Содержание
«Военная Литература»
Военная история

За нашу Советскую Родину!

Фронтовой путь частей и соединений 16-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии и ее сателлитов овеян немеркнущей боевой славой.

Сформированная по приказу Народного комиссара обороны СССР в августе 1942 года на берегах великой русской реки Волги, 16-я воздушная армия приняла участие в грандиозной Сталинградской битве сначала в составе войск Сталинградского, а с сентября 1942 года — Донского фронтов.

В первые дни существования в составе армии было всего 4 авиационных дивизии и 2 отдельных авиаполка, которые имели 152 боеготовых самолета.

Несмотря на сложность обстановки в воздухе, летный состав воздушной армии в борьбе с фашистскими захватчиками показал образцы храбрости, героизма и глубокого сознания воинского долга. Авиационные соединения 16-й воздушной оказали ощутимую поддержку с воздуха войскам фронта в период беспримерной обороны города-героя, а затем в контрнаступлении и разгроме окруженной 330-тысячной немецко-фашистской армии в районе Сталинграда.

Летом 1943 года в жесточайшей Курской битве соединения 16-й воздушной армии, активно поддерживая и прикрывая с воздуха войска Центрального фронта, помогли сорвать планы противника, жаждавшего взять реванш за поражение под Сталинградом. 16-я воздушная армия и взаимодействовавшие с нею воздушные армии соседних фронтов выиграли борьбу за господство в воздухе.

После разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге 16-я воздушная армия поддерживала с воздуха войска Центрального фронта (позднее — Белорусского и 1-го Белорусского фронтов) в летне-осенней и зимней [4] кампаниях 1943—1944 гг. на конотопско-киевском, черниговско-мозыръском и гомельско-бобруйском направлениях.

Летом 1944 года воздушная армия, выросшая за два года более чем в 10 раз, в тесном взаимодействии с сухопутными войсками вела активные боевые действия по разгрому гитлеровцев в наступательных операциях на территории Белоруссии и восточных районов Польши, прочно удерживая за собой господство в воздухе.

В январе — феврале 1945 года воздушная армия участвовала в наступлении войск 1-го Белорусского фронта, оказав огромную поддержку им в окружении и уничтожении вражеских войск в боях на пути от Вислы до Одера на варшавско-кюстринском направлении. Затем воздушная армия содействовала войскам фронта, громившим восточно-померанскую группировку противника.

И наконец, получив усиление из резерва Главного Командования (РГК), 16-я воздушная армия силами около 30 авиадивизий (свыше 3000 боевых самолетов) в составе войск 1-го Белорусского фронта во взаимодействии с воздушными армиями соседних фронтов участвовала в завершающей битве — Берлинской операции, закончившейся окончательным разгромом гитлеровской Германии.

Таким образом, авиаторы 16-й воздушной армии участвовали в битвах и сражениях с врагом на главных стратегических направлениях советско-германского фронта, совершив на своем боевом пути более 288 тысяч боевых вылетов.

Авиаторы 16-й воздушной, накапливая и творчески используя фронтовой опыт, повседневно совершенствовали формы и методы боевого применения различных родов авиации и отрабатывали до совершенства взаимодействие с сухопутными войсками.

Они внесли весомый вклад в развитие теории оперативного искусства и тактики советских Военно-Воздушных Сил.

Командиры, политработники и партийные организации частей воздушной армии были активными проводниками политики Коммунистической партии. Они организовывали и вдохновляли воинов-авиаторов на священную борьбу с фашизмом, воспитывали у личного состава смелость и мужество, отвагу и готовность к самопожертвованию, беспредельную преданность советской Родине и ненависть [5] к ее врагам, постоянно заботились об укреплении дисциплины и организованности.

Личный состав воздушной армии обладал крепким моральным духом, отличался боевым энтузиазмом и неудержимым наступательным порывом. Летчики и штурманы, воздушные стрелки и радисты, инженеры и техники, механики и другие специалисты, воины авиационного тыла с честью выполнили свой долг перед Родиной.

Своими героическими подвигами бойцы воздушной армии — истребители и штурмовики, бомбардировщики и разведчики — вписали немеркнущие страницы в боевую летопись Советских Вооруженных Сил. Более 30 летных экипажей повторили бессмертные подвиги русского летчика П. Н. Нестерова и летчика коммуниста Н. Ф. Гастелло, таранив противника в воздухе и на земле.

В авангарде воздушных бойцов армии всегда были коммунисты и комсомольцы. Их количество непрерывно росло. За период с августа 1942 года по май 1945 года 20275 лучших воинов-авиаторов вступили в ряды Коммунистической партии и 4735 стали комсомольцами.

Героизм и воинское мастерство личного состава 16-й воздушной по достоинству оценены партией и правительством. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм 200 летчиков и штурманов были удостоены звания Героя Советского Союза, трое награждены второй и один — третьей Золотой Звездой Героя. В числе кавалеров Золотой Звезды русские и белорусы, украинцы и грузины, армяне, осетины и воины других национальностей. Более 27 000 авиаторов за боевые отличия награждены орденами и медалями СССР.

Столица нашей Родины Москва 53 раза салютовала артиллерийскими залпами доблестным войскам Центрального, Белорусского и 1-го Белорусского фронтов, при этом в поздравительных приказах Верховного Главнокомандующего отличившиеся соединения и части 16-й воздушной армии упоминались 47 раз.

Многие авиасоединения и части воздушной армии в ожесточенных сражениях против фашистских захватчиков по праву заслужили звание гвардейских (каждый третий авиаполк стал гвардейским). 3 авиасоединения и части награждены орденом Ленина, 93 — орденом Красного [6] Знамени, 61 — орденом Суворова, 22 — орденом Кутузова, 11 — орденом Александра Невского, 4 — орденом Богдана Хмельницкого и 14 — орденом Красной Звезды. Впоследствии 16-я воздушная армия стала Краснознаменной.

Почти всем соединениям и частям были присвоены почетные наименования — Волжские и Сталинградские, Бахмачские и Нежинские, Черниговские и Гомельские, Мозырьские и Речицкие, Бобруйские и Брестские, Пражские и Варшавские, Лодзинские и Бранденбургские, Померанские, Берлинские и другие (всего 64 почетных наименования).

Из фронтовых авиационных командиров 16-й воздушной армии выдвинулось много видных военачальников Военно-Воздушных Сил (ВВС).

В боях с немецко-фашистскими захватчиками немало славных воздушных соколов сложило свои головы. Оставшиеся в живых боевые товарищи свято чтут светлую память героев, павших смертью храбрых за счастье грядущих поколений.

Отгремела война... Тысячи авиаторов по возрасту ушли в запас и отставку, трудятся в народном хозяйстве, принимают активное участие в общественной работе и военно-патриотическом воспитании молодежи.

Бывшие воины армии спустя много лет после окончания войны не теряют фронтовой дружбы. Памятной для многих убеленных сединой воинов были встречи в Москве и Монино в августе 1967 и 1972 года, приуроченные к 25- и 30-летию со дня формирования армии.

Славные боевые традиции авиаторов 16-й воздушной бережно хранят и приумножают воины советских Военно-Воздушных Сил. Наследники боевой славы своих дедов и отцов овладевают современной техникой, повышают боевую готовность и в тесном содружестве с авиаторами братских социалистических стран зорко охраняют воздушные рубежи стран социалистического лагеря, мирный труд нашего народа, строящего коммунизм. Они всегда готовы дать отпор любому агрессору.

В этой книге на основе архивных документов, воспоминаний военачальников и непосредственных участников событий, а также личных воспоминании авторов кратко рассказывается о боевых действиях авиации и подвигах воинов 16-й воздушной армии в сражениях с врагом на трудном пути от Волги да Эльбы в 1942—1945 годах. [7]

Дальше