после долгой разлуки.

...Воскресенье 19 мая 1963 г. Ослепительное солнце ярко освещает аллеи парка, светлые стены большого здания Дома офицеров, ставшую известной всему миру скульптуру «В космос». В воздухе весело щебечут весенние птицы. Кругом царит радостное возбуждение. Оркестр исполняет одну за другой песни военных лег. Мы присутствуем на первом слете ветеранов 2-й воздушной армии.

Из Хабаровска и Новосибирска, Минска и Киева, Баку и Тбилиси, Москвы и Воронежа, Алма-Аты и Кишинева, Ленинграда и Петрозаводска, Витебска и Калинина — со всех уголков советской страны приехали сюда убеленные сединой генералы, прославленные асы воздушных сражений, прошедшие сурового школу войны офицеры, сержанты, солдаты и служащие. Всем им 2-я воздушная была родным домом. Под знаменами ее частей и соединений они прошли трудными дорогами войны от Ельца до Берлина, росли, мужали, крепли, закалялись, встречались с невзгодами, познали радости побед.

На встречу прибыли многочисленные гости: маршалы, генералы и офицеры сухопутных войск и представители других авиационных соединений, которым в период Великой Отечественной войны довелось в тесном взаимодействии со 2-й воздушной армией решать сложные боевые задачи. Присутствует здесь и молодая крылатая поросль: слушатели академий, личный состав частей и подразделений гарнизона, пытливая комсомолия, пионеры и школьники.

Тепло, как родных сыновей и братьев, встречал своих воинов и боевых соратников бывший командующий воздушной армией, ныне начальник Военно-роздушной Краснознаменной академии Герой Советского Союза, член Ревизионной комиссии ЦК КПСС маршал авиации С. А. Красовский.

Мелькают военные мундиры и гражданская одежда. На груди блестят зототые звезды и планки многочисленных боевых наград. У некоторых ордена и медали, полученные уже после войны за героический труд на мирных стройках коммунизма и за крупные успеуи в боевой подготовке. На суровых лицах испытанных командиров светятся улыбки. Повсюду возгласы приятного удивления и радости, крепкие рукопожатия и поцелуи. Слышны неизбежные в таких случаях вопросы: где работаешь, какие успехи, как здоровье?

Но особенно часто в разговоре можно было услышать восклицание: «А помнишь!» И перед каждым из нас вставали картины грозных военных лет и жестоких схваток с коварным врагом. Друзья от души радовались взаимным успехам, с грустью вспоминали добрым словом павших и безвременно сошедших в могилу героев. [353]

Вот под звуки фанфар вносят в зал Боевые Знамена прославленных авиационных корпусов, дивизий и полков. Все встают. Воцаряется тишина и гордость и волнение охватывают всех присутствующих. Какой-то комок сдавливает дыхание в горле, на глаза набегают слезы радости. Сколько фронтовой доблести осеняли эти знамена! Сколько подвигов совершено под этими кумачевыми стягами, на которых запечатлен образ великого вождя Владимира Ильича Ленина!

Доклад маршала авиации С. А. Красовского воскресил перед участниками встречи долгий и трудный путь авиаторов. Приветственные выступления бывалых воинов и гостей еще раз напомнили о силе армейского товарищества и прочности боевых традиций.

Встреча помогла узнать послевоенные судьбы ветеранов воздушной армии, укрепить возникшую в боях и сражениях дружбу. На слете выяснилось, что сейчас почти нет такого участка коммунистического строительства, где бы ни работали наши боевые друзья. Бывшие пилоты, штурманы, техники, воздушные стрелки, механики, радисты пошли трудиться на разные должности и в различные отрасли народного хозяйства. Их можно встретить и в цехах фабрик и заводов, и за штурвалом комбайнов и тракторов, и в лабораториях научно-исследовательских институтов, и в аудиториях университетов.

Но многие ветераны по-прежнему продолжают нести боевую вахту, неустанно охраняя воздушные границы нашей Родины. Некоторые из них выросли в крупных военачальников, стали видными авиационными полководцами, опытными командирами частей и соединений ВВС.

На высокие ответственные посты выдвинуты после войны бывшие командиры авиационных соединений, прошедшие сурова ю школу боев в составе 2-й воздушной армии: дважды Герой Советского Союза маршал авиации Е. Я. Савицкий и маршал авиации Ф. А. Агальцов, Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В. И. Давидков, генерал-полковники авиации И. Д Подгорный и Ф. И. Добыш. В своей практической деятельности по руководству войсками они умело используют богатый боевой опыт, накопленный в кровопролитных сражениях, много сил и энергии отдают дальнейшему укреплению оборонной мощи советской страны.

Высокую командную должность доверила партия прославленному рыцарю воздушных боев трижды Герою Советского Союза генерал-полковнику авиации А. И. Покрышкину, на боевом счету которого 59 сбитых фашистских самолетов. [354]
Трудящиеся Украинской ССР избрали его своим депутатом в Верховный Совет республики.

В послевоенный период раскрыли замечательные организаторские способности в руководстве войсками и стали видными авиационными начальниками трижды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации И. Н. Кожедуб, генерал-лейтенанты авиации С. Я. Жуковский, И. И. Пстыго, дважды Герои Советского Союза генерал-майоры авиации Н. Д. Гулаев, С. Д. Луганский и М. П. Одинцов. Во время Великой Отечественной воины они командовали звеньями, эскадрильями, а ныне возглавляют крупные авиационные соединения.

На руководящих постах в Военно-воздушных силах находятся бывшие командиры авиационных корпусов генерал-лейтенант авиации Герой Советского Союза М. Г. Мачин и генерал-лейтенант авиации Д. Т. Никишин.

Люди старшего поколения хорошо помнят исторический подвиг первых Героев Советского Союза, которые в 1934 г. выполнили небывалое для того времени задание партии и пра-вительсттза: спасли членов полярной экспедиции, оказавшихся на льду после гибели в Северном Ледовитом океане парохода «Челюскин». Среди семи летчиков-героев, отличившихся в этом беспримерном деле, был и Николай Петрович Каманин. Вовремя Великой Отечественной войны генерал-лейтенант авиации И. П. Каманин бесстрашно водил в бой полки 5-го штурмового авиационного корпуса, а ныне он служит благородному делу развития науки.

Ответственные должности в войсках, крупных штабах, учреждениях и военно-учебных заведениях ВВС занимают генерал-лейтенанты авиации Ф. С. Гудков, Н. Н. Остроумов, Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Н. Г. Серебряков, генерал-лейтенанты авиации Н. М. Калашников, П. П. Перцов и А. Ф. Семенов, генерал-лейтенант итс Н. Д. Гребенников, дважды Герои Советского Союза генерал-майоры авиации М. В. Кузнецов и В. И. Попков, Герои Советского Союза генерал-майоры авиации В. И. Бородачев, Л. И. Горегляд, Г. А. Мерквиладзе, Д. П. Назаренко, А. И. Новиков и В. М. Шевчук, генерал-майоры авиации Н. Ф. Зайцев, Н. В. Исаев, генерал-майор итс Р. С. Терский.

Закончили военные академии и стали умелыми командирами и военачальниками Герои Советского Союза полковники Н. И. Глотов, Н. Н. Кирток, Л. И. Лизунов, А. И. Мирович, А. И. Петров, Н. Н. Родионов, К. В. Сухов, С. Г. Чепелюк, полковники В. А. Галактионов, Г. Г. Голубев, С. В. Голубев, Л. Н. Гордеев, Е. Р. Игнатов, Г. П. Ковалев, В. И. Кривов, М. И. Калашников, С. М. Лискин, В. М. Марченков, Б. Ф. Маршалкин, Н. А. Топорихин, В. М. Шпрынов; подполковники В А. Березкин, Ю. Б. Мальцев и многие другие. [355]

Продолжают службу в кадрах Советской Армии и по-прежнему заботятся о здоровье авиаторов военные врачи подполковники медицинской службы В. Г. Близиюк, И. И. Смольников, С. П. Крапивин и майор медицинской службы М. Г. Мешков.

Активно участвуют в организации учебного процесса в Военно-воздушной Краснознаменной академии полковник В. К. Тихоненко, Герой Советского Союза полковник В. Е. Шарапа, подполковники Е. В. Провоторов, Н. М. Сальниченко и майор И. О. Поливанов. Старшим редактором военного издательства стал полковник Д. С. Кириллов. В Министерстве Гражданского воздушного флота ответственный пост занимает Герой Советского Союза генерал-майор авиации Л. В. Желудев.

Многие воины 2-й воздушной армии выдвинуты после войны на партийно-полигическую работу. Генерал-майор авиации А. Д. Антипов является заместителем начальника Политуправления округа, был делегатом XXII съезда КПСС. Коммунисты Военно-воздушной Краснознаменной академии избрали бывшего командира эскадрильи 80 гв. бап полковника Г. В. Бережного заместителем секретаря партийного комитета. На партийно-политической работе нашли свое призвание полковник В. М. Гаврилов и подполковник Н. Ф. Белых.

Большой отряд ветеранов воздушной армии, продолжающих службу в Военно-воздушных силах, занимается научно-исследовательской работой и преподавательской деятельностью в высших военно-учебных заведениях и научных учреждениях. Некоторые из них стали известными военными учеными и внесли достойный вклад в развитие оперативного искусства ВВС и тактики родов авиации.

Заместителем начальника Военно-воздушной инженерной Краснознаменной академии им. проф. Н. Е. Жуковского плодотворно грудится генерал Н. М. Федяев. Коллективы кафедр в военных академиях возглавляют генерал-лейтенант авиации Г. А. Лобов и доцент кандидат военных паук генерал-майор авиации II. П. Георгиев. Заместителем начальника кафедры Военно-воздушной Краснознаменной академии работает Герой Советского Союза доцент кандидат военных наук полковник В. Д. Артамонов. Возглавляет кафедру в Ейском высшем училище летчиков полковник М. М. Мыкало.

Умело сочетают учебно-педагогическую практику с плодотворной научно-исследовательской работой в академиях и высших военных училищах генерал-майор авиации Г. И. Яроцкий, полковники Герои Советского Союза Н. И. Гапеенок, В. А. Кумсков и Л. М Шишов, полковники Н. Т. Гудзев, В. А. Кошелев, А. Г. Трегуб, И. В. Тимохович, подполковники Л. М. Воробьев, И. М. Чижевский, которые удостоены ученой степени «кандидат наук» и ученого звания «доцент». [356] Успешно защитили кандидатские диссертации генерал Н. Ф. Кузнецов, полковники В. Я. Ермаков и В. В. Лукошков. Зарекомендовали себя хорошими преподавателями высших военно-учебных заведений полковники Н. Г. Ручий, В. Г. Салов, подполковник Е. П. Титов и др.

Большой научный коллектив, творчески решающий многие важные вопросы, возглавляет доктор военных наук полковник Г. П. Лаврик. Над серьезными военно-научными проблемами трудятся доцент кандидат военных наук полковник В. Я. Кудряшов, Герой Советского Союза кандидат военных наук полковник В А. Гелета, кандидат военных наук полковник X. Н. Хамидулов и подполковник К. А. Будилов.

Бывший командир эскадрильи 90 гв. шап Г. Т. Береговой совершил во время войны более 160 боевых вылетов. Родина высоко оценила его ратные дела, присвоив ему звание Героя Советскою Союза и наградив многими орденами и медалями. В послевоенный период за большие успехи в испытании новых самолетов полковник Г. Т. Береговой удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель». Такое же звание получил и Герой Советского Союза полковник Ю. А. Антипов.

Успешно продолжают службу в кадрах Советских Вооруженных Сил и другие ветераны 2-й воздушной армии.

Родным братом военной авиации является аэрофлот. Здесь и романтика скоростных, высотных и дальних перелетов, и четкая, размеренная по часам жизнь, словно в боевом авиационном полку, и неумолкаемый гул авиационных двигателей. Поэтому не удивительно, что многие военные летчики, штурманы, инженеры и техники, уволившиеся в запас, но до глубины души полюбившие небо и штурвал самолета, сразу же, не задумываясь, пошли трудиться на трассы Гражданского воздушного флота. И приятно сознавать, что в развитие гражданской авиации, которая с каждым годом играет все более заметную роль в нашей стране, вложен труд и бывших воинов 2-й воздушной армии.

Управление гражданской авиации Грузинской ССР возглавляет Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации запаса В. В. Нанейшвили — бывший заместитель командующего 2 ВА и командир 8-го штурмового авиакорпуса. У Владимира Варденовича много неотложных дел. Он должен заботиться и о развитии воздушного транспорта в республике и о повышении качественных показателей транспортной и сельскохозяйственной авиации. Многолетний опыт командования авиационными соединениями позволяет Владимиру Варденовичу успешно справляться со всеми поставленными задачами. [357] Аэрофлот Грузинской ССР занимает одно из первых мест в Союзе.

Пятый год плодотворно трудится начальником Управления гражданской авиации Белоруссии В. Н. Горб — бывший летчик, а затем командир звена 8-го транспортного авиационного полка. Во время Великой Отечественной войны он сделал около 400 вылетов, из них 70 — в глубокий тыл противника, доставляя партизанам оружие, боеприпасы, медикаменты и эвакуируя на Большую землю больных и раненых.

Уволившись в запас, Владимир Никитович Горб поступил в аэрофлот. Сначала он был рядовым летчиком, потом командиром отряда, затем начальником аэропорта и, наконец, стал начальником Управления гражданской авиации республики. Одновременно учился, учился и учился. «Приходилось очень много работать, часто недосыпал», — вспоминает Владимир Никитович. После учебы в вечерней средней школе он закончил два курса Ростовского государственного университета, а потом с отличием — высшую школу ГВФ. В настоящее время В. Н. Горб — аспирант, пишет кандидатскую диссертацию о применении сверхзвуковых транспортных самолетов в системе аэрофлота.

В 1964 г. гражданская авиация Белоруссии полностью выполнила план транспортных перевозок, не имея летных происшествий. Отряды ее сельскохозяйственной авиации обработали более миллиона гектаров колхозных и совхозных полей: внесли минеральные удобрения и уничтожили вредителей культурных растений. И в этом немалая заслуга Владимира Никитовича Горба — начальника Управления гражданской авиации БССР. За успехи в работе В. Н. Горб награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За трудовое отличие». Трудящиеся Минска послали его своим депутатом в городской совет.

От командира звена до заместителя командира 129-го истребительного авиаполка вырос за войну Ф. Ф. Архипенко. Он совершил 467 боевых вылетов, сбил 30 гитлеровских самолетов. За высокое мастерство, отвагу и храбрость он был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. В настоящее время полковник запаса Ф. Ф. Архипенко — начальник планово-экономического отдела Министерства гражданской авиации СССР. Одновременно он учится на 4 курсе вечернего отделения Московского инженерно-экономического института им. Орджоникидзе.

Уже в первые дни Великой Отечественной войны гремела слава о летчиках 21-й смешанной авиационной дивизии, которые сражались на самом южном участке советско-германского фронта. [358] Под умелым руководством своего командира полковника Д. П. Галунова они утром на рассвете 22 июня 1941 г. самоотверженно вступили в борьбу с немецкой авиацией и сбили в воздушных боях 20 фашистских самолетов, потеряв своих только 6.

До светлого Дня Победы полковник, а затем генерал Д. П. Галунов шел трудными дорогами войны. Он был участником и организатором крупнейших воздушных сражений под Белгородом, Киевом и Львовом. Под его командованием 8-я гвардейская истребительная авиадивизия, а затем 5-й истребительный авиакорпус сдержали ряд выдающихся побед над гитлеровской агиацией. Летчики этих авиационных соединений неоднократно отмечались благодарностями в приказах Верховного Главнокомандующего Красной Армией.

Ныне генерал-лейтенант авиации запаса Д. П. Галунов — начальник Киевского аэропорта. В 1964 г. этот аэропорт занял первое место среди всех аэродромов Украины и отмечен министром гражданской авиации как один из лучших в Союзе. В прошлом боевой генерал Д. П. Галунов награжден в наши дни значком «Отличник ГВФ». Коммунисты аэропорта избрали его членом парткома.

В этом же аэропорту работает старшим диспетчером бывший заместитель командира 106 шап Герой Советского Союза полковник запаса Н. С. Киянченко. Смена, которую он возглавляет, занимает пеовое место в аэропорту и второй год подряд удерживает переходящее Красное Знамя. Отважный штурмовик Н. С. Киянченко является маяком аэрофлота УССР. Ему присвоено звание «Ударник коммунистического труда», его портрет вывешен на Доску почета.

Вместе с Н. С. Киянченко плодотворно трудится в должности диспетчера аэропорта Герой Советского Союза В. И. Мишустин — ударник коммунистического труда, автор нескольких статей о героических подвигах летчиков, опубликованных в газетах Украины.

Более 210 боевых вылетов совершил штурман 80-го гвардейского бомбардировочного авиаполка Герой Советского Союза Ф. П. Сербин. Он наносил меткие удары по войскам, аэродромам и железнодорожным узлам врага. За отвагу и высокое боевое мастерство был награжден золотой медалью Героя, орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды и восемью медалями. Ныне полковник запаса Ф. П. Сербин является начальником Калужского аэропорта, который с каждым годом растет и занимает все более заметную роль в системе гражданской авиации РСФСР. [359]

К пяти боевым орденам майора запаса Героя Советского Союза А. И. Помазунова прибавился шестой — орден Трудового Красного Знамени, который он получил после войны в аэрофлоте за испытание новых транспортных самолетов. В настоящее время Александр Иванович работает в Москве дежурным по полетам на аэродроме им. Фрунзе.

Кто не слышал о славных героических делах летчиков 4-го бомбардировочного авиакорпуса, которым командовал генерал-лейтенант авиации П. П. Архангельский? Этот корпус прошел большой и славный боевой путь, участвовал во многих наступательных операциях Красной Армии, метко громил боевую технику и живую силу врага под Рава-Русской и Львовом, Сандомиром и Варшавой, Ксттбусом и Берлином. Лично генерал Архангельский часто летал на выполнение различных боевых задач.

После увольнения в запас Петр Петрович Архангельский сразу же пошел работать в Гражданский воздушный флот. Начальник смены службы движения Минского аэропорта — вот его нынешняя должность. Своим трудолюбием, простотой и скромностью, глубоким знанием дела генерал П. П. Архангельский снискал уважение и завоевал непререкаемый авторитет как среди подчиненных, так и среди своих начальников. Его смена признана лучшей в аэропорту и является бригадой коммунистического труда. Коммунисты избрали его заместителем секретаря парткома по идеологической работе, он же является председателем Федерации авиационного спорта БССР. Боевую эстафету Петр Петрович передал двум своим сыновьям, которые служат в Военно-воздушных силах.

Многие прославленные боевые летчики, накрепко связав свою судьбу с авиацией, сменили кабины грозных истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков на кабины вертолетов и самолетов пассажирской, санитарной и сельскохозяйственной авиации. У штурвала пассажирского лайнера находится один из прославленных асов Великой Отечественной войны дважды Герой Советского Союза Д. Б. Глинка, который одержал 50 побед в воздухе над гитлеровскими стервятниками и своими подвигами возвысил боевую славу советской военной авиации. «Я долго прослужил в частях ВВС. В июльское утро 1945 г. я был в рядах тех, кто бросал к подножию Мавзолея В. И. Ленина вражеские знамена. Я мог бы уйти на пенсию, собирать грибы, охотиться, слушать любимую музыку, отдаться чтению книг. Но жить без неба, жить без штурвала — не могу», — не спеша говорит Дмитрий Борисович Глинка. Эти слова прославленного воздушного рыцаря как нельзя лучше характеризуют его неугомонное сердце, его любовь к Родине, к авиации. [360]

В строй аэрофлотовцев после увольнения в запас встали также дважды Герой Советского Союза Т. Я. Бегельдинов, Герои Советского Союза А. А. Добкевич, В. А. Леонтьев, И. Д. Павлов и Л. С. Святощенко, Н. А. Монетов, В. А. Скрябин, Н. И. Сухов, М. А. Челышев и другие ветераны 2-й воздушной армии. И можно смело утверждать, что безопасность и жизнь многих тысяч воздушных пассажиров нашей страны находятся в надежных руках. Эти руки не дрогнут в любой обстановке, потому что сердце и воля бывалых воинов закалены в жестоких битвах с врагом.

Каждый, кому приходилось во время войны бывать на командном пункте командующего 2-й воздушной армией, не мог не заметить моложавого, очень подвижного, находчивого и инициативного офицера А. А. Исаева. Друзья и сослуживцы ею очень уважали за деловитость и дружелюбие. Много воды утекло с тех пор, но Алексей Алексеевич Исаев мало чем изменился, если не считать седины, появившейся в висках. Сейчас полковник запаса Исаев — начальник штаба гражданской обороны Минского аэропорта ГВФ. За успехи в работе он неоднократно отмечался благодарностями Коммунисты избрали его заместителем секретаря парткома аэропорта. Полковник запаса Исаев является внештатным инспектором Комитета партийно-государственного контроля Центрального Комитета партии и Совета Министров Белоруссии.

Один из штабов гражданской обороны объекта г. Москвы возглавляет бывший командир 3-го штурмового авиационного корпуса генерал-майор авиации запаса М. И. Горлаченко. Многолетний опыт руководства авиационными соединениями в боевой обстановке помогает ему с успехом решать важные и сложные задачи на новом посту.

Стал начальником штаба гражданской обороны в г. Коммунарске Луганской области подполковник запаса Д. А. Фомин, который был секретарем партбюро 172 бао. Его часто можно видеть на предприятиях города, где по поручению райкома партии он высыпает с лекциями и докладами.

Самоотверженно сражался Герой Советского Союза Е. П. Меншутин, бывший заместитель командира эскадрильи 152 гв. иап. На своем краснозвездном истребителе он наводил ужас на фашистских стервятников. Сейчас майор запаса Меншутин — заместитель начальника штаба МПВО одного из объектов Москвы, внештатный инструктор райкома КПСС, член общества «Знание».

Соколиным ударом отличался Герой Советского Союза летчик-истребитель 8 гв. иад И. И. Семенюк. Виртуозная техника пилотирования, зоркий глаз, знание слабых и сильных сторон воздушного противника, отличное владение материальной частью, высокие моральные и волевые качества — все это обеспечивало победу Ивану Ивановичу Семенюку в воздухе. [361]

Сейчас полковник запаса Семенюк умело применяет свои военные знания на должности оперативного дежурного штаба гражданской обороны Минска, руководит марксистско-ленинской подготовкой офицеров запаса, выступает с воспоминаниями по радио и телевидению.

В 1953 г. в свой родной город Минск вернулся бывший командир истребительного авиаполка Герой Советского Союза подполковник в отставке А. В. Лобанов. Здесь когда-то прошла ею юность, здесь на заводе им. Кирова он работал токарем и без отрыва от производства закончил в 1937 г. аэроклуб.

В период Великой Отечественной войны Александр Васильевич Лобанов смело и самоотверженно сражался. 850 боевых вылетов, 26 фашистских самолетов, лично сбитых и 14 — в групповых боях, — вот далеко не полная боевая характеристика этого храброго летчика-истребителя.

Ранения и трудности военных лет серьезно подорвали здоровье отважного воина, не не сломили его волю, не остудили пыл его жаркого сердца. Уже через несколько дней после увольнения в отставку Лобанов устраивается инструктором аэроклуба, где когда-то получил путевку в военное авиационное училище.

Более трех лет он обучал курсантов любимому летному делу, передавал свой опыт и навыки. Но болезнь прогрессировала, и врачи категорически запретили ему садиться в кабину самолета. Тогда пламенный патриот коммунист Лобанов идет в Белорусский институт механизации сельского хозяйства, где его назначают начальником экспериментальных мастерских. Дни и ночи он просиживал со своими сотрудниками и ведущими инженерами над созданием картофелекопалки. Первый опытный образец этой машины был изготовлен в мастерских под руководством Александра Васильевича и успешно прошел испытания. А через некоторое время Лидский завод сельскохозяйственных машин приступил к серийному их производству.

Ныне картофелекопалки можно видеть не только на полях Белоруссии, но и в других республиках нашей страны. Сейчас коллектив мастерских, руководимый Героем Советского Союза А. В. Лобановым, трудится над новой проблемой — над созданием картофелеуборочного комбайна. И нет никаких сомнений, что и эта проблема скоро воплотится в жизнь.

Начальником Киевского аэроклуба ДОСААФ работает ветеран 2-й воздушной армии Герой Советского Союза Г. Ф. Филиппов. Выпусники этого аэроклуба идут учиться и в училища Военно-воздушных сил, и в школы аэрофлота. Ь 1964 г. Киевский аэроклуб подготовил пять мастеров авиационного спорта и занял первое место среди аэроклубов СССР. [362] Он награжден переходящим Красным Знаменем. А всего за 10 лет, в течение которых руководит аэроклубом отважный летчик Г. Ф. Филиппов, здесь было подготовлено 58 мастеров авиационного спорта.

После ухода в запас долгое время возглавлял Саратовский аэроклуб бывший летчик 235 шап Герой Советского Союза Г. К. Денисенко. Григорий Кириллович дал путевку в летную жизнь сотням юношей и девушек нашей страны. Среди них и первый космонавт Герой Советского Союза полковник. Ю. А. Гагарин. С какой любовью, с каким уважением и благодарностью вспоминает о нем Гагарин в своей книге «Дорога в космос»! «Мы всегда слушали его как зачарованные», — пишет Юрий Алексеевич. В последнее время Г. К. Денисенко — начальник штаба Гомельского аэроклуба. И здесь он в строю: участвует в большом и важном деле по подготовке авиационных спортсменов.

Летчик 40 гв. иап М. X. Шаипов уволился из армии в 1946 г. и сразу же пошел в Минский аэроклуб, где возглавил учебный парашютный отряд. Здесь он получил звание мастера спорта и стал заслуженным тренером БССР по парашютному спорту. Здесь же он установил 12 мировых рекордов по различным видам парашютного спорта. В последнее время в связи с ухудшением здоровья М. X. Шаипов ушел из аэроклуба и работает техником-наладчиком в одной из лабораторий Академии наук БССР, а вечерами, возглавляя народную добровольческую дружину, следит за порядком на улицах родного города. В системе аэроклубов готовят авиационные кадры и другие наши ветераны. Среди них Герой Советского Союза И. А. Домбровский, Герой Советского Союза А. С. Казаков, А. Н. Студенов, С. И. Яковлев.

Пять раз был сбит над целью вражескими истребителями и зенитчиками командир эскадрильи 190 шап Д. П. Боровихин и каждый раз после выздоровления от полученных ран возвращался в строй. Демобилизовавшись в 1957 г. из армии, Боровихин пошел работать заместителем начальника Центрального Дома авиации и космонавтики им. Фрунзе, где успешно пропагандирует авиационные знания среди молодежи. После ухода в запас закончил мореходное училище и Высшую партийную школу бывший летчик-штурмовик 5 шак Герой Советского Союза С. А. Бесчастный. Он стал заместителем капитана танкера «Николаев» по политической части и живет в Одессе. Много морей и океанов избороздил он за последние годы, много повидал стран мира. В январе 1963 г. Сергей Бесчастный, первый из Героев Советского Союза, посетил со своими моряками Генуэзское кладбище в Италии, где похоронен Герой Советского Союза и народный герой Италии Ф. А Полетаев, и возложил венок на его могилу. [363] Итальянские партизаны передали тогда С. А. Бесчастному свое Боевое Знамя, под которым они вместе с Полетаевым сражались против фашистов. Это Знамя — дар Советскому правительству — сейчас бережно хранится в Центральном музее Вооруженных Сил СССР.

Во время Великой Отечественной войны отважно воевал снайпер бомбардировочных ударов командир эскадрильи Герой Советского Союза Е. С. Белявин. Это о нем сообщали газеты в апреле 1945 г., как блестяще, с ювелирной точностью он громил фашистов в Берлине, где из-за дыма, пыли, пожаров трудно было определить передний край вражеской обороны За время войны отважный летчик совершил 350 боевых вылетов. В настоящее время полковник запаса Белявин — начальник Минской станции технического обслуживания легковых автомобилей. За успехи в труде он неоднократно премировался и отмечался благодарностями. О фронтовых друзьях Герой Советского Союза Е. С. Белявин рассказывает своим рабочим и служащим. Он дважды выступал по радио и телевидению.

В систему автомобильного транспорта пошли трудиться и другие наши однополчане. Инженером автотреста г. Бендеры Молдавской ССР работает бывший инженер эскадрильи штурмового авиаполка 5 шак старший техник-лейтенант запаса П. И. Сибирко. Полковник запаса Ф. Ф. Звонцов, командовавший 98 гв. драп, руководит автогаражом в Риге. Начальником крупной автобазы в Москве стал бывший штурман истребительного полка полковник запаса Н. П. Дунаев. Пост заместителя начальника автобазы Мелитополя занимает старший сержант запаса В. П. Гарезин, бывший авиамеханик 236 иад.

Долгое время заместителем директора Киевского книготорга трудился бывший начальник политотдела 8 гв. иад полковник запаса Ф. С. Кутузов. Недавно он перешел на партийно-хозяйственную работу в Совет Министров УССР. Активно участвует в общественной жизни, по заданию горкома партии выступает с докладами и лекциями.

Скромные, но очень важные должности занимал в частях 2-й воздушной армии майор Л. С. Поперно. Сначала он был помощником начальника политотдела по комсомолу, затем начальником отдела кадров и, наконец, инженером аэродромного отдела 59-го района авиационного базирования. Сейчас этот офицер запаса — заместитель министра БССР по строительству. За большие успехи, достигнутые по восстановлению городов и сел, строительству фабрик, заводов, школ и больниц Белоруссии, Леонид Семенович Поперно награжден после войны орденами Трудового Красного Знамени и «Знак почета». [364] Он первым в республике удостоен звания «Заслуженный строитель».

В этом же Министерстве в должности старшего инженера и начальника штаба гражданской обороны Управления «Сельстрой» трудится бывший командир 235 шап полковник запаса А. В. Безденежных. «Работать приходится очень много, — говорит о себе Анатолий Васильевич. — Но для нас, военных людей, это дело привычное».

Кроме выполнения прямых служебных обязанностей, он активно участвует в общественной жизни, являясь заведующим нештатным отделением республиканского отдела ДОСААФ и судьей республиканской категории по авиационным видам спорта и автомотоспорта. В мае 1962 г. он был избран делегатом 5-го Всесоюзного съезда ДОСААФ. Его однополчане живут и работают в разных районах нашей необъятной Родины, но со всеми он держит связь, пишет письма, в праздничные дни посылает телеграммы, радуется успехам своих боевых товарищей, делится опытом, дает советы. Очень часто выступает со статьями и очерками в газетах и журналах, в которых описывает подвиги своих воинов.

С 1942 г. и до конца войны майор В И. Лукьянов возглавлял маскировочную службу воздушной армии. Создать сеть ложных аэродромов, обмануть противника, отвести налеты вражеских бомбардировщиков от действующих аэродромов — вот что было его главной задачей. После демобилизации из армии Владимир Иванович вернулся к мирной профессии.

В архитектурном научно-исследовательском институте он руководит отделом планирования и застройки промышленного района Москвы.

65 лег нелегкой жизни, из которых более 30 приходится на службу в рядах Советской Армии, за плечами у бывшего старшего офицера оперативного отдела штаба 1-го гвардейского штурмового авиакорпуса полковника запаса Б И. Крассий. Несмотря на преклонный возраст и недуги, он успешно справляется с обязанностями заместителя директора Минского кооперативного техникума, ведет занятия со студентами, является секретарем партийной организации.

Благородному делу воспитания подрастающего поколения посвягил свою послевоенную жизнь майор в отставке Н. В. Худяков, бывший заместитель командира 5 гв. иап. После увольнения из армии он несколько лет преподавал труд в средней школе, а ныне руководит пионерским лагерем Главного управления полярной авиации, который функционирует круглогодично. Является членом общества «Знание», часто выступает с лекциями и беседами перед рабочими, колхозниками, школьниками

Стал доктором философских наук профессором Киевского госуниверситета Е. Г. Федоренко, бывший инструктор политотдела воздушной армии. Его перу принадлежат многие научные труды.

По душе выбрал себе мирную профессию бывший начальник 40-го района авиационного базирования полковник в отставке И. Г. Мишин. Он — заместитель директора Щелковского химико-механического техникума. Своим трудолюбием, добросовестным отношением к делу завоевал большой авторитет среди студентов и преподавателей.

Стал педагогом полковник запаса И. Ю. Хайме, возглавлявший в период войны службу ЗОС 2 ВА. В средней школе поселка Чкаловская он преподает электротехнику и машиноведение

Директором одной из киевских средних школ рабочей молодежи работает выпускник Киевского университета Герой Советского Союза Иван Драченко. Он был сбит в сражении на Курской дуге и в тяжелом состоянии, с изуродованным лицом оказался в немецком плену. Несмотря на перенесенные нечеловеческие пытки в застенках гестапо, Иван Григорьевич вырвался на волю и продолжал громить ненавистного врага. Почти никто не знал тогда, даже многие близкие друзья, что талантливый истребитель, неустрашимый воздушный боец летал... с одним глазом (другой был искусственный)! Такова была неукротимая воля к победе коммуниста, летчика 2-й воздушной армии Ивана Григорьевича Драченко. [366]

Воспитывает школьную молодежь и Герой Советского Союза полковник запаса В. В. Зайцев, бывший командир эскадрильи 482 иап. В поселке Воронок Московской области он работает заместителем директора средней школы.

Радует трудовыми успехами полковник запаса Н. Е. Лихатский, бывший офицер оперативного отделения штаба 202 бад. Он назначен заместителем директора Минского завода металлобытремонта, возглавляет совет научно-технического общества завода и является автором более 20 рационализаторских предложений, внедренных в производство. В 1960 г. Николай Ефремович Лихатский поступил в политехнический институт, где заочно продолжает учебу.

В годы войны Герой Советского Союза полковник запаса II. Ф. Алексашкин командовал звеном в 93 гв. шап, участвовал во многих битвах и сражениях, совершил 190 боевых вылетов. Демобилизовавшись по болезни из армии, он пошел работать инженером на один из московских заводов. Часто выступает с воспоминаниями перед молодежью. Пионеры 88-й и 89-й средних школ Москвы горячо полюбили Николая Федоровича Алексашкина и приняли его в почетные пионеры.

Успех сопутствует начальнику цеха Киевского завода холодильных установок, бывшему командиру 321 бад полковнику запаса И. Г. Чук. Руководимый Иваном Григорьевичем цех борется за звание коллектива коммунистического труда. В 1964 г. И. Г. Чук избран членом партийного комитета завода, принимает активное участие в создании на общественных началах Киевского музея авиации.

Храбро сражался в операциях Великой Отечественной войны командир эскадрильи 140 гв. шап И. А. Филатов. Партия и правительство наградили его многими орденами и медалями и увенчали золотой звездой Героя Советского Союза. Уволившись в 1960 г. по состоянию здоровья в запас, Иван Андреевич Филатов пошел работать конструктором на московский завод «Знамя Труда».

Зарекомендовал себя хорошим организатором производства бывший инженер 41 иап полковник запаса Н. М. Воронин. Он более пяти лет руководит Гродненским кожевенным заводом, который досрочно и с высоким качеством выполняет все производственные планы.

На инженерно-технических и административных должностях в различных отраслях народного хозяйства страны трудятся Герой Советского Союза подполковник И. В. Копейкин, Герой Советского Союза подполковник запаса А. Г. Кузин, Герой Советского Союза старший лейтенант запаса П. Л. Грищенко, майор запаса Ю. Л. Жидков, подполковник запаса Н. А. Кулешов, капитан запаса Л. Я. Центер, майор запаса С. С. Завада, полковник запаса Н. П. Кривяков, подполковник запаса Е. Е. Лозовой, капитал запаса Н. В. Субботин, старшины запаса Ф. И. Халудеев, П. С. Моисеев и др. [367] Все они хорошо справляются со своими служебными обязанностями, активно участвуют в общественной жизни и пользуются большим авторитетом среди рабочих и служащих.

От штурвала самолета пришел к станку Второго московского приборостроительного завода бывший командир звена Е. К. Агапов. После увольнения в запас он стал слесарем-сборщиком. С этого завода он когда-то уходил в армию, здесь без отрыва от производства закончил техникум. За успехи в труде много раз отмечался премиями.

Бывший парторг 678 бао майор запаса К. Д. Надеев работает начальником Ногинской типографии, является лектором Всесоюзного общества «Знание».

Звание ударника коммунистического труда заслужил бывший помощник начальника войск связи 2 ВА подполковник запаса М. И Неповитов, работающий ныне старшим инженером в отделе связи военного штаба. В этом же отделе плодотворно трудится подполковник запаса Л. М. Брынский, который во время войны был инженером радиобатальона 2-го полка связи. Леонид Михайлович награжден грамотой и удостоен звания «Ударник коммунистического труда». Он активный участник художественной самодеятельности, написал песни «Марш связистов», «О летчиках 2-й воздушной армии», «Три богатыря», «Баллада о соколе» и другие, которые часто исполняются по Всесоюзному радио.

Стрелок-радист 138 бап В. И. Харченко совершил 135 боевых вылетов на самолете Пе-2. В воздушных боях он сразил четыре немецких истребителя и награжден двумя орденами Красного Знамени. Сейчас майор запаса В. И. Харченко — помощник начальника отдела связи одного из военных учреждений. Выступает в периодической печати с воспоминаниями.

Ежедневно перевыполняет производственные планы бывший радист узла связи 2 ВА сержант запаса И. С. Усачев. Он работает электриком в г. Липецке на труболитейном заводе «Свободный сокол».

До Великой Отечественной войны, окончив техникум, работал мастером на Первом московском шарикоподшипниковом заводе Е. И. Балашов. Одновременно в аэроклубе Пролетарского района он осваивал летное дело. В октябре 1942 г. молодой летчик-штурмовик Балашов прибыл на фронт. На самолете Ил-2 он сражался в битвах на Волге и под Курском, в операциях по освобождению Донбасса, Западной Украины и Польши, участвовал в боях под Берлином и Прагой и уничтожил много фашистских солдат и офицеров. [368] Партия и правитсльство по достоинству оценили подвиг храброго летчика, присвоив ему высокое звание Героя Советского Союза. В 1915 г. капитан запаса Е. И. Балашов вернулся на родной завод. Сначала он работал начальником цеха, а в 1958 г. назначен инженером-конструктором.

Различные боевые задачи пришлось выполнять во время войны заместителю командира эскадрильи 107 гв. иап старшему лейтенанту А. М. Уткину: и прикрывать войска, и сопровождать бомбардировщиков, и летать на «свободную охоту». Он произвел 86 боевых вылетов и сбил три немецких самолета, в том числе один реактивный. В настоящее время офицер запаса Анатолий Михайлович Уткин возглавляет одно из управлений в Комитете экономических связей СССР.

Старшина запаса В. И. Попов, бывший механик 107 гв. иап, окончил с отличием механический факультет Московского строительного института и стал конструктором Цветметпроекта, занимается изготовлением сложной аппаратуры для алмазной промышленности.

После демобилизации из армии уехал в родной Оренбург летчик Герой Советского Союза Г. С. Стародубцев. Сначала он был помощником машиниста тепловоза, загем без отрыва от производства сдал экзамены и стал машинистом тепловоза. Награжден значком «Отличный паровозник».

Директором одного из крупных магазинов в поселке Чкаловская назначен бывший начальник политотдела 30-го района авиационного базирования подполковник запаса А. В. Носков. За хорошие показатели в работе магазину вручен переходящий вымпел. Тов. Носков является внештатным инструктором Щелковского горкома КПСС и лектором Всесоюзного общества «Знание». В Брянске заведующим торговым отделом горисполкома работает бывший заместитель командира 678 бао по политчасти подполковник запаса С. С. Гершман.

Подполковник В. И. Изотов, бывший заместитель командира 167 гв. шап по политической части, уволился из армии в 1946 г. С этого времени он непрерывно находится на ответственных постах в партийно-хозяйственных органах Курской области. За большие успехи в работе Виктор Иванович Изотов награжден орденом Ленина. Трудящиеся области избрали его депутатом Верховного Совета РСФСР. Он был делегатом XXII съезда КПСС. С декабря 1964 г. В. И. Изотов — первый секретарь РК КПСС Льговского района Курской области.

Ответственную должность в одном из отделений Госбанка Москвы занимает подполковник запаса А. И. Рассмотров, который командовал 165 гв. шап.

В исполкоме городского Совета г. Лиски Воронежской области работает бывший заместитель командира 235 шап по политической части Я. А. Садов.

Полковник запаса В. К. Лукьянов, бывший начальник штаба 98 гв. драп, избран заместителем председателя Монинского поселкового совета Московской области.

Начальник оперативного отдела штаба 1 гв. шак полковник П. К. Василюк после войны продолжительный период времени был преподавателем, а затем заместителем начальника тыла Военно-воздушной Краснознаменной академии. В 1963 г. Николай Калинкович уволился в запас и работает старшим инженером-инспектором по охране труда и технике безопасности в тыле Академии.

Все воины 2-й воздушной армии хорошо помнят, с каким нетерпением они ждали свою боевую газету «Крылья Победы», оперативно, интересно и доходчиво рассказывавшую о подвигах наших авиаторов. На ее страницах делились опытом герои сражений и труда, печатались очерки, интересные фотодокументы.

После войны бывший главный редактор армейской газеты полковник И. Ф. Шипилов долгое время возглавлял журналы «Вестник Воздушного флота», а затем «Авиация и космонавтика». Заместитель редактора армейской газеты Г. В. Коновалов является ныне председателем Государственного комитета Совета Министров БССР по печати. В 1948 и 1962 гг. награжден двумя орденами «Знак почета», успешно закончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС.

Корреспондент армейской газеты А. М. Хорунжий — член Союза писателей СССР, опубликовал ряд книг о героях-летчиках, строителях киевского метро и тружениках целины. Фотокорреспондент В. И. Степаненко живет и трудится в Москве, написал несколько увлекательных книг для детей.

Бывший секретарь армейской газеты М. Е. Резников сотрудничает в редакции «Московская правда». Продолжающие службу в кадрах Советской Армии бывшие корреспонденты газеты полковник П. М. Скитов сейчас — начальник авиационного отдела окружной газеты, а полковник Д. С. Землянский — член редколлегии журнала «Авиация и космонавтика».

Мемуарно-литературной деятельности посвятил свою послевоенную жизнь дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации запаса А. В. Ворожейкин. И выбор сделан правильный, так как Арсению Васильевичу есть что рассказать и есть о чем написать. Он героически сражался с японскими самураями в районе р. Халхин-Гол в 1939 г., с первого до последнего дня участвовал в Великой Отечественной войне и лично сбил 52 немецких самолета. [370]

Книги А. В. Ворожейкина «Истребители», «Над Курской дугой» и «Тверже стали» не пылятся на полках библиотек. Их с захватывающим интересом читают и бывалые воины, и студенты, и школьники. Эти книги учат любить нашу прекрасную Родину и ненавидеть врага. Скоро выйдет в свет его новая повесть «Рассвет над Киевом», а у Арсения Васильевича уже новые планы. Сейчас он трудится над книгой «Под нами Берлин».

Герой Советского Союза майор запаса Е. П. Мариинский, бывший летчик 129 иап, закончил факультет журналистики Московского государственного университета им. Ломоносова и работает старшим редактором издательства «Молодая гвардия». В ближайшее время на прилавках магазинов появится его книга «Внизу передний край», которая посвящена подвигам однополчан.

Штурман эскадрильи 715-го ночного бомбардировочного авиационного полка подполковник М. Е. Сидоров после войны сложил штурманом-испытателем на одном из авиационных заводов. Окончил заочно исторический факультет Московского государственного университета. Когда ушел из кадров Советской Армии, занялся литературней деятельностью: пишет мемуары о летчиках своей 208-й ночной бомбардировочной авиадивизии

Членом Союза журналистов СССР стал бывший старший инженер 6 гв. шад инженер-полковник запаса Д. Я. Зильманович. Написанные им книги об известном инженер-конструкторе Ф А. Цандере и летчиках-прибалтийцах пользуются большой популярностью у читателей Сейчас он работает над книгой о дважды Герое Советского Союза Я. В. Смушкевиче.

Полковник запаса А. М. Шорин, бывший помощник командира 5 иак по воздушно-стрелковой подготовке, редактирует и готовит к выпуску книги о Военно-воздушных силах. Коммунисты военного издательства избрали его членом партийное комитета. Тов. А. М. Шорин выступает со статьями о боевых действиях советской авиации в Великой Отечественной войне. Старшим редактором авиационного отдела Воениздата трудится бывший штурман эскадрильи подполковник запаса И. М. Медведев. Во время войны он совершил около 300 боевых вылетов, из них 212 ночью, и награжден четырьмя боевыми орденами и семью медалями.

Известным в стране композитором стал бывший командир эскадрильи 948 шап майор запаса Л. В. Афанасьев. «В юности не мечтал и не думал быть музыкантом, тем более композитором. Хотел стать летчиком и, к радости, был им. Любил небо, самолеты, боевых друзей-однополчан. И сейчас по-прежнему горячо их люблю. Но судьба распорядилась по-своему, сложилась иначе», – говорит о себе Леонид Викторович. [371] И действительно, в жизни Л. В. Афанасьева было много непредвиденных поворотов. Окончив Чкаловское авиационное училище, молодой лейтенант Афанасьев более года работал летчиком-инструктором, обучал курсантов летному делу. А в ноябре 1943 г. после настоятельных просьб попал в Действующую армию. Летал много и успешно. На своем краснозвездном «иле» громил фашистов во многих сражениях и операциях, водил в бой свою первую эскадрилью. За семь месяцев совершил 97 боевых вылетов и был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени, Александра Невского и многими медалями. Но в июле 1944 г. пришла беда. Капитан Афанасьев был тяжело ранен. Парализованный, потерявший дар речи, он в течение семи месяцев был прикован к госпитальной койке. И только в январе 1945 г вернулся в родной полк, где его считали уже погибшим.

«О полетах даже не думай, отдыхай, поправляйся, а там видно будет», — сказал ему командир полка. Но Леонид Викторович не хотел мириться с этим. Хотя нога еще плохо слушалась, он украдкой, при содействии товарищей несколько раз поднимался в воздух на штурмовике, летал по «коробочке», проверял «свои крылья». А 22 января 1945 г. снова повел в бой свою первую эскадрилью.

Закончилась война. Леонида Викторовича Афанасьева по состоянию здоровья «подчистую» списали с летной службы, и в 1946 г он уволился в запас. Нужно было выбирать новую дорогу в жизни. Сначала он хотел поступить в авиационный институт и стать инженером, но по совету друзей детства, которые хорошо знали его музыкальные способности, подал заявление о зачислении в консерваторию. И ошибки не произошло.

В 1951 г. майор запаса Л. В. Афанасьев с отличием закончил Алма-Атинскую консерваторию. За дипломную работу «Концерт для оркестра со скрипкой» был удостоен звания лауреата Государственной премии. После этого учился в аспирантуре в Московской консерватории по классу композиции у А. И. Хачатуряна.

Леонид Викторович Афанасьев сейчас много и плодотворно работает. Он написал две симфонии, музыку для двенадцати художественных кинофильмов, в том числе для фильмов «Призвание», «Стучись в любую дверь», «Память сердца», «Евдокия», «Прыжок на заре», «Когда деревья были большими», «Утренние поезда», «Хоккеисты», «Письма к живым», а также для спектаклей ЦТСА «Барабанщица», «Не померкнут никогда», «Любка-Любовь», несколько инструментальных пьес. Его песни «В переулке на Арбате», «Не грусти», «Наш командир звена», «Ты словечко», «Звездный городок» и многие другие пользуются большой популярностью у советского народа. [372] Сейчас композитор закончил новую симфонию «Друзьям-однополчанам», которая посвящена летчикам — участникам Великой Отечественной войны, и будет впервые исполняться 9 мая 1965 г в Колонном зале г. Москвы оркестром и артистами Всесоюзного радио. Леонид Викторович только что создал новую песню «Первая эскадрилья», которая посвящается встрече летчиков-ветеранов 2-й воздушной армии. Слова для этой песни написал бывший воздушный стрелок 948 шап Александр Комаровский, который неоднократно летал на боевые задания на одном штурмовике с Л. В. Афанасьевым. В настоящее время А. Комаровский — известный драматург, театральный критик и журналист. Живет он в Молдавской ССР.

Артистом Большого театра СССР стал бывший командир эскадрильи 948 шап капитан запаса Ф. В. Пархоменко. Однополчане его хорошо помнят как смелого, отважного летчика, веселого добродушного товарища, замечательного певца — постоянного участника художественной самодеятельности. Он с большим успехом исполнял и песни военных лет, и народные украинские песни, и арии из опер. «Родился ты, Филипп, артистом», — говорили ему друзья. И их слова сбылись. После войны на Всеармейском смотре художественной самодеятельности, который проходил в Москве, Филиппа Васильевича Пархоменко слушали знаменитые артисты, входившие в состав жюри. И все они единогласно признали в нем природный талант и незаурядные дарования вокалиста. Пархоменко был сразу же зачислен в труппу Большого театра. А дальше труд, учеба, гастроли во многие города и страны мира. Сейчас Филипп Васильевич как ведущий солист участвует во многих спектаклях Большого театра, среди них оперы «Кармен» Бизе, «Русалка» Даргомыжского, «Хованщина» Мусоргского, «Майская ночь» Римского-Корсакова.

Мужественный летчик Герой Советского Союза подполковник запаса И. Н. Виноградов, бывший заместитель командира 235 шап, избран председателем колхоза в Калининской области. Во время войны он водил в бой грозные «илы». Немецкие танковые и пехотные части не однажды изведали силу их удара. Многие гитлеровцы нашли себе могилу от метких штурмовых атак отважного героя. А сейчас главная забота подполковника запаса И. Н. Виноградова — повышение урожайности колхозных полей. И приятно отметить, что герой войны успешно руководит колхозным хозяйством, которое растет из года в год и является одним из лучших в области.

Герой Советского Союза полковник Ф. М. Косолапов, бывший командир 937 иап, после увольнения в запас окончил сельскохозяйственную академию и возглавляет сейчас крупный совхоз в Черниговской области. [373] В одном из совхозов Киевской области трудится полковник запаса Е. В. Боярский. Сержант запаса Т. Е. Титов, бывший секретарь комсомольского бюро 205 бао, руководит колхозом в Воронежской области.

В послевоенные годы многих бывалых авиаторов, участников боев и сражений, можно увидеть в аудиториях высших учебных заведений и лабораториях научно-исследовательских институтов.

Генерал-лейтенант итс И. И. Нагиба (заместитель главного инженера 2 ВА по вооружению) после демобилизации из армии работал сначала старшим научным редактором Большой Советской Энциклопедии, а в настоящее время он заместитель директора Московского энергетического института им. Г. М. Кржижановского. В 1955 г. И. И. Нагиба получил ученую степень доктора технических наук. Неоднократно избирался членом партийного бюро института.

Бывший начальник медицинской службы 2 ВА полковник запаса П. К. Быков преподавал в Московском областном педагогическом институте им. Н. К. Крупской и Первом медицинском институте. Его увлекательные лекции с большим интересом слушали студенты. В 1964 г. Павел Константинович Быков по болезни вынужден был оставить преподавательскую работу. Тем не менее он продолжает трудиться: пишет мемуары, собирает материалы для Ленинградского военно-медицинского музея.

Важному и благородному делу подготовки кадров в высших учебных заведениях посвятили свою послевоенную жизнь бывший инженер эскадрильи Г. Ф Соков и комсорг 165 гв. шап Ю. К. Мелюшев. Они являются преподавателями институтов.

Научным сотрудником Научно-исследовательского института судебной медицины Министерства здравоохранения работает бывший старший врач отдельного чехословацкого полка подполковник медицинской службы запаса И. С. Карандаев. В 1964 г. он защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата медицинских наук. Опубликовал семь научных трудов. По поручению партийного комитета института руководит семинарами по марксистской философии.

В одном из московских научно-исследовательских институтов работает старшим научным сотрудником бывший начальник штаба 2-й воздушной армии генерал-лейтенант авиации запаса Н. Л. Степанов, успешно защитивший после войны кандидатскую диссертацию. Инженер-полковники запаса М. В. Колесов и М. И. Просвирнин нашли применение своим богатым знаниям и боевому опыту в Научно-исследовательском институте гражданской авиации в Риге. [374]

Над важными научными проблемами плодотворно трудятся в научно-исследовательских институтах страны Герой Советского Союза подполковник запаса П. Ф. Федотов, который командовал 95 гв. шап, полковник запаса П. Р. Цехмистренко, бывший помощник начальника оперативного отдела штаба 2 ВА, кандидат военных наук полковник запаса В. М. Усов,. бывший командир роты ЗОС воздушной армии Д. Ф. Немчинович. За успехи в работе они многократно поощрялись премиями и благодарностями. Выступают с докладами и лекциями перед служащими своих институтов.

Долгое время после войны возглавлял первый факультет Военно-воздушной Краснознаменной академии бывший командир 2 гв. шак Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации С. В. Слюсарев. Здесь он успешно защитил диссертацию и полечил ученую степень кандидата военных наук. В 1964 г. С. В. Слюсарев уволился в запас.

В Харьковском государственном университете учится бывший командир 129 гв. иап полковник запаса В. И. Бобров. Многим авиаторам старшего поколения знаком этот прославленный летчик интернациональных бригад, боровшихся за счастье народов против кровавых орд Франко. В небе Испании молодой летчик сбил 13 фашистских самолетов лично и 4 в групповом бою. А когда Отечество снова призвало к бою, Владимир Иванович уже в первый день войны 22 июня 1941 г. сбил немецкий самолет. Всего за время Великой Отечественной войны В. И. Бобров сразил 30 гитлеровских самолетов лично и 20 в групповом бою, в том числе один в последний день войны 9 мая 1945 г. Он воспитал много отважных героев и среди них своего ведомого Михаила Девятаева, совершившего поразительный по смелости подвиг: бегство из плена на захваченном у врага самолете.

Исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова закончил Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации запаса Ф. П. Котляр. Свою дипломную работу он посвятил боевым действиям ВВС в Белорусской операции. В настоящее время боевой генерал пишет кандидатскую диссертацию.

В Молдавском государственном университете (г. Кишинев) успешно осваивает курс наук бывший командир эскадрильи 235 шап Герой Советского Союза майор запаса А. П. Красилов.

Во время войны солдатом аэродромной роты, а затем начальником клуба 172 бао служил сержант П. Ф. Дуброва. В настоящее время он крупный ученый, доктор сельскохозяйственных наук, является заместителем директора Научно-исследовательского института Министерства сельского хозяйства в Мичуринске. [375] Опубликовал учебник и ряд научных трудов по организации садоводства в колхозах и совхозах нашей страны.

В Московском областном краеведческом музее работает научным сотрудником бывший стрелок-радист сержант запаса В. И. Колобынин. В Центральном архиве Министерства обороны старшим научным сотрудником работает полковник запаса В. К. Кореняк.

В пору грозных сражений мы подчас незаслуженно забывали о скромных боевых тружениках — служащих штабов и частей авиационного тыла. А ведь они, в основном девушки и женщины, несли на своих хрупких плечах тяжелую ношу, ковали вместе со всеми воинами победу, пережили наравне с другими все тяготы военного времени. За ратный героический труд многие служащие 2-й воздушной армии были удостоены правительственных наград.

После окончания войны все они вернулись к своим мирным профессиям, воспитывают детей и внуков, стали педагогами, врачами, инженерами, трудятся в лабораториях учебных заведений, на заводах, стройках, в колхозах и совхозах. Чертежница оперативного отдела штаба армии А. С. Чигарева является старшей лаборанткой одной из кафедр Военно-воздушной Краснознаменной академии. За успехи в обеспечении учебного процесса она многократно поощрялась благодарностями и денежными премиями. Долгое время работала старшим библиотекарем ВВКА бывшая заведующая делопроизводством — машинистка штаба воздушной армии Е. Н. Евдокимова, которая ныне находится на пенсии.

Секретарь политотдела 2-й воздушной армии М. Ф. Бруневская — сейчас старший редактор издательства «Беларусь». Подготовленные к выпуску ею книги о здоровой и вкусной лище, о моделях одежды пользуются большим спросом у женщин. Бывший зубной врач 419 бао Е. Д. Шеремет лечит больных в Гайсинской амбулатории Винницкой области. Секретарем приемной председателя Партийно-государственного контроля ЦК КП и Совета Министров БССР работает бывший секретарь прокуратуры 2 ВА В. А. Бортник.

Звания «Отличник здравоохранения» заслужила заведующая здравпунктом издательства «Звезда» Е. К. Красовская, в прошлом фельдшер одного из батальонов аэродромного обслуживания. На Минском заводе медицинских препаратов трудится бухгалтером В. А. Сухова, которая была сотрудником инженерно-авиационной службы воздушной армии. Диспетчер штурманской службы З. Н. Хайме ныне работает в аппарате горисполкома Щелкова Московской области. Сотрудниками жилищно-эксплуатационной конторы в Москве являются М. А. Субботина и В. Г. Федотова, которые были механиками по вооружению в 95 гв. шап. Воздушные стрелки-радисты 93 гв. шап К. Я. Алексашкина и Т. И. Потапова занимаются воспитанием своих детей, избраны членами родительского комитета школы.

Неимоверные трудности военных походов, ранения и контузии, тяжесть безвозвратно бегущих лет подорвали здоровье многих прославленных воинов 2-й воздушной армии, вынудили их уйти бессрочно на заслуженный отдых. Среди них генералы В. И. Александрович, А. И. Асауленко, Г. М. Васильков, А. В. Винокуров, М. М. Головня, М. X. Гордиенко, Д. Г. Денисенко, Герой Советского Союза В. М. Забалуев, И. Д. Климов, Ф. И. Качев, Герой Советского Союза С. А. Куманичкин, Герой Советского Союза А. И. Лакеев, В. Е. Молодцов, Г. В. Мусиенко, М. П. Нога, А. С. Пронин, С. Н. Ромазанов, А. И. Степанов, А. А. Семенов, К. Н. Смирнов, А. П. Сухановский, В. Г. Точилов, офицеры Герой Советского Союза Г. А. Алексеенко, Н. Н. Виноградов, Герой Советского Союза В. Р. Жигунов, Герой Советского Союза С. Л. Индык, В. В. Иванов, А. Е. Клещев, С. И. Костин, Е. С. Лапеха, Ф. С. Ларин, Герой Советского Союза А. А. Ложечников, П. И. Пестряков, М. Г. Ржевский, С. И. Тельнов, Герой Советского Союза И. К. Шутт, Г. А. Ульянов, А. В. Устинов и др. Но все они активно участвуют в общественной жизни, работают агитаторами, выступают перед трудящимися с лекциями и докладами.

Мы здесь упомянули лишь немногие имена из многотысячного коллектива ветеранов, достойных глубокого уважения и славы. Среди них, к сожалению, нет таких известных генералов и офицеров, как дважды Герои Советского Союза генерал В. Г. Рязанов и полковник В. А. Зайцев, Герой Советского Союза и народный герой Югославии генерал А. Н. Витрук, Герой Советского Союза генерал С. И. Миронов, генералы К. И. Тельнов, С. И. Нечипоренко, А. И. Скляр, С. У. Рубанов, М. И. Проценко, В. И. Рябцев, Герой Советского Союза подполковник Н. С. Путько, младший лейтенант Л. А. Егорцев и др. Неумолимая смерть вырвала этих воинов из наших рядов, но ничто не в силах заставить забыть их имена и подвиги.

Пусть любой ветеран, где бы он ни жил, кем бы ни трудился, знает, что ни в какой книге невозможно дать полную характеристику героических подвигов каждого воина в отдельности. Но есть память людская, которая сохранит навеки имена тех, кто защищал Родину в тяжелые годы войны и прославил ее на мирных стройках коммунизма. Эти имена — эталон мужества, пример для молодого поколения. У этих людей надо учиться, с них брать пример.

По-разному сложились судьбы у бывших воинов 2-й воздушной армии. Но где бы ни были и какую бы работу ни выполняли, они всегда готовы по первому зову народа и родной Коммунисгической партии снова встать на защиту Отечества и до конца выполнить свой патриотический долг по разгрому Брага, если он развяжет войну против СССР и стран социалистического лагеря.

Полковник И. В Тимохович, полковник запаса Л. В. Смирнов

Первая эскадрилья

(Песня)

Музыка лауреата Государственной премии бывшего командира эскадрильи 948 шап майора запаса Л. Афанасьева. Слова бывшего воздушного стрелка 948 шап сержанта запаса А. Комаровского

Нас было двенадцать верных друзей —
Надежные руки и крылья,
Нас было двенадцать веселых парней —
Первая эскадрилья!

Припев:
За счастье, за дружбу, за Родину-мать,
Чтоб вечно ее мы любили!
В багровое небо взлетала опять
Первая эскадрилья!

Хранили мы верно дружбу свою,
Мы кровью ее освятили.
Троих потеряла в жестоком бою
Первая эскадрилья...

Припев:
За счастье, за дружбу, за Родину-мать,
Чтоб вечно ее мы любили!
В багровое небо взлетала опять
Первая эскадрилья!

Давно мы расстались с нашим полком,
И годы, как волны, проплыли,
И снова собралась за общим столом
Первая эскадрилья!

Припев:
За счастье, за дружбу, за Родину-мать!
Чтоб вечно ее мы любили!
Поднимем бокалы и выпьем опять
Первая эскадрилья!

В Чите и в Москве, в Кишиневе, в Орле
Мы верности клятв не забыли,
Единой дорогой идет по земле
Первая эскадрилья!

Припев:
За счастье, за дружбу, за Родину-мать,
Чтоб вечно ее мы любили!
В багровое небо взлетала
опять Первая эскадрилья!

А грянет беда — подросли сыновья,
И тоже мечтают о крыльях!
Нас будет двенадцать, как прежде, друзья, —
Первая эскадрилья!

Припев:
За счастье, за дружбу, за Родину-мать!
Чтоб вечно ее мы любили!
В тревожное небо взлетает опять
Первая эскадрилья!

Дальше