История открытия и освоения Северного морского пути

Сайт 'Милитера' ('Военная литература'): militera.lib.ru и militera.org
Издание: История открытия и освоения Северного морского пути. - М.: Морской транспорт, 1956-1962.
Источник: Полярная почта
Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)
История открытия и освоения Северного морского пути: В 4 томах. — М.: Морской транспорт, 1956–1969. — Том 1. Белов М. И. Артическое мореплавание с древнейших времён до середины XIX века / Под редакцией: Я. Я. Гаккеля, А. П. Окладникова, М. Б. Черненко. — М.: Морской транспорт, 1956. — 592 с. — Тираж 3000 экз.; Том 2. Пинхенсон Д. М. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма / Под редакцией: Я. Я. Гаккеля, М. Б. Черненко. — М.: Морской транспорт, 1962. — Т. 2. — 766 с. — Тираж 1000 экз.; Том 3. Белов М. И. Советское арктическое мореплавание 1917–1932 гг. / Под редакцией: Я. Я. Гаккеля, М. Б. Черненко. — М.: Морской транспорт, 1959. — 510 с. — Тираж 3000 экз.; Том 4. Белов М. И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера. 1933–1945 гг. — М.: Морской транспорт, 1969. — Т. 4. — 616 с. — Тираж 2000 экз.
Об издании: С древнейших времен, от первых попыток плавания в арктических морях и до наших дней, когда через полярные просторы проложен Северный морской путь, северная водно-транспортная магистраль Советского Союза, развитее арктического мореплавания теснейшим образом: связаны с историей нашей страны. В открытии и освоении Северного морского пути ведущая роль принадлежит народам нашей страны, которые внесли решающий вклад в: изучение полярных и приполярных стран, в развитие ледового мореплавания и судостроения. Самая мысль о возможности плавания по полярным морям из Атлантического океана в Тихий возникла в России; с тех пор она разрабатывается в нашей стране на протяжении нескольких столетий с неослабным упорством и целеустремленностью. Первый том 'Истории открытия и освоения северного морского пути» охватывает период развития арктического мореплавания с древнейших времен до падения крепостного права в России, т. е. рассматривает проблему Северного морского пути в рамках русского феодализма. Показывая постепенное развитие географических представлений о Севере, книга знакомит с политическими и экономическими предпосылками снаряжения русских и иностранных полярных экспедиций и дает обширный новый материал, освещающий труды русского народа в деле изучения и освоения Северного морского пути. Большое место в книге уделено истории развития полярного судостроения, исследованиям морских и речных путей. Второй том 'Истории открытия и освоения Северного морского пути» охватывает по времени вторую половину XIX и первое пятнадцатилетие XX в., т. е. капиталистический период истории России. Третий том 'Истории открытия и освоения Северного морского пути» освещает начальный период социалистического освоения Советской Арктики — от Великой Октябрьской социалистической революции до 1932 г., когда советская страна, завершая выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, приступила на Севере к осуществлению сквозного мореплавания из Атлантического океана в Тихий через арктические ледовитые моря. Четвертый том 'Истории открытия и освоения Северного морского пути» посвящен новому периоду народнохозяйственной эксплуатации великой арктической магистрали — не только на отдельных ее участках (Карские экспедиции и Колымские рейсы), что наблюдалось раньше, но и на всем ее протяжении — от европейских до тихоокеанских портов СССР. Этот период, датируемый 1933–1945 гг., — совершенно новый этап многовековой истории Северного морского пути.