Издание: История открытия и освоения Северного морского пути. - М.: Морской транспорт, 1956-1962.
Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)
История открытия и освоения Северного морского пути: В 4 томах. М.: Морской транспорт, 1956–1969. Том 1. Белов М. И. Артическое мореплавание с древнейших времён до середины XIX века / Под редакцией: Я. Я. Гаккеля, А. П. Окладникова, М. Б. Черненко. М.: Морской транспорт, 1956. 592 с. Тираж 3000 экз.; Том 2. Пинхенсон Д. М. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма / Под редакцией: Я. Я. Гаккеля, М. Б. Черненко. М.: Морской транспорт, 1962. Т. 2. 766 с. Тираж 1000 экз.; Том 3. Белов М. И. Советское арктическое мореплавание 1917–1932 гг. / Под редакцией: Я. Я. Гаккеля, М. Б. Черненко. М.: Морской транспорт, 1959. 510 с. Тираж 3000 экз.; Том 4. Белов М. И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера. 1933–1945 гг. М.: Морской транспорт, 1969. Т. 4. 616 с. Тираж 2000 экз.
Об издании: С древнейших времен, от первых попыток плавания в арктических морях и до наших дней, когда через полярные просторы проложен Северный морской путь, северная водно-транспортная магистраль Советского Союза, развитее арктического мореплавания теснейшим образом: связаны с историей нашей страны. В открытии и освоении Северного морского пути ведущая роль принадлежит народам нашей страны, которые внесли решающий вклад в: изучение полярных и приполярных стран, в развитие ледового мореплавания и судостроения. Самая мысль о возможности плавания по полярным морям из Атлантического океана в Тихий возникла в России; с тех пор она разрабатывается в нашей стране на протяжении нескольких столетий с неослабным упорством и целеустремленностью. Первый том 'Истории открытия и освоения северного морского пути» охватывает период развития арктического мореплавания с древнейших времен до падения крепостного права в России, т. е. рассматривает проблему Северного морского пути в рамках русского феодализма. Показывая постепенное развитие географических представлений о Севере, книга знакомит с политическими и экономическими предпосылками снаряжения русских и иностранных полярных экспедиций и дает обширный новый материал, освещающий труды русского народа в деле изучения и освоения Северного морского пути. Большое место в книге уделено истории развития полярного судостроения, исследованиям морских и речных путей. Второй том 'Истории открытия и освоения Северного морского пути» охватывает по времени вторую половину XIX и первое пятнадцатилетие XX в., т. е. капиталистический период истории России. Третий том 'Истории открытия и освоения Северного морского пути» освещает начальный период социалистического освоения Советской Арктики от Великой Октябрьской социалистической революции до 1932 г., когда советская страна, завершая выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, приступила на Севере к осуществлению сквозного мореплавания из Атлантического океана в Тихий через арктические ледовитые моря. Четвертый том 'Истории открытия и освоения Северного морского пути» посвящен новому периоду народнохозяйственной эксплуатации великой арктической магистрали не только на отдельных ее участках (Карские экспедиции и Колымские рейсы), что наблюдалось раньше, но и на всем ее протяжении от европейских до тихоокеанских портов СССР. Этот период, датируемый 1933–1945 гг., совершенно новый этап многовековой истории Северного морского пути.